Основные методы испытаний автомобиля

Испытание автомобилей (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

БАРМАШОВА Л. В., МАТИСОВ А. А.

, Матисов автомобилей. Учебное пособие, том 1. – Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012. – 316 с.

Рекомендовано Методическим советом филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

Напечатано в РИЦ филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в а.

Подписано в печать: 30.10.2012 г.

Глава 1 Испытание двигателей автомобиля. 10

1.1 Виды испытаний двигателей. 10

1.2 Режимы и условия испытаний. 21

1.3 Подготовка к испытаниям.. 23

1.4 Тормозная установка. 25

1.5 Определение рабочих показателей двигателя. 38

1.6 Определение предельных показателей двигателя. 51

1.7 Индицирование двигателя. 57

1.8 Детонационные испытания. 61

1.9 Испытания на надежность. 70

1.10 испытания на токсичность. 74

1.11 Виды и условия проведения испытаний. 84

1.11.1 Виды испытаний. 84

1.11.2 Условия проведения испытаний. 87

1.11.3 Технический отчет. 94

1.11.4 Измерения при испытаниях. 95

1.11.5 Общие требования, предъявляемые к измерительной аппаратуре. 95

1.11.6 Тензометрирование. 99

1.11.7 Метод хрупких покрытий. 114

1.11.8 Измерение параметров работы автомобиля. 115

1.11.9 Регистрирующая аппаратура и устройства обработки данных измерений 141

Глава 2 Испытания агрегатов автомобиля. 152

2.1 Испытания двигателя и автомобиля на шум и вибрацию.. 153

2.2 Испытания сцепления. 157

2.3 Испытания коробок передач, раздаточных коробок и ведущих мостов 165

2.4 Испытания карданных передач. 182

2.5 Испытания рулевых механизмов. 187

2.6 Испытания тормозных систем.. 197

2.7 Испытания подвески. 210

2.8 Испытания шин и колес. 220

2.9 Испытания рам и кузовов. 231

2.10 Испытания автомобилей на тягово-скоростные свойстваи топливную экономичность. 237

2.11 Испытания автомобилей на плавность хода, управляемость и устойчивость 255

2.12 Испытания автомобилей на проходимость. 267

2.13 Испытания автомобилей на пассивную безопасность. 276

2.14 Испытания на надежность. 284

2.15 Испытания по определению эффективности тормозов. 292

2.16 Испытания на шумность работы.. 298

Бурный рост мировой экономики в ХХ в., интеграционные процессы, международная политика, направленная на сотрудничество, а также другие причины способствовали мощному прогрессу на транспорте как в количественном, так и в качественном выражении.

Исключительные, присущие только автомобильному транспорту свойства, основанные на его технических и технологических характеристиках, — мобильность, надежность, доставка грузов малыми партиями на любые расстояния, проходимость, не требующая значительных затрат на оснащение путей передвижения, низкая капиталоемкость и быстрая окупаемость капитальных вложений — сделали автомобильный транспорт самым востребованным, экономически привлекательным, современным лидером транспортных отраслей национальных экономик и мира. В развитии автомобильного транспорта отражаются все изменения, происходящие в производственных и социально-экономических системах. Одной из главных современных тенденций развития автомобильного транспорта является интеграция транспортных и ресурсораспределительных процессов в новой функциональной сфере — логистике. В связи с этим еще большее внимание уделяют именно автомобильному транспорту.

