Неисправности электрооборудования автомобиля
Перечень неисправностей электрооборудования автомобиля достаточно широк. Условно их можно разделить на неисправности источников тока и неисправности потребителей тока. В данной статье рассмотрены неисправности источников тока.
Как известно, источниками тока в автомобиле являются аккумуляторная батарея и генератор. Неисправность каждого из источников тока может в любой момент обездвижить автомобиль. И если вы не хотите возвращаться домой на «галстуке» или эвакуаторе, техническому состоянию аккумуляторной батареи и генератора необходимо уделять внимание.
В системе электрооборудования автомобиля аккумуляторная батарея и генератор работают в тандеме. Выход из строя одного, приводит к неисправности другого. К примеру, неисправности аккумулятора приводят к увеличению тока зарядки генератора. Работа генератора в таком режиме может стать причиной неисправности выпрямительного блока (диодного моста). С другой стороны, неисправность регулятора напряжения генератора сопровождается увеличением зарядного тока, что, в свою очередь, приводит к систематической перезарядке аккумулятора и «выкипанию» электролита.
Неисправности аккумуляторной батареи
К неисправностям аккумуляторной батареи относятся:
- короткое замыкание между электродами батареи;
- повреждение пластин аккумулятора;
- трещины в корпусе аккумулятора;
- окисление клемм аккумулятора.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации;
- предельный срок службы;
- производственные дефекты.
Нарушениями правил эксплуатации аккумуляторных батарей являются:
- работа с неисправным генератором (приводит к перезаряду или разряжению батареи);
- слабый контакт на клеммах батареи (приводит к окислению и разрушению контактов);
- частые запуски двигателя или длительная работа стартера (приводит к глубокому разряду аккумулятора);
- слабое крепление аккумулятора в двигательном отсеке (приводит к механическим повреждениям аккумулятора и проводов).
Аккумуляторная батарея может эффективно эксплуатироваться определенное время. Средний срок службы батареи составляет 3-4 года. При интенсивной эксплуатации, а также эксплуатации в суровых климатических условиях срок службы значительно сокращается.
Современные аккумуляторные батареи выпускаются малообслуживаемыми и необслуживаемыми. Степень обслуживания аккумуляторной батареи определяется скоростью испарения воды из электролита. У необслуживаемой батареи критический уровень электролита достигается значительно позже окончания срока службы.
При эксплуатации аккумуляторных батарей приходится сталкиваться с производственными дефектами. Неисправная батарея без проблем заменяется по гарантии фирмой-продавцом или производителем.
Последствие у всех неисправностей одно – аккумуляторная батарея перестает выполнять возложенную на нее функцию – крутить стартер при запуске и обеспечивать потребителей током на стоянке. В данном случае необходимо определить требуется ли замена аккумулятора или источник тока еще может послужить.
При эксплуатации аккумуляторной батареи необходимо помнить, что повышенный разряд при отрицательных температурах окружающего воздуха может привести к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.
Неисправности генератора
Конструкция генератора сложнее, чем аккумуляторной батареи. Поэтому и неисправностей у данного устройства больше:
- износ токосъемных щеток;
- повреждение регулятора напряжения;
- повреждение выпрямителя (диодного моста);
- износ коллектора (токосъемных колец);
- износ или разрушение подшипника;
- износ или повреждение шкива;
- замыкание витков статорной обмотки;
- повреждение проводов зарядной цепи.
Основные причины указанных неисправностей:
- нарушение правил эксплуатации (длительная работа под большой нагрузкой, нарушение полярности при подключении аккумулятора, слабое натяжение ремня генератора);
- низкое качество комплектующих;
- воздействие внешних факторов (влага, соль, высокая температура, грязь);
- предельный срок службы.
Износ или разрушение подшипника сопровождается повышенным шумом при работе генератора. Остальные неисправности генератора диагностируются по низкой величине зарядного тока. Об этом свидетельствует сигнальная лампа на панели приборов, которая при неисправностях периодически или постоянно горит.
Источник статьи: http://systemsauto.ru/disrepair/disrepair_electric.html
Электрооборудование автомобиля: неисправности источников тока
Вы здесь
Сообщение об ошибке
Без снабжения электрической энергией невозможно себе представить работу любого транспортного средства. В процессе его эксплуатации возможны различные поломки электрооборудования, перечень которых достаточно широк. Они подразделяются на два основных вида неисправностей: источников тока и их потребителей.
