Мощность очага пожара
Такой параметр как мощность очага пожара является одним из ключевых понятий в пожарной науке. Данный параметр является исходным при расчете динамики опасных факторов пожара, например, при помощи FDS (Fire Dynamics Simulator), эффективности систем дымоудаления и при решении многих других задач. Мощность при горении — это количество тепла, выделяющегося в единицу времени. Численно данная величина определяется так:
Q’=m’·Hc=ηψF·Hc
где m’ — массовая скорость выгорания пожарной нагрузки (количество пожарной нагрузки, сгорающей в единицу времени), кг/с; Hc — теплота сгорания материала пожарной нагрузки (количество тепла, выделяющееся при сгорании 1 кг пожарной нагрузки), Дж/кг, η — коэффициент полноты сгорания, ψ — удельная массовая скорость выгорания, кг/м 2 ·с, F — площадь очага горения, м 2 .
В практических расчетах мощность очага пожара выражается в киловаттах или мегаваттах. Как видно, численное значение мощности зависит от теплоты сгорания, которая является свойством самого материала, а также от массовой скорости выгорания, которая зависит как от свойств горючего материала, так и от условий воздухообмена в очаге пожара.
Понятно, что при горении веществ и материалов скорость выгорания не может быть постоянной величиной. С момента зажигания горючих материалов мощность возрастает с течением времени, и, достигнув максимального (пикового) значения, постепенно снижается с выгоранием горючей нагрузки.
Плотность, теплота сгорания и массовая скорость выгорания некоторых жидких топлив приведена далее в таблице.
Источник статьи: http://firesafetyblog.ru/raschet-ofp/moshhnost-ochaga-pozhara.html
Мощность тепловыделения для автомобиля
Есть объект: Гаражные боксы под легковые машины. Грядка стандартных гаражей 6х3м с высотой потолка 2,1. 2,5м. Боксы отапливаемые.
извещатели я выбрал максимальные с температурой срабатывания +54°С.
Максимально-дифференциальные туда не пойдут, т.к. от капота машины исходит нехилое количество тепла, а датчики стоят на небольшой высоте (
1,5. 2,5м от капота). И это количество тепла с легкостью может нагреть датчик со скоростью, превышующей скорость 5°С/мин. Дымовые — тоже не подходят, т.к. выхлопные газы.
>13.1.4 Тепловые пожарные извещатели следует применять, если в зоне контроля в случае возникновения пожара на его начальной стадии предполагается тепловыделение и применение извещателей других типов невозможно из-за наличия факторов, приводящих к их срабатываниям при
отсутствии пожара.
Вроде бы понятно — поскольку выхлопные газы — дымовики не канают.
>13.1.5 Дифференциальные и максимально-дифференциальные тепловые пожарные извещатели следует применять для обнаружения очага пожара, если в зоне контроля не предполагается перепадов температуры, не связанных с возникновением пожара, способных вызвать срабатывание пожарных извещателей этих типов.
Вот вроде бы и объяснение по максимально-дифференциальным.
>Максимальные тепловые пожарные извещатели не рекомендуется применять в помещениях, где температура воздуха при пожаре может не достигнуть температуры срабатывания извещателей или достигнет ее через недопустимо большое время.
А сюда я не попадаю, т.к. боксы отапливаемые, соответственно разница между температурой помещения и температурой срабатывания примерно в 30°С летом и 40°С зимой.
А инспектор требует показать расчеты по тепловыделению капотов машин дабы обосновать применение не дифференциальных извещателей и расчеты по дымовыделению машин, дабы обосновать применение не дымовых извещателей.
[17.09.2011 9:44:46]
Есть ли нормативная необходимость в АПС в коллективных гаражных боксах и отдельно расположенных гаражах?, в СП5* об этом умалчивается. Насколько правомерно приравнивать,например,т.н. «ракушку» к автостоянке закрытого типа?
[17.09.2011 10:13:36]
Вот про необходимость это действительно вопрос открытый. Но тут ситуевина другая — заказчик захотел, мы сделали.
А как считать тепловыделение машины — не понимаю 🙁
[17.09.2011 12:23:29]
[18.09.2011 6:21:07]
[18.09.2011 9:43:16]
[18.09.2011 10:03:57]
Можно взять расход бензина на холостых оборотах — порядка 1-2 л/час, и за несколько минут.
