Организация участка диагностики автомобилей

Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Глава 9. Участок диагностики.

Чем сложнее автомобиль, тем труднее определить, что в нем сломалось и что нужно чинить. Некоторые неисправности видны на глаз, некоторые – нет. Диагностика решает именно задачу локализации проблемы и, кроме того, оценку некоторых важных технических показателей.

Условно диагностику можно разделить на три части:

1. Диагностика тормозной системы и ходовой части.

2. Диагностика двигателя.

3. Диагностика других систем автомобиля, например системы охлаждения.

Для разных «частей» требуется разное оборудование, от этого зависит стоимость участка диагностики. На самой диагностике деньги обычно не зарабатывают, по крайней мере, в больших городах, где много предложений провести ее дешево или совсем бесплатно. Деньги обычно получают за счет ремонта того, что надиагностировали. Оплата работ по диагностике, как правило, производится исходя из затраченных нормо-часов, и здесь возникает несколько проблем. Самая главная проблема в работе поста диагностики – это «плавающие» неисправности. Типичная ситуация, когда клиент приезжает и говорит: «У меня машина периодически не заводится». Чтобы найти и устранить причину, можно провозиться не один день, а решение будет заключаться в замене проводка или зачистке контактов. Многие клиенты таких вещей не понимают и начинают нервничать. Причем нервничают так, что хочется ему что-нибудь сломать. Когда же наконец причина найдена и вы с облегчением выставляете счет за «Зачистку контактов» и «15 нормо-часов» общей суммой тысяч этак на десять, то весьма вероятно, что клиент будет думать, что его просто надули. Как же, так долго контакты чистили еще и столько денег за это хотят. А может, там вообще ничего не чинили, а автомобиль постоял, да и само все починилось. Дело в том, что большинство клиентов не понимает технической стороны вопроса и не хочет слушать объяснения, потому как считают, что их просто «грузят». К тому же, чисто по-человечески тяжело согласиться на услуги по поиску неисправностей за 800 руб. в час, при том, что совершенно непонятно, сколько времени ее придется искать.

Читайте также:  Выбираем автомобиль за 1500000

Это как в анекдоте: завод купил за границей дорогую производственную линию. Работала она, работала и вдруг сломалась. Своими силами пробовали найти причину и починить – не получается. Вызвали заморского специалиста. Тот походил, посмотрел, где-то постучал, где-то понюхал. Потом взял отвертку, подкрутил какой-то винтик – и все заработало. У руководства завода радость! И тут специалист приносит счет за услуги на $1000. У директора лезут глаза на лоб: «Как же так, вы всего 20 минут поработали, что-то отверткой покрутили, а хотите $1000?» «Хорошо», – говорит специалист. И пишет в счете: «Покрутить отверткой – $1, знать, где покрутить отверткой, – $999».

Так же и с диагностикой. Причем абсолютно не факт, что в другом автосервисе клиенту сделают это дешевле. Может быть, там ему то же самое обойдется дороже, дольше по времени, с массой ненужных замен и дополнительных услуг. Поэтому надо продавать клиенту не воздух, а решение проблемы. Например, первичная диагностика и поиск неисправности – это 1 час, который клиент в любом случае оплачивает. Если проблема не решена, то говорим клиенту, что проблема непростая, все, что могли для обнаружения, сделали – и дальнейший поиск, возможно, потребует замены некоторых узлов, и время решения точно спрогнозировать не удастся. Объясняем, что проводить эксперименты за его счет мы не хотим, и предлагаем вариант гарантированного решения проблемы за такую-то сумму, например за 10 000 руб. При расчете суммы вам надо учесть стоимость узлов, которые, возможно, придется заменить, и примерное время работы с запасом. Если клиент не согласен, то можно распечатать ему красивый и длинный список работ, которые вы проделали для поиска неисправности за первый час, и отправить на поиски счастья в другой сервис.

Читайте также:  Обкатка автомобиля с вариатором

Если клиент согласится и вы решите проблему быстрее и дешевле, чем предполагали, то не торопитесь класть в карман 300 % прибыли. Обязательно сделайте клиенту скидку, например 10 %, за быстрый поиск поломки. Кроме того, диагност тоже должен получить какой-то процент надбавки за быстрое решение проблемы (стандартная ставка за ремонт должна быть процентом от той суммы, которую вы берете за гарантированное решение проблемы). Чем быстрее решена проблема, тем больше скидка клиенту и надбавка диагносту. В этом случае от затягивания выигрываете только вы, но, как я уже говорил, на диагностике деньги не делают.