В этом обзоре мы рассмотрим только те проблемы, которые могут возникнуть с источниками электрического тока автомобиля. К таковым относятся аккумуляторная батарея и генератор.
Поломка одного из этих устройств может привести к прекращению эксплуатации машины, причем на достаточно длительный срок. Нередки случаи выхода из строя аккумулятора или генератора в самый неподходящий для автовладельца момент. Для того, чтобы не допустить такого, следует следить за техническим состоянием источников электрической энергии.
В противном случае путешествия на эвакуаторе или в качестве буксируемого транспорта не избежать.
Также следует знать, что АКБ и генератор в системе электроснабжения машины выполняют важную роль, работая в тесном взаимодействии друг с другом. В случае поломки одного их них, нередко возникают проблемы со вторым. К примеру, если вышел из строя генератор, то все потребители начинают получать питание от аккумулятора, что приводит к ее постепенному разряду.
В другом случае, если из строя выйдет АКБ, то это приведет к повышению зарядного тока генератора. Из-за этого может перегореть диодный мост (выпрямительный блок) генератора.
Поломки АКБ
Основными неисправностями аккумулятора являются:
— появление трещин в корпусе устройства;
— короткое замыкание электродов;
— деформация и повреждение пластин;
— окислительные процессы на клеммах.
Причинами всего этого могут быть нарушения, возникающие в процессе эксплуатации АКБ, длительный срок службы и дефекты при ее производстве.
Если рассматривать каждую из причин, то следует понимать, что главным нарушением правил эксплуатации, считают наличие слабого контакта на клеммах, приводящее к их окислению. Еще сюда относят работу с неисправным генератором, который может выдавать повышенный или пониженный ток заряда.
Также стоит уделить внимание качественному креплению АКБ в моторном отсеке. Не исключен вариант повреждения ее корпуса при эволюциях машины и слабой затяжке механизма фиксации.
Не стоит часто подолгу «крутить» стартер, который всегда питается от аккумулятора. Это тоже не предусмотрено правилами нормальной его эксплуатации.
Срок работы АКБ в среднем составляет 4 года. Если она работает в условиях сурового климата или с нарушениями вышеуказанных правил, то это время может существенно сократиться.
В настоящее время производятся обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Первые требуют более тщательного контроля за уровнем электролита, так как он может испаряться быстрее, чем в необслуживаемой батарее.
При покупке этого устройства стоит тщательно проверить уровень его заряда, работу под нагрузкой и целостность корпуса.
Понятно, что результатом любой неисправности будет окончательный выход из строя аккумуляторной батареи. Она перестанет выполнять свою прямую обязанность — обеспечивать при
запуске электроэнергией стартер. Тут следует решить вопрос о ее дальнейшей эксплуатации или приобретении новой.
Неисправности генератора
Этот агрегат имеет более сложную конструкцию, чем АКБ, что ведет к наличию большего количества неисправностей. К ним относятся.
1. Износ коллектора или токосъемных щеток.
2. Повреждения регулятора напряжения и выпрямителя.
3. Выход из строя шкива или подшипника.
4. Замыкание в статорной обмотке.
5. Износ или повреждение проводов зарядной цепи.
Причинами возникновения неисправностей может быть использование производителем комплектующих низкого качества, нарушение правил эксплуатации. Последнее подразумевает собой длительную работу устройства под значительной нагрузкой, неправильное подключение генератора в сеть и недостаточное натяжение его ремня.
К неисправностям этого источника тока в авто, могут привести также последствия воздействия внешних факторов, таких как перепад температур, попадание воды, солей, грязи. Известны случаи, когда утечка антифриза и его проникновение в корпус генератора, приводили к выходу из строя данного устройства.
Диагностировать любую неисправность может специалист. Автовладельцу следует следить за работоспособностью подшипника, выход из строя которого, можно определить по характерному шуму.
Также следует регулярно проверять натяжение приводного ремня и следить за сигналами лампы на панели приборов, загорание которой говорит о наличии неисправности в сети. Если она горит постоянно или моргает, необходимо срочно обратиться к автоэлектрику.
Источник статьи: http://auto.fm/reviews/elektrooborudovanie-avtomobilya-neispravnosti-istochnikov-toka
Неисправности систем энергоснабжения автомобиля
При эксплуатации автомобиля в приборах системы энергоснабжения возникают механические и электрические неисправности. Механические неисправности определяют внешним осмотром и по шуму при работе. Электрические неисправности определяют по показаниям контрольных приборов. Характерными признаками неисправности системы энергоснабжения являются следующие.
