- Нагрузка на ось
- Разрешенная нагрузка
- Что это означает
- Чем регулируются нормы
- На какие автомобили распространяется
- Кем проверяется
- Как правильно рассчитать нагрузку
- Существующие виды весового контроля
- Какая максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России
- Какая нагрузка разрешена за рубежом
- Штрафы за нарушение норм
- Расчет допустимой нагрузки на ось тягача и полуприцепа
- Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось
- Методика расчета
- Для тягача
- Для тягача с полуприцепом
- Для тягача с груженым полуприцепом
- Что понадобится для расчета
- Распределение нагрузки на задние оси полуприцепа
- Как пользоваться калькулятором
- Ответственность за перегруз
Нагрузка на ось
Грузоперевозки — неотъемлемый аспект торговых отношений. Если несколько десятков лет назад грузовой транспорт в большинстве своем принадлежал государству, то в современной России им, как правило, владеют физические лица и частные предприниматели.
Эксплуатация данного вида транспорта накладывает на его владельца и водителя строгие требования. Одно из них — разрешенная нагрузка на ось автомобиля и недопущение перегруза.
Разрешенная нагрузка
Осевой нагрузкой называют нагрузку от массы транспортного средства, передаваемую на дорожную поверхность колесами одной оси.
Дороги во время проектирования и строительства рассчитываются на определенную нагрузку.
Следовательно, если на дороге установлена нагрузка не более 10 тонн на ось, превышение показателя будет нарушением. Это связано с тем, что при повышенной нагрузке дорожное полотно быстрее портится.
Именно поэтому во многих населенных пунктах запрещено движение грузовиков (то есть им нельзя въезжать в поселки и т.п.).
В большинстве случаев грузовая платформа (самая тяжелая часть, груз) располагается в задней части автомобиля. Нагрузка на оси может быть неравномерной, но все-таки следует стремиться к тому, чтобы она была максимально одинаковой.
Что это означает
Для каждого грузовика есть разрешенная максимальная осевая нагрузка. Это понятие означает нагрузку от полной массы ТС, приходящуюся на самую нагруженную ось или тележку. Этот показатель указывают на дорожных знаках, которые запрещают проезд по определенным участкам.
Но максимальная нагрузка и разрешенная (допустимая) — это разные вещи. Под разрешенной понимается нагрузка, передаваемая на дорожное полотно колесами одной оси. Этот параметр используется во время проектирования транспорта.
Пример: в ПТС указано, что масса автомашины — 9 тонн, а разрешенная максимальная масса — 25 тонн. Это значит, что перевозить на грузовике можно не более 16 тонн (25-9=16).
Чем регулируются нормы
Контроль за большегрузами производится на основании:
- Федерального закона №257;
- Постановления Правительства РФ №227;
- Штрафы за несоблюдение норм назначаются по КоАП РФ.
Данные акты устанавливают:
- Предельно допустимые нагрузки на ось транспортных средств.
- Допустимый перегруз.
- Правила транспортировки грузов, превышающих разрешенные нормы.
- Допустимые массы грузовых ТС с прицепами или без них.
ВАЖНО! Если ТС превышает допустимую массу более чем на 2%, то необходимо иметь разрешение на передвижение. Исключение составляет транспорт Вооруженных Сил РФ. Для получения разрешения перевозчик обязан согласовать маршрут движения и возместить вред (компенсировать), причиняемый дорожному полотну.
Установлены следующие нормы допустимой массы для одиночных грузовиков:
- двухосные: 18 т.;
- трехосные: 25 т.;
- четырехосные: 32 т.;
- 5-ти и более: 38 т.
- трехосные: 28 т.;
- четырехосные: 36 т.;
- пятиосные: 40 т.;
- 6-ти и более: 44 т.
Чтобы перевезти свыше установленного, нужно получить разрешение. Оно выдается на срок до трех месяцев.
На какие автомобили распространяется
Нормы распространяются на разные виды грузовых автомобилей: на автопоезда и одиночные авто. Одиночный грузовик — это неделимый транспорт без прицепа или полуприцепа (например, самосвал). Автопоезд — это два или более сочлененных ТС (прицепов, полуприцепов). Автопоезда также делятся на две категории: седельные (седельный тягач + полуприцеп) и прицепные (грузовик +прицеп(ы)).
Кем проверяется
Проверку проводит инспектор ГИБДД на специальных постах весового контроля: они бывают передвижными и стационарными.
- Передвижные. Они оборудованы на базе грузового фургона и могут менять свое месторасположение.
- Стационарные. Помечены табличкой «весовой контроль». Как правило, устанавливаются на въезде или выезде населенных пунктов.
