- Сам себе адвокат
- защита прав в суде без адвоката
- Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте
- Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте
- Несчастным случаем на производстве может быть признано ДТП, если авария произошла: на служебном транспорте или на личном транспорте работника.
- Несчастный случай, произошедший с работником, который перемещался на служебном автомобиле, считается связанным с производством, если:
- СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ АВАРИИ НА ЛИЧНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА УЩЕРБ В ДТП
- Производственная травма при ДТП.
- Краткий перечень действий работодателя в ходе расследования:
- В заключение:
- Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай
- Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай
- Как создать комиссию для расследования несчастного случая в ДТП
- Действия членов комиссии
- Приостановка расследования несчастного случая на производстве
- Выводы комиссии
Сам себе адвокат
защита прав в суде без адвоката
Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте
Несчастный случаи во время поездок на служебном или личном транспорте
Довольно часто несчастные случаи на производстве происходят не на рабочим месте работника, а во время поездок связанных с выполнением трудовых обязанностей, на служебном, либо на используемом для работы личном транспорте. В таких ситуациях бывает довольно сложно квалифицировать происшествия, и их рассмотрение требует определенного внимания.
Несчастным случаем на производстве может быть признано ДТП, если авария произошла: на служебном транспорте или на личном транспорте работника.
ДТП считается несчастным случаем на производстве, если работник использовал свой автомобиль в служебных целях и по распоряжению работодателя ( ст. 227 ТК РФ). Только в таких условиях работнику выплачивается соответствующая компенсация.
Можно привести яркий пример из судебной практики 2009 года. Работник в рабочее время поехал с другим работником на личном автомобиле последнего в хозяйственный магазин. Работников сопровождал их руководитель. Он на словах попросил электромонтера оказать помощь в приобретении электротоваров для производственных нужд. На обратном пути произошло ДТП, в котором пострадал работник пассажир. Факт ДТП подтверждался:
• справкой о ДТП;
• протоколами опросов пострадавшего, очевидцев несчастного случая и сотрудника ДПС;
• постановлением по делу об административном правонарушении.
После лечения пассажира ему выдали листок нетрудоспособности. В нем значилось, что причиной травмы явился несчастный случай на производстве.
Работодатель провел расследование и направил в ФСС РФ акт о несчастном случае и прилагающиеся документы. Специалисты фонда решили, что производственный характер травмы не подтвержден.
Они сослались на отсутствие документов:
• приказ руководителя об использовании личного автомобиля для служебных поездок;
• путевой лист;
• документы на приобретение товаров для производственных нужд.
Три судебных инстанции заняли сторону ФСС РФ. Однако Президиум ВАС РФ признал действия фонда незаконными. Перечисленные документы подтверждают расходы в целях налогообложения прибыли. Но они не обязательны для признания несчастного случая на производстве страховым.
Несчастный случай, произошедший с работником, который перемещался на служебном автомобиле, считается связанным с производством, если:
управляя автомобилем, он находился на рабочем месте;
он ехал на работу или с работы;
находился на вахте
находился в поездке на автомобиле, выполняя служебные обязанности по трудовому договору или распоряжению работодателя .
Здесь можно привести следующий пример. По своей инициативе два работника решили съездить на служебном автомобиле на обед в кафе, расположенное за территорией работодателя. По дороге они попали в ДТП. Один из работников получил травму и оказался временно нетрудоспособен.
В этом случае работники, хотя и находились в служебном автомобиле, свои рабочие обязанности не выполняли. Цель их поездки не была связана с трудовой деятельностью. Следовательно, данное происшествие является бытовой травмой.
СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ ПРИ АВАРИИ НА ЛИЧНОМ АВТОТРАНСПОРТЕ
Чтобы получить страховую выплату за несчастный случай на личном автотранспорте, необходимо подтвердить, что:
1.событие произошло в рабочее время;
2. личный автомобиль использовался по распоряжению работодателя;
3. поездка выполнялась в служебных целях.
Для подтверждения того, что случай является страховым, в ФСС РФ необходимо предоставить:
1. акт о результатах расследования несчастного случая на производстве;
2. заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и необходимости медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
3.справку о заработке пострадавшего работника за период, необходимый для расчета ежемесячных страховых выплат;
4. трудовой договор ( гражданско-правовой договор, трудовую книжку);
5. другие документы, перечисленные в п. 4 ст. 15 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ .
Чтобы подтвердить, что работник выполнял распоряжение работодателя, необходимо представить письменный документ, например приказ. Если он не оформлялся, достаточно представить протоколы опроса работника и его руководителя.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА ЗА УЩЕРБ В ДТП
Материальная ответственность работника может быть в размере среднего заработка или полной .
Ответственность в размере среднего заработка наступает если:
1. работник совершил ДТП, но по какой-то причине сотрудников ДПС не вызывали, происшествие не оформляли;
2. имущественный ущерб превышает размер страховки КАСКО либо данный вид страховки не заключался.
