Нештатные ситуации при вождении автомобиля

Нештатные ситуации при вождении автомобиля

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

На лобовое стекло автомобиля произошел выброс снежной слизи или воды из колейной канавки. Ни в коем случае не дергайте рулем и не тормозите. Включите стеклоочиститель на полную мощность. Но вы заранее должны быть готовы его включить. Видя снежные валики посередине дороги, колейные канавки, наполненные водой, и всегда при сильном дожде, правую руку держите на руле, на уровне включателя щеток стеклоочистителя, чтобы при «выбросе» сразу же включить щетки.

Вы вышли на обгон со скоростью незначительно большей, чем скорость обгоняемого, поравнялись с обгоняемым и вам показалось, что встречный транспорт находится слишком близко. Полностью отпустите педаль газа. Обгоняемый проедет, уйдите за него вправо. Тормозить можно лишь на сухой дороге в случае необходимости. Но нет смысла обгонять, если вы двигаетесь со скоростью даже на 10 км/ч больше, чем обгоняемый при интенсивном встречном потоке, тем более, если навстречу едет легковой автомобиль или мотоцикл. Их скорость может быть высокой, хотя вам так и не кажется. Дождитесь хорошей видимости вперед, «чистой» дороги и можете спокойно обгонять. А если на хорошо просматриваемом участке при обгоне вам кажется, что обгоняемый увеличивает скорость? Это редко бывает, наши водители этим не грешат, но в том и нештатность. Не пытайтесь его обгонять в этом случае, сбросьте скорость вплоть до плавного торможения и вставайте за ним.

Читайте также:  Траки для автомобиля ваз

Вы въехали в зону густого тумана, сильнейшего снегопада (ливня) или облака (в горах). Видимость нулевая, максимум метра на два вперед. Прежде всего включите задний противотуманный фонарь и противотуманные фары (если есть), снизьте скорость до предела, съезжайте на обочину, останавливайтесь, включайте аварийную сигнализацию, выставляйте обязательно знак аварийной остановки (лучше два, если есть, метрах в 5-ти друг от друга и метров за 10 до машины по проекции левого борта). Столь сильные снегопады или ливни идут недолго, лучше переждать. К тому же при сильном ливне щетки на справятся с таким потоком воды и видимость будет нулевой.

При сильнейшем снегопаде на щетки стеклоочистителя будет налипать снег, очистка стекла может быть совсем неэффективной и шины в этом случае ведут себя «непредсказуемо». При въезде в зону облака в горах движение придется продолжать, там обочин нет. В этом случае пустите вперед человека, который должен идти четко по кромке асфальта, и двигайтесь, ориентируясь на него. Медленно, но верно. Облака в горах лежат слоями – чуть спуститесь или поднимитесь, и видимость улучшится. А вот при сильном снегопаде в горах на подъем въехать без цепей противоскольжения будет практически бесполезно. Если вы в принципе можете предположить такую ситуацию в поездке, то возьмите с собой цепи обязательно. Однако предварительно научитесь их одевать, это не сложно, но определенной сноровки требует.

На вашем автомобиле отказали тормоза. Вы нажимаете на педаль – торможения нет вообще. Что делать? Здесь все зависит от ситуации, в которой отказали тормоза.

Вы пытались избежать попутного или бокового столкновения и затормозили. Уходите вправо или влево, в зависимости от количества полос на дороге, наличия грунтовой разделительной полосы (без ограждений), обочины, пологого кювета. Лучше уйти в кювет и повредить свой автомобиль, чем сильно ударить в заднюю часть впереди идущего. У его пассажиров могут быть тяжелые травмы.

Если слева находится незакрытая разделительная полоса, то безопаснее уйти от удара на нее.

Вы обнаружили, что машина не тормозит, но останавливаться надо быстрее, все-таки скорость довольно приличная. На автомобиле с механической коробкой передач быстро, но последовательно переключайте передачи на низшую, только не с четвертой на первую (есть риск опрокидывания) – с 4-й можно переключиться на 2-ю, со 2-й на 1-ю, дальше плавненько воздействовать стояночным тормозом. Если дернуть резко стояночный тормоз, может сорвать трос. На «автомате» нужно отпустить газ, пытаться плавно (поднять-отпустить, поднять-отпустить) воздействовать стояночным тормозом, если позволяет ситуация. В противном случае прижимайте колеса вплотную к бордюрному камню, тормозите об него, это эффективно. При отсутствии бордюра тормозите о кустарник, металлические ограждения, посадите аккуратно машину на «пузо», то есть правыми колесами аккуратно съезжайте с обочины, они опустятся, машина сядет на днище. В горах деваться некуда – тормозите кузовом об ограждения или камни, при этом руль старайтесь периодически выворачивать в разные стороны (это тоже тормозит). При этом, разумеется, будут повреждения деталей автомобиля, но коли вопрос идет о жизни и здоровье, выбирать не приходится. При наличии улавливающих тупиков (они обозначаются знаками 6.5) въезжайте в тупик, автомобиль остановится за счет конфигурации «тупика» или увязнет в мелком щебне.