Если масса грузовика с грузом составляет более 80 тонн, то инспекция составляет специальный маршрут, с учетом допустимости проезда по особым участкам трассы и мостам (а также иным дорожным сооружениям). Перегруженный транспорт хуже поддается маневрированию, поэтому он представляет повышенную опасность как для водителя, так и для других участников дорожного движения.
Как правильно рассчитать нагрузку
Нагрузка рассчитывается по двум параметрам:
- по весу транспортного средства;
- по нагрузке оси.
Масса ТС (снаряженная или полная) и нагрузки его оси связаны соотношением: Мтс = Нпо + Нзо, что означает Масса ТС = Нагрузка на переднюю ось + Нагрузка на заднюю ось. Эта формула применяется к двухосному транпсорту. Для трехосного есть другая: Мтс = Нпо + Нзт (нагрузка на заднюю тележку).
Узнать нагрузку, имея вес машины, прицепа и груза будет сложнее. Для этого нужно действовать по следующему алгоритму:
- Из СТС взять показатели массы авто и массы прицепа. Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.
- Узнаем фактический вес груза. К примеру 19 т.
- Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.
- Нагрузка в прицепе должна быть распределена равномерно. С учетом этого нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.
- Аналогично можно рассчитать нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.
- Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.
- Нагрузка на переднюю ось равна тому, что осталось от общей нагрузки на ТС: в данном случае получается 3,37.
- Выходит, примерный итог распределения веса: 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.
ВНИМАНИЕ! Любой расчет будет приблизительным, а не точным.
Существующие виды весового контроля
Весовой контроль бывает двух видов (то есть производится двумя способами):
- Динамический. Автотранспорт движется в определенном месте, которое оснащено специальными датчиками, со скоростью не более 5 км/ч. Погрешность измерения динамическим способом может составлять до 3%;
- Статический. Измерения берутся после полной остановки транспортного средства. Такой способ более точно определяет параметры.
Какая максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России
В России законодательно приняты следующие показатели максимальной нагрузки на ось грузового транспортного средства:
Расположение осей транспортного средства | Расстояние между сближенными осями (показатели в метрах) | Допустимая нагрузка на ось колесного транспортного средства в зависимости от нормативной (расчетной) нагрузки на ось (тонн) и числа колес на оси (тонн) | ||
для дорог, рассчитанных на нагрузку 6 тонн на ось | для дорог, рассчитанных на нагрузку 10 тонн на ось | для дорог, рассчитанных на нагрузку 11,5 тонн на ось | ||
Одиночная ось (масса, приходящаяся на ось) | свыше 2,5 м | 5,5 (6) | 9 (10) | 10,5 (11,5) |
Двухосная группа | до 1 м | 8 (9) | 10 (11) | 11,5 (12,5) |
свыше 1 м до 1,3 м | 9 (10) | 13 (14) | 14 (16) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м | 10 (11) | 15 (16) | 17 (18) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м | 11 (12) | 17 (18) | 18 (20) | |
Трехосная группа | до 1 м | 11 (12) | 15 (16,5) | 17 (18) |
свыше 1 м до 1,3 м | 12 (13) | 18 (19,5) | 20 (21) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м | 13,5 (15) | 21 (22,5 ) | 23,5 (24) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м | 15 (16) | 22 (23) | 25 (26) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси не более 4 колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе из 4 осей и более) | до 1 м | 3,5 (4) | 5 (5,5) | 5,5 (6) |
свыше 1 м до 1,3 м | 4 (4,5) | 6 (6,5) | 6,5 (7) | |
свыше 1,3 м до 1,8 м | 4,5 (5) | 6,5 (7) | 7,5 (8) | |
свыше 1,8 м до 2,5 м | 5 (5,5) | 7 (7,5) | 8,5 (9) | |
Сближенные оси транспортных средств, имеющие на каждой оси по 8 и более колес (нагрузка, приходящаяся на ось в группе осей) | до 1 м | 6 | 9,5 | 11 |
свыше 1 м до 1,3 м | 6,5 | 10,5 | 12 | |
свыше 1,3 м до 1,8 м | 7,5 | 12 | 14 | |
свыше 1,8 м до 2,5 м | 8,5 | 13,5 | 16 |
Большое значение имеет то, по какому маршруту будет следовать грузовик, поскольку дорога рассчитана на определенную нагрузку. Например, где-то может быть запрещено движение тяжеловесного ТС.
Какая нагрузка разрешена за рубежом
В каждой стране приняты свои нормы. Примеры допустимой массы (для двухосных авто):
- Болгария — 16 т.
- Венгрия — 20 т.
- Германия — 18 т.
- Ирландия — 17 т.
- Великобритания — от 16 т до 26 т.
- Франция — 19 т.
- Греция — 18 т.
- Нидерланды — 21,5 т.
- Польша — 16 т.