[18.09.2011 22:46:10]
если мощность двигателя 200 кВт,
—Конец цитаты——
это 271.92 л.с., кто ж такие машины ставит в гараж 6х3м с высотой потолка 2,1. 2,5м. ?
[19.09.2011 7:47:23]
1. Волги (2,4л)- мощность мотора 150 кВт
2. Мондео (2,4л) — мощность мотора 200 кВт
3. Камри (3л) — мощность мотора тоже большая.
4. Авенсисы — туда же.
[19.09.2011 10:51:35]
А на каком основании инспектор требует?
В приложении М СП5 нет деления тепловых извещателей.
А в п. А3 приложения А СП5 нет обязательного требования к установке дымовых извещателей в стоянках. Там же написано кто что выбирает. Инспектора там нет.
Максимально-дифференциальный извещатель это просто разновидность теплового извещателя.
Если бы я был инспектором, то хотел бы адресно-аналоговую систему из примиум сегмента например Boch или Simens. Понятно что лучше и надежней, но это только личное мнение и не чем не обоснованные хотелки.
[19.09.2011 11:06:51]
[22.09.2011 10:36:50]
Имеются гаражные боксы, для грузовых авто и тракторов, чем выполнить?
Дымные использовать возможно?
Есть ИПДЛы, применение которых также под вопросом.
На что смотреть при выборе, а главное на что ссылаться?
[22.09.2011 12:32:34]
Если там будут стоять трактора и советские зилы, то дымовые однозначно не подойдут.
Смотри на тепловые максимальные, либо максимально-дифференциальные. Если бокс высокий и просторный, то можно максимально-дифференциальные. Если потолок низкий и места впритирку — лучше максимальные.
[22.09.2011 15:41:59]
«там будут стоять трактора и советские зилы, тепловые максимальные», на что ссылаться?
здравый смысл и пена у рта не весомый аргумент.
[22.09.2011 16:30:53]
[23.09.2011 11:12:33]
«т.е. если мощность двигателя 200 кВт, то плясать от 20 кВт. И что с этими 20 киловаттами делать?»
Требовать может только заказчик, так как он за это баксует!
А на каком основании инспектор требует?
В приложении М СП5 нет деления тепловых извещателей.
А в п. А3 приложения А СП5 нет обязательного требования к установке дымовых извещателей в стоянках. Там же написано кто что выбирает. «
Я и заказчик и исполнитель, мне придется доказывать выбор, необходимость тех или иных датчиков, далее общение с ГПН по поводу целесообразности использования и документального подтверждения произведенной работы. Если ГПН неустроит что-то и он выпишет палку, то я думаю нетребуется объяснять кого на нее «посадят».
Источник статьи: http://www.0-1.ru/discuss/?id=16642
Мощность тепловыделения для автомобиля
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Если уже кто считал дымоудаление из стоянок по новой методике, поделитесь, пожалуйста, опытом.
Во-первых, у меня возник вопрос, что принимать в качестве пожарной нагрузки помещения, один автомобиль или несколько и от чего это зависит.
Во-вторых, меня смущает, что при определении мощности тепловыделения никак не учитывается масса пожарной нагрузки.
Очень сложно, оказалось, посчитать теплоту сгорания и скорость потери массы автомобиля. К сожалению, в рекомендациях по оптимизации действия систем пожаротушения, ВНИИПО, 2005 указана теплота сгорания только легкового автомобиля.
При самостоятельном расчете, по приложению 1 методики за 2008 и по заданию технологов, теплота сгорания и скорость потери массы КАМАЗа получилась гораздо ниже, чем у легкового автомобиля.
В-третьих, как определить толщину дымового слоя?
И это далеко еще не все вопросы, которые у меня возникли .
P.S. Не так давно занимаюсь проектированием дымоудаления, поэтому прошу прощения, если некоторые мои вопросы не совсем корректны.
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
В методичке ВНИИПО упустили из виду формулу, подходящую для типичных пожаров на автостоянке. Поэтому придется пользоваться материалами NFPA 204 или старого СНиП.
Данные по мощности тепловыделения при горении большегрузных автомобилей, которые используют для туннелей, в случае автостоянок не годятся, потому что для туннелей эксперименты проводились с загруженными автомобилями (древесина, бумага, пластмассы, шины и т.д.).
