- Автомобильный справочник
- для настоящих любителей техники
- Обгон автомобиля
- Путь обгона автомобиля
- Дистанция безопасности автомобиля
- Обгон автомобиля с постоянной скоростью
- Обгон автомобиля при постоянном ускорении
- График определения пути обгона
- Визуальный диапазон видимости на дороге
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Главы
- О справочнике
- Советы по обгону на дороге: все, что нужно знать
- Что такое обгон?
- Обгон в ПДД
- Правила обгона
- Советы по обгону
- Определение скорости обгоняемого автомобиля
- § 37. Обгон
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Обгон автомобиля
Современные принципы организации дорожного движения все больше внимания уделяют конструкции автомобиля с точки зрения безопасности. При этом необходимо учитывать маневренность автомобиля, его габариты и устойчивость при движении в различных дорожных условиях. Обгон автомобиля является сложным и опасным маневром, вызванным желанием водителя двигаться без потерь времени. Трудность правильного выполнения обгона в сочетании с высокой скоростью требует от водителя безошибочного расчета и точных действий по управлению автомобилем. Вот о том, каким бывает обгон автомобиля, мы и поговорим в этой статье.
Весь маневр обгона включает в себя такие стадии, как выезд обгоняющего автомобиля с полосы своего движения, опережение другого автомобиля и возвращение снова на свою полосу движения (см. рис. «Путь обгона» ). Решение водителя о необходимости обгона принимается под действием ряда обстоятельств, точное определение которых затруднено. По этим причинам в приведенных графиках и иллюстрациях, а также уравнениях рассматриваются только два частных случая: обгон автомобиля при постоянной скорости движения и обгон при постоянном ускорении. Можно упростить графики, если представить путь обгона SU как сумму двух составляющих SH и SL, а также не учитывать дополнительный путь, который проходит обгоняющий автомобиль при выезде со своей полосы движения и въезде на нее снова.
Путь обгона автомобиля
Путь обгона равен:
(см. переменные, приведенные в табл. «Условные обозначения»).
Путь SH, который обгоняющий автомобиль должен пройти относительно обгоняемого (он считается неподвижным), можно выразить через сумму габаритной длины l1 и l2 обоих автомобилей и дистанций безопасности S1 и S2
В течение времени обгона tu обгоняемый автомобиль проходит расстояние SL — это расстояние, которое должен пройти обгоняющий автомобиль для обеспечения дистанции безопасности.
Дистанция безопасности автомобиля
Минимальная дистанция безопасности соответствует расстоянию, проходимому в течение времени, предшествующего торможению tvz. Величина дистанции безопасности при времени, предшествующему торможению tvz = 1,08 с при скорости в км/ч составляет (0,3 v) метров. Однако, за пределами зон застройки рекомендуется принимать ее равной как минимум 0,5 v.
Обгон автомобиля с постоянной скоростью
На автомагистралях с более чем двумя полосами движения обгоняющий автомобиль может выполнять обгон автомобиля, не изменяя скорости движения. При этом время обгона (от момента изменения первоначальной полосы движения до момента возвращения на эту же полосу) будет равно:
где: t — в с, S — в м, а v — в км/ч.
Обгон автомобиля при постоянном ускорении
На узкой дороге скорость обычно снижается до скорости идущего впереди легкового или грузового автомобиля, а затем производится необходимый для обгона разгон. Величина ускорения зависит от мощности двигателя, массы автомобиля, скорости движения и сопротивления движению: значение ускорения обычно лежит в диапазоне 0,4 — 0,8 м/с 2 и поднимается до 1,4 м/с 2 при включении низших передач для повышения интенсивности разгона и соответствующего уменьшения времени обгона. Путь, необходимый для обгона, никогда не должен превышать половины видимого отрезка дороги.
Если допустить, что постоянное ускорение может поддерживаться в течение всего маневра, то время обгона будет равно:
Расстояние, которое обгоняемый автомобиль проходит в течение этого периода, определяется как
Тогда путь обгона:
где t — в с, S — в м, а v — в км/ч.
График определения пути обгона
В левой части рис. «График определения пути обгона» показано относительное расстояние SH для разностей скоростей vH—vLи ускорений а. А в правой части — расстояния SL, проходимые обгоняемым автомобилем при различных скоростях vL. Путь обгона SU при этом равен сумме SH и SL.
