- Неисправности электрооборудования автомобиля таблица
- Неисправности электрооборудования автомобиля
- Неисправности аккумуляторной батареи
- Неисправности генератора
- Неисправности электрооборудования автомобиля
- Таблица 3.1 Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 2114-3722010
- Таблица 3.2 Назначение реле в монтажном блоке
- Список опасных проблем по электрике в автомобиле
- Неисправности электрооборудования автомобиля
- Неисправности аккумуляторной батареи
- Неисправности генератора
- Ремонт. Электрооборудование
Неисправности электрооборудования автомобиля таблица
Типовые неисправности электрооборудования автомобилей (шаблон-дефекты).
Шаблон-дефектами назовем часто встречающиеся поломки присущие конкретной марке автомобиля. Момент их появления зависит от интенсивности эксплуатации и возраста машины, но «генетически» заложен производителем, либо производителем комплектующих. В списках поломок присутствуют и неисправности вызванные одинаковыми ошибочными действиями владельцев, что, на мой взгляд, является следствием низкой «дуракоустойчивости» отдельных узлов. Под этим неформальным термином понимают превентивную защиту в конструкции от прогнозируемых ошибочных действий пользователя.
Шаблоны порождаются одинаковыми причинами и проявляются, как правило, также однообразно. Отбор неисправностей для таблиц проводился исходя из частоты обращений с одинаковыми жалобами, поэтому в таблицы включались не все известные мне неисправности, а только типовые. Два примера для 41-го москвича:
Жалоба №1: «Не могу справиться с перезарядом (>14,5в). Регулятор напряжения и генератор исправны, и АКБ новая. Стрелка вольтметра, тем не менее, в красной зоне. Выкипает электролит.»
Жалоба №2: «При включении зажигания начинают моргать головные фары.»
Шаблонной является первая жалоба (сколько раз я уже это слышал?). А вторая — большая редкость. Причина первой неисправности в неудачном схемном решении, и комплектующие здесь не при чем (потому и замена узлов не спасает). Вторая же жалоба вызвана пробоем диода на приборном щитке, и вроде бы также могла быть отнесена к разряду шаблонных (пробило на одном, пробьет и на другом), но редкость события не позволяет этого сделать.
В следующем случае, напротив, брак комплектующей попадается настолько часто, что может быть смело зачислен в шаблоны. Имеется ввиду трамблёр волговского мотора (402), точнее то, как развальцовывается юбка трехлапой опоры обмотки на внутреннюю обойму подшипника (что-то у них там с оснасткой не то). В итоге опора (и закрепленная на ней обмотка) болтается — машина дергается. Болезнь благополучно перекочевала во все Газели с аналогичным движком. Эх, работы-то сколько!
Типовые неисправности опытный а/электрик устраняет одними руками — в автопилоте. А нестандартные требуют подключения мозгового аппарата. Здесь уже на милость не рассчитывайте :о)
Понятно, что для обрастания списком шаблон-дефектов, автомобилю необходим какой-то определенный срок эксплуатации, поэтому последние хиты от отечественных автозаводов в этом списке отсутствуют. Пока. Досье уже заведено.
Некоторые, общие для нескольких автомобилей, поломки могут присутствовать в какой-то одной из таблиц и отсутствовать в другой, так что ищите свою неисправность и в неродных таблицах.
- ВАЗ-2112
- ВАЗ-2107
- ВАЗ-2109
- Москвич 2140 и ИЖ-2715 («пирожок»)
- АЗЛК-21412 (переднеприводный москвич)
- ГАЗ-31029
- ГАЗ-3110
- ВАЗ-2106
Источник статьи: http://www.autodevice.ru/shablon.htm
Неисправности электрооборудования автомобиля
Перечень неисправностей электрооборудования автомобиля достаточно широк. Условно их можно разделить на неисправности источников тока и неисправности потребителей тока. В данной статье рассмотрены неисправности источников тока.
Как известно, источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Неисправность каждого из источников тока может в любой момент обездвижить автомобиль. И если вы не хотите возвращаться домой на «галстуке» или эвакуаторе, техническому состоянию аккумуляторной батареи и генератора необходимо уделять внимание.
В системе электрооборудования автомобиля аккумуляторная батарея и генератор работают в тандеме. Выход из строя одного, приводит к неисправности другого. К примеру, неисправности аккумулятора приводят к увеличению тока зарядки генератора. Работа генератора в таком режиме может стать причиной неисправности выпрямительного блока (диодного моста). С другой стороны, неисправность регулятора напряжения генератора сопровождается увеличением зарядного тока, что, в свою очередь, приводит к систематической перезарядке аккумулятора и «выкипанию» электролита.