Амперметр показывает разрядный ток при средней частоте вращения коленчатого вала. Контрольная лампа горит полным накалом. Это указывает на неисправности приборов системы (генератора, реле-регулятора) или электрических цепей системы (цепи зарядного тока, цепи возбуждения генератора).
Для проверки цепи зарядного тока необходимо при неработающем двигателе проверить напряжение на выводах аккумуляторной батареи и зажимах генератора. При исправной цепи вольтметр, подключенный к зажимам «-f » и «—» генератора покажет напряжение аккумуляторной батареи. Показания вольтметра ниже номинального напряжения батареи свидетельствуют о нарушении электрического контакта в соединениях, а отсутствие показаний—об обрыве цепи заряда,
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
В случае нарушения электрического контакта в соединениях цепи заряда необходимо подтянуть крепления наконечников проводов. Места крепления наконечников должны быть зачищены от загрязнения и окиси металла. Особое внимание следует уделить надежному креплению наконечников проводов, соединяющих генератор и реле-регулятор, выводов батареи с рамой и стартером, а также двигателя с рамой или кузовом автомобиля.
Для проверки цепи возбуждения необходимо подключить к зажиму Ш и корпусу генератора вольтметр и при включенном выключателе зажигания определить напряжение. При исправной цепи возбуждения напряжение должно быть не ниже 10 В для 12-вольтной системы энергоснабжения. Показания вольтметра ниже 10В указывают на повышенное сопротивление в соединениях цепи возбуждения, а отсутствие показаний вольтметра—об обрыве цепи.
После проверки состояния электрических цепей системы и устранения обнаруженных неисправностей необходимо проверить работоспособность генератора и реле-регулятора с помощью специальных переносных приборов. При отсутствии специального прибора проверка производится при средней частоте вращения коленчатого вала с помощью вольтметра, а нагрузка создается включением потребителей автомобиля (например, фар).
В случае отсутствия зарядного тока необходимо попытаться возбудить генератор непосредственно от аккумуляторной батареи, для чего при средней частоте вращения коленчатого вала соединить проводником зажим Ш генератора с зажимом «-f» аккумуляторной батареи.
Если при этом амперметр покажет зарядный ток, то это указывает на неисправность регулятора напряжения, а отсутствие зарядного тока — на неисправность генератора.
Отсутствие зарядного тока может быть при слабом натяжении ремня привода ротора генератора. При этом происходит проскальзывание ремня по шкиву генератора, что снижает частоту вращения ротора, а следовательно и напряжения генератора.
Амперметр постоянно регистрирует зарядный ток более 10А. Это может быть в результате нарушения регулировки регулятора напряжения; пробоя транзистора (сопротивление перехода эмиттер—коллектор равно нулю); короткого замыкания проводоЕ, подключенных к зажимам «+» и Ш генератора; увеличения сопротивления выключателя зажигания (например, окисление контактов выключателя) и других причин.
Длительный заряд вполне заряженной аккумуляторной батареи вызывает сильное газообразование в аккумуляторах батареи, и следовательно, уменьшение уровня электролита и разрушение активной массы пластин. Кроме того, при повышенном напряжении сокращается срок службы * ламп приборов освещения и увеличивается износ контактов прерывателей в приборах электрооборудования за счет повышенного искрообразования между ними.
Проверка регулируемого напряжения производится с помощью специальных приборов, соблюдая технические условия на проверку.
При установке на автомобиле контактного или контактно-транзисторного регулятора напряжения изменить регулируемое напряжение можно уменьшением натяжения пружины якорька. Если регулятор напряжения не поддается такой регулировке, его необходимо снять и сдать в мастерскую. Если же увеличение регулируемого напряжения, т. е большая сила зарядного тока при полностью заряженной батарее обнаружено в пути, далеко от автопредприятия, то во избежание недопустимого перезаряда батареи необходимо отключить провод от зажима U1 генератора. При этом генератор не будет возбуждаться и заряд батареи прекратится.
В пути следования через каждые 100—150 км необходимо подзаряжать батарею в течение 20—30 мин, для чего снова подключить провод к зажиму генератора. Во время подзаряда батареи скорость движения автомобиля необходимо поддерживать такой, чтобы сила зарядного тока не превышала 20—25 А.
