Нарушение условий эксплуатации автомобиля

Нарушения правил эксплуатации автомобиля: штрафы ГИБДД

Преступления, совершаемые против безопасности движения, пресекаются и наказываются, потому что они посягают на нормальное функционирование средств транспорта, ввиду чего может последовать причинение вреда здоровью или даже жизни граждан. В исключительных случаях по результатам совершения таких преступных деяний, человек получает вред имущественного, морального и организационного характера.

Особенности расследования преступлений, совершенных на транспорте, также регламентированы законодательством, поэтому этапы расследования и привлечения виновных граждан к ответственности содержатся в законодательных актах, и не могут быть проигнорированы или нарушены.

Состав и криминалистическая характеристика преступления

Основное противоправное деяние, возникающее в данной сфере — это умышленное нарушение человеком правил безопасного движения и выпуска в эксплуатацию автотранспорта и прочих машин. Именно по этой причине криминалистический состав преступления, чаще всего, определяется, исходя из характеристик именно этих двух правонарушений.

По нормам российского законодательства, к понятию «дорожно-транспортного происшествия» могут быть отнесены не только бытовые ситуации, но и ряд исключительных случаев, которые люди, по ошибке, не относят к данной категории правонарушений.

  1. Столкновение двух ТС.
  2. Наезд транспортного средства на гужевой транспорт, пешехода.
  3. Выпадение пассажира из автомобиля.
  4. Переворот транспорта.
  5. Прочие происшествия на дороге с участием транспорта (к примеру, падение автомобиля с обрыва).
Читайте также:  Тормозная система автомобиля богдан

Благодаря такому грамотному определению, в случае возникновения или совершения угрозы для безопасности дорожного движения, уполномоченные лица могут определить виновника ДТП, который впоследствии будет привлечен к ответственности.
Криминалистическая характеристика преступного деяния состоит из нескольких взаимосвязанных характеристик ДТП, обстоятельств случившегося, личных свойств участников произошедшего, в частности, особенностей их поведения.

Преступления, которые посягают на безопасность движения, эксплуатацию транспортных средств

Нарушение правил, касающихся безопасности движения отдельных видов транспорта

Предмет такого противоправного деяния — средства транспорта, используемые для общих и личных перевозок. Нарушением, за которое виновное лицо может быть привлечено к мерам ответственности, считается любое отступление от правил эксплуатации движущегося транспорта.

В частности, к таким отступлениям могут быть отнесены:

  1. Проезд ТС на красный сигнал светофора.
  2. Несоблюдение установленного маршрута (для общественного транспорта).
  3. Отступление установленных заводом-производителем требований по техническому обслуживанию автотранспорта.
  4. К управлению ТС были допущены посторонние лица.
  5. Непринятие мер, которые направлены на обеспечение безопасности перевозимых пассажиров.
  6. Отказ человека от исполнения своих трудовых обязанностей, в том случае, когда такое самостоятельное решение работника противоречит нормам законодательства (есть соответствующее указание в должностной инструкции, отдельных нормативных актах).
  7. Обязательный признак, который свидетельствует о наличии состава правонарушения заключается в наличии вредных последствий: причинение здоровью человека вреда или ущерба в крупном размере (по нормам этой статьи крупный ущерб составляет 1 000 000 рублей), смерть человека.
  8. Как правило, такая вина выражается в форме неосторожности. Исключение составляют только те случаи, когда человек намеренно уклоняется от исполнения своих должностных обязанностей, однако даже такое противоправное деяние будет считаться совершенным по неосторожности, из-за отсутствия прямого умысла.

Данным законодательным актом предусмотрены следующие меры ответственности:

  1. Штраф, размер которого должен быть не более 300 000 руб.
  2. Ограничение свободы осужденного на срок до 4 лет.
  3. Выполнение осужденным принудительных работ, максимальный срок которых не должен превышать 2 лет.
  4. Административный арест на максимальный срок до полугода.
  5. Заключение под стражу на срок до 2 лет.

Нарушение правил эксплуатации и движения транспорта

Вопросы, касающиеся статьи 264 УК РФ, определены отдельным Постановлением Пленума Верховного суда.
Преступное деяние, совершенное виновным лицом, посягает на безопасность использования средств транспорта, — это основной объект преступления. Дополнительным объектом деяния также является жизнь и здоровье человека, который управляет транспортом, является пассажиром или случайным участником ДТП.

