- Назначение и классификация автомобилей
- 1 Назначение 2 Классификация 1 Легковые автомобили
- Автомобиль
- Введение
- 1. Назначение
- 2. Классификация
- 2.1. Легковые автомобили
- 2.2. Автобусы
- 2.3. Грузовые автомобили
- 3. История создания автомобиля
- 4. Общее строение
- 4.1. Ходовая часть
- 4.2. Двигатель
- 4.3. Трансмиссия
- 4.4. Механизм управления
- 5. Применение автомобилей
- 6. Производство автомобилей
- 7. Автомобильные предприятия Украины
- 8. Проблемы автомобилей
- 9. Интересные факты
- См.. также
- Примечания
- Литература
Назначение и классификация автомобилей
Автомобили служат для быстрого перемещения грузов, пассажиров, установленного оборудования по различным типам дорог и участкам местности. Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей, которые можно классифицировать по двум основным признакам: назначению и проходимостью. По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, они имеют грузовую платформу с откидывающимися одним или несколькими бортами. Такие автомобили, поставляемые в армию, приспособлены также для перевозки людей (имеют на платформе скамейки, тент) и буксировки прицепов; в таком случае они называются грузовыми автомобилями многоцелевого назначения.
Специализированные грузовые автомобили приспособлены для перевозки определенного вида грузов. К ним относятся автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны, контейнеровозы, панелевозы, автомобили для перевозки скота и т.п.
Специальные автомобили предназначены в основном не для транспортной работы, а для установки на них специального оборудования. К ним относятся пожарные машины, автокраны, автомобили для очистки и помывки улиц, подвижные ремонтные мастерские и т.п. В армии к специальным относятся также автомобили, на которых монтируется вооружение, средства обслуживания различной техники, колесные тягачи и многоосные шасси, используемые для перевозки длинномерных неделимых грузов. К специальным автомобилям относятся и спортивные автомобили, .предназначенные для тренировки и соревнований.
В зависимости от полной массы, т.е. массы самого автомобиля и массы перевозимого груза, все грузовые автомобили делятся на семь классов (см. табл. 1).
Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы. Легковыми называют автомобили, вмещающие не более 8 человек, включая водителя; автобусами называют пассажирские автомобили, вмещающие более 8 человек.
Легковые автомобили по рабочему объему двигателя в литрах делятся на четыре класса (см. табл. 1). Каждый класс имеет свое наименование: особо малый, малый, средний и большой. Выпускаются также автомобили высшего (пятого) класса, для которых рабочий объем двигателя не регламентируется.
Автобусы делятся на пять классов в зависимости от длины в м: особо малый класс -до 5м, малый — 6,0. 7,5 м, средний — 8,0. 9,5 м, большой — 10,5. 12,0 м, особо большой класс — 16,5 м и более (см.табл. 1).
По проходимости автомобили делятся на три группы; обычной (дорожной) проходимости, повышенной и высокой проходимости. Первые из них предназначены для движения, главным образом по дорогам. Автомобили повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и отдельным участкам местности. Автомобили высокой проходимости способны перемещаться по дорогам и вне дорог.
Основным оценочным параметром проходимости автомобиля является его колесная формула (4×2,4×4,6×4,6×6,8×8), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая-сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя.
Автомобили со всеми ведущими колесами называются полно приводными, к ним относятся автомобили повышенной и высокой проходимости.
Кроме деления автомобилей по назначению и проходимости различают также одиночные автомобили и автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа. Автопоезда могут быть прицепные и седельные. Последние состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.
Большинство автомобилей создаются для эксплуатации в районах умеренного климата. На их базе могут выпускаться автомобили, приспособленные к эксплуатации в условиях холодного (северного) или жаркого (тропического) климата.
Обозначение автомобилей. В нашей стране принято буквенное и цифровое обозначение автомобилей. Буквенное обозначение указывает на завод-изготовитель (ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ) и называется маркой автомобиля; цифровое обозначение называется моделью автомобиля. Основная(базовая) модель обозначается четырьмя цифрами. Первая цифра указывает на класс автомобиля (смотри табл. 1). Вторая цифра обозначает его вид, при этом принято обозначать цифрой 1 — легковые автомобили, 2 — автобусы, 3 -грузовые бортовые автомобили, 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 -фургоны, 8 — резерв, — 9 — специальные автомобили. Третья и четвертая цифры вместе обозначают номер базовой модели. Если имеется модификация этой модели, то в цифровое обозначение включается пятая цифра, обозначающая номер модификации машины, подготовленные для экспорта, имеют и шестую цифру (6 или 7).