Неисправности аккумуляторной батареи
К неисправностям аккумуляторной батареи относятся:
- короткое замыкание между электродами батареи;
- повреждение пластин аккумулятора;
- трещины в корпусе аккумулятора;
- окисление клемм аккумулятора.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации;
- предельный срок службы;
- производственные дефекты.
Нарушениями правил эксплуатации аккумуляторных батарей являются:
- работа с неисправным генератором (приводит к перезаряду или разряжению батареи);
- слабый контакт на клеммах батареи (приводит к окислению и разрушению контактов);
- частые запуски двигателя или длительная работа стартера (приводит к глубокому разряду аккумулятора);
- слабое крепление аккумулятора в двигательном отсеке (приводит к механическим повреждениям аккумулятора и проводов).
Аккумуляторная батарея может эффективно эксплуатироваться определенное время. Средний срок службы батареи составляет 3-4 года. При интенсивной эксплуатации, а также эксплуатации в суровых климатических условиях срок службы значительно сокращается.
Современные аккумуляторные батареи выпускаются малообслуживаемыми и необслуживаемыми. Степень обслуживания аккумуляторной батареи определяется скоростью испарения воды из электролита. У необслуживаемой батареи критический уровень электролита достигается значительно позже окончания срока службы.
При эксплуатации аккумуляторных батарей приходится сталкиваться с производственными дефектами. Неисправная батарея без проблем заменяется по гарантии фирмой-продавцом или производителем.
Последствие у всех неисправностей одно – аккумуляторная батарея перестает выполнять возложенную на нее функцию – крутить стартер при запуске и обеспечивать потребителей током на стоянке. В данном случае необходимо определить требуется ли замена аккумулятора или источник тока еще может послужить.
При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо помнить, что повышенный разряд при отрицательных температурах окружающего воздуха может привести к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
Неисправности генератора
Конструкция генератора сложнее, чем аккумуляторной батареи. Поэтому и неисправностей у данного устройства больше:
- износ токосъемных щеток;
- повреждение регулятора напряжения;
- повреждение выпрямителя (диодного моста);
- износ коллектора (токосъемных колец);
- износ или разрушение подшипника;
- износ или повреждение шкива;
- замыкание витков статорной обмотки;
- повреждение проводов зарядной цепи.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации (длительная работа под большой нагрузкой, нарушение полярности при подключении аккумулятора, слабое натяжение ремня генератора);
- низкое качество комплектующих;
- воздействие внешних факторов (влага, соль, высокая температура, грязь);
- предельный срок службы.
Износ или разрушение подшипника сопровождается повышенным шумом при работе генератора. Остальные неисправности генератора диагностируются по низкой величине зарядного тока. Об этом свидетельствует сигнальная лампа на панели приборов, которая при неисправностях периодически или постоянно горит.
Источник статьи: http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair_electric.html
Неисправности электрооборудования автомобиля
Чаще всего при повседневной эксплуатации автомобиля встречаются неисправности электрооборудования. По объективным причинам ремонт электрооборудования предпочтительно должны проводить квалифицированные специалисты автосервиса.
Монтажный блок показан на рис. 3.1. Цепи, защищаемые плавкими предохранителями, указаны в табл. 3.1, назначение реле в монтажном блоке — в табл. 3.2.