Доля грузооборота, обслуживаемого автомобильным транспортом в мире, увеличилась с 50,8 до 70,6%; при этом доля грузооборота железнодорожного транспорта, как основного конкурента автомобильного транспорта, сократилась с 27,8 до 13,8% по итогам 2002 г. Сокращение доли обслуживаемого грузооборота произошло и по другим видам транспорта. Приоритетную роль автомобильный транспорт сохраняет и по видам перевозок в странах Европейского Союза. В общем объеме перевозок грузов в мире, осуществляемых всеми видами транспорта, доля автомобильного транспорта составляет 54,6%, а в перевозках пассажиров — 52,7%. Не менее значимо положение автомобильного транспорта в России. Им обеспечивается 4. 6% ВНП (2гг.) и около 3,5% налогов в государственный бюджет. Автотранспортная отрасль России имеет важный для любой страны сектор (международные автомобильные перевозки — МАП), участвующий в международном товарообороте и распределении. Развитие российского рынка объективно расставляет приоритеты при выборе средств транспортирования товаров. В частности, автомобильный транспорт (в силу высоких адаптивных свойств) всегда выбирают при потребности в высокотехнологичных формах доставки грузов в основном на небольшие расстояния. Последнее является отражением процессов логистизации промышленности, когда предприятия стали размещать производство недалеко от центров дистрибьюции, крупных торговых центров и постоянной клиентуры. Автомобильному транспорту отдают предпочтение и тогда, когда автотранспортные расходы не играют существенной роли в ценовой политике предприятий — производителей товаров. Наконец, автомобильный транспорт является связывающим между другими видами транспорта в комбинированных видах перевозок (несколькими видами транспорта). Автомобильный транспорт обеспечивает более точную, надежную и качественную транспортировку, чем другие виды транспорта. Поэтому автомобильный транспорт всегда предпочтительнее при перевозках ценных товаров. За последние пять лет с других видов транспорта на автомобильный транспорт передано более 25% такого рода грузов, и масса их продолжает расти.

Переход России к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа развития: открываются новые виды деятельности и формы автотранспортного обслуживания, растет ассортимент автотранспортных услуг, расширяются географические границы обслуживаемого автомобильным транспортом рынка, внедряются современные технологии, обновляется техника. Повышается роль частных АТП, которые в результате проводимых на транспорте разгосударствления, акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг. Формирование рыночной системы на транспорте вместе со структурной перестройкой транспортной системы интенсифицирует реструктуризацию парка автомобильного транспорта в пользу малотоннажных и большегрузных машин. Данное обстоятельство соответствует новым технологическим потребностям производящих товары предприятий и принципам системы торговли, радикально изменившим объем и структуру спроса на транспортные услуги.

Наряду с вводом и освоением новых производственных мощностей особое внимание обращено на повышение качества и технического уровня выпускаемых автомобилей, двигателей, обеспечение их экономичности, безопасности и снижения вредного воздействия на окружающую среду.

При создании новых и совершенствовании старых конструкций автомобилей большое значение имеют испытания автомобилей, по результатам которых находят технико-экономические показатели работы, соответствие требованиям стандартов, техническим условиям и нормалям. При испытаниях определяют тягово-скоростные свойства, топливную экономичность, управляемость и устойчивость, показатели колебаний, вибраций и шумности, тормозные характеристики, параметры проходимости, долговечности, надежности автомобилей и их узлов.

Развитие методов испытаний связано с совершенствованием измерительной и регистрирующей аппаратуры, устройств, предназначенных для обработки опытных данных, и созданием необходимых режимов исследований. Современные магнитографы, осциллографы, телеметрические системы и т. п. позволяют эффективно проводить исследования рабочих процессов автомобилей в дорожных и лабораторных условиях.

Создание новых типов и моделей автомобилей, повышение ресурса и модернизация находящихся на производстве автомобилей могут быть подразделены на два основных этапа. На первом из них выполняют проектно-конструкторские работы, которым предшествует изучение эксплуатационных условий, для которых предназначается автомобиль, и разработка на этой основе технических заданий. На втором этапе проводят испытания и доводку опытных образцов новых и модернизированных моделей автомобилей, которые в зависимости от степени новизны и сложности, заложенных в них конструктивных и технологических решений, могут изготовляться и испытываться несколькими последовательными сериями. После постановки отработанных моделей на серийное или массовое производство необходимо проводить их дальнейшие испытания и исследования с целью периодической проверки качества изготовления, оценки эксплуатационных свойств в различных дорожно-климатических условиях, определения фактических сроков службы (ресурса) в этих условиях, разработки или уточнения эксплуатационных нормативов, в том числе норм расхода запасных частей, эксплуатационных материалов и т. д.