Таким образом, обозначение Урал-4320 означает, что это двадцатая модель грузового бортового автомобиля четвертого класса общей массой до 14 т, выпускается Уральским автомобильным заводом.
Некоторые автомобили, например ЗИЛ-131, выпуск которых начался еще до введения принятого сейчас обозначения, имеют свое цифровое обозначение, принятое самим заводом-изготовителем.
Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9
1 Назначение 2 Классификация 1 Легковые автомобили
Название | 1 Назначение 2 Классификация 1 Легковые автомобили |
Размер | 112.04 Kb. |
Тип | Литература |
Автомобиль
Введение Введение Современный легковой автомобиль Mercedes-Benz CLS 350 BlueEFFICIENCY Автомобиль, авто, автомобиль (от греч. αὐτός — «Сам» и лат. mobilis — «Тот, что движется») — самоходная колесная машина, которая приводится в движение установленным на ней двигателем и предназначенное для перевозки людей, грузов, буксировки транспортных средств, выполнения специальных работ и перевозки специального оборудования безрельсовым дорогами. Передвигается преимущественно суше. 1. НазначениеАвтомобиль предназначен для перевозки пассажиров и грузов, первоначально рассматривался как механизированный вариант конной упряжки. Большинство современных автомобилей имеют четыре колеса, жидкостное (обычно в системах охлаждения используется антифриз) или воздушное охлаждение двигателя, карбюраторный, инжекторный или дизельный двигатель внутреннего сгорания. Разрабатываются также автомобили на электрических аккумуляторных батареях и гибридные автомобили. 2. Классификация Современные автомобили по назначению подразделяются на:
2.1. Легковые автомобили Легковые автомобили, предназначенные для индивидуальных перевозок пассажиров, имеющие от 2 до 8 мест, включая место водителя, и классифицируются по рабочим объемом цилиндров двигателя, который определяется в литрах. Различают следующие классы легковых автомобилей:
Литражом двигателя в значительной степени определяются основные транспортные показатели легковых автомобилии. При высоком литражу автомобили имеют большую мощность, скорость и емкость, но и больше тратят топлива. Легковые автомобили классифицируются также по типу кузова:
2.2. Автобусы Автобусы предназначены для групповых перевозок пассажиров. По количеству мест для сидения делятся на:
По назначению автобусы подразделяются на:
К специализированным относятся автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров определенных категорий ( экскурсантов, туристов, школьников). 2.3. Грузовые автомобили Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности. Различают следующие классы грузовых автомобилии:
По типу кузова грузовые автомобили делятся на:
3. История создания автомобиля Автомобиль модели «Velo» Карла Бенца ( 1894) разработан для первых автомобильных гонок. Самоходные экипажи различных схем и конструкций разрабатывались многими изобретателями еще в XVI — XVIII веках. Особенно интересные изобретения были сделаны в России. В 1751 — 1752 годах Л. Шамшуренкив построил «самобиглу коляску», которую двигали с помощью педалей. В 1784 — 1791 известный русский изобретатель И. П. Кулибин построил «самокатку», которая имела своеобразную коробку передач, маховик, механические тормоза, роликовые подшипники. Изобретение паровой машины позволило французскому инженеру Кюньйо ( 1769 — 70) создать первый паровой автомобиль. Быстрое развитие автомобилей начался после появления быстроходных и экономических, двигателей внутреннего сгорания. Таким двигателем был первый карбюраторный бензиновый двигатель, созданный в 1879 году русским изобретателем-конструктором А. С. Костович. Его двигатель весил 240 кг и развивал мощность в 60 к. с.. Изобретение легкого, компактного поршневого двигателя внутреннего сгорания имело большое значение для создания современного автомобиля. В 1885 — 1887 годах немецкие конструкторы К.-Ф.Бенц и Даймлер построили первые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Важную роль [ ] В совершенствовании и улучшении эксплуатационных качеств автомобиля сыграла Советская научная автомобильная школа, созданная М. Г. Брилингом и Е. А. Чудакова. 