- Может ли автомобилем организации управлять не сотрудник
- В организации есть работники, которые не являются водителями автомобиля по своей должности (то есть это могут быть руководители и специалисты различных подразделений), но за ними приказом по организации закреплен автотранспорт, для выполнения своих трудовых функций они используют служебный автомобиль. Им выдают путевые листы, они проходят предрейсовый и послерейсовый медосмотр. Можно ли их допускать к управлению транспортным средством без предварительного и периодического медосмотра? Обязан ли работодатель таких работников направлять их на периодический или предварительный медосмотр?
- Может ли автомобилем организации управлять не сотрудник
- В организации издан приказ о допуске к управлению служебным транспортом, которым разрешено управление служебным транспортом в рабочее время в основном руководящему составу и специалистам. Необходимо ли оформлять совмещение по профессии водителя и применять соответствующие нормы о медосмотрах, стажировках и т.д., или же нет такой необходимости?
Может ли автомобилем организации управлять не сотрудник
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В организации есть работники, которые не являются водителями автомобиля по своей должности (то есть это могут быть руководители и специалисты различных подразделений), но за ними приказом по организации закреплен автотранспорт, для выполнения своих трудовых функций они используют служебный автомобиль. Им выдают путевые листы, они проходят предрейсовый и послерейсовый медосмотр.
Можно ли их допускать к управлению транспортным средством без предварительного и периодического медосмотра? Обязан ли работодатель таких работников направлять их на периодический или предварительный медосмотр?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В связи с тем, что управление служебными автомобилями в рассматриваемом случае представляет собой не трудовую функцию работников, а способ выполнения ими своих трудовых обязательств по занимаемой должности, то, на наш взгляд, обязанностей по проведению периодического медицинского осмотра у работодателя не возникает. В то же время существуют риски признания контролирующими органами и (или) судом, что такие работники исполняют функции водителя, и, соответственно, привлечения работодателя, не организовавшего медицинский осмотр работников, к административной ответственности.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее — Приказ N 302н) введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, относится также управление наземными транспортными средствами (п. 27 Приложения N 2 к Приказу N 302н).
Отметим, что трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
При этом трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от трудовой функции, которую он выполняет.
Из анализа указанных нормативных правовых актов следует, что необходимым условием для обязательного направления работника на предварительные и периодические медицинские осмотры является то, что работник должен быть занят на работах, связанных с управлением транспортного средства.
Таким образом, если в обязанности работника входит управление автомобилем, то работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров такого лица. Если же работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности, то и обязанностей по проведению предварительного и (или) периодического медицинских осмотров у работодателя не возникает. Что же касается работников, управляющих служебными транспортными средствами, но не являющихся водителями по должности (руководители и специалисты различных подразделений и т.д.) и в трудовых договорах которых не указано, что работники в рамках своих должностных обязанностей должны управлять автомобилем, принадлежащим работодателю, то управление автомобилем в данном случае будет представлять собой не трудовую функцию работника, а способ выполнения трудовых обязанностей. Иными словами, названные сотрудники используют служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением их трудовой функции по занимаемой должности. Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5).
Судебная практика также подтверждает, что само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работник начинает осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894).