Испытания автомобилей являются непременной частью, с одной стороны, автомобильной науки, с другой — автомобильного производства. Исследовательские центры и испытательные полигоны стали неотъемлемыми звеньями автомобильной индустрии как одной из наиболее сложных и массовых отраслей машиностроения. Испытания автомобилей требуют углубленной специализации персонала.

Настоящее учебное пособие по курсу «Испытания автомобилей» составленодля студентов, обучающихся по специальности «Автомобиле – и тракторостроение». В учебном пособии рассмотрены современные методы испытаний автомобиля в целом, двигателя и агрегатов автомобилей. Описан порядок проведения типовых испытаний, при которых оцениваются мощностные, экономические, динамические, антидетонационные качества двигателя, тягово-скоростные, тормозные качества автомобиля, его плавность хода и устойчивость. Большое внимание уделено методам оценки автомобиля и его агрегатов на надежность, а также новейшим методам испытаний автомобиля на пассивную безопасность, токсичность, шум и вибрации. Наряду с методикой испытаний в учебном пособии дается описание наиболее типичного применяемого при испытаниях оборудования и измерительной аппаратуры, методов обработки и анализа получаемых экспериментальных данных.

В отечественной автомобильной промышленности действуют государственные и отраслевые стандарты, а также руководящие технические материалы по различным видам испытаний автомобилей. Эти стандарты и материалы используются при проведении соответствующих испытаний.

10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», где предложен Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, указаны требования к безопасности объектов технического регулирования, предусмотрена оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) перед их выпуском в обращение, оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение, оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, оценка соответствия типов компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение.

Автомобили, например, Volvo должны быть готовы к любым условиям эксплуатации – независимо от климата или состояния дорожного покрытия. Поэтому автомобили Volvo проходят испытания в самых суровых условиях, какие можно представить на нашей планете: в жаркой пустыне штата Аризона и в леденеющем холоде арктических широт. Требования распространяются на весь автомобиль, включая каждую деталь. В автомобиле Volvo около 40 основных систем, включая двигатель, климатическую установку, сиденья и т. д. Эти системы представлены подсистемами, такими, как мотор стартера, вентилятор, обогреватели сидений и т. д. В свою очередь эти подсистемы состоят примерно из 3000 компонентов – от датчиков до системы обогрева.

Системы и компоненты должны гарантировать надежную работу тысяч функций. Например, сиденье должно перемещаться вперед и назад, вентилятор должен вращаться с определенной скоростью, очистители лобового стекла должны включаться через определенные интервалы времени и т. д.

В добавление к таким базовым функциям, автомобиль должен соответствовать различным требованиям, в том числе автомобиль должен выдерживать различные температурные режимы. «Суровый зимний холод – это, вероятно, самое сложное испытание, которому может быть подвергнут автомобиль. Двигатель, система управления, климатическая установка и другие системы автомобиля испытывают невероятные нагрузки. Насколько я знаю, мы являемся единственной компанией, которая проводит испытания при температурах ниже –40 градусов говорит Ян Инге Элиассон.

ГЛАВА 1 ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ

1.1 Виды испытаний двигателей

К современным автомобильным двигателям предъявляются большие и разнообразные требования. Двигатель должен иметь высокую литровую мощность, удовлетворительный удельный расход топлива, не выделять вредных веществ сверх установленных санитарных норм, быть достаточно надежным в работе.

Для того чтобы оценить качества двигателя и сравнить его показатели с показателями других двигателей, проводят испытания. В процессе испытаний определяют энергетические, экономические, санитарно-гигиенические и другие показатели двигателя и устанавливают соответствие этих показателей стандартам и техническим условиям. При испытаниях выявляют особенности данного двигателя, а сравнение результатов испытаний различных типов двигателей позволяет оценить эффективность конструктивных особенностей, качество изготовления или техническое их состояние.

Различают следующие основные виды испытаний автомобильных двигателей:

Приемочными испытаниями называются испытания, при которых определяют фактические показатели вновь разработанного двигателя или двигателя, в конструкцию которого введены какие-либо изменения. Результаты этих испытаний служат основанием для решения вопроса о возможности постановки двигателя на производство и для внесения определенных во время испытаний показателей в техническую документацию.

