Может ли участковый останавливать автомобили для проверки

Имеет ли право участковый останавливать автомобили и проверять документы?

В одной из ранних наших статей мы уже рассматривали, какие полномочия имеют органы ГИБДД по отношению к автолюбителям по новым введённым законам. Но среди многих водителей существует недопонимание, какие права имеет участковый сотрудник: имеет ли он право останавливать автомобили на дороге и во дворах домов, проверять документы и, главное, выписывать штрафы? Какие обязанности есть у этого должностного лица? Всё это мы по порядку выясним в этой статье.

Участковый – это сотрудник полиции?

Да. Со всеми вытекающими отсюда правами по линии деятельности органов внутренних дел. Об этом говорит Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД. Более того, должность прямо так и носит название: «участковый уполномоченный полиции«.

Таким образом, участковый – полноценный исполняющий государственную функцию полиции РФ. Отсюда вытекают его полномочия.

Имеет ли право останавливать машины?

Да. Причём, вне зависимости от конкретного места остановки – будь то дорога, жилой двор или даже уже стоящий автомобиль по части обращения к водителю или его пассажирам.

Как мы указали выше, участковый является сотрудником полиции. Административный регламент же наделяет всех сотрудников правом останавливать авто, а не только инспекторов ГИБДД.

Читайте также:  Автомобиль ауди полный привод

В итоге имеем, что участковый имеет полномочия:

Аналогичная обязанность есть у водителей транспортных средств. Пункт 2.4 ПДД предписывает право остановки регулировщикам. С одной стороны, чёткое определение регулировщика дано в пункте 1.2 Правил, и здесь таким лицом является тот, кому предоставлена компетенция регулировать дорожное движение, и это может навести сомнения в наличии такого права у участкового. Тем не менее, обратите внимание, что в этих целях обязаны работать не только сотрудники ГИБДД, но могут привлекаться и иные сотрудники полиции (часть 1 статьи 10 ФЗ О полиции и пункт 10.5 Приказа №205).

Отсюда следуют и соответствующие обязанности:

  1. право остановки может появиться исключительно при наличии исчерпывающих оснований для этого:
    1. если есть основания полагать, что вы совершили нарушение или преступление,
    2. ориентировка на ваш автомобиль,
    3. достаточные основания полагать, что ваша машина причастна к ДТП,
    4. необходимость опроса свидетелей в вашем авто,
    5. вы нужны участковому как понятой,
    6. ему требуется использовать ваше транспортное средство (пункт 2.3.3 ПДД обязывает вас предоставить его по такому требованию),
    7. если в рамках регулирования нужно запретить вам проезд,
    8. и другие причины;
  2. при обращении к водителю или любому другому гражданину участковый обязан представиться, назвать свои фамилию, должность,
  3. вы можете потребовать у него служебное удостоверение, а он обязан вам его предъявить.

Может ли проверять документы?

И снова да. Логика официального законодательства 2021 года здесь та же – так как участковый является полноправным в этом плане сотрудником полиции, то он имеет право не только остановки машин, но и проверки документов:

  • у водителя,
  • пассажиров,
  • а также у пешеходов как участников дорожного движения.

Об этом прямо говорит пункт 31 регламента Приказа №664. В то же время есть и свои причины для проверки документов – равно как и для сотрудников ГИБДД:

  1. если участковый выявил нарушение ПДД,
  2. спецмероприятия по предупреждению нарушений и/или ДТП,
  3. ориентировки о причастности вашей машины к ранее совершённому ДТП,
  4. ориентировки на розыск.

Имеет ли полномочие выписывать штрафы?

А вот данный вопрос уже несколько сложнее из-за своей двусторонности. Дело в том, что само понятие выписывания штрафа ГИБДД в том виде, в каком его называют автолюбители-обыватели, имеет под собой сразу несколько административных процедур:

  • составление протокола как возбуждение дела о правонарушении,
  • рассмотрение дела как уполномоченное лицо,
  • вынесение постановления со штрафом или определения о закрытии дела как его завершение.

Так вот, протокол участковый имеет право составлять при всех нарушениях ПДД и других нормативных актов водителями, пассажирами автомобиля или пешеходами.

А вот рассматривать дела уже может уже не все. В нашем случае подпункт 9 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ перечисляет статьи этого же Кодекса, при привлечении по которым участковый уполномочен рассматривать материалы дела.