4. Общее строение4.1. Ходовая частьХодовая часть состоит из рамы, переднего и заднего мостов (осей), подвески и колес с пневматическими шинами. Рама является основой для крепления всех механизмов автомобилей, а также кузова или кабины и грузовой платформы в грузовых автомобилей. В легковых автомобилях и автобусах широко применяются безрамные конструкции, в которых все механизмы прикреплены к корпусу цельнометаллического несущего кузова. Мосты автомобилей передают вертикальную нагрузку от рамы или кузова на колеса, а толкающие и тормозные усилия — от колес к раме или кузову. Передний мост состоит из балки и шарнирно соединенных с ней поворотных цапф, с помощью которых автомобиль делает поворот. Задний мост изготовляют обычно пустотелым. В нем размещена часть механизмов силовой передачи. Подвеска упруго соединяет мосты с рамой и вместе с шинами смягчает толчки и удары, возникающие во время движения автомобилей. В качестве упругого элемента подвески применяют рессоры (упругие балки, составленные из отдельных стальных листов) или витые пружины; используют также стержневую (торсионную), резиновую, пневматического и пневмогидравлического подвески. Для передних колес легковых автомобилей широко применяют так называемую независимую подвеску», в которой упругий элемент соединяет раму или кузов непосредственно с колесом. Для гашения колебаний подвески во всех легковых и в некоторых грузовых автомобилях устанавливают гидравлические или механические (фрикционные) амортизаторы. Для улучшения маневренности колеса транспортных средств устанавливаются с определенными углами развала и восхождение. Для контроля и регулирования этих параметров применяются специальные ( лазерные или компьютерные) стенды развал-схождение». Кроме того, колеса транспортных средств подлежат периодическому балансированию на специальных балансировочных станках. 4.2. Двигатель Двигатель Mercedes V6, 1996 года выпуска. Основным типом двигателя современных автомобилей является поршневой двигатель внутреннего сгорания. Значительные перспективы развития имеет автомобиль с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания. Электрические (аккумуляторные) автомобили применяются для городских перевозок легких и мелких грузов. Паровые автомобили теперь почти не применяются. По виду топлива используется для поршневых двигателей внутреннего сгорания, различают:
Карбюраторные и дизельные автомобили составляют теперь основную часть автомобильного парка. К дизельных автомобилей относятся преимущественно грузовые автомобили большой грузоподъемности и автобусы средней и большой вместимости. Газобаллонные и газогенераторные автомобили работают на местных видах топлива. Двигатель преобразует тепловую энергию топлива в механическую, в результате чего на валу двигателя возникает вращающий момент. Современные карбюраторные автомобильные двигатели работают по четырехтактным рабочим процессом. Они имеют мощность от 25 (микролитражные автомобили) до 450 к. с. (легковые автомобили высокого класса) при скорости вращения коленчатого вала 3 000-4 500 об / мин. Дизели применяют четырехтактные и двухтактные мощностью от 100 до 450 к. с. при 1 500-2 500 об / мин. Число цилиндров от 2 (микролитражные автомобили) до 12 (мощные двигатели тяжелых грузовых автомобилей и двигатели легковых автомобилей большого литража). Размещение цилиндров обычно вертикальное однорядная или V-образное. Двигатель размещают в передней части автомобиля по его продольной оси или со стороны водителя. В легковых автомобилях и автобусах двигатель часто размещают в задней части вдоль или поперек кузова. 4.3. Трансмиссия Типовая схема силовой передачи легкового автомобиля. Силовая передача (трансмиссия) служит для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля. Она состоит из коробки передач, механизма сцепления, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей, соединенных со ступицами ведущих колес. Коробка передач позволяет увеличивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля при увеличении сопротивления движению (например, на подъеме, при разгоне). Кроме того, она позволяет делать задний ход и обеспечивает длительное разобщение двигателя с ведущими колесами, необходимое во время пуска двигателя и холостого хода. По способу изменения передаточного числа коробки передач делятся на:
В современном автомобиле распространенные простые ступенчатые коробки передач. Сцепление служит для разъединения и медленного соединения работающего двигателя с коробкой передач, в результате чего обеспечивается медленное трогание автомобиля с места и уменьшаются ударные нагрузки на зубья шестерен коробки передач при их переключении. По способу передачи крутящего момента сцепления разделяются на:
