Определить транспортную работу автомобиля
Работу автотранспортного предприятия в целом и каждого автомобиля в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава.
Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности (пас-сажировместимости), объем перевозок.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозочный процесс, является коэффициент технической готовности подвижного состава ат.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Он определяется отношением числа технически исправных автомобилей к их списочному числу данного АТП. Если в АТП списочное число автомобилей на сегодняшний день равно 500, а технически исправных на сегодня автомобилей 420, то коэффициент технической готовности парка автомобилей на данное число ат = 420/500 = 0,84.
Коэффициент технической готовности зависит от организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта автомобиля, иными словами, является обобщенным показателем работы производственно-технической службы АТП и характеризует уровень технического состояния подвижного состава данного предприятия.
Повышение коэффициента технической готовности в значительной мере зависит от водителя, его профессионального мастерства. Умелое вождение автомобиля, соблюдение правил технической эксплуатации, своевременное обнаружение и устранение неисправностей—вот те факторы, которыми водитель может влиять на повышение этого коэффициента.
Степень использования подвижного состава в транспортном процессе характеризуется коэффициентом использования парка, который определяется отношением числа отработанных автомобиле-дней к числу календарных автомобиле-дней пребывания их в АТП. Если в АТП каждый автомобиль отработал на линии в среднем по 260 дней в году, то коэффициент технической готовности парка ат=260/365 = 0,71.
Этот коэффициент зависит от ряда организационных факторов: режима работы клиентуры, наличия подменных водителей, технического состояния подвижного состава АТП, состояния дорог на маршрутах перевозок и т. д.
Весьма важным фактором, определяющим организацию транспортного процесса в АТП, является продолжительность работы автомобиля на линии с момента выхода его из предприятия и до его возвращения.
Этот показатель зависит от режима работы грузополучателей и грузоотправителей, расстояния, на которое перевозится груз, и определяет режим работы АТП. Повышение этого показателя достигается организацией двух- и трехсменной работы водителей, созданием бригад водителей, работающих по графику для обеспечения работы подвижного состава в выходные дни.
Автобусные и таксомоторные предприятия, АТП, обслуживающие торговлю, работают все дни года.
Большое влияние на повышение производительности труда подвижного состава оказывает скорость движения. Различают техническую и эксплуатационную скорости.
Каждый водитель должен добиваться повышения технической скорости движения, учитывая при этом, что ее величина зависит от технического состояния автомобиля, дорожных условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов на маршрутах перевозки.
Эксплуатационная скорость v3 — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. Это время включает не только время движения, но и время на оформление, получение и сдачу грузов, время на погрузочно-разгрузочные работы, время на устранение неисправностей в пути. Эксплуатационная скорость определяется отношением пробега автомобиля ко времени нахождения его в наряде. Эксплуатационная скорость всегда ниже технической. Например, автомобиль ЗИЛ-130 находился в наряде 7 ч, из которых в движении был 5,7 ч и совершил пробег 154 км. Средняя техническая скорость ит= 154/5,7 = =27 км/ч, а эксплуатационная иэ= 154/7 = 22 км/ч.
Эксплуатационная скорость характеризует степень организации транспортного процесса (простои под погрузкой-разгрузкой) и оформления транспортной документации. С увеличением расстояния перевозок эксплуатационная скорость повышается и приближается к технической.
Одним из составляющих техни-ко-эксплуатационных показателей работы подвижного состава является пробег автомобиля. Он выражается в километрах, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза (порожнего пробега).
Пробег автомобиля с грузом является рабочим (производительным), так как при этом производится транспортная работа.
Нулевым пробегом называется подготовительный пробег для выполнения транспортной работы — подачи автомобилей к месту погрузки из АТП или из пункта выгрузки в АТП в конце работы. К нулевому пробегу относятся также все заезды автомобилей, не связанные с вы-
полнением транспортного процесса (на заправку, техническое обслуживание, текущий ремонт).
Порожним пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозок при подаче подвижного состава от места выгрузки к месту погрузки.
Рациональная организация транспортного процесса оценивается коэффициентом использования пробега, который определяется делением пробега с грузом на общий пробег. Например, если общий пробег автомобиля ЗИЛ-130 составил 154 км, а пробег с грузом 105 км, то коэффициент использования пробега (3 = = 105/154 = 0,68.
На повышение производительности труда автомобилей большое влияние оказывает коэффицент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля.