Вам в лоб выходит автомобиль на двухполосной дороге. Ситуация критическая – либо удар, либо хоть какая-то надежда на спасение. Времени меньше секунды. Резким поворотом руля и газом уводите автомобиль влево на обочину, в кювет, хоть в воду – это лучше лобового удара.

Ваш автомобиль упал в воду.

Автомобиль тонет не сразу, у вас будет возможность спокойно из него выбраться. Главное – не паниковать! Не пытайтесь разбить лобовое стекло, оно не бьется. Его иногда (если крепления резиновые) можно выдавить ногами, но не стоит этого делать, проще разбить боковые дверные или заднее стекло. Двери открывать не надо, может быть только хуже. Да и не всегда есть возможность их открыть, от удара двери может заклинить. При наличии люка на крыше, выбивайте (открывайте) люк.

На обледенелой дороге или при укатанном снеге вы хотите повернуть направо (налево), но скорость машины высокая, и вы не уверены, что удастся войти в поворот без торможения.

Тормозите на прямом участке перед поворотом, прерывисто, как и полагается на скользкой дороге. Если скорость в нужной степени не погашена, проезжайте по прямой, не поворачивая, потом вернетесь. После нажатия на тормоз в повороте (на повышенной скорости вы нажмете на тормоз машинально) автомобиль не будет слушаться руля, пока вы не отпустите тормоз. Этого малейшего времени достаточно, чтобы влететь в бордюр, в столб, во встречный автомобиль и т. п. Зачем рисковать?!

Возьмите за правило никогда не тормозить во время поворота, ни на скользкой, ни на сухой дороге. Все торможения надо выполнять до поворота.

Произошел «заброс» передней оси автомобиля. Машину «крутит» по спирали.

«Крутитесь» с надеждой на лучшее. Среднестатистический водитель не выправит машину из такой ситуации. Остановится она сама обо что-нибудь. Чтобы вылезти из заброса, нужны долгие и нудные тренировки, на которые у обычного водителя нет ни времени, ни средств, ни других возможностей. Вот и задайте себе вопрос, когда гоните по скользкой (в любом варианте) дороге, – готовы ли вы к выходу из возможного заброса передней оси. А забросить передок на скорости может из-за элементарного заноса задней оси, вызванного чем угодно. У заноса задка есть «критическая точка» (назовем это так для удобства понимания), после которой он автоматически переходит в заброс передка. Если по времени вы умудритесь выправить занос до прохождения этой «критической точки», то заброса не произойдет. Но практика показывает, что на приличной скорости как раз на это времени и не хватает. Не доводите ситуацию до беспомощности, все в ваших руках!

На дорогу буквально перед вами выскочил велосипедист, мопедист, выбежал пешеход или крупное животное.

Старайтесь уйти от удара маневром вправо или влево (по обстоятельствам) без торможения. Тормоз не позволит совершить маневр. А маневрируя, может быть, уйдете от удара вообще, и никто не пострадает. Во всяком случае, лучше ударить боком, чем передком, так удар будет слабее.

Но и такую ситуацию надо стараться максимально предугадывать: обращать внимание на знаки, ближайшие перекрестки, населенные пункты, заповедники, с учетом времени года, времени суток, условий видимости (и дороги в том числе), степени освещенности, в какой день едете (праздники, выходные или будни).

Всегда надо учитывать, что ДТП происходят не по одной причине, а сразу по нескольким (как правило), краткий анализ которых и был рассмотрен в этой книге. Водителям, пассажирам и пешеходам остается сделать для себя соответствующие выводы – действовать правильно самим, самим и только самим.

Источник статьи: http://www.finexg.ru/nekotorye-neshtatnye-i-kriticheskie-situacii-pri-vozhdenii-avtomobilya/

7 опасных ситуаций на дороге, к которым водители не готовы

Автомобилисты нередко сталкиваются с неприятными, нештатными и вовремя не спрогнозированными ситуациями. Давайте вспомним их, чтобы не повторять дорогостоящих ошибок.

Век живи — век учись! Но, когда речь идет о выживании в городских джунглях или на шоссе, в качестве учебного пособия настоятельно рекомендуется использовать чужие промахи, чем самому наломать дров. Ситуации, приведенные ниже, могут возникнуть на ровном месте. К счастью, очень часто их можно предвидеть и избежать. Будьте готовы к подобным неожиданностям, дабы потом не винить себя за неосмотрительность!

