- Общие правила разборки и сборки автомобиля, применяемые инструменты, приспособления и оборудование
- Разборка автомобиля. Оборудование, приспособления и инструменты
- Оборудование, применяемое при сборке автомобилей
- Существует несколько типов оборудования
- Инструмент для разборочно-сборочных работ
- Стенды для разборки и сборки агрегатов
- Контрольные вопросы
Общие правила разборки и сборки автомобиля, применяемые инструменты, приспособления и оборудование
При разборке и сборке автомобиля, его агрегатов, узлов и приборов основными работами являются: вывертывание и завертывание винтов, болтов, шпилек, отвертывание и завертывание гаек, снятие и установка шестерен, шкивов, подшипников, запрессовка и выпрессовка втулок, пальцев.
Выполняя разборочно-сборочные работы, необходимо соблюдать строгую последовательность операций, иначе работа будет усложнена, качество ее невысоким, а время увеличится.
Чтобы избежать этого, нужно пользоваться технологической картой, в которой указывают последовательность операций разборки или сборки, необходимые инструмент, приспособления и оборудование для выполнения той или иной операции, а также разряд работ. Ниже приведена форма технологической карты.
Выполнять работы следует специализированными инструментом и приспособлениями, применение несоответствующего инструмента приводит к порче граней головок болтов и гаек.
Удалять болты, шпильки и пальцы необходимо специальными выколотками из красной меди, так как ударять по самой детали не разрешается. Шестерни, шкивы, втулки и подшипники удалять под прессом или при помощи соответствующих съемников.
Разбирать агрегаты следует в закрытых помещениях, чтобы снятые детали не подвергались воздействию атмосферных осадков и загрязнению.
Во избежание механических повреждений снятые детали и крепежный материал укладывают в ящики или на стеллажи; не допускается разбрасывать их на полу; сопряженные детали необходимо помечать, чтобы не спутать при последующей сборке.
Снятые болты вкладывают обратно в отверстия деталей, надевают на них шайбы и навертывают гайки; это облегчает и ускоряет последующую сборку.
Агрегаты разбирают на узлы на специальных или универсальных стендах, а узлы на детали — обычно на верстаке, используя при этом слесарно-монтажное оборудование и инструмент.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Основным рабочим местом автослесаря вне постов и линий технического обслуживания и ремонта является пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором разбирают и собирают снятые с автомобиля узлы и приборы и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы. Крышку верстака обивают тонкой листовой (кровельной) сталью, что предохраняет, его от повреждений и облегчает содержание в чистоте. Приступая к работе, автослесарь…
Завертывают и отвертывают болты и гайки разных видов с головками различной формы обычными и специальными гаечными ключами. Наиболее часто применяемые гаечные ключи показаны на рисунке. Гаечные ключи Гаечные ключи: а — открытые двухсторонний и односторонний, накладной, секторные и вильчатые; б — угловые торцовые, торцовый со сменной поворотной головкой, крестообразные; в — универсальные разводные. При разборочно-сборочных…
Источник статьи: http://www.carshistory.ru/avtomobil/razborochno-sborochnye_raboty/obschie_pravila_razborki_i_sborki_avtomobily/
Разборка автомобиля. Оборудование, приспособления и инструменты
Для разборки автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали требуются: подъемное и транспортное оборудование, стенды, пресс, съемники, набор простых и специализированных инструментов.
Подъемное оборудование подвесного и наземного типа включает тали, стационарные и передвижные краны и домкраты. Это оборудование предназначается для подъема части или всего автомобиля, а также для снятия и установки отдельных агрегатов.
Рис. Таль:
1 — каретка передвижения; 2 — двутавровая балка.
Таль с кареткой передвижения грузоподъемностью от 0,5 до 5 г предназначена для подъема агрегатов и перемещетугя их по подвесной двутавровой балке на определенное расстояние. Подъем груза и перемещение тали по балке осуществляется вручную.
Передвижной подъемный кран грузоподъемностью до 1 т устанавливают на тележке, дающей возможность перемешать поднятый груз к месту установки (на раму, тележку, стенд, козлы).
Рис. Подъемно-передвижной кран на козлах.
Подъемно-передвижной кран на козлах позволяет обслужить любой агрегат автомобиля. Кран устанавливают так, чтобы автомобиль находился между боковыми фермами вплотную к одной из них. Это позволяет откатить снятый агрегат по балке крана в сторону для установки его на стенд или тележку, а также с тележки и стенда на раму автомобиля.
Рис. Рычажный подъемник с механическим приводом:
1 — лапа; 2 — подъемный винт; 3 — хобот; 4 — корпус; 5 — коробка подъемного механизма; 6 — рычаг; 7 — головка рычага; 8 — храповое колесо.
При помощи рычажного подъемника с механическим приводом можно поднять переднюю или заднюю ось автомобиля на высоту 0,5—0,7 м над уровнем пола.
