«Козел», «бочка» и «зубатка»: народные имена автомобилей
Забавные прозвища машин начали приживаться в нашем языке еще со времен «горбатого» «Запорожца», а когда на российский рынок хлынули иномарки, фантазия автомобилистов особенно разыгралась. Многие «немцы», «французы», «американцы» и другие четырехколесные «иностранцы» обрели у нас новые имена. Еще больше неофициальных, но популярных названий получили представители старой праворульной школы. Но обо всем по порядку.
А теперь Горбатый! Я сказал — Горбатый!
Отечественный производитель в советское время не часто баловал потребителя красивыми именами вроде «Победа» или «Волга», а большинство моделей получали цифровые индексы и аббревиатуры. Согласитесь, вряд ли ласкают слух такие названия, как ВАЗ-21063 или УАЗ-469. Возможно, именно поэтому отечественные автолюбители стали изобретать простые и понятные имена для своих «железных коней».
Начнем с «Запорожца». Как нетрудно догадаться, первое поколение (ЗАЗ-965) получило обидное прозвище «горбатый» за характерный силуэт.
Горбатый
А вот следующий автомобиль (ЗАЗ-966) назвали «ушастым» за крупные воздухозаборники над задними крыльями.
Ушастый
ВАЗ-2101 долгое время уважительно именовали «Жигули первой модели», но когда престиж этой машины понизился на фоне следующих вазовских новинок, первенца в народе стали называть «копейкой».
Копейка
«Шестое» семейство породило целую плеяду названий: «шоха», «шорик», «шахерезада».
Шоха
После прихода рыночной экономики вазовские маркетологи долгое время по инерции продолжали давать детищам советские цифро-буквенные названия. Пацанская «четырка» (ВАЗ-2114) — относительно свежее прозвище.
Четырка
Продолжая экскурс в советское прошлое, вспомним, какие забавные имена дали изделиям Ульяновского автозавода! Просто прислушайтесь: «головастик», «таблетка», «буханка», «козел»…
Буханка
Козел
А этот легендарный автобус ЛИАЗ окрестили «луноходом» то ли за мягкий ход, то ли за лупоглазый вид, то ли традиционный желтый окрас ассоциировался у пассажиров со спутником Земли. В силу специфики работы общественного транспорта в СССР еще одним прозвищем данного автобуса было «скотовоз».
Луноход
Трудно сдержать смех, когда слышишь прозвища «Москвича»: «маскарад», «космич». Модификацию ИЖ-2715 ласково называли «пирожок» и «каблучок». И с тех пор весь класс грузопассажирских фургончиков на базе легковых моделей в нашей стране именуют «каблуками» за типичный силуэт.
Каблучок
Богатая фантазия
Некоторые не сразу поймут, почему рыба-зубатка ассоциируется у отечественных автомобилистов с Toyota Corona в кузове Т170, а бегемот — с Сamry SV30. И если между словом «скала» и «Скайлайн» можно найти фонетическую связь, то как Toyota Carina середины 90-х стала «улыбкой», для многих поначалу было совсем непонятно.
Неубиваемая Корона-«зубатка» получила свое прозвище благодаря характерной решетке радиатора, напоминающей ряд зубов. Уж не знаем, какой ихтиолог впервые решил установить связь между страшной рыбиной и народным автомобилем, но имя прижилось.
Зубатка
Mitsubishi Galant восьмого поколения оказался похож на другого морского хищника — из-за того, что решетка радиатора имеет обратный наклон, и поэтому носовая часть в профиль выглядит заостренной, как нос акулы. Так и повелось на Руси: Галант-«акула».
Акула
Камри-«бегемот» начала 90-х — это несчастный зверь, которому от тойотовских дизайнеров досталась грустноватая передняя оптика, сделавшая его облик не самым презентабельным. Своеобразный стиль и ехидное народное прозвище совсем не помешали популярности этой модели: сама машина считается очень крепкой и надежной.
Бегемот
Еще один хит всех времен и народов – Корона-«бочка». Надо отметить, что данный сосуд стал прозвищем еще одной популярной модели, но об этом — чуть ниже.
Бочка
А почему Карина — «улыбка»? Посмотрите на задние «стопы» и все поймете. Хотя, быть может, не с первого взгляда. Неизвестный «перекуп», давший ей такое название, в молодости наверняка был художником или сатириком.
Улыбка
Перейдем к более свежим моделям. Знакомьтесь, Камри-«стрекоза» (кузов XV30)! Виной всему снова передняя оптика, похожая на крылья.
Стрекоза
А Камри-«ванна» (40-й кузов) действительно чем-то напоминает емкость для купания.