Маневрирование в пробке

Перестроиться в вялотекущем заторе — что может быть проще? Вот вы, одуревший от многочасового стояния на одном месте, дождались, когда добрый самаритянин из соседнего ряда милостиво пропустит вас, и начинаете маневр. И тут — ба-бах! Это был — не поверите! — мотоцикл. Пилот ехал среди рядов едва шевелящихся машин отнюдь не медленно и явно рассчитывал на то, что перед перестроением вы посмотрите в зеркало заднего вида и включите указатель поворота. По этой же причине всегда следует мониторить окружающую обстановку перед тем, как открыть дверь в заторе. Помните — в так называемом междурядье кипит жизнь.

Экстренное торможение из-за затора на трассе

Неожиданное появление пробки на трассе с достаточно высоким темпом движения типа Новорижского шоссе может добавить водителю пару-тройку седых волос. Автор этих строк регулярно наблюдает, как автовладельцы, «расслабленные» ездой с постоянной скоростью хорошо за 100 км/ч, не готовы к внезапно поменявшейся ситуации и с опозданием тормозят в пол перед участками с дорожными реконструкциями. Наша рекомендация — всегда соблюдайте дистанцию и будьте готовы к тому, что машина перед вами может вдруг начать очень интенсивно тормозить. Кроме того, советуем выработать привычку в экстренной ситуации нажимать на кнопку аварийной сигнализации, как это делают немцы. Мигающие оранжевые секции в фонарях мгновенно предупредят едущих позади вас об опасности и призовут к быстрым точным действиям.

Опасное перестроение соседнего автомобиля

Уверенность в том, что остальные участники дорожного движения, скорее всего, не совершат идиотских маневров буквально перед вашим носом — большая ошибка. Так, например, в городе и на трассе следует постоянно быть готовым к тому, что автомобиль из соседнего ряда неожиданно и без «поворотников» прыгнет в ваш ряд. При сравнительно спокойном ритме движения есть шанс затормозить и избежать столкновения, но на трассе, да еще и с большой разницей в скоростях существует риск попасть в крайне неприятную ситуацию. Благо, ее нередко можно предвидеть. Будьте особенно осторожны, когда машина, едущая впереди в правой полосе, уперлась в тихохода — не ровен час, резко и без предупреждений нырнет в вашу полосу для опережения.

Дневной «камуфляж»

Яркий солнечный день — это не только позитив, но и опасность для водителей и пешеходов. Там, где по краям дороги растут деревья, могут формироваться большие пятна теней. Порой они настолько темные, что напоминают черные провалы в асфальте и запросто могут «поглотить» людей у край проезжей части и пешеходного перехода, велосипедиста или, скажем, беспечную собаку, которая даже не подозревает о том, что вы ее не видите. Отследить траекторию движения плохо заметного объекта крайне затруднительно — будьте начеку!

Пешеход перед соседним автомобилем

Одна из потенциально опасных ситуаций может начинаться так — едущий параллельным курсом автомобиль вдруг резко, ни с того ни с сего тормозит. Вероятно, водитель забыл выключить дома чайник или собирается высадить пассажира, но мы бы рекомендовали учитывать другой сценарий — на дороге неожиданно появился пешеход или другой объект. Если сосед по транспортному потоку неожиданно для вас жмет на тормоза, последуйте его примеру. В противном случае вы рискуете увезти появившегося перед вами человека на капоте со всеми вытекающими последствиями.

Пешеходный переход и пробка

А вот еще одна опасная ситуация. Встречная полоса замерла в мертвой пробке, а вы мчитесь по своему свободному ряду, вызывая зависть у водителей в заторе. Рекомендуем забыть о браваде — из-за стоячих транспортных средств могут выйти пешеходы. Будьте особенно внимательны перед нерегулируемыми «зебрами» в условиях ограниченной видимости.

Поворот налево и «гонщик» справа

Представим ситуацию. Вы поворачиваете налево и едущий по встречной левой полосе большой и непрозрачный автобус или грузовик уступает вам дорогу. Совершать маневр следует с величайшей осторожностью. Не исключено, что по правому встречному ряду мчится «гонщик», для которого неожиданно остановившийся автобус не указ. Он, скорее всего, будет оставаться для вас невидимым до момента столкновения и точно так же не готов к аварийной ситуации. Впрочем, не стоит расслабляться и на двухполосной дороге — наш народ шибко любит летать по обочинам.

Источник статьи: http://www.msn.com/ru-ru/autos/news/7-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B5-%D0%BA-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B/ar-BB16i7LT?li=BBoPRmr

ЛЕКЦИЯ 4.6. Действия водителя в нештатных ситуациях.

Вопросы: 1. Действия водителя при возникновении юза, столкновения. 2. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении. 3. Действия водителя при отказе усилителя руля.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет — ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.6.

1. Вы поздно заметили крутой поворот, не успели снизить скорость.

