- Мощность стартера ваз 2109
- Общее описание
- Распространенные неисправности
- Снятие и разборка стартера
- Устройство автомобилей
- Технические характеристики стартеров
- ПУСКОВОЙ ТОК СТАРТЕРА: как измерить и зачем это нужно?
- Базовые понятия
- От чего зависит пусковой ток стартера?
- Зачем надо знать пусковой ток стартера?
- Как измерить пусковой ток стартера?
- Как уменьшить пусковой ток стартера?
Мощность стартера ваз 2109
Стартер установлен на картере сцепления с левой стороны двигателя.
- Стартер:
- 1 – крышка со стороны коллектора
- 2 – корпус
- 3 – крышка со стороны привода
- 4 – привод
- 5 – вал якоря
- 6 – тяговое реле
- 7 – контактные болты
- 8 – вывод обмотки статора
Техническая характеристика стартера
Номинальная мощность, кВт
Потребляемая сила тока при максимальной мощности, А, не более
Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, А, не более
Потребляемая сила тока на холостом ходу, без реле, А, не более
Основное отличие данных моделей стартеров от тех, которые устанавливаются на другие модели автомобилей, это то, что нет опоры конца вала якоря в крышке со стороны привода автомобиля. Втулка, которая запрессована в картер сцепления, служит для данного механизма концом вала.
Технические характеристики автомобильного старт ера ВАЗ – 2109:
1. Номинальная мощность равняется 1, 3 киловатта
2. Сила тока, которая потребляется автомобильным стартером, при максимальной мощности равна не более чем в 260 Амперов.
3. Потребляема сила тока в то время, когда двигатель находится в заторможенном состоянии, равна не более чем 500 Амперов.
4. Потребляемая сила тока во время работы двигателя внутреннего сгорания транспортного средства на холостом ходу и без реле равна не более чем 600 Амперов.
Если автомобильный стартер вашего автомобиля пришел в негодность или просто требует планового ремонта, то необходимо провести ремонтные работы. Проводить данный вид работ лучше только в том случае, если вы имеете специальное образование или специальные навыки и знания, которые позволяют работать с подобными механизмами без угрозы нанесения дополнительных повреждений, которые потом будет гораздо тяжелее ликвидировать, кроме того, они могут потребовать солидных материальных затрат. Поэтому, в том случае, если вы не обладаете такими специализированными навыками, то лучше доверить ремонтные работы профессионалам, которые смогут гарантировать вам правильный и адекватный ремонт автомобильного стартера ВАЗ – 2109. Если же вы все-таки считаете, что обладаете достаточным уровнем знаний и опытом работы с подобными механизмами, то вы можете воспользоваться дальнейшими советами, которые помогут вам в правильной последовательности провести ремонтные работы.
Порядок выполнения ремонтных работ автомобильного стартера ВАЗ – 2109:
1. Отсоедините клемму вместе с проводом от клеммы тяглового реле стартера.
2. Теперь необходимо открутить ту гайку, которая расположена на креплении. Аккуратно снимите провод с контактного болта тяглового реле стартера.
3. Далее можно отвернуть болты, которые также расположены на креплении и снять защитную крышку.
4. Теперь вы должны будете открутить две гайки, которые расположены на дне отсека. И после отвернуть и третью гайку, которая расположена там же, где и предыдущие две.
5. Теперь можно вынуть стартер из картера крепления сцепления.
6. Помните о том, что все работы необходимо проводить в соответствии с техникой безопасности. При этом необходимо соблюдать максимальную осторожность и аккуратность. Особенно эти правила актуальны для автоматического стартера автомобиля, поскольку данная деталь транспортного средства является такой деталью, которая требует особой аккуратности в ремонте и в эксплуатации.
7. Также, перед тем как проводить ремонтные работы, попробуйте при помощи специальных электросхем выяснить причину поломки или неисправности. Таким образом, вам не придется заниматься теми деталями, которые находятся в полной рабочей готовности.
8. Стартер ВАЗ-2109 необходимо устанавливать на место только в обратном порядке тому, при котором стартер снимали.
