3 самых провальных и ненадежных автомобиля СССР
В СССР автомобиль всегда считался дефицитом и предметом роскоши, за которым выстраивались многолетние очереди. Особенно это стало проявляться с 1970х годов во время брежневского застоя.
Даже при наличии необходимой суммы, накопленной лет за 5-10 работы у станка или кульмана, просто так прийти в магазин и купить машину советский гражданин не мог. Нужно было на заводе записаться в очередь и ждать получения на почту заветной открытки с приглашением за авто, ведь в 270-миллионном СССР за год автозаводы могли производить лишь 1,2 млн. легковых авто в год, многие из которых шли на экспорт, ведь СССР всегда остро нуждался в инвалюте.
На черном рынке (в Москве он был у Южного речного вокзала) авто можно было перепродать вдвое, а то и втрое дороже госцены, в зависимости от марки.
Иномарки в СССР вообще быди дичайшей редкостью, которую могли по большому блату получить известные люди вроде Юрия Гагарина или Владимира Высоцкого. Рядовые граждане об импортном железном коне даже не могли и мечтать.
В то же время некоторые модели авто советского автопрома не пользовались большой популярностью у граждан, и купить их можно было практически свободно из-за низкого качества сборки, частых поломок, устаревшей конструкции, унылого архаичного дизайна и многих других причин.
Представляем вам пятерку антирейтинга советских авто, на покупку которых даже в эпоху всеобщего дефицита никто не вставал в очередь.
1. Запорожец ЗАЗ-968
Детище Запорожского автомобильного завода выпускалось с 1968 по 1994 годы (с модификациями А и М) и было бессменным лидером антирейтинга авто и сотен советских анекдотов.
В народе чуду советского автопрома дали сразу несколько нелицеприятных прозвищ от «ушастого» и «горбатого» до «зАпора».
Самый народный советский автомобиль выглядел как мыльница на колесах, и не мог похвастаться высокой динамикой и каким-либо комфортом, а расположенный сзади движок мощностью от 27 до 50 л.с. тарахтел как газонокосилка и едва разгонялся до 120 км/ч. Креш-тесты автомобиль постоянно проваливал.
Зато авто стоило гораздо дешевле (примерно 5500 руб. в 1980-е) по сравнению с другими моделями, и в советское время по праву считалось народным, хотя выйти на приемлемый объем выпуска машин, которых бы хватало для обеспечения спроса со стороны населения, завод так и не смог из-за более важных для СССР строек заводов ВАЗа и КАМАЗа.
2. Москвич-2141
Эта модель создавалась на московском АЗЛК как авто более высокого уровня, чем вазовская Лада Спутник 2108/09, однако низкое качество сборки, склонность к коррозии и устаревший слабый двигатель от вазовской «шестерки» по причине отсутствия у АЗЛК собственного быстро переместили 41-й в аутсайдеры рынка.
Стоит отметить, что на заводе планировали освоить выпуск собственного двигателя на 41-й, но из-за кризиса начала 90-х готовый на 90% цех так и не был достроен.
Модель выпускали с 1986 по 1998 годы, и многие ее элементы были слизаны советскими конструкторами с французской Simca-1308, которую в СССР специально закупили, а затем разобрали для изучения. Всего с конвейера АЗЛК сошло более 700 тыс. машин этой модели.
В то же время автомобиль обладал относительно хорошей пассивной безопасностью, сравнимой с европейскими авто, что однако не уберегло известного певца 80-х Виктора Цоя, когда он врезался на своем «Москвиче» в автобус.
Кроме того, АЗЛК наконец-то удалось избавиться от морально устаревшего дизайна кузова 50-60х, в котором выпускались предыдущие модели.
3. Москвич-2140
Модель стала последним заднеприводным авто АЗЛК и представляет собой модернизацию 412-й модели и производилась до 1988 года. Изначально на заводе планировали разработать принципиально новую модель, но из-за нехватки финансирования было решено наладить выпуск промежуточной модели.
Первые экземпляры стали сходить с конвейера в 1976 году, причем машина постоянно допиливалась по ходу производства. С 1980 года выпускался также люксовый вариант с интерьером салона от югославской фирмы и пластиковым бампером.
Москвич позиционировали как премиальный автомобиль чуть ли не для советской номенклатуры, хотя по многим характеристикам он проигрывал обычным Жигулям, а стоил в начале 1980х целых 8000 руб. за люксовую версию.
