- Бракованный автомобиль: как покупателю вернуть деньги
- Машина с дефектом
- ВС «засилил» решение
- Покатался и вернул
- Как вернуть деньги за неисправный гарантийный автомобиль
- История 1: как житель Краснодара купил машину за 847 тысяч, а отсудил 2,2 миллиона
- Какие аргументы приводили стороны
- Что сказали суды
- Главный вывод
- История 2: как автовладелец потерял право вернуть дилеру купленную машину
- Когда можно добиться от автосалона возврата денег за некачественный автомобиль
- Не пропустите новые полезные публикации
- Отлично!
Бракованный автомобиль: как покупателю вернуть деньги
В 2016 года Иван Лапкин* купил новый автомобиль Hyundai почти за 850 000 руб. Заводом-изготовителем на него предоставлялась гарантия 5 лет. Через год после сделки собственник обратился к официальному дилеру, «Автоцентру Юг-Авто Краснодар» с жалобой на неисправность кондиционера. Сотрудники центра устранили проблему. Спустя два месяца в машине произошла еще одна поломка. Владелец иномарки еще раз приехал к официальному дилеру и ему заменили генератор. Но спустя время на панели приборов вновь появилась та же ошибка. Тогда Лапкин потребовал изготовителя, общество «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», заменить его авто на новое. В апреле 2018 года завод получил претензию. В ответ покупателя попросили пригнать иномарку на проверку качества. Но об этом написал не производитель, а другая компания холдинга, общество «Хендэ Мотор СНГ», которое занимается импортом автомобилей в Россию. Клиент в назначенную дату не приехал в дилерский центр, а сразу обратился в суд.
Машина с дефектом
В интересах Лапкина иск к изготовителю подал комитет по защите прав потребителей и предпринимателей. Они настаивали, что купленный автомобиль имеет серьезную неисправность и просили суд взыскать полную стоимость иномарки, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф за неудовлетворение требований потребителя добровольно и судебных расходов – всего больше 3 млн руб.
Ответчик парировал, что пытался исправить поломку иномарки, для этого пригласил покупателя в дилерский центр, но тот не приехал. На это истец заявил, что ответ на претензию дало общество «Хендэ Мотор СНГ», к которому Лапкин не обращался. Письмо он получил утром 10 мая 2018 года в 10-30, а предоставить автомобиль нужно было в тот же день в 10-00. Так что выполнить просьбу он не мог физически. С этим аргументом согласился Советский районный суд Краснодара, указав, что ответчик ненадлежащим образом пытался урегулировать спор в досудебном порядке (дело № 2-226/2019).
Чтобы выявить недостатки машины и узнать их причины, суд назначил судебную экспертизу. Согласно ее заключению в иномарке оказался неисправен генератор, потому что завод-изготовитель использовал некачественные комплектующие. Этот недостаток эксперт признал браком. Советский райсуд пришёл к выводу: автомобиль имеет существенный недостаток, который возник до передачи товара потребителю. Значит, иск следует удовлетворить, но частично. С общества «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» в пользу Лапкина взыскано больше 2 млн руб.: стоимость автомобиля (847 900 руб.), неустойка (790 000 руб.), убытки (5 550 руб.), компенсация морального вреда (25 000 руб.), штраф (415 000 руб.) и судебные расходы (165 000 руб.). С позицией первой инстанции согласилась и апелляция, Краснодарский краевой суд оставил решение без изменений (дело № 33-18402/2019). Тогда ответчик пожаловался в Верховный суд.
ВС «засилил» решение
В ВС Лапкин заявил, что после решения апелляции он вернул неисправный автомобиль производителю, акт приема-передачи составлен в июле 2019 года. Он просил оставить ранее вынесенные решения без изменений, а представитель российского завода Hyundai настаивал, что эксперт, который проводил экспертизу автомобиля, не обладал необходимыми знаниями. Этот довод коллегия отклонила, потому что его проверяли нижестоящие инстанции и ответчик не предоставил доказательств, подтверждающих отсутствие компетенции у специалиста.