9. При необходимости и только при необходимости разбирайте реле стартера. Делать это необходимо в определенном порядке, который приведен здесь в кратком описании. Сначала необходимо снять гайку, которая расположена на нижнем контактном болту. Теперь можно снять контактную шайбу и отсоединить наконечник вывода обмотки стартера. Отверните два винта крепления, которые принадлежат тягловому реле. Теперь необходимо вынуть тягловое реле, для этого вам необходимо будет вынуть якорь, предварительно отсоединив его от рычага, приподняв при этом реле. Вынув якорь, выньте пружину. Далее снимите специальное уплотнительное кольцо. При помощи подходящего отрезка трубы сбейте ограничительное кольцо со стопорного. Помните о том, что стопорное кольцо фиксирует ограничительное, которое установлено под ним. Теперь можете снять стопорное кольцо и снять ограничительное кольцо, которое расположено под первым. Отверните два винта, снимите специальную защитную крышку. Теперь снимите стопорное кольцо и регулировочные шайбы. Теперь можно отвернуть гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора. При помощи отвертки отожмите пружины с обеих сторон изолированных щеток и выньте сами щетки из специального щеткодержателя. Теперь снимите сам щеткодержатель.
Помните о том, что все работы по сбору тех или иных механизмов проводятся в строго обратном порядке тому, во время которого эти детали разбирались. Помните также о соблюдении техники безопасности, которая актуальна для данных работ. И ни в коем случае не пренебрегайте правилами техники безопасности. Также хочется еще раз сказать о том, что подобные работы требуют только квалифицированного отношения. Если у вас возникают определенные трудности с определением причин той или иной неисправности, обратитесь в ближайший сервисный центр. Старайтесь не пропускать регулярных технических осмотров, особенно тех, которые необходимо проходить по гарантийным срокам. В таком случае, во-первых, вы не потеряете своей страховки, а, во-вторых, получите качественную и квалифицированную помощь от специалистов. Также помните о том, что если на ваш автомобиль не закончился срок гарантии, то не стоит и пытаться проводить самостоятельно ремонт, поскольку это гарантированный способ потерять страховку и гарантию на авто.
Сломался авто?
Мы все починим!
+7 (961) 014-5673
+7 (915) 732-0659
Звоните!
Стартер ВАЗ 2109 идентичен тому, что устанавливается на автомобили ВАЗ 2108, 21099. По сути, это обычный электрический двигатель, работающий от постоянного тока, оборудованный комбинированным возбуждением и оснащенный двухобмоточных электромагнитным тяговым реле. Различия между стартерами для автомобилей ВАЗ состоят лишь в устройстве привода и коллекторного вала, а размеры у этих механизмов одинаковые. На автомобилях ВАЗ 2109 устанавливают стартер моделей 423.3708 или 29.3708, в некоторых случаях это может быть модель 5712.3708.
Общее описание
Мощность стартера довольно высокая, так что позволяет легко прокручивать коленчатый вал двигателя, преодолевая сопротивление сжатия. Для получения более высоких оборотов, можно устанавливать стартеры, оснащенные планетарным механизмом.
Сила потребляемого тока стартером ВАЗ 2109 при максимальной нагрузке может достигнуть 20 Ампер. Сама мощность зависит от конструкции устройства и составляет 1,55 или 1,3 кВт. В стартере, оснащенном планетарным редуктором, конструкция как бы делится на две составляющие – редуктор с приводом и сам электродвигатель.
Привод стартера расположен на оси, во время начала работы он смещается к ротору, под воздействием втягивающего реле. На бендексе и роторе нанесены спиральные шлицы. Конструкция бендекса включает муфту с шестеренкой и рычаг, входящий в зацепление с втягивающим реле. За счет специальной конструкции муфты бендекс может вращаться только в одну сторону.
Распространенные неисправности
Наиболее часто встречающейся поломкой стартера ВАЗ 2109 считается неисправность втягивающего устройства. Основной признак этой неисправности – отсутствие реакции стартера на поворот ключа зажигания. Проверить это можно, выполнив следующие действия:
- отсоединить аккумулятор;
- окрутить болты крепления втягивающего реле к стартеру;
- вынуть реле вместе с пружиной и сердечником.
Когда электромагнитное втягивающее устройство стартера демонтировано, надо вставить в него сердечник и подсоединить к аккумулятору, но можно обмотку проверить и тестером. Если обмотка «пробита», ремонт невозможен, ее следует только заменить.
