Основные фонды предприятия автомобили

Основные фонды автотранспортного предприятия

Основные производственные фонды. Отличие основных и оборотных фондов. Экономическая сущность оборотных средств как экономической категории и составной части производства. Состав и структура подвижного состава по типам и маркам. Состав оборотных фондов.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.04.2012
Размер файла 21,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные фонды автотранспортного предприятия

1. Основные фонды

В распоряжении каждого предприятия выделяются необходимые для производственной деятельности различные материальные ценности и денежные средства, которые являются фондами производственного назначения. Эти фонды представлены тремя формами — денежной, производственной и товарной. Денежные фонды предназначены для закупки средств производства и оплаты труда работников. Производственные фонды в виде средств и предметов труда используются для создания товаров или оказания услуг. Товарные фонды существуют в виде готовой реализуемой продукции.

Процесс производства совершается с участием предметов труда и средств (орудий) труда. Средства труда принимают участие в создании продуктов труда в течение продолжительного времени и ряда производственных циклов, перенося часть своей стоимости на создаваемый с их помощью продукт. Предметы труда участвуют в производственном процессе один раз, перенося свою стоимость полностью на продукт, после чего выбывают из него.

Читайте также:  Автомобиль как синоним надежности

Средства труда составляют материально-вещественное содержание основных производственных фондов, а предметы труда оборотных фондов.

Основные производственные фонды это часть средств производства, которые длительное время участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания, сооружения) и являются орудиями труда (силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства). Основные фонды сохраняют свою натуральную форму и первоначальное значение, но постепенно изнашиваясь, частями переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт.

Отдельные элементы основных производственных фондов (ОПФ) играют различную роль в производственном процессе. Поэтому их принято делить на две части; активную и пассивную. Активные основные фонды непосредственно воздействуют на продукт и определяют главным образом масштабы ого производства. Так, в машиностроении это машины и станки, установленные в основных цехах предприятий, в металлургии доменные и мартеновские печи, на транспорте подвижной состав.

Пассивными основными фондами считаются такие, которые лишь обеспечивают нормальное использование активной части фондов. Это здания, дороги, передаточные устройства. Так, в машиностроении, строительстве, промышленности строительных материалов транспортные средства (ТС) относятся к пассивным основным фондам, а на транспорте к активным.

Основные фонды всех отраслей по типовой классификации подразделяют на следующие виды: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, инвентарь производственный, хозяйственный инвентарь и др.

2. Оборотные средства

В отличие от основных оборотные фонды в качестве предметов труда вступают в процесс производства постепенно и полностью входят в состав производимых товаров или полностью уничтожаются, теряют свою материальную форму и вещественно перестают существовать (топливо, смазочные материалы и т.п.), перенося таким образом, свою стоимость на создаваемый продукт в течение одного производственного цикла. После реализации продукции, перевозок и прочих услуг стоимость используемых предметов труда возмещается доходом предприятия, что создает возможность их возобновления.

Экономическая сущность оборотных средств как экономической категории и составной части производства состоит в том, что они находятся в непрерывном движении кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму, переходя из денежной в материальную, из материальной в товарную и из товарной в денежную, т.е. проходят три стадии кругооборота.

Оборотные средства (ОС) это денежные средства, выделяемые предприятиями и используемые ими для текущего финансирования и обеспечения нормальной деятельности. Они используются для создания производственных запасов материалов, топлива, запасных частей, инструмента, инвентаря, заделов незавершенного производства, включая средства в расчетных документах, на расчетных счетах в банках и в кассах предприятий. Оборотные средства, выраженные в материальной форме, называются оборотными фондами, оставшаяся часть оборотных средств в денежной форме фондами обращения.

Оборотные фонды в свою очередь делятся на производственные запасы, незавершенное производство и расходы будущих периодов.

Специфика работы транспорта по сравнению с другими отраслями производства определяет некоторую особенность в использовании и распределении фондов АТП. Структура их определяется процентным соотношением между отдельными составляющими.

Стоимостное соотношение между основными и оборотными фондами составляет органическое строение производственных фондов народного хозяйства и отраслей производства. Для промышленности это соотношение составляет примерно 3:1, а для автомобильного транспорта-9:1. Такое существенное различие в структуре производственных фондов объясняется спецификой автомобильного транспорта, который не производит продукции в материальном виде, а лишь перемещает ее.

