Неисправности тормозной системы автомобиля ваз 2109

Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения

Безопасность движения автомобиля в значительной степени зависит от технического состояния и работоспособности тормозной системы. Поэтому очень важно быстро определять и устранять возникшие неисправности, особенно в пути.

Многие неисправности устраняются методами, указанными в подразделе «Техническое обслуживание тормозов». Они при определенных навыках выполняются самим владельцем автомобиля. Но при выходе из строя вакуумного усилителя, регулятора давления и колесного цилиндра тормозного механизма заднего колеса необходимо обращаться на станцию технического обслуживания.

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров тормозных механизмов переднего колеса. Поднять переднюю часть автомобиля и снять колесо. Отвернуть штуцер трубопровода и отсоединить от магистрали гибкий шланг. Заглушить отверстия шланга и трубки, чтобы не допустить утечки тормозной жидкости. Вынуть шланг из направляющего кронштейна стойки подвески. Отвернуть два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку и снять направляющую колодок в сборе с суппортом и колесным цилиндром. Отсоединить шланг 13 (см. рис. 84) от колесного цилиндра, расконтрить и отвернуть болты 12 крепления колесного цилиндра к направляющим пальцам. Чтобы не повредить защитный колпачок, надо при этом поддерживать ключом за грани направляющие пальцы. Снять направляющую 8 колодок в сборе с пальцами и вынуть тормозные колодки 9. Нельзя отвертывать болты 14, соединяющие между собой суппорт и цилиндр. Снять стопорное кольцо 6 и защитный колпачок 5 с цилиндра и поршня. Аккуратно, нагнетая струю сжатого воздуха через впускное отверстие для жидкости, вытолкнуть поршень 4 из цилиндра 1. Промыть все детали теплой водой с моющим раствором или изопропиловым спиртом. Применять для промывки бензин, дизельное топливо или керосин и другие минеральные растворители нельзя, так как они вызывают повреждение уплотнительного кольца и защитного колпачка. Внимательно проверить состояние цилиндра, поршня и уплотнительного кольца 3. При их износе, повреждении или сильном корродировании заменить цилиндр и поршень или уплотнительное кольцо;
  • утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров тормозных механизмов задних колес (масляные пятна или потеки на тормозных барабанах). Заменить колесные цилиндры, проведя предварительно операции, указанные в подразделе «Проверка состояния и замена колодок тормозного механизма заднего колеса». При отсутствии запасных цилиндров заменить уплотнительные кольца или колесные цилиндры в сборе на станции технического обслуживания. Снятые тормозные колодки и барабаны промыть и просушить. После установки всех деталей на место прокачать тормозную систему;
  • воздух в тормозной системе — см. подраздел «Удаление воздуха из гидропривода тормозов»;
  • повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре. В этом случае давление в контурах падает и ухудшается эффективность тормозов. Для восстановления работоспособности главного цилиндра необходимо заменить уплотнители. Отсоединить трубопроводы от главного цилиндра и колодку с проводами от датчика аварийного уровня тормозной жидкости. Закрыть отверстия трубопроводов и у главного цилиндра, чтобы предупредить утечку жидкости и попадание в них посторонних включений. Снять цилиндр в сборе с бачком, отвернув гайки его крепления к вакуумному усилителю. Снять датчик аварийного уровня тормозной жидкости и слить из бачка и из цилиндра тормозную жидкость. Снимать бачок с главного цилиндра не рекомендуется, если в этом нет необходимости. Если она возникла, надо с усилием потянуть бачок до выхода соединительных втулок из гнезд главного цилиндра. Вывернуть стопорные винты и последовательно вынуть все детали. Убедившись в хорошем состоянии всех деталей, заменить уплотнители новыми и собрать главный цилиндр в обратной последовательности. При сборке смазать зеркало цилиндра, поршень и уплотнительное кольцо тормозной жидкостью. Установив главный цилиндр на место и подсоединив к нему трубопроводы, прокачать систему.
Читайте также:  По каким базам пробивать автомобиль при покупке

Недостаточная эффективность торможения

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • замаслены накладки тормозных колодок. Промыть и просушить колодки;
  • заклинивание поршня в колесном цилиндре. Снять и разобрать колесный цилиндр, устранить причины заклинивания, заменить поврежденные детали или цилиндр в сборе (см. подраздел «Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения»); прокачать систему;
  • полный износ накладок колодок. Заменить тормозные колодки (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов»);
  • перегрев тормозных механизмов. При частом и длительном пользовании тормозами резко снижается эффективность торможения вследствие нагрева деталей тормозных механизмов. В этом случае необходимо немедленно остановить автомобиль и остудить тормозные механизмы.

Неполное растормаживание всех колес

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • отсутствие свободного хода педали тормоза (см. подраздел «Регулировка свободного хода педали тормоза»);
  • заклинивание корпуса клапана вакуумного усилителя. Заменить вакуумный усилитель;
  • разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра. Заменить уплотнители и прокачать систему;
  • заклинивание поршня главного цилиндра. Заменить главный цилиндр и прокачать систему.

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • поломка или ослабление стяжной пружины колодок тормозного механизма заднего колеса. Заменить пружину (см. подраздел «Проверка состояния и замена колодок тормозного механизма заднего колеса»);
  • заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или разбухания уплотнительных колец. Заменить колесный цилиндр или поврежденные детали;
  • нарушение положения суппорта относительно тормозного диска вследствие ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку. Затянуть болты крепления, при необходимости заменить поврежденные детали.