Первый час диагностики стоит сделать дешевым, и большую часть этой суммы отдать диагносту за труды, тогда у него не будет поводов затягивать ремонт, и если все решится быстро, то клиент будет счастлив и наверняка приедет к вам еще раз. Если же стало ясно, что придется возиться, то клиент может сделать осознанный выбор. Вы даете ему четкое предложение с гарантиями вместо неопределенности. Вообще, клиенты очень любят, когда они делают выбор сами. И даже если он ошибочен, они все равно будут считать его правильным, а вас будут любить и рекомендовать. Такова уж человеческая психология.

Если клиент постоянный и знает о вашей порядочности, то для него вариант с гарантированным решением проблемы за конкретную сумму будет предпочтительнее.

Итак, для диагностики понадобится следующее оборудование:

1. Диагностика тормоза и ходовой части:

• тестер проверки подвески и амортизаторов;

• тестер суммарного схождения.

2. Диагностика двигателя:

• сканер ошибок бортового компьютера;

• газоанализатор четырехкомпонентный или дымомер;

• справочник производителей по моделям автомобилей.

3. Диагностика других систем:

• электронный тестер для аккумуляторных батарей;

• установка для обслуживания кондиционеров;

• установка для промывки и экспресс-замены жидкости в АКПП;

• установка для обслуживания топливной системы;

• установка для промывки системы охлаждения и экспресс-замены охлаждающей жидкости.

Кроме этого, центральная диагностическая стойка с компьютером и принтером, чтобы собирать и распечатывать информацию с различных периферийных устройств.

Источник статьи: http://ur-consul.ru/Bibli/Otkryvayem-avtosyervis-s-chyego-nachatjj-kak-pryeuspyetjj.11.html

Участок диагностики автомобилей

1 Центральный диагностический модуль

2 Газоанализатор, дымомер

3 Тестер аккумуляторных батарей

4 Установка для проверки и чистки инжекторных форсунок

5 Установка для обслуживания кондиционеров с тестером утечек

6 Устройство для вытяжки отработавших газов

7 Набор инструментов электрика

9 Тестер давления топлива

10 Компрессометр и пневмовакуумметр

Диагностические средства могут быть в виде стационарных и передвижных стендов и комплектов переносных приборов.

С помощью стендов измеряют, например, тягово-экономические показатели автомобилей, определяют техническое состояние цилиндропоршневых групп, кривошипно-шатунного и газораспре­делительного механизмов, топливной аппаратуры, трансмиссии, колесных и стояночных тормозов, рулевого управления, гидравли­ческих систем, передней подвески автомобиля и др.

На стенде КИ-8877 диагностируют турбокомпрессоры двигателей ЯМЗ-238НБ, а на универсальном стенде КИ-968 — агрегаты электрооборудования. Стенд диагностический тормозной КИ-8944 предназначен для одновременной проверки тормозов автомобиля с нагрузкой на ось до 1,5 тс.

Измеряемые параметры и их значения: тормозная сила на колесе (0—500 кгс), усилие на тормозной педали (0—70 кгс), время срабатывания тормозного привода (0—9,99 с).

Стенд диагностический тормозной КИ-8964 предназначен для одновременной проверки тормозов автомобиля с нагрузкой на ось до 5 тс.

Измеряемые параметры и их значения: тормозная сила на колесе (160—1600 кгс), усилие на тормозной педали (7—70 кгс), время срабатывания тормозного привода (0— 9,99 с).

Стенд КИ-13944 для диагностирования гидравлических коробок передач определяет состояние их гидравлической системы, а устройство КИ-13605 проверяет предохранительные муфты путем измерения крутящего момента при их срабатывании.

Применяют следующие приборы: осциллографы с датчиками для снятия индикаторных диаграмм; анализаторы вибраций для определения частот, виброскоростей и виброускорений; расходомеры жидкостей и газов; спектрометры для определения металла в масле; инфракрасные бесконтактные датчики для измерения температуры деталей; торсиометры для измерения моментов на выходных валах механизмов и др.

Мотор-тестор КИ-5524 предназначен для комплексного диагно­стирования карбюраторных двигателей. С его помощью измеряют следующие параметры (в скобках приведены их значения): часто­ту вращения коленчатого вала (0—1000 и 0—5000 мин -1 ), напря­жение (0—20 В), сопротивление (0—100Ом и 0—1000кОм) и силу тока (0—100 и 0—1000А) в сети электрооборудования, угол замкнутого состояния контактов прерывателя (0—90°), дав­ление (0—0,005 МПа) и расход топлива (100—1000см 3 /мин).