Характерной особенностью основных производственных фондов АТП является меньший удельный вес зданий и сооружений в их общем объеме по сравнению с промышленными предприятиями, а также больший удельный вес активной части основных фондов транспортных средств. Структура ОПФ автотранспорта зависит от многих факторов, в т.ч. от: количественного и качественного состава транспортных средств, уровня организации производства, концентрации и специализации АТП, климатических условий и ряда других факторов.

В отличие от промышленного производства на автотранспорте в составе оборотных средств доля оборотных фондов меньше, чем доля фондов обращения. По мере повышения эффективности использования оборотных фондов это соотношение изменяется в сторону увеличения доли фондов обращения. Такое же изменение может наблюдаться при образовании на предприятиях значительной дебиторской задолженности, т.е. когда за выполненную транспортную работу заказчики несвоевременно производят расчет с АТП. Поэтому система расчетов за автомобильные перевозки должна быть такой, чтобы она обеспечивала быстрое прохождение оборотных средств через стадию реализации, оплаты материальных ценностей и услуг. Оборотные фонды на автотранспорте состоят главным образом из производственных запасов.

В составе оборотных фондов учитывают все виды топлива, масел и других эксплуатационных материалов для подвижного состава. Автомобильные шины учитывают только те, которые находятся на складах предприятия, на автомобилях технической помощи, на автостанциях. Автомобильные шины, установленные на автомобилях и эксплуатируемые, относят к стоимости автомобилей.

В сфере обращения на автотранспорте находятся преимущественно денежные средства. Это средства в расчетных документах за выполненные перевозки, погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции и другие услуги. К ним относятся также дебиторская задолженность заказчиков, поставщиков и прочих дебиторов, денежные средства в Госбанке и кассе предприятия для мелких хозяйственных нужд и расходов на командировки.

В деятельности АТП оборотные средства в каждый отдельно взятый момент находятся по частям во всех трех стадиях кругооборота и во всех формах, участвуя в сфере производства и сфере обращения. Кругооборот оборотных средств на автотранспорте имеет свои специфические особенности, связанные с экономической природой транспортной продукции и с процессом ее производства. Т.к. продукцией транспорта является процесс перемещения грузов, который не имеет вещественной формы, а только стоимостную, то на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает по времени с ее производством, т.е. со второй стадией. В связи с этим нередко считают, что применительно к транспорту оборотные средства имеют только две стадии кругооборота.

Однако опыт показывает, что между процессом перевозок и возмещением затрат на него имеется некоторый промежуток времени, в течение которого предприятие получает деньги от потребителей транспортных услуг. Этот промежуток времени и составляет продолжительность третьей стадии кругооборота. Если затраты на перевозки возмещаются авансом, то в этом случае затраты времени на третью стадию кругооборота отсутствуют или сокращаются до минимума.

Состав и структура основных фондов и оборотных средств ОАО ПОГА-1 представлены ниже.

В составе основных фондов наибольшую долю занимают транспортные средства (50,3%), здания (20,4%), сооружения (20,9%). Структура транспортных средств приводится ниже.

Состав и структура подвижного состава по типам и маркам

Источник статьи: http://otherreferats.allbest.ru/economy/00185386_0.html

Структура основных фондов на автотранспортном предприятии

Тема 2: ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Структура основных фондов на автотранспортном предприятии.

2.2. Оценка стоимости основных фондов.

2.3. Физический и моральный износ основных фондов.

2.4. Амортизационные отчисления.

2.5. Пути улучшения использования основных фондов.

Основные фонды транспорта— это средства труда, которые це­ликом участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму и перенося свою стоимость на вновь созданный продукт частями по мере своего износа.

Критерием отнесения средств производства (имущества) к ос­новным фондам является срок их годности, который должен пре­вышать один год.

В зависимости от роли и назначения основные фонды разделя­ются на производственные и непроизводственные.

Производственные основные фонды —это средства труда, которые прямо или косвенно участвуют в транспортном процессе и пере­носят свою стоимость на выполненные перевозки.

Непроизводственные основные фонды используются для удовле­творения культурно-бытовых нужд работников предприятия (жи­лые здания, объекты культуры, здравоохранения и т.п.).

Производственные основные фонды образуют материальную базу экономического потенциала предприятия.