По моему сугубо частному мнению для режима развившегося пожара (квазистационарный режим) канва расчета будет выглядить следующим образом.
Габарит автомобиля: BxW=2,5х8 м
Мощность тепловыделения очага горения Q = 15000 кВт (половина выделяемого тепла от горения крупного автобуса в помещении без АУП по NFPA 502)
Конвективная составляющая тепловыделения очага пожара Qc = 0,7Q = 10500 кВт
Площадь горения S = 2,5х8 = 20 м 2
Высота расположения границы раздела слоев z = 2,5 м
Вычисления по NFPA 204:
Условный диаметр очага горения D =(4S/3,14) 0,5 = 5,05 м
Средняя высота пламени L = -1,02D + 0,235Q 0,4 = -1,02х5,05 + 0,235х15000 0,4 = 11 м Должно получится 5,85м.
Массовый расход дыма при осесимметричном факеле mp = (0,0056Qc)z/L = 0,0056х10500х2,5/11 = 30,6 кг/с Должно получится 25,13
Поправка на вытянутую форму очага горения mc = (4W/z) 0,67 = (4×8/2,5) 0,67 = 5,47 кг/с Должно получится 5,52
Массовый расход дыма очага горения m = mp+ mc = 30,6 + 5,47 = 36,07 кг/с Должно получится 25,13+5,52=30,65
Нагрев дыма в факеле Tp = Qc/cp m = 10500/1×36,07 = 291 K, где cp – уд. теплоемкость дыма Должно получится 10500/1х30,65=342К
Температура дымового слоя Tl = 293 + Tp = 293 + 291 = 584 K Должно получится 293 + 342 = 635К
[sub]С уважением, NOVIK_N.[/sub]
PS. Нижние индексы формул плохо изобразились.
Сообщение отредактировал Valentinium — 29.1.2011, 19:43
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Большое спасибо за ответ.
Расход дыма получается гораздо больше, чем считали раньше.
К сожалению, пользоваться NFPA и старым СНиПом мы права не имеем.
P.S. У вас в расчетах небольшая неточность при определении средней высоты пламени
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Ошибка счета возможна — дисплей калькулятора барахлит.
Удивлен, что формула старого СНиП (Томаса-Хинкли) дает такую большую разницу для принятого расчетного пожара.
А насчет методики расчета по NFPA 204 — Вы зря боитесь оформлять обоснование. На мой взгляд, это будет в строгом соответствии с п. 7.17 СП 7.13130.2009.
Ну можете еще учесть тепловые потери дымового слоя в ограждения, уменьшив количество тепла при расчете нагрева факелом в 2 раза
С уважением, NOVIK_N.
Сообщение отредактировал NOVIK_N — 17.7.2009, 9:52
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Группа: Участники форума
Сообщений: 28
Регистрация: 21.5.2007
Из: Тюмень
Пользователь №: 8606
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Расчеты на начальном этапе пожара (когда он развивается), не могут быть выполнены в ручную. Площадь очага горения растет, тепловыделения растут, толщина слоя меняется. Такую динамику можно расчитывать только с помощью компьютерных программ, поэтому адекватное пособие может только помочь понять сложность решения.
Примерно также обстоит с расчетом требуемого времени эвакуации, исходя из количества находящихся людей в момент возникновения пожара, объемно-планировочных решений, очередности блокирования путей эвакуации и т. д.
Оптимизация противопожарных мероприятий — дело тонкое и требует участия профессиональных инженерно-консультационных компаний.
С уважением, NOVIK_N.
Группа: Участники форума
Сообщений: 381
Регистрация: 31.3.2008
Пользователь №: 17160
Сегодня — январь 2011 года. А воз и ныне там.
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
Пожары не стали другими, люди стали другими. Раньше было «все вокруг — народное, все вокруг — ничьё. «
Так Госстрой и контролировал строительные процессы. Чтобы легче было управлять — приучил советских проектировщиков к использованию арифметических действий и не более. Все остальные потуги авторов СНиПов старался — обрубал.
В результате, что мы сейчас имеем? Позорное первое место в мире по числу гибнущих на один пожар. И отстаем мы от благополучных стран в зависимости от категорий зданий на один два порядка. Особенно позорное положение дел со школами и больницами.
