Лабораторные работы Электрооборудование автомобилей
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский промышленно-технологический техникум»
по выполнению аудиторных лабораторных работ
МДК.01.02. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта (раздел электрооборудование автомобилей)
для студентов, обучающихся по специальности
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
Нижний Новгород 2019
Раздел Электрооборудование автомобилей 20 часов
Лабораторная работа № 1 (2ч.)
Тема: Изучение общих схем электрооборудования.
Цель работы: Ознакомится на практике со схемами электрооборудования автомобилей. Изучить условные обозначения элементов на схемах. Ознакомится с расположение элементов электрооборудования на автомобиле.
Оборудование и инструменты: Схемы электрооборудования автомобилей. Автомобиль (ГАЗ-31029). Набор инструмента (ключи рожковые, накидные, головки). Набор отверток с магнитными наконечниками. Мультиметр цифровой.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислить источники и потребители электрического тока автомобиля их назначение?
2. Каков принцип построения схемы электроснабжения автомобиля?
3. Какие приборы применяются при обслуживании электрооборудовании автомобилей?
4. Указать характерные неисправности системы электроснабжения?
5. Типы электрических схем электрооборудования автомобилей и их описание?
Задания (см. приложение № 1)
1. Изучить принципиальные схемы электрооборудования автомобилей и условные обозначения на них.
2. Изучить схему электрооборудования автомобиля (ГАЗ-31029)
3. Изучить расположение и соединения приборов электрооборудования на автомобиле. (ГАЗ-31029)
4. Оформить отчет.
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
2. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
Рисунок 1.1 Условные обозначения на схемах электрооборудования
Рисунок 1.2 Схема электрооборудования
Лабораторная работа № 2 (2ч.)
Тема: Изучение устройства АКБ; обслуживание АКБ.
Цель работы: Ознакомится на практике с устройством и основными характеристиками аккумуляторной батареи. Изучить маркировки АКБ. Провести мероприятия по диагностике и обслуживании АКБ.
Оборудование и инструменты: Мультиметр, ареометр, АКБ, набор инструмента. Примеры маркировок АКБ различных типов.
Вопросы для самоконтроля
1. Устройство, назначение и принцип действия АКБ?
2. Общие требования к обозначению автомобильных АКБ (маркировка)?
3. Основные неисправности АКБ?
4. Методы и средства для проверки АКБ?
5. Мероприятия по обслуживанию АКБ?
Задания (см. приложение № 2)
1. Изучить устройство АКБ.
2. Расшифровать маркировки АКБ.
1) 6СТ-75 ТРН ( Россия)
2) А 34 770 (Америка)
3) 6 100 065 042 (Европа)
4) 6СТ-55 ЭПЗ (Россия)
5) А 34 R 420 (Америка)
6) SMF 85D26L (Азия)
7) SMF 42 B 19 R (Азия)
3. Провести проверку АКБ.
4. Оформить отчет
Отчет должен содержать следующие разделы:
— наименование и цель работы;
— задание 2 (расшифровку маркировок АКБ)
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
3. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
Рисунок 2.1 Устройство АКБ
Проверка АКБ мультиметром:
Рисунок 2.2 Мультиметр
Замер напряжения аккумулятора
Для измерения напряжение с помощью мультиметра, необходимо включить его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установить выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе, заряженный аккумулятор имеет около 12,7 вольт, поэтому выбираем — DCV, 20 вольт. Далее нужно подключить черный щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный щуп на плюс АКБ и снять показания с дисплея мультиметра.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Проверка уровня и плотности электролита
Рисунок 2.3 Проверка плотности электролита
Рисунок 2.4 Проверка уровня электролита
Проверка плотности ареометром.
Аккумулятор устанавливается в удобном месте, пробки отвинчиваются. Ареометр имеет специальную резиновую грушу, которую необходимо сжать перед опусканием прибора в батарею. Плавным отпусканием груши в ареометр набирается небольшое количество электролита. Поплавок должен иметь возможность свободного перемещения внутри прибора. После того, как поплавок «успокоится» можно приступать к оценке результата. Данные прибора сверяются с таблицей.
