- Нужно ли прогревать двигатель машины зимой
- Пользователи: прогревать нужно, но недолго
- Эксперты: грейте, но есть нюансы
- Зачем вообще что-то греть?
- Что рекомендуют автопроизводители
- Что говорит эксперт: греть или нет?
- Прогревать ли двигатель летом
- На каких автомобилях не нужно прогревать мотор, а на каких нужно
- Прекратите «прогревать» двигатель автомобиля! Особенно зимой!
- ЗА И ПРОТИВ ПРОГРЕВА МАШИНЫ ЗИМОЙ
- КАК ЕДЕТ АВТОМОБИЛЬ НА ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ?
- СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО ПРОГРЕВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ?
Нужно ли прогревать двигатель машины зимой
Использование машины зимой — всегда повышенные нагрузки на узлы и агрегаты, а один из самых нагруженных компонентов — это двигатель. С наступлением холодов среди автолюбителей разгораются споры о том, нужно ли прогревать мотор. Мы спросили мнение наших пользователей, а потом узнали, что об этом думают эксперты.
Пользователи: прогревать нужно, но недолго
В опросе на сайте Журнала Авто.ру приняли участие больше 5 тысяч человек, и вот что они ответили на вопрос «Прогревать или нет?».
Больше половины респондентов прогревают двигатель автомобиля, но совсем недолго — не более пяти минут. Причём почти половина из них делают это всего пару минут, после чего начинают движение.
Каждый пятый водитель греет дольше — от 5 до 10 минут, и лишь каждый десятый не начинает движение, пока не прогреет силовой агрегат до рабочей температуры. Но правильно ли это?
Эксперты: грейте, но есть нюансы
Чтобы разобраться, нужно ли прогревать двигатель зимой, и если да — как правильно это делать, мы поговорили с экспертом Михаилом Ходосом, директором техцентра по ремонту двигателей Хонсервис и автором ютуб-канала ХодосАвто. Но чтобы окончательно ответить на этот вопрос, давайте кратко разберёмся в базовых терминах.
Зачем вообще что-то греть?
Под рабочей температурой подразумевается температурный режим, при котором двигатель автомобиля нормально работает в номинальных режимах — то есть эффективно на протяжении какого-то времени. Для современных «дизелей» оптимальная температура составляет 85–90 градусов Цельсия, для бензиновых агрегатов — 90–100 (хотя в некоторых моторах эта цифра может достигать 110 градусов). Когда температура ниже этой отметки, уменьшается коэффициент полезного действия (КПД) и увеличивается износ деталей, потому что большинство технических жидкостей работают не оптимально.
Речь, в первую очередь, про моторное масло — ведь его характеристики подбираются таким образом, чтобы эффективно выполнять свои функции при рабочей температуре двигателя. После холодного запуска маслу требуется некоторое время, чтобы выйти на оптимальные характеристики, затечь во все полости и отверстия и начать делать то, для чего его и заливают в мотор, — как следует смазывать все трущиеся детали.
Но низкая температура влияет ещё и на гидравлические характеристики моторного масла — на его способность удерживать масляную плёнку на деталях при минусовых температурах. А ведь именно она требуется при холодном старте двигателя после длительной остановки. И чем ниже качество масла, тем быстрее замёрзшая плёнка на трущихся поверхностях «срывается», приводя к так называемому сухому запуску, при котором износ деталей увеличивается. Негативно сказывается на ресурсе и неправильно подобранная вязкость моторного масла: чем оно гуще, тем сложнее будет двигателю завестись.
При низкой температуре двигателя плохо работает и отопитель салона (печка), потому что в большинстве автомобилей воздух для салона нагревается с помощью охлаждающей жидкости (ОЖ). А её температура на работающем без нагрузки двигателе растёт слишком медленно. По той же причине невозможна эффективная работа систем, отвечающих за «экологичность» выхлопных газов: пока не прогреются двигатель и ОЖ, система рециркуляции выхлопных газов (EGR — способствует снижению вредных выбросов в атмосферу) и катализатор будут функционировать неэффективно.