Груз поднимается хоботом при помощи подъемного механизма. Внизу хобота помещена гайка с винтом; при вращении винта рычагом вправо гайка приобретает поступательное движение и поднимает хобот. Для опускания груза винт вращают влево.
Транспортное оборудование предназначено для внутрицеховой перевозки агрегатов и включает ручную тачку, ручные колесные и специальные тележки.
Рис. Тележка для перевозки агрегатов:
1 — продольный уголок рамы; 2 — поперечный уголок рамы; 3 — деревянная обшивка; 4 — винты с гайками крепления обшивки рамы; 5 — колесо; 6 — кронштейн оси; 7 — опорный каток тележки; 8 — ось опорного катка.
Тележка для транспортировки агрегатов, узлов и деталей показана на рисунке. Тележка — двухколесная с опорными катками, установленными впереди и сзади. Грузоподъемность — 0,5 г. На рисунке показана специальная тележка для перевозки двигателей.
Рис. Тележка для перевозки двигателей.
Рис. Универсальная тележка для перевозки задних мостов.
Универсальная тележка служит для перевозки задних мостов и подкатки их под раму. Передняя стойка тележки имеет винтовую нарезку, позволяющую при сборке автомобиля поднимать карданный вал на нужную высоту.
Рис. Упрощенные передвижные стенды.
Стенды служат для установки на них агрегатов при разборке и сборке. Стенды бывают передвижные упрощенного типа и стационарные, универсальные для двигателя, коробки передач, заднего и переднего мостов и руля.
Рис. Стационарный стенд для заднего моста.
Рис. Гидравлический пресс:
1 — подъемная пружина; 2 — винт шпинделя; 3 — поршень; 4 — манжета поршня; 5 — цилиндр; манометр; 7 — спускной вентиль; 8 — рукоятка; 9 — бачок для запаса масла; 10 — рукоятка лебедки; 11 — подъемный стол пресса; 12 — маховик; 13 — шпиндель.
Прессы при разборке и сборке автомобиля необходимы для запрессовки и выпрессовки втулок, гильз, подшипников, шестерен и правки валов. При пользовании гидравлическим прессом его подъемный стол устанавливают так, чтобы деталь свободно подходила под шпиндель. Стол перемещают путем вращения рукоятки лебедки. Стол закрепляют в нужном положении на станине шпильками. Опускание шпинделя до детали достигается вращением маховика. После упора шпинделя в деталь путем качания рычага масло нагнетают ручным насосом в цилиндр пресса из бачка по трубопроводу, и шпиндель опускается.
Давление контролируют манометром. По окончании прессовки открывают вентиль, и поршень со всеми монтированными на нем деталями поднимается вверх автоматически при помощи пружин. При этом масло из цилиндра перепускается обратно в бачок. Мелкие прессовые работы (выпрессовка втулок, пальцев и т. д.) могут также выполняться на ручном, верстачном реечном прессе.
Рис. Реечный пресс, устанавливаемый на верстаке.
Съемники служат для снятия узлов подшипников, шестерен и других деталей. Применение съемников облегчает и ускоряет разборку и обеспечивает полную сохранность снимаемых и сопряженных деталей. На рисунке показаны универсальные и специальные съемники. Универсальными съемниками снимают детали, различные по размерам н конструкции, а специальными съемниками — только определенные детали.
Инструмент, применяемый для разборочно-сборочных работ, очень разнообразен по конструкции в связи с различными размерами и расположением мест болтовых и других соединений. Поэтому набор инструмента должен включать: двусторонние гаечные ключи, торцевые, четырех- и шестигранные головки различных размеров с рукоятками к ним, воротки, коловороты, шарнирные головки ключей, шплинтодер, отвертки и выколотки.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/instrumenty-i-oborudovanie/oborudovanie-prisposobleniya-i-instrumenty-primenyaemye-pri-razborke-avtomobilya/
Оборудование, применяемое при сборке автомобилей
Существует несколько типов оборудования
- молотки;
- кернеры;
- зубила;
- крейцмейсели;
- дрели;
- шлифовальные машины;
- гайковерты.
- подставки;
- поворотные столы;
- стенды для сборки коробок передач и двигателей;
- приспособления для прессовки шестерен, втулок, подшипников на валы.
- специальные контрольные приспособления;
- стенды для определения эксплуатационных параметров собранного агрегата или автомобиля в целом.
- подъемники с электрическим или гидравлическим приводом;
- различные кран-балки;
- тельферы;
- электротали.
- электрокары;
- электропогрузчики;
- тележки;
- конвейеры.
Сборка, как правило, осуществляется в соответствии с технологической цепочкой, соответственно и рабочие места рабочих-сборщиков должны располагаться одно за другим по технологии сборки.
