Мой автомобиль mazda rx 8

Обзор автомобилей Mazda с роторными моторами

В поисках трудностей: Mazda RX-Vision

Предисловие от 30.04.2020

С одной стороны, роторные Mazda – это неповторимое удовольствие, с другой – головная боль. Тем не менее, бывали времена, когда я ценил ту же RX-7 первого поколения даже больше, чем Honda NSX первой генерации. Поэтому я и решил восстановить этот, некогда утерянный, небольшой обзор роторных автомобилей из Хиросимы .

История корпорации Mazda похожа на судьбу человека, который постоянно создаёт себе сложности, а затем героически их преодолевает. И всё потому, что однажды её инженеры сделали ставку на роторный двигатель…

Во второй половине пятидесятых годов прошлого века в Японии, ещё продолжавшей восстанавливаться после войны, начала стремительно набирать обороты автомобилизация. Возросла деловая активность производителей и, как следствие, обострилась конкуренция между ними. Компания Toyo Koygo (нынешняя Mazda Motor) вступила в эту борьбу довольно поздно, и поэтому была вынуждена принимать неожиданные решения. Здесь сделали ставку на продвинутые технологии, которые должны были обеспечить две вещи – оригинальный характер выпускаемых в Хиросиме автомобилей и независимость корпорации.

Собственных решений у японцев на тот момент не было. Поэтому, прослышав про разработанный немецкими инженерами Вальтером Фройде и Феликсом Ванкелем роторно-поршневой двигатель, Тсунеджи Матсуда, президент корпорации Toyo Koygo, немедленно отправился в Западную Германию – подписывать контракт о техническом сотрудничестве с компанией NSU Motorenwerke AG.

Основная отличительная особенность роторно-поршневого двигателя – трёхгранный ротор (поршень), который вращается с небольшими смещениями внутри статора (цилиндра особого профиля). Вершины ротора, снабжённые уплотнителями, двигаются по внутренней части цилиндра и отсекают переменные объёмы камер.

Теоретически в сравнении с обычным поршневым двигателем роторный мотор имеет множество преимуществ. Он лучше уравновешен и поэтому может раскручиваться до более высоких оборотов, а вследствие этого обладает большей удельной мощностью. Вдобавок РПД очень компактный и лёгкий, что позитивно сказывается не только на весе автомобиля и распределении масс в нём, но и на компоновке машины, а также её дизайне. Иначе говоря, благодаря роторному мотору конструкторы могут создавать автомобили с такими ходовыми качествами, а также внешним обликом, которых они не смогут добиться при использовании обычного двигателя.

Читайте также:  Какая страна выпускает автомобиль лексус

На практике же инженеры корпорации Mazda, поставившие своей задачей внедрить уникальный мотор в массовое производство, столкнулись с серьёзными недостатками РПД – в особенности на ранней стадии своего труда. Роторный двигатель демонстрировал худшую надёжность и меньший ресурс, обладал повышенным расходом топлива и «кушал» масло, а также перегревался. Да и вибрации в нём присутствовали. Кроме того, на низких оборотах у РПД очень небольшой крутящий момент, что создаёт сложности при трогании с места. А в самом начале работы инженеров Mazda Motor донимали проблемы, связанные с износом – внутреннюю поверхность камеры сгорания покрывали довольно глубокие борозды, которые японцы, склонные к метафорам, прозвали «царапинами от когтей дьявола».

И если вопросы, связанные с износом, ресурсом и надёжностью с течением времени в той или иной степени удалось решить, то тема повышенного расхода топлива, а, значит, и выбросов вредных веществ, создавала проблемы производителю из Хиросимы каждый раз, когда в мире изменялось соответствующее законодательство…

Первым серийным автомобилем, оснащённым роторным двигателем, стала модель Cosmo Sport, которую Mazda запустила в производство в 1967 году. Уже на следующий год это спортивное купе приняло участие в соревнованиях Marathon De La Route – 84-часовых гонках на выносливость. Промчавшись три с половиной дня без остановки и заняв четвёртое место, автомобиль Cosmo Sport доказал, что роторный двигатель способен обеспечивать превосходную мощность и достаточную прочность.

