Классификация автомобилей
Автомобиль — это самодвижущийся экипаж, приводимый в движение установленным на нем двигателем и предназначенный для перевозки по безрельсовым дорогам пассажиров, грузов или специального оборудования и буксирования прицепов.
1. По назначению различают транспортные и специальные автомобили
Транспортные автомобили разделяют на несколько типов:
- а) легковые — для перевозки нескольких пассажиров
- б) автобусы — для перевозки групп (численность больше восьми) пассажиров
- в) грузовые — для перевозки различных грузов. Определяющим показателем, характеризующим легковые автомобили и автобусы, является их вместимость, измеряемая количеством пассажирских мест
Основная величина, характеризующая грузовые автомобили — их поминальная грузоподъемность, то есть предельно допустимая масса груза (в тоннах), перевозимого при движении по дорогам с твердым покрытием. В связи с этим различают грузовые автомобили особо малой (до 1 т), малой (от 1 до 3 т), средней (от 3 до 5 т) и большой (от 5 т) грузоподъемности.
В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей выделяют грузовые автомобили общего назначения и специализированные, предназначенные для перевозки определенных видов грузов (например, самосвалы, автоцистерны и автофургоны).
Автомобили специального назначения служат для выполнения каких-либо определенных работ и оборудованы соответствующими приспособлениями и устройствами. К этой группе относятся пожарные, поливочные автомобили, автокраны, автовышки и другие. Они обычно представляют собой видоизмененные модели транспортных автомобилей.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/klassifikatsiya-avtomobilej/
Строение автомобиля
Классификация автотранспортных средств
Устройство современного грузового автомобиля.
Современные грузовые автомобили могут
двигаться без помощи водителя
Виды и классификация автотранспортных средств
Классификация автомобилей осуществляется по следующим признакам:
• вид автотранспортного средства;
• основном технический параметр
(масса, мощность или габаритные размеры);
Автомобильные двигатели, также как и тракторные могут классифицироватся по следующим признакам:
«При выборе вспомните мудрые слова, — автомобиль это не средство роскоши, а средство передвижения».
Автомобильный подвижной состав подразделяют на разновидности автомобилей:
(легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы)
(грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза)
— специальный (скорая помощь, милиция, пожарная автомобили)
— специализированный (прицепы и полуприцепы с установленным специальным оборудованием, имеющие технологическое или другое назначение и выполняющие различные, преимущественно нетранспортные, работы)
Пассажирские автомобили (вместимость до восьми человек, включая водителя) называются легковыми, свыше 8 человек автобусом.
После изучения классификации автотранспортных средств обратите внимание на компоновочные схемы автомобилей, что даст общие понятия о компоновке механизмов и агрегатов на автомобиль и поможет вам разобраться в устройстве автомобиля.
Классификация автотранспортных средств, легковых автомобилей, разновидности кузова автомобиля
Легковые автомобили по рабочему объему цилиндров двигателя делится на следующие классы:
• особо малый (до 1,2 л);
• средний (1,8—3,5 л);
• большой (3,5 л и более);
• высший (не регламентируется).
Автобусы подразделяются по габаритным размерам, — длине на следующие классы:
• особо малый (до 5 м);
• особо большой (16,5 и более метров).
Классификация грузовых автомобилей с бортовой платформой определяется по грузоподъемности:
• особо малый (менее 1т);
• особо большой (15—26 т);
• сверх особо большой (свыше 26 т).
Специальные автомобили выполняют преимущественно нетранспортные работы. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными, буровыми установками, автокраны, уборочные, автомобили скорой медицинской помощи.
Специализированные автомобили учитывают специфику груза (сыпучие, жидкие, крупногабаритные и т. д.). К ним относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, панелевозы, контейнеровозы и т.д.
Автомобили дня буксирования прицепов и полуприцепов называются автомобилями-тягачами.
Автомобиль-тягач или стандартный грузовой автомобиль вместе с одним или несколькими прицепами образуют автопоезд.
По приспособленности к дорожным условиям различают автомобили обычной и повышенной проходимости.
Автомобили по общему числу колес и ведущих колес обозначают колесной формулой, где первая цифра — число колес автомобиля, вторая число ведущих колес.
Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4×2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ЗИЛ-431410), 6×6 — трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6×4 — трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По роду потребляемого топлива и типу двигателя автомобили подразделяются на бензиновые, дизельные, работающие на альтернативных топливах (газогенераторные, газобаллонные, электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками, например двигатель внутреннего сгорании (ДВС) электрический двигатель.
Каждой модели автомобиля (прицепа, полуприцепа) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр.
Первая цифра обозначает класс автомобиля (прицепа, полуприцепа), по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей.