При приемочных испытаниях проверяют соответствие двигателя техническому заданию, требованиям стандартов, санитарно-техническим нормам, а также оценивают новизну, перспективность и конкурентоспособность испытуемых образцов. В процессе этих испытаний оценивают надежность двигателя, проверяют удобство и трудоемкость его обслуживания, доступность отдельных узлов и агрегатов, регулируемых или наиболее часто демонтируемых во время эксплуатации. Приемочные испытания могут быть ведомственными, межведомственными и государственными.

Контрольными испытаниями называются испытания, при которых определяются фактические показатели двигателей серийного и массового производства, принятых отделом технического контроля предприятия-изготовителя. Результаты этих испытаний служат основанием для решения вопроса о соответствии показателей данного двигателя технической документации, требованиям стандартов и санитарно-гигиеническим нормам, а также для проверки стабильности качества выпускаемых заводом двигателей. Периодичность испытаний, их условия и методы, количество двигателей, подвергаемых испытаниям, указываются в стандартах или в технической документации завода-изготовителя. Контрольные испытания проводит служба технического контроля предприятия-изготовителя или специализированная организация, располагающая соответствующей технической документацией на испытуемый двигатель.

Эксплуатационными испытаниями называются испытания, которые проводятся в условиях эксплуатации и при которых определяется соответствие двигателя условиям и требованиям эксплуатации, надежность двигателя, т. е. его способность сохранять заданные эксплуатационные показатели в течение установленного пробега или промежутка времени.

Научно-исследовательскими испытаниями называются испытания, выполняемые в процессе доводочных работ, при разработке новых конструкций, при определении влияния какого-либо фактора на показатели двигателя и качество его деталей, на характер протекания рабочего процесса, при исследовании различных явлений, наблюдающихся при работе двигателя. Такие испытания выполняются по специальной программе в научно-исследовательских организациях или в экспериментальных цехах заводов-изготовителей.

Технологическими испытаниями называются испытания, которые проводятся в процессе изготовления двигателя или его деталей. Они выполняются до приемки двигателя отделом технического контроля. При этом определяется, например, уравновешенность коленчатого вала, уровень шума коробки передач, содержание вредных веществ в отработавших газах и т. п.

Испытания автомобилей многообразны и различаются как по испытываемым объектам, так и по назначению, способам проведения и т. д.

В отечественной автомобильной промышленности разработана и стандартизирована по большинству элементов система всесторонних испытаний всех категорий автомобилей, начиная от опытных и макетных образцов новых моделей и кончая серийными образцами и автомобилями, прошедшими капитальный ремонт на авторемонтных заводах.

Ниже приводится классификация основных видов испытаний по важнейшим признакам, определяющим содержание (программу) и способы проведения испытаний.

Испытания по их объектам и месту в общем комплексе работ по созданию новых или модернизированных моделей автомобилей делятся на испытания:

опытных (и макетных) образцов новых или модернизированных автомобилей или их модификаций;

образцов установочной серии (первой промышленной партии) автомобилей новой модели;

серийных образцов, т. е. автомобилей текущего производства (базовые модели или модификации);

автомобилей, прошедших капитальный ремонт (по установленной технологии).

По целевому назначению различают испытания доводочные, предварительные и приемочные (ведомственные, межведомственные, государственные), образцов установочной серии, контрольные (периодические), определительные (и оценочные), ресурсные, приемосдаточные, аттестационные, эксплуатационные (на соответствие конкретным эксплуатационным условиям), исследовательские (или научно-исследовательские) специальные (в том числе испытания автомобилей специализированного назначения).

Доводочным, предварительным и приемочным испытаниям подвергают опытные (и макетные) образцы новых или модернизированных автомобилей и их модификаций; контрольным, ресурсным, приемо-сдаточным, аттестационным испытаниям — серийные образцы. Определительным, эксплуатационным, исследовательским, специальным испытаниям могут быть подвергнуты образцы на любом этапе разработки и производства.