Для трех, четырех и более -осных транспортных средств, соответственно, показатели выше.
В большинстве стран Европы максимальный вес для неведущей оси составляет 10 тонн. Однако, это не отменяет того факта, что при выезде за территорию Российской Федерации нужно изучать требования к перевозчикам грузов.
Поскольку везде разные правила, грузоперевозчикам, работающим за территорией России, следует внимательно изучать нормы, принятые в других государствах. Штрафы за пределами РФ будут назначаться не в рублях, а в евро, долларах и других единицах. Помимо этого, грузоперевозчика могут внести в черный список и тогда дорога в другое государство со своим грузом будет закрыта.
Штрафы за нарушение норм
Важными пунктами являются:
- Ответственность ИП в большинстве случаев приравнена к ответственности юридических лиц, а это значит, что размер штрафов для ИП существенно увеличен.
- Ответственность водителей. При перегрузе в 20% и более водителю грозит лишение прав, а собственник заплатит немалый штраф.
- Если перегруз составляет от 10% до 20%, то будет наложен штраф: для водителя — 3-4 тысячи, для должностного лица — 25-30 тысяч, для юридического лица и ИП — до 300 тысяч рублей. При автоматической фиксации правонарушения штраф получит собственник — взыскание может достигать трехсот тысяч рублей.
- Перегруз от 2% до 10% наказывается следующим образом: для водителя — 1500 рублей, для должностного лица — 10-15 тысяч, для юридического лица и ИП — 100-150 тысяч рублей. При автоматической фиксации — штраф 150 000 собственнику грузового ТС.
- Ответственность грузоотправителей. Грузоотправителю грозит штраф за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
- Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля, то есть за перегруз ИП или юридическое лицо будет оштрафовано. Для юридического лица штраф составит 250-400 тысяч рублей, а для ИП 80-100 тысяч рублей.
- Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы. Штраф зависит от размера превышения допустимой массы.
Это неполный перечень штрафных взысканий. Ответственность предусмотрена по статье 12.21.1 КоАП РФ.
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Чтобы не получить штраф в «своей» или «чужой» стране, нужно внимательно изучать правила и обращаться за консультацией к логисту. При перегрузе необходимо иметь разрешение — оно обойдется намного дешевле, чем штрафы.
Источник статьи: http://autourist.expert/vse-o-vu/rostehnadzor/nagruzka-na-os.html
Расчет допустимой нагрузки на ось тягача и полуприцепа
В сфере грузоперевозок важно не только верно подобрать автомобиль, но и тщательно просчитать перед отправкой в рейс ряд параметров. Один из них – допустимая нагрузка на ось тягача. Предварительный расчет осевых нагрузок на груженый полуприцеп с тягачом поможет избежать штрафов и неприятностей на пунктах контроля.
В статье разберем алгоритмы ручных и онлайн-подсчетов, рассмотрим санкции за перегрузы.
Для чего нужен расчет допустимой нагрузки на ось
Рассчитать нагрузку на ось тягача и полуприцепа перед выездом – залог спокойного пути и прохождения весового контроля. Законодательство РФ вводит ограничения на эти значения. Именно оси грузовиков и фур передают дорожному покрытию нагрузки. Предельные показатели попросту разрушают асфальт.
Чтобы дорожное полотно оставалось в целости и сохранности, для каждого типа автомобилей предусмотрены свои допустимые показатели. Значения детально описаны во втором приложении к Постановлению Правительства под номером 272.
Обхитрить сотрудников дорожной службы не выйдет: близ заездов в города установлены пункты весового контроля. Через них «прогоняют» все фуры, после чего всплывают перегрузы, и назначаются солидные штрафы. Чтобы сохранить наличные и нервы, рассчитать риски нужно заранее.
Методика расчета
Вести подсчет можно несколькими способами: вычислять данные через формулы или внести значения в калькулятор нагрузки на ось тягача и полуприцепа. На онлайн-программе мы остановимся позже, пока же разберем методику самостоятельных расчетов.
Для тягача
Здесь дела обстоят просто: нагрузка на ведущую ось пустого седельного тягача прописана в ПТС. Если документ находится не под рукой, данные для разных моделей тягачей («Вольво», «Мерседес») представлены в открытом доступе.
Для тягача с полуприцепом
Здесь многое зависит от веса самого автомобиля. Нагрузка на оси и вес грузовика (скотовоза, цистерны, фуры) заключается в следующем:
масса (m) равна нагрузке на переднюю ось (A) плюс нагрузка на каждую из осей (N).
M = нагрузка A +нагрузка N + нагрузка N1, N2, N3, N4, N5.
Для тягача с груженым полуприцепом
Определять данные для груженой фуры самостоятельно довольно сложно. Дело не в формуле, а в нюансах, которые влияют на результат.