При этом работник не совершил или не виноват в административном правонарушении.
Полная ответственность может наступить, если госорганы привлекут работника к административной ответственности за нарушение (проступок). . При этом должно быть доказано, что ущерб является следствием проступка (п. 12 постановления ПВС РФ от 16.11.2006 № 52 ).
Статью «Несчастный случай по пути на работу» читайте здесь.
Источник статьи: http://pershickow.ru/neschastnyj-sluchai-vo-vremya-poezdok-na-sluzhebnom-ili-lichnom-transporte/
Производственная травма при ДТП.
Какие производственные травмы могут быть у работника, если он проводит свой рабочий день в офисе и у компьютера? Практически никаких, скажете Вы.
А если сотруднику выдается корпоративный транспорт или он использует личный автомобиль в целях выполнения своих обязанностей или по заданию руководства? В такой ситуации, если работник пользуется корпоративным транспортом во время работы, при следовании на работу и обратно, то это уже риск получить травму при ДТП.
В этом случае участие в ДТП считается несчастным случаем на производстве, а полученные при этом ушибы и т.п. – производственной травмой.
Выяснение обстоятельств получения травмы осуществляет специально созданная комиссия в составе представителей работодателя и профсоюза или представителей трудового коллектива.
В Трудовом кодексе РФ указано, что расследование несчастного случая, происшедшего в результате ДТП, возложено на работодателя, предоставившего сотруднику автомобиль или другое транспортное средство.
Расследование должно проводиться в установленные сроки (15 календарных дней) в соответствии с Положением о порядке расследования № 73.
Пострадавший или сотрудник компании, ставший свидетелем происшедшего в свою очередь должен незамедлительно сообщить о несчастном случае работодателю. Работодатель обязан проинформировать, в том числе Государственную инспекцию по труду о случившемся в течение 24 часов.
В случае если пострадавший вовремя не сообщил о несчастном случае работодателю, то сначала устанавливается связь данного несчастного случая с производством, и если случай признается причастным к производству, делается сообщение в ФСС о происшествии.
Краткий перечень действий работодателя в ходе расследования:
- создание комиссии по расследованию несчастного случая для выявления связи с производством;
- опрос пострадавшего;
- осмотр места происшествия;
- установление даты, точного времени и места происшествия, модели, номерного знака транспортного средства, его техническое состояние;
- опрос свидетелей (причастных должностных лиц предприятия) для уточнения и дополнения обстоятельств ДТП, показания которых вносятся в материалы расследования;
- официальный запрос в медицинское учреждение, куда поступил пострадавший;
- выяснить состояние сотрудника, который управлял транспортным средством, а также цель поездки, отклонение от маршрута, по назначению ли использовалось транспортное средство;
- проверить документы, водительское удостоверение, техталон, путевой лист.
В заключение:
В соответствии со ст. 227 Трудового кодекса РФ и методическими рекомендациями расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве травмы, если они произошли в течение рабочего дня на территории организации, при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем, либо на личном транспорте, если в случае использования его в производственных целях по распоряжению компании, либо по соглашению сторон.
Для того чтобы избежать несчастных случаев на производстве необходимо проведение аудита по охране труда, заказать который Вы можете в компании “Первый партнер охраны труда”.
Автор статьи: Егорова Ирина Аркадьевна
(руководитель проектов компании «Первый Партнер охраны труда»)
Источник статьи: http://www.ppot.ru/services/podbor-spetsialista/proizvodstvennaya-travma-pri-dtp-prakticheskie-sovety
Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай
Работник попал в ДТП: как расследовать несчастный случай
Несчастные случаи, в том числе смертельные, тяжелые и групповые, происшедшие в результате ДТП, расследуются комиссией работодателя, но с обязательным использованием материалов расследования ГИБДД.
Первые действия работодателя, если ДТП с участием сотрудника произошло:
1 — на территории предприятия.
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в больницу; вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД; сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (оградить место аварии до приезда сотрудников ГИБДД); если произошел тяжелый несчастный случай или несчастный случай со смертельным исходом, нужно сообщить об этом родственникам пострадавшего.
2 — за пределами предприятия.
В таких случаях пострадавшие сами вызывают на место происшествия сотрудников ГИБДД, скорую медицинскую помощь, сообщает работодателю.
Сотрудники автоинспекции фиксируют обстановку на месте ДТП (составляют схему места ДТП, берут объяснения у участников), составляют протокол осмотра места происшествия.
Куда сообщить информацию о несчастном случае в результате ДТП
После того как работодатель узнал о дорожно-транспортном происшествии с застрахованным сотрудником на производстве, он обязан в течение суток проинформировать об этом ФСС России.