То, что с приходом МЧС в строительное нормирование ситуация не улучшилась, а только ухудшилось (в результате эффекта «слон в посудной лавке») также легко объяснимо. «А Вы друзья как не садитесь, всё в музыканты не годитесь.»
До тех пор, пока наши с Вами жизни государство будет оценивать в «жалкие гроши», заниматься всерьез пожарной безопасностью будет убыточным.
Вспомните, какие пропорции компенсационных выплат по ОСАГО в случае автокатастрофы — 140000 рублей за погибших и 260000 рублей за покареженный автомобиль. Вот она квинтэссенция отношения государства к жизни своих граждан.
В таких условиях, акстись, кто будет платить за услуги «профессиональных инженерно-консультационных компаний»? А нет спроса, нет и предложения.
В благополучных странах проектировщик в принципе не может работать по более менее сложным объектам без сотрудничества с консалтинговой компанией.
А у нас придумали взамен специализированные фирмы-«коммуникаторы» по оформлению и согласованию «фиговых» листочков СТУ с липовыми расчетами, дозволяемыми нормативно-правовыми документами. Это у нас называется «гибким» нормированием.
Группа: Участники форума
Сообщений: 381
Регистрация: 31.3.2008
Пользователь №: 17160
Группа: Участники форума
Сообщений: 1354
Регистрация: 19.7.2004
Пользователь №: 71
М. б и нет ничего заумного в создании подпора на путях эвакуации, но факт остается фактом, один из самых главных параметров при эвакуации — усилие открывания на ручке двери у нас не нормируется и не контролируется при сдаче объектов. А проблема с открыванием двери из года в год сохраняется.
Предел допустимого давления на двери у нас в три раза выше, чем это допускается в Европе и Северной Америке. Проектировщики не озабочены применением предохранительных клапанов сброса давления в лестничной клетке, обеспечением адекватной корректировки работы нагнетающего вентилятора при переходе с режима «дверь поэтажного коридора закрыта» на режим «дверь открыта», обеспечением подачи компенсирующего воздуха в поэтажный коридор при закрытой двери на лестничную клетку и срабатывании дымового клапана и т.п.
О том, что можно считать по разным методикам сказано в п. 7.17 СП 7, но формулировка п. 7.4 СП 7 не предусматривает учет размеров очага пожара и приводит к недопустимым упрощениям Методики ВНИИПО.
Группа: Участники форума
Сообщений: 376
Регистрация: 1.2.2007
Из: г. Тольятти
Пользователь №: 5834
М. б и нет ничего заумного в создании подпора на путях эвакуации, но факт остается фактом, один из самых главных параметров при эвакуации — усилие открывания на ручке двери у нас не нормируется и не контролируется при сдаче объектов. А проблема с открыванием двери из года в год сохраняется.
Предел допустимого давления на двери у нас в три раза выше, чем это допускается в Европе и Северной Америке. Проектировщики не озабочены применением предохранительных клапанов сброса давления в лестничной клетке, обеспечением адекватной корректировки работы нагнетающего вентилятора при переходе с режима «дверь поэтажного коридора закрыта» на режим «дверь открыта», обеспечением подачи компенсирующего воздуха в поэтажный коридор при закрытой двери на лестничную клетку и срабатывании дымового клапана и т.п.
Приветствую, Вас, уважаемый Р.К.!
Опять всплыла «больная» тема. И опять все кончится ничем, к огромному сожалению. Я пытался поднять эту старую тему, здесь, на форуме, обращался к конкретным форумчанам, пруштудировал все темы здесь, касающиеся данного вопроса. Но воз и ныне там. Проектировщики, в худшем случае, будут кивать на нормы и заниматься самообманом, в плане того, что каким-то волшебным образом сыграют свою положительную роль некие воображаемые ими неплотности, а в лучшем (и таких людей я уважаю), будут заниматься не совсем свойственной деятельностью — придумывать технические решения на свой страх и риск и думать, проканает это для ГПН или нет? На местах люди будут ломать себе головы — во время сдаче и при эксплуатации, елы-палы, все по проекту, а работу систем удовлетворитьльной признать нельзя. А потом — типичный путь хозяина здания, мол, все-равно башлять, одним меньше, одним больше.