Отдельно стоит упомянуть унылый и устаревший дизайн, характерный для авто 60-х годов, и не особо мощный 75-сильный мотор, доставшийся от 412 модели. Госкомиссией автомобиль был забракован для работы в такси из-за его ненадежности.
Понравилось? Поддержи нас:
☑️ Подпишись и следи в ленте Дзена за новыми статьями!
👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/112/3-samyh-provalnyh-i-nenadejnyh-avtomobilia-sssr-5d740467c31e4900adc28d6d
Ностальгия по советским автомобилям
Первые иномарки в СССР.
Таких машин у нас в городе конечно не было, но и в 80-е годы мы с пацанами пристально изучали все автомобили и мотоциклы, которые были «из рядя вон».
Появление иномарки на московских улицах всегда вызывало некоторый ажиотаж – машину непременно обступала толпа любопытных, норовящих заглянуть в салон, кто-то даже фотографировал диковинные для Советского Союза авто и собирал целые коллекции таких снимков.
К посольствам капиталистических государств ходили как в музеи…
Иностранцы, приехавшие в СССР, поначалу удивлялись такой реакции на свои транспортные средства, но потом перестали, а вот советские иномарочники относились к этому нормально. Правда, деятелей культуры и искусства подобное отношение несколько коробило: не каждой знаменитости понравится интерес к своей машине больший, чем к собственной заслуженной персоне. Но зато именно знаменитости, в отличие от подпольных миллионеров и «цеховиков», могли открыто демонстрировать свое автомобильное богатство. Они же имели возможность самостоятельно выбирать марку и модель машины, а не получать по разнарядке сверху то, что было в распределителе.
Как правило, иномарки покупали артисты во время зарубежных поездок и гастролей на честно заработанную валюту, потом полностью оплачивали таможенные пошлины или получали разрешение в Министерстве культуры и ставили машину на учет.
Считается, что самым первым иномарочником в СССР стал Владимир Маяковский, который в конце 20-х годов «из Парижа привез Рено, а не духи и не галстук». В ответ на сплетни и слухи завистников ему даже пришлось написать об этом небольшое стихотворение.
А вот оперной певице Антонине Неждановой за привезенный из Америки в 1931 году закрытый двухдверный Ford-A оправдываться не пришлось: к тому времени машина уже стала неотъемлемой реалией богемной жизни Советского Союза.
С началом выпуска советских легковых машин их стали официально дарить артистам, но некоторым позволяли иметь и иномарки. Так, звезда экрана, любимица партийной верхушки Любовь Орлова пользовалась двухдверным родстером Packard-120, а балерина Большого театра Ольга Лепешинская – кабриолетом Ford-V8.
После войны деятели культуры стали получать и трофейные немецкие машины. Автор музыки популярнейших песен «Темная ночь» и «Спят курганы темные» композитор Никита Богословский приобрел по спецразрешению от зампреда Совнаркома Молотова сначала кабриолет Steyr, потом малолитражку Opel Olimpia, которую сменил на MercedesBenz. Его коллега Матвей Блантер – автор «Катюши» – также после войны ездил на автомобиле марки Steyr. Кинодокументалист Роман Кармен получил в 1945 году в Берлине подарок от генерала армии Батова – двухместный кабриолет Mercedes-Benz 230. Но трофейная эйфория продолжалась недолго: с выпуском первых послевоенных «Побед» и ЗИМов немецкие авто потеряли привлекательность.
Иномарки восстановили свои позиции только к началу 50-х, когда мировой автопром окончательно отошел от последствий войны и смог представить такие модели, по сравнению с которыми изделия советской индустрии выглядели очень бледно. Вот тогда-то владение автомобилем иностранного производства стало настоящим шиком. А наиболее престижно было ездить на иномарке с наемным шофером.
Именно так пользовалась машиной знаменитая балерина Галина Уланова. Сначала у артистки числился в собственности Mercury Monterey 1958 года серебристого цвета с темновишневым салоном. Естественно, что она сама не сидела за рулем, а нанимала для этого персонального водителя, которому по трудовому договору платила 1200 рублей в месяц. Говорят, автомобиль балерины всегда был чистым, ухоженным – он прослужил ей более десяти лет, пока в конце 60-х годов Уланова не продала его, купив себе во Франции Citroen ID-21. «Француз» для Советского Союза был настоящей диковинкой – ни на одной отечественной машине не стояло гидропневматической подвески с регулировкой дорожного просвета. В свое время ходили слухи, что автомобиль советской балерине презентовал модельер Пьер Карден, но подтверждений этой версии пока не нашлось.