По оцениваемым эксплуатационным свойствам различают следующие виды испытаний: на тягово-скоростные свойства, тормозные свойства, топливную экономичность, токсичность, управляемость и устойчивость, плавность хода (качество подвески), на шумность (внешний и внутренний шум) и на вибрации автомобиля, эргономические качества и обитаемость (в кабине водителя и в салоне автомобиля или автобуса), надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, прочность и другие свойства продукции, относящиеся к ее надежности, согласно ГОСТ ), пассивную безопасность, проходимость и т. д.

По применяемым средствам испытаний, условиям и месту их проведения различают испытания: стендовые (лабораторные), полигонные (на испытательных дорогах и сооружениях полигона), дорожные (пробеговые на дорогах общего пользования), эксплуатационные (в опорных автохозяйствах, в экспериментально-производственных автохозяйствах — ЭПАХах), в особых условиях (высокогорных, тропических, арктических и т. д.).

По степени интенсивности процессов или режимов испытаний (ГОСТ ) их делят на нормальные, ускоренные, форсированные.

Цели и объемы отдельных видов испытаний.Доводочные испытания проводят в процессе разработки образцов новой модели автомобиля с целью:

проверки соответствия конструкции автомобиля и его технико-эксплуатационных показателей техническому заданию, проектной документации и действующим нормативным документам;

проверки работоспособности автомобиля, его агрегатов и систем в условиях, определяемых назначением автомобиля;

проверки опытных вариантов конструкции и выбора оптимальных ее параметров;

определения весовых данных и показателей основных эксплуатационных свойств автомобиля;

выявления конструктивных, технологических и производственных недостатков и проверки эффективности проведенных при доводке автомобиля мероприятий по их устранению;

проверки удобства и трудоемкости технического обслуживания, возможности и удобства смены отдельных агрегатов, узлов и деталей, определения предварительной номенклатуры запасных частей, полноты прилагаемых к автомобилю принадлежностей и инструмента;

определения соответствия автомобиля требованиям поставки на экспорт.

Объем выполняемых работ определяется программой доводочных испытаний и должен быть достаточным для осуществления целей этих испытаний. Число одновременно и последовательно испытываемых образцов или серий, а также пробег образцов при доводочных испытаниях не ограничиваются.

Предварительные (заводские) испытания выполняют с целью:

определения окончательных значений (полученных в результате доводочных работ) параметров конструкции и эксплуатационных свойств нового образца автомобиля и проверки их соответствия технической и нормативной документации;

проверки (предварительной) надежности автомобиля в целом, его агрегатов и узлов;

проверки соответствия автомобиля международным нормам и требованиям поставки на экспорт;

установления возможности предъявления разработанных образцов на приемочные испытания.

В процессе отработки новой модели автомобиля доводочные и предварительные испытания могут быть совмещены и могут проводиться по объединенной программе.

Приемочные испытания проводят с целью:

проверки соответствия новой модели автомобиля техническому заданию, проектной документации, стандартам и другим нормативным документам;

оценки технического уровня автомобиля по конструкции и эксплуатационным свойствам;

проверки соответствия образцов отечественным и международным нормам безопасности и токсичности и требованиям, предъявляемым при поставке, на экспорт;

определения надежности (предварительно) и выявления необходимого объема конструктивной доработки образцов;

установления целесообразности постановки новой модели автомобиля на производство.

Программа приемочных испытаний, определяющая их объем и порядок выполнения, разрабатывается организацией (обычно комиссией), проводящей приемочные испытания, согласовывается с организацией (ведомством)-заказчиком и утверждается Министерством автомобильной промышленности.

В основу принимается типовая программа, входящая в состав документации, регламентирующей объем (программу) и методы приемочных испытаний. В настоящее время такими документами являются рекомендации Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) PC 1685-69 «Автомобили и автопоезда. Методы испытаний» и «Типовые программы-методики приемочных испытаний» различных видов автомобилей (легковых, грузовых и автобусов), утверждаемые Министерством автомобильной промышленности.

Испытания образцов установочной серии выполняют для того, чтобы проверить эффективность мер по устранению недостатков, выявленных в процессе приемочных испытаний, апробировать технологию изготовления автомобиля на основе оценки качества автомобиля, его агрегатов, узлов, деталей, а также для контроля качества изделий смежных производств.