Переносное устройство КИ-13671 служит для измерения рас­хода газов, прорывающихся в картер, при диагностировании цилиндропоршневой группы двигателей внутреннего сгорания. Пре­делы измерения 0—500 л/мин, цена деления шкалы 3,3 л/мин. Масса устройства 0,38 кг.

Расход топлива измеряют с помощью устройства КИ-12371 в комплекте с электронными средствами при диагностировании двигателей внутреннего сгорания. Пределы измерений 5—25 и 12—63 л/ч. Основная приведенная погрешность 2,5 %. Расхо­домер топлива КИ-8955 содержит имитатор нагрузки КИ-5653. С помощью устройства КИ-13943 проверяют топливные фильтры.

Оснащать современный сервис надо по современному. Задачи современной диагностики значительно шире, чем поиск неисправностей в электронных цепях. Безопасность автомобиля зависит от исправности его систем.

В первую очередь необходимо понять, что развитие и комплектация участка диагностики и решение вопросов его программного обеспечения напрямую зависят от типа сервиса: универсальный – тот, что обслуживает «все, что ездит», независимо от модели автомобиля и года его выпуска, и специализированный — предназначенный для обслуживания узкого перечня автомобилей.

Участок диагностики универсального сервиса необходимо оснащать универсальными приборами и установками, способными «справиться» с любым автомобилем. Однако в ряде случаев такие приборы недешевы, поэтому следует стремиться остановить свой выбор на тех моделях оборудования, которые не устареют до момента их самоокупаемости.

Такая схема позволяет предприятию проводить полную «дефектовку» и диагностику любых машин (независимо от марки и года выпуска), при этом, за счет предложения клиенту новых услуг, общий объем прибыли станции увеличивается.

Если же задачи в организации узкоспециализированного сервиса, предназначенного для ремонта определенного класса автомобилей, то рекомендуется начинать опять-таки с установки недорогого (более дешевого чем в первом случае) комплексного поста универсальных приборов, который в любом варианте позволяет решить до 80% всех проблем, связанных с диагностикой.

Оборудование для диагностики автомобилей.[10]

п/п Наименование модель Краткая техническая характеристика
Мотор-тестер DD-4000. Габариты, мм 890х700х1530 Масса 110 кг Потребляемая мощность 250 ВА
Универсальный сканер Ultrascan Pro Ток: ±128 А; длина: 325 мм; ширина: 178 мм; высота: 68 мм; масса: 1780 г
Газоанализатор Автотест-02.03П Электропитание 220 В; габариты, мм 360×170×350; Масса 5.5 кг
Дымомер ИНФРАКАР Д-1-3 ЛТК Габаритные размеры: 355х220х220; Масса прибора: оптический блок — 6 кг;пульт управления — 0,5кг;напряжение 220В.
Стационарный полнокомплектный стенд контроля тормозных систем СТС-3-СП-12П с тестером увода и тестером подвески Габариты, мм 3050х830х440. Максимальная накрузка на ось 3500 кг установленная мощность 6 кВт масса стенда 1000 кг
Стенд для регулировки углов установки колес КДС-5К Напряжение 220 В; диапазон крепления колёсного зажима, дюймы 10…22; рабочая температура, °С +10…+35; масса 140 кг; грузоподъемность платформ, Кг по 1000
Прибор для проверки технического состояния и регулировки внешних световых приборов ОПК Габариты 665х590х1770 мм; высота оптической оси 250-1600 мм; масса 35 кг; угол наклона светотеневой границы 0-140 градусов; сила света внешних световых приборов 0-100000 кд;частота следования проблесков указателей поворотов 0-3 Гц
Установка WAECO ASC1000для обслуживания автомобильных кондиционеров Напряжение питания, Hz 230V 50Hz; габаритные размеры, см 128х69х69; вес, кг 110; хладагент R134a; максимальное давление, бар 16; температурный режим, ° С 10…50; емкость ресивера, кг 13,5.
Вытяжка отработавших газов Длина шланга, м 10; Диаметр шланга, мм 100; Масса, кг 60,3
Ящик с инструментами на 76 предметов, переносной Масса: 15,9 кг.
Тележка инструментальная 737x383x810 Нагрузка на полку max, 45 Н.
Шкаф для одежды двухсекционный Габариты 760×505×1821 мм; Масса 51 кг.