Наконец, сразу после холодного запуска современные двигатели самостоятельно выставляют «прогревочные» обороты, которые могут достигать 1500–2000 в минуту. В это время в цилиндры поступает обогащённая топливная смесь (то есть с увеличенным количеством бензина), что повышает расход топлива. Но страшно не это, а то, что длительная езда на обогащённой топливной смеси ведёт к закоксовыванию контактирующих с ней деталей (свечи, поршни, поршневые кольца, клапана, цилиндры и так далее). А ещё обогащённая смесь портит катализатор, потому что способствует образованию нагара и сажи на сотах и последующему их разрушению. Поэтому начинать движение сразу после запуска — на обогащённой смеси — специалисты не советуют.
Что рекомендуют автопроизводители
В инструкциях по эксплуатации большинства современных автомобилей написано, что прогрев не нужен, а «умная» электроника сама грамотно регулирует подачу топлива и другие процессы. Связано это в первую очередь с борьбой за экологию и локальным законодательством некоторых стран. В большинстве европейских городов запрещена стоянка с включенным двигателем и, например, в Австрии за это предусмотрен штраф в 5000 евро — больше 350 тысяч рублей! Аналогичный закон действует и в России: прогревать двигатель разрешено не дольше пяти минут. Штраф за нарушение — 1500 рублей (и 3000 рублей для Москвы), однако на практике желающие «отогреться» продолжают это делать.
Что говорит эксперт: греть или нет?
Самая простая рекомендация — как минимум дождаться момента, когда обороты двигателя упадут с прогревочных до холостых. После этого можно аккуратно начинать движение, не поднимая обороты выше двух тысяч для бензиновых моторов и выше полутора тысяч — для дизельных.
Когда на улице сильный мороз (20–30 градусов и ниже), мотор лучше прогреть подольше — до тех пор, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнёт подниматься (обычно это 50–60 градусов).
Однако «греться» долго тоже не имеет смысла. Во время стоянки с заведённым двигателем прогревается только мотор, да и то не слишком эффективно. А вот коробка передач, амортизаторы, редуктор и мосты (если они есть), и всякие резинки (сайлентблоки, покрышки и так далее) остаются холодными. Эти элементы прогреваются только во время движения, причём плавного, без резких нагрузок — это позволит дольше сохранить детали автомобиля в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что всё описанное выше касается в первую очередь бензиновых двигателей — дизельные агрегаты в морозы на холостом ходу прогреть вообще невозможно. Для них существуют внешние подогреватели, работающие автономно: от электросети, аккумулятора или другого источника питания. Ну а лучше всего они греются во время движения.
Прогревать ли двигатель летом
В тёплое время года технические жидкости имеют температуру окружающей среды, поэтому греть автомобиль не имеет особого смысла. Но начинать движение сразу после запуска мотора тоже вредно — дайте оборотам упасть до уровня холостого хода и только потом начинайте движение.
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/timetowarmeng/
На каких автомобилях не нужно прогревать мотор, а на каких нужно
Однако возьмите любое руководство современной модели, что там будет написано про прогрев? Вот один из примеров — «Прогрев двигателя на месте не только законодательно запрещен в ряде стран, но и излишен с технической точки зрения».
К тому же, пункт 17,2 ПДД РФ не разрешает стоять в жилых зонах с заведенным мотором свыше пяти минут. Соответственно, и греть дольше пяти минут, получается, нарушение. Эксперты тем не менее не раз объясняли, что такие рекомендации и запреты связаны в первую очередь с экологией.
Дело в том, что прогрев холодного мотора на стоянке увеличивает вредные выбросы. Соответственно, рекомендуется греть движок в движении, плавно на небольших скоростях. Как бы то ни было, мы обозначим категории автомобилей, чьи двигатели имеет смысл прогревать в холода в наибольшей степени.
Моторы, оснащенные одной или несколькими турбинами, требуют более длительного прогрева на месте, нежели «атмосферники». За холодную ночь турбина сильно охлаждается, а после пуска двигателя горячие выхлопные газы проходят через «улитку» турбины, разогревают ее до 1 000 и больше градусов.
Между тем, этот элемент очень чувствителен к резкому перепаду температур. Поэтому, если завести турбированный мотор и начать движение, тем более сразу дать «газу», механизм турбины будет активно изнашиваться.
Отсюда вывод — грейте турбомоторы, пока все его детали и рабочие жидкости не вышли на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестали меняться. Причем, такая рекомендация относится как к турбоагрегатам прошлых поколений, так и к современным «движкам», к примеру, Skoda Octavia, Audi A4, Renault Arkana или, скажем, Chery Tiggo 7 Pro.