Ванна
Занимательная лингвистика
«Коля, коледжио, коллоквиум, колледж…» — саундтрек «Реальных пацанов» лучше всего показывает, как обычные российские ребята умеют ловко приспосабливать мудреные заморские названия к нашей речи, превращая их в родные имена.
Toyota Harrier — «хорёк». Причем для большинства посетителей Дрома кажется более правильным написание «харёк».
Nissan Sunny — «Санек».
Nissan Gloria — «Глаша».
Toyota Succeed — «сосед» (иногда — «суицид»).
Toyota Funcargo — «фунтик».
Subaru Forester — «форик», «форь».
Mitsubishi Diamante — «демон».
Последнее имя оказалось пророческим. Немало владельцев Диамантов хапнули горя из-за проблем с системой GDI, электрикой, коробками. Именно поэтому цены на данную модель всегда были значительно ниже одноклассников.
Его Величество Марк
Toyota Mark II достоин отдельной главки. Богатая история, множество поколений и безмерная народная любовь — все это породило широкий ассоциативный ряд.
Чего стоит один древний «черностой» (70-й кузов)! Так и веет славянскими мотивами, кому-то уже мерещится баня по-черному или черное духовенство. А разгадка проста — задняя стойка крыши черного цвета.
Марк в 80-м кузове получил название «чемодан».
Далее следует легендарный «девяностик» или «самурай» (90-й кузов). Два сакральных слова сразу добавляют +500 к карме и +100 тысяч в объявления о продаже.
В словарике фанатов также присутствуют такие эпитеты, как «марковник», «маркаш», «марчелло» и даже «морковка».
Лет ми спик фром май харт
В силу ограниченных познаний в области буржуазных языков многие наши соотечественники не утруждали себя точной транскрипцией, британским прононсом и прочими излишествами, а тупо читали, как видели. Так рождались комичные имена. Например, Ниссан Скулине, Тойота КрОун, Тойота СпринтЁр (привет известному дромовцу Сане Поддубному). Бедолага Daihatsu Pyzar огреб сполна: «Пизар», «Пузар», одна знакомая мадам даже прочитала название как… «Рыцарь» (. ). Хотя правильная транскрипция этой редкой модели — Пайза.
Примечателен случай с Hyundai. Сколько ни пытались корейцы приучить россиян к правильному произношению — «Хёндэ» — в обычной речи чаще всего звучало что угодно, только не такой вариант. В какой-то момент автопроизводитель, казалось, сдался: даже в официальной рекламе стало звучать что-то вроде «Хундай». Сейчас официальное русское написание — Хёндэ, но народные варианты гораздо более распространены. Если посмотреть на статистику запросов в поисковых системах, то мы увидим, что вариант «хёндэ» ищут 70 тыс. раз в месяц, «хундай» — 500 тыс., «хенде» — 600 тыс., а «хендай» — 4,3 млн в месяц!
Что русскому хорошо, то немцу смерть
В заключение коснемся европейского автопрома. Тут на ум сразу приходит Audi с ее «сигарой» и «селедкой» (100), а также «бочкой» (80).
Селедка
Бочка
Mercedes породил такие народные шедевры, как «кабан» (S-класс), «лупатый» (E-класс), «гелик» (G-класс), «лисичка» (220-й кузов).
BMW — это «бэха», «бумер» и несколько цифровых индексов, перекликающихся с отечественными изделиями. Отдельная секта у Х5 («икс», «ха-пятый», а в Татарстане говорят «ха-биш»).
Немного экзотики
Марки, не получившие в нашей стране такого широкого распространения, как «японцы» и «немцы», не сильно вдохновляли автолюбителей на изобретение новых имен, но свой след в автомобильном фольклоре тоже оставили.
Есть автомобильный анекдот, где сервисмены категорически отказываются брать в работу «елку» и «царя зверей». Эти аналогии появились благодаря эмблемам французских Citroen и Peugeot.
С американскими брендами есть пара интересных историй. Некоторое время Jeep Cherokee считался бандитской машиной, и тогда к нему прилепилась кликуха «чирок». А в анекдоте его окрестили «Джип Широкий».
Жип Широки
С тех пор как совместное предприятие GM-Avtovaz решило присвоить бренд «Chevrolet» отечественному внедорожнику, последний сразу стали именовать «Шнива».
Шнива
И последнее. «Кореец» SsangYong Rodius с замысловатым дизайном нашел мало поклонников, но остался в народной памяти под обидным прозвищем «уродиус».
Одним словом, как бы ни мудрили маркетологи и бренд-менеджеры, народ все равно переиначит название на свой лад, если захочет. А некоторые имена подходят автомобилю даже лучше, чем заводские.