Важно! Предмет противоправного деяния — это механическое транспортное средство. Причем нормами этой статьи регламентированы также и автомобили, которые используются не только для передвижения, но и для удовлетворения иных нужд. Скачать для просмотра и печати:

Статья 264 Уголовного кодекса РФ

Недоброкачественный ремонт транспорта, выпуск автотранспорта в эксплуатацию с различными техническими неисправностями

Объектом преступлений, определенных в статье 266 Уголовного кодекса РФ, являются:

  1. Некачественное восстановление транспорта после выявления повреждений.
  2. Выпуск машины в эксплуатацию, при том, что специалистам было известно о его некачественном техническом состоянии.

Под ремонтом автомобиля понимается выполнение работ, направленных на восстановление работоспособности автомобиля или иного вида транспорта, у которого есть повреждения.

При рассмотрении таких дел, уполномоченному лицу необходимо установить причинно-следственную связь между некачественным ремонтом автомобиля и его выпуском в эксплуатацию, возникшими негативными последствиями.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 266 Уголовного кодекса РФ

Приведение транспортных средств или путей сообщения в негодность

Объект такого противоправного деяния — это безопасные условия, при которых возможна нормальная эксплуатация транспорта.
Объективная сторона противоправного деяния заключается в разрушении и повреждении транспортного средства, что может повлечь за собой следующие последствия:

  1. Причинение материального вреда в крупном размере, — минимальный размер такого ущерба должен быть не менее 1 000 000 рублей.
  2. Гибель человека или причинение тяжкого вреда здоровью.

Нарушение правил для безопасной работы автотранспорта и иных машин

Нарушение предусмотренных законом и заводом-производителем правил эксплуатации автотранспорта или иного вида транспорта, при условии, что такие действия были совершены хулиганами, влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности, размер которой не превышает 300 000 руб.

Комментарий к Статье 274 УК РФ

1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие безопасность эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

2. Предметом посягательства являются ЭВМ, система ЭВМ или их сеть.

3. Объективная сторона составов преступления состоит в нарушении правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшем уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред (ч. 1) или тяжкие последствия (ч. 2).

4. По законодательной конструкции состав преступления является материальным.

5. Об уничтожении, блокировании и модификации компьютерной информации см. п. 5.5 — 5.7 коммент. к ст. 272.

6. Нарушение правил эксплуатации может выражаться в несоблюдении, ненадлежащем соблюдении или прямом нарушении правил, обеспечивающих сохранность информации и целостность (работоспособность) компьютерного оборудования. Нарушение правил может быть совершено как действием, так и бездействием (невыполнение виновным требований, закрепленных в правилах).

7. Комментируемая статья не содержит конкретных технических требований к эксплуатации ЭВМ и отсылает к инструкциям и правилам, определяющим порядок работы на компьютерах. Правила должны устанавливаться специально уполномоченным лицом или органом и доводиться до пользователей, к которым и применяется УО за нарушение или несоблюдение этих правил в соответствии со ст. 274.

7.1. Под сетью понимается только внутренняя сеть ведомства или организации, на которую могут распространяться требования правил и инструкций. Комментируемая статья распространяется только на преступления, совершаемые в локальных сетях. В глобальных сетях типа Интернет она не применяется.

7.2. Можно выделить два вида правил эксплуатации ЭВМ, которыми должны руководствоваться в своей деятельности лица, работающие с ЭВМ, системой ЭВМ или их сетью. Первый вид правил — инструкции по работе с ЭВМ и машинными носителями информации, разработанные изготовителем ЭВМ и периферийных технических устройств, которые поставляются вместе с ЭВМ. Эти правила обязательны для соблюдения пользователем ЭВМ под угрозой, как правило, потери прав на гарантийный ремонт и обслуживание. Второй вид правил — правила, установленные собственником или законным пользователем информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Они определяют порядок пользования ЭВМ, системой ЭВМ и сетью ЭВМ, а также иными машинными носителями . ——————————— См.: Крылов В. Криминалистические проблемы оценки преступлений в сфере компьютерной информации // Уголовное право. 1998. N 3. С. 88.