Не секрет, что силовые агрегаты 70-х, 80-х и даже 90-х годов, особенно если речь идет об изделиях отечественного автопрома, гораздо требовательнее к прогреву, нежели современные двигатели. Дело прежде всего в более низком качестве металлообработки и отсутствии таких передовых технологий, как ныне применяемое хонингование (абразивная обработка поверхностей цилиндров при помощи хонов, иначе — хонинговальных головок).
Из за более грубой обработки трущихся элементов старые моторы необходимо подолгу греть, дожидаясь, пока они не достигнут рабочих температур. Кроме того, в 90-е годы произошел массовый переход с карбюраторных двигателей на инжекторные, электроника стала готовить топливно-воздушную смесь более скрупулезно, соответственно такой сценарий, когда горючее сгорало не полностью, и бензин стекал по стенкам цилиндров и смывал масло, ушли в историю. Таким образом, если вы владелец раритета, в морозы прогрейте мотор вашего автомобиля до рабочей температуры в течение 15 — 20 минут.
Чем более качественное масло залито в двигатель вашего автомобиля, тем меньше нужды в длительном прогреве, если только температура не опустилась ниже 20 — 25 градусов. Иными словами, если залита бюджетная минералка или полусинтетика, а также масла с высокой вязкостью, уделите прогреву повышенное внимание. К зимним (маловязким) можно отнести моторные жидкости с индексами вязкости 0w20, 0w30, 5w30, 5w40.
Скажем, масло с вязкостью 0w30 обладает повышенной текучестью даже при температуре от -30°C до -40°C. Такое рекомендуется для северных регионов и эффективно минимизирует вредные последствия холодного пуска и минимального прогрева двигателя.
Однако у маловязких масел есть и неприятная оборотная сторона. Жидкие смазки создают более тонкое защитное пленочное покрытие. Соответственно, при повышенных нагрузках на мотор (например, долгая работа на высоких оборотах) ускорится износ его трущихся элементов. В том числе поэтому в средней полосе при не очень холодных зимах в ходу все же более сбалансированные масла — скажем, вязкостью 10w40 и 5w30.
После запуска холодного мотора следует дать ему поработать примерно минуту, чтобы он прогнал масло по внутренним магистралям головки цилиндров. С началом работы современные моторы программно повышают обороты — так насос эффективнее прокачивает смазку. Поэтому — слушайте, а также смотрите на тахометр!
Как только моторный рокот ослаб, а обороты упали, это сигнал к тому, что автомобиль в принципе готов к началу движения. Можно аккуратно трогаться и двигаться первые 10 минут, сильно не газуя.
Иными словами — осуществляем основной прогрев в движении, как это и рекомендуют современные мануалы. Однако все же лучше, даже если у вас современный автомобиль, дать двигателю поработать после пуска на холостых оборотах примерно 5 минут. Как мы уже заметили выше, российское законодательство разрешает такую «пятиминутку».
Источник статьи: http://rg.ru/2020/10/24/na-kakih-avtomobiliah-ne-nuzhno-progrevat-motor-a-na-kakih-nuzhno.html
Прекратите «прогревать» двигатель автомобиля! Особенно зимой!
Автолюбители с приходом холодов задаются вопросом: » сколько по времени нужно прогревать машину зимой»? И когда прогревать — в движении или на месте? Разберемся с проблемой прогрева мотора зимой и дадим советы сколько времени занимает прогрев.
ЗА И ПРОТИВ ПРОГРЕВА МАШИНЫ ЗИМОЙ
Сторонники прогрева двигателя утверждают, что холодный мотор больше подвержен механическому износу. При испытании непрогретого двигателя заметного износа не было замечено. Это объясняется, что холодный двигатель в движении, т.е. под нагрузкой, быстрее прогревается и выходит на оптимальный режим работы.
Почему автолюбители продолжают прогревать двигатель зимой? Это привычка и опыт давно минувших лет. В прошлом, для уменьшения износа прогревали холодный двигатель. С ростом технологий, необходимость в длительном прогреве двигателя отпала из-за ненадобности. Современные моторы быстро прогревается, нежели карбюраторные, длительный прогрев двигателя — избыток прошлого.