Еще одна характерная неисправность – чрезмерный износ муфты бендекса или шестеренки, в результате чего стартер вращается, но на коленчатый вал крутящий момент не передается. Вышедший из строя бендекс ремонту не подлежит, его нужно только менять – сделать это можно только после снятия и разборки стартера. Иногда аналогичные симптомы возникают при сильном износе зубьев маховика – тогда нужно будет снимать коробку передач, сбивать венец и устанавливать новый. Операция эта длительная и дорогая, но утешает то, что такая ситуация встречается очень редко.
Снятие и разборка стартера
Стартер крепится к блоку сцепления двигателя 2109 – устанавливается он на три шпильки, находящиеся в блоке. Способ крепления у всех моделей одинаков, а это значит, что механизмы можно легко менять. Чтобы стартер снять, достаточно открутить три гайки, отключить клемму от аккумулятора и отсоединить провода, идущие к втягивающему реле и к обмотке. После этого надо начать двигать стартер в направлении аккумулятора, пока он не выйдет из кожуха сцепления, после чего можно его вынимать. Гораздо удобнее выполнять это снизу, стоя в яме или подняв автомобиль на подъемнике. Предварительно придется снять защиту двигателя. После снятия можно приступать к разборке.
Но хотя стартер ВАЗ 2109 не слишком сложный механизм, но все-таки, обслуживанием генераторов и стартеров должен заниматься специалист. К тому же может потребоваться ремонтный комплект.
Источник статьи: http://kalina-2.ru/remont-vaz/moshhnost-startera-vaz-2109
Устройство автомобилей
Технические характеристики стартеров
Наиболее характерными режимами работы стартера являются:
- режим максимальной мощности Pmax при токе стартера приблизительно равном 0,5 Iт ;
- режим полного торможения при токе Iт , частоте вращения n = 0 и максимальном крутящем моменте Mmax ;
- режим холостого хода при токе холостого хода Ix и максимальной частоте вращения nmax .
Параметры этих режимов являются контрольными и их значения задаются в технических условиях.
В таблице 1 приведены значения основных параметров некоторых типов отечественных стартеров, используемых в автомобильных системах пуска двигателей российских производителей.
Таблица 1. Характеристики стартеров, используемых на отечественных автомобилях
Российские производители электрооборудования, а также производители стран ближнего зарубежья выпускают широкий спектр продукции для систем пуска автотракторных двигателей, в том числе — стартеров. Разнообразие применяемых на автомобильной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой моторизованной технике стартеров обосновано мощностью двигателей, на которых устанавливаются стартеры, а также условиями пуска и эксплуатации.
Перечень типов и моделей стартеров, наиболее часто встречающихся на отечественной технике, а также их основные характеристики, приведены в таблице 2 .
Таблица 2. Типы и модели стартеров, используемых на различных видах отечественной техники
Источник статьи: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/27-pusk_7/index.shtml
ПУСКОВОЙ ТОК СТАРТЕРА: как измерить и зачем это нужно?
Пусковым током стартера автомобиля называется максимальное значение силы тока, который потребляется им во время запуска двигателя. Измеряется в амперах и, в зависимости от рассмотренных в статье факторов, может варьироваться в диапазоне 100-500 А. От чего зависит этот показатель, на что он влияет, как его правильно измерить и уменьшить – простыми и понятными словами рассказано в данном материале.
Базовые понятия
Для начала рассмотрим несколько базовых понятий, чтобы лучше понимать, что такое пусковой ток автомобильного стартера, и не путать эту величину с другими характеристиками.
Автомобильный стартер является ничем иным, как электродвигателем постоянного тока. Это означает, что он выполняет свою работу (крутит коленвал двигателя), потребляя электрическую энергию, накопленную в аккумуляторной батарее. Эта энергия характеризуется несколькими величинами – напряжением, силой тока и мощностью.
Напряжение, при котором работает нагруженный стартер легкового автомобиля, находится в диапазоне примерно 11-13 В. Что значит нагруженный? Если стартер снять с двигателя и подключить к источнику тока без какой-либо нагрузки, то он будет работать и при гораздо меньшем напряжении. Однако будучи установленным на автомобиле, при напряжении менее 11 В он, как правило, не работает. Это хорошо знакомо тем автолюбителям, у которых была изношенная или полностью разряженная АКБ.