Таблица 2.1 ориентировочной плотности электролита
Уровень электролита в АКБ проверяют с помощью стеклянной, пластиковой трубочки. Диаметр трубки – 3–5 мм. Перед тем как ввести трубку, изымается пробка. Опускается трубка до момента соприкосновения с пластинами. Норма – 12 мм. Такая процедура проводится для каждой банки, входящей в состав аккумуляторной батареи.
Лабораторно-практическая работа № 3 (4 ч.)
Тема: Изучение устройства генератора; диагностика, дефектовка генератора.
Цель работы: Изучение устройства генераторов. Проведение разборочно-сборочных работ. Диагностика ротора, статора, щеточного узла, реле регулятора, диодного моста генератора. Проведение регулировочных работ. Дефектовка и сортировка деталей генератора.
Оборудование и инструменты: Генераторы, м ультиметр, набор инструмента, автомобиль ГАЗ-31029.
Вопросы для самоконтроля
1. Устройство, назначение и принцип действия генератора?
2. Признаки, причины и средства устранения неисправностей генератора?
3. Методы и средства для проверки и диагностики генератора?
4. Мероприятия по обслуживанию генераторов (крепежные, контрольно-осмотровые, регулировочные, смазочные работы)?
5. Дефекты основных деталей генератора?
Задания (см. приложение № 3)
1. Изучить устройство генератора.
2. Провести разборку, сборку дефектовку и сортировку деталей генератора.
3. Провести диагностику элементов генератора.
4. Провести обслуживание генератора.
5. Оформить отчет
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
3. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
Рисунок 3.1 Устройство генератора переменного тока
Ремонт генератора (на примере генератора 5102.3771)
1. Снимите генератор с автомобиля
2. Снимите регулятор напряжения, гайки крепления выпрямительного блока
3. Отверните три гайки крепления выпрямительного блока и две гайки крепления дистанционных втулок клеммы «плюс» и клеммы возбуждения генератора, дистанционные втулки
4. Снимите втулки.
5. Отпаяйте шесть выводов статорной обмотки генератора
6. Снимите выпрямительный блок с генератора.
7. Проверьте «отрицательные» диоды, подсоединив «положительный» (красный) щуп тестера к «минусовой» пластине (шине) выпрямительного блока, а «отрицательный» (черный) щуп поочередно к трем контактным выводам диодов в трех местах (через одно) крепления обмоток статора. Если диоды исправные, тестер покажет 580-620 Ом.
8. Подсоедините «отрицательный» (черный) щуп тестера к «минусовой» пластине выпрямительного блока, а «положительный» (красный) щуп поочередно к тем же трем контактным выводам. Если диоды исправные, тестер покажет бесконечно большое сопротивление.
9. Если тестер покажет низкое или близкое к нулю сопротивление, то диод «пробит», если показание тестера будет стремиться к бесконечно большому сопротивлению независимо от цвета подсоединенных щупов, то диод «в обрыве». И в том и в другом случае выпрямительный блок генератора подлежит замене.
10. Аналогичным образом проверьте «положительные» диоды, но только относительно «плюсовой» пластины выпрямительного блока или вывода «В+» генератора.
11. Проверьте тестером обмотки статора на отсутствие обрыва (схема со сплошными линиями) и на отсутствие замыкания на корпус.
12. Промаркируйте взаимное расположение крышек генератора, выверните четыре стяжных болта крышка генератора, снимите крышку генератора со стороны контактных колец
13. Выньте статор из крышки генератора.
14. Осмотрите статор генератора. На его внутренней поверхности не должно быть следов задевания якоря о статор. Если есть износ, необходимо заменить подшипники или крышки генератора.
15. Установите накидной ключ на гайку и через его отверстие вставьте шестигранный ключ в отверстие вала. Отверните накидным ключом гайку, удерживая вал от проворачивания.
16. Снимите пружинную шайбу и шкив с вала ротора генератора.
17. Извлеките вал ротора из подшипника. При необходимости навинтите на вал ротора гайку крепления шкива и через деревянную проставку легкими ударами молотка выпрессуйте вал ротора из подшипника.
18. Осмотрите крышку со стороны привода (в сборе с подшипником генератора).
19. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, замените подшипник крышки генератора, а если обнаружены трещины в крышке, особенно в местах крепления генератора, необходимо заменить крышку генератора.
20. Для замены подшипника или крышки генератора выверните четыре винта крепления упорной шайбы подшипника и снимите шайбу.
