Народный автомобиль народное название

«Чемодан», «Шаланда», «Луноход». Все прозвища советских автомобилей

Автомобилям Волжского автомобильного завода от словотворцев из народа досталось немало прозвищ. Продукцию в целом именовали, как известно, «Тазами» (отсылка вовсе не к первой букве города Тольятти), «Числительными», «Ведроверами», «Жигами» и «Кирпичами». Классическое семейство ВАЗ (2101-2107) — это, как известно, — «Классика».

Что касается конкретных моделей, то ВАЗ-2101 прозвали «Копейкой» и «Единичкой». Впрочем, известны и более экзотические варианты нейминга — «Однерка», «Копье».

ВАЗ-2102 именовали «Двушкой», «Двойкой» и «Сараем». ВАЗ-2103 — «Тройкой», Трешкой» и «Трояном». ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 — это, соответственно, «Четверка», «Пятерка» и «Семерка». Впрочем, «Пятерку» называли также «Пятачок» и «Петрик». «Семерку» — «Семеном», «Семафором» и «ХБМ» («Хочу быть «Мерседесом» — из-за характерной решетки радиатора). За ВАЗ 2106 закрепились прозвища «Шестерка», «Шаха», «Шахтер», «Шакал», «Шамок» и «Шайтан». ВАЗ-2108, 2109, а частично также 2113, 2114, 2115 именовали «Зубилом», «Зубилой» и «Погремушкой».

Седан ВАЗ-21099 обзавелся своими собственными кличками — «Чемодан» и «Дуплет». ВАЗ-2110 в народе окрестили «Mатрешкой», «Беременной Антилопой», «Чемоданом», «Чириком», «Мыльницей» и «Обмылком». Хэтчбек ВАЗ-2112 именовали «Огурцом», ВАЗ 2114 — «Четыркой», ВАЗ-2115 — «Пятнашкой» и «Полторашкой», а минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» — не только по созвучию — «Безнадегой», «Одеждой» и «Константиновной» (намек на Надежду Константиновну Крупскую).

ВАЗ-21213 «Нива» — отметилась кличкой «Ботинок». А пятидверная «Нива» ВАЗ-2131 — это уже «Крокодил» или «Урал». ВАЗ-1111 «Ока» удостоился «титулов» «Окунь», «Табуретка», «Бешенная Табуретка», «Креветка», «Окурок», «Скворечник», «Коробочка».

Читайте также:  Электромагнитный клапан автомобиля газель

А что же более современные Lada? Chevrolet Niva — это «Шнива». Lada Granta, случается, кличут «Гранатой», ВАЗ-1118 «Калина» — «Горбатой мышью», «Крыжовником», «Кониной» и «Хомяком», Lada Vesta по мотивам рекламной кампании стали звать «Невестой», а к Xray прилепилось хулиганское «Хрей».

Автомобили семейства «Волга» вне зависимости от поколений в народе называли «Баржами» из-за солидных размеров.

Причем чаще такое прозвище доставалось машинам с кузовом универсал. Первую «Волгу», ГАЗ-21, звали тоже не только по имени, но и по прозвищу — «Танк во фраке». ГАЗ-24, легендарная вторая «Волга», именовалась в народе не только как «Баржа», но и как «Шаланда».

ГАЗ-3110 (выпускалась серийно с 1997 по 2005 год) окрестили «Тяни-Толкаем». Впрочем, случалось, что «Волги», равно как и «ГАЗели», называли «Оленями» — из-за фирменной эмблемы. Грузовик-вездеход ГАЗ-66 даже более известен под прозвищем «Шишига», а за среднетоннажными грузовиками «ГАЗ» закрепилось имя «Газон».

Ко всем запорожцам (продуктам Запорожского автомобилестроительного завода — ЗАЗ) быстро приклеилось нелицеприятное прозвище «Запор», что было связано с характером звучания маломощных силовых агрегатов и их скромной производительности.

В 1961 году завод освоил выпуск модели ЗАЗ-965, вошедшей в историю как «Горбатый Запорожец», или просто «Горбатый» из-за характерной формы крыши. Другие неофициальные названия — «Зюзик», «Жужик», «Пузырик», «Жужелица».