Для получения достоверных значений подвеска фуры должна быть неизношенной, балансировка колес настроена корректно, прицеп не должен прогибаться под весом товара, а площадь, на которую «ложится» вес, обязательно должна быть ровная.
Если все перечисленные пункты соблюдены, подсчет будет таким:
- В техпаспорте автомобиля находим массу техники (тягача M1 и прицепа M2).
- Из сопроводительных документов на товар узнаем фактический вес груза M3.
Первым делом высчитываем нагрузку на прицеп.
Это делается так:
75 процентов от M2+M3. Допустим, масса тягача = 8 тоннам, прицепа – 10 тоннам, товар весит 20 тонн.
Выходит: (10+20)*0,75. Получаем 22,5 тонны нагрузки на полуприцеп.
Далее считаем нагрузку на каждую из осей фуры. Допустим, их в автомобиле три штуки.
Получаем: 22,5 тонны делим на 3. Итог – 7,5 тонн веса на каждую ось прицепа.
Следующим шагом вычисляем нагрузку на ось тягача. На этот показатель приходится 0,25 процента от массы прицепа и тягача.
Теперь нужно понять, какая часть веса приходится на задние оси. На них ложится 75 процентов от нагрузки на сам грузовик:
Нагрузка на переднюю ось: 15,5–5,8*2=3,9 тонны.
Подводим итог: максимальные нагрузки в нашем примере получаются: 3,9 тонны на переднюю ось, по 5,8 тонны на каждую из задних осей.
Что понадобится для расчета
Для подсчетов вам будет достаточно следующих параметров:
- вес седельного тягача;
- вес полуприцепа;
- фактическая масса груза.
Распределение нагрузки на задние оси полуприцепа
Перед тем как приступить к расчетам, важно понимать принцип распределения веса на каждую из осей транспортного средства. На передние оси приходится только 25 процентов массы. Это объясняется тем, что «первые» оси держат лишь массу тягача и части полуприцепа. Весь остальной вес (75 процентов) ложится на задние оси (именно они фиксируют груженный товаром прицеп).
Как пользоваться калькулятором
Для удобства дальнобойщиков и транспортных компаний в Сети представлены онлайн-калькуляторы для определения нагрузок на оси. Данные сервисов, по отзывам на форумах, могут иметь незначительные погрешности. Но примерные значения в программах подбить вполне реально.
Здесь можно рассчитать нагрузки на каждый тип грузового транспорта.
Для этого вам нужно:
- На главной странице кликнуть по кнопке «Рассчитать сейчас».
- Выбрать из представленных типов ТС подходящий. К примеру, вариант «Тягач + полуприцеп.
- В верхней части страницы указать тип тягача и прицепа (это можно сделать вручную или выбрать нужную модель).
- Далее в нижней части страницы вводим вес товара, разрешенную нагрузку на дорогу, протяженность маршрута и ваше местонахождение.
- Заключительным этапом жмем кнопку «рассчитать».
Программа представит результаты для каждой оси ТС. После данные можно распечатать.
Ответственность за перегруз
Если по какой-то причине подсчеты не были проведены, а весовой контроль показал перегруз, будьте готовы понести финансовое взыскание:
- размер штрафа для физических лиц достигает 2 тысяч рублей;
- должностным лицам придется заплатить до 15 тысяч рублей;
- организации несут самые большие потери: штрафы до 400 тысяч рублей.
Точная сумма наказания зависит от размера превышенного веса.
Нужно понимать, что перегруз не только портит асфальт и опустошает вам кошелек.
Грузовик с неравномерной нагрузкой на оси движется рывками. Это создает неудобства шоферу и остальным участникам движения. Перегрузки негативно сказываются на ТС: детали быстрее приходят в негодность. Кроме того, большие массы изменяют длину тормозного пути, что нередко влечет за собой ДТП.
Итак, для спокойствия водителя и сохранности содержимого кошелька важно рассчитать нагрузку на оси грузовика. Это можно сделать вручную или с помощью онлайн-программ.
Учитывайте грузовые оси на полуприцеп. В формуле есть деление на задние и передние оси. Нагрузка на них распределяется как 75 процентов к 25 процентам. При подсчете обязательно учитывайте этот нюанс.
За перегрузы законодательство предусматривает немалые штрафы. Если при прохождении весового контроля вас поймают на перевесе, минимальная сумма взыскания составит 2 тысячи рублей для водителя.
В некоторых случаях дорожная инспекция может разрешать перегруз, но перед рейсом компания получает на это специальное разрешение.
Детальная информация видна на видео:
Источник статьи: http://yvezi.ru/polupritsepy/raschet-dopustimoj-nagruzki-na-os-tyagacha-i-polupritsepa