Занос или увод автомобиля при торможении

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • заклинивание поршня колесного цилиндра. Заменить поврежденные детали или колесный цилиндр в сборе;
  • закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения. Заменить трубку или прочистить ее и прокачать систему;
  • загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок. Очистить детали тормозных механизмов;
  • неправильная регулировка привода регулятора давления. Отрегулировать привод регулятора давления на станции технического обслуживания;
  • неисправность регулятора давления. Проверить состояние регулятора давления (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов») и при необходимости заменить его на станции технического обслуживания;
  • нарушение углов установки передних колес. Отрегулировать углы установки колес (см. раздел «Подвески», подраздел «Передняя подвеска»);
  • неодинаковое давление в шинах. Установить нормальное давление.

Увеличенное усилие на педали при торможении

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • неисправность вакуумного усилителя. Заменить вакуумный усилитель;
  • повреждение шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя или ослабление его крепления на штуцерах;
  • разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в тормозную жидкость бензина, минеральных масел и т. п. Тщательно промыть всю систему изопропиловым спиртом или тормозной жидкостью, заменить уплотнители и жидкость и прокачать систему.

Писк или вибрация тормозных механизмов колес

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • ослабление стяжной пружины колодок тормозного механизма заднего колеса. Заменить пружину (см. подраздел «Проверка состояния и замена колодок тормозных механизмов задних колес»);
  • овальность тормозных барабанов. Расточить и отшлифовать барабаны, не допуская увеличения его диаметра свыше 201 мм;
  • замасливание фрикционных накладок. Зачистить накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устранить причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки;
  • износ накладок. Заменить тормозные колодки (см. подраздел «Техническое обслуживание тормозов»);
  • чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный его износ. Проточить и прошлифовать диск, а при толщине менее 10,8 мм заменить его.

Источник статьи: http://www.vazbook.ru/09/2109/chassis/brake/osnovnye-neispravnosti-tormoznoy-sistemy

Возможные неисправности тормозной системы, их причины и методы устранения

Корпус 21 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 13. В корпусе клапана размещен шток 1 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 в сборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14, толкатель 15.

При нажатии на педаль перемещается толкатель 15, поршень 12, а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 14 в зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главного цилиндра.

При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.

Регулятор давления регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Рис. 6.3. Привод регулятора давления: 1 – регулятор давления; 2, 16 – болты крепления регулятора давления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 – пружина рычага; 8 – кронштейн кузова; 9 – кронштейн крепления регулятора давления; 10 – упругий рычаг привода регулятора давления; 11 – серьга; 12 – скоба серьги; 13 – шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – палец кронштейна; А, В, С – отверстия

Регулятор давления 1 (рис. 6.3) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (см. «Регулировку привода регулятора давления»).

Рис. 6.4. Регулятор давления: 1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок;

4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, D – камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С – камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н – зазоры

В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. 6.4) соединяются с главным цилиндром, В — с правым, а С — с левым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (см. рис. 6.4) поджат рычагом 5 (см. рис. 6.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 6.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 6.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 6.4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «правый передний — левый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «левый передний — правый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Рис. 6.5. Главный цилиндр с бачком: 1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура «левый передний-правый задний тормоза»; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура «правый передний—левый задний тормоза»; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А – зазор

Главный цилиндр с последовательным расположением поршней (рис. 6.5). На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.

Рис. 6.6. Тормозной механизм переднего колеса: 1 – тормозной диск; 2 – направляющая колодок; 3 – суппорт; 4 – тормозные колодки; 5 – цилиндр; 6 – поршень; 7 – уплотнительное кольцо; 8 – защитный чехол направляющего пальца; 9 – направляющий палец; 10 – защитный кожух

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой. Скоба образуется суппортом 3 (рис. 6.6) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.

В вариантном исполнении на автомобили устанавливаются колодки с сигнализатором износа колодки.

Рис. 6.7. Тормозной механизм заднего колеса: 1 – гайка крепления ступицы; 2 – ступица колеса; 3 – нижняя стяжная пружина колодок; 4 – тормозная колодка; 5 – направляющая пружина; 6 – колесный цилиндр; 7 – верхняя стяжная пружина; 8 – разжимная планка; 9 – палец рычага привода стояночного тормоза; 10 – рычаг привода стояночного тормоза; 11 – щит тормозного механизма

Тормозной механизм заднего колеса (рис. 6.7) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре. Его основным элементом является разрезное упорное кольцо 9 (рис. 6.8), установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25–1,65 мм.

Рис. 6.8. Колесный цилиндр: 1 – упор колодки; 2 – защитный колпачок; 3 – корпус цилиндра; 4 – поршень; 5 – уплотнитель; 6 – опорная тарелка; 7 – пружина; 8 – сухари; 9 – упорное кольцо; 10 – упорный винт; 11 – штуцер; А – прорезь на упорном кольце

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис. 6.7) тормозных колодок.

Когда из-за износа накладок зазор 1,25–1,65 мм полностью выбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис. 6.8) прижимается к буртику кольца 9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

Рис. 6.9. Привод стояночной тормозной системы: 1 – кнопка фиксации рычага; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – защитный чехол; 4 – тяга; 5 – уравнитель троса; 6 – регулировочная гайка; 7 – контргайка; 8 – трос; 9 – оболочка троса

Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 6.9), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 (см. рис. 6.7) ручного привода колодок и разжимной планки 8.

Рис. 6.10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 – защитный колпачок; 2 – корпус датчика; 3 – основание датчика; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – зажимное кольцо; 6 – отражатель; 7 – толкатель; 8 – втулка; 9 – поплавок; 10 – неподвижные контакты; 11 – подвижный контакт

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 6.10) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3 зажимным кольцом 5, которое навертывается на горловину бачка. Одновременно к торцу горловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцо удерживается двумя фиксаторами, выполнеными на основании 3.

Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты 10. Полость контактов герметезируется защитным колпачком 1.

При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельно допустимого, подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.

Источник статьи: http://www.automnl.com/model/vaz_2109/130/

Оцените статью