Сначала определяется путь SH, который должен пройти обгоняющий автомобиль. Вводим это расстояние в левой части диаграммы между осью Y и соответствующей линией (vH—vL) или линией ускорения. Затем продолжаем эту линию вправо до линии скорости vL.
Пример (представлен штрихпунктирными линиями на графике определения пути обгона):
Решение:
находим точку пересечения: а = 0,4 м/с2 и
SH =15 + 15 + 10 + 5 = 45м
на левой стороне графика и определяем:
Визуальный диапазон видимости на дороге
Для безопасного выполнения обгона на узкой дороге расстояние видимости должно быть равно, как минимум, сумме пути обгона и расстояния, которое проходит встречный автомобиль за время выполнения маневра. Это расстояние равно примерно 400 м, если обгоняющий и встречный автомобили движутся со скоростями 90 км/ч, а обгоняемый автомобиль — со скоростью 60 км/ч.
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:
Добавить комментарий Отменить ответ
Главы
- Энциклопедия техники (19)
- История автомобилестроения (20)
- Полезные советы (3)
- Действующие единицы (1)
- Законы физики в автомобиле (15)
- Математическое моделирование в автомобилестроении (3)
- Материалы в автомобилестроении (10)
- Рабочие жидкости (5)
- Детали машин (6)
- Способы соединения деталей (8)
- Физика автомобиля (10)
- Двигатели внутреннего сгорания (23)
- Диагностика двигателя (8)
- Нормы контроля и диагностики токсичности отработавших газов (17)
- Системы управления бензиновыми двигателями (11)
- Работа двигателя на альтернативных видах топлива (2)
- Системы управления дизельными двигателями (9)
- Альтернативные виды приводов (3)
- Трансмиссия (47)
- Системы шасси (18)
- Управление шасси и активная безопасность (6)
- Автомобильные кузова (10)
- Пассивная безопасность автомобиля (1)
- Системы охраны автомобилей (1)
- Охранные автомобильные системы (1)
- Автомобильное электрооборудование (11)
- Свечи зажигания (6)
- Автомобильная электроника (21)
- Системы комфорта и удобства (2)
- Пользовательские интерфейсы (3)
- Системы повышения безопасности дорожного движения (7)
О справочнике
За последние время автомобилестроение превратилось в чрезвычайно сложную отрасль. Все труднее и труднее становится представить всю отрасль в целом, и еще сложнее постоянно следить за направлениями, которые важны для автомобилестроения. Многие из этих направлений подробно описаны в специальной литературе. Тем не менее, для тех, кто впервые сталкивается с данными темами, имеющаяся специальная литература не представляется легкой и тяжело усваивается в ограниченные сроки. В этой связи этот «Автомобильный справочник» будет очень кстати. Он структурирован таким образом, чтобы быть понятным даже для тех читателей, которые впервые встречаются с каким-либо разделом. Наиболее важные темы, относящиеся к автомобилестроению, собраны в компактном, простом для понимания и удобном с практической точки зрения виде.
Источник статьи: http://press.ocenin.ru/obgon-avtomobilya/
Советы по обгону на дороге: все, что нужно знать
Неправильный обгон — одно из частых нарушений на дороге, которое может привести не только к штрафам от ГИБДД, но и серьезной аварии с человеческими жертвами. Ошибки делают начинающие и опытные водители, слишком уверенные в своем профессионализме.
Что такое обгон?
Обгон трактуется как маневр автомобиля, осуществляющий опережение впереди идущей машины с выездом на встречную полосу движения. После завершения маневра нужно вернуться на свою полосу, встав впереди машины, идущей в попутном направлении.
Не нужно путать обгон с обычным опережением. В первом случае подразумевается выезд на встречку. Опережение производится при одностороннем движении или по полосе попутного движения на 4-полосной дороги.
Обгон в ПДД
Подробно о требованиях к обгону рассказано в 11 главе ПДД:
- 11.1 — обгон осуществляется при условии, что встречная полоса свободна. Водитель должен быть уверен в безопасности опережения впереди идущего транспорта.
- 11.2 — нельзя обгонять, если машина впереди совершает опережение другого транспорта или препятствия. Запрещено производить обгон, если обгоняемый автомобиль подал сигнал поворота влево.
- 11.3 — водитель обгоняемого транспорта не должен препятствовать опережению другого автомобиля.
О запрете на обгон сказано в 11.4:
- на переходах для пешеходов;
- на жд-переездах и за сотню метров до рельсов;
- в тоннелях, на мостах;
- на поворотах;
- на горе;
- на перекрестках.