А еще один интересный момент. Активно-нормативно продвигается идея об устройстве систем компенсации воздухом продуктов горения при работе ДУ. Ну, вроде логично и понятно почему. В той же Германии к этому пришли отнюдь не сейчас — можно почитать литературу фирмы ТLТ. Сейчас проектировщики это все переваривают и думают, вот ведь блин, вроде как раньше концепция была прямо противоположной. Мдя.
Сообщение отредактировал Ин.ТГВ — 30.1.2011, 17:56
Группа: Участники форума
Сообщений: 376
Регистрация: 1.2.2007
Из: г. Тольятти
Пользователь №: 5834
Да, кстати. Говоря о системе компенсации (вещь полезная, на мой взгляд, хотя бы в плане перепадов давлений на дверях, в определенных случаях), опять же, господа из соответствующих ведомств не поясняют, как это все должно выглядеть, не дают конкретных рекомендаций — то ли механическую систему делать, то ли какие-то устройства для дверей выдумывать, то ли проемы переточные с ППК. В общем, опять, 25. А неразбериха известно, что порождает — недоуменные вопросы в лучшем случае.
Сообщение отредактировал Ин.ТГВ — 30.1.2011, 18:25
Группа: Участники форума
Сообщений: 861
Регистрация: 2.9.2007
Пользователь №: 11043
Группа: Участники форума
Сообщений: 133
Регистрация: 28.1.2011
Пользователь №: 91694
а цифра в 150Па разве не играет роли?
просто я недавно пришел в эксплуатацию АППЗ, и проблема того что при работе дымоудаления и подпора не открыть двери мало в лифтхолл или тамбур, из КВАРИТРЫ дверь не открыть, меня сильно озадачила.
почему дана именно цифра в 150Па, ведь двери бывают разные, главное разной герметичности, что при начальном моменте «открывания» имеет главную роль, площадь в приципе у всех одинаковая.
причем на домах 80-95 годов все идеально, и расходы и давление в шахте лифта, и двери открываются как надо, и двигатели сами по себе не дохнут.
мб это все специально?))
Сообщение отредактировал NikitaPetrovich — 31.1.2011, 0:38
Группа: Участники Форума2
Сообщений: 280
Регистрация: 29.11.2006
Из: Челябинск
Пользователь №: 4964
прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию подробнее: куда подается воздух, как удаляется, расходы, тип дверей, хороше если план приложите.
в квартиры двери открываются в коридор (по пути эвакуации), а значит работающая система дымоудаления должна помогать им открываться. А раз двери не открываются, значит система подпора воздуха мощнее системы дымоудаления?
по поводу тамбуров и дверей в лифтовый холл. в тамбуры двери открываются также в сторону эвакуации, значит система подпора воздуха и система дымоудаления будут совместно «прижимать» дверь. если в лифтовый холл дверь также открывается по пути эвакуации, то ситуация как с тамбуром получается.
Так может мыть изменить нормативы в части открывания этих дверей!? Ведь если они будут открываться в другую сторону, то при включении противопожарных систем вентиляции двери будут даже сами открываться (безо всяких усилий или эл.приводов).
Сообщение отредактировал VolosatovPA — 18.2.2011, 8:12
Группа: Участники форума
Сообщений: 376
Регистрация: 1.2.2007
Из: г. Тольятти
Пользователь №: 5834
Вы это к кому обращаетесь? Чисто гипотетически? Ну да, ну да. Только как говорил профессор Преображенский:»Разруха не в клозетах. » И до тех пор, пока не будет единой концепции, где бы было все увязано и продумано до мельчайших подробностей, толку будет мало. Но это лично мое мнение, может я и не понимаю ничего.
Сообщение отредактировал Ин.ТГВ — 18.2.2011, 11:49
Группа: New
Сообщений: 15
Регистрация: 14.1.2009
Пользователь №: 27668
Группа: Участники форума
Сообщений: 34
Регистрация: 6.6.2007
Из: Москва
Пользователь №: 9369
Группа: Участники форума
Сообщений: 22
Регистрация: 14.5.2015
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 267719
Группа: Участники форума
Сообщений: 9280
Регистрация: 9.4.2014
Пользователь №: 229939
Группа: Участники форума
Сообщений: 22
Регистрация: 14.5.2015
Из: Санкт-Петербург
Пользователь №: 267719
Источник статьи: http://forum.abok.ru/index.php?showtopic=40037