Увеличение сопротивления выключателя зажигания вызывает снижение напряжения, подводимого к стабилитронам (в транзисторных) и к основной обмотке (в контактных) регуляторах напряжения, в результате чего напряжение генератора будет выше регулируемой величины, а поэтому в цепи заряда устанавливается ток большой силы, даже при полностью заряженной аккумуляторной батарее.
Состояние цепи возбуждения можно определить по напряжению, подводимому к зажиму 111 генератора. Если при включенном выключателе зажигания напряжение будет ниже 10В, то это указывает на увеличение сопротивления в соединениях цепи или в контактах выключателя зажигания. Снижение напряжения на зажиме Ш до 5В приводит к некоторому увеличению регулируемого напряжения, а при напряжении ниже 5В регулируемое напряжение уменьшается.
Причину понижения напряжения на зажиме LU генератора определяют по падению напряжения на отдельных участках цепи возбуждения, которое должно быть не более 0,1 В на каждом участке (например, на зажимах выключателя зажигания).
Амперметр показывает зарядный ток около нуля при разряженной аккумуляторной батарее и средней частоте вращения коленчатого вала.
Для проверки генератора и регулятора напряжения замыкают проводником зажимы «+» и Ш генератора и наблюдают за показаниями амперметра. Если при этом амперметр покажет зарядный ток, то это указывает на неправильную регулировку регулятора напряжения, а отсутствие зарядного тока — на неисправность генератора.
Стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа мигает при средней частоте вращения коленчатого вала.
Это может быть при периодических нарушениях в цепях зарядного тока и возбуждения генератора, а также при периодической пробуксовке приводного ремня.
Колебание величины отдаваемого тока происходит при плохом контакте между щетками и кольцами. Нарушение контакта происходит за счет загрязнения контактных колец, повышенного износа щеток и уменьшения давления пружин на щетки.
При ослаблении натяжения ремня частота вращения ротора генератора в момент проскальзывания уменьшается, что вызывает снижение напряжения, а следовательно, и силы зарядного тока. В результате возникают колебания стрелки амперметра.
Основные неисправности генераторов
Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора возникает при загрязнении и замасливании контактных колец, большом износе щеток и контактных колец, уменьшении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких неисправностях повышается сопротивление в цепи возбуждения, и следовательно, уменьшается мощность генератора. Напряжение генератора до заданной величины достигает только при повышенной частоте вращения ротора.
Для устранения неисправности снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток и контактных колец ротора. При необходимости протирают их тряпкой, смоченной бензином. Окисленную поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой зернистостью 100—140; изношенные кольца протачивают. Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. Щетки, изношенные до высоты менее 7 мм, заменяют.
Давление пружины на щетку должно быть в пределах 180—260 гс. Для определения давления пружины каждой щетки надо удалить из щеткодержателя одну щетку, а другой щеткой, оставшейся в щеткодержателе, нажать на чашку стрелочных весов. Щетка будет входить в щеткодержатель и когда она будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, то замеряют показание стрелки весов. Эта величина и будет тем давлением, с которым пружина прижимает щетку к контактному кольцу ротора. Также проверяют давление пружины другой щетки.
Обрыв обмотки возбуждения чаще всего возникает в местах пайки концов обмотки к контактным кольцам. Обрыв в обмотке возбуждения определяется омметром или контрольной лампой.
Эта неисправность устраняется бескислотной пайкой мягкими припоями. Когда обрыв произошел внутри катушки, производят замену или перемотку катушки.
При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора будет индуктироваться э. д. с. не более 5 В, обусловленная остаточным магнитизмом стали ротора.
Замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора происходит при разрушении изоляции обмотки. Замкнутая на корпус обмотка закорачивается и по ней не будет проходить ток. В результате генератор работать не будет.
Замыкание обмотки на корпус определяют контрольной лампой’при напряжении 220—500 В. Один проводник соединяют с любым контактным кольцом, а другой — с сердечником или валом ротора. Лампа будет гореть, когда обмотка замкнута на корпус. Если невозможно изолировать обмотку от корпуса, ее заменяют.
Межвитковое замыкание в катушке обмотки возбуждения возникает вследствие разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении. В результате уменьшается сопротивление цепи обмотки возбуждения, что вызовет увеличение тока возбуждения. Следовательно, повысится температура обмотки, что будет причиной еще большего разрушения изоляции провода и замыкания между собой большего количества витков катушки.
