- Нужно ли проходить техосмотр до и после 1 марта 2021 года, если ОСАГО действителен?
- Что меняет новый закон с 1 марта 2021 года?
- Проходить ли мне техосмотр? Примеры
- Действительна ли диагностическая карта, полученная для ОСАГО до марта?
- Можно ли пройти до 1 марта?
- Если срок техосмотра уже закончился, но страховка действительна?
- Если срок техосмотра заканчивается после марта, но раньше страховки?
- Если срок карты дольше срока полиса?
- Нужно ли проходить для нового автомобиля, если ОСАГО действует?
- ОСАГО без диагностики и отмена техосмотра в России: что происходит?
- Ничего не готово к новым правилам проведения техосмотра
- Перенос сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра
- Страховщики предлагают выдавать ОСАГО без техосмотра
- Что думают операторы ТО?
- Что об этом думают власти?
Нужно ли проходить техосмотр до и после 1 марта 2021 года, если ОСАГО действителен?
Техосмотр не для ОСАГО!
- Техосмотр, пройденный до 1 марта, абсолютно действителен. Поправки в новом законе не затрагивают обязанность заново его проходить.
- Но это работает только в том случае, если вы реально прошли осмотр, а не купили диагностическую карту без заезда на станцию. В последнем случае её могут аннулировать. А это может привести к регрессу в случае ДТП по причине неисправности вашей машины, а также к штрафу в будущем.
- Изменения в законодательстве отменяют тот факт, что технический осмотр нужен только для страховки ОСАГО. Выше мы отметили, что может грозить регресс и штраф.
- Поэтому, если у вас ещё действующий техосмотр и ОСАГО, но первый заканчивается раньше страховки, то проходить заново нужно не для приобретения полиса, а ровно со дня, когда закончится срок диагностической карты.
- Если ваш автомобиль младше 4 лет, то вам проходить ТО не требуется. Однако, правильно считайте возраст: нужно считать не с даты выпуска, а с года выпуска (указанного в ПТС). Например, если ваша машина произведена по ПТС даже 30 декабря 2017 года, то проходить техосмотр нужно не с 30 декабря 2021, а уже с 1 января 2021 года.
Одной из главных и самых распространённых «непоняток» в связи с введением с 1 марта 2021 года нового закона о техосмотре стал вопрос о том, когда нужно его проходить для нового автомобиля, а также если он на дату вступления в силу поправок будет действительным. В статье мы выясним для каждой ситуации и с примерами, как будет работать обязанность прохождения технического осмотра автомобилей до и после марта. Также рассмотрим вопросы, будет ли действительна диагностическая карта, если она уже оформлена для полиса ОСАГО, и ряд других вопросов в связи с нововведениями.
Что меняет новый закон с 1 марта 2021 года?
Ранее мы уже писали целую серию статей на тему изменений в законодательстве:
Если кратко, то новый закон меняется целый ряд правил проведения этой процедуры, среди которых наиболее весомые изменения:
- вводится обязательная фотофиксация проведения осмотра,
- ГИБДД берёт под свой контроль проведение осмотра автобусов,
- ГИБДД прямо после остановки на дороге будет иметь право аннулировать диагностическую карту, если выяснится, что она получена без фактического прохождения техосмотра,
- с 1 марта 2021 года страховая компания может выставить регресс виновнику ДТП, если у него не будет действующего ТО, а сама авария произошла по причине технической неисправности автомобиля,
- с 1 марта 2022 года вступает в силу новый штраф за отсутствие карты.
Проходить ли мне техосмотр? Примеры
Итак, давайте теперь в ситуациях рассмотрим, потребуется ли проходить техосмотра и в каких случаях, будет ли действительна диагностическая карта в конкретном вашем случае. Всё это, конечно же, в контексте перечисленных выше последствий в случае её отсутствия: в виде регресса от страховой и/или штрафа.
Но сначала нам потребуется информация о том, как часто нужно его проходить. Рассмотрим для простоты частоту для легковых машин, не работающих в такси:
- до возраста 4 года проходить техосмотр не требуется,
- с 4 до 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – каждые 2 года.
О периодичности для остальных видов транспорта вы можете прочитать в нашей специальной статье об этом.
Обратите также внимание, что при расчёте учитываются полные годы возраста, а не точные даты. Например, если ваша машина 1 декабря 2017 года производства, то технический осмотр вам требуется уже с 1 января 2021 года, а не с начала декабря.
Действительна ли диагностическая карта, полученная для ОСАГО до марта?
Да. Новые правила проведения техосмотра никак не устанавливают обязанность проходить его заново после вступления в силу поправок в законе. То есть, если у вас уже есть действительная диагностическая карта, то заново вам проходить осмотр не нужно ровно до окончания срока действия текущего.
