- Три способа определить скорость автомобиля при ДТП
- Определение скорости автомобиля по тормозному пути
- Тормозной след
- Остановочный путь
- Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения
- Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций
- Определение скорости в момент наезда (столкновения)
- Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
- По тормозному следу
- По закону сохранения количества движения
- Исходя из полученных демормаций
- Что понимается под расчетной скорость автомобиля по СП 34.13330?
- Расчётная скорость и разрешенная. В чем отличия?
- Рассчитать, не значит ездить
- Какой тогда максимум?
Три способа определить скорость автомобиля при ДТП
После каждого дорожно-транспортного происшествия обязательно определяется скорость транспортного средства до и в момент удара или наезда. Данная величина имеет столь большое значение по нескольким причинам:
- Самый часто нарушаемый пункт правил дорожного движения именно превышение максимально допустимой скорости движения, и, таким образом, становиться возможным определить вероятного виновника ДТП.
- Также скорость влияет на тормозной путь, а значит и на возможность избежать столкновения или наезда.
Определение скорости автомобиля по тормозному пути
Под тормозным путём обычно понимают расстояние, которое проходит то или иное транспортное средство от начала торможения (или, если быть более точным, с момента активации тормозной системы) и до полной остановки. Общая, недетализированная формула, из которой возможно вывести формулу для расчета скорости, выглядит так:
Va = 0.5 х t3 х j + √2Sю х j = 0,5 0,3 5 + √2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с = 54,9 км/ч где: в выражении √2Sю х j, где:
- Va – начальная скорость автомобиля, измеряемая в метрах в секунду;
- t3 – время нарастания замедления автомобиля в секундах;
- j – установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; обратите внимание, что для мокрого покрытия – 5м/с2 по ГОСТ 25478-91, а для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при “юзе” в 21 метр равна 17,92м/с, или 64,5км/ч.
- Sю – длина тормозного следа (юза), измеряемая так же в метрах.
Исходя из указанного выше уравнения, можно сделать вывод, что на тормозной путь влияет в первую очередь скорость автомобиля, которую при известных остальных величинах нетрудно вычислить. Наиболее сложной частью вычислений по этой формуле является точное определение коэффициента трения, так как на его значение влияет целый ряд факторов:
- тип дорожного покрытия;
- погодные условия (при смачивании поверхности водой коэффициент трения уменьшается);
- тип шин;
- состояние шин.
Для точного результата расчётов также нужно принимать во внимание особенности тормозной системы конкретного транспортного средства, например:
- материал, а также качество изготовления тормозных колодок;
- диаметр тормозных дисков;
- функционирование или нарушения в работе электронных устройств, управляющих тормозной системой.
Тормозной след
После достаточно быстрой активации тормозной системы на дорожном покрытии остаются отпечатки – тормозные следы. В случае если колесо во время торможения заблокировано полностью и не вращается, остаются сплошные следы, (которые иногда называют «след юза») которые многие авторы призывают считать следствием максимально возможного нажатия на педаль тормоза («тормоз в пол»). В случае же когда педаль нажата не до конца (или присутствует какой-либо дефект тормозной системы) на дорожном покрытии остаются как бы «смазанные» отпечатки протектора, которые образуются вследствие неполной блокировки колес, которые при таком торможении сохраняют возможность вращаться.
Остановочный путь
Остановочным путём считают то расстояние, которое проходит определённое транспортное средство начиная с обнаружения водителем угрозы и до остановки автомобиля. Именно в этом заключается главное отличие тормозного пути и остановочного пути – последний включает в себя и расстояние, которое преодолел автомобиль за время срабатывания тормозной системы, и расстояние, которое было преодолено за время, понадобившееся водителю на осознание опасности и реакции на нее. На время реакции водителя влияют такие факторы:
- положение тела водителя;
- психоэмоциональное состояние водителя;
- утомление;
- некоторые заболевания;
- алкогольное или наркотическое опьянение.
Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения
Возможно также и определение скорости движения автомобиля по характеру его перемещения после столкновения, а также, в случае столкновения с другим транспортным средством, по перемещению второй машины в результате передачи кинетической энергии от первой. Особенно часто данный метод используют при столкновениях с неподвижными транспортными средствами, или если столкновение случилось под углом, близким к прямому.
Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций
Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует.
Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:
- конструкция каждого конкретного автомобиля;
- особенности распределения грузов;
- срок эксплуатации автомобиля;
- количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
- старение метала;
- модификации конструкции автомобиля.
Определение скорости в момент наезда (столкновения)
Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.
К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.
Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
По тормозному следу
Достоинства:
- относительная простота метода;
- большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
- достаточно точный результат;
- возможность быстрого получения результатов экспертизы.
Недостатки:
- при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
- не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.
По закону сохранения количества движения
Преимущества:
- возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
- при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
- удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.
Недостатки:
- отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
- по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
- метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.
Исходя из полученных демормаций
Преимущества:
- учитывает затраты энергии на образование деформаций;
- не требует наличия следов торможения.
Недостатки:
- сомнительная точность получаемых результатов;
- огромное количество учитываемых факторов;
- зачастую невозможность определения многих факторов;
- отсутствие стандартизированных воспроизводимых методик определения.
