Определение скорости автомобиля перед торможением

Определение начальной скорости движения

ТС перед торможением

В рекомендациях для экспертов и в экспертной практике начальную скорость ТС находят по следам скольжения шин S до полной остановки:

(м/с)

(км/ч).

Берут значения S по наибольшей длине следов скольжения шин задних или передних колес. Если автомобиль с места ДТП был убран, то возникает вопрос о возможном исключении из общей длины следов размера базы автомобиля (S¢ = SL).

Если при торможении имел место резкий и вполне определенный переход на значительном расстоянии с одной характеристики сцепления на

другую (выход на обочину, на обледенелый участок с чистого асфальтобетона

или наоборот), то это учитывают следующим образом:

(м/с).

При небольших значениях общего пути S1 + S2 требуется детальный расчет с учетом нахождения на этих участках каждой оси ТС.

Если при торможении имело место столкновение, наезд на препятствие, то вначале следует определить скорость ТС в момент первого контакта Vc предварительным расчетным анализом сложного процесса взаимодействия ТС (см. далее расчет столкновений), а затем уже начальную скорость:

.

Когда в процессе торможения ТС двигалось с заносом и вращением продольной оси, то значение S в первом приближении можно взять по пути центра масс ТС.

Если проводилось экспериментальное торможение на месте ДТП, то начальная скорость может быть найдена более достоверно c использованием параметров такого торможения VЭ и SЭ:

.

Точность главным образом зависит от погрешностей спидометров, которые по имеющимся данным в среднем составляют: ВАЗ – 2106 – 6,5%, ВАЗ – 21093 – 4,8%, ВАЗ – 21213 – 0,6%, УАЗ – 31519 – 4,5%, ГАЗ –3110 – 5%. Поэтому при ДТП с легковыми автомобилями экспериментальное торможение легковым автомобилем дежурной группы ГИБДД с протарированным спидометром позволит получить более близкое к действительному значение скорости, нежели рассчитанные с использованием значений коэффициента сцепления из таблиц.

При отсутствии следов скольжения шин скорость автомобиля при разгоне с места может быть найдена по пути разгона SР, примерной его интенсивности jР и времени разгона tР:

; ;

; (м/с).

Для этого можно замерить при эксперименте время разгона на определенном пути или принять по показаниям уровень среднего ускорения в зависимости от расчетного максимального значения по технической характеристике автомобиля.

Скорость ТС может быть приближенно найдена по пути его остановки Sо после какого-либо небольшого удара по нему или контакта с другим ТС, а также при воздействии неровности. Для этого придется задаться уровнем замедления при такой остановке и временем реакции:

(м/с),

Также в случае выполнения автомобилем поворота скорость может быть найдена по радиусу его траектории и коэффициенту боковой перегрузки, который до начала ощущения водителем и пассажирами опасности от боковой силы обычно менее 0,35 [23]:

(м/с).

Максимальное значение скорости при этом не могло превышать значения по условиям бокового скольжения:

(м/с); jy =0,8j.

Полученные указанными расчетными способами значения скорости при отсутствии следов скольжения можно использовать как базовые для проверки значений скорости по показаниям участников ДТП и свидетелей. Последние, как правило, очень неточные и часто заниженные [2], но обычно именно эти значения выносятся в качестве исходных данных в постановлении следователей и суда. Поэтому эксперту приходится проверять их расчетами, а иногда указывать на их несоответствие вообще режиму движения потока на данном участке дороги, а также реальному формированию опасной ситуации.

9.4. Определение тормозного и остановочного пути

Расчет ведут по тормозной диаграмме упрощенной формы при нарастании замедления с постоянным темпом jT = кt до установившегося значения, которое принимается постоянным.

Замедлением за время реакции водителя и время запаздывания пренебрегают, значение пути за это время находится произведением S1+S2=Vo·(t1 + t2). На участке диаграммы от t2 до t3 скорость изменяется по выражению Voкt и при t = t3 она снижается до уровня V3 =Voкt3 2 / 2. Значение пройденного пути за время t3 получается интегрированием S3=Vot3кt3 2 / 6.