Производственные основные фонды автотранспортных и ре­монтных предприятий по действующей типовой классификации подразделяются на следующие группы:

1) здания — производственные (гаражи, мастерские), админи­стративно-управленческие, складские и др.;

2) сооружения — хранилища топлива, бензоколонки, навесы, эстакады, подъездные пути, шоссейные пути, шоссейные дороги, водонапорные башни и др.;

3) передаточные устройства — водопроводные сети, электро­сети, теплосети, газонефтепроводы и т.д.;

4) машины и оборудование, включающие следующие средства труда:

• силовые машины и оборудование — электромоторы, элект­рогенераторы, трансформаторы, электроаппараты и т.д.;

• рабочие машины и оборудование — моечные машины, во-домаслогрейки, вулканизационные аппараты, станки, прессы и др.;

• измерительные и регулирующие приборы, устройства и ла­бораторное оборудование — приборы для измерения пара­метров, стенды для испытания, выносные пульты управле­ния и т.д.;

• транспортные средства — автомобили грузовые, легковые, автобусы, специальные автомобили, прицепы, полуприце­пы и т.д.;

• инструмент, производственный и хозяйственный инвен­тарь — инструмент общего назначения, рабочие столы, верстаки, стеллажи, инвентарная тара, мебель и пр.

Структура основных фондов на разных АТП может быть раз­личной — в зависимости от состава автомобильного парка, нали­чия производственных помещений для технического обслуживания и ремонта, уровня механизации гаражных процессов, режима ра­боты автотранспорта и т.п.

В зависимости от роли основных средств в производственном процессе они подразделяются на активные и пассивные. Машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструменты принимают непосредственное участие в технологи­ческих процессах, поэтому относятся к активно действующей час­ти основных фондов. Другие группы основных фондов (здания, сооружения, передаточные устройства и инвентарь) способствуют выполнению производственных функций и относятся к пассивной части [12].

2.2. Оценка стоимости основных фондов

Основные производственные фонды хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта учитываются в натуральном и стоимостном выражениях. Учет фондов в натуральном выражении позволяет определить провозную способность автомобильного транспорта, интенсивность использования автотранспортного потенциала, мощность производственно-технической базы, срок эксплуатации автотранспортных средств, прогрессивность структуры подвижного состава, показатели технико-организационного уровня автотранспортного производства.

Для осуществления воспроизводственной политики, определе­ния степени износа (амортизации) основных производственных Фондов, анализа экономической эффективности использования Основных фондов важнейшее значение имеет стоимостное измерение состояния основных производственных фондов.

На современном этапе развития рынка автотранспортных услуг существует два подхода к определению стоимости основных фон­дов: бухгалтерский и рыночный.

Для бухгалтерского учета используется измерение первоначаль­ной, восстановительной и остаточной стоимостей основных производственных фондов. Для системы налогообложения имущества применяется бухгалтерский подход.

Первоначальная стоимость отражает фактические затраты хозяйствующего субъекта по приобретению основных фондов (с уче­том доставки и монтажа) в ценах, действующих в год приобрете­ния.

Сб = Спок + Стр + Сум

где Сб — первоначальная (балансовая) стоимость, руб.; Спок — стоимость покупки, руб.; С — стоимость транспортировки, руб.; Сум — стоимость установки и монтажа, руб. По первоначальной стоимости приобретенные основные фон­ды ставятся на баланс автотранспортного предприятия, поэтому ее называют балансовой стоимостью. Этот вид стоимости использу­ется для определения амортизационных отчислений, расчета по­казателей экономической эффективности основных производ­ственных фондов. Недостатком метода оценки основных фондов но первоначальной (балансовой) стоимости является отсутствие учета фактора разновременности их приобретения в условиях раз­ной ценовой ситуации. Это не позволяет определить динамику стоимости основных производственных фондов в сопоставимых условиях. Устранению этого недостатка способствует проведение расчета восстановительной стоимости основных фондов.

Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизвод­ства основных фондов, приведенная к условиям и ценам, действу­ющим в период оценки.