Например, если автомобиль ЗИЛ-130 за одну ездку перевез 4,5 т, а грузоподъемность автомобиля 6 т, то коэффицент использования грузоподъемности у = 4,5/6 = 0,75.
Повышение коэффициента использования грузоподъемности достигается полной загрузкой автомобиля, поэтому при перевозке грузов небольшой массы необходимо наращивать борта автомобиля и при укладке груза полнее использовать площадь грузовой платформы, а при перевозке тарного груза укладывать, а затем увязывать его в несколько рядов, не превышая установленных габаритов. Работа грузового автомобиля определяется объемом перевозок (транспортной работой) или количеством перевезенного груза за одну ездку или за смену в тоннах.
Источник статьи: http://stroy-technics.ru/article/osnovnye-pokazateli-raboty-gruzovykh-avtomobilei
Показатели работы автомобильного транспорта
Показатели работы автомобильного транспорта — ряд показателей, по которым производится оценка работы автомобильного транспорта на основании характеристик рациональности использования, технической готовности подвижного состава и четкости организации транспортного процесса: коэффициент технической готовности; коэффициент выпуска на линию; продолжительность работы на линии; техническая и эксплуатационные скорости; пробег и коэффициент его использования; коэффициент использования грузоподъемности, количество перевезенного груза в т; выполненная работа в т км.
Показатель, характеризующий готовность подвижного состава к транспортной работе- коэффициент технической готовности. Его определяют делением количества технически исправных автомобилей на их списочное количество, имеющееся на автотранспортном предприятии (АТП). Выпуск подвижного состава на линию характеризуется коэффициентом выпуска, который определяется отношением количества дней, фактически отработанных на данном автомобиле, к количеству дней работы АТП. Коэффициент выпуска зависит от режима работы предприятия, т.е. от прерывной или непрерывной недели, технического состояния автомобилей, проезжего состояния дорог на маршрутах перевозки и от четкости организации транспортной работы.
Не менее важный фактор оценки работы АТП- продолжительность работы автомобиля на линии, определяемая фактическим временем пребывания автомобиля на линии с момента выхода из гаража и до его возвращения. Этот показатель зависит от режима работы автотранспортного предприятия, характера транспортной работы, а также от времени работы пунктов получения и доставки грузов и расстояния, на которое перевозят груз. Повышение этого показателя достигается созданием бригад водителей, организацией двух- и трехсменной работы водителей, сменой водителей на линии и заменой в выходные дни осн. водителя подменным.
Большое влияние на повышение показателей работы оказывает скорость движения, т.е. пробег автомобиля в км, выполненный за 1 час. Различают техническую и эксплуатационную скорости автомобиля, которые зависят от разных факторов. Техническая скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в движении. В это время включено и время, затраченное на остановки перед перекрестком в ожидании разрешения на дальнейшее движение. Техническая скорость определяется отношением пробега в км ко времени автомобиля в движении, выраженном в часах. Эксплуатационная скорость- средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде. При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в км, на время пребывания его в наряде, выраженное в часах.
Один из технико-эксплуатационных показателей работы автомобильного транспорта — пробег автомобиля. Он выражается в км, пройденных автомобилем, и состоит из нулевого пробега, пробега автомобиля с грузом и пробега без груза. Производительным пробегом является только пробег с грузом. Пробег без груза бывает во время движения между пунктами разгрузки и погрузки. Нулевой пробег-пробег автомобиля от гаража до первого пункта погрузки и от последнего пункта разгрузки до гаража. Большое значение в повышении эффективности работы автомобиля имеет коэффициент использования пробега. Его определяют делением пробега автомобиля с грузом на общий пробег.
На повышение производительности работы автомобилей большое влияние оказывает коэффициент использования грузоподъемности, определяемый делением массы фактически перевезенного груза на грузоподъемность автомобиля. Количество перевезенных т-груза определяет объем выполненных перевозок. Работа грузового автомобиля учитывается в т км и определяется произведением количества перевезенного груза в т на пробег, выраженный в км. Количество т км определяют за каждую ездку отдельно, а потом суммируют за всю смену.
Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы. К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава; коэффициенты использования грузоподъемности и пробега; среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки; время простоя под погрузкой-разгрузкой; время в наряде; техническая и эксплуатационная скорости. Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: число ездок; общее расстояние перевозки и пробег с грузом; объем перевозок и транспортная работа.