Значение пути S4 торможения с постоянным замедлением находится по выражению

Сумма S1 + S2 + S3 + S4 при замене значения кt3 = jТ, и пренебрегая из-за малости t3 составляющими в высокой степени, получается в виде значения остановочного пути, м:

При подстановке значения скорости в км/ч

Величина тормозного пути соответствует пройденному пути с момента начала нажатия на тормозную педаль:

Если на месте ДТП зафиксированы следы скольжения шин S при экстренном торможении, то значения остановочного и тормозного пути определяют по выражениям:

В постановлениях на проведение экспертизы часто задаются вопросы о скорости движения ТС с учетом следов юза его шин и о соответствии ее показаниям участников и свидетелей, вопросы о величине остановочного пути ТС с заданного значения скорости в данных дорожных условиях, а также о технической возможности предотвращения ДТП своевременным экстренным торможением. Для ответа на последний, практически важный вопрос необходимо определить удаление ТС от препятствия (места наезда или столкновения) в момент объективной опасности и сравнить это удаление с величиной остановочного пути.

Также ставят вопросы о причинной связи неисправности в тормозном управлении с фактом ДТП и его последствиями. В таких случаях определяется техническая возможность предотвращения ДТП при неисправности в тормозном управлении и для условия экстренного торможения технически исправного ТС. Также находится скорость наезда, если ТС не могло быть остановлено до препятствия при исправном тормозном управлении, чтобы выявить связь неисправности уже не с фактом ДТП, а с тяжестью последствий.

Источник статьи: http://zdamsam.ru/a66415.html

Бесплатная программа для расчёта скорости и тормозного пути

Как определить скорость автомобиля и тормозной путь?

Ниже рассматривается небольшая бесплатная программка для расчёта тормозного пути автомобиля при известной скорости и наоборот (можно рассчитать скорость при известном тормозном пути).

Тормозной путь — это расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки.

Полный тормозной путь включает в себя также расстояние, проходимое за время от момента восприятия водителем (машинистом) необходимости торможения до приведения в действие органов управления тормозами.

Длина тормозного пути пропорциональна квадрату скорости движения, быстроте срабатывания тормозов, нагрузке, приходящейся на затормаживаемые колёса, коэффициенту сцепления колёс с дорогой, а также зависит от реакции водителя. Длина тормозного пути зависит от состояния тормозной системы, скорости движения автомобиля, состояния дороги, а также от состояния и качества шин. При увеличении скорости движения автомобиля, например в 2 раза, тормозной путь возрастает примерно в 4 раза. На мокрой дороге тормозной путь легкового автомобиля увеличивается по сравнению с сухой дорогой в 2 раза, а на заснеженной и обледеневшей поверхности дороги – примерно в 4 раза. Остановочный путь включает тормозной путь, а также расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя (от осознания опасности до начала нажатия на педаль тормоза). Отрезок пути, который проходит автомобиль за время реакции водителя, автомобиль движется с неизменной скоростью.

Как определить скорость автомобиля по тормозному пути?

Равнозамедленное движение: v х v/2=Sa,

где v — скорость до начала торможения,

S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту),

a-ускорение (замедление) в торможении.

Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след). Значение коэффициента сцепления может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокировки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте — колеса были заблокированы. Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.

Скорость по тормозному пути, зафиксированному в протоколе, будут определять в ГИБДД: у них имеется рукописная схема, где напротив определенной длины тормозного пути выставлена соответствующая скорость; плюс-минус для них дело несущественное.

Расчет тормозного пути и скорости

Экспертиза ГИБДД и МВД использует следующие формулы и методики. Можете сами найти и сделать расчеты.

Va =0.5 х t3 х j + v2Sю х j = 0,5 0,3 5 + v2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с =54,9 км/ч

где: в выражении v2Sю х j, v — это квадратный корень для всего выражения, просто не получилось при написании. Va — начальная скорость автомобиля, м/с; t3 — время нарастания замедления автомобиля, с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже) для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при «юзе» в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч; — длинна тормозного следа (юза), м.

S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j, где: S0 — путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь); S1 + S2 +S3+ S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4; t1 — время реакции водителя, -0,8с; t2 — время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.; t3 — время нарастания замедления, 0,3с; t4 = Vю/j = Va/j — 0,5t3 — время полного торможения, с.

T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j; приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля. Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.

Тормозной путь S=Kэ*V*V/(254*Фc), где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1); V — скорость в км/ч в начале торможения; Фc — коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога).

След юза

В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда: Sю=Vю*Vю/2j, где — длина следа торможения (м); — скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с) j — установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))

Это величина — экспериментально-расчетная, у конкретного автомобиля может быть иная. Может быть расситана по следующей формуле: j=f*g, где f — коэффициент продольного сцепления шин с дорогой — замеряется на месте ДТП с помощью «пятого колеса» или переносных приборов, а g — 9.8 м/(с*с) Однако не забывайте, что до начала полного торможения, автомобиль проходит некоторое расстояние с нарастанием замедления, поэтому Vю=Vа-0.5*t(3)*j, где — начальная скорость автомобиля, а t(3) — время нарастания замедления, которое зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля. При пневматическом приводе оно больше, чем при гидравлическом, и возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.