При работе генератора с регуляторами РР127 и РР380 ток возбуждения генератора замыкается через контакты регулятора. Следовательно, при снижении сопротивления обмотки возбуждения через контакты регулятора будет проходить ток больше допустимой величины и поэтому между контактами возникнет сильное искрение, что ускорит окисление и эрозию рабочей поверхности.
Если генератор работает с транзисторными реле-регуляторами, то при большой силе тока возбуждения происходит перегрев выходного транзистора, что может привести к его пробою.
Замыкание обмотки статора на корпус возникает вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки. При этой неисправности значительно снижается мощность генератора вследствие короткого замыкания неисправных фазовых обмоток с корпусом и диодами выпрямителя генератора. Эта неисправность определяется контрольной лампой при напряжении 220—500 В, подключением одного провода на сердечник статора, а другого — на любой вывод обмотки статора. Лампа горит только при замыкании обмотки на корпус. Проверка обмотки производится при отключенном блоке выпрямителя от концов фаз. Дефектные катушки обмотки заменяются новыми.
Обрыв в цепи фазовой обмотки статора вызывает выключение фазы, что увеличит сопротивление в цепи остальных фаз. При такой неисправности снижается мощность генератора, и аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться.
В случае обрыва цепи двух фаз выключается вся цепь обмотки статора и генератор работать не будет.
В разобранном генераторе для определения обрыва в фазовой обмотке статора необходимо поочередно подключать к аккумуляторной батарее через лампочку по две фазы обмотки. Наличие обрыва выключает цепь, и лампа гореть не будет.
Межвитковое замыкание в катушках обмотки статора возникает при разрушении изоляции обмотки. В коротко-замкнутых катушках будет проходить ток короткого замыкания большой силы, что усилит перегрев катушки и дальнейшее разрушение изоляции обмотки. При такой неисправности значительно снижается мощность генератора, и при включении нагрузки напряжение генератора резко уменьшается.
Разрушенную изоляцию обмотки статора легко определить осмотром ее состояния в разобранном генераторе. Дефектные катушки обмотки статора заменяются новыми.
Межвитковое замыкание в обмотке статора также определяют при помощи дефектоскопа ПДО -1 (рис. 33). В пластмассовом корпусе дефектоскопа установлены индукционный и приемно-сигнальный аппараты. На стальные сердечники аппаратов намотано по одной обмотке. Обмотка приемно-сигнального аппарата замкнута неоновой лампой. Обмотка индукционного аппарата включена через контакты 8 электромагнитного прерывателя к двум зажимам. Параллельно контактам прерывателя включен искрогасящий конденсатор.
При проверке обмотки прибор устанавливают так, чтобы паз между зубцами сердечника статора располагался между воздушными зазорами сердечников приемно-сигнального и индукционного аппаратов. Затем обмотку индукционного аппарата подключают к источнику постоянного или переменного тока напряжением 12В. Ток в цепи индукционного аппарата вызовет вибрацию контактов прерывателя, а следовательно, пульсацию магнитного потока в сердечнике и сердечнике статора генератора. В результате пересечения силовыми линиями в катушке обмотки статора будет индуктироваться э.д.с. Если в катушке есть короткозамкнутые витки, то индуктированная э. д. е. создаст переменный ток, который вызовет свое переменное поле. Это магнитное поле, замыкаясь через сердечник приемно-сигнального аппарата, индуктирует в обмотке э. д е., под действием которой произойдет свечение лампы.
Если проверяемая катушка обмотки статора не имеет виткового замыкания, то в ней не будут создаваться ток и магнитное поле. Следовательно, в обмотке 3 приемно-сигнального аппарата не будет индуктироваться э. д. с. и неоновая лампа светиться не будет.
Кроме названных, возникают также неисправности механического характера, например, износ и разрушение подшипников, износ шеек вала ротора, разработка шпоночной канавки вала и шкива, повреждение резьбы на валу и в гайках и др. Выявление и устранение подобных неисправностей не представляет больших трудностей.
Замыкание зажима «+» генератора на корпус происходит вследствие разрушения изоляции зажима или изоляции провода, подключенного к этому зажиму. При такой неисправности генератор и аккумуляторная батарея будут короткозамкнуты корпусом автомобиля. Короткое замыкание генератора вызовет резкое увеличение силы тока в обмотке статора и в диодах выпрямительного блока, а поэтому произойдет тепловое разрушение изоляции обмотки и Пробой диодов выпрямительного блока. Дефектную изоляцию зажима заменяют новой. Поврежденные обмотки статора и выпрямительный блок диодов заменяются.
