Основные автомобили общего назначения

Назначение и классификация автомобилей

Автомобили служат для быстрого перемещения грузов, пассажиров, установленного оборудования по различным типам дорог и участкам местности. Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей, которые можно классифицировать по двум основным признакам: назначению и проходимостью. По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.

Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, они имеют грузовую платформу с откидывающимися одним или несколькими бортами. Такие автомобили, поставляемые в армию, приспособлены также для перевозки людей (имеют на платформе скамейки, тент) и буксировки прицепов; в таком случае они называются грузовыми автомобилями многоцелевого назначения.

Специализированные грузовые автомобили приспособлены для перевозки определенного вида грузов. К ним относятся автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны, контейнеровозы, панелевозы, автомобили для перевозки скота и т.п.

Специальные автомобили предназначены в основном не для транспортной работы, а для установки на них специального оборудования. К ним относятся пожарные машины, автокраны, автомобили для очистки и помывки улиц, подвижные ремонтные мастерские и т.п. В армии к специальным относятся также автомобили, на которых монтируется вооружение, средства обслуживания различной техники, колесные тягачи и многоосные шасси, используемые для перевозки длинномерных неделимых грузов. К специальным автомобилям относятся и спортивные автомобили, .предназначенные для тренировки и соревнований.

В зависимости от полной массы, т.е. массы самого автомобиля и массы перевозимого груза, все грузовые автомобили делятся на семь классов (см. табл. 1).

Читайте также:  Бортовой компьютер для вашего автомобиля

Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы. Легковыми называют автомобили, вмещающие не более 8 человек, включая водителя; автобусами называют пассажирские автомобили, вмещающие более 8 человек.

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя в литрах делятся на четыре класса (см. табл. 1). Каждый класс имеет свое наименование: особо малый, малый, средний и большой. Выпускаются также автомобили высшего (пятого) класса, для которых рабочий объем двигателя не регламентируется.

Автобусы делятся на пять классов в зависимости от длины в м: особо малый класс -до 5м, малый — 6,0. 7,5 м, средний — 8,0. 9,5 м, большой — 10,5. 12,0 м, особо большой класс — 16,5 м и более (см.табл. 1).

По проходимости автомобили делятся на три группы; обычной (дорожной) проходимости, повышенной и высокой проходимости. Первые из них предназначены для движения, главным образом по дорогам. Автомобили повышенной проходимости могут двигаться по дорогам и отдельным участкам местности. Автомобили высокой проходимости способны перемещаться по дорогам и вне дорог.

Основным оценочным параметром проходимости автомобиля является его колесная формула (4×2,4×4,6×4,6×6,8×8), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая-сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя.

Автомобили со всеми ведущими колесами называются полно приводными, к ним относятся автомобили повышенной и высокой проходимости.

Кроме деления автомобилей по назначению и проходимости различают также одиночные автомобили и автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа. Автопоезда могут быть прицепные и седельные. Последние состоят из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа.

Большинство автомобилей создаются для эксплуатации в районах умеренного климата. На их базе могут выпускаться автомобили, приспособленные к эксплуатации в условиях холодного (северного) или жаркого (тропического) климата.

Обозначение автомобилей. В нашей стране принято буквенное и цифровое обозначение автомобилей. Буквенное обозначение указывает на завод-изготовитель (ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ) и называется маркой автомобиля; цифровое обозначение называется моделью автомобиля. Основная(базовая) модель обозначается четырьмя цифрами. Первая цифра указывает на класс автомобиля (смотри табл. 1). Вторая цифра обозначает его вид, при этом принято обозначать цифрой 1 — легковые автомобили, 2 — автобусы, 3 -грузовые бортовые автомобили, 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 -фургоны, 8 — резерв, — 9 — специальные автомобили. Третья и четвертая цифры вместе обозначают номер базовой модели. Если имеется модификация этой модели, то в цифровое обозначение включается пятая цифра, обозначающая номер модификации машины, подготовленные для экспорта, имеют и шестую цифру (6 или 7).

Таким образом, обозначение Урал-4320 означает, что это двадцатая модель грузового бортового автомобиля четвертого класса общей массой до 14 т, выпускается Уральским автомобильным заводом.

Некоторые автомобили, например ЗИЛ-131, выпуск которых начался еще до введения принятого сейчас обозначения, имеют свое цифровое обозначение, принятое самим заводом-изготовителем.

Источник статьи: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9

Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение

До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.

Виды пожарных автомобилей и их классификация

В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:

Основные пожарные автомобили

Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.

Пожарные автомобили общего назначения:

автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;

с насосом высокого давления – АВД;

первой помощи – АПП;

пожарно-спасательные – АПС и ПСА.

Пожарные автомобили целевого назначения:

порошкового тушения – АП;

пенного тушения – ПТ;

комбинированного тушения – АКТ;

газового тушения – АГТ;

насосная станция – ПНС;

газоводяное тушение – АГВТ;

Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:

Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:

Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.

Средняя. До 4м3 или 4 000л.

Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.

В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.

В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.

Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:

3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;

40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);

43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;

001 – первая модернизация модели;

МС – произведённая в городе Москве.

Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.

Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.

Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:

Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.

Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.

Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.

Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.

Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.

Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.

Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.

Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.

Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.

Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.

Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:

Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.

Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.

ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.

Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.

Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.

В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.

Специальная пожарная техника

В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:

Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;

Высотные работы – АЛ и АКП;

Управление комплексом пожарных работ – АСО.

По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:

АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.

АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.

ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.

АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.

АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.

АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.

АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.

АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.

АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.

АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.

АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.

АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.

АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.

АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.

АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.

АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.

АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.

АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.

ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.

АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.

АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.

Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:

Источник статьи: http://stavto.ru/articles/pozharnye-avtomobili-klassifikatsiya-vidy-naznachenie/

Оцените статью