«Тройка» судей под председательством Вячеслава Горшкова отметила, что потребитель пытался урегулировать спор и направлял продавцу претензию. Но изготовитель не принял товар с браком, письмо от ответчика получил спустя семь дней в нарушение потребительского законодательства (п. 5. ст. 18 и п. 1. ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»). На основании этого коллегия «засилила» ранее вынесенные решения, а кассационную жалобу общества «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» отклонила (дело № 8-КГ20-46).
С позицией ВС согласна Делгира Ходжаева из ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг. × . Эксперт отметила, что в рассматриваемом деле потребитель не предоставил товар на проверку качества по вине самого изготовителя. Существенным недостатком товара в этом споре признан дефект, который появился повторно после гарантийного ремонта. Это соответствует уже сложившейся судебной практике, в том числе решениям самого ВС. Так, по делу № 46-КГ18-10 коллегия по гражданским делам указывала, что к существенным недостаткам относятся не только те, которые нельзя устранить без несоразмерных расходов, но и те, которые выявлены неоднократно или проявляются вновь после ремонта.
*Имена и фамилии участников спора изменены редакцией
Источник статьи: http://pravo.ru/auto/story/225120/
Покатался и вернул
О том, что машину, которая часто ломается, или у которой выявлены существенные недостатки, можно вернуть, знают все. Но условия, при которых это можно сделать, не всегда понятны даже судьям. Чтобы привести решения судов к одному знаменателю, Верховный суд в обзоре судебной практики привел в качестве показательных примеров несколько подобных дел.
Итак, некий гражданин А. купил автомобиль. Однако в течение 15 дней у машины были выявлены недостатки. Тогда он обратился в автосалон с требованием либо поменять ему машину на качественную, либо расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. Однако автосалон отказался пойти ему навстречу.
Автовладелец обратился в суд. Суд первой инстанции назначил автотехническую экспертизу, которая выявила некоторые из указанных недостатков и установила, что они были следствием производственной сборки автомобиля.
Суд решил дело в пользу автовладельца. Но апелляционная инстанция посчитала иначе. Она сослалась на то, что часть недостатков не была выявлена экспертами, а те, которые были выявлены, были устранены. Кроме того, суд посчитал эти недостатки несущественными и не мешающими нормальной эксплуатации автомобиля.
Однако с таким выводом не согласился Верховный суд. Он указал, что согласно статье 18 закона о защите прав потребителей в течение 15 дней с момента передачи автомобиля покупателю тот имеет право требовать его замены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченных денег.
При этом неважно, насколько существенными были недостатки у машины. Главное — успеть подать претензию в течение 15 дней.
Существенный или несущественный недостаток необходимо устанавливать, если покупатель обратился с требованием замены машины или расторжения договора по истечении этих 15 дней.
Так, в суд обратилось общество по защите прав потребителей в интересах гражданки Н. Она купила машину, которая постоянно ломалась. Более 30 дней в течение каждого года двухгодичного гарантийного срока она не могла пользоваться машиной. А однажды ремонт затянулся более чем на 45 дней. А это по закону о защите прав потребителей максимальный срок устранения недостатков.
Однако суд первой инстанции, а потом и апелляционный отказали женщине в иске к автосалону.
Они посчитали, что в течение первого года гарантии она не могла пользоваться автомобилем лишь 27 дней. Трехдневный срок доставки машины эвакуатором в сервис, а также трехдневный период ожидания возврата отремонтированного автомобиля суды почему-то не включили в этот период.
А что касается второго гарантийного года, так суды установили, что женщина дважды самостоятельно обращалась в сервисный центр в Норвегии, который не входит в перечень центров, уполномоченных ремонтировать проданные ответчиком автомобили.