Совет: Резко тормозите до входа в поворот. При отсутствии встречного транспорта срежьте угол закругления или увеличьте радиус поворота в пределах полосы движения. При прохождении поворота резко не тормозите, возможно опрокидывание автомобиля.

2. При обгоне обнаруживается, что встречный автомобиль приближается скорее, чем вы предполагали.

Совет: Если нет возможности вернуться назад, единственный выход –перейти на низшую передачу, газ в пол и завершить обгон. При этом подавать сигналы светом встречному автомобилю с просьбой дать дорогу, и обгоняемому автомобилю звуковым сигналом с просьбой принять вправо, во избежание лобового столкновения.

3. Автомобиль впереди неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).

Совет: Будьте очень внимательны и хладнокровны. Помните: торможение или резкое руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу и опрокидыванию. Если обочина широкая, попытайтесь стабилизировать движение и остановиться на ней плавно. Если автомобиль все-таки сносит в сторону кювета и съезд с обочины неизбежен, направьте автомобиль по откосу насыпи по пологой траектории, вероятность опрокидывания резко снизится.

4. Навстречу едет автомобиль, не успевающий завершить обгон. Лобовое столкновение неизбежно.

Совет: Действовать необходимо с учетом того, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник меньше всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят очень активно. Выезд на встречную полосу всегда опаснее. Если столкновение неизбежно, предпочтите лобовому (прямому) удару столкновение под острым углом, которое наиболее безопасно. При этом следует препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы. Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения. При лобовом столкновении, если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы его защитить. Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или лобовое стекло. Пассажирам необходимо действовать также.

5. На расстоянии меньше остановочного пути перед вами внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.

Совет: Попробуйте совершить объезд, хотя его расстояние почти вдвое меньше тормозного пути. Если на скорости 80 км/ч вы заметили препятствие, до которого остается 30–35 м, то минимально возможный тормозной путь при этом составит 30–35 м, остановочный путь – 60–65 м. Значит торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит метров 16–18. Если позволяют условия, следует попробовать объехать препятствие.

Если на ваш автомобиль наехали сзади, будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться с движущимся впереди автомобилем; крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья; сильно надавите затылком на подголовник.

Чтобы не допустить происшествия, порой приходится прибегать к экстренному торможению вплоть до полной остановки автомобиля. Иногда остановка требует резкого изменения направления движения. Но бывают и такие случаи, когда необходимо одновременно применить торможение и изменить направление движения. Сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, может привести к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водителю необходимо учитывать эту вероятность и действовать в соответствии с обстановкой.

Разрыв шины сопровождается хлопком. Если лопнула шина, крепко держите рулевое колесо, не давая ему возможности самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, старайтесь удержать автомобиль на своей полосе движения, не тормозите, плавно отпускайте педаль газа, переходите на пониженную передачу, а когда скорость снизится, легко нажмите на тормоз; остановите автомобиль вне проезжей части, замените колесо.

Если отвалилось колесо, старайтесь удержать автомобиль от опрокидывания и остановитесь на своей полосе.

Если оторвался карданный вал, автомобиль следует немедленно остановить рабочим тормозом. При обрыве переднего конца вал может уткнуться в дорогу, и автомобиль получит резкий толчок, который подбросит машину, а на большой скорости может привести к опрокидыванию. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомобиля в движении. Обычно обрывается задний конец вала, когда нарушено крепление его фланца к фланцу заднего моста. При обрыве вал вращается и бьет в корпус автомобиля, может разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения.

Если отказал рабочий тормоз, несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза; если это не помогает, включите фары и аварийную сигнализацию; последовательно переходите на пониженные передачи; включите ручной тормоз, удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его при начале заноса, и направьте автомобиль на какое-либо упругое препятствие. Особенно опасен отказ рабочего тормоза на спуске. На небольшом уклоне при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30–40 км/ч, на километровом участке уклона набирает скорость до 65–75 км/ч. Для того чтобы остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом, лучшим является торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи. Очень сложна обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этом случае для остановки автомобиля необходимо немедленно включить высшую передачу. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам будет работать. Если двигатель все же не пустился, необходимо оставить передачу включенной, неработающий двигатель создаст большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно следует использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично. Если впереди обрыв, то в качестве крайнего средства можно выключить зажигание и включить первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет предотвратить падение автомобиля.

Отказу рулевого управления предшествует тугое или, наоборот, очень легкое вращение руля. Заметив неисправность, сразу остановитесь и устраните ее причину. Если все же рулевая тяга оборвалась или отказало что-то иное в рулевом управлении, предупредите других участников движения включением фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом; очень плавно тормозите, чтобы не вызвать заноса, потому что устранить его не удастся из-за потери управления.

Источник статьи: http://studopedia.ru/19_17264_lektsiya—deystviya-voditelya-v-neshtatnih-situatsiyah.html

Оцените статью