Карданная передача связывает агрегаты силовой передачи, валы которых расположены под некоторым углом, который изменяется во время движения автомобилей. Она состоит из одного или нескольких трубчатых карданных валов, карданных шарниров (карданов) и промежуточных опор. Карданы по своей конструкции делятся на жесткие и мягкие. Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его от карданного вала к дифференциала и далее на полуоси, расположенные под прямым углом к продольной оси автомобиля. Главные передачи делятся на:
4.4. Механизм управленияМеханизм управления автомобилем состоит из двух систем: рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Рулевой механизм преобразует поворот рулевого колеса в угловое перемещение рулевой сошки. Рулевой привод связывает сошку с поворотными цапфами управляемых колес. Он состоит из продольной рулевой тяги, рычагов поворотных цапф и поперечной рулевой тяги. В тяжелых грузовых автомобилях и автобусах в систему рулевого управления входят гидравлические или пневматические усилители (сервомеханизмы), увеличивающие усилия водителя и значительно облегчают его работу. Для торможения в автомобиле две системы:
5. Применение автомобилей6. Производство автомобилейВ мире ежегодно выпускается более 300 млн. автомобилей. С 1951 по 1991 год количество машин на английских дорогах увеличилось с 2 до 20 миллионов. В I-м квартале 2007 году впервые обогнав GM по количеству проданных авто на первое место вышла Тойота. Этот показатель у Тойоты: 2,348 млн., а у GM — 2,26 млн. автомобилей. Совершенство конструкции и приспособленность автомобилей к использованию в различных условиях эксплуатации оцениваются по его динамическими (скоростными) качествами, устойчивостью движения, проходимостью, плавностью хода, легкостью управления, топливной экономичностью, надежностью. Эти эксплуатационные качества автомобилей определяются его конструктивными, геометрическими и весовыми параметрами. Для производства отечественных автомобилей характерно значительная потребность в повышении надежности и долговечности механизмов вследствие улучшения качества материалов, совершенствование технологии изготовления деталей, усиления их жесткости, совершенствование системы фильтрации масла и воздуха в двигателях. Важной проблемой является эргономичность и комфортабельность отечественных автомобилей. Принимаются меры к облегчению техичного обслуживания, в частности вводится система центрального смазывания деталей ходовой части и механизмов управления. 7. Автомобильные предприятия Украины
8. Проблемы автомобилей Количество пассажирских автомобилей на 1000 жителей страны. Создание двигателей, не загрязняющих окружающую среду, сняло экологические проблемы крупных городов. Автомобиль — сложная система, совокупность механизмов и узлов, которые могут выходить из строя. Поэтому автомобили требуют регулярного технического обслуживания. Зачастую необходимо проверять давление воздуха в шинах, уровень масла ( масла) и тормозной жидкости, а также температуру двигателя. Исходя из этого, большинство автомобилей оснащены приборами-индикаторами, которые позволяют следить за этими параметрами. Давление воздуха в шинах измеряется шинным манометром. При експлуатації автомобіля найчастіше зношуються шини та гальмівні колодки. Шини також можуть пошкоджуватися при наїзді на гострі предмети (цвяхи, шурупи, скло, тощо). Пошкоджені шини часто підлягають ремонту і придатні для подальшої експлуатації. Зношені гальмівні колодки необхідно замінювати новими. При цьому постає проблема утилізації зношених колодок, котрі здебільшого виготовлені зі шкідливого для людини азбесту. Тому останнім часом промисловість переходить на виготовлення безазбестових гальмівних колодок. Утилізації та переробки потребують також використане мастило, зношені шини, акумуляторні батареї, гальмівна рідина, тощо. Використане мастило переробляють на промивну оливу. Зношені шини спочатку розділяють на металевий корд і гуму, потім корд використовують, як металобрухт, а гуму використовують для виготовлення вторинних гумових виробів або додають до асфальту. Акумуляторні батареї найчастіше використовують для переплавки на свинцеві чушки. Из-за увеличения парка автомобилей в Украина встает проблема утилизации не только изношенных узлов, а автомобильных кузовов. 9. Интересные факты
См.. также
Примечания
Литература
Источник статьи: http://auto-dnevnik.com/docs/index-6792.html |