В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобиля. Установлены следующие виды автомобилей (прицепов, полуприцепов) по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:
3 _ грузовые бортовые;
4 — седельные тягачи (резерв);
Третья и четвертая цифры обозначают номер базовой модели.
Источник статьи: http://www.autoezda.com/ystroustvo/11-klasif.html
Материалы
Классификация автотранспортных средств
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
Подробности Подробности Категория: Классификация транспортных средств Опубликовано: 13.09.2013 09:42 Автор: Administrator Просмотров: 28624
Классификация автомобильных транспортных средств
Известно несколько классификаций АТС, которые разрабатывались в интересах различных ведомств по соответствующим классификационным признакам.
По назначению АТС делятся на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовым относятся АТС предназначенные для перевозки различных видов грузов. К пассажирским относятся АТС предназначенные для перевозки людей, это автобусы и легковые автомобили. К специальным относятся автомобили предназначены не для транспортирования грузов или пассажиров, а щя монтажи специального оборудования с целью выполнения соответствующих работ.
По типу двигателя АТС делятся на бензиновые, дизельные, газовые, газогенераторные, электрические и другие.
По проходимости АТС делятся на автомобили обычной проходимости (непопноприводные), повышенной проходимости (полноприводные), болотоходы, снегоходы, плавающие и другие, а полуприцепы и прицепы делятся на имеющие активный привод и без активного привода.
По колесной формуле АТС классифицируются по общему числу колес и по числу ведущих колес. Колесная формула. Для колесных автомобилей принято обозначение двумя цифрами, разделенными знаком умножения. Первая цифра — общей число колес, вторая — число ведущих колес (двухскатные колеса считаются за одно колесо). Исключение составляют переднеприводные автомобили и автопоезда с одноосными тягачами, где первая цифра — число ведущих колес, вгорая — общее число колес.
Для грузовых автомобилей в основную колесную формулу может быть введена через точку третья цифра: «1» означает, что все колеса односкатные; «2» — что ведущая задняя ось (оси, тележки) имеют двухскатную ошиновку.
Таким образом, колесные формулы 4×2.2, 4×2.1, 4×4.2 и 4×4.1; 6×4.2, 6×6.2, 6×6.1 и 6×2.1; 8×4.2, 8×4.1, 8×8.2 и 8×8.1 означают, соответственно, двух-, трех- и четырехосные грузовые автомобили.
Сочлененные грузовые автопоезда с одно-двухосными тягачами имеют колесную формулу 2×4.1 и 2×6.1
По характеру исполнения АТС делятся на одиночные автомобили, автомобили-тягачи для буксирования прицепов и автомобили седельные тягачи для буксирования полуприцепов.
По числу осей АТС делятся на одно-, двух-, трех-, четырех- и многоосные.
По климатическому исполнению АТС делятся на исполнение обычное (умеренный климат), северное (холодный климат) и жаркое (тропический — влажный и пустынный — запыленный климат).
Кроме того АТС делятся на армейские, сельскохозяйственные, лесохозяйственные, строительные и другие. По конструктивным признакам АТС подразделяются еще на капотные, безкапотные, ко-роткокапотные, длиннобазные, короткобазные, с различными трансмиссиями, по расположению двигателя, с передним, средним и задним продольным и поперечным расположением двигателя.
Большинство из перечисленных классификационных признаков практически имеют незначительное отношение к отрасли автомобильный транспорт. Поэтому разработана специальная транспортная классибикация, основанная на принципе использования АТС
(рис. 3.6).
По этой классификации, все виды автомобилей и автомобильных поездов подразделяются на три группы, определяемые их массой, точнее, наибольшей величиной осевой нагрузки на опорную поверхность. Этим характеризуется возможность их применения на тех или иных видах автомобильных дорог.
Все автомобили разделены на три группы:
- группа А, нагрузка на ось от 6 до 10 т.;
- группа Б, нагрузка на ось до 6 т.;
- группа внедорожная не имеющая ограничений по нагрузке на ось (карьерные, аэродромные и т.п.).
К группе А относятся автомобили МАЗ, КрАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, большегрузные автомобили иностранного производства, многоместные автобусы Ликинского и Львовского заводов, автобусы «Икарус» и другие.
К группе Б относятся автомобили УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, а также некоторые модели автомобилей КамАЗ, автобусы средней размерности Ликинского, Львовского, Павловского и Курганского заводов, все автобусы малой размерности и легковые автомобили.
К группе внедорожных относятся карьерные самосвалы БелАЗ и другие.
Все автомобили подразделяются на транспортные, используемые для перевозки грузов и пассажиров и на специальные — не транспортные. К последним относятся пожарные автомобили, автокраны, автовышки, подметальные, снегоуборочные и другие.
Транспортные автомобили и автопоезда подразделяются на грузовые и пассажирские, а последние на автобусы и легковые. Каждая из трех разновидностей подразделяется по своим основным конструктивным схемам, размерности и виду перевозок.