где Св — восстановительная стоимость, руб.; Ц — цена за еди­ницу ОПФ, руб.; (Qопф — общее количество ОПФ данного наименования, приобретенных в разные годы, руб). Данный вид оценки стоимости позволяет учесть современные условия производства (приобретения) конкретных видов основных производственных фондов. Применение данного метода связано с приведением переоценки основных фондов. Переоценка основных фондов обычно осуществляется периодически (1 раз в 5-10 лет) в зависимости от динамики изменения цен на промышленную про­дукцию и соответствующих темпов инфляции. Положением «О по­рядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и ор­ганизаций», утвержденным Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 25.11.1993 № 1233, введен единый порядок переоценки основных фондов для создания экономически обос­нованных условий формирования ресурсов денежных средств на воспроизводство основных фондов. Индексы пересчета балансовой стоимости основных фондов устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации. В настоящее время хозяй­ствующие субъекты могут оперативно проводить пересчет основ­ных фондов, основываясь на информации крупнейших консалтин­говых компаний, специализирующихся в оценке недвижимости. По решению руководителя хозяйствующего субъекта переоценку можно осуществить на основе определения рыночной стоимости основных фондов с учетом проведения расчетов по оценке ее вли­яния на уровень налоговой нагрузки на предприятие (налоги на имущество и прибыль).

Остаточная стоимость (учет первоначальной или восстанови­тельной стоимости) отражает степень изношенности основных фондов исходя из оценки и выражает часть первоначальной или восстановительной стоимости, еще не перенесенной на себестои­мость автотранспортной продукции. Остаточная стоимость опре­деляется по формуле

С°п — остаточная стоимость (с учетом первоначальной); С°в — остаточная стоимость (с учетом восстановительной); С,Св — соответственно первоначальная и восстановитель­ная стоимость; И — износ, рассчитанный по нормам амор­тизации; И в — износ, рассчитанный по нормам амортизации (с учетом корректирующих коэффициентов по согласованию с налоговой инспекцией) .

2.3. Физический и моральный износ основных фондов

По мере использования и утраты основными фондами своей потребительной стоимости происходит перенос стоимости на продукт. Находясь длительное время в процессе производства, основ­ные фонды подвергаются физическому износу. Различают физическийй и моральный износ основных фондов.

Физический износ — утрата основными фондами своих произодственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влия­нии природно-климатических условий.

Физический износ бывает двух родов.

Износ I рода происходит во время работы, в результате чего основные фонды полностью утрачивают свою потребительную стоимость (производственные качества).

Износ II рода возникает под действием сил природы. Физичес­кий износ основных фондов зависит от степени загрузки основных фондов, их качества и надежности, правильной эксплуатации и ухода, своевременного и качественного ремонта. Физический из­нос определяется по формуле

где Тф — фактический срок службы средства труда; То — остаточ­ный срок службы средства труда, который устанавливается экспертным путем. Кроме физического износа основные фонды подвергаются мо­ральному изнашиванию.

Моральный износ — это потеря экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа. При этом потеря стоимости происходит независимо оттого, участвовали ос­новные производственные фонды в производственном процессе или нет.

Различают два вида морального износа.

Моральный износ I рода является следствием понижения стои­мости воспроизводства существующих основных фондов в связи с повышением его (воспроизводства) эффективности в соответству­ющих отраслях и определяется по следующей формуле

где Кв — восстановительная (с учетом морального износа I рода) стоимость; Кп — первоначальная стоимость изготовления су­ществующих основных фондов. Моральный износ I рода, в отличие от любого другого рода из­носа, не сопровождается такими последствиями, которые требо­валось бы устранить путем организации капитального ремонта, модернизации и т.п. Необходимо осуществлять мероприятия по интенсификации морального износа I рода, т.е. по повышению эффективности воспроизводства анализируемой техники. Мораль­ный износ I рода сопровождается снижением морального износа II рода, так как последний изменяется в обратном направлении в сравнении с повышением эффективности производства.

Моральный износ II рода является следствием технического прогресса и проявляется через обесценение существующих основ­ных фондов в сравнении с вновь вводимыми из-за относительно меньшей эффективности первых. Показатель морального износа II рода можно представить следующим образом

где Эп — эффективность прогрессивного объекта; Эс — эффек­тивность существующего объекта основных фондов.

При рассмотрении морального износа II рода выделяют частич­ный и полный износ, а также его скрытую форму.

Частичный моральный износ — это частичная потеря потреби­тельной стоимости и стоимости машины. Постепенно увеличива­ющиеся его размеры на отдельных операциях могут достичь таких значений, при которых окажется целесообразным использовать машину на других операциях, в иных условиях производства, где она будет еще достаточно эффективной.

Полный моральный износ — это полное обесценение машины, когда ее дальнейшая эксплуатация в любых условиях убыточна. Вероятна ситуация, когда неубыточные операции еще возможны, н.| они реализуются на более производственных машинах. Устаревшую машину разбирают на запасные части или списывают в металлолом.