Однако Верховный суд с этим не согласился и указал, что срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя в сервис за автомобилем входят в период, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков.
Также Верховный суд не согласился с тем, что ремонт автомобиля в сервисном центре иностранного государства не учитывается при решении вопроса о расторжении договора.
Ведь согласно этому договору клиенту предоставлена международная гарантия на автомобиль.
Верховный суд напомнил, что расторжение договора купли-продажи возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств: невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться автомобилем более чем 30 дней; невозможности использования, обусловленной неоднократными ремонтами; и устранения во время ремонтов разных недостатков товара.
Поэтому он отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Источник статьи: http://rg.ru/2018/10/29/vs-raziasnil-kak-vernut-nekachestvennyj-avtomobil.html
Как вернуть деньги за неисправный гарантийный автомобиль
По закону о защите прав потребителей покупатель может вернуть деньги за некачественный автомобиль, да еще и получить крупную сумму компенсации.
В статье расскажем две истории из судебной практики. В одной из них покупатель смог доказать правоту и вернуть деньги, а в другой — нет. Объясним, почему так вышло, и расскажем, при каких условиях можно добиться от автосалона возмещения.
История 1: как житель Краснодара купил машину за 847 тысяч, а отсудил 2,2 миллиона
Мужчина купил с рук Хендэ Солярис за 847 900 рублей. Производитель установил гарантию: 5 лет с даты покупки при своевременном техобслуживании.
Через какое-то время в машине сломался кондиционер. Водитель обратился в салон. Случай признали гарантийным, кондиционер заменили. Но на этом проблемы не закончились: прошло несколько месяцев, и сломался генератор. Его тоже заменили по гарантии.
Через несколько недель машина снова сломалась, но на этот раз мужчина уже не хотел ее ремонтировать: ему надоело, что в новой машине постоянно что-то выходит из строя. Он обратился к производителю с требованием обменять автомобиль на аналогичный новый.
Производитель предложил провести проверку качества, но письмо с предложением пришло мужчине слишком поздно. К тому же, претензию водитель отправил в ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус», а ответила ему другая компания — ООО «Хендэ мотор СНГ». Он решил не тратить время на экспертизу от производителя и обратился сразу в суд.
Какие аргументы приводили стороны
Автовладелец в суде привел следующие аргументы:
- машина ломалась несколько раз за короткий промежуток времени, значит, она бракованная;
- он отправил производителю письменную претензию производителю, а ему по почте ответила какая-то другая компания;
- производитель предложил пройти экспертизу 10 мая в 10:00, а письмо пришло 10 мая в 10:20, то есть мужчина физически не успел бы на осмотр.
В суде истец передумал обменивать машину на новую и требовал денежную компенсацию:
- 847 900 рублей — за авто,
- 115 000 рублей — за судебную экспертизу,
- 50 000 рублей — за судебные издержки,
- 2 297 809 рублей — в качестве неустойки за некачественный товар и поздний ответ на претензию,
- 250 000 рублей — за моральный вред,
- 12625 рублей — за диагностику, эвакуатор и почтовые расходы.
Всего — почти 4 миллиона рублей.
Производитель не согласился с аргументами водителя и суммой неустойки. Они заподозрили мужчину в мошенничестве: автомобиль он купил с рук, а не напрямую у дилера, так что якобы у водителя нет никаких доказательств, что брак заводской. От проверки качества мужчина отказался. Поэтому на момент получения претензии доказательств неисправности у производителя не было, от исполнения требований покупателя, по их словам, никто не уклонялся.
Что сказали суды
Районный суд назначил экспертизу, чтобы выяснить, действительно ли у машины есть заводские дефекты. Экспертиза показала, что брак есть. Производитель не явился на эту экспертизу, но это уже его дело, у суда не возникло поводов усомниться в ее выводах.
- 847 900 рублей — за авто.
- 790 000 рублей — в качестве неустойки (истец просил 2 миллиона, но суд счел сумму неразумной).