С наемным шофером ездил и оперный тенор Сергей Лемешев – в его собственности находился скромный Plymouth Savoy 1959 модельного года, а его вечный соперник по сцене Иван Козловский личного автомобиля не имел, предпочитая вызывать себе такси. Совсем нескромный и по-кавказски роскошный Imperial Le Baron 1963 года купил в 1971 году композитор Арно Бабаджанян.
Подержанного «американца» автор суперпопулярных хитов «Королева красоты», «Свадьба» и «Чертово колесо» приобрел через Управление делами дипломатического корпуса – до этого автомобилем пользовался чрезвычайный и полномочный посол Японии в СССР. Артисты покупали подержанные автомобили и во время зарубежных гастролей, чему способствовало снижение в конце 70-х годов таможенных пошлин на ввоз в СССР автомобилей иностранного производства. Многие воспользовались подобной ситуацией: так, Нонна Мордюкова в 1980 году привезла в Москву купе Lincoln Continental. Автомобиль у народной артистки СССР был почти как новый – всего шести лет, но Мордюкова проездила на нем только два года. Lincoln стал часто ломаться и в итоге был продан.
От вероятного противника
Американские авто были у советских артистов в наибольшем фаворе, видимо, из-за казавшихся фантастическими характеристик и внешнего шика.
Артист цирка и основатель жанра джигитовки Юрий Мерденов пользовался седаном Oldsmobile 88 1973 года.
На подержанном Buick Electra 225 Custom 1974 года разъезжал певец и композитор Александр Градский, купивший это авто в 1981 году.
В нью-йоркском дилерском центре Chevrolet приобрел себе белый спортивный Corvette Stingray 1979 модельного года главный дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. То был, пожалуй, самый экзотичный автомобиль среди всех московских иномарок.
Впрочем, заграничной экзотикой на колесах пользовались не только артисты, которым было позволено вести богемный образ жизни, но и те, кому по роду занятий требовалось ездить на чем-то поскромнее. Так, член КПСС и советский писатель Лев Гинзбург, разоблачавший в своих произведениях фашистов и неонацистов, пользовался совершенно фантастическим Porsche Targa 1968 года выпуска.
Еще один Porsche – модели 911S 1968 года – находился у журналиста-международника Виктора Луи, имевшего самую большую в Союзе коллекцию иномарок, насчитывавшую около десяти единиц! В разное время у Луи перебывали несколько Mercedes-Benz и Volvo, упомянутый Porsche 911, Ford Mustang, Land Rover, Oldsmobile и даже хипповый кемпер на шасси VW Transporter.
Еще одним большим поклонником иномарок являлся друг Виктора Луи советский писатель Федор Шахмагонов. Труженик пера, написавший сценарий к фильму «Судьба человека», начал с приобретения в 1962 году нового седана Buick Le Sabre. Потом его сменило подержанное, но более стильное и скоростное купе Oldsmobile 88 Cutlass 1970 года, которым Федор Федорович пользовался всего пару лет.
После у Шахмагонова появился длиннющий лимузин Cadillac Fleetwood 75, до этого возивший посла США Стессела.
Несколько иномарок сменил Владимир Высоцкий, причем одну из них – Renault-16 – ему подарила жена Марина Влади. Потом были два BMW 2500 и два Mercedes-Benz моделей 380 и 450. Опальному, но в то же время любимому артисту позволялось ездить на шикарных иномарках, хотя не раз его критиковали за эту страсть.
Далеко не все артисты пользовались такой свободой. Те, кто символизировал советский образ жизни, не могли приобрести автомобиль иностранного производства. Это было бы идеологически неправильно.