Таблица 3.1 Цепи, защищаемые плавкими предохранителями в монтажном блоке 2114-3722010
№ предохранителя | Защищаемые цепи |
F1 (10А) | Лампы заднего противотуманного света и контрольная лампа включения заднего противотуманного света. Электродвигатели очистителей фар (в момент включения). Электродвигатель смывателя фар |
F2 (10 А) | Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации |
F3 (7,5 А) | Плафон освещения салона. Плафон индивидуального освещения салона. Плафон освеще¬ния багажного отделения. Лампа подсветки выключателя зажигания. Контрольная лампа «Check Engine». Лампы стоп-сигнала. Маршрутный компьютер«или часы) |
F4 (20 А) | Патрон подключения переносной лампы. Реле включения обогрева заднего стекла (контакты). Элемент обогрева заднего стекла |
F5(20 А) | Звуковой сигнал. Реле включения звукового сигнала. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения |
F6 (30 А) | Электростеклоподъемники. Реле включения электростеклоподъемников (контакты) |
F7 (30 А) | Электродвигатель отопителя. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. Электродвигатети очистителей фар (в режиме работы). Прикуриватель. Лампа освещения вещевого ящика. Реле включения обогрева заднего стекла (обмотка) |
F8 (7,5 А) | Правая противотуманная фара |
F9 (7,5 А) | Левая противотуманная фара |
F10(7,5 А) | Лампы габаритных огней по левому борту. Контрольная лампа включения габаритного света. Лампы освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Выключатель освещения приборов. Лампы подсветки выключателей, приборов, прикуривателя, пепельницы, рычагов управления отопителем |
F11 (7,5 А) | Лампы габаритных огней по правому борту |
F12 (7,5 А) | Правая фара (ближний сеет) |
F13(7,5 А) | Левая фара (ближний свет) |
F14 (7,5 А) F15 (7,5 А) | Левая фара (дальний свет) и контрольная лампа включения дальнего света фар Правая фара (дальний свет) |
F16 (15 А) | Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Лампы света заднего хода. Реле контроля исправности ламп. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Контрольная лампа аварийного давления масла. Контрольная лампа стояночного тормоза. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи. Маршрутный компьютер (или часы). Обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя) |
Таблица 3.2 Назначение реле в монтажном блоке
Обозначение | Назначение |
К1 | Реле времени омывателя заднего стекла |
К2 | Реле указателей поворота и аварийной сигнализации |
К3 | Реле очистителя ветрового стекла |
К4 | Реле контроля исправности ламп |
К5 | Реле включения стеклоподъемников |
К6 | Реле включения звуковых сигналов |
К7 | Реле включения обогрева заднего стекла |
К8 | Реле включения дальнего света фар |
К9 | Реле включения ближнего света фар |
Предупреждение! Неисправность электрооборудования (короткое замыкание) может привести к возгоранию электропроводки и пожару.
Если перегорел предохранитель, замените его, повторное перегорание того же предохранителя служит сигналом для немедленного ремонта соответствующего элемента электрооборудования.
Предупреждение! Категорически запрещается заменять перегоревший предохранитель другим, большего номинала, или «жучком».
На автомобилях семейства LADA SAMARA-2 применяют монтажный блок 2114-3722010 и его модификации.
На автомобилях с системой впрыска топлива на консоли панели приборов с правой стороны под щитком установлены главное реле системы управления двигателем, реле включения электровентилятора системы охлаждения, реле включения электробензонасоса и предохранители защиты цепей: главного реле, постоянного питания контроллера, питания электробензонасоса.
Для проведения ремонтных работ по описанным ранее неисправностям воспользуйтесь электросхемами соединений отдельных систем, которые приведены далее в разделе «Электрооборудование».
Источник статьи: http://www.vazbook.ru/15/2115/main/malfunctions/neispravnosti-elektrooborudovaniya-avtomobilya
Список опасных проблем по электрике в автомобиле
Неисправности электрооборудования автомобиля
Перечень неисправностей электрооборудования автомобиля достаточно широк. Условно их можно разделить на неисправности источников тока и неисправности потребителей тока. В данной статье рассмотрены неисправности источников тока.
Как известно, источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Неисправность каждого из источников тока может в любой момент обездвижить автомобиль. И если вы не хотите возвращаться домой на «галстуке» или эвакуаторе, техническому состоянию аккумуляторной батареи и генератора необходимо уделять внимание.
В системе электрооборудования автомобиля аккумуляторная батарея и генератор работают в тандеме. Выход из строя одного, приводит к неисправности другого. К примеру, неисправности аккумулятора приводят к увеличению тока зарядки генератора. Работа генератора в таком режиме может стать причиной неисправности выпрямительного блока (диодного моста). С другой стороны, неисправность регулятора напряжения генератора сопровождается увеличением зарядного тока, что, в свою очередь, приводит к систематической перезарядке аккумулятора и «выкипанию» электролита.
Неисправности аккумуляторной батареи
К неисправностям аккумуляторной батареи относятся:
- короткое замыкание между электродами батареи;
- повреждение пластин аккумулятора;
- трещины в корпусе аккумулятора;
- окисление клемм аккумулятора.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации;
- предельный срок службы;
- производственные дефекты.