На практике чаще всего используют два метода – определение скорости по следу торможения и исходя из закона сохранения количества движения. При использовании двух этих методов одновременно обеспечивается максимально точный результат, так как методики дополняют друг друга.
Остальные способы определения скорости транспортного средства значительного распространения не получили по причине недостоверности получаемых результатов и/или необходимости громоздких и сложных вычислений. Также при оценке скорости автомобиля учитывают показания свидетелей происшествия, хотя в таком случае нужно помнить о субъективности восприятия скорости разными людьми.
В некоторой мере помочь разобраться с обстоятельствами происшествия и в итоге получить более точный результат может помочь анализ видео из камер наблюдения и видеорегистраторов.
Источник статьи: http://automethod.ru/na-doroge/dtp/skorost-avtomobilya.html
Что понимается под расчетной скорость автомобиля по СП 34.13330?
Понятие расчетной скорости автомобиля на автомобильных дорогах приведено в СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85.
Расчетная скорость- это наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги (п.3.27 СП 34.13330.2012).
В соответствии с п.5.1 СП 34.13330.2012 расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения принимают по таблице 5.1а.
Расчетные скорости, км/ч
Допускаемые на трудных участках местности
Примечания к таблице:
- Расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
- Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
- При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам категорий IБ, IB и II допускается при технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог категории III, a по нормам категорий III, IV — на категорию ниже соответственно.
- Для подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам категорий IБ и II при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие категории III.
- При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенного пункта, при технико-экономическом обосновании (согласно 4.8), допускается принимать расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной местности.
Согласно п.5.15 СП 34.13330.2012 расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия. Наименьшие расстояния видимости следует принимать по таблице 5.9.
Источник статьи: http://buildingclub.ru/chto-ponimaetsya-pod-raschetnoj-skorost-avtomobilya-po-sp-34-13330/
Расчётная скорость и разрешенная. В чем отличия?
Водители привыкли ездить с «запасом». Разрешено 60, значит, можно 80, поскольку есть штрафная вилка, прописанная в ст. 12.9 КоАП. Многие водители ссылаются на это, когда «запасаются» скоростью и на платных магистралях, при этом подкрепляя свою мнимую правоту ещё и РАСЧЁТНОЙ скоростью. Если строители заявили, что расчётная скорость — 150 км/час, значит жмём педаль в пол. Но не всё так просто.
Рассчитать, не значит ездить
Перед началом строительства или ремонта для каждой дороги прописывается основной показатель — расчётная скорость движения . Чтобы было понятнее, проведем аналогию с автоиндустрией: автомеханики совершенствуют машины, чтобы сократить время разгона до «сотни». Но всё это — лишь демонстрация максимальных возможностей автомобиля.
С расчётной скоростью то же самое — это показатель проектного МАКСИМУМА при условии, что по дороге движется одиночный автомобиль, то есть без какого-либо прицепа, при нормальных условиях погоды, видимости, сцепления шин с дорогой. Еще необходимо разогнаться так, чтобы безопасно проехать все радиусы, повороты, максимальные уклоны и многое другое. В общем, это похоже на идеальный сон автомобилиста или лабораторные испытания, только вот на дорогах, согласитесь, погода чаще хуже нормальной, а за концентрацию и водительское внимание борются еще и остальные атрибуты: музыка, телефон и социальные сети, другие пассажиры, усталость или плохое настроение.
Отсюда, кстати, и призывы экспертов учитывать при проектировании дорог не только геометрические параметры дорог, но и «физиологическое восприятие» дороги водителем.
Какой тогда максимум?
Сейчас максимальная расчётная скорость для категории IА — 150 км/час, но ПДД РФ (Глава 11) по-прежнему ограничивают водителей — 110 км/час.
ПДД РФ, 89.1 «легковым автомобилям и грузовым автомобилям с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны на автомагистралях — не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч»
Однако Правительство ещё в 2013 году выпустило постановление , которое разрешает собственникам или владельцам автомобильных дорог увеличивать разрешенную скорость на 20 км/час для отдельных видов автомобилей, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Но таких участков в России с разрешенной скоростью 130 км/час только два:
— обход Вышнего Волочка на трассе М-11 (с 258-го по 334-й км);
— обход Новой Усмани и Рогачёвки на М-4 «Дон» (с 517-го по 544-й км) в Воронежской области.
При этом многие водители могут вспомнить про «нештрафуемый лимит скорости», который мы упоминали в начале, и вроде как, получаются те самые расчётные 150 км/час, но стоит учитывать, что работают они только «на камеры». Если вдруг случится ДТП (надеемся, что нет), а экспертиза (измерение длины тормозного пути и т. д.) или дорожная камера зафиксирует, что скорость движения машины была выше разрешенной даже не на 20 км/час, а всего на десять или пять, то водителя все равно признают виновным. А наказание уже будет зависеть от тяжести последствий. Если пострадают люди, то это не только штраф, а уголовное наказание вплоть до лишения свободы.
Таким образом, вы как водитель ориентируетесь только на разрешенную скорость и правила дорожного движения. А расчетная скорость — это технический показатель, которым пользуются дорожные строители.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/avtodor/raschetnaia-skorost-i-razreshennaia-v-chem-otlichiia-5e3931cb9b2c49359f7cc520