В 1966 году на конвейер стал новый «Запорожец» — ЗАЗ-966, он, как впоследствии и его преемник ЗАЗ-968, получил прозвище «Ушастый» из-за воздухозаборников, торчащих из боковин, точно уши. Отсюда, кстати, еще одна кличка — «Чебурашка». Кстати, Эдуард Успенский придумал своего Чебурашку (тогда еще не мультгерой, а герой книги «Крокодил Гена и его друзья») тоже в 1966 году.

«Запорожец» ЗАЗ-968М (выпуск с конца 1979 года) лишился ушей-воздухозаборников, соответственно поменялось и кличка — на «Мыльница». Этот же седан именовали «Тридцаткой» или «Сороковкой» в зависимости от используемого двигателя. В 1987 году на ЗАЗе начался выпуск ЗАЗ-1102 «Таврия» — первых автомобилей с жидкостным охлаждением двигателя. К этой модели приклеилось прозвище «Ставрида». Реже Таврию именовали «Тавриусом» (отсылка к Ford Taurus), «Тварией» и «Недовосьмеркой» (из-за внешнего сходства и меньших габаритов).

Самая распространенная кличка вездехода УАЗ-469, сменившего на уазовском конвейере в середине семидесятых основной армейский «джип» ГАЗ-69, — «Козел» или «Козлик» из-за особенностей езды по пересеченной местности — пресловутому «козлению». Другие нередко использующиеся «метафоры» — «Бобик», «Бомбик», «Бабон».

Версию УАЗ-469 для милиции в народе окрестили «Коробком» и «ЦеМентовозом» (на украинский манер) и даже «Воронком», а военные версии именовали «Крокодилом», разумеется, за защитный зеленый цвет.

Легендарный ульяновский фургон и микроавтобус УАЗ-452 (серийный выпуск начат в 1965 году) тоже имел целый ряд прозвищ. Самое известное и укоренившееся, конечно, — «Буханка» — считай, второе имя. Другие варианты — «Батон», «Булочница», «Горбушка».

Бортовая модификация машины получила свое прозвище — «Головастик». Версии для муниципальных служб чаще называли «Санитаркой» и «Таблеткой».

Современный же УАЗ «Патриот» нередко именуют «Патриком», «Патрикеем», «Бегемотом» и «Патром», ну а УАЗ «Хантер» — есть Hunter (англ) — иногда, шутя, называют, «Охотником».

ЛуАЗ-969 «Волынь» — компактный внедорожник, выпускавшийся на Луцком автозаводе с 1966 по 2002 годы. Этот первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села, в народе окрестили «Луноходом» (за колесные редукторы и своеобразную внешность).

Называли также «Луизой» (производное от ЛуАЗ), «Тушканчиком» (за прыгучесть), «Утюгом» (за форму кузова) и «Фантомасом» (за комедийно-злодейскую внешность). Встречались также прозвища «Лягушонок» и «Цыпленок».

Модель ИЖ-2715 с кузовами фургон и пикап именовалась, соответственно, «Каблук», «Москвич», «Пирожок», «Шиньон», «Сапог», а также «Маргарин» и «Маскарад». Хэтчбек Иж-2126 «Ода», вставший на конвейер в 1990 году, нередко называли «Орбитой» и «Орбитом».

Дело в том, что такое название изначально планировалось самим автопроизводителем, но нигде не фигурировало из-за товарного знака «Orbit», который уже был зарегистрирован за рубежом — так назывался концепт-кар компании ItalDesign.

Самые первые Москвичи, — 400 и 401-й — носили народное имя «Хоттабыч». «Москвич-402» (выпуск начат в 1956 году) и Москвич-407 называли «Стилягами». Седан Москвич-412, случалось, именовался «Барсиком». Москвич — 21406 — «Колхозником». Хэтчбек же АЗЛК-2141 и его многочисленные модификации как только не называли.

К примеру, АЗЛК 2141 «Святогор» удостоился титулов «Космич» (по созвучию с «москвич») и шутливого звукоподражательного наименования «Азылк».

Экспортный вариант с официальным названием «Алеко», разумеется, переиначили в «Калеку» и «Бандерлога». А когда вместо двигателя ВАЗ-2106 на «Святогор» начали устанавливать 2-литровый мотор Renault, нашлось и подходящее название — «Реногор». Удлиненную версию АЗЛК 2141 «Князь Владимир» звали «Длинный» и «Вовка-морковка».

А вот еще несколько распространенных кличек для популярного советского транспорта покрупнее. РАФ-2203 — это, конечно же, «Рафик», «ГАЗель», «Кибитка». «КамАЗы» известны под прозвищами «Татарин» (завод находится в городе Набережные Челны, одном из крупнейших городов Татарстана) и «Пьяная лошадь».