Все оборудование, приспособления и инструмент должен быть исправным и использоваться только по назначению. Инструмент с электрическим и пневматическим приводом перед применением необходимо опробовать простым включением не присоединяя к собираемым агрегатам и узлам. Все провода и шланги должны иметь заводскую изоляцию и оплетку, не допускается разлохмаченная тканевая изоляция и изоляция, отремонтированная с помощью изоленты. Невыполнение этих требований может привести не только к отказу в работе оборудования, но и к возникновению ситуаций опасных для жизни как работающих с этим оборудованием, так и окружающих.
Источник статьи: http://www.avto27.net/poleznaya-informatsiya/stati/oborudovanie-primenyaemoe-pri-sborke-avtomobilej/
Инструмент для разборочно-сборочных работ
Завертывают и отвертывают болты и гайки разных видов с головками различной формы обычными и специальными гаечными ключами. Наиболее часто применяемые гаечные ключи показаны на рисунке.
а — открытые двухсторонний и односторонний, накладной, секторные и вильчатые;
б — угловые торцовые, торцовый со сменной поворотной головкой, крестообразные;
в — универсальные разводные.
При разборочно-сборочных и регулировочных работах, техническом обслуживании и ремонте автомобиля требуется специальный инструмент. Поэтому для автослесарей выпускают специальные комплекты (наборы) таких инструментов.
Комплект инструмента автослесаря
В комплект, показанный на рисунке, входят: гаечные открытые и торцовые двусторонние ключи, накладные ключи, баллонный ключ, молоток, зубило, бородок, шарнирная головка с удлинителем, отвертки простые и крестообразные ключ для шпилек, специальные ключи (для опорных пальцев тормозных колодок, стремянок рессор, головки цилиндров, свечей, регулировочного винта вала рулевой сошки и др.), динамометрическая рукоятка с набором головок разных размеров, коловорот, монтажная лопатка, пассатижи.
Весь инструмент укладывают в металлический раскладной ящик.
При разборке механизмов или узлов для снятия подшипников, шестерен и других деталей применяют съемники. Их использование облегчает и ускоряет процесс разборки и обеспечивает сохранность спрессовываемых деталей. Съемники бывают универсальные и специальные. Универсальные съемники позволяют снимать детали, различные по размерам и форме, а специальные — только определенные детали.
Стенды для разборки и сборки агрегатов
При выполнении разборочно-сборочных работ применяют различные стенды и приспособления, на которых крепят агрегаты и узлы автомобиля.
Стенд для разборки и сборки двигателя
Стенд для разборки и сборки двигателя:
1 — плита для крепления двигателя;
2 — основание стенда;
3 — противень;
4 — рукоятка механизма поворота;
5 — червячный механизм поворота.
Передвижной стенд для разборки и сборки двигателя показан на рисунке. Укрепленный на плите 1 двигатель можно поворачивать с ней в требуемое положение, действуя на червячную передачу 5 рукояткой 4.
Стенд для разборки и сборки передних и задних мостов
Стенд для разборки и сборки передних и задних мостов:
1 — основание;
2 — зажимы;
3 — противень;
4 — рама.
Универсальный стенд для передних и задних мостов автомобиля состоит из основания 1, рамы 4 и зажимов 2 для закрепления разбираемых и собираемых мостов. Аналогичный стенд используют для рулевых механизмов.
Многоместный стенд для разборки и сборки коробок передач:
1 — основание;
2 — подхваты;
3 — полка;
4 — стол.
Разбирают и собирают коробки передач на одиночных или многоместных стендах. Многоместный универсальный стенд позволяет разбирать и собирать одновременно четыре коробки передач. Он состоит из основания 1, подхватов 2, полки 3 для инструмента и стола 4 для размещения деталей.
Приспособление для разборки и сборки сцепления
Приспособление для разборки и сборки сцепления:
1 — опорная плита;
2 — нажимная крышка;
3 — зажимная рукоятка;
4 — винт;
5 — контрольное кольцо;
6 — установочные шпильки;
7 — стопорный винт;
8 — основание.
Приспособление для разборки и сборки сцепления показано на рисунке.
Контрольные вопросы
В чем заключаются основные правила разборки и сборки автомобиля?
Каково назначение и содержание технологической карты?
Как оборудуют рабочее место автослесаря?
В чем состоит подготовка рабочего места автослесаря к работе?
Какие основные инструменты и приспособления используют при разборочно-сборочных работах?
Каково назначение и устройство универсального съемника?
Объясните устройство стенда для разборки и сборки двигателя. Какие стенды применяют для разборки и сборки передних и задних мостов?
Как устроен стенд для разборки и сборки коробок передач?
Какое приспособление применяют для разборки и сборки сцепления?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Источник статьи: http://www.carshistory.ru/avtomobil/razborochno-sborochnye_raboty/obschie_pravila_razborki_i_sborki_avtomobily/1112.html