Сила тока, который потребляется нагруженным стартером легкового автомобиля, варьируется в диапазоне 100-500 А. Здесь, как и в случае с напряжением, большую роль играет нагрузка. Если стартер подключить к источнику питания отдельно от двигателя, то тока он потреблять будет гораздо меньше. Из этого следует, что чем большая нагрузка на стартер, тем больше тока он будет потреблять.
Мощностью стартера называется величина, которая зависит от напряжения, при котором он работает, и силы тока, который им потребляется в конкретный момент времени. Так, например, если стартер вашего автомобиля при напряжении 12 В потребляет ток силой 150 А, то его мощность в данный момент составляет 12 × 150 = 1800 Вт.
Из этого всего можно вывести следующее, важное для автомобилистов, понятие. Что происходит, когда АКБ изношена или слабо заряжена? А происходит то, что при работе стартера напряжение на ней просаживается, например, до 10,5 В. Это означает, что, если стартер потребляет все те же 150 А, то его мощность при таких условиях уже не 1,8 кВт, а всего лишь 1,5 кВт. Соответственно, он крутит коленвал вяло, либо ему вообще не хватает мощности, чтобы сдвинуть его с места.
Кроме того, чем большая просадка напряжения происходит на клеммах АКБ, тем меньший пусковой ток она способна выдавать. Отсюда следует, что на наш стартер идет уже не 150 А, а вдвое-втрое меньше. Это приводит к резкому уменьшению мощности, которой оказывается недостаточно, чтобы провернуть коленчатый вал двигателя.
Для некоторых автолюбителей будет интересной еще одна характеристика стартера. Она показывает количество энергии, которое он израсходовал, пока запускал двигатель. Измерить ее можно в А*ч (ампер-часах), а как мы помним, именно в этих единицах указывается емкость АКБ. Это означает, что по пусковому току и времени работы стартера мы можем узнать, на сколько сильно он разрядил нашу батарею.
Рассмотрим все тот же стартер. Допустим, во время всей своей работы он, потребляя ток силой 150 А, запустил двигатель с первой попытки, вращая его в течение 5 секунд. Теперь секунды надо перевести в часы, так как нас интересуют именно ампер-часы. 5 секунд – это примерно 0,0014 часов. Соответственно, наш стартер «взял» из батареи 150 × 0,0014 А*ч, то есть примерно 0,21 А*ч. И это при емкости в 50-60 А*ч.
Но здесь следует понимать, что мы рассмотрели упрощенные условия. Так, при больших токах потребления АКБ садится немного больше, чем это можно рассчитать на бумаге. Кроме того, не всегда двигатель запускается с первого раза, и так далее. Из всего этого важно усвоить следующее. Если стартер не смог прокрутиться из-за ослабленной АКБ, то ему, скорее всего, хвалило не А*ч, как думают многие. Ему не хватило пускового тока, так как разряженная или испорченная батарея не в состоянии выдавать такие большие токи.
От чего зависит пусковой ток стартера?
На разных моделях легковых автомобилей пусковой ток стартера может значительно отличаться по своей величине. Разберем, от чего это зависит.
- Во-первых, от типа двигателя. Так, чтобы прокрутить на старте дизельный двигатель, требуется на порядок больше мощности, чем для бензинового мотора с таким же объемом. А как мы уже выяснили, чем большей мощности стартер, тем больше тока он потребляет для выполнения своей работы.
- Во-вторых, от объема двигателя. Чем он больше, тем тяжелее стартеру его запускать. Соответственно, для этого требуется больше мощности, а значит и пускового тока.
- В-третьих, пусковой ток на разных автомобилях зависит и от самого стартера – его модели, мощности и так далее. Все это подбирается производителем, исходя из первых двух факторов, а также ряда других нюансов.
Однако пусковые токи стартера могут отличаться не только на разных автомобилях, но и на абсолютно одинаковых. Более того, на одной и той же машине, например, вашей, при разных условиях пусковой ток может сильно разниться. От чего зависит его сила в этом случае?
В первую очередь, от технического состояния двигателя. Если в нем что-либо подклинивает, тяжело вращается и так далее – стартеру труднее все это сдвигать с места, а потому он будет потреблять больший пусковой ток.
Следующий фактор, влияющий на пусковые токи, это температура окружающей среды. Чем она ниже, тем гуще становится моторное масло, и тем тяжелее стартеру такой двигатель запустить.
Далее идет состояние самого стартера. Например, если в нем изношены или загрязнены втулки, выступающие в роли подшипников трения, вращаться ему тяжелее, и он будет потреблять больший ток.