После этого успеха Mazda стала устанавливать роторные моторы на все свои модели подряд.

Однако в 1970 году Конгресс США принял так называемый «Закон о чистом воздухе», ужесточивший требования к топливной экономичности и экологическим показателям, а в 1973 году в мире разразился нефтяной кризис…

Новое спортивное купе Savanna RX-7 с роторным двигателем появилось в 1978 году. К этому времени Mazda Motor уже успела перейти на обычные рядные «четвёрки», поэтому неудивительно, что работа над её новым роторным мотором проводилась в рамках проекта под названием «Феникс». Данный проект положил начало новому этапу развития роторных агрегатов, на котором помимо мощности и надёжности упор делался на экономичность. За время производства RX-7 (c 1978 по 2002 гг.) японцам удалось реализовать более 800 тыс. таких машин. Модель пережила три поколения и стала самым продаваемым автомобилем с роторным двигателем. В данном случае речь идёт о двухсекционном моторе объёмом 1.3 л.

Основная часть успеха (почти полмиллиона машин) пришлась на спорткары первой генерации, выпускавшиеся по 1985 год. Как и в случае с Cosmo, коммерческие результаты у Mazda RX-7 сочетались с победами в спорте. В феврале 1979 года два автомобиля приняли участие в этапе 24 Hours of Daytona гоночной серии IMSA, где заняли первое и второе места в классе GTU (пятое и шестое в общем зачёте).

Отметилось победами в автоспорте и второе поколение модели RX-7, появившееся на рынке в октябре 1985 года. Ещё бы! На лёгкий двухместный автомобиль устанавливался двухсекционный роторно-поршневой двигатель 13B с турбонаддувом мощностью 185 л.с. Как следствие, к сентябрю 1990 года модель RX-7 собрала в серии IMSA сто побед и стала первым автомобилем, который добился подобного результата.

Следующий же 1991-й год был и вовсе триумфальным для корпорации Mazda Motor – её прототип 787B с 700-сильным четырёхроторным двигателем победил в престижнейших гонках на выносливость 24 Hours of Le Mans в абсолютном зачёте.

Третье поколение «рыксы» с индексом «7» производитель из Хиросимы представил ровно через полгода после победы в Ле-Мане – в декабре 1991 года. Оно оснащалось 255-сильным роторным двигателем 13B-REW с двойным последовательным турбонаддувом. В ходе модернизации этого мотора его мощность увеличили сначала до 265 л.с, а затем – до 280 л.с., а крутящий момент подняли с 294 до 314 Нм. До 100 км/ч купе с наиболее мощной версией двигателя разгонялось немногим более 5 секунд. Максимальная скорость такого спорткара составляла 250 км/ч. По тем временам совсем неплохие характеристики!

Поскольку такая Mazda RX-7 продавалась в нашей стране, пусть и неофициально, то я её неплохо помню. Вспоминаю, что я сравнивал данную модель с Honda NSX. Разумеется, «рыкса» не дотягивала до первого японского суперкара. Тем не менее, основания для этого сопоставления у меня были. А ещё оба японских спорткара были очень красивы. При этом стиль «Мазды» мне нравился больше. На мой взгляд, RX-7 третьего поколения до сих пор остаётся самым интересным серийным автомобилем за всю историю «Мазды». Вот только результаты продаж моё мнение не подтверждают — 68 589 единиц фактически за 10 лет…

В 2003 году на смену «рыксы седьмой» пришла «рыкса восьмая». В то время Mazda Motor входила в состав группы Ford, и, возможно, поэтому концепция спортивного купе была изменена в сторону расширения функциональности. Mazda RX-8 стала четырёхместной, а её кузов получил «дополнительные» двери, которые открывались против хода движения. Двухкамерный (вновь атмосферный) двигатель RENESIS объёмом 1.3 л за счёт высоких оборотов выдавал мощность до 250 л.с. Позднее его заменили агрегатом RENESIS 2 (16X) объёмом 1.6 л. Но, главное, «эр-икс-седьмая» была намного экономнее «эр-икс-восьмой» — как по расходу топлива, так и по потреблению масла. Видимо, это качество и позволило RX-8 относительно успешно продаваться – 192 тысячи машин за весь срок выпуска.