Источник статьи: http://econwiki.ru/content/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0
Расчет фактического объема транспортной работы
В зависимости от вида перевозки разделяют:
— Объем транспортной работы при перевозке пассажиров;
— Объем транспортной работы при перевозке грузов.
Объем транспортной работы на маршрутах городского пассажирского транспорта характеризуется количеством выполненных местокилометров. Объем транспортной работы при выполнении грузовых перевозок определяется в тоннокилометрах.
При выполнении транспортной работы на маршрутных перевозках объемом транспортной работы считается работа, выполненная как во время производственных, так и во время нулевых и маневровых рейсов, предусмотренных расписанием движения, а также вся работа, выполненная при переключениях.
Работа подвижного состава учитывается по фактическим показателям: пробегу и вместимости.
Производственный рейс считается выполненным, если подвижной состав отправился от запланированного пункта и прибыл установленным маршрутом к запланированному пункту окончания рейса, осуществляя перевозку пассажиров по всей трассе в течение всего рейса. Длина производственных и нулевых рейсов по каждому маршруту определяется маршрутным расписанием.
Временем работы резервных машин считается время нахождения их в резерве с учетом времени выполнения плановой работы на маршрутах; для машин, выпущенных из парка – фактическое нахождение их в резерве. Единицей измерения времени нахождения подвижного состава в резерве является 1 час.
При перевозке пассажиров объем выполненной транспортной работы определяют следующим образом:
, (13)
– вместимость автобуса, пас.;
– пробег автобуса, км.
Величина вместимости автобуса зависит от его марки и модификации и определяется на основании справочника «Объекты ТОиР» модуля PM.
Пробег автобуса определяется расчетным путем в соответствие с п. 6.4.3.1.
При перевозке грузов объем выполненной транспортной работы определяют следующим образом:
, (14)
– масса груза, тонн;
– пробег с грузом, км;
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 18 | Нарушение авторских прав
Источник статьи: http://lektsii.net/5-1788.html
Показатели работы автомобильного транспорта
Основные элементы технического оснащения
Техническую базу автотранспорта образуют: подвижной состав (автомобили, полуприцепы, прицепы и т.д.); дороги; автотранспортные предприятия.
К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют автопоездом. Автомобили можно разделить на: грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универсальные бортовые всех марок и специализированные по видам груза рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесовозы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские автомобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки как пассажиров, так и небольших партий грузов.
К специальному подвижному составу относятся транспортные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростанции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.
Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, газотурбинные, электрические), по грузоподъемности (особо малой (до 0,5 т), малой (0,5 – 2 т), средней (2 – 5 т), большой (5 – 15 т) и особо большой (свыше 15 т)), вместимости (автобусы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной нагрузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седельные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные, а также автомобили повышенной проходимости).
По назначению автомобили бывают: транспортные; специальные; спортивные.
Транспортные — предназначены для перевозки грузов и пассажиров.
Специализированные — для выполнения технических функций.
Спортивные – для достижения рекордов скорости и демонстрации технических достижений.
Основные технико-эксплуатационные достоинства автомобильного транспорта:
1. Маневренность и большая подвижность, мобильность;
2. Доставка грузов или пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
3. Автономность движения транспортного средства;
4. Высокая скорость доставки;
5. Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
6. Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
1. Большая себестоимость;
2. Большая топливо-энергоемкость, металлоемкость;
3. Низкая производительность единицы подвижного состава (130 — 150 тыс. т-км в год);
4. Наибольшая трудоемкость (на 1 транспортное средство требуется не менее 1 водителя);
5. Загрязняет окружающую среду.
Автомобильные дороги – комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий, независимо от времени года, суток, движение автомобилей с расчетными нагрузками и скоростями. Автомобильная дорога состоит из земного волокна и покрытия. Дороги оснащаются сигналами, знаками указателями, ограждениями.
Автотранспортные предприятия – основные подразделения автомобильного транспорта, предназначенные для: содержания подвижного состава в работоспособном состоянии; обеспечение его рационального использования; непосредственной организации перевозочного процесса в соответствии с государственными заданиями и потребностями клиентуры.
Технология, организация и управление а/м транспортом.