Рассмотрим 2 примера.
- Вы прошли техосмотр 15 января 2021 года на 5-летнем авто, и вам выдали диагностическую карту. Таким образом, она действует до 15 января 2023 – выдалась на 2 года. И, главное, вам не нужно заново ехать на станцию ТО 1 марта.
- Второй пример тоже простой. Вашему автомобилю 12 лет, и вы прошли осмотр 20 июля прошлого года. Тогда он действует до 20 июля 2021.
- Третий пример. При покупке полиса ОСАГО на 6-летнюю машину 1 сентября прошедшего года вы в страховой компании сразу приобрели диагностическую карту за 800 рублей. Таким образом, в пункт осмотра вы даже не заезжали. В таком случае, если в ГИБДД выяснят о фальшиво полученной карте, то смогут её аннулировать со всеми вытекающими последствиями. Поэтому это тот случай, когда лучше всего пройти техосмотр до начала действия нового закона.
Можно ли пройти до 1 марта?
Да. И не просто можно, а желательно. И тому 2 главные причины (помимо описанной выше о купленной карте, ну или если срок вашего ТО заканчивается раньше):
- технический осмотр станет более жёстко контролироваться со стороны надзорных органов; это значит, что и порядок его прохождения ужесточится, а внимание оператора к вашему автомобилю будет более пристальным,
- техосмотр – платная процедура, и в связи с нововведениями прогнозируется значительное его удорожание; правда, точных сумм пока никто не называет.
Таким образом, каких-либо обязанностей или законодательных условий проходить заново техосмотр с 1 марта нет. Однако, если в скором времени после этой даты он у вас заканчивается, то лучше получить новую диагностическую карту (далее «ДК») до вступления в силу изменений. В этом случае новый осмотр будет действителен как минимум до следующего года.
Если срок техосмотра уже закончился, но страховка действительна?
Ранее техосмотр был нужен для единственной цели – купить полис ОСАГО. То есть наличие ДК законодатель сделал условием получения страховки. Хотя законодательная обязанность была всегда, теперь же последствий от её неисполнения стало больше.
Поэтому, даже если у вас действителен ОСАГО, но срок карты закончился, то нужно заново пройти техосмотр.
Пример. 1 сентября 2020 года вы приобрели страховку. А ДК была получена ещё 15 февраля того же года сроком на 1 год. Таким образом, на текущий момент полис у вас действует, но технический осмотр закончился. В таком случае вам нужно заново получить ДК, чтобы избежать регресса страховщика (и далее, чтобы избежать штрафа за отсутствие карты).
Если срок техосмотра заканчивается после марта, но раньше страховки?
Абсолютно идентичная ситуация и в том случае, если ОСАГО у вас будет просто действовать дольше, чем ОСАГО. Проходить ли в этом случае техосмотр? Да. Когда проходить? Как только у вас закончится предыдущий.
Очередной пример. Вы прошли ТО 1 июня 2019 года на 5-летний автомобиль – то есть вам была выдана ДК на 2 года и действует до середины 2021. А ОСАГО заканчивается 12 августа 2021 года.
Можно ли в этом случае в период с 1 июня до 12 августа ездить без диагностической карты? Можно то можно – штрафа за это нет, равно как и обязанности передавать её сотруднику ГИБДД. Но вам может грозить регресс от страховой, если ДТП, в котором вас признают виновником, произойдёт по причине поломки вашей машины.
То есть в после вводимых изменений фраза «техосмотр для ОСАГО» становится не совсем актуальной. Точнее, недостаточно необходимости покупки страховки как условия для прохождения технического осмотра. Это ещё нужно, чтобы избежать регрессного требования, а в будущем – ещё и штрафа.
Если срок карты дольше срока полиса?
Ещё один пример. Вы приобрели страховку ОСАГО в прошлом году 23 июля, а ТО для 4-хлетнего авто прошли только 1 сентября. В данном случае вы сможете приобрести новый полис после 22 июля 2021 года, так как ДК у вас будет действующая. Однако, если вы не сделаете новый техосмотр к 1 сентября 2021, то также сможете получить регресс от страховщика.
Нужно ли проходить для нового автомобиля, если ОСАГО действует?
А теперь усложняем предыдущий пример. У вас есть действующая страховка, но авто младше 4 лет, поэтому для покупки полиса диагностическая карта вам не требовалась.
Здесь вспоминаем тонкость с расчётом сроков необходимости получения ДК – то, что учитываются полные годы возраста автомобиля. Это поможет ответить на вопрос, а точно ли не нужно проходить техосмотр в нашем случае?