Тем не менее, в 2012 году производство Mazda RX-8 было прекращено. Причина? Её двигатель соответствовал нормам стандарта «Евро-4», однако на большее рассчитывать не позволял. Путей же улучшения экономичности и экологических параметров инженеры Mazda в то время не видели. Поэтому боссы корпорации закрыли «роторный проект» и поклялись не прикасаться больше к этой чрезвычайно проблемной тематике…

Нужно заметить, что за те три года, которые прошли с момента принятия упомянутого выше решения, знак по отношению к роторно-поршневым двигателям в Хиросиме меняли ни единожды. В конце концов, верх, судя по всему, одержали корпоративные гены….

Так или иначе, 28 октября этого года на автосалоне в Токио перед публикой предстал спортивный концептуальный автомобиль Mazda RX-VISION. И хотя представители компании Mazda Motor почти ничего не рассказали о конструкции спорткара, а также о его технических характеристиках, дизайн RX-Vision и его имя говорили сами за себя. Кое-что сообщает и имя мотора – Skyactiv-R.

Кстати, о дизайне и дизайнерах. Одним из менеджеров Mazda, которые показывали зрителям новый прототип, был главный дизайнер компании Икуо Маэда. Интересно, что он же является автором RX-8, а отец Икуо, Матасабуро Маэда, рисовал ещё первое поколение RX-7. Это я и называю «корпоративными генами» — когда понятия «корпоративная культура» и «фирменный ДНК» дополняют родственные связи. Полагаю, подобных примеров в Mazda Motor – сотни, если не тысячи. Речь в данном случае идёт не о распределении должностей среди своих, а о близком творческом понимании главных ценностей компании и отношении к ним. Не зря же в Хиросиме существует внутрикорпоративное понятие «моноцкури», которое означает «искусство делать вещи», то есть создавать наиболее правильные, самые лучшие автомобили.

Мне кажется, что в случае c Mazda это стремление распространяется и на отношения компании с клиентами – она не гонится за максимальным объёмом продаж, а старается как можно лучше удовлетворить тех, для кого становится «одним единственным брендом» (по выражению Масамичи Когаи, руководителя Mazda Motor).

Концепт Mazda RX-Vision представляет собой двухдверное двухместное спортивное купе с пропорциями, характерными для спорткаров классической компоновки. Длина модели Mazda RX-Vision составляет 4389 мм, ширина – 1925 мм, высота – 1160 мм. Колёсная база RX-Vision равна 2700 мм.

По стилю эта красавица, на мой взгляд, ближе всего к итальянским спорткарам, даже к суперкарам – классическим Ferrari и Maserati. Не зря же дизайнеры Mazda Motor время от времени напоминают о том, что им ближе других миланская школа дизайна. Если принимать во внимание автомобили самой японской корпорации, то наибольшая схожесть у RX-Vision обнаружится с моделью и RX-7 третьего поколения. Хотя нарочито цитируются и некоторые элементы Cosmo Sport 1967 года. Впрочем, при желании у новинки можно найти и признаки фирменного «маздовского» стиля KODO.

Из современных моделей я бы сравнил Mazda RX-Vision с Mercedes-AMG GT. Хотя, как мне думается, по уровню эстетического совершенства немецкий автомобиль здесь явно проигрывает. Я, кстати, полагаю, что после того, как новая роторная Mazda будет запущена в серийное производство, то и по ценам с Mercedes-AMG GT они окажутся рядом.

Судите сами, внешнее оперение из композитных материалов и 20-дюймовые колёса (9.5J – передние диски и 11J – задние), изготовленные из углеволокна, отнюдь не являются признаками недорого автомобиля – такого, каким, к примеру, является Mazda MX-5. Всё о том же свидетельствуют и углеродно-керамические тормозные диски с шестипоршневыми суппортами Brembo спереди и четырёхпоршневыми – сзади.