Посты (линии) диагностирования размещаются на СТО таким образом, чтобы было обеспечено минимальное число перемещений автомобиля при движении с поста в любую зону СТО.

При размещении средств технического диагностирования (СТД) в производственных зонах СТО следует руководствоваться технологическими процессами ТО и ремонта автомобилей, наличием площадей, номенклатурой выбранных средств технического диагностирования, а также перспективой роста СТО.

Рекомендации по планировке специализированных постов диагностирования на типовых СТО различных мощностей приведены в Приложении 1.

Выбор СТД для оснащения технологических зон СТД осуществляется в соответствии с рекомендациями действующего в системе ВПО «Союзавтотехобслуживание» «Табеля» или другими действующими в системах документами, а также требованиями к диагностическому оборудованию ГОСТа 25478-82.

Размещение СТД на участках и постах диагностирования должно учитывать конструктивные особенности и габариты автомобилей, последовательность проведения диагностических и контрольно-регулировочных работ, требования безопасности, промсанитарии и гигиены труда.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ СРЕДСТВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА ОДНОМ ПОСТУ

Пост диагностики должен быть дополнительно оснащен газоанализатором, расходометром топлива, динамометром-люфтомером, глубиномером для определения глубины рисунка протектора, стетоскопом, компрессометром.

При данной планировке целесообразно использование комбинированного стенда для проверки тормозных и мощностных показателей.

Стенд 5 устанавливается в том случае, если его рабочие площадки возвышаются над уровнем пола не более чем на 170 мм.

Стенд для проверки и регулировки углов установки управляемых колес выделяется в отдельный пост.

Станок для балансировки снятых с автомобиля колес устанавливается на посту шиномонтажных и шиноремонтных работ.

Рис. 1. Размещение СТВ на СТО мощностью 10 — 15 рабочих постов:

1. Стол-верстак; 2. Шланговый отсос отработавших газов; 3. Воздухораздаточная колонка; 5. Стенд для проверки амортизаторов; 6. Роликовый узел стенда для проверки тормозов; 7. Пульт индикации стенда для проверки тормозов; 8. Мотор-тестер; 9. Прибор для проверки установки фар.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВКЕ СРЕДСТВ

ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НА НЕСКОЛЬКИХ

Пост N 1 целесообразно оградить шумопоглощающими перегородками. Помимо указанного оборудования пост N 1 оснащается следующим переносным оборудованием: компрессометром, расходомером топлива, прибором для проверки утечки воздуха из цилиндров, стетоскопом и средствами диагностирования по параметрам вибрации.

Проездной стенд для проверки схождения передних колес и стенд для проверки амортизаторов устанавливаются в зоне приемки автомобилей.

Рис. 2. Размещение СТВ на СТО мощностью 25 — 50 рабочих постов:

1. Шланговый отсос отработавших газов; 2. Роликовый узел стенда для проверки тягово-экономических показателей; 3. Стол-верстак; 4. Мотор-тестер; 5. Пульт индикации стенда для проверки тягово-экономических показателей; 6. Вентилятор обдува радиатора; 7. Прибор для очистки свечей; 8. Воздухораздаточная колонка; 9. Станки балансировочные (без снятия колес) с домкратами; 10. Роликовый узел тормозного стенда; 11. Пульт индикации стенда для проверки тормозов; 12. Прибор для проверки фар; 13. Электромеханический подъемник стенда для проверки и регулировки углов установки управляемых колес.

Рис. Л5 Типовое планировочное решение участков мойки,

приемки и диагностики

Рис. Л6 Планировочная схема участков мойки и диагностики грузовиков:

1 – участок диагностики; 2 – участок поверхностной ручной мойки; 3 – участок механизированной мойки шасси; 4 – участок водоподготовки.

Рис. Л6 Планировочная схема участков ТО и диагностики

малой дорожной СТОА

Рис. Л6 Планировочная схема участков средней городской СТОА

Рис. Л6 Планировочная схема участков большой городской СТОА

Рис. Л6 Участок автоматизированной мойки городских автобусов на приемке

Рис. Л6 Схема участков большой городской СТОА до реконструкции

Рис. Л6 Схема участков большой городской СТОА после реконструкции

ТИПОВАЯ КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕРКИ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ ;* ; (КДК)

;* ; При составлении КДК номенклатура диагностических параметров и их нормативные значения выбираются для конкретных моделей автомобилей.