Грузовые автомобили по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, последние могут состоять из бортового автомобиля с прицепом или седельного автомобиля-тягача с полуприцепом.
Для организации поточного движения по дорогам все грузовые автомобили и автобусы независимо от их полной массы должны обладать одинаковыми тягово-скоростными качествами, одинаковой динамикой разгона и торхюжения. Для этого необходимо чтобы мощности двигателей были пропорциональны полным массам транспортных единиц. В противном случае снижается пропускная способность дорог и могут создаваться заторы движения. Поэтому на автомобилях-тягачах, используемых с прицепом или полуприцепом, нужно применять двигатель более мощный, чем на одиночных автомобилях.
Грузовые автомобили по размерности (по грузоподъемности) разделяются на пять классов:
- особо малой до 0,5 т;
- малой от 0,5 до 2,0 т;
- средней от 2,0 до 5,0 т;
- большой от 5,0 до 15,0 т;
- особо большой свыше 15,0 т.
Грузовые автомобили и автопоезда подразделяются по виду перевозок, определяющему тип кузова на две группы:
- универсальные — многоцелевого назначения с кузовом бортовая платформа;
- специализированные, конструктивно приспособленные для перевозки одного или нескольких определенных видов грузов,
Автомобили и автопоезда могут быть двух видов по дальности перевозок — для местных перевозок, на расстояние в пределах 50 км, а также для дальних, междугородн их. Автобусы по конструкционной схеме подразделяются на три вида:
- одиночные;
- сочлененные;
- автобусные поезда, то есть автобус с прицепом.
Одиночные автобусы применяются наиболее часто.
Сочлененные автобусы применяются для улучшения маневренности автобусов большой вместимости.
Автобусные поезда применяются ограниченно. Возможно применение прицепов для перевозки багажа, а также применение прицепов для обслуживания аэропортов.
Двухэтажные автобусы в классификацию не включены, так как в Российской Федерации они распространения не получили. Их основные недостатки: плохая устойчивость, затруднение посадки и высадки.
Автобусы по габаритной длине согласно ГОСТ 18716-73 подразделяются на пять классов:
- особо малые длиной до 3,0 м;
- малые длиной от 6,0 до 7,5 м;
- средние длиной от 8,0 до 9,5 м;
- большие длиной от 10,0 до 12,0 м;
Для автобусов наряду с габаритной длиной необходимо также учитывать вместимость (табл. 3.1).
По виду перевозок автобусы подразделяются на следующие разновидности: городские, пригородные, междугородные, местного сообщения, общего назначения, туристические, экскурсионные и школьные.
Таблица 3.1. Классификация автобусов
Легковые автомобили по конструкции кузова подразделяются на седаны, купе, универсалы, фастбеки. лимузины и другие
Легковые автомобили различаются по величине рабочего объема двигателя, массе автомобиля и числу мест. При предельном между группами н классами рабочем объеме двигателя определяющей принимается сухая масса автомобиля. По виду перевозок легковые автомобили подразделяются на личные, служебные, такси и прокатные.
В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения АТС, определяемые отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Минавтопрома СССР.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа и полуприцепа присваивается индекс, состоящий из ряда букв и цифр.
Перед полным цифровым индексом ставится через дефис буквенное обозначение (марка) завода-изготовителя (аббревиатура или условное название, например: ГАЗ, ЗИЛ, КрАЗ, Урал, Москвич). Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя — для легкового автомобиля; по габаритной длине — для автобуса; по полной массе для грузового автомобиля. Вторая цифра указывает на тип АТС: легковой автомобиль обозначается цифрой 1 автобус — 2, грузовой автомобиль или пикап — 3, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7, цифра 8 — резерв, специальное АТС-9.
Третья и четвертая цифры индексов указывают на порядковый номер модели, а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация. Шестая цифра обозначает вид исполнения: для холодного климата — 1, экспортное исполнение для умеренного климата — 6, экспортное исполнение для тропического климата — 7.
Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03, 04 и т.п., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.
Две первые цифры индексов, присвоенных в соответствии с отраслевой нормалью легковым автомобилям, автобусам, грузовым (специализированным) автомобилям и прицепам (полуприцепам) приведены соответственно в табл.3.2, 3.3, 3.4.
Для прицепного состава первая цифра 8 для прицепов и для полуприцепов цифра 9.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра обозначает тип прицепного состава в соответствии с типом автомобиля-тягача, т.е. 1 — это прицеп легкового автомобиля, 2 — пассажирский прицеп к автобусу и т.д. (табл.3.5.).
Таблица 3.5. Индексы прицепов и полуприцепов (первые две цифры по ОН 025270-66)
Источник статьи: http://www.atxp.org/index.php?option=com_content&view=article&id=115&catid=46&Itemid=101