Еще хуже обстоит ситуация, когда есть короткие замыкания в обмотках стартера. Здесь уже прекрасно показывает себя всем известный закон Ома. При локальных замыканиях электрическое сопротивление обмоток уменьшается, а по закону Ома (при одном и том же напряжении) это приводит к увеличению силы тока. При этом следует понимать, что мощность будет не увеличиваться, а наоборот, уменьшаться, так как используется не весь потенциал электродвигателя.
К аналогичному исходу приводят плохие контакты на клеммах, проводящих тот самый пусковой ток от АКБ к стартеру. Здесь работает все тот же закон. Чем хуже контакт, тем меньше сечение проводника на этом участке. А чем меньше сечение, тем больше электрическое сопротивление. А это значит, что и мощность стартера будет меньшей.
Итого, пусковой ток стартера зависит и от характеристик, и от технического состояния, и от сопротивлений, которые препятствуют его работе. Причем сопротивление может быть как механического характера, так и электрическим.
Зачем надо знать пусковой ток стартера?
В первую очередь для того, чтобы правильно подобрать аккумуляторную батарею, если старую пришло время заменить. Если на этот параметр не обратить внимание, погнавшись за привлекательной ценой или ампер-часами емкости, можно столкнуться с тем, что новая батарея не сможет нормально прокрутить ваш стартер, либо вообще не сдвинет его с места.
Как правило, на всех современных автомобильных аккумуляторных батареях эта характеристика указывается под видом максимального пускового тока. То есть, на первый взгляд, сложностей с выбором возникать не должно. Однако здесь есть несколько нюансов. Рассмотрим их.
- Во-первых, надо учитывать, что указанный на корпусе АКБ максимальный пусковой ток она сможет выдавать только в полностью заряженном состоянии. То есть, когда новый аккумулятор однажды окажется по тем или иным причинам разряженным, например, наполовину, то пусковой ток, который она будет способна выдать, уменьшится.
- Во-вторых, максимальный пусковой ток, указанный на корпусе, будет неуклонно уменьшаться с каждым днем эксплуатации батареи. Так, если новая и полностью заряженная она будет способна выдавать 400 А (как написано), то через полгода эта характеристика может уменьшиться уже до 300 А, и так далее.
- В-третьих, не лишним будет помнить о том, что некоторые производители не стыдятся «немножко» преувеличивать характеристики выпускаемой продукции. Это значит, что при указанных на корпусе 500 А максимальный пусковой ток на самом деле не дотянет до этого показателя. В некоторых случаях измерения показывали, что производитель «преувеличил» этот параметр аж в два раза. К счастью, встречаются такие случаи сегодня редко. Но помнить о них надо. Для проверки истинного максимального пускового тока АКБ есть специальные электронные приборы.
Далее необходимо учитывать, что автомобиль не всегда эксплуатируется при одинаковых условиях и в идеальном техническом состоянии. Это означает, что батарею по пусковому току надо выбирать с запасом – чем больше, тем лучше.
У некоторых автолюбителей присутствует ошибочный страх, что чрезмерно высокий пусковой ток, указанный на батарее, сможет сжечь стартер. Это не так. Стартер никогда не возьмет тока больше, чем ему нужно. Так что, если на АКБ написано, что максимальный ток 600 А, то это не значит, что на стартер пойдет именно такой ток. Нет. Он возьмет только «свои» положенные 150-200 А.
Это что касается выбора батареи. Однако знать пусковой ток вашего стартера полезно и для других целей. В том числе, по повысившемуся энергопотреблению возможно своевременно выявить кое-какие проблемы с машиной. Если ток потребления стартера увеличился, то это может указывать на его износ, засорение, короткие замыкания в обмотках, плохой контакт и другие поломки. Устранив своевременно эти недостатки, вы уменьшите нагрузку и износ аккумуляторной батареи. Соответственно, прослужит она дольше, а двигатель будет запускаться легче даже несмотря на крепкие морозы.
Как измерить пусковой ток стартера?
В первую очередь, не повторяйте ошибку некоторых автолюбителей, которые однажды попытались измерить пусковой ток стартера при помощи мультиметра. Как они поступали. Мультиметр в режиме амперметра подключался в разрыв одной из клемм на АКБ. То есть, клемма снималась, один щуп прикладывался на батарею, второй – на отсоединенный провод. Далее запускался двигатель, но ток стартера таким способом никто не узнал.