Высокий класс будущего автомобиля подтверждают и материалы, используемые в отделке интерьера – натуральная жёсткая кожа (в Италии такой материал применяется для изготовления конских сёдел), алькантара, алюминий и углепластик.

Таким образом, по всей вероятности, речь идёт о «гран турере» с соответствующими динамическими характеристиками – особенно, если учитывать вышеприведённое описание тормозных механизмов колёс.

Неофициальная информация, просочившаяся в сеть уже после токийской выставки, подтверждает предварительные рассуждения и догадки. На будущий серийный автомобиль, который предваряет прототип Mazda RX-Vision, планируется устанавливать двухсекционный роторный двигатель объёмом 1.6 л, получивший наименование Skyactiv-R. При помощи двух нагнетателей (первый – с электрическим приводом, второй – обычный, с турбиной, которая приводится в действие выхлопными газами) инженеры Mazda планируют довести мощность до 450 л.с. и добиться приемлемого крутящего момента, в том числе и при низких оборотах.

Термин Skyactiv в названии нового роторного двигателя, по всей вероятности, также используется не случайно. По-видимому, опыт, накопленный инженерами при разработке бензиновых атмосферных моторов со сверхвысокой степенью сжатия, должен помочь и при доведении до ума роторного агрегата. Кстати, новый роторный проект курирует всё тот же Киоши Фудживара, глава департамента силовых установок, который руководил и работой по моторам Skyactiv. Применительно к роторному двигателю за термином Skyactiv скрываются технологии, которые позволяют решить три ключевые задачи – добиться высокой топливной экономичности и отличных показателей уровня выбросов вредных веществ, а также достичь высокой надёжности.

Ведущими колёса у грядущего спорткара, абсолютно точно, будут задние. Двигатель сместят за переднюю ось в направлении оси задней. В трансмиссии будет применена схема Transaxle. Снаряжённая масса купе не должна превысить 1400 кг.

Появилась неофициальная информация и по срокам запуска роторной новинки в серию. Ожидается, что её премьера будет приурочена к пятидесятилетию модели Cosmo Sport, то есть состоится в 2017 году. А вот производство будущего спорткара с роторным двигателем может быть отложено до 2020 года – года векового юбилея компании.

Что же касается имени новой красавицы, то эксперты пока просто гадают. Сначала Mazda намекала на то, что позиционирует новинку как прямую преемницу модели Cosmo Sport. Однако впоследствии компания дала понять, что более вероятным всё же является название RX-9. Хотя я бы предпочёл RX-7…

Послесловие от 30.04.2020

Увы, серийный автомобиль на основе концепта RX-Vision так и не появился. Тем не менее, я продолжаю верить, что однажды нечто подобное произойдёт. Ведь парни из Mazda Motor не ищут лёгких путей. А я по-прежнему готов преодолевать трудности вместе с ними.

Фотографии Mazda Motor.

Оригинал статьи, опубликованный 03.12.2015, не сохранился. Статья восстановлена и реконструирована 30.04.2020.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e567cc623af6e788c223a41/obzor-avtomobilei-mazda-s-rotornymi-motorami-5eab0e6d44b0643059f5147a

Mazda RX-8: единственная в своем роде

Уже один тот факт, что Mazda RX-8 оснащена единственным серийно выпускаемым двухсекционным роторным двигателем, делает ее эксклюзивнее всех конкурентов-одноклассников. Ну а то, что она имеет необычный четырехдверный кузов, задний привод и очень правильную для спортивного автомобиля компоновку, только прибавляет ей баллов. Ничуть не преувеличивая, можно считать Mazda RX-8 единственной в своем роде!

Для Mazda это далеко не первый эксперимент с роторным двигателем: упорно продвигая свой необычный ДВС, до этого она выпускала несколько поколений модели RX-7. Но поскольку какой-то значимой популярности эти модели, в отличие от той же MX-5 Miata, не добились, решено было кардинально изменить и концепцию, и дизайн. Именно так и появилась RX-8, революционная практически во всем.