Основные неисправности выпрямителей
Пробой диодов выпрямительного блока происходит при перегреве током большой силы, повышении напряжения генератора выше нормы и механическом повреждении.
В пробитом диоде сопротивление практически будет равно нулю. В этом случае он проводит ток в обоих направлениях, что вызовет короткое замыкание фаз обмотки ста тора. В результате этого снизится мощность генератора и аккумуляторная батарея не будет полностью заряжаться. При неработающем двигателе аккумуляторная батарея будет разряжаться через пробитые диоды выпрямительного блока. При пробое, а также при обрыве цепи диода вследствие снижения мощности генератора происходит резкое уменьшение напряжения генератора в момент включения нагрузки.
Проверку диодов на пробой и обрыв цепи производят контрольной лампой мощностью 1Вт от аккумуляторной батареи напряжением 12 (24) В или омметром.
Диод исправный, если лампа горит только в одном из случаев подключения к батарее. Диод имеет обрыв цепи, если лампа не будет гореть в обоих случаях подключения проводов. Диод имеет короткое замыкание (пробит), если лампа горит при любом подключении проводов.
Проверку исправности диодов выпрямительного блока генератора производят по схеме, приведенной на рис. 3, в, г.
Для проверки диодов, соединенных с шиной, подключают к ней провод от вывода «+» аккумуляторной батареи, а другим проводом, соединенным с выводом «—» батареи, поочередно касаются зажимов блока. При исправном состоянии цепи диода лампа будет гореть. Лампа не горит, если в цепи диода есть обрыв. Затем подключают к шине провод от вывода «—» аккумуляторной батареи, а другим проводом поочередно касаются зажимов блока. При исправном состоянии диода лампа не горит. В случае пробоя диода лампа будет гореть. Также проверяют диоды, соединенные с шиной. В выпрямительных блоках при неисправном диоде заменяют секцию блока.
При испытании исправного диода его сопротивление будет не более 200 Ом, а при перемене местами концов проводников от омметра к выводам диода — несколько сотен килоом. В пробитом диоде сопротивление равно нулю, а при обрыве выводного проводника — бесконечности.
Основные неисправности реле-регуляторов
В реле-регуляторах возникают различные неисправности, вызывающие увеличение или уменьшение регулируемого напряжения генератора.
При пониженном напряжении уменьшается сила зарядного тока даже при разряженной аккумуляторной батарее.
Повышение напряжения выше нормы вызывает увеличение силы зарядного тока даже при заряженной батарее.
Окисление контактов регуляторов напряжения реле-регуляторов PPI27, РР380 и др. возникает вследствие ис-крообразования между контактами.
Искрообразование усиливается при недопустимом увеличении силы тока возбуждения (например, при межвитко-вом замыкании обмотки возбуждения), а также при обрыве дополнительных резисторов.
Вследствие окисления контактов повышается сопротивление цепи возбуждения генератора, а поэтому уменьшаются сила тока возбуждения и напряжение генератора.
Окисленные контакты зачищают стеклянной бумагой зернистостью 140—170, а затем протирают замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
При загрязнении контактов регулятора напряжения РР362 в момент их замыкания не будет запираться транзистор, а поэтому напряжение генератора будет больше регулируемой величины. Сила зарядного тока также будет большой даже при заряженной батарее. Контакты протирают замшей или плотной тканью, смоченной спиртом или очищенным бензином.
Нарушение регулировки регулятора вызывает изменение установленного значения напряжения генератора, которое уменьшается при снижении упругости пружины якорька и уменьшении зазора между якорьком и сердечником (при неправильной регулировке). При увеличении натяжения пружины и большей величине зазора между якорьком и сердечником напряжение генератора возрастает. Эти дефекты устраняются регулировкой регулятора.
Обрыв основной обмотки. При этой неисправности не будет намагничиваться сердечник регулятора и напряжение генератора повышается больше установленной величины. Обрыв цепи основной и других обмоток реле-регуляторов возникает при механическом повреждении или перегреве вследствие увеличения силы тока при повышенном напряжении генератора. Обрыв обмоток проверяют омметром или контрольной лампой. Дефектные обмотки заменяют или спаивают провода в месте обрыва.