Например, ваша машина 2017 года выпуска, но выпущена с конвейера (к слову, в расчёт по закону необходимо брать дату, указанную в ПТС или СТС) 30 декабря. Начало обязанности проходить осмотр наступает ровно через 4 года не от даты производства, а от года производства. То есть не с 30 декабря 2021, а уже с 1 января 2021 года. Считаем 2017+2018+2019+2020=4 года. То есть начало 2021 – обязанность проходить техосмотр.
Таким образом, в нашем примере вам нужно ехать на станцию ТО уже сейчас, вне зависимости от наличия и срока действия страхового полиса.
Источник статьи: http://autotonkosti.ru/q/nuzhno-li-prohodit-tehosmotr-do-i-posle-1-marta-2021-goda-esli-osago
ОСАГО без диагностики и отмена техосмотра в России: что происходит?
Краткое содержание:
До вступления в силу поправок в закон о техосмотре, которые обяжут по-настоящему приезжать автомобилистов на пункты ТО, а не покупать диагностические карты по серым схемам, осталось несколько недель. Однако для вступления в силу новых правил готово ещё не всё, поэтому сроки просят сдвинуть, а кое-кто предлагает и вовсе отменить обязательный осмотр для частных легковушек. Разбираемся, что происходит.
Ничего не готово к новым правилам проведения техосмотра
Несмотря на то, что 1 марта совсем не за горами, к реформе техосмотра готово далеко не всё. Вплоть до того, что до сих пор не принят ряд необходимых для вступления в силу поправок нормативных актов!
Напомним, что по новым правилам диагностическая карта будет заполняться прямо в единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО). Туда же будут загружаться фотографии машины на въезде на диагностику и на выезде с неё — с фиксацией времени и места проведения съёмки.
Но обновлённая ЕАИСТО ещё не введена в эксплуатацию. Проект приказа МВД о запуске системы в эксплуатацию был опубликован для общественного обсуждения ещё полгода назад, однако месяц назад появилось уведомление о начале разработки очередного документа. Вероятно, предыдущий вариант пришлось переделывать в связи с глубокой модернизацией самой ЕАИСТО.
Ещё одна проблема: требования к пунктам техосмотра, которые утвердил Минтранс, оказались трудновыполнимыми на практике. Погрешность в 15 метров при определении места съёмки соблюсти практически невозможно — ведь пункты ТО находятся не в чистом поле, а окружающие здания, стены и крыша самой станции могут мешать сигналу спутника.
Да и диагностическая линия может быть довольно длинной, особенно если на ней проверяются разные категории транспорта: не только легковушки, но и, например, грузовики или автобусы. Поэтому Минтранс обещал смягчить требование о 15-метровой погрешности. Но только к сентябрю.
То есть пункты ТО начнут работать по одним правилам, в процессе работы правила изменятся, и операторам придётся вновь тратиться на переоснащение? А что будет с теми диагностическими картами, которые операторы выдали до того, как перестали соответствовать требованиям Минтранса? Их аннулируют? Вопросов пока больше, чем ответов.
В конце концов, до сих пор не установлены даже тарифы на техосмотр по новым правилам. Впрочем, несмотря на условия неопределённости, операторы готовы работать в соответствии с поправками: ведь им нужно отбивать средства, уже вложенные в модернизацию линий.
Перенос сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра
Первыми о необходимости переноса сроков вступления в силу новых правил проведения техосмотра заговорили страховщики. На совещании в Центробанке Российский союз автостраховщиков предложил регулятору отвязать диагностическую карту от полиса ОСАГО хотя бы на время — на полгода-год.
Сейчас карта (свидетельство об успешном прохождении ТО) и полис ОСАГО тесно связаны: без номера диагностической карты невозможно оформить «автогражданку».
К тому же подобная схема уже существовала, причём совсем недавно — из-за пандемии, когда пункты ТО были закрыты. Чтобы не оставить автовладельцев без средств передвижения, было принято решение продавать полисы без диагностической карты. С оговоркой: осмотр всё равно надо было пройти после снятия ограничений.
Партия «Справедливая Россия» пошла ещё дальше и заявила о подготовке законопроекта, который вообще освободит от прохождения техосмотра легковые автомобили, за исключением такси и служебных машин. Об этом в своём Telegram-канале заявил лидер фракции Сергей Миронов. «Так называемая реформа ТО не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодоприобретателей», — считает Сергей Миронов.
Он пояснил, что доводы о необходимости введения новой системы несостоятельны в связи с тем, что «сегодня 80 процентов диагностических карт покупается без реального осмотра». Реформа, по его мнению, ничего не изменит, а только увеличит стоимость процедуры и, соответственно, расходы автомобилистов.