Так, например, запретили иметь иномарку Людмиле Зыкиной, хотя она очень хотела не отставать от коллег. Однажды знаменитый скрипач Леонид Коган прокатил Людмилу Георгиевну на своем новеньком Peugeot, и певица загорелась купить себе такой же. Чтобы избавиться от таможенной пошлины, Зыкина обратилась к министру культуры Екатерине Фурцевой за разрешением, но та ответила отказом, сказав, что советская певица должна ездить на советской машине, а на Peugeot пусть разъезжают девицы легкого поведения. И лучшая исполнительница песни «Течет Волга» всю свою жизнь проездила за рулем «Волги»
Источник статьи: http://ehdu.livejournal.com/1455274.html
Советские звёзды: 6 удивительных купе и родстеров из СССР
Будучи по определению автомобилями для эгоистов, двухдверные купе в Советском Союзе не котировались. Крупные автозаводы не рассматривали такие машины как массовые или народные, да и любители самоделок предпочитали создавать что-нибудь более вместительное и практичное. Однако это не значит, что советских купе — заводских и штучных — не было вовсе. Напомним о нескольких удивительных проектах на базе «Москвичей», «Запорожцев» и ГАЗов.
«Спорт-900» из ЗАЗа
Творение группы энтузиастов, созданное в разгар своим появлением обязано вовсе не коллективу Запорожского автозавода, а шести талантливым мастерам столичного НАМИ, в числе которых были художники, конструкторы, инженеры и химик.
Один из крайне удачных образчиков самодельных купе получил стильный кузов из стеклопластика, закреплённого на стальном каркасе, и базировался на агрегатах Запорожца. От «горбатого» были взяты 23-сильная «четвёрка», четырёхступенчатая «механика» и торсионно-пружинная подвеска.
3,7-метровая двухдверка с посадочной формулой 2+2 получила имя «КД Спорт-900» (без акронима ЗАЗ, но с инициалами Кузьмы Дурнова, покровителя проекта) и предлагала невиданный для «Запорожца» уровень оснащения и пассивной безопасности. В салоне были удобные кресла-ковши и функциональная передняя панель на манер спортивных купе, а стальной скелет кузова имел мощные защитные дуги по периметру, а также зоны программируемой деформации на случай ДТП.
Несмотря на статус мелкосерийной модели, лёгкое купе разошлось скромным тиражом в шесть машин, каждая из которых имела небольшие отличия и предназначалась своим создателям.
Если отмотать ленту истории ещё на десять лет назад, в невозможно далёкий 1951 год, то можно обнаружить купе с эмблемой Московского завода малолитражных автомобилей: если вы не знали, именно так до конца назывался АЗЛК.
У модели на базе экспериментальной серии 401-424 был очень интересный кузов: за вытянутым и довольно высоким капотом располагался строго двухместный салон, накрытый горбом покатой крыши, позади которой был оформлен багажник. Поэтому трёхобъёмник казался одновременно стильным и милым.
Впрочем, милота не входила в терминологию тогдашнего времени. Новенькое купе создавалось для автоспорта, с прицелом на достижения союзного значения. И они не заставили себя ждать. В первый же год опытные 33-сильные экземпляры «Москвича» отметились в чемпионате СССР, заняв второе место. А чуть позже подоспел и ряд гоночных рекордов. Серийной модель, увы, не стала, но в на заводе МЗМА дебютировал её «наследник» — купе на базе более современной модели 407 для кольцевых ипподромных гонок.
А этот «Москвич» вы почти гарантированно знаете. Как только речь заходит о редких советских купе, патриотично настроенные мечтатели вспоминают проект «Турист» из представляющий собой трансформер, объединивший кабриолет и двухдверку с жёстким верхом. У этого модифицированного «четыреста восьмого» имелась интересная съёмная крыша, и, в отличие от поголовного большинства купе-кабриолетов (включая современные), автомобиль одинаково хорошо смотрелся как с ней, так и без неё.
Несмотря на стиль и возможности трансформации, «Турист» получил крайне скромный тираж в. два экземпляра (кое-где говорилось о пяти)! При этом изначальный план производства составлял полторы сотни машин в год. Помимо рядового покупателя внутри страны двухдверные «Москвичи» могли осчастливить зарубежного клиента, став альтернативой «спортивным» Triumph, Opel и Renault. Что до реального спорта, то столичный завод МЗМА всерьёз прочил этой облегчённой и динамичной модели яркое будущее на треке. Но, увы, не срослось — ни с автоспортом, ни даже с серийным выпуском.
Эффектные двухдверки с любопытной начинкой создавались не только на заводах или в кругу инициативных групп, работавших на КБ. в Союзе оформилось автомобильное движение «Самавто», объединившее множество талантливых изобретателей-самоучек из разных уголков СССР. Желая построить собственный автомобиль с уникальным дизайном, умельцы превращали металл, стекловолокно и основу от массовых «Жигулей» и «Запорожцев» в четырёхколёсные произведения искусства. Штучные автомобили могли похвастать не только модным обтекаемым кузовом, навеянным зарубежными моделями, но и продвинутой аэродинамикой, грамотной проработкой конструкции и качеством работы, максимально далёким от термина «кустарщина».