Отметим, что при прогреве на месте страдают свечи зажигания. В момент прогрева топливовоздушная смесь переобогащается, т.е. в ней появляется большое количество бензина. Это приводит к заливу и следственно к скорой замене свечей.
КАК ЕДЕТ АВТОМОБИЛЬ НА ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ?
Остается вопрос: как едет автомобиль на холодном двигателе? Современные машины оборудованы системой впрыска, которая самостоятельно изменяет параметры мотора, в зависимости от параметров на данный момент. Т.е. черновую работу по прогреву двигателя сделает за вас электроника.
Единственное правило, которое надо соблюдать при езде на холодном моторе — не раскручивать мотор до предельных оборотов и стараться не давать ему максимальных нагрузок. Это необходимо для прогрева технологических жидкостей: автомасла, смазочных компонентов и топлива.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НУЖНО ПРОГРЕВАТЬ ДВИГАТЕЛЬ?
Современные автомобили не стоит долго прогревать, достаточно трех-пяти минут для прогрева, чтобы спокойно ехать и не волноваться за повышенный износ двигателя. Двигатель во время езды прогревается быстрее, чем работая на холостом ходу. Давайте разберемся, сколько времени нужно прогревать двигатель при определенной температуре воздуха.
От + 5С до 0С достаточно 1-2 минуты для прогрева двигателя. При этой температуре стекла автомобиля еще не успевают покрыться льдом, так что длительный прогрев не нужен.
При температуре от 0С до минус 10С — время прогрева двигателя составляет приблизительно 2-3 минуты. За это время двигатель выйдет на рабочую температуру, прогреются все технические жидкости для дальнейшего движения. В свою очередь, для прогрева салона автомобиля потребуется не менее 5 минут.
При температуре от -10С до минус 20С — время прогрева составляет от 3 до 5 минут. При такой температуре возможно замерзание стекол автомобиля и пока они не отогреются — дальнейшая поездка опасна. Лучший вариант, это прогреть двигатель 2-3 минуты, а после включить печку и подождать еще пару-тройку минут, пока не разморозятся стекла автомобиля.
При температуре минус 20С и ниже — прогрев двигателя должен составлять не менее 5 минут. Достаточное время прогрева зависит от технического состояния автомобиля. Чем современней машина и чем лучше работает печка, тем меньше время прогрева. Для прогрева технических жидкостей достаточно не более 5 минут, для прогрева салона — не менее 10 минут.Что делать, если не желаете долго ждать, когда прогреется двигатель? В таком случае помогает сигнализация с автозапуском (или система вебасто). Не выходя из дома запускают двигатель с брелка, и в то время как одеваетесь и выходите из дома, автомобиль будет прогрет.
Как определить, что мотор прогрет? У двигателя есть рабочий диапазон температур и критерием прогрева является минимальная температура из рабочего диапазона, а не время прогрева. Это связано с тепловыми зазорами в деталях мотора. Они приходят в допустимую норму лишь при минимальной температуре из рабочего диапазона. После чего мотор может безвредно воспринимать нагрузки.
По опыту скажу: 90 градусов это скорее оптимальная температура для работы двигателя во всех режимах эксплуатации, а вот его рабочая температура колеблется с отметки в 50 градусов, так что 3-5 минут прогрева лишними не будут. Причем 5 минут — максимальное время. Имеется в виду прогрев самой машины, а не салона.
Зачем зимой греть машину долго? Есть простейший способ. Заведите мотор, но печку не включайте. Когда смахнете снег, садитесь, включайте печку и езжайте — через пару минут в салоне будет жарко. После 2-3 минут прогрева на холостом ходу температура ОЖ станет достаточной, чтобы пошел горячий воздух и в салоне стало тепло. Этот способ работает даже с холодными турбированными моторами. А если завести двигатель, включить печку и пытаться греть машину на холостых оборотах, тогда можно по полчаса греть. Все равно стрелка охлаждающей жидкости не оторветься от нижнего положения, а из дефлекторов будет идти всё что угодно, но не долгожданное тепло.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5a55d16bdcaf8e73ffd36f9d/prekratite-progrevat-dvigatel-avtomobilia-osobenno-zimoi-5a571f17168a91fd9b0275ab