21. С помощью алюминиевой проставки легкими ударами молотка выпрессуйте подшипник из крышки генератора.
22. Запрессуйте новый подшипник в крышку генератора, используя торцовую головку подходящего диаметра.
23. Осмотрите контактные кольца. Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и другие дефекты, кольца необходимо прошлифовать. Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифуйте.
24. Проверьте тестером сопротивление обмотки ротора генератора, подсоединив его к контактным кольцам. Если тестер будет показывать бесконечность, значит, в обмотке ротора обрыв и его необходимо заменить.
25. Проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус, подсоединив выводы тестера к любому контактному кольцу и корпусу ротора. Тестер должен показывать бесконечность.
26. Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или есть потеки смазки, подшипник необходимо заменить.
27. Для этого съемником спрессуйте подшипник с вала ротора и напрессуйте новый с помощью подходящей оправки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.
28. Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. При обнаружении трещин крышку генератора необходимо заменить.
29. Соберите генератор в порядке, обратном разборке, сориентировав крышки генератора и корпус статора по ранее сделанным меткам.
Рисунок 3.3 Проверка обмоток статора на отсутствие замыкания на корпус
Рисунок 3.4 Проверка обмоток статора на обрыв
Рисунок 3.5 Проверка обмоток ротора на обрыв
Рисунок 3.6 Проверка обмоток ротора на отсутствие замыкания на корпус
Рисунок 3.7 Проверка натяжения ремня привода генератора
Лабораторно-практическая работа № 4 (2 ч.)
Тема: Изучение устройства системы зажигания; обслуживание системы зажигания.
Цель работы: Ознакомление с различными типами систем зажигания автомобилей. Изучение схем систем зажигания. Изучение устройства приборов системы зажигания. Диагностика неисправностей систем зажигания. Проведение обслуживания системы зажигания.
Оборудование и инструменты: диагностический сканер, мультиметр, набор инструмента, автомобиль (ГАЗ-31029).
Вопросы для самоконтроля
1. Классификация систем зажигания (представить в виде схемы)?
2. Устройство, назначение и принцип действия системы зажигания?
3. Признаки, причины и средства устранения неисправностей систем зажигания?
4. Мероприятия по обслуживанию системы зажигания (крепежные, контрольно-осмотровые, регулировочные, смазочные работы)?
Задания (см. приложение № 4)
1. Ознакомится с основными компонентами системы зажигания автомобиля.
2. Провести диагностику системы зажигания и ее элементов (катушка зажигания, прерыватель-распределитель, высоковольтные провода, свечи зажигания и тд.).
3. Провести мероприятия по обслуживанию системы зажигания.
4. Оформить отчет
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
3. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
Примерные схемы систем зажигания различных типов.
Рисунок 4.1 Схема бесконтактной системы зажигания
Рисунок 4.2 Элементы контактной системы зажигания
Рисунок 4.3 Схема микропроцессорной системы зажигания
Рисунок 4.4 Общая схема системы зажигания с катушками на свечах
Проверка элементов системы зажигания
— проверка катушки зажигания
Рисунок 4.5 Проверка катушки зажигания мультиметром
Рисунок 4.6 Проверка первичной обмотки катушки зажигания мультиметром
Рисунок 4.7 Проверка вторичной обмотки катушки зажигания мультиметром
Данные полученные при проведении диагностических работ необходимо сравнить с номинальными конкретной катушки зажигания.
Рисунок 4.8 Проверка высоковольтных проводов мультиметром
В исправных проводах сопротивление должно варьироваться в пределах от 3,5 до 10 кОм, в зависимости от типа самых проводов. Информация о сопротивлении указана чаще всего на изоляции высоковольтных проводов. Проверьте каждый провод, разброс между ними не должен превышать — 2-4 кОма.
Рисунок 4.9 Проверка бегунка мультиметром
Рисунок 4.10 Проверка распределителя зажигания мультиметром
Мероприятия по ТО системы зажигания
При ТО-1 очищают поверхности приборов зажигания от пыли и грязи, проверяют плотность крепления всех разъемов экранирующих шлангов проводов высокого напряжения и разъемов проводов низкого напряжения.
