Как произвести расчет амортизации автомобиля
Амортизация авто – это списание стоимости машины в зависимости от степени ее износа. Данная процедура предполагает постепенное списание по частям на протяжении всего срока эксплуатации ТС.
Общие положения и законодательные нормы по вопросу амортизации в бухгалтерском учете.
Амортизация авто. Как и зачем?
- относятся к издержкам компании;
- подлежат вычитанию из основных средств;
- считаются денежным эквивалентом износа объекта.
Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.
Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.
Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.
Они также требуются для таких целей, как:
- Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
- Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
- Передача авто в лизинг.
Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.
Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.
ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину.
Методы расчета амортизации
Существует несколько методов расчета амортизации:
- Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.
Для расчета используется формула:
среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.
Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.
Для проведения расчетов используется следующая формула:
остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.
Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.
Для расчетов применяется следующая формула:
начальная стоимость ТС * норма амортизации.
Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.
Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.
Амортизация для легкового авто
Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.
Амортизация для грузового авто
Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.
Порядок расчетов
Расчеты производятся по следующему алгоритму:
- Определение периода полезной эксплуатации авто.
- Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
- Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
- Выполнение расчетов.
Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.
ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.
Пример расчетов №1
Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:
- 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
- 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
- 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.
Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.
Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).
Пример №2
Приобретено ТС за 200 000 рублей. Пробег его за 3 года составил 90 000 км. Расчетный износ равен 18,6%. Для нахождения амортизации нужно стоимость авто умножить на износ: 200 тысяч*18,6%. Получается 37 200 рублей.
Для определения остаточной стоимости нужно вычесть износ из цены ТС. Получается 162 800 рублей. После этого можно подсчитать траты на 1 км пробега: износ делится на стоимость авто. Получается 0,18 р/км (37 200/200 000).
Источник статьи: http://assistentus.ru/buhuchet/raschet-amortizacii-avtomobilya/
Нормы амортизационных отчислений автомототранспортных средств
Класс и группа транспортных средств | Процент износа за год эксплуатации, % | Модели транспортных средств, входящих в данную группу |
Транспортные автомобили, прицепы и полуприцепы | ||
Автомобили грузоподъемностью: | ||
до 0,5 т | 20,0 | ИЖ, АЗЛК |
от 0,5 до 2 т | 14,3 | УАЗ, Ер A3, Газель, ГАЗ-66-01 |
более 2 т с ресурсом до капитального ремонта: | ||
до 200тыс.км | 16,7 | Автомобили ГАЗ, |
от 200 до 250 тыс.км | 14,3 | ЗИЛ, КамАЗ, КАЗ, |
от 250 до 350 тыс.км | 11,1 | Урал, МАЗ, КрАЗ |
от 350 до 400 тыс.км | 10,0 | |
Карьерные автомобили-самосвалы грузоподъемностью: | ||
от 27 до 50 т | 16,7 | БелАЗ, МоАЗ |
от 50 до 120т | 14,3 | |
от 120 до 220 т | 12,5 | |
более 220 т | 11,1 | |
Прицепы и полуприцепы грузоподъемностью: | ||
до 8т | 12,5 | Всех моделей |
Более 8т | 10,0 | |
прицепы самосвальные | 14,3 | |
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью: | ||
до 100т | 8,3 | ЧМЗАП |
более 100т | 6,7 | |
Легковые автомобили | ||
Автомобили особо малого класса | ||
с рабочим объемом двигателя до 1 .2л | 18,2 | ЗАЗ, ЛуАЗ, ВАЗ-1111 |
Автомобили малого класса | ||
с рабочим объемом двигателя более 1 .2 л до 1.8л: | 18,2 | |
общего назначения | 14,3 | ВАЗ, АЗЛК, ИЖ |
такси | 22,5 | всех моделей, кроме ВАЗ-1111 |
Автомобили среднего класса | ||
с рабочим объемом двигателя более 1.8 до 3.5л: | ||
общего назначения | 11,1 | Автомобили ГАЗ, |
такси | 12,5 | УАЗ всех моделей |
Автобусы | ||
Автобусы особо малого класса (длиной до 5м): | ||
общего назначения | 14,3 | УАЗ, РАФ |
маршрутные такси | 12,5 | |
Автобусы малого класса (длиной до 5м): | ||
транспорта общего пользования | 12,5 | ПАЗ, КАВЗ |
ведомственного транспорта | 10,0 | |
Автобусы среднего и большого классов (длиной более 8м): | ||
транспорта общего пользования | 10,0 | ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус |
ведомственного транспорта | 9,1 | |
Специальные автомобили (санитарные, ветеринарные, автолавки и т.д.) | ||
на шасси грузовых автомобилей | 10,0 | Всех моделей |
на шасси легковых автомобилей и автобусов | 14,3 | |
Спецтягачи кортовые | 12,5 | |
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды | 21,3 | Всех моделей |
Примечания:
1. Для машин скорой и неотложной медицинской помощи на шасси автомобилей РАФ и УАЗ применяется коэффициент 1.6.
