Норма средней скорости движения автомобиля

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

19. Скорость движения автомобилей.

Скорость движения автомобилей.

1. Скорость движения автомобилей в Российской Федерации регулируется Правилами дорожного движения (раздел 10). В соответствии с Правилами водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

2. Скорость движения автомобилей доведена в Правилах до водителей различных категорий транспорта в разрезе допустимых ее значений в населенных пунктах и вне населенных пунктов. В обобщенном виде скоростные показатели для наглядности приведены в таблице.

Тип транспортного средства Вне населенных пунктов В населенных пунктах
Автомагистраль Другие дороги В населенном пункте Жилая зона
Мотоциклы 90 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Легковые автомобили и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 т. 110 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Легковые автомобили с прицепом 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Грузовые автомобили с массой более 3,5 т. 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Междугородние и маломестные автобусы 90 км\ч. 90 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Другие автобусы 90 км\ч. 70 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Грузовые автомобили при перевозке людей в кузове 60 км\ч. 60 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Транспортные средства при организованной перевозке детей 60 км\ч. 60 км\ч. 60 км\ч. 20 км\ч.
Транспортные средства при буксировке других ТС 50 км\ч. 50 км\ч. 50 км\ч. 20 км\ч.
Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы Со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

3. Скорость движения автомобилей является наиболее часто нарушаемым показателем безопасности дорожного движения. Ответственность водителей автомобилей за превышение установленной скорости движения предусмотрена статьей 12.9 КоАП РФ и установлена в виде штрафов и лишения водительского удостоверения:

3.1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час — влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3.2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

3.3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.

3.5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 3.3 и 3.4, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Скорость движения автомобилей и соответствующая скорости величина тормозного пути. Закономерность – чем выше скорость движения, тем длиннее тормозной путь, тем выше вероятность получить негативные последствия от превышения скорости.

При начальной скорости торможения для легкового автомобиля в 40 км/ч нормативный тормозной путь автомобиля будет равен 15,8 метра (ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», при начальной скорости торможения в 50 км/ч тормозной путь составит 23 метра, при скорости в 70 км/ч тормозной путь составит 43 метра, при скорости в 90 км/ч – 69 метров, при 110 км/ч — тормозной путь составит 100 метров, при 130 км/ч – 138 метров, при 150 км/ч тормозной путь будет 181 метр. И это на сухом асфальте.

Методика определения тормозного пути автомобиля в зависимости от начальной скорости торможения приведена в этой статье.

5. Скорость движения автомобилей фиксируется радарами. Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» предусмотрено оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений Правил дорожного движения улично-дорожной сети городов и иных населенных пунктов, дорог регионального и муниципального значения не менее 3936 комплексами в 2016 – 2020 годы (2540 комплексов уже поставлены в 2013 – 2015 годы).

Для автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения применяются следующие комплексы:

Стационарный комплекс Радар Стрелка СТ 01 (ККДДАС). Комплекс оснащен уникальной камерой видеофиксации, способной отследить нарушение на расстоянии до 1 километра. При этом автоматизированный стационарный прибор в отличие от других радаров отслеживает не один автомобиль-нарушитель, а весь транспортный поток сразу.

Радар Арена – мобильный и стационарный комплекс видеофиксации нарушений дорожного движения. Мобильная версия прибора закрепляется на устойчивой треноге и устанавливается на обочине проезжей части. Стационарный комплекс закрепляется на столбе или опоре вблизи дороги и может функционировать в постоянном режиме. Источник питания позволяет это делать в течение длительного времени. Данные с радара по беспроводным каналам передаются на компьютер, находящийся на стационарном посту. Радар АРЕНА охватывает три полосы движения, умеет определять скорость не только приближающегося, но и удаляющегося автотранспорта.

Основные характеристики радара: максимальная скорость автотранспорта – 250 км/ч, минимальная – 20 км/ч. Максимальная дистанция между радаром и приёмным устройством компьютера в условиях прямой видимости – 1,5 километра. Возможность распознавания государственных регистрационных знаков. Работа в вечернее и ночное время. Наличие функции выбраковки кадров плохого качества. Возможность указания на фотографии времени, даты, параметров нарушения. Ёмкость диска позволяет вместить несколько тысяч фотографий высокого качества. Комплекс позволяет производить фотографирование автомобиля в момент превышения скорости. Качество получаемых фотографий отличное.

Система Автодория. Состоит из взаимосвязанных камер, расположенных вдоль протяженных участков дороги. Система определяет скорость автомобиля на участке протяженностью от 500 метров до 10 км. Автодория работает с помощью ГЛОНАСС/GPS — приемника и оптических технологий, которые помогают ей распознавать номера нарушителей на всем пути слежения. Помимо измерения скорости автотранспорта, Автодория следит также за соблюдением рядности, а также оснащена программой по розыску автомобилей.

Источник статьи: http://avtotrans-consultant.ru/19-skorost-dvizheniya-avtomobilej/

Нормы технической скорости автомобилей

технической скорости, км/ч

За городом на дорогах 1-й группы (с твёрдым усовершенствованным покрытием)

За городом на дорогах 2-й группы (с твёрдым покрытием)

За городом на дорогах 3-й группы (естественные грунтовые)

Прежде чем приступать к расчётам, остановимся на характеристике показателей использования автомобильного парка, которые представлены в таблицах исходных данных.