Уродиус
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://auto.mirtesen.ru/blog/43664272432/%C2%ABKozel%C2%BB,-%C2%ABbochka%C2%BB-i-%C2%ABzubatka%C2%BB:-narodnyie-imena-avtomobiley
Модели LADA, которым названия придумали обычные люди
С народом на одной волне
Жигули, а теперь уже и LADA – автомобиль поистине народный. Мы придумывали названия моделям, стояли в очереди за машиной, с нетерпением ждали, когда же она у нас появится. Чтобы потом, нагрузив доверху, отправится в поход, на дачу или черноморское побережье. А потом был вполне оправданный повод, чтобы улизнуть в выходной из дома — чинить машину с мужиками в гараже.
Времена поменялись, а LADA все-равно остаются автомобилями народными. По статистике, машины этого производители покупают чаще всего. По итогам 1 полугодия, доля бренда на отечественном рынке составила 20,8%. Всего за 6 месяцев было куплено свыше 132 тысяч машин. У других производителей показатели меньше. А в ТОП-20 самых популярных моделей входят сразу 4 представителя LADA – Granta, Vesta, Largus и 4х4.
Народному автомобилю – народное название
Автомобили народные не только статистике, но и по названиям. АВТОВАЗ довольно часто проводит конкурсы на лучшие имена для автомобилей. Год 2020 не стал исключением и АВТОВАЗ опять объявил конкурс. Но о нем чуть позже. А сейчас давайте вспомним, каким автомобилям дали названия наши сограждане, а не бренд-менеджеры.
«Жигули»
В 1967 году началось строительство завода, и уже через год был объявлен всесоюзный конкурс на название нового советского автомобиля ВАЗ-2101. Условия конкурса были напечатаны в 11 выпуске журнала «За рулем» 1968 года. Конкурс длился всего месяц – в декабре того же года. Свои варианты нужно было прислать в редакцию журнала. За месяц пришло несколько десятков тысяч писем. В финал вышло только 100. Из которых и было выбрано название «Жигули».
Кстати, близ Тольятти, где расположен АВТОВАЗ, есть Жигулевские горы. Совсем невысокие по сравнению с Кавказскими или Уральскими. Самая высокая точка – 381,2 метра над уровнем моря. Они то и послужили названию первого ВАЗовского автомобиля.
Вскоре «Жигули» стало не только названием ВАЗ-2101, а брендом. Вскоре, эту модель в народе ласково стали называть «Копейкой». Нет, конкурса тогда не было и приза за это название тоже, но имя это прижилось. И применяется до сих пор.
Когда Жигули стали отправлять на экспорт, название пришлось сменить. Дело в том, что оно было созвучно со словами ругательными в некоторых языках. Да и звук «ж» для иностранцев чужд. В 1973 году было принято экспортные модели продавать под брендом LADA.
Granta
Гранта производится с 2011 года, но до сих пользуется большой популярностью и занимает лидирующие позиции по продажам. Это название выбирали тоже, как говорится, всем миром. Автомобиль широкой публике представили за год, до старта производства – на Московском международном салоне. Тогда же объявили победителя конкурса. Им стал Павел Захаров из Красноярска. В качестве приза ему подарили LADA Kalina/ Всего же на конкурс прислали 169 тысяч различных названий
«На победу, конечно, никто не рассчитывал. Это было, скорее, просто такое провождение свободного времени. Несколько часов с женой сидели. Насмеялись, пока придумывали – были и смешные и серьезные названия».
2020 год – снова конкурс
И вот в году 2020 АВТОВАЗ снова объявил конкурс, суть которого – придумать имя новому автомобилю. Он проходит сразу в 4 соцсетях: «Вконтакте», «Фейсбук», Одноклассники» и «Инстаграм». Достаточно придуманное название написать в комментариях под соответствующим постом до 31 августа. Так что, время, еще есть. При этом, к названию марки автомобиля есть ряд требований:
- Ассоциация с Россией
- Сочетаться со словом LADA
- Иметь 2-3 слога и заканчиваться на букву «А»
Кроме того, название должно хорошо запоминаться, быть благозвучным и не вызывать затруднений при произношении.
Кстати, согласно положению конкурса, победителям предполагаются награды в количестве 4 штук – наборы из брендированных кружек и портативных аккумуляторов.
Наверняка, у вас возникнет вопрос – а для какого автомобиля выбираем название? К сожалению, пока не ясно.
А как вы относитесь к подобным конкурсам? Принимаете участие? Напишите в комментариях о своем опыте участия в подобных конкурсах. Удавалось что-нибудь выиграть?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/autostat.ru/modeli-lada-kotorym-nazvaniia-pridumali-obychnye-liudi-5f48ea073c854b34532f8581