По стилистике интерьер RX-8 напоминает современные Mazda, а вот по посадке это совершенно иная концепция. Сидишь практически на полу, ноги вытянуты вперед — все как в настоящем спорткаре! Кстати, ходы коротенького рычага КП тоже как в «настоящем» спорткаре — он двигается буквально на пару-тройку сантиметров.

Главный сюрприз для тех, кто ни разу не ездил в Mazda RX-8, — задние двери. Выглядит как купе, и, в общем-то, до последнего момента никто и не догадывается, что на самом-то деле машина четырехдверная! То, что задние двери открываются против хода, делает посадку на задние сиденья очень удобной.

Кстати, задние двери сделаны с обеих сторон вовсе не случайно: задние сиденья представляют собой два раздельных кресла, разделенных накладкой трансмиссионного тоннеля. Места здесь, конечно, немного, но гораздо больше, чем, скажем, в Porsche 911…

Кстати, с практичностью здесь все тоже относительно неплохо: со своими 290 литрами RX-8 по вместительности не уступает обычным малолитражкам! Так что несколько сумок в дорогу можно брать спокойно — влезут!

Двухсекционный роторный двигатель Renesis предлагается в двух модификациях — базовая 192-сильная и 231-сильная форсированная, сагрегатированная с 6-ступенчатой «механикой». Не впечатляет? В том-то и весь фокус: в роторном моторе главное не мощность, а оборотистость — максимальная отдача достигается при 8200 об/мин! И это, кстати, весьма необычно — приходится привыкать к «мотоциклетному» характеру. Впрочем, имеются и минусы: маслице мотор «покушать» очень любит, поэтому даже в новом автомобиле есть специальная канистра с резервным запасом… Впрочем, подробнее обо всех проблемах расскажет Алексей Хвощинский.

Ходовые качества RX-8 вызывают восторг у тех, кто умеет и имеет возможность эксплуатировать автомобиль на скоростных трассах с «правильными» поворотами. Благодаря оптимальному расположению агрегатов у данного авто практически нет «инерции» в поворотах, крены просто минимальные, несмотря на относительно мягкие подвески. Так что ощущения здесь действительно «суперкаровские», несмотря на «гражданскую» цену…

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY

Кто против?

Миром правит большинство. Об этом думаешь практически после любой презентации любой новой модели. Потому что, как бы нам того ни хотелось, производители почти всегда зарабатывают лишь на масс-маркете. И хвала людям, отважившимся доказать руководству Mazda Motor, что такой необычный автомобиль, как RX-8, обязательно нужно сделать и продавать. Меньшинство за это вам благодарно! А в Беларуси подавно. Потому что благодаря «детскому» объему двигателя 1,3 л RX-8 является практически единственным спорткаром, который можно пригнать и не разориться на растаможке. Но, как известно, у всего своя цена…