Нарушениями правил эксплуатации аккумуляторных батарей являются:
- работа с неисправным генератором (приводит к перезаряду или разряжению батареи);
- слабый контакт на клеммах батареи (приводит к окислению и разрушению контактов);
- частые запуски двигателя или длительная работа стартера (приводит к глубокому разряду аккумулятора);
- слабое крепление аккумулятора в двигательном отсеке (приводит к механическим повреждениям аккумулятора и проводов).
Аккумуляторная батарея может эффективно эксплуатироваться определенное время. Средний срок службы батареи составляет 3-4 года. При интенсивной эксплуатации, а также эксплуатации в суровых климатических условиях срок службы значительно сокращается.
Современные аккумуляторные батареи выпускаются малообслуживаемыми и необслуживаемыми. Степень обслуживания аккумуляторной батареи определяется скоростью испарения воды из электролита. У необслуживаемой батареи критический уровень электролита достигается значительно позже окончания срока службы.
При эксплуатации аккумуляторных батарей приходится сталкиваться с производственными дефектами. Неисправная батарея без проблем заменяется по гарантии фирмой-продавцом или производителем.
Последствие у всех неисправностей одно – аккумуляторная батарея перестает выполнять возложенную на нее функцию – крутить стартер при запуске и обеспечивать потребителей током на стоянке. В данном случае необходимо определить требуется ли замена аккумулятора или источник тока еще может послужить.
При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо помнить, что повышенный разряд при отрицательных температурах окружающего воздуха может привести к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
Неисправности генератора
Конструкция генератора сложнее, чем аккумуляторной батареи. Поэтому и неисправностей у данного устройства больше:
- износ токосъемных щеток;
- повреждение регулятора напряжения;
- повреждение выпрямителя (диодного моста);
- износ коллектора (токосъемных колец);
- износ или разрушение подшипника;
- износ или повреждение шкива;
- замыкание витков статорной обмотки;
- повреждение проводов зарядной цепи.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации (длительная работа под большой нагрузкой, нарушение полярности при подключении аккумулятора, слабое натяжение ремня генератора);
- низкое качество комплектующих;
- воздействие внешних факторов (влага, соль, высокая температура, грязь);
- предельный срок службы.
Износ или разрушение подшипника сопровождается повышенным шумом при работе генератора. Остальные неисправности генератора диагностируются по низкой величине зарядного тока. Об этом свидетельствует сигнальная лампа на панели приборов, которая при неисправностях периодически или постоянно горит.
Ремонт. Электрооборудование
Возможные неисправности аккумуляторных батарей, способы их обнаружения и устранения.
Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать следующие неисправности:
— короткое замыкание внутри аккумуляторов;
— нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи;
Сульфатация электродов. Под термином “Сульфатация электродов” в значении неисправности аккумуляторной батареи понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при пропускании нормального зарядного тока в течение установленного промежутка времени.
Сульфатация электродов возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении.
Сульфатация характеризуется следующими признаками:
-при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);
— плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;
— газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко оно начинается при включении батареи на заряд);
— напряжение аккумуляторов в начале заряда имеет более высокое значение, чем у разряженных аккумуляторов, затем медленно, незначительно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы (2,4 В против 2,7 В у исправных аккумуляторов);
— при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше номинальной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводят к тому, что неправильно определяют окончание заряда батареи. Эту особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.
— применение загрязненного примесями электролита;
— длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
— систематический недозаряд батарей;
— снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);
— эксплуатация аккумуляторных батарей при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.
Исправление сильно сульфатированных электродов аккумулятора невозможно. Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем длительного (до 24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5-6 ч. Если путем длительного заряда сульфатацию устранить не удается, следует разрядить аккумуляторную батарею током 10-часового режима, вылить электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. Затем следует залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду (плотностью 1,05-1,1 г/см3) и через час после заливки поставить на заряд током величиной 4 А. Заряд производят до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5-6 ч, после чего необходимо довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Практически оказывается необходимым провести еще не менее 1-2 контрольнотренировочных циклов, чтобы сульфатированная батарея отдат 75 % гарантированной емкости.
Повышенный саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет емкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом. Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи — явление неизбежное.
Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батареи при температуре окружающей среды (20±5) °С плотность электролита уменьшилась более чем на 0,02 г/см3.
Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:
— наличием на поверхности батарей загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке батарей, при установке батарей в машину или попавшего во время их заряда при бурном газовыделении);
— применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;
— хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха;
— повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей.