За неправильный обгон водителю грозит штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей или лишение удостоверения на полгода.
Правила обгона
Для начала рассмотрим ситуации, когда нельзя делать обгон:
- Действие знака «Обгон запрещен».
- До впереди идущего транспорта небольшое расстояние, что может спровоцировать столкновение при увеличении скорости.
- Автомобиль не может набрать высокую скорость.
- Плохая видимость на дороге.
- Впереди движется тяжеловесный транспорт, закрывающий обзор.
- Автомобиль приближается к пешеходному переходу или жд-переезду.
- Автомобиль начала обгонять машина, идущая сзади.
Определена манера поведения водителя, планирующего обогнать транспортное средство. Пренебрегать этими правилами нельзя:
- Убедитесь в безопасности обгона. Полоса свободная на большом расстоянии, сзади водителя не обгоняют, а впереди идущий транспорт не включил левый поворотник.
- Сократите дистанцию между автомобилем и впереди идущей машины.
- Включите левый поворотник.
- Перед обгоном увеличьте скорость движения. Она должна быть на 20 км/ч больше, чем скорость обгоняемого транспорта. Если во время обгона на встречной полосе в зоне видимости появилась другая машина, по возможности вернитесь назад или увеличьте скорость, чтобы успеть совершить маневр. Здесь нужно быть предельно расчетливым и внимательным.
- На обгон должно уйти около 5 секунд.
- После обгона нельзя оставаться на встречной полосе даже при отсутствии машин.
Советы по обгону
Исходя из правил обгона, указанных в законодательстве, можно дать водителям несколько советов, которые помогут грамотно совершить маневр.
- Обгон совершайте плавно и без резких маневром. Набрав скорость для обгона, завершите маневр. Экстренную остановку и возврат делайте в случае, если сзади отсутствуют машины, а на встречной полосе они появилось.
- Труднее всего обгонять фуры. Они закрывают обзор и создают препятствие для опережения. По правилам, тяжеловесные машины должны прижиматься к обочине, чтобы пропустить машины. Если этого не происходит, дождитесь хорошего обзора. Соблюдение правила «Не уверен — не обгоняй» спасло множество жизней.
- Не забывайте включать поворотники. Они предупреждают других водителей о том, что вы планируете сделать обгон. Включить поворотники нужно заранее, в момент уменьшения дистанции между впереди идущим транспортным средством. Включаете направление влево. После обгона включите правый поворотник, чтобы предупредить водителя о своем намерении встать впереди него.
- Скорость машины при обгоне зависит от скорости обгоняемого транспорта. В среднем, она должна быть на 10-20 км/ч больше.
- При подъеме в гору лучше не опережать автомобиль. Если видимость хорошая, а расстояния достаточно для обгона, действуйте по общим правилам.
- Никогда не обгоняйте автомобиль по правой стороне. Это запрещено и очень опасно.
- Не опережайте транспорт на перекрестках.
- Если впереди идущий грузовик (большегруз, фура) начала обгон, не спешите сокращать дистанцию с впереди идущим транспортом, остальте этот «карман», пока грузовик не завершит обгон. Может случиться, что ему придется возвращаться в свой ряд, а там уже будет ваша машина.
- Если на дороге плохая видимость из-за осадков, отсутствия дорожного освещения или по другим причинам, обгон совершать нельзя. Именно в такие моменты случается больше всего страшных аварий. Сэкономленные несколько минут не стоят человеческих жизней.
- При гололеде на дороге обгон также опасен. Если и делать опережение, то при полном отсутствии машин на встречке в зоне видимости.
Многие водители пугаются, когда при совершении маневра появляется машина на встречной полосе. В этой ситуации нужно действовать уверенно и быстро. Если расстояния хватит для завершения маневра, нужно прибавить скорость и встать впереди машины на свою полосу. При отсутствии уверенности в том, что успеете завершить маневр, лучше вернуться на свою полосу.
Если ситуация выходит из под контроля, моргайте фарами, машите руками и сигнальте, чтобы показать встречному транспорту опасную ситуацию. Экстренное торможение обоих машин может предупредить столкновение автомобилей и страшные последствия.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/rudorogi/sovety-po-obgonu-na-doroge-vse-chto-nujno-znat-5a43aeab1410c3ff7fd08fdb
Определение скорости обгоняемого автомобиля
§ 37. Обгон
Обгон является одним из наиболее сложных маневров, требующих от водителя точного расчета и высокого мастерства.