В 2003-2012 годах всего было выпущено 166.900 RX-8 первого поколения и 26.194 второго. По меркам рынка это капля в море, поэтому спортивное четырехместное купе от Mazda с каждым годом будет становиться все большим эксклюзивом. Главная «фишка» и камень преткновения RX-8 — роторно-поршневой двигатель. К счастью, нам повезло отыскать в Минске мастеров, специализирующихся на ремонте и обслуживании таких необычных автомобилей. Об особенностях двигателей Ванкеля мы уже подробно рассказывали. Вкратце напомним. Стоимость работы по переборке двигателя 13В на Mazda RX-8 — около 1000 долларов, ремкомплект — около 1500. Это при условии, что ни одна из секций, никакие крупные детали не пострадали. Если внутри большой износ, задиры или повреждения, то рекомендуется замена секции, стоимость которой составляет около 700 долларов. Если за мотором ухаживать, все делать своевременно, двигатель может проехать и 150 тысяч км. Все очень прогнозируемо: достаточно через одну замену масла замерять компрессию — она должна составлять 6,5-8 атмосфер. Менять масло лучше раз в 5 тысяч км. Бывают ситуации, когда стоимость ремонта может быть нецелесообразной. Стоимость двигателя после капитального ремонта в заводских условиях — около 4500 долларов. Из Японии можно заказать новый по цене около 6000-6500. Можно рассматривать и вариант б/у. Интересно, что каждый двигатель Renesis от начала до конца вручную полностью собирает один человек. В случае с ремонтом «бэушного» мотора также можно рассчитывать на такой подход, потому что в Беларуси людей, не просто готовых взяться за ремонт, но и качественно его выполнить, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Mazda RX-8 выпускалась в двух вариантах — Standart Power и High Power. В первом случае мощность двигателя составляет 192 л.с., а КП может быть как 4-ступенчатой автоматической, так и «механикой» на 5 ступеней. На версии High Power мощность двигателя уже 231 л.с. и вариант КП один — 6МКПП. Также High Power обычно отличает более богатая комплектация, спойлер, иногда установлен аэродинамический обвес, самоблокирующийся задний дифференциал. Помимо необычного двигателя Mazda RX-8 обладает вполне привычными характеристиками: здесь установлено простое однодисковое сцепление и обычный маховик. Кстати, комплект сцепления (диск + корзина) для «шестиступки» обойдется не более $300.

Передняя подвеска RX-8 — типа McPherson, с параллельными треугольными рычагами (двухрычажная), сзади — «многорычажка», впервые использованная на спортивном автомобиле Mazda. Обслуживание подвески также не отличается какой-то эксклюзивностью или сложностью. Цены на запчасти вполне обычные: амортизаторы — $80-100, стойки стабилизатора — $30-50 за пару, наконечник и рулевая тяга — по $20.

Интересные факты о Mazda RX-8 с сайта rx8.by

Алюминиевый капот Mazda RX 8 изготовлен с применением технологии Shock Cone, чтобы в случае аварии с участием пешехода свести к минимуму травмы головы посредством конусов, поглощающих удар. Задние двери также изготовлены из алюминия. Внутри задних дверей встроены брусья наподобие средних стоек классического седана.

Можно отключить TCS/DSC полностью, нажав и удерживая переключатель DSC, пока не загорятся оба индикатора. В этом случае специалисты дилерского сервиса могут определить, что DSC/TCS полностью отключали, потому что это сохраняется как код ошибки.

Высокочастотный звук, который вы слышите под капотом, когда ключ включен, а двигатель еще выключен, — это электрический привод дроссельной заслонки закрывает заслонку и ждет, когда вы запустите двигатель.

Запасное колесо не входит в стандартную комплектацию. Если вы использовали заводской герметик для ремонта колеса, потребуется замена шины.

Педаль сцепления регулируется по высоте.

Передние отверстия колесных арок сделаны не только для вида, но действительно помогают удалению горячего воздуха из моторного отсека.

Mazda RX-8 во многом автомобиль уникальный: чего только стоят открывающиеся против движения задние двери! Однако на поверку оказывается, что в плане обслуживания и ремонта единственная сложность кроется лишь в роторно-поршневом двигателе. «Сердце» этой модели, как никакой другой ДВС, чувствительно к своевременной замене «расходников» и качественному ремонту.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY

Надежность

Повышенный расход масла на угар. Сложный ремонт роторного двигателя.

Плюсы

Удобные задние двери. Высокооборотистый двигатель. Отличная управляемость, минимальные крены.

Наше мнение

Авто не для каждого — характер, внешность и конструктивные особенности делают Mazda RX-8 спорткаром на любителя. Точнее, на состоятельного любителя, поскольку некоторые виды ремонта придется делать долго и дорого, а если не повезет, то еще и за пределами РБ. Однако тех, кто ищет недорогой, но действительно уникальный автомобиль, это ведь не остановит?

Публикации о Mazda RX-8

Выражаем благодарность комиссионному магазину «Автоподиум» за помощь в организации съемок

Источник статьи: http://www.abw.by/novosti/used_cars/161057

Оцените статью