Вместе с тем в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ), водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, из фактических обстоятельств следует, что работа таких сотрудников в том числе связана с управлением транспортным средством, а контролирующие органы и (или) суд могут признать, что такие работники исполняют функции водителя, и привлечь работодателя, не организовавшего медицинский осмотр работников, к административной ответственности. В связи с этим рекомендуем работодателю обеспечить прохождение периодических медицинских осмотров работниками, управляющими служебными транспортными средствами, вне зависимости от того, какие должности занимают названные работники, использующие служебный автомобиль для служебных поездок.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Сотрудники организации при исполнении трудовых обязанностей используют транспортные средства. В трудовую функцию работников, которым переданы транспортные средства, не входит осуществление перевозок, они не являются водителями. Использование автомобиля позволяет им и организации в целом оптимизировать расходы, снижая транспортные издержки. Должен ли проводиться предрейсовый осмотр сотрудников, пользующихся транспортными средствами, в тех случаях, когда организация (не занимающаяся транспортными перевозками) передает свои транспортные средства работникам для использования в служебных и в личных целях? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана
Ответ прошел контроль качества
5 октября 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/work_law/1417578/
Может ли автомобилем организации управлять не сотрудник
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В организации издан приказ о допуске к управлению служебным транспортом, которым разрешено управление служебным транспортом в рабочее время в основном руководящему составу и специалистам. Необходимо ли оформлять совмещение по профессии водителя и применять соответствующие нормы о медосмотрах, стажировках и т.д., или же нет такой необходимости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемой ситуации использование работниками служебного транспорта не влечет изменения их трудовой функции, то издания работодателем приказа о допуске этих работников к управлению служебными автомобилями достаточно. При этом полагаем, что указанные работники обязаны проходить предрейсовый медицинский осмотр.
Обоснование вывода:
Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ). Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Как следует из вопроса, управление автомобилем в рассматриваемом случае будет представлять собой не трудовую функцию работников, а способ выполнения ими своих трудовых обязанностей. Иными словами, работники получают право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением их трудовой функции по занимаемым должностям. Само по себе управление автомобилем для служебных поездок не означает, что работники начинают осуществлять трудовую функцию водителя (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2013 по делу N 33-9894). Трудовое законодательство не ограничивает право работодателя закрепить служебный автомобиль для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, за любым работником независимо от содержания его трудовой функции.
Предоставление работнику для исполнения им трудовой функции принадлежащего работодателю имущества с точки зрения трудового законодательства не требует какого-либо специального оформления. Работник в силу закона (часть вторая ст. 21 ТК РФ), обязан бережно относиться к этому имуществу. Нарушение этой обязанности может повлечь дисциплинарную или материальную ответственность. Поэтому в такой ситуации потребуется только издание приказа о закреплении автомобиля за конкретным сотрудником. Трудовому законодательству это противоречить не будет. При этом работник, в трудовые обязанности которого не входит управление транспортными средствами, вправе совершать служебные поездки на общественном транспорте, отказавшись от автомобиля работодателя (ст. 60 ТК РФ).
Как следует из части первой ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы.
Помимо этого Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213 ТК РФ).
Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб*(1). Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя.
При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем следует считать не только лицо, выполняющее трудовые обязанности по должности водителя. Водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством. Как следует из ст. 2 Закона N 196-ФЗ, водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.
Методическими рекомендациями «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденными Минздравом Российской Федерации и Минтрансом Российской Федерации 29.01.2002 (далее — Методические рекомендации), на основании письма Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 определен порядок проведения таких осмотров. В Приложении 2 к Методическим рекомендациям приводится Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (далее — Типовое положение), п. 1.5 которого установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей должны проводиться в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт.
В разделе «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций отмечается, что перед началом рабочей смены водителей (выпуском в рейс) производится предрейсовый медицинский осмотр. Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом. При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае медицинский работник в путевом листе ставит штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр» (п. 2.5 Типового положения).
Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров лиц, управляющих транспортным средством, возникает у любого юридического лица, имеющего автотранспорт, в том числе и легковой (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 N 17АП-13472/2010, решение Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2014 по делу N А55-4699/2014). Даже если организация не является транспортной организацией и не оказывает возмездных услуг по перевозке грузов и пассажиров, она обязана выполнять требования вышеназванных актов законодательства при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств, в том числе и при эксплуатации легкового автотранспорта не только водителями, но и иными сотрудниками, выезжающими по служебным вопросам и управляющими транспортными средствами (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 15АП-12568/11, решение Арбитражного суда Самарской области от 01.10.2013 по делу N А55-17179/2013).
Соответственно, полагаем, что в рассматриваемом случае работники должны проходить предрейсовый осмотр, а организация-работодатель обязана обеспечить его проведение.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
18 августа 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник статьи: http://www.garant.ru/consult/work_law/1410932/