Проще, говоря, если вас за конкретное нарушение можно привлечь по одной из этих статей КоАП, то это имеет право делать участковый полиции. Вот эти статьи (мы перечислим только те, которые относятся к гражданам и водителям в частности):

  • 6.24 за нарушения по курению в общественных местах,
  • 12.1 – вождение незарегистрированного в ГИБДД автомобиля, в том числе повторное, а также отсутствие техосмотра на машину,
  • 12.2, часть 1 – нечитаемые госномера,
  • 12.2, часть 2 – скрытые, видоизменённые, отсутствующие номера,
  • 12.3, части 1, 2 и 3 – управление автомобилем без документов и передача руля такому водителю,
  • 12.22 – нарушения при учебной езде,
  • 12.23 – нарушения ПДД по перевозке людей, в том числе детей без удерживающего устройства, а также организованной перевозки,
  • 12.28 – несоблюдение Правил в жилых зонах и дворовых территориях,
  • 12.29 и 12.30 – нарушения Правил пешеходом, пассажиром авто или велосипедистом,
  • 19.15 – проживание в жилище гражданина без паспорта в случаях, когда он обязателен,
  • 19.15.1 – проживание лица без регистрации,
  • 19.24 – нарушение гражданином мер надзора за ним,
  • 20.1 – мелкое хулиганство,
  • 20.20 – употребление спиртного в общественном месте или наркотических препаратов без разрешения/назначения врача,
  • 20.21 – появление в общественном месте в состоянии опьянения.

При рассмотрении этих дел участковый уже имеет право самостоятельно выписывать штрафы гражданам. А вот при выявлении других нарушений он уже может только возбудить дело – составить протокол и далее направить его уполномоченному должностному лицу (например, сотруднику ГИБДД в подразделение по месту нарушения) либо в суд по подсудности.

В завершение отметим полноценный документ, действующий в 2021 году на территории России и регулирующий права и обязанности участкового по прямому назначению. Это Приказ МВД №205 от 29.03.2019. В нём представлены исчерпывающие полномочия и компетенции этого должностного лица, в том числе:

  • может ли тот заходить и принудительно проникать в жилые помещения,
  • какие задачи в целом он решает на службе,
  • как он обязан обходить подведомственные ему территории,
  • как реагировать на обращения граждан,
  • и другие его полномочия.

Какие ещё права и обязанности?

Помимо прочего, в отношении водителей участковый:

  • обязан оформлять ДТП, если оно произошло на подведомственной ему территории либо поручено ему определённым должностным лицом и находится не в компетенции ГИБДД (например, машину повредило сооружение или предмет – забор, сосулька, хулиган во дворе и так далее),
  • может провести освидетельствование водителя на алкогольное опьянение и направить на медосвидетельствование, если в рамках пункта 10.5 Приказа №205 ему даны полномочия по надзору за дорожным движением.

Источник статьи: http://tonkostipdd.ru/obshchenie-s-gibdd/imeet-li-pravo-uchastkovyy-ostanavlivat-avtomobili-i-proveryat

Имеет ли право участковый останавливать транспортное средство?

Содержание:

Такое право он имеет. Но не всегда и не без причины. Вообще, для обоснованного ответа на этот вопрос нужно обращаться к нескольким правовым актам и тем законам, которые регламентируют порядок контроля дорожной безопасности и устанавливают должностные права сотрудников МВД.

Мы рассмотрим все эти аспекты. Но если ваш конфликт интересов с участковым уполномоченным уже приближается к стадии судебного разбирательства, самым надежным вариантом остается подключение профессионала.

Нет времени читать статью?

Остановка ТС для контроля БДД

Останавливать транспортное средство имеют право должностные лица, надзирающие за безопасностью дорожного движения (БДД). В соответствии с п. 3 Положения о гос. надзоре в области БДД, утвержденного Постановлением Кабмина РФ №716, таковыми являются сотрудники транспортной полиции и участковые уполномоченные. Разумеется, находящиеся при исполнении служебных обязанностей, а не отдыхающие во дворе по месту жительства.

Другой нормативный акт устанавливает правила остановки транспортного средства для проверки. Это Административный регламент, который был утвержден в 2017 году министром внутренних дел в Приказе №664. Документ определил обстоятельства, которые дают полицейским право останавливать транспортное средство. Таковыми в данном акте названы:

  • проверка документов;
  • визуальная либо техническая фиксация правонарушения, совершенного людьми, которые находятся в автомобиле;
  • проверка сведений о незаконном применении транспорта;
  • использование ТС для выполнения задач службы;
  • осуществление специальных мероприятий;
  • приглашение автовладельца либо пассажира к участию в следственном мероприятии в роли понятого;
  • необходимость проверки факта нахождения автотранспорта в розыске или причастности к правонарушению граждан, которые находятся в салоне.

Естественно, в данном перечне Регламента упомянута и регулировка дорожного движения, которая к теме статьи не относится.