В соответствии с определением, которое дается в Правилах дорожного движения, под обгоном понимается «. опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда». Таким образом, обязательным элементом обгона является выезд из занимаемого ряда. Поэтому опережение при движении в параллельных рядах не рассматривается как обгон.
Обгон необходим для поддержания желаемой скорости движения. Однако обгонять целесообразно только те транспортные средства, которые движутся со скоростью меньшей, чем средняя для всего потока. Это чаще всего большегрузные автомобили, автопоезда, автомобили старых моделей.
Обгонять в условиях интенсивного городского движения не только опасно, но порой просто не имеет никакого смысла.
Некоторые водители при включении зеленого сигнала светофора резко уходят от стоп-линий, лавируют в потоке машин, перестраиваются из ряда в ряд и обгоняют всех, кого только удается. Но у следующего светофора они с большим удивлением замечают, что стоят вместе с теми, кого только что обогнали. Спрашивается, к чему тот риск, которому они подвергали себя и окружающих? Ведь темп движения на городокой улице задают светофоры, и выйти из режима, например, «зеленой волны» без нарушения Правил практически нельзя.
Другое дело, при незначительной интенсивности движения на дороге вне города, где, обогнав какой-нибудь одиночный тихоходный автомобиль, водитель получает возможность двигаться дальше со значительно более высокой средней скоростью. В таких условиях обгон вполне оправдан.
Обгон опасен тем, что в процессе выполнения этого маневра автомобиль движется определенное время по полосе встречного движения, на которой чаще всего и происходят столкновения (рис. 69).
Рис. 69. Водитель при обгоне неправильно рассчитал расстояние до встречного автомобиля и не успел вернуться на свою полосу
Прежде чем принять решение об обгоне, водитель должен, как требуют Правила дорожного движения, «. убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам».
Обгоняющий создает ситуацию обгона другим участникам движения и потому на него возлагается основная ответственность за дальнейшее развитие событий. Всегда следует исходить из худшего варианта — водитель обгоняемого транспортного средства может не слышать сигналов об обгоне и не видеть обгоняющего.
Нужно учитывать, что водитель движущегося впереди транспортного средства может неожиданно «вильнуть» влево, объезжая какое-либо препятствие на проезжей части, не включив при этом указатели поворота. Еще опаснее, если он вдруг резко затормозит и без предупреждения повернет налево на плохо заметный съезд или грунтовую дорогу. Именно в таких ситуациях довольно часто совершаются дорожно-транспортные происшествия. Поэтому, если в характере движения автомобиля, который вы хотите обогнать, заметны какие либо отклонения от «нормы», то от маневра лучше воздержаться.
Перед началом обгона рекомендуется осмотреть дорогу впереди и сзади автомобиля через зеркало заднего вида, убедившись, что следующее впереди транспортное средство не начинает обгон и что вас никто не обгоняет. Если имеются знаки, предупреждающее о наличии впереди перекрестка, то лучше не идти на обгон, даже если этот маневр разрешен Правилами движения. Следует помнить о случаях, когда обгонять категорически запрещается: на перекрестках равнозначных дорог; железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними; в конце подъемов и на других участках с ограниченной видимостью; с выездом на полосу встречного движения запрещается обгонять транспортное средство, совершающее обгон или объезд («двойной обгон»). О запрещении обгона водителя информируют соответствующие дорожные знаки и разметка.
Очень важно уметь правильно оценить расстояние, на котором свободна встречная полоса, чтобы, начав обгон, не пришлось потом отказываться от его продолжения.
Путь обгона, а следовательно, и необходимое «окно» на встречной полосе зависят от многих факторов. Существенно влияют на продолжительность обгона скорости автомобилей, длина транспортных средств, опыт водителей, способ выполнения обгона, динамические качества автомобилей. Путь обгона сокращается, если имеется большой перевес в скорости. Быстрее и на меньшем расстоянии можно обгонять на автомобилях, обладающих хорошей динамикой разгона. Последнее качество имеет особо важное значение в плотных транспортных потоках, когда обгон начинается при одинаковых скоростях обгоняемого и обгоняющего автомобилей.