Повышенный саморазряд обнаруживается по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батарей, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом. Обнаружить утечку тока можно, используя пробник аккумуляторный Э107. Для этого необходимо контактную ножку пробника прижать к положительному выводу батареи, а гибким проводником прикоснуться к поверхности моноблока (контактная гайка присоединения резисторов при этом должна быть отпущена). Отклонение стрелки воль показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд батареи.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батарей была чистой и сухой; своевременно устранять трещины в мастике.
Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0 °С и ниже саморазряд практически прекращается.
Отстающие аккумуляторы. Состояние отдельных аккумуляторов батареи должно быть практически одинаковым. Если в батарее хотя бы один аккумулятор будет разряжаться раньше остальных, то работоспособность батареи определяется именно этим отстающим аккумулятором.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Наиболее характерными признаками отстающего аккумулятора являются следующие: плотность электролита при заряде повышается значительно медленнее, чем в других аккумуляторах, и не достигает необходимого значения; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в остальных исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы следует дозаряжать отдельно после окончания заряда остальных исправных аккумуляторов батареи. Для этого к перемычкам отстающих аккумуляторов с помощью зажимов присоединяют провода от зарядного источника через дополнительный реостат.
Заряд производится в течение 3-4 ч тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем следует провести контрольный разряд всей батареи током 10-часового разрядного режима. Если в конце разряда разница между напряжением отстающего аккумулятора и другими будет менее 0.2 В, то такую батарею после нормального заряда можно сдать в эксплуатацию.
Если дополнительный заряд отстающих аккумуляторов не дает положительных результатов, исправление их надо проводить способами устранения сульфатации или короткого замыкания.
Короткое замыкание внутри аккумулятора. Внутренние короткие замыкания в аккумуляторах происходят между разноименными электродами за счет заполнения наиболее крупных по диаметру пор сепараторов разбухшей активной массой до образований сквозных мостиков через сепараторы (так называемое «прорастание»). Мостики образуются вследствие продавливания сепараторов разбухшей активной массой и образования трещин в сепараторах.
Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются отсутствие или очень малая величина ЭДС; непрерывное уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд; быстрая потеря емкости после полного заряда. Плотность электролита, а также напряжение на аккумуляторе в процессе заряда не повышаются, а после выключения зарядного тока напряжение быстро падает. При заряде в короткозамкнутом аккумуляторе быстро повышается температура.
В связи с тем, что на автомобиле устанавливаются батареи с общей крышкой, которые являются неразборными, данную неисправность устранить невозможно. Однако необходимо отметить, что при применении сепараторов-конвертов вероятность возникновения короткого замыкания очень мала.
Нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи. Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея — стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано нарушением сварного соединения между аккумуляторами, расплавлением или обломом борна, а также обрывом полублока положительных электродов в результате коррозии токоотводов.
Признаком нарушения контакта в местах сварки токоведущих частей является нагревание места спайки при больших разрядных токах, потрескивание и дымление.
Признаком обрыва электрической цепи внутри аккумулятора является малая величина ЭДС без нагрузки и низкое напряжение под нагрузкой.
Данную неисправность ввиду особенностей соединения моноблока и крышки батареи устранить невозможно.
Трещины моноблока. Трещины моноблока, внутренних перегородок моноблока и крышки батареи вызываются механическими повреждениями, ударами, тряской и т.п. в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей. Появление трещин может произойти также из-за плохого крепления батарей на машинах.
Эти неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре батарей, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие подтекания его через трещины.
Трещины во внутренних перегородках моноблока вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.
Незначительные трещины моноблока и крышки можно устранить заклейкой эпоксидными композициями.