Способами преодоления морального износа являются непре­рывное совершенствование производства, развитие науки и техники, в результате чего создаются новые машины, оборудование или модернизируются существующие.

Под модернизацией понимают конструктивное совершенствование действующих машин, повышающее технико-экономические показатели их работы до уровня современной техники .

Типовая модернизация — это внесение однотипных изменений в серийные конструкции.

Например, в конструкциях автомобилей ранних выпусков производится замена двигателей на более мощные.

Целевая модернизация проводится в связи с изменяющейся тех­нологией и организацией производства. Она осуществляется на предприятии применительно к группе оборудования или отдель­ным его видам.

Например, внедрение поточных линий в зоне ТО автомобилей требует специализации оборудования в зоне.

Автотранспортные предприятия, имеющие автомобили более новых и совершенных конструкций и располагающие новыми co­временными средствами для ТО и ремонта автомобилей, будут иметь более высокие производственные показатели.

2.4. Амортизационные отчисления

Амортизация — это процесс переноса стоимости основных фондов на стоимость произведенной продукции.

Денежное выражение части стоимости основных фондов, пере­несенной на готовый продукт, называется амортизационными от­числениями. Эти отчисления составляют амортизационный фонд предприятия, который служит источником воспроизводства I редств труда.

Величина амортизационных отчислений должна быть достаточ­ной для воспроизводства и расширенного воспроизводства основ­ных фондов, так как новые основные фонды обладают более вы­сокими технико-эксплуатационными показателями. Расчет амор­тизационных отчислений осуществляется на основе нормативов амортизации, установленных Правительством Российской Феде­рации. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету

«Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (в ред. Приказа Минфина России от 18.05.2002 №45н), в бухгалтерском учете существуют че­тыре способа начисления амортизации основных средств:

• списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

• списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В соответствии с п. 3 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (части первой и второй) в зависимости от срока полез­ного использования основные средства объединяются в десять амортизационных групп: «п. 3. Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные груп­пы:

первая группа — все недолговечное имущества со сроком полез­ного использования от 1 года до 2 лет включительно;

вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

третья группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 3 лет до 5 лет включительно;

четвертая группа — имущество со сроком полезного использо­вания свыше 5 лет до 7 лет включительно;

пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

шестая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше Шлет до 15 лет включительно;

седьмая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 15 лет до 20 лет включительно;

восьмая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 20 лет до 25 лет включительно;

девятая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 25 лет до 30 лет включительно;

десятая группа — имущество со сроком полезного использова­ния свыше 30 лет».

Согласно Налоговому кодексу (НК) Российской Федерации (ст. 259) для налогообложения возможно применение только двух методов начисления амортизации:

Амортизационные отчисления по основным средствам (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком службы выше 20 лет) начисляются линейным и нелинейным методом.

При применении линейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле

nм — срок полезного действия объекта в месяцах.

Сумма начисленной амортизации за каждый месяц будет равна:

При использовании нелинейного метода норма амортизации рассчитывается по формуле

Сумма, начисленная за каждый месяц амортизации, будет равна произведению нормы амортизации и остаточной стоимости основного средства на начало месяца.

По зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, входящим в амортизационные группы 8-10, предприятия должны применять только линейный метод амортизации.

Возможно также использование метода ускоренной амортизации — применительно к основным средствам, являющимся предметом договора лизинга с коэффициентом не более трех или в условиях с повышенной стоимостью в работе с коэффициентом не более двух.

Выбранный метод начисления амортизации не может быть из­менен в течение всего периода начисления амортизации по объек­ту основных средств.

Если приобретенный объект основных средств находился в эксплуатации у предыдущих собственников в течение т лет и по нему принято решение начислять амортизацию линейным мето­дом, то по такому объекту норма амортизации рассчитывается по формуле

Нематериальные активы отражаются в учете в сумме затрат на приобретение, включая расходы по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в хозяйственном обо­роте, и переносят равномерно (ежемесячно) свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования.

Для транспортных средств (после 1 января 2002 г.) в настоящее время применяется общий порядок амортизации, устанавливаемый для всех видов основных производственных фондов.