Рис. 70. Схема обгона
В общем случае при сравнительно малой интенсивности движения обгон происходит, как говорят, «с ходу». Рассмотрим подробнее схему такого обгона при условии, что скорости автомобилей в процессе его выполнения остаются постоянными (рис. 70). В верхней части схемы показана диаграмма «путь — время», а внизу основные этапы этого маневра. Автомобиль 1 двигается со скоростью V1 и приближается к автомобилю 2, который двигается со скоростью V2. Затем он перестраивается на полосу встречного движения (участок Sп) и заканчивает перестроение, сохраняя дистанцию безопасности до обгоняемого 1б = 20 м. Следующим этапом будет движение по полосе встречного движения. При этом обгоняющий должен пройти путь, который, как это следует из схемы, включает две дистанции безопасности 21б, длину обгоняемого автомобиля 11 и длину обгоняющего автомобиля 12. Затем следует завершающая фаза обгона — возвращение на ранее занимаемую полосу. Для перестроения с одной полосы на другую затрачивается около 4 с. Поэтому расстояние, которое будет за это время пройдено обгоняющим автомобилем, составит Sп — 4V1. Таким образом, полный путь обгона складывается из двух перестроений и расстояния, проходимого по встречной полосе в момент опережения обгоняемого. При разнице в скоростях V1 — V2 обгоняющий опередит обгоняемый автомобиль, т. е, «отыграет» у него расстояние 2lб +l1 + l2 за время
С учетом этого полный путь обгона может быть выражен следующим образом:
Приняв lб = 20 м, l1 = 6 м и l2 = 18 м, получим
Анализ приведенной формулы показывает, что путь обгона увеличивается с возрастанием скорости обгоняемого транспортного средства. При постоянной скорости обгоняемого и при возрастании скорости обгоняющего путь обгона сначала сокращается, а затем снова увеличивается. Причем, наименьший путь обгона оказывается при разности в скоростях примерно 30 — 40 км/ч. Время обгона зависит только от соотношения скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, и при увеличении этой разницы время обгона сокращается.
Поэтому, чтобы обгон был безопасен, требуется достаточно большой свободный интервал во встречном транспортном потоке, и он должен быть тем больше, чем выше скорость обгоняемого и меньше перевес в скорости у обгоняющего автомобиля.
Результаты расчетов, выполненных по приведенной выше формуле применительно к различному соотношению скоростей обгоняемого и обгоняющего автомобилей, приведены в табл. 21. Значение пути обгона указано в числителе, а время, необходимое для совершения этого маневра,- в знаменателе.
В реальных условиях на режим обгона влияет множество факторов, которые невозможно учесть в расчетах.
Итак, оценив обстановку и приняв решение об обгоне, необходимо включить указатели поворота и, если условия позволяют, увеличить скорость. Приблизившись к обгоняемому транспортному средству на расстояние в метрах, численно равное скорости движения по спидометру, можно начинать перестроение для выезда на полосу встречного движения. Как ранее отмечалось, на перестроение требуется около 4 с. Сам процесс опережения обгоняемого автомобиля и движения по встречной полосе должен быть, по возможности, минимальным. Для этого рекомендуется в допустимых пределах еще увеличить скорость.
Таблица 21. Зависимость пути (м) и времени (с) обгона от скорости движения
Опередив обгоняемое транспортное средство и удалившись от него на расстояние не менее 20 м (на таком удалении обгоняемый автомобиль уже будет виден в зеркало заднего вида), можно начинать перестроение на правую полосу, предварительно включив указатели поворота.
Дополнительные трудности возникают при обгоне ночью и во время дождя. Правда, ночью обгоняемый, как правило, знает, что его обгоняют, поскольку переключение света фар обязательно будет замечено. Однако это не намного упрощает процесс обгона. Основная трудность обгонов ночью заключается в ограниченной светом фар видимости дороги, которая не превышает 100 — 150 м. Поэтому от обгонов в таких условиях рекомендуется воздерживаться и, во всяком случае, не обгонять при скоростях выше 80 — 90 км/ч, когда остановочный путь автомобиля превышает видимость в свете фар, даже при включенном дальнем свете.