Остановочный путь S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J), где: T1 = 0,8с — время реакции водителя; T2 = 0,1с — время запаздывания срабатывания тормозного привода; T3 = 0,35 — время нарастания замедления; V = 70 км/ч — скорость; J = 6,8 — установившееся замедление. Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 — 1,4 с (с шагом 0,2). Почему эксперты применяют 0,8 — не понятно (у каждого человека разная реакция — поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).

Сопоставим длину тормозного следа и скорость автомобиля Формула выглядит так: Sю= 0,5xTзxVo + Vo^2/(2xj), где: — начальная скорость автомобиля, м/с; — время нарастания замедления автомобиля,с; j — установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; (для мокрого покрытия-5 м/с2, для сухого покрытия j=6,8 м/с2 по ГОСТ 25478-91); — длинна тормозного следа (юза), м.; — по методикам ГИБДД = 0,3 с.

Таблица соответствия категорий

Для того, чтобы Вам было проще ориентироваться в многообразии категорий технического регламента, я составил специальную таблицу, содержащую соответствующие категории ПДД и технического регламента. Просмотрев эту таблицу, Вы сразу же сможете определить, к какой категории относится Ваше транспортное средство.

Категория ВУ Категория технического регламента
A L3-L5
B (легковые) M1
B (грузовые) N1
C N2-N3
D M2-M3
E O2-O4

По этой таблице Вы можете без труда определить категорию Вашего транспортного средства по техническому регламенту.

Возможности программы:

Программа позволяет рассчитать:

  • тормозной путь автомобиля;
  • скорость по тормозному пути;
  • если у Вас есть видеорегистратор то программа поможет рассчитать
    скорость и время пройденного пути.

Расчёт скорости по известному тормозному пути

Справа вверху ставим галочку «Известна длинна тормозного следа, юза»

Слева в окошке «Длинна тормозного следа» ставим значение в метрах.

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.

Расчёт тормозному пути по скорости

Справа вверху галочку снимаем (если стоит) «Известна длинна тормозного следа, юза»

Слева в окошке «Скорость» ставим значение в км/ч.

Вычисление значений выходят в зелёных окошках внизу в красном прямоугольнике.

В программе есть возможность определять скорость по показаниям времени регистратора, проезжая вдоль дороги, засекая время от одной опоры до другой (синий текст в окошке слева).

Инсталяция: Скачать архив (ссылка ниже). Разархивировать в любую папку на компьютере. Запустить файл: tormoz.exe

Деинсталяция: удалить папку со всеми файлами программы.

Сайт автора:rzd2001.narod.ru

Размер: 3Мб

Справочная литература: 1. Иларионов В.А. «Экспертиза дорожно-транспортных происшествий». М., Транспорт, 1989г. 2. Иларионов В.А. «Задачи и примеры по экспертизе ДТП». Учебное пособие. МАДИ. М., 1990г. 3. Коршаков И.К., Сытник В.Н. «Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий». Учебное пособие. МАДИ. М.1991г. 4. Ермаков Ф. «Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы» Российская юстиция, №5, 1997г.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

П О П У Л Я Р Н О Е:

Чтобы заправить картриджи, либо СНПЧ и можно было печатать на принтере без ошибок на пустые чернила нужна программа для их сброса.

Бесплатная программа для Epson CX4300 делает сброс чернил и памперс, обнуляет счетчик страниц в самом аппарате. Что бы программа ServiceFT видела принтер нужно отключить все USB.

Antivirus TrustGo & Mobile Security

Сегодня в глобальной сети Интернет полно всяких вирусов и различных шпионских программ. Если Вы пользуетесь Интернетом, то для безопасности Вашего телефона лучше установить антивирус.

Антивирус — это специальная программа, которая позволяет защитить Ваш телефон, компьютер и т.п. от атак всевозможных вредоносных программ.

Во многих современных автомобилях стеклоочистители работают в разных режимах — непрерывном и пульсирующем ( между взмахами щеток наступает пауза), этот режим очень удобен при слабом дожде и измороси, но жалко не во всех автомобилях он есть. В некоторых автомобилях с базовой комплектацией он отсутствует. Возникает вопрос: как оснастить свой автомобиль таким режимом? Подробнее…

Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/besplatnaya-programma-dlya-raschyota-tormoznogo-puti/

Читайте также:  Буксирующий автомобиль это как
Оцените статью