Технология автомобильного транспорта складывается из многочисленных технологических процессов, определяющих:
— порядок содержания, технического обслуживания и ремонта подвижного состава и автомобильных дорог;
— осуществление начальных, конечных и движенческих операций, обеспечивающих перевозочный процесс грузов и пассажиров;
— организацию на автомобильном транспорте, представляющую собой систему, определяющую взаимодействие ее звеньев и подразделений при выполнении перевозочного процесса.
В основе организации перевозочного процесса лежат:
— государственный план перевозок;
— документы, регламентирующие взаимоотношения и действия органов транспорта и с клиентурой в лице представителей других предприятий и населения (Устав РФ с соответствующими приложениями: «Правила безопасности дорожного движения», Положение об автотранспортном предприятии» и др.);
— графики движения (для автобусов, грузовых автомобилей);
— планы маршрутизации перевозок;
— документы, определяющие оптимальную дислокацию подвижного состава различных транспортных предприятий;
— рациональное размещение предприятий в городах и районах;
— документы, регламентирующие международные перевозки (МСАТ – международный союз автомобильного транспорта)
Основные показатели работы автомобильного транспорта: объем перевозок грузов, т; грузооборот, т/км; средняя дальность перевозки 1 т груза, км; объем перевозок пассажиров; пассажирооборот, пассажиро-км; средняя дальность поездки 1 пассажира, км. и т.д.
Пропускная способность определяется максимальным количеством тон груза или числом пассажиров, которое может быть перевезено на автомобильном транспортном средстве за определенный промежуток времени. Она может быть выражена и числом транспортных единиц.
Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих качество или количество выполненной им работы.
Качественные показатели – характеризуют степень использования грузового автомобильного транспорта:
— коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;
— среднее расстояние ездки автомобиля с грузом;
— среднее расстояние перевозки 1 т груза;
— коэффициент использования пробега автомобиля;
— техническая и эксплуатационная скорости;
— коэффициент использования автопарка, выпуск автомобилей на линию, тех. готовности;
— время нахождения в наряде.
Количественные показатели – характеризуют результативность работы подвижного автомобильного грузового транспорта:
— общее расстояние перевозок;
— пробег автомобиля с грузом;
— транспортна работа (грузооборот).
Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта (кроме общетранспортных), следующие.
Бюджет времени автомобилей определяется в автомобиле-днях АД или автомобиле-часах At. Общий бюджет времени нахождения автомобилей в хозяйстве АДхоз складывается из времени пребывания автомобиля в технически исправном состоянии, т. е. готовым к эксплуатации АДгэ и времени нахождения в ремонте или ожидания ремонта АДр:
Коэффициент технической готовности парка
.
Коэффициент использования парка
.
где АДраб — автомобиле-дни работы автомобиля на линии.
Коэффициент использования пробега автомобиля βа равен отношению расстояния пробега с грузом Lгр к общему пробегу автомобиля за время оборота:
.
Среднесуточный пробег автомобиля Ксс определяется отношением общего пробега автомобиля за определенный период времени t к автомобиле-дням работы автомобиля на линии за тот же период:
.
В общий пробег автомобиля входит расстояние пробега с грузом порожняком Lпор и нулевой пробег L0, т. е. расстояние пробега от гаража до места работы и возврата автомобиля в конце смены в гараж:
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля
,
где Qф — фактический объем перевозки груза; Qн — номинальный, т. е. возможный по номинальной грузоподъемности автомобиля, объем перевозки груза.
Техническая скорость автомобиля
.
где tдв — время нахождения автомобиля в движении.
Эксплуатационная скорость автомобиля
,
где Тн — продолжительность работы автомобиля в наряде, включая простои: .
Число ездок автомобиля Ze при работе на маршруте определяется делением времени нахождения автомобиля в работе на маршруте Тм на время одной ездки tе:
,
Время работы на маршруте
,
где t0 — время нулевого пробега автомобиля до места начала работы и возврата с последнего места разгрузки до гаража. Время нахождения автомобиля в движении
Производительность 1 т грузоподъемности автомобиля (автомобиле-тонны) р за определенное время его эксплуатации t
.
Общая производительность автомобиля в тоннах за период t
или
где qн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т; tгр — время простоя автомобиля под грузовыми операциями, ч.
.
Потребный парк грузовых автомобилей А для перевозки определенной массы груза Q на среднее расстояние lср
или
.
Источник статьи: http://studopedia.ru/3_4377_pokazateli-raboti-avtomobilnogo-transporta.html