Марка автомобиля Заказчик Ф.И.О.

Гос. N знак Мастер Ф.И.О.

Общий пробег Дата проведения

ЗАЯВКА ЗАКАЗЧИКА О НЕИСПРАВНОСТЯХ АВТОМОБИЛЯ

N п/п Наименование параметра Нормативные значения и режимы изме-рений Фактическое значение параметра Приме- чание
1. Мощность (или тяговая сила ;* ; на ведущих колесах, кВт)
2.
3.
и т.д.

;* ; Параметр дан для примера.

1. Пометка в графе 5:

«р» — требуется ремонт;

«з» — требуется замена;

«Г» — требуется регулировка.

О ТЕХНИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ АВТОМОБИЛЯ

Роспись лица, давшего заключение

;* ; Номенклатура параметров может быть дополнена.

Наименование параметра Единица измерения
Время разгона автомобиля с места до скорости 100 км/ч с
Выбег автомобиля м, с
Мощность (или тяговая сила на ведущих колесах) кВт (л.с.)
Двигатель и электрооборудование
Давление в конце такта сжатия в цилиндрах дви- гателя МПа (кгс/кв. см)
Относительная величина утечки сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры %
Падение частоты вращения коленчатого вала дви- гателя при отключении отдельных цилиндров %
Разность между величинами давления в отдельных цилиндрах МПа (кгс/кв. см)
Разряжение во впускном трубопроводе МПа (кгс/кв. см)
Минимально устойчивая частота вращения коленча- того вала -1 мин.
Давление масла в главной масляной магистрали МПа (кгс/кв. см)
Содержание CO, CH ;* ; и O2 %
Асинхронизм искрообразования рад. (град.)
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя рад. (град.)
Начальный угол опережения зажигания рад. (град.)
Угол опережения зажигания, создаваемый центро- бежным регулятором (при отключении вакуумного)
— при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала рад. (град.)
— при средних значениях частоты вращения колен- чатого вала рад. (град.)
Пробивное напряжение на свечах зажигания кВ
Падение напряжения на контактах прерывателя В
Максимальное вторичное напряжение катушки зажи- гания кВ
Напряжение, ограничиваемое реле-регулятором В
Прогиб ремня вентилятора при усилии 10 кгс мм
Свободный ход педали сцепления мм
Тормоза
Величина тормозных сил на колесах (макс. торм. сила) передней оси и задней оси кН (кгс)
Время срабатывания тормозов с
Общая максимальная сила на колесах кН (кгс)
Коэффициент осевой неравномерности
Рабочий ход педали тормоза мм
Свободный ход педали тормоза мм
Общая удельная тормозная сила
Эффективность стояночного тормоза (ручного) кН (кгс)
Фары
Направление максимальной силы света фар рад. (град.)
Суммарная сила света, измеренная в направлении оси отсчета кд
Сила света светосигнальных огней (фонарей) габаритных кд
— сигналов торможения кд
— указателей поворота кд
Частота следования проблесков указателей пово- ротов Число проблесков в минуту
Время от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска с
Рулевое управление, ходовая часть
Люфт рулевого колеса рад. (град.)
Суммарный люфт в рулевом управлении рад. (град.)
Увод колес на 1 км пробега м
Схождение колес рад. (град.)
Угол развала колес рад. (град.)
Угол продольного наклона оси поворота колес рад. (град.)
Соотношение углов поворота управляемых колес рад. (град.)
Параллельность осей передних и задних колес рад. (град.)
Амплитуда колебаний амортизаторов колес мм
Угловой зазор в карданной передаче рад. (град.)

* ; При наличии соответствующих приборов.

ТАБЛИЦА ПРЕДЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОСНОВНЫХ

В числителе приведены тормозные усилия при частичной загрузке автомобиля, а в знаменателе — при полной загрузке.

Фары типов Р и СР должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости дорожного полотна на угол не менее 0,05 (0 град. — 53 град.).

В числителе приведены доли CO при минимально устойчивой частоте вращения КВД на холостом ходу, в знаменателе — при 0,6 значения номинальной частоты вращения КВД на холостом ходу.

| следующая лекция ==>
Участок приемки автомобилей | МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА (ПРОВЕРКА ИНСТРУМЕНТА И ПРИБОРОВ).

Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 12710 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/9-24613.html

Оцените статью