7.3. Правила могут быть установлены как компетентными органами, так и изготовителями ЭВМ или разработчиками программного обеспечения, а также собственником либо законным пользователем ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

7.4. Ответственность за нарушение правил может наступать только в том случае, если эти правила были приняты надлежащим образом (разработаны специалистами и подписаны руководителем учреждения, подразделения и т.п.), закреплены (как правило, на бумажном носителе) и доведены до пользователя (чаще под роспись).

7.5. Правила могут содержаться в: нормативно-правовых актах; ведомственных положениях; правилах, установленных в конкретных организациях; технических описаниях и инструкциях по эксплуатации; инструкциях по использованию программ для ЭВМ (соответствующие инструкции могут прилагаться как на бумажных, так и на машинных носителях) и др.

7.6. В правилах эксплуатации ЭВМ могут быть установлены как требования технического характера (напряжение, влажность, механическое и химическое воздействие, совместимость устройств, электромагнитное поле и т.п.), так и положения, регулирующие работу с программными продуктами (последовательность подачи команд или выполнения процедур, запрет на выполнение каких-либо операций с программным обеспечением, контроль за совместимостью различных программных продуктов, обязательное выполнение определенных процедур при наступлении определенных обстоятельств и т.д.). А такие мероприятия, как резервное копирование информации, использование источника бесперебойного питания, следует отнести к организационным требованиям безопасности компьютерной информации, так как требования выполнять эти правила зависят от особенностей деятельности той или иной организации.

8. Преступление (ч. 1) окончено (составом) в момент уничтожения, блокирования или модификации такого количества информации или такой информации, отсутствие которой причинило существенный вред для законного пользователя или владельца информации.

8.1. Существенность вреда является оценочной категорией, и установление объема причиненного вреда в результате нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети будет осуществляться судом с учетом совокупности имеющихся данных.

9. Субъективная сторона составов преступления выражается в форме умысла или неосторожности. В квалифицированном составе возможно наличие двух форм вины.

10. В ч. 2 коммент. статьи установлена ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, причинившее тяжкие последствия по неосторожности.

10.1. Перечень тяжких последствий, так же как и существенный вред, не раскрывается в законе. Однако к ним следует относить последствия, указанные в коммент. к ст. 273.

11. Между нарушением правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и указанными в диспозиции последствиями должна быть причинно-следственная связь: уничтожение, блокирование или модификация компьютерной информации должны быть следствием нарушения правил эксплуатации ЭВМ, а они, в свою очередь, должны быть причиной наступления существенного вреда или тяжких последствий.

12. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети (специальный субъект).

13. Для привлечения лица к УО необходимо установить не только факт наличия у виновного доступа к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, но и факт (задокументированный) прохождения этим лицом инструктажа или ознакомления с правилами эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

14. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 — средней тяжести.

Методика расследования преступлений

При проведении расследования обстоятельств происшествия на дороге, специалистам важно правильно определить все нюансы случившегося, так как именно от этого зависит фиксирование аварий в едином реестре учета.

Первоначальный этап расследования состоит из нескольких отдельных процедур:

  1. Участники ДТП не должны покидать место происшествия. Ими должны быть вызваны сотрудники ГИБДД, которые осмотрят место происшествия и составят все необходимые документы.
  2. Если водитель скрылся с места происшествия, уполномоченные лица, прибывшие на место ДТП, должны осмотреть место аварии, опросить всех лиц, причастных к случившемуся или свидетелей, назначают экспертизы.

После проведения первоначальных мероприятий, по указанию сотрудников ГИБДД или ходатайству суда, назначается проведение автотехнических и судебно-медицинских экспертиз.

В процессе такого расследования допускается проведение следственного эксперимента, который позволит определить виновника ДТП и установить все обстоятельства случившегося.

Наказание и ответственность

После тщательного расследования преступнику полагается наказание

  • по первой – денежный штраф до 500 тыс. рублей, принудительные и обязательные работы до двух лет и до года соответственно, лишение свободы не менее чем на два года,
  • и по второй части 274 статьи УК РФ – принудительные работы и отбывание наказания в местах лишения свободы до пяти лет.

Источник статьи: http://ugkk.ru/uk/ugolovnaya-otvetstvennost-na-zhd-transporte.html

Оцените статью