Обрыв выравнивающей обмотки. При этой неисправности в цепь обмотки возбуждения включаются дополнительные резисторы, что снижает силу тока возбуждения, а поэтому напряжение генератора не будет достигать установленной величины. Провода в месте обрыва обмотки спаивают, а при сильном повреждении обмотки ее заменяют.
Обрыв в цепи резисторов. При нарушении цепи дополнительных резисторов Rg в момент срабатывания регулятора прерывается цепь возбуждения и в обмотке индуктируется очень большая э. д. с. самоиндукции. В реле-регуляторах РР127 и РР380 возникнет сильное ценообразование между контактами, что вызовет их быстрое разрушение. В реле-регуляторах РР362 и РР350 э. д. с.самоиндукции будет создавать ток, замыкающийся в цепи обмотки возбуждения через гасящий диод. Вследствие значительного уменьшения силы тока в обмотке возбуждения снижается напряжение и мощность генератора.
В случае обрыва резистора температурной компенсации RTK нарушается цепь основной обмотки регулятора напряжения и тогда не будет работать регулятор.
Обрыв ускоряющего резистора прервет цепь основной обмотки регулятора, что вызовет значительное повышение напряжения генератора. Разрушенные резисторы заменяются исправными. Проверка величины сопротивления резисторов производится омметром.
Пробой транзистора реле-регулятора РР362 и выходного транзистора регуляторов РР350 и РР356, как правило, возникает при перегреве их током большой силы.
При пробитом транзисторе (сопротивление перехода эмиттер—коллектор равно нулю) напряжение генератора не регулируется и достигает большой величины.
При обрыве в цепи транзистора (сопротивление эмиттер— коллектор равно бесконечности) прерывается цепь возбуждения генератора и он не возбуждается.
Проверку состояния транзистора реле-регулятора РР362 на автомобиле производят при неработающем двигателе. Для этого снимают крышку реле-регулятора и подключают контрольную лампу одним проводом на зажим Ш реле-регулятора, а другим — на корпус автомобиля. Включают выключатель зажигания, при этом лампа будет гореть при исправном и пробитом транзисторе и не будет гореть при обрыве в цепи транзистора. Затем нажимают пальцем на якорек регулятора напряжения или якорек реле защиты для замыкания контактов этих приборов. Если транзистор исправный, то в момент замыкания контактов регулятора или реле, он запрется, а поэтому лампа погаснет.
Для определения пробоя выходного транзистора у снятых с автомобиля реле-регуляторов РР350, РР356 и РР362 надо подключить реле-регулятор к двенадцативольтной аккумуляторной батарее с последовательно включенной лампой мощностью 1 Вт. Провода подключают к зажимам Ш и ВЗ у РР362 и к зажимам Ш и «+» у РР350 и РР356. Лампа будет гореть только при пробитом транзисторе.
Проверка транзисторов омметром. Если к базе транзистора типа р—п—р подключить плюсовой вывод внутренней батареи омметра, то переходы будут закрыты и омметр покажет большое сопротивление (десятки КОм) между базой и коллектором или базой и эмиттером (рис. 5, а). Если же к базе подключить минусовой вывод внутренней батареи, омметр покажет малое сопротивление (десятки Ом) между базой и коллектором или эмиттером.
При проверке транзисторов типа п—р—п омметр подключается по схеме, приведенной на рис. 5, б. Прямое сопротивление перехода имеет обычно величину порядка десятка или сотен Ом, обратное — сотен кОм или единиц МОм.
Транзистор неисправен, если сопротивление намного отличается от указанных значений. Близкое к нулю сопротивление указывает на замыкание переходов, очень большое на нарушение (обрыв) контактов.
Тепловое разрушение стабилитрона. В этом случае стабилитрон будет проводить ток в обоих направлениях. В РР350 и РР356 при поврежденном стабилитроне будет закрыт выходной транзистор, а поэтому напряжение генератора будет очень малой величины (не более 5 В).
Основные неисправности реле защиты РР362
Обрыв обмотки. При такой неисправности в случае замыкания зажимов Шна корпус в цепи транзистора устанавливается большая сила тока, что вызывает перегрев и пробой транзистора.
Окисление контактов. При сильном окислении контактов в момент их замыкания не будет запираться транзистор, что приведет к пробою транзистора в случае замыкания зажимов Ш на корпус.
Проверку обмоток на обрыв производят осмотром или контрольной лампой. Сопротивления обмоток сопоставляют с данными, приведенными в технических условиях.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-neispravnosti-sistemy-energosnabzheniya