При ТО-2 смазывают валик и втулку ротора распределителя зажигания; осматривают распределитель и проверяют установку зажигания; выворачивают свечи, проверяют и регулируют зазор между их электродами; протирают съемные детали свечей, проверяют состояние изоляции проводов и их крепление; снимают, осматривают и устраняют неисправности распределителя зажигания.
При СТО проверяют систему зажигания, чтобы избежать затрудненного пуска холодного двигателя зимой.
Зазор между электродами свечей проверяют с помощью специального круглого щупа. Установка нормального зазора производится подгибанием бокового электрода.
Лабораторно-практическая работа № 5 (4 ч.)
Тема: Изучение устройства стартера; диагностика, дефектовка стартера.
Цель работы: Изучение устройства стартеров. Проведение разборочно-сборочных работ. Диагностика стартера. Дефектовка и сортировка деталей стартера.
Оборудование и инструменты: стартер, АКБ (пуско-зарядное устройство), комплект соединительных проводов сечением не менее 16 см. кв., мультиметр, набор инструмента, автомобиль (ГАЗ-31029).
Вопросы для самоконтроля
1. Устройство, назначение и принцип действия стартера?
2. Признаки, причины и методы устранения неисправностей стартера?
3. Методы и средства для проверки и диагностики стартера?
4. Мероприятия по обслуживанию системы пуска (крепежные, контрольно-осмотровые, регулировочные, смазочные работы)?
5. Дефекты основных деталей стартера?
Задания (см. приложение № 5)
1. Изучить устройство стартера.
2. Провести разборку, сборку дефектовку и сортировку деталей стартера.
3. Провести диагностику элементов стартера.
4. Провести обслуживание системы пуска.
5. Оформить отчет
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
3. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
1 — защитный колпак; 2 — шайба запорная; 3 — щетка; 4, 5 — выводы; 6 — крышка тягового реле; 7 — контактная пластина; 8 — тяговое реле стартера; 9 — обмотка реле; 10 — шток; 11 — возвратная пружина; 12 — сердечник; 13 — рычаг; 14 — передняя крышка стартера; 15 — ось рычага; 16, 19 и 33 — втулки; 17 — ролик; 18 — ведущая (приводная) шестерня; 20 — кольцо пружинное; 21 — втулка упорная; 22 — вал; 23 — обгонная муфта; 24 — пружина; 25 — полумуфта включения; 26 — опора промежуточная; 27 — статор; 28 — обмотка статора; 29 — якорь; 30 — коллектор; 31 — задняя крышка стартера; 32 — щеткодержатель
Рисунок 5.1 Устройство стартера
Технологический процесс ремонта стартера (на примере стартера 42.3708-10)
1. Снимаем стартер с автомобиля Волга ГАЗ 31105.
2. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника провода к тяговому реле стартера и отсоединяем наконечник провода.
3. Отверткой отворачиваем два винта крепления тягового реле.
4. Снимаем тяговое реле стартера и вынимаем сердечник со штоком.
5. Отворачиваем два винта крепления задней крышки стартера.
6. Снимаем запорную шайбу задней крышки стартера и шайбу задней крышки стартера.
7. Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления задней крышки стартера и снимаем заднюю крышку стартера.
8. Сдвигаем статор со шпилек.
9. Ключом «на 10» отворачиваем гайку и отверткой отворачиваем ось рычага.
10. Снимаем со шпилек изоляционные трубки.
11. Вынимаем якорь из передней крышки стартера.
12. Поставив вал якоря на деревянный брусок, через накидной ключ «на 13» сбиваем упорную втулку.
13. Поддев отверткой, снимаем пружинное кольцо.
14. Снимаем с якоря упорную втулку привод в сборе (бендикс) и промежуточную опору.
15. Омметром проверяем отсутствие замыкания обмоток статора на корпус стартера.
16. Дефекты обмоток якоря определяем визуально — места замыканий или пробоев на «массу» чернеют. Коллектор не должен иметь следов обгорания и сильного износа.
17. Собираем стартер в обратной последовательности, смазав втулки и детали привода тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 или моторным маслом.
18. Упорную втулку надеваем на вал так, чтобы конусная проточка была обращена в сторону канавки под пружинное кольцо.
19. Затем ставим на место пружинное кольцо и напрессовываем на него втулку раздвижными пассатижами.