Водители хорошо знают, как через зеркало заднего вида слепит дальний свет от движущихся сзади автомобилей. Все современные автомобили оборудуются двухпозиционными зеркалами, что позволяет практически нейтрализовать ослепление. Однако в транспортном потоке еще немало автомобилей, оснащенных обычными зеркалами. Поэтому водители не должны злоупотреблять дальним светом и, как того требуют Правила дорожного движения, переключать его заблаговременно, в том числе и при движении в попутном направлении. Дальний свет следует переключить на ближний, как только вы будете уверены, что сигнал об обгоне правильно понят и воспринят водителем движущегося впереди автомобиля. Снова включить дальний свет можно лишь после того, как ваш автомобиль поравняется с обгоняемым,
Во время дождя из-под колес движущегося впереди автомобиля поднимается грязевое облако, которое даже при включенных стеклоочистителях может доставить немало неприятностей. Грязезащитные фартуки лишь частично ослабляют это явление, поскольку мельчайшие капли воды и грязи очень сильно разбрасываются колесами в стороны. Поэтому ори обгоне, особенно крупногабаритных грузовых автомобилей, необходимо заранее включить стеклоочистители, предварительно обильно обмыв стекло водой.
Правила дорожного движения требуют, чтобы водитель обгоняемого транспортного средства никакими действиями не препятствовал обгону. Это означает, что водитель, восприняв сигналы об обгоне, не должен увеличивать скорость и «теснить» обгоняющего, продолжая движение по середине проезжей части. Опытный водитель, заметив, что его обгоняют, жестом руки или включением правых указателей поворота дает понять обгоняющему, что он уступает ему дорогу. При этом такой водитель предупредительно снизит скорость и освободит путь для обгона.
Бывают случаи, когда водитель начинает обгон, не убедившись, что этот маневр безопасен. Если вы видите, что обгоняющий может попасть в трудную ситуацию, то водительская этика требует, чтобы вы любыми возможными средствами предупредили его об этом. Сделать это можно каким-либо понятным жестом руки или включением левых указателей поворота. Обгоняющий наверняка поймет смысл предупреждения и будет вам за это благодарен.
К обгоняющему всегда нужно относиться доброжелательно, всячески помогая ему: ведь в таком же положении можете оказаться и вы.
И еще несколько замечаний об особенностях обгона на перекрестках. Правила дорожного движения разрешают обгонять с выездом на полосу встречного движения на регулируемых перекрестах и на нерегулируемых при движении по направлению главной дороги при условии, что разметка допускает такой маневр. Обгон же велосипедов и мотоциклов без колясок разрешен на любых перекрестках, ибо его можно безопасно выполнять с незначительным изменением траектории движения.
При разрешенном обгоне водители должны быть уверены, что этот маневр не создает помех другим транспортным средствам и пешеходам. На перекрестках, как известно, происходят перестроения, повороты, чаще, чем в других местах, проезжую часть переходят пешеходы. Поэтому на перекрестках водители должны быть особенно внимательными. К сожалению, из-за ошибок при обгоне на перекрестках нередко происходят столкновения между транспортными средствами, движущимися в попутном направлении.
Рассмотрим ряд характерных случаев, раскрывающих причины таких столкновений.
Типичная аварийная ситуация часто возникает на загородных дорогах при попытке мотоциклиста обогнать на перекрестке автопоезд или тяжелый грузовик. Обычно события развиваются в такой последовательности. Водитель мотоцикла, намереваясь совершить обгон, приближается почти вплотную к грузовому автомобилю и движется за ним, сместившись влево к оси дороги. В таком положении мотоциклист не видит знаков, расположенных справа, и порой не подозревает о том, что приближается к перекрестку.
Находясь слишком близко от обгоняемого автомобиля, мотоциклист не может правильно оценить действия водителя грузовика. Если нет встречных транспортных средств, мотоциклист делает рывок вперед и стремительно идет на обгон. А в это время грузовик вдруг резко сбавляет скорость и начинает поворачивать налево, на малозаметный съезд с дороги. В результате неизбежно столкновение. Обгоняющий водитель убежден, что действовал правильно, а аварийную ситуацию создал только водитель грузовика.
Конечно, водитель грузовика должен быть внимательным и, заметив обгоняющего, дать ему возможность закончить обгон. Тем более что Правила движения требуют в такой ситуации пропустить обгоняющего и только после этого совершать маневр.
Но и обгоняющий должен учитывать ситуацию и понимать, что обзорность у грузовиков намного хуже, чем у легковых автомобилей, что он может оказаться в непросматриваемой зоне, а звуковые сигналы об обгоне просто могут быть не слышны из-за шума в кабине грузовика.
Безопасность обгона в значительной мере зависит от умения обгоняющего правильно оценить обстановку на дороге. И если действия водителя движущегося впереди автомобиля вам не ясны до конца, лучше воздержаться от обгона и не рисковать.
Источник статьи: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000023/st038.shtml