А все потому, что мультиметры, которые есть у многих автолюбителей, не рассчитаны на измерение силы тока более 10-20 А. А стартер даже малолитражного автомобиля потребляет не менее 100 А. Соответственно, такой способ измерения всегда будет приводить к одному и тому же исходу – сгоранию мультиметра. Особенно опасны такие эксперименты с дешевыми приборами, у которых амперметр включен в систему без предохранителя.
Эта методика подходит только для измерения тока утечки АКБ, и должна выполняться исключительно при выключенном двигателе.
Для правильного измерения пускового тока стартера потребуется другой измерительный прибор, который называется токовые клещи. На таких девайсах имеются клещи, которые необходимо замкнуть вокруг провода, по которому течет ток, который мы хотим измерить. Когда работает стартер, то одинаковый ток течет что по минусовому, что по плюсовому проводах, отходящих от АКБ.
Измерения проводятся следующим образом. Аккумулятор необходимо предварительно полностью зарядить. Только так стартер сработает на полную мощность, и только так можно будет оценить потребляемый им ток. Далее на один из силовых проводов АКБ устанавливаются токовые клещи, а помощник включает стартер, поворачивая ключ зажигания. Пока стартер работает, по прибору фиксируются максимальные показатели.
Чтобы измерения были более обширными и информативными, их желательно повторить несколько раз, и при разных условиях. При этом, следует помнить, что после каждого запуска двигателя необходимо давать аккумулятору «отдохнуть», иначе показания будут недостоверными. Как правило, таким способом проводится три измерения, а затем выводится среднее арифметическое.
Проводя замеры пусковых токов, помните, что чем больше разряжен АКБ, тем показатели будут меньшими. Также следует учитывать, что прогретый двигатель завести легче, а потому потребляемый стартером ток может сильно отличаться от того, который им потребляется при «холодной прокрутке».
Как уменьшить пусковой ток стартера?
Делать это очень полезно, в первую очередь, для АКБ. Ведь чем меньший ток будет потреблять стартер, тем она прослужит дольше. Также это значительно повысит шансы успешного запуска двигателя в морозы, да еще и при частично разряженной батарее.
Уменьшить пусковой ток стартера можно несколькими способами. Применять их желательно комплексно, и регулярно. Рассмотрим основные.
Для начала необходимо обеспечить нормальный контакт в местах соединения силовых проводов с АКБ и стартером. С контактных площадок и клемм надо удалить окислы и ржавчину, после чего надежно все закрепить на своих местах (если только стартер не будет сниматься для выполнения следующих шагов).
Далее, чтобы уменьшить пусковой ток, надо демонтировать стартер с автомобиля, и разобрать его. Чаще всего здесь «виноваты» бронзовые втулки, которые выполняют роль подшипников скольжения. Если они изношены (есть заметный поперечный люфт ротора), замените их на новые. Если износа нет, то втулки надо тщательно очистить и смазать перед сборкой.
На пусковой ток также оказывают влияние токоведущие щетки и коллектор, к которому они прижимаются. Если на них имеется износ, сколы, царапины, трещины и другие дефекты – это замена. Коллектор необходимо очищать от графитового налета и пыли, которая забивается между его лепестками. Не используйте для этого острые металлические предметы и наждачную бумагу. Коллектор без проблем можно очистить до идеального состояния при помощи спирта и мягкой ветоши.
Для пущей уверенности можно проверить обмотки стартера на предмет коротких замыканий. Чтобы сделать это, понадобится мультиметр, включенный в режим измерения сопротивления. Эту величину можно измерить как на обмотках статора, так и на роторе. В обоих узлах сопротивление одинаковых обмоток должно быть примерно одинаковым. Если есть существенные отклонения или вообще обрыв, то такой стартер эксплуатировать нельзя. Его можно либо заменить, либо попробовать отдать на перемотку.
В завершение напомним, что состояние двигателя тоже влияет на пусковой ток стартера. Потому, если все его узлы поддерживаются в исправности и используется правильное моторное масло, максимальный пусковой ток стартера будет минимальным.
Источник статьи: http://shipshina.ru/article-303-puskovoy-tok-startera-kak-izmerit-i-zachem-eto-nuzhno.html