- 415 725 рублей — штраф за уклонение от исполения требований потребителя.
- 115 000 рублей — за судебную экспертизу.
- 50 000 рублей — за судебные расходы.
- 25 000 рублей — за моральный вред.
- 5 545 — за причиненные убытки.
Получилось, что всего производитель должен выплатить истцу 2 249 170 рублей.
Производитель не согласился с решением районного суда и обратился в областной, но и там ему отказали. Тогда он подал жалобу в Верховный Суд, который признал постановления предыдущих инстанций справедливыми (Определение ВС № 8-КГ20-46).
Главный вывод
Так как мужчина во все документы был вписан в качестве собственника, он мог претендовать на гарантийное обслуживание. Производитель несвоевременно ответил на претензию и уклонялся от выплаты денег. Решения районного и областного судов остались в силе, мужчина получил 2 249 170 рублей.
История 2: как автовладелец потерял право вернуть дилеру купленную машину
В 2016 году в Мурманске мужчина купил новый «Ленд Ровер». Через год машина сломалась, потребовалась замена сажевого фильтра.
Салон отказался менять деталь по гарантии и предложил водителю ремонт за свой счет. Водитель не согласился и обратился в суд. Суд провел экспертизу и обязал дилера поменять запчасть по гарантии, а также выплатить неустойку и штраф. Дилер все требования исполнил и вернул отремонтированную машину в апреле 2018 года.
Мужчина авто после ремонта принял и даже поездил на нем несколько месяцев, а потом обратился в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за авто. Его главным аргументом было то, что он не мог пользоваться автомобилем больше 600 дней.
Суд первой инстанции, а затем и апелляционный суд, приняли решение в пользу водителя. По их мнению, дилер нарушил срок гарантийного ремонта, а значит, мужчина мог вернуть деньги за некачественный товар.
Однако, дилер обратился с жалобой в Верховный Суд. Верховный Суд отменил решение предыдущих инстанций. По закону покупатель может потребовать возврата денег за некачественный товар, но только если он не принял результат устранения недостатков.
Потребитель может или потребовать возмещения денег, или воспользоваться правом на ремонт. В этом случае мужчина не обращался с претензией, дождался ремонта, подписал акт и ездил на машине несколько месяцев, значит, его все устраивало.
Защищать свои права сразу двумя способами закон не разрешает. Нужно выбирать: ремонт или возврат денег. Право на возврат мужчина потерял.
Когда можно добиться от автосалона возврата денег за некачественный автомобиль
Закон устанавливает несколько причин, из-за которых можно потребовать у салона новую машину или возврат денег:
У машины обнаружен существенный недостаток.
Существенный — это неустранимый, сложный в ремонте или неоднократно проявляющийся. К примеру, если у машины сломалась коробка передач — это существенный недостаток, его сложно устранить. А если перегорела лампочка — нет, устранить такой недостаток можно за пару минут.
Если неясно, является ли недостаток существенным, назначается экспертиза. Покупатель может заказать ее самостоятельно, если в итоге окажется, что он был прав, суд взыщет с автосалона деньги за процедуру.
Сервисный центр нарушил сроки ремонта.
Максимальный срок ремонта по закону — 45 дней. Если автомобиль ремонтировали дольше, можно подать претензию и потребовать возврат денег за товар. Но только если покупатель не принял результаты ремонта: мужчина из истории выше потерял право на возврат денег из-за того, что забрал отремонтированный автомобиль и подписал все акты.
Машина ломалась неоднократно, и из-за ремонта ей было нельзя пользоваться больше 30 дней в году.
Причем хотя бы один год во время гарантийного срока. Допустим, гарантия действует три года. В первый год машина была на ремонте 1 день, во второй — 2, а в третий — 32. В этом случае вернуть за нее деньги можно.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Источник статьи: http://onlinegibdd.ru/articles/view/vozvrat-avto-dileru