При этом амортизация исчисляется исходя из первоначальной стоимости транспортных средств, срока полезного использования и метода начисления амортизации. Начисление амортизации ве­дется методом, принятым учетной политикой предприятия (ли­нейным и нелинейным). Классификация автотранспортных средств, включаемых в амортизационные группы в зависимости от срока полезного использования, приведена в табл. 3.1 1 .

Объектами для начисления амортизации являются транспорт­ные средства, находящиеся в АТП на праве собственности, хозяй­ственного ведения, оперативного управления, а также переданные по договору аренды.

В основу исчисления норм амортизационных отчислений на полное восстановление вышеуказанного подвижного состава по­ложен пробег автомобилей. Это относится ко всем группам под­вижного состава, за исключением грузовых автомобилей малой грузоподъемности (до 2 т), автобусов особо малого класса (вмес­тимостью менее 15 пассажиров), легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и специальных автомобилей.

Субъекты малого предпринимательства вправе начислять амортзацицию основных производственных средств по удвоенной норме и списывать дополнительно в виде амортизации до 50% их перво­начально стоимости, если срок полезного использования объекта I (составляет более трех лет.

2.5. Пути улучшения использования основных фондов

11овышение интенсивности эксплуатации основных производственных фондов является важнейшим условием и резервом роста эффективности производства.

Для оценки эффективности использования основных фондов ни автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов, а также различные коэффициенты.

Фондоотдача (ФО) — показатель, который отражает сумму доходов, приходящуюся на 1 руб. основных производственных фондов Фосн.

Фондоотдача — важнейший обобщающий показатель исполь­зования основных фондов. В общем виде она свидетельствует о том, насколько эффективно используются подвижной состав, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование — все без исключения группы основных фондов. Уровень и динамика фондоотдачи ха­рактеризуются совокупным влиянием технических, технологических, организационных и экономических факторов — с одной стороны, формирующих масштабы, техническое и технологическое совершенство и уровень использования основных производствен­ных фондов, а с другой стороны, определяющих объем и структуру производства (тарифы, объем перевозок).

Фондоемкость (ФЕ) — показатель, обратный фондоотдаче. Он характеризует стоимость ОПФ, приходящуюся на каждый рубль похода Д:

Фондовооруженность (ФВ) — показатель, характеризующий обеспеченность каждого работника основными производствен­ными фондами:

где Чссп — среднесписочная численность работников АТП, т.е. количество человек.

Рентабельность основных фондов представляет собой отношение балансовой прибыли Прбал автотранспортного предприятия к сум­ме основных производственных фондов:

Кроме перечисленных показателей для оценки использования основных производственных фондов на автомобильном транспор­те используются коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования, интенсивной нагрузки и сменности работы основ­ных фондов.

Коэффициент экстенсивного использования основных фондов (или коэффициент экстенсивной загрузки) представляет собой отноше­ние фактически отработанного времени в часах за смену (сут­ки, месяц, год) Тф.см к возможному Тв:

Коэффициент интенсивного использования основных фондов определяется соотношением фактически выполненного объема работ в единицу времени Wф к плановому Wn,

или к максимально возможной выработке за то же время:

Коэффициент интегральной нагрузки основных фондов учитывает использование основных фондов во времени с учетом производи­тельности труда и вычисляется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования основных фондов предприятия:

Среди показателей экстенсивного использования орудий труда заслуживает внимания коэффициент сменности работы оборудования, который демонстрирует, сколько смен в течение суток работала в среднем каждая единица установленного оборудования. Он определяется посредством деления числа отработанных во всех сменах машиносмен Мс на количество установленного оборудова­нии М:

Улучшение использования основных производственных фондов АТП и современных условиях связано, прежде всего, с повышением уровня коэффициента технической готовности и особенно коэф­фициента выпуска подвижного состава с увеличением продолжительности его использования. В этой связи на каждом предприятии должны проводиться постоянная рекламная работа и другие маркетинговые мероприятия, направленные на повышение спроса на услуги, активное использование аренды подвижного состава и др.

Улучшение использования основных фондов автомобильного транспорта может быть достигнуто за счет увеличения межремонтных пробегов автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В комплексе мер, способствующих улучшению использования основных фондов, существенное значение имеет правильное при­менение экономических рычагов и стимулов. На это же направле­ны совершенствование оперативного планирования, автоматизи­рованный учет работы и всесторонний анализ использования средств труда, повышение квалификации работников.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/6_51175_struktura-osnovnih-fondov-na-avtotransportnom-predpriyatii.html

Оцените статью