Для нас важнее, что передвижение транспортного средства по вышеуказанным причинам имеет право прекратить каждый полицейский. Но он должен быть в форме, с нагрудным знаком и удостоверением.

Даже наличие рядом служебного автомобиля с определенными атрибутами (окраской, надписями, маячками и проч.) не позволяет полицейскому останавливать автотранспорт.

Остановка ТС в других целях

Итак, вышеназванный Приказ МВД №664 разрешает полицейскому останавливать транспортное средство в целях осуществления гос. надзора за БДД.

Теперь рассмотрим Закон №3-ФЗ «О полиции» в редакции от 18.07.19 г. Его 13 статья «Права полиции» (ссылка в конце статьи) в 20 пункте определяет, что сотрудник полиции имеет право останавливать автотранспорт для осуществления:

  • проверки документов — на транспорт и право его эксплуатации, на находящийся в кузове груз, «автогражданки» владельца;
  • осмотра (с его документированием) автомашины и груза, если имеется информация о возможном незаконном их использовании;
  • задержания ТС, которое разыскивается органами МВД;
  • обеспечения безопасности дорожного движения;
  • кратковременного запрета, изменения или частичного ограничения дорожного движения с целью обеспечения безопасности населения;
  • аналогичных действий на ж/д переездах.

Другими словами, уполномоченный по участку всегда может сослаться на одну из этих причин, чтобы потребовать остановки. Главное, чтобы он был при исполнении. Но определить это с уверенностью можно не всегда.

Остановка для пресечения преступления

Если остановка автомобиля требуется для того, чтобы пресечь или предотвратить преступление, уполномоченный на это пойдет, не раздумывая. Как и в случае задержания подозреваемого. И будет иметь на это полное право.

Когда придется обосновывать свою активность, полицейский может сослаться на показания потерпевшего. При отсутствии такового достаточно будет и свидетеля.

Даже если нет ни того, ни другого, сотруднику участкового пункта хватит и собственной фиксации происшествия. При условии, что на это имелись определенные причины, участковый получает право на остановку автотранспорта. Ни его должность, ни звание значения не имеют. Более того, не играет никакой роли и время суток.

Право останавливать транспортное средство имеет участковый уполномоченный и для выполнения безотлагательных задач. Например, чтобы преследовать на нем преступника или подозреваемого. Или доставить в мед. учреждение лицо, которому необходима неотложная помощь медиков.Или отбуксировать автомашину, получившую повреждения в аварии. И даже для собственного передвижения к месту криминального происшествия.

Вместе с тем, у полицейского нет права остановить или изъять автомобиль в личных целях. Когда речь идет о служебной необходимости, сотрудник полиции обязан привести обоснование своих действий.

Кроме того, владельца ТС необходимо уведомить о его правах и обязанностях. Если ситуация потенциально опасна для жизни или здоровья, автомобилист должен покинуть транспортное средство. Причиненные в результате эксплуатации его имущества ущерб и расходы подлежат последующему возмещению.

Право участкового остановить транспортное средство почти всегда трудно оспорить непосредственно в момент остановки. Но при необходимости это можно сделать позднее.

Поэтому можно порекомендовать следующую тактику. Не пытаться протестовать или пускаться в споры. Постараться зафиксировать всеми имеющимися способами как можно больше информации (видеорегистратор здесь как нельзя кстати). И уже потом предъявлять претензии: полицейскому начальству, прокурору или судье. Еще лучше это делать с адвокатом.

Источник статьи: http://rtiger.com/ru/journal/imeet-li-pravo-uchastkovyi-ostanavlivat-transportnoe-sredstvo/

Имеет ли право участковый остановить машину и проверить документы и страховку на машину.

Вот именно участковый и имеет право по данному приказу.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения»

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

28. В системе МВД России исполнение государственной функции осуществляется:

ГИБДД МВД России и ЦСН БДД МВД России — на территории Российской Федерации;

территориальными органами МВД России на региональном уровне — в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации;

территориальными органами МВД России на районном уровне — в пределах зон ответственности соответствующих подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне.

29. Должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию* (57), являются:

руководитель ГИБДД МВД России (его заместители);

руководитель ЦСН БДД МВД России (его заместители);

руководители подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне (их заместители);

руководители специализированных подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне (их заместители);

руководители подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне (их заместители);

начальники центров автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции (их заместители);

командиры полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы (их заместители);

сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание;

старшие государственные инспекторы безопасности дорожного движения, государственные инспекторы безопасности дорожного движения;

старшие государственные инспекторы дорожного надзора, государственные инспекторы дорожного надзора;

старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.

Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/14267874/

Оцените статью