Если произошел тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом, руководителю нужно известить:
- ГИТ, на территории которого произошел несчастный случай; прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; администрацию по месту регистрации; территориальный орган, контролирующий организацию (например, Ростехнадзор); территориальное объединение профсоюзов.
Как создать комиссию для расследования несчастного случая в ДТП
Перед тем как создать комиссию по расследованию несчастного случая, работодатель должен определить степень тяжести травмы сотрудника. Для этого нужно получить в медицинском учреждении, куда обращался или находился на лечении пострадавший, заключение по форме № 000/у.
Если в результате несчастного случая сотрудник получил легкий вред здоровью, то руководитель предприятия должен создать и возглавить комиссию в составе не менее трех человек. В нее нужно включить:
- специалиста по охране труда; представителя работодателя; представителя профсоюза или другого представительного органа работников.
Если один или несколько пострадавших в ДТП сотрудников получили тяжелые повреждения здоровья либо кто-то из них погиб, комиссию должен возглавить инспектор ГИТ или Ростехнадзора.
Пострадавшего или его законного представителя не включают в состав комиссии. Но они могут лично участвовать в расследовании несчастного случая и знакомиться с собранными материалами.
Действия членов комиссии
Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес).
С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.
Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.
Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.
Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
- Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Необходимый минимум документов, которые нужно получить в ГИБДД, – это справка о ДТП и постановление, о возбуждении (или отказе в возбуждении) уголовного дела.
Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:
- соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов; соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок; был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства; проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование; имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины; как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей; есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках; как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.
Все этапы расследования комиссия должна отразить в материалах расследования. Для этого она использует утвержденные формы документов из постановления Минтруда России от 01.01.01 г. № 73:
-осмотр места происшествия — форма № 7;
-опрос очевидцев происшествия ( пострадавшего) — форма № 6;
-акт об обстоятельствах и причинах ДТП — форма № 2;
-заключение государственного инспектора труда — форма 5;
- запись о ДТП на производстве в журнале регистрации несчастных случаев — форма № 9.
Если в ДТП один или несколько сотрудников получили легкие повреждения здоровья, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней. Если в аварии один или несколько работников погибли или получили тяжелые повреждения здоровья, на расследование отведено 15 дней.
На практике эти сроки могут существенно увеличиваться. На то, чтобы получить от сотрудников ГИБДД необходимые для расследования документы, уходит немало времени. По согласованию с этими органами время расследования несчастного случая можно продлить, в том числе неоднократно и на сроки, превышающие 15 дней ( ст. 229.1 ТК РФ). Главное, приобщить к материалам расследования обоснованное решение о продлении расследования.
Приостановка расследования несчастного случая на производстве
Если в момент несчастного случая в действиях пострадавшего сотрудника есть признаки уголовного правонарушения, комиссия приостанавливает расследование и ждет официального постановления (решения) правоохранительных органов, которые квалифицируют указанные действия. О своем решении члены комиссии обязаны сообщить руководителю предприятия (если комиссию возглавляет его представитель) и в прокуратуру, куда направлено извещение о несчастном случае.
Выводы комиссии
На основании собранных материалов комиссия:
- устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая;
выявляет виновных, допустивших нарушения требований охраны труда;
- вносит предложения по устранению выявленных нарушений, причин и предупреждению аналогичных случаев; определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с предприятием; квалифицирует происшествие как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.
Если комиссия квалифицировала несчастный случай в результате ДТП как не связанный с производством, она оформляет два акта по форме 4 — для работника и работодателя.
В течение трех дней копии акта и материалов расследования нужно отправить в ФСС, ГИТ, прокуратуру (тяжелый несчастный случай или со смертельным исходом).
Один документ вместе с материалами расследования работодатель обязан хранить у себя в течение 45 лет.
Если ДТП признано как производственный несчастный случай, то члены комиссии оформляют акты:
- в трех экземплярах по форме Н-1 — для работника, работодателя и ФСС; в двух экземплярах по форме 4 — для работодателя и прокуратуры.
Несчастный случай фиксируют в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
В случае группового, тяжелого или со смертельным исходом несчастного случая на производстве работодатель в течение трех дней отправляет:
- в прокуратуру (при тяжелом несчастном случае и со смертельным исходом) оригинал акта по форме 4 и копии акта Н-1 и всех материалов расследования; ФСС — оригинал акта Н-1 и копии всех материалов расследования;
ГИТ, территориальное отделение профсоюза и Ростехнадзор (при необходимости) — копии всех материалов расследования
После того как у пострадавшего закончилась временная нетрудоспособность, работодатель обязан направить информацию о последствиях несчастного случая и мерах, которые он принял для снижения производственного травматизма в ГИТ (в некоторых ситуациях в территориальные органы Ростехнадзора или Ространснадзора).
Если несчастный случай был со смертельным исходом сотрудника, то сообщение работодатель направляет в течение месяца, после окончания расследования.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/553/996.php