2. Для автомобилей Москвич-2140, 2141 выпуска 1990г. применяется коэффициент 1,3; для автомобилей, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, применяется коэффициент 1.8.
3. Для автомобилей и прицепов со специализированными кузовами, седельных тягачей, работающих с одним полуприцепом, и для автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 27 т применяются такие же нормы амортизационных отчислений, как для базового автомобиля по соответствующей группе.
4. К нормам амортизационных отчислений применяются следующие коэффициенты:
а) для автомобилей, работающих с прицепами не менее 70 % пробега, за исключением автомобилей КамАЗ-1.1;
б) для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов) прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъезные пути), -1.3;
в) для автомобилей, выполняющих оперативно-служебные задачи в системе МВДСССР,-1.3;
г)для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70% пробега)используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию,-1.1;
д) для грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек ( за исключением автомобилей-лесовозов), наряду с коэффициентом, установленным подпунктом «б» этого пункта, применяется дополнительный коэффициент 1.2.
5. Для автомобилей ГАЗ-52,ГАЗ-53 и ЗИЛ-130, работающих на почасовой оплате, применяется норма амортизации 10% от стоимости машины.
6. К нормам амортизационных отчислений по карьерным автомобилям-самосвалам применяются следующие коэффициенты:
а) для всех групп самосвалов грузоподъемностью от 27 т и более, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, пустынно-песчаных и высокогорных районах,-1.2 (кроме самосвалов в северном исполнении);
б) для всех групп самосвалов грузоподъемностью 27 т и более, постоянно используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно- пылящий уголь),-1.1;
в) для самосвалов грузоподъемностью 27 т и более, постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м,-1.2;
г) для самосвалов грузоподъемностью от 27 до 50 т, постоянно занятых на строительных работах, внутрицеховых перевозках и транспортировке грузов на расстояние 10 км,-0,9.
7. В случае применения двух и более коэффициентов максимальное увеличение норм амортизации не может быть более 30 % от первоначальной нормы, при этом результирующий коэффициент исчисляется перемножением перечисленных в данных примечаниях коэффициентов.
Обязательное
МЕТОДИКА
определения процента износа шин * транспортных средств
1. Критериями износа (старения) шин являются:
> наличие повреждений и дефектов;
> высота рисунка протектора.
2. Ресурс шины снижается и соответственно увеличивается процент износа:
> если поврежден борт при монтаже, до 10%;
> если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;
> при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.
Примечание.
Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.
3. К проценту износа, определенному’ по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.
За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.
В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%,
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.
4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп),при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей — 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотошин — 0,8 мм).
5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф)определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса, В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.
6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:
* Метод согласован с НИИ шинной промышленности Миннефтехимпрома
7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.
8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.
9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм — для легковых автомобилей, 20 мм -для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.
Примечание.
Мотошины восстановлению не подлежат.
1. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.
2. Пример расчета износа и стоимости шины.
Шина 165/80R13 легкового автомобиля, срок эксплуатации 2 года, имеет повреждение борта при монтаже.
Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%.
Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).
Измерение высоты рисунка протектора в 4-х сечениях дало следующие результаты:
Вф=(4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3)/4,0= 4,3 мм
в этом случае износ шины по высоте рисунка протектора составит:
Для учета износа шины в стоимости автомобиля необходимо значение Иш подставить в формулу в качестве одного из слагаемых Итр.Можно также отдельно подсчитать стоимость шины по проценту ее износа, т.е.:
Шины легковых автомобилей
МАРКИРОВКА ШИНЫ | Модель* | Высота рисунка протектора, мм |
155-13/6,15-13 | И-151 ИЛ143 И-Л43 | 8,5 |
165-13/6,45-13 | М-145 АИ- 168, 168У | 9,2 |
165/80R13 | МИ-166 МИ-16 | 8,6 |
165/82R13 | ИЯ-170 | 8,5 |
175/70R13 | ИН-25 1 | 7,0 |
165/70R13 | Ех-85 Вли И-15 | 7,5 |
185-14/7,35-14 | ИД- 195 АИД-23 | 9,5 |
5,60-5(145-380) | М-59А | 9,0 |
155/80R14 | МИ- 182 | 8,5 |
165/80R14 | МИ-180 | 8,5 |
175/70R14 | МИ-181 | 8,5 |
* У старых моделей шин, не вошедших в таблицу, необходимо прежде всего определить срок службы, а высоту нового протектора принимать равной 10 мм
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник статьи: http://zdamsam.ru/a22204.html