Для осуществления своей деятельности АТП располагает парком бортовых автомобилей и самосвалов. Информация о марках используемых автомобилей представлена в табл. 1.

Списочный парк автомобилей – это общее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, имеющихся у АТП и числящихся на его балансе. Списочный парк включает технически исправные автомобили (эксплуатируемый парк), а также находящиеся на техническом обслуживании (ТО) и в ремонте (ТР).

Грузоподъёмность характеризует максимально возможную загрузку автомобиля в тоннах.

Коэффициент использования грузоподъёмности показывает отношение количества груза, перевозимого в автомобиле, к грузоподъёмности автомобиля.

Коэффициент использования пробега – отношение пробега автомобиля с грузом к общему пробегу. Для специализированного парка коэффициент использования пробега равен 0,5.

Коэффициент выхода автомобилей на линию – отношение работающих автомобилей к списочному парку.

Техническая скорость показывает, сколько километров автомобиль прошёл за час движения.

Эксплуатационная скорость показывает, сколько километров прошёл автомобиль за час работы (с учётом простоев).

Средняя дальность перевозки – среднее расстояние в километрах, на которое перевозится груз.

Время в наряде за сутки – среднее время полезной работы автомобиля за смену в часах (без учёта подготовительно-заключительного времени).

Значения перечисленных показателей по маркам автомобилей представлены в таблице исходных данных (табл. 2), а нормы технической скорости автомобилей – в табл. 3. Рассматриваемое автотранспортное предприятие осуществляет перевозки в городе.

Вариант работы выбирается студентами заочного отделения в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки, дневного отделения – последней цифрой студенческого билета (электронного пропуска).

Планирование объема перевозок и эксплуатационных показателей

Планирование объёма перевозок является основой для разработки всех остальных частей плана. Спрос на перевозки определяется исходя из маркетинговых исследований. Обслуживаемые клиенты делятся на постоянных и временных. Постоянные клиенты заключают долговременные договоры на перевозки. Спрос временных клиентов на перевозки носит случайный характер, но в целом это более или менее постоянная величина для автопредприятия.

В курсовой работе объем перевозок определяется провозной способность парка, рассчитываемой по маркам автомобилей. Под провозной способностью понимается максимальное количество грузов, которое может быть перевезено данным парком автотранспортных средств при полном использовании его возможностей.

Σ, (1)

где q – грузоподъёмность автомобиля, т; –коэффициент использования грузоподъёмности; z – число ездок автомобиля за сутки; –автомобиледни в эксплуатации.

Число ездок автомобиля

, (2)

где Тн – время в наряде за сутки, ч; tе – время одной ездки; tдв – время в движении за одну ездку, ч; tпр – время простоя под грузовыми операциями за одну ездку, ч.

Время в движении

, (3)

где Lср – средняя дальность перевозки, км; Vтех – техническая скорость автомобиля, км/ч; –коэффициент использования пробега.

Время простоя на одну ездку определяется по норме простоя на 1 автомобиль:

, (4)

где tп, tр – нормы времени на погрузку и разгрузку, мин (табл. 4).

Источник статьи: http://studfile.net/preview/5943939/page:3/

Скорости движения

При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.

Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля:

где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н.

Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость.

Величина технической скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения и мастерства водителя.

Эксплуатационная скорость
— средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):

где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.

Пример. Автомобиль за 7 ч пребывания в наряде (на линии) совершил пробег 150 км. Найти эксплуатационную скорость.

На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.

Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.

Коэффициент использования пробега (КИПр)

Определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.

При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.

Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.

Пробег с грузом является производительным пробегом.

Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.

Нулевой пробег
— это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.

Коэффициент использования пробега определяют по формуле:

где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.

Пример. Общий пробег автомобиля за день составил 320 км, с грузом — 244 км. Определить КИПр.

Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ)

Определяют по формуле:

где: Гф — фактически перевезенной груз, т; Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т. У автомобиля грузоподъемностью 4 г, перевезшего за одну ездку 3 т груза, КИГ составит: 3:4 = 0,75.

Коэффициент использования грузоподъемности за день работы определяется отношением количества перевезенного груза к количеству груза, которое мог бы перевезти автомобиль за все ездки.

Пример. Автомобиль грузоподъемностью 4 т за день работы сделал 4 ездки и перевез: за первую ездку — 3,8 т, за вторую — 4 т, за третью — 3,4 т, за четвертую — 3,8 г. Определить КИГ.

    Общая грузоподъемность автомобиля за 4 поездки:

4 X 4 = 16 т.
Количество груза, перевезенного за 4 ездки:

3,8 + 4 + 3,4 + 3,8 = 15 т.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:

Контрольные вопросы

  1. Что называется коэффициентом технической готовности парка и как его определяют?
  2. Что называется коэффициентом использования парка?
  3. Как определяют коэффициент использования рабочего времени?
  4. Что называется технической и эксплуатационной скоростью?
  5. Какие различают виды пробегов автомобиля?
  6. Что такое коэффициент использования пробега?
  7. Как определяют коэффициент использования грузоподъемности автомобиля?


«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова

Источник статьи: http://www.carshistory.ru/avtomobil/osnovy_ekspluatacii_avtomobiley/osnovnye_ekspluatacionnye_pokazateli_raboty_/1094.html

Читайте также:  Курсы специальному вождению автомобиля
Оцените статью