20. Собрав стартер штангенциркулем измеряем расстояние от торца шестерни привода до привалочной плоскости стартера, которое должно быть не более 21,5 мм.
21. Чтобы проверить полный вылет шестерни при включении стартера подаем на тяговое реле напряжение 12 В от аккумуляторной батареи («+» на вывод обмотки тягового реле стартера, а «-» — на корпус стартера) и штангенциркулем измеряем зазор между шестерней привода и упорной втулкой, который должен быть 4-5 мм.
22. Для регулировки зазора отворачиваем гайку оси рычага и шлицевой отверткой вращаем ось.
23. Повторно проверяем зазор. При необходимости повторяем регулировку, затягиваем гайку оси рычага и отсоединяем провода.
Рисунок 5.2 Проверка отсутствие замыкания обмоток статора на корпус стартера.
Рисунок 5.3 Проверка привода стартера.
Рисунок 5.4 Проверка стартера.
Мероприятия технического обслуживания системы пуска.
При ТО проверяют крепление стартера и проводов к зажимам тягового реле, реле включения и провода от зажима, реле к «массе». Подтягивают стяжные болты стартера. Снимают защитную ленту и проверяют состояние коллектора, щеток и их пружин, наличие пыли на крышке и щеткодержателях.
Пыль со щеткодержателей, крышки и коллектора удаляют сжатым воздухом. Замасленный или загрязненный коллектор протирают чистой тряпкой, слегка смоченной бензином.
При большой загрязненности крышки, щеток, коллектора, сильном износе щеток и для устранения других дефектов снимают стартер с двигателя.
В стартерах подшипники смазывают перед сборкой жидким моторным маслом.
При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации при очередном ТО-2 снимают стартер с двигателя и разбирают его для проверки состояния щеток и их пружин, коллектора, обмоток, деталей и узлов привода, подшипников, тягового реле. Для сохранения смазки в подшипниках не допускается промывать крышки керосином или бензином. После устранения дефектов стартер собирают, уделив особое внимание надежности крепления винтов опоры среднего подшипника. После сборки проверяют легкость вращения якоря и регулируют привод шестерни. Затем проверяют стартер на стендах Э-211, 532-И, КИ-968 и др.
Лабораторная работа № 6 (2ч.)
Тема: Изучение устройства КИП, приборов освещения и сигнализации, их обслуживание.
Цель работы: Ознакомление с конструкцией КИП, приборов освещения и сигнализации. Диагностика и обслуживание КИП, приборов освещения и сигнализации.
Оборудование и инструменты: Автомобиль (ГАЗ-31029). Набор инструмента (ключи рожковые, накидные, головки). Набор отверток с магнитными наконечниками. Мультиметр цифровой.
Вопросы для самоконтроля
1. Назначение КИП, приборов освещения и сигнализации?
2. Принцип действия КИП (спидометра, тахометра, манометра, указателя уровня топлива, датчиков температуры охлаждающей жидкости, датчика давления масла, аварийных сигнализаторов и т.п.)?
3. Устройство и работа приборов освещения и сигнализации?
4. Средства и методы диагностики и обслуживания КИП, приборов освещения и сигнализации?
5. Указать характерные неисправности КИП, приборов освещения и сигнализации?
Задания (см. приложение № 6)
1. Изучить состав, применяющихся на автомобиле, КИП, приборов освещения и сигнализации. (Ознакомится с сигнализаторами на приборной панели)
2. Провести диагностику и обслуживание КИП, приборов освещения и сигнализации.
3. Оформить отчет.
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1. Руководство по эксплуатации автомобиля ГАЗ-31029 под редакцией Кудрявцева Ю.В.
4. Электрооборудование автомобилей и тракторов В.А. Набоких
Рисунок 6.1 КИП и сигнализаторы на приборной панели.
Рисунок 6.2 Индикаторы, которыми оборудован дизельный автомобиль
Рисунок 6.3 Индикаторы внешних световых приборов
Рисунок 6.4 Предупредительные индикаторы
Индикация загорающихся лампочек под значками разделяется по цветам на 3 группы:
Красные значки говорят об опасности, и если загорается какое-либо обозначение таким цветом, стоит обратить внимание на сигнал бортового компьютера, чтобы предпринять меры по быстрому устранению неисправности. Иногда они не столь критичны, и продолжать движение автомобиля, когда горит такой значок на панели, можно, а иногда не стоит.