Однако, даже если такой законопроект будет разработан, в оставшиеся сроки принять его никак не успеют. Но, как считает Сергей Миронов, у правительства есть шанс выйти из сложившегося положения, отложив старт реформы.
Страховщики предлагают выдавать ОСАГО без техосмотра
Как рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов, было проведено анкетирование операторов техосмотра: всего их в реестре более пяти тысяч. Их спрашивали о готовности работать по новым правилам и соответствии пунктов ТО новым требованиям. Ответы были получены только от 2,5 тысячи операторов, поэтому в РСА попросту не знают, планируют ли остальные компании продолжить работу.
Согласно новым требованиям, обеспеченность каждого региона операторами техосмотра – задача местных властей. Поэтому РСА разослал ещё и обращения к губернаторам с просьбой проверить обеспеченность пунктами техосмотра их регионов. Ответов пока нет.
«РСА обеспокоен складывающейся ситуацией, предвидит затруднения для водителей с прохождением ТО при нехватке операторов, отвечающих новым требованиям закона, — поделился опасениями президент РСА Игорь Юргенс. — В ходе встречи в Центробанке автостраховщики предложили регулятору поддержать их инициативу о полной отвязке диагностических карт от полисов автогражданки при оформлении договора ОСАГО, чтобы избежать возможной дестабилизации своего сегмента».
Если возникнут очереди на пунктах ТО или сложности с оформлением диагностических карт, то автовладельцы попросту не смогут приобрести полис ОСАГО. В такой ситуации велика вероятность, что многие предпочтут ездить вообще без полисов. А это больно ударит не только по страховщикам, но и по автовладельцам, которые попадут в ДТП по вине незастрахованных: как в таком случае возмещать ущерб, не совсем понятно.
Что думают операторы ТО?
Как рассказал генеральный директор одного из операторов в Волгограде Александр Сердюков, отвязывать техосмотр от полиса сейчас нельзя, а понимание, хватит ли пунктов ТО или нет, появится только после запуска новой системы. В субъектах проводятся совещания ГИБДД с операторами, и, например, в Волгограде пунктов вроде бы хватает.
При этом все операторы сходятся на том, что отвязка, которую предлагают страховщики, станет могильным камнем на всей отрасли техосмотра. В ожидании реформы, чтобы соответствовать новым требованиям и правилам, операторы вложились в оборудование, а также модернизацию помещений, смотровых ям и даже ворот. Все эти вложения надо компенсировать. А при отвязке диагностических карт от полисов стимула у автомобилистов пройти ТО попросту не будет.
Почему? Потому что возможность выписывать штраф с помощью камер за отсутствие техосмотра появится только с 1 марта следующего года. А значит, на пункты ТО приедут только автобусы, диагностировать которые будут в присутствии сотрудников ГИБДД.
При отсутствии заработка операторы начнут банкротиться, и к 1 марта следующего года проводить ТО любого транспорта, за исключением автобусов, будет уже некому. Наконец, операторы уверены, что передавать функции технического осмотра автомобилей станциям технического обслуживания нельзя.
«Не все работы проводятся в дилерских сервисах, — говорит Александр Сердюков. — Как только гарантия заканчивается, автовладельцы предпочитают ремонтировать машины сами или в гараже «у дяди Васи». К тому же средний возраст автопарка в стране превышает 14 лет. То есть возраст, когда за машиной нужен регулярный контроль. Но мало кто даже перед тем, как сесть за руль, проверит состояние автомобиля, хотя эта обязанность прописана в правилах дорожного движения. Дилеры тоже экономят на материалах. Поэтому за ними должен быть контроль.
У нас вид деятельности «ремонт транспортных средств» не лицензируется. К нам приезжали люди после таких дилеров, и мы выявляли неисправность тормозной системы. В той же Германии люди обслуживаются в зарегистрированных компаниях, и у них есть обязательное ТО».
Что об этом думают власти?
В Госавтоинспекции напомнили, что вопрос об отмене техосмотра для легковых автомобилей физических лиц поднимается регулярно. Но отменить его невозможно, потому что это требование Венской конвенции о дорожном движении, подписантом которой является Россия.
Однако в Конвенции говорится, что «в национальном законодательстве должно быть предписано проведение периодических технических осмотров:
автомобилей, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, более 8 мест для сидения;
автомобилей, используемых для перевозки грузов, разрешённая максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также прицепов к таким транспортным средствам.
Национальное законодательство должно, по возможности, распространять положения пункта 2 на другие категории транспортных средств».
То есть это рекомендательная, а не обязательная норма. При этом правительство два года назад уже давало отрицательный отзыв на предложение по отвязке диагностических карт от страховки. Центробанк никаких конкретных решений по этому поводу пока не предпринимал.
Источник статьи: http://www.9111.ru/questions/7777777771214872/