ЗИЛ-133 именовали «Щукой», ЗИЛ-157 сравнивали с «Топором» и «Колуном» и за характерный цвет — с «Крокодилом». ЗИС-151 прозвали «Утюгом» за то, что он часто застревал.

«КРАЗы» звали «Лаптями», автобус ПАЗ-3201 — «Пазиком», автобус ЛИАЗ-677 — «Сараем» и «Скотовозом», импортный, но как бы до боли наш «Икарус-280» — «Гармошкой» и «Колбасой», народный ЗИЛ-5301 удостоился прозвищ «Кабан», Бычок».

Источник статьи: http://rg.ru/2020/04/18/chemodan-shalanda-lunohod-vse-prozvishcha-sovetskih-avtomobilej.html

45 советских автомобилей, у которых были прозвища. Часть 3.

В этой части обзора вас ждут модели еще нескольких советских автозаводов, в том числе упомяну и о нескольких грузовиках, которые мне запомнились.

И начнем с легендарного авто, который выпускался ЗАЗом с 1960 по 1969 годы. Под прозвищем Горбатый у нас скрывается ЗАЗ-965.

Следующей на конвейер встала модель ЗАЗ-968 , годы производства с 1971 по 1994. Эту модель за характерные оттопыренные воздухозаборники в народе прозвали Ушастый и Чебурашка .

На смену Ушастому пришел ЗАЗ-968М , который являлся его модификацией или как это сейчас говорят, произвели фейслифтинг модели.

В результате оттопыренные воздухозаборники исчезли, как травмоопасный элемент и модель лишившись главной достопримечательности во внешности, стала гладкой, за что и получила прозвище Мыльница.

И напоследок от ЗАЗа мы получили модель ЗАЗ-1102 Таврия , которую называли Ставрида, Недовосьмерка, Твария и Капсула смерти .

Следующий советский автобренд это УАЗ.

Начнем с приемника ГАЗ-69, которым стал УАЗ-469 — основная армейская легковая машина Советской Армии и армий стран Варшавского договора, а также рыбаков, охотников, сельских жителей и советской милиции.

От своего предшественника УАЗик и перенял все неофициальные имена, став Бобиком, Козлом, на долгие полвека производства.

Следующая модель УАЗ-452, также широко применялась в армии и народном хозяйстве, получив множество прозвищ — Батон, Таблетка, Пенал, Буханка.

Её модификация УАЗ-452Д , с двухместной кабиной и грузовой платформой, получила прозвище Головастик .

Еще одним достойным «проходимцем» советских времен был небольшой внедорожник, выпускавшийся на ЛуАЗ е в период с 1966 по 2002 годы.

За весьма забавный внешний вид, ЛуАЗ-969 Волынь получил названия Волынка, Луноход, Лягушонок, Цыпленок .

Еще один легковой автомобиль, имевший много прозвищ, был ИЖ-2715 . Как его только не называли — Каблук, Пирожок, Шиньон, Котомка, Чебурашка, Сапог.

Был в нашей стране еще такой автомобиль — РАФ-2203 Латвия . Широко применялся в качестве служебного транспорта, скорой помощи и маршруток вплоть до 2000-х годов. Официальное название не прижилось, люди прозвали его просто Рафик .

А вот небольшой автомобильчик-мотоколяска СМЗ-СЗА, получил свое имя после популярного в СССР фильма «Операция Ы».

Персонаж Бывалый, в исполнении актера Моргунова, использовал этот авто в качестве транспорта, поэтому за мотоколяской и закрепилось имя — Моргуновка .

Следующую модель этой мотоколяски СМЗ С-3Д называли просто Инвалидка .

А закончу обзор прозвищ легковых автомобилей советской эпохи, перейдя от самых маленьких авто к самым большим.

Традиционно для партийной элиты лимузины выпускались на московском ЗиЛ е.

Ну а так как, возили эти лимузины в основном членов политбюро и Верховного совета, то и получили от простых людей меткое имя Членовозы .

А на последок, предлагаю вспомнить прозвища грузовой техники.

ЗИЛ-157 имел много имен, самые известные из которых Захар, Трумэн, Колун, Бабай, Крокодил, Кабанчик.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ba383312e368400a9214785/45-sovetskih-avtomobilei-u-kotoryh-byli-prozvisca-chast-3-5bae1c94e8cd2300a939f11a

45 советских автомобилей, у которых были прозвища. Часть 1.