Желтые индикаторы предупреждают о неисправности или необходимости произвести какие-то действия по управлению автомобилем, или его сервисном обслуживании.
Зеленые лампочки обозначений информируют о сервисных функциях автомобиля и их активности.
Световые приборы автомобиля.
Приборы освещения необходимы при движении автомобиля в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Они обозначают габаритные размеры транспортных средств, обеспечивают освещение дороги и внутренних пространств автомобиля.
Рисунок 6.5 Световые приборы спереди.
Рисунок 6.6 Световые приборы сзади.
Диагностика и обслуживание КИП, приборов освещения и сигнализации.
Для проверки датчиков необходимо знать величины измеряемых параметров (давления, температуры, уровня). Косвенное измерение этих величин во многих случаях на автомобиле затруднено. Поэтому наиболее приемлем метод сравнения, когда в контролируемую систему включаются эталонные приборы-датчики.
Проверку катушек КИП на обрыв можно осуществить либо с помощью контрольной лампы (1 Вт), включаемой последовательно с проверяемой катушкой (при обрыве лампа не горит), либо омметром (при обрыве омметр показывает «бесконечность»).
Отказ в работе спидометра (тахометра) обусловлен обрывом троса, выходом его конца из зацепления, заеданием в механизме счетного узла, нарушением регулировки, усталостью пружины и размагничиванием магнита скоростного узла. С целью определения неисправности троса его отсоединяют в месте крепления у коробки передач или двигателя и освободившийся конец провертывают рукой. Если трос вращается, а стрелка не отклоняется от нуля и счетный узел не работает, трос оборван. При заедании троса или механизма счетного узла проворачивание троса затруднено или невозможно.
В спидометрах (тахометрах) с электроприводом причина отказа может заключаться в нарушении мест контакта или выхода из строя радиотехнических элементов (резисторов, диодов, транзисторов).
Обслуживание приборов системы освещения и сигнализации.
При ежедневном обслуживании рекомендуется проверять рассеиватели, исправность всех приборов СО и С в различных положениях центрального и ножного переключателя света, а также переключателя указателей поворота, убедиться в исправности контрольных ламп.
При ТО-1 рекомендуется выполнить операции ЕО и проверить: крепление фар, подфарников, заднего фонаря, центрального переключателя света, переключателя указателей поворота и сигналов, крепление и состояние изоляции проводов фар и подфарников, надежность крепления наконечников проводов с клеммами.
При ТО-2 выполняются операции ТО-1, проверяются работа звукового сигнала, установка световых пучков и сила света фар, крепление проводов и переключателей.
Лабораторная работа № 7 (4ч.)
Тема: Диагностика ЭСУД.
Цель работы: Ознакомление с элементами ЭСУД и их расположением. Считывание ошибок ЭБУ. Диагностика, обслуживание и ремонт датчиков системы.
Оборудование и инструменты: Автомобиль (ВАЗ-2170). Набор инструмента (ключи рожковые, накидные, головки). Набор отверток с магнитными наконечниками. Мультиметр цифровой. Сканер диагностический.
Вопросы для самоконтроля
1. Назначение, устройство и задачи ЭСУД?
2. Принцип действия элементов ЭСУД?
3. Средства и методы диагностики и обслуживания ЭСУД?
4. Признаки, причины и способы устранения неисправностей ЭСУД?
5. Опишите технологический процесс проверки и ремонта ЭСУД (пошаговая проверка)?
Задания (см. приложение № 7)
1. Ознакомиться с компонентами ЭСУД
2. Диагностика кодов неисправностей. Сброс кодов неисправностей.
3. Проверка и замена датчиков ЭСУД.
4. Оформить отчет
Отчет должен содержать следующие разделы:
— ответ на контрольные вопросы.