Возможные неисправности электрооборудования и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
Генератор | |
Стрелка вольтметра находится в красном секторе при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (низкое напряжение в бортовой сети) | |
Ослабление натяжения приводного ремня генератора | Отрегулировать натяжение ремня |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой |
Износ или зависание щеток в щеткодержател ях | Проверить высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки |
Пробой выпрямительного блока | Заменить блок |
Короткое замыкание обмотки | Заменить статор в сборе |
Нарушение в цепи возбуждения | Проверить исправность цепи возбуждения |
Износ деталей подшипников или их разрушение | Заменить генератор |
Деформация вентилятора генератора | Выправить погнутые места |
Перегрев подшипников | |
Чрезмерное натяжение ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора | |
Загрязнение контактных колец | Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой |
Радиальное биение контактных колец | Проверить радиальное биение колец. Если требуется, проточить контактные кольца |
Стрелка вольтметра находится в желтом секторе (высокое напряжение в бортовой сети) | |
Короткое замыкание в щеточном узле генератора | Устранить замыкание |
Неисправность регулятора напряжения | Заменить регулятор |
Неисправность реле отключения обмотки возбуждения генератора | Заменить реле |
Колебание стрелки вольтметра | |
Если колебание силы тока нагрузки не зависит от потребителей электроэнергии, то причиной является проскальзывание приводного ремня | Отрегулировать натяжение ремня |
Плохой контакт в цепи возбуждения | Проверить цепь возбуждения и надежность соединения в местах переходных контактов |
Отсутствие контакта между щетками и контактными кольцами | Протереть кольца чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить их. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях |
Повышенный уровень шума при работе генератора | |
Ослабление крепления шкива | Затянуть гайку |
Стартер | |
Стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет) | |
Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле | Заменить реле |
Обрыв или отсутствие контакта в силовой цепи | Найти место повреждения и восстановить контакт |
Зависание щеток | Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налет щеточной пыли |
Отказ реле стартера | Заменить реле |
Обрыв цепи в стартере | Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер |
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает) | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить батареи |
Замасливание или загрязнение щеточно-коллекторного узла | Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, меднографитовой пыли |
Плохой контакт корпуса стартера с «массой» автомобиля | Обеспечить надежность соединения |
Применение масла, не соответствующего сезону | Заменить масло |
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться | |
Неисправность тягового реле | Заменить реле |
Приваривание контактов реле стартера | Заменить реле |
При включении стартера тяговое реле не срабатывает | |
Разряжены аккумуляторные батареи | Зарядить батареи |
Обрыв втягивающей обмотки реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность выключателя приборов и стартера | Заменить выключатель |
Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера | Заменить реле |
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал | |
Поломка зубьев венца маховика или шестерни механизма привода стартера | Заменить венец маховика или механизм привода |
Нарушение регулировки стартера | Отрегулировать стартер |
Неисправность привода | Заменить привод |
При включении стартера слышны повторяющиеся удары тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика | |
Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера | Проверить контактные соединения и устранить неисправность |
Неисправность удерживающей обмотки тягового реле | Заменить тяговое реле |
Неисправность обмотки или контактного соединения реле стартера | Заменить реле |
При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни механизма привода | |
Установка стартера с перекосом | Установить правильно стартер |
Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле | Отрегулировать зазор между шестерней и упорным кольцом в момент включения стартера |
Шестерня механизма привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле | |
Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или шестерни привода | Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или шестерни привода |
Износ торцов зубьев венца маховика или шестерни привода | Заменить венец маховика или шестерню привода |
Система освещения | |
Лампа не включается | |
Стряхивание или перегорание нити накала | Заменить лампу |
Обрыв цепи электроснабжения или перегорание плавкого предохранителя | Устранить обрыв или короткое замыкание в цепи, заменить плавкие вставки |
Отсутствие контакта в штекерных соединениях | Восстановить контакт |
Поломка переключателей | Устранить неисправность или заменить переключатель |
Лампа светит тускло |
Окисление или загрязнение контактных соединений | Зачистить контакты или заменить окислившиеся штекеры |
Загрязнение рассеивателя или отражателя | Протереть рассеиватель, промыть отражатель |
Затемнение колбы лампы из-за испарения металла нити накала | Заменить лампу |
Разрядка аккумуляторной батареи | Зарядить батарею |
Повышенное падение напряжения в цепи | Проверить падение напряжения. Устранить причины повышенного падения напряжения |