Эксплуатационные испытания имеют целью: оценку соответствия автомобиля условиям и требованиям эксплуатации; накопление данных по надежности автомобиля в условиях эксплуатации; уточнение показателей эксплуатационной и ремонтной технологичности.

Контрольные (периодические) испытания проводят с целью: проверки соответствия автомобиля техническим условиям; контроля качества изготовления, сборки, регулировки и отделки автомобиля; проверки надежности автомобиля и его агрегатов, узлов и деталей в пределах установленного (обычно «гарантийного») пробега (при длительных контрольных испытаниях); оценки эффективности конструкторских и технологических мероприятий, внедренных в производство за период, прошедший после выпуска автомобилей, подвергавшихся предыдущим контрольным (длительным) испытаниям.

Объемы контрольных испытаний — кратких и длительных, их программы и методики проведения определяются государственными и отраслевыми стандартами, в том числе ГОСТ 6875-54 «Автомобили грузовые. Методы контрольных испытаний», ГОСТ 6905-54 «Автомобили легковые. Методы контрольных испытаний», а также ОСТ «Автобусы. Методы контрольных испытаний», ОН «Прицепы и полуприцепы. Программа и методы контрольных испытаний», ОН «Автомобили полноприводные двух — и трехосные. Программа-методика длительных контрольных испытаний».

Определительные испытания проводят для определения конструктивных параметров и показателей эксплуатационных свойств автомобиля с заданными значениями точности и доверительной вероятности. В тех случаях, когда при определении параметров автомобиля не требуется выдерживать эти значения, испытания называются оценочными.

Если в задачу данного вида испытаний входит определение показателей автомобиля по какому-либо одному эксплуатационному свойству, то испытания именуют по названию этих свойств, например, испытания на тягово-скоростные свойства, тормозные свойства, надежность, проходимость и т. д.

Ресурсные испытания предназначены для установления технического ресурса (долговечности) или подтверждения назначенного ресурса автомобиля. Объем ресурсных испытаний устанавливают, исходя из указанных ниже двух целей испытаний:

определение пробега в заданных (в зависимости от типа и назначения автомобиля) дорожно-климатических и эксплуатационных условиях до первого капитального ремонта, пробегов между ремонтами, общего пробега до списания автомобиля и пробега отдельных систем и агрегатов автомобиля до наступления предельного состояния (ГОСТ;

подтверждение заданного (назначенного) ресурса автомобиля и его основных агрегатов при пробеге в установленных нормативной документацией условиях эксплуатации.

Ресурсные испытания проводят на автомобильном полигоне, дорогах общего пользования с нагрузкой балластом или в автомобильных хозяйствах при перевозке реальных грузов (эксплуатационные ресурсные испытания).

В процессе ресурсных испытаний периодически проводят циклы лабораторно-дорожных испытаний установленного программой объема для контроля технического состояния автомобиля и оценки его стабильности.

Приемосдаточные испытания проводят для проверки, соответствует ли автомобиль требованиям технических условий и другой технической документации, если это определено двусторонними документами предприятия-изготовителя и организации-заказчика о порядке поставки и приемки изделия.

Аттестационные испытания предназначаются для оценки технического уровня и качества производственного выполнения автомобиля при его аттестации. Их проводят в соответствии с инструкциями о порядке и методике аттестационных испытаний с учетом категории качества, на которую аттестуется автомобиль.

Исследовательские испытания выполняют с целью изучения рабочих процессов, происходящих в механизмах автомобиля, определения параметров, характеризующих взаимодействие автомобиля с внешней средой (например, коэффициентов сопротивления воздуха, сопротивления качению, сцепления шин с дорогой и т. п.) К этому виду испытаний могут быть отнесены углубленные исследования по отдельным эксплуатационным свойствам автомобиля, исследования нагрузочных, скоростных и тепловых режимов агрегатов автомобиля, вибрационных и шумовых явлений, факторов загрязнения автомобилем внешней среды и т. п.

Специальные испытания имеют назначением проверку соответствия автомобиля специальным требованиям и его пригодности для выполнения определенных задач, например, по перевозке специальных грузов