1 — выключатель (замок) зажигания; 2 — главное реле; 3 — аккумуляторная батарея; 4 — воздушный фильтр; 5 — колодка диагностического разъема; 6 — контрольная лампа неисправности системы управления двигателем; 7 — тахометр; 8 — спидометр; 9 — дисплей маршрутного компьютера; 10 — реле включения электровентилятора (низкая скорость); 11 — дополнительный резистор; 12 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 13 — реле включения электровентилятора (высокая скорость); 14 — электронный блок управления двигателем (ЭБУ); 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — форсунки; 17 — датчик положения распределительного вала (датчик фаз); 18 — катушка зажигания; 19— дроссельный узел; 20— датчик положения дроссельной заслонки; 21 — датчик массового расхода воздуха; 22 — регулятор холостого хода; 23 — свеча зажигания; 24, 32 — датчики концентрации кислорода; 25 — датчик скорости автомобиля; 26 — датчик положения коленчатого вала; 27 — датчик детонации; 28 — шкив коленчатого вала; 29 — реле топливного насоса; 30 — топливный модуль; 31 — датчик неровной дороги; 33 — клапан продувки адсорбера
Примечание. На автомобилях с системой кондиционирования воздуха дополнительно установлен датчик давления.
Рисунок 7.1 Схема системы управления двигателем
Коды ошибок ЭСУД
Диагностический сканер (Сканматик)
Подключение адаптера к ПК
Посредством USB (только для настольных ПК)
Установите программу Сканматик перед подключением адаптера к USB.
Подключите кабель USB к разъему адаптера и к свободному порту USB на компьютере. Windows Автоматически установит драйвер USB. В Windows XP при первом подключении адаптера к USB на экране появиться мастер “Найдено новое оборудование”. Выберите автоматический поиск драйвера.
Если Windows не смогла найти драйвер устройства автоматически, то выберите установку драйвера с указанием пути с установленной программой (как правило «C:\Program Files\Scanmatik\Driver»).
Убедитесь, что установка USB драйвера прошла успешно.
Посредством Bluetooth
ПРИМЕЧАНИЕ. Настройка соединения по Bluetooth не требует от пользователя никаких
дополнительных настроек (таких как создание виртуальных COM-портов, ввода ПИН
кода и т.п.), кроме описанных ниже.
Для настольных ПК проделайте следующие шаги:
Если Ваш компьютер еще не оборудован Bluetooth адаптером, то используйте внешний USB-Bluetooth адаптер. Его можно заказать в комплекте с прибором или приобрести в компьютерном магазине. Если в комплект поставки USB-Bluetooth адаптера входит диск с программным обеспечением — установите его.
Убедитесь, что драйверы («стек») Bluetooth работают нормально. Об этом, как правило свидетельствует значок » » в панели задач Windows.Так как в радиусе действия Bluetooth могут работать несколько приборов СКАНМАТИК, требуется привязать Вашу программу к конкретному номеру адаптера, для этого проделайте следующее:
Подключите адаптер к автомобилю.
Настольный ПК: Запустите программу Сканматик, выберите пункт меню «Вид->Настройки»и выберите тип соединения «Bluetooth» — программа предложит привязать адаптер. Карманный ПК: Запустите программу Сканматик, выберите пункт меню «Меню->Настройки». В открывшемся окне нажмите кнопку “Поиск адаптеров”.
Следуйте указаниям программы.
Подключение адаптера к а/м
ВНИМАНИЕ! Подключение и отключение адаптера к диагностическому разъему автомобиля следует проводить только при выключенном зажигании. В противном случае существует вероятность сбоя в работе систем автомобиля в момент
подключения адаптера.
Выключите зажигание автомобиля.
Подключите адаптер к диагностической колодке автомобиля и, если необходимо, к разъему прикуривателя (или «12В») с помощью главного кабеля и соответствующего переходника. Подробнее о местонахождениях диагностической колодки и используемых переходниках читайте в описании соответствующего диагностического модуля.
Убедитесь, что светодиод на адаптере горит зеленым цветом (т.е. на него поступает питание от бортовой сети автомобиля).
Включите зажигание автомобиля.
Подключите адаптер как описано в разделах Подключение адаптера к ПК и Подключение адаптера к автомобилю.
Запустите программу. На экране появиться главное меню.
Настройте соединение c адаптером в меню “Вид->Настройки” для настольных ПК и “Меню->Настройки” для КПК.
Программа готова к работе. Выберите нужную марку автомобиля и следуйте инструкциям, приведенным в описании соответствующего диагностического модуля.
Источник статьи: http://infourok.ru/laboratornye-raboty-elektrooborudovanie-avtomobilej-4646627.html