Периодическое произвольное выключение лампы | |
Периодическая потеря контакта | Восстановить контакт |
Контрольно-измерительные приборы | |
Комбинация приборов | |
При включении электроснабжения стрелка прибора не изменяет своего положения | |
Неисправность предохранителя | Заменить предохранитель |
Обрыв в цепи электроснабжения | Восстановить цепь |
Отклонение стрелки влево от нуля | |
Обрыв провода от указателей к датчикам давления масла или температуры охлаждающей жидкости | Восстановить цепь |
Неправильное подключение проводов к выводам указателей давления масла и температуры охлаждающей жидкости | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Замыкание провода или датчика уровня топлива на корпус автомобиля | Устранить замыкание |
Отклонение стрелки вправо от крайней отметки | |
Короткое замыкание провода или отсутствие контакта корпуса указателя давления масла или температуры охлаждающей жидкости с «массой» автомобиля | Устранить замыкание. Восстановить контакт |
Обрыв провода от указателя к датчику уровня топлива или отсутствие контакта датчика с корпусом автомобиля | Восстановить цепь; восстановить контакт |
Неправильное подключение проводов к выводам указателя уровня топлива | Подсоединить провода в соответствии со схемой |
Резкие колебания стрелки | |
Периодическое нарушение контакта указателей и датчиков с корпусом автомобиля | Восстановить контакт |
Нарушение контакта в штекерных соединениях | Обеспечить плотность и чистоту штекерных соединений |
Колебание стрелки указателя спидометра при малой частоте вращения, стрелка не отклоняется | |
Обрыв фазного провода внутри указателя | Заменить указатель |
Обрыв фазного провода внутри датчика | Заменить датчик |
Звуковые сигналы | |
При включении сигнал не звучит | |
Обрыв провода | Проверить и устранить обрыв |
Отсутствие контакта в цепи электроснабжения или отсутствие контакта сигналов с корпусом автомобиля | Восстановить контакт |
Перегорание предохранителя вследствие короткого замыкания в цепи электроснабжения | Определить место короткого замыкания и устранить замыкание |
Отказ реле звуковых сигналов | Заменить реле |
Неисправность сигнала | Заменить сигнал |
Сигналы издают слабый, хриплый звук | |
Нарушение регулировки сигналов | Отрегулировать сигналы |
При включении сигналы дребезжат | |
Подгорание контактов сигналов | Снять сигналы, зачистить контакты, отрегулировать звучание |
Задевание якоря за катушку из-за перекоса якоря | Устранить перекос якоря и отрегулировать сигнал |
Поломка мембраны | Заменить сигнал |
Сигналы после непродолжительной эксплуатации перестают работать | |
Попадание в рупоры воды и грязи | Очистить рупоры |
Устранение неисправностей можно осуществлять только после нахождения по внешним признакам неисправной цепи. При поиске неисправности надо руководствоваться схемой, придерживаясь определенной последовательности, начиная с проверки соответствующего предохранителя.
При проверке группового предохранителя потребители с электроснабжением через предохранитель нужно включать поочередно.
При перегорании предохранителя от короткого замыкания надо отключить цепь потребителя, защищаемую этим предохранителем, найти и устранить неисправность, вызвавшую короткое замыкание.
Если после пуска двигателя при работе со средней частотой вращения коленчатого вала при исправных аккумуляторных батареях и отключенных потребителях генератор не вырабатывает зарядного тока, следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.
Причиной отказов в работе генераторной установки может быть также нарушение электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Прежде всего, необходимо убедиться в исправности щеточного узла, в надежности электрического контакта проводов на выводах генераторной установки, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения. С помощью контрольной лампы нужно проверить наличие тока в цепи первоначального возбуждения и в цепи управления регулятора напряжения (см. рис. 7.112).
При неудавшемся пуске двигателя с помощью стартера (после трех попыток) следует проверить: исправность цепи электроснабжения стартера, исправность системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батарей.
При нормальной эксплуатации автомобиля аккумуляторные батареи заряжаются от генераторной установки. Если батареи постепенно разряжаются или чрезмерно заряжаются и электролит начинает «кипеть», нужно проверить исправность генераторной установки.
Место обрыва провода или цепи можно определить их шунтированием: подсоединить дополнительный провод одним концом к плюсовому выводу неработающего потребителя, вторым концом — к разъемам цепи, двигаясь по направлению к источникам тока; неисправным будет тот участок, параллельно которому включен дополнительный провод, если при этом потребитель начнет работать. Если при шунтировании всего участка цепи потребитель не работает, необходимо проверить надежность соединения его с «массой» автомобиля, а также исправность самого потребителя.
При обрыве проводов следует их сращивать, скручивая, а затем спаивая их жилы, или заменять провода новыми соответствующего сечения и длины; затем надо изолировать провода изоляционными трубками или изоляционной лентой.
Короткое замыкание на «массу» возможно у острых металлических кромок, а также около неизолированных наконечников проводов. При срабатывании предохранителя место короткого замыкания должно определяться в цепи от предохранителя к потребителю.
Источник статьи: http://i-ride.ru/lajfhaki/neispravnosti-elektrooborudovaniya-avtomobilya-2.html