Так, например, появился «Золотой лист» или «Спорт-1100» — штучный двухдверный спорткар работы Алексея Мельника на основе «Запорожца». У самоделки был довольно запоминающийся силуэт, похожий на десяток зарубежных машин. Кроме того, удивляли детали: подъёмные фары, как у Lotus Esprit, воздухозаборники в задних стойках, как у итальянских среднемоторных моделей, обтекаемый багажник на крыше, применение пенопласта в качестве утепления кузова и трёхместный салон с поперечным расположением заднего кресла. Подо всей этой красотой скрывалось «железо» от ЗАЗ-968: его компактный 40-сильный мотор, трансмиссия и шасси.
Как и многие другие советские самоделки 1970– «Золотой лист» дожил до наших дней лишь в виде нескольких фото не лучшего качества, а по узнаваемости однозначно проиграл таким кастом-карам, как «Панголина», «Юна» или «Лаура» (о ней читайте здесь). Но такова участь машин подобного рода: они проживали яркую, непродолжительную жизнь, радуя своих создателей.
А эта громадина претендует на роль самого внушительного купе своей эпохи. Дело было на заре когда на московском заводе имени Лихачёва задумались над новым спортивным автомобилем большого класса, способным как гоняться по прямой, так и участвовать в кольцевых соревнованиях. И в такой автомобиль увидел свет. Причём всего одним «глазом», смонтированным по центру носовой части.
Кроме единственной фары неповторимый имидж шестиметрового «Циклопа» (народное прозвище формировали пышные элементы оперения, местами напоминавшие заокеанский Buick Le Sabre. Любопытно, что внешне массивный кузов и по факту был чертовски тяжёлым: автомобиль весил две с половиной тонны, однако именно этот спорткар войдёт в историю как один из первых советских автомобилей с кузовом из стеклопластика. Это случится позже, когда получит доработанный вариант с индексом «2» в названии и более мощным мотором.
Кокпит был открытым, но мог оснащаться съёмным обтекаемым колпаком (из металла, конечно же), а под капотом первой, «тяжёлой» версии ЗиС-112 стояла рядная 140-сильная «восьмёрка» от лимузина серии. С ней максимальная скорость двухдверки приближалась к 200 километрам в час. К 1956 году облегчённый на полтонны столичный спорткар в пластиковой версии (включая лёгкую крышу-колпак) мог разгоняться уже до А ещё через год обновлённые ЗиСы с иным дизайном и ными моторами ЗИЛ-111 демонстрировали
Несмотря на размеры и величественный вид, эта двухдверка не имела отношения ни к ЗИЛу, ни к ГАЗу, хотя и обладала газовскими агрегатами. В 1953 году постройкой родстера занялся энтузиаст Аркадий Бабич, вскоре создавший неповторимый, уникальный автомобиль-шедевр. Однако, несмотря на прошедшие полвека, самоделка не пропала. В 2014 году остов «Ленинграда» случайно обнаружился в Латвии, а вскоре было объявлено о реставрации по оригинальному снимку. К слову, он — в галерее чуть выше. На цветном фото 1958 года, сделанном американским фотографом Джоном Шульцем, двухдверка позирует на улице Герцена в Ленинграде. Машине шли очень низкий кузов без крыши, двуцветный окрас и обилие хрома.
Удивительно, что фотографии было достаточно, чтобы без искажений вернуть олдтаймер к жизни. В прошлом году реставрационные работы были закончены и «Ленинград» предстал перед аудиторией — с тем же комбинированным красно-жёлтым кузовом, блестящими элементами отделки и мягким диваном в салоне. Под невероятно длинным капотом прячется 3,5-литровый V6 от ЗИМа, развивающий 90 лошадиных сил. С ним советский родстер выдавал 180 километров в час и проезжал от Симферополя до северной столицы всего за 20 часов.
Получались купе у инженеров из СССР или не очень?
Материал по теме
Всё лучшее — этим. Как советские машины продавали за границей
Материал по теме
Самодельные лимузины, автобусы для вечной мерзлоты и другие: особые машины из разных стран
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/sovietcoupecars/