В эпоху развитого социализма и всеобщего дефицита, когда вожделенный автомобиль трудно было получить, даже если у тебя на него были деньги, наложили отпечаток на целые поколения.

Думаю, именно поэтому, отношение к автомобилям в нашей стране немного особенное. И как не внушали нам советские классики, что

« Автомобиль не роскошь, а средство передвижения »,

у народа на этот счет было свое мнение.

Машина для большинства граждан «великой и могучей» оставалась несбыточной мечтой и объектом повышенного внимания, чем возможно и объясняется наличием большого количества прозвищ, которые накрепко приклеивались практически к каждому автомобилю.

При этом, как выясняется, в разных регионах одни и те же автомобили могли называть совершенно различными именами, порой совершенно непонятными для соседей.

Но большую часть прозвищ вы, наверное, вспомните без труда.

А начнем мы с самого массового автомобильного бренда советской эпохи.

Все авто, начиная с модели 2101 по 2107 называли именем Жига , Жигуль , уже гораздо позднее, появилось название Классика .

Злые языки обзывали Жигули Консервной банкой (по сравнению с выпускавшимися тогда Волгами и Москвичами, кузовное железо было значительно тоньше), а затем добавилось имя Таз (Тольятинский Автомобильный Завод).

Легендарный автомобиль ВАЗ-2101 называли Единичка , Однёрка . Прозвище Копейка же, более свежее, которое появилось ближе к двухтысячным годам, но именно это название самое популярное и известное.

Далее все классические модели имели прозвища, соответствующие номеру модели и разными словесными производными от этих номеров.

Так ВАЗ-2102 называлась Двушкой, Двойкой , но было еще название, присущее кузову универсал – Сарай .

ВАЗ-2103 носила прозвища Тройка, Трешка, Лада, Троян .

ВАЗ-2104Четвёрка , и по наследству от Двушки перешло имя Сарай .

Для горячо любимого ВАЗ-2106 , народ придумал большое количество прозвищ, вот только часть, наиболее известных: Шоха, Шаха, Шакал, Шахтер, Шамок, Шайтан , ну и естественно Шестерка .

ВАЗ-2107 , кроме Семерка , получил имена Семён, Сёма, Семафор, ХБМ (сокращение от Хочу Быть Мерседесом, из-за характерной блестящей фальшрадиаторной решетки).

В 1984 году, с выпуском ВАЗ-2108, началась новая эра переднеприводных автомобилей ВАЗ.

Моделям, начиная с ВАЗ-2108 по ВАЗ-2115 , народ присвоил меткое звание Зубило за характерный профиль авто, а также за выступающий клюв радиаторной решетки первых короткокрылых моделей.

Кроме того, к ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 прилипло название Погремушка за их шумный и гремучий салон.

А ВАЗ-21099 за приделанный сзади угловатый багажник, назвали Чемоданом . Также называли эту модель Дуплет .

ВАЗ-2114 , это соответственно Четырка , а ВАЗ-2115 это Пятнашка или Полторашка .

Возможно кто-то уже забыл, но на заводе малыми партиями выпускался автомобиль ВАЗ-2120 Надежда , который за плохое качество сборки нарекли Безнадегой , а за уродцеватый вид спереди называли Константиновной, намекая на Крупскую (первую партия авто выпускали с двойными фарами, которые напоминали очки). И еще этот авто называли Одежда .

Для ВАЗ-2121 , как ни странно, прижилось официальное имя Нива , лишь изредка где-то называли Ботинок или Жатва .

Пятидверному ВАЗ-2131 были присвоены названия Крокодил и Урал .

Ну и хоть модели 10 семейства фактически не относятся к советской эпохе, так как выпуск их начался уже в 1994 году, когда СССР был окончательно развален, но все-таки конструировали эти машины еще в 80-х, поэтому упомяну и их в этом обзоре.

Итак, ВАЗ-2110 нарекли Бегемот, Беременная антилопа, Чирик, Червонец, Матрешка, Обмылок .

ВАЗ-2111 стал уже Беременной коровой и Скользким кирпичем .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ba383312e368400a9214785/45-sovetskih-avtomobilei-u-kotoryh-byli-prozvisca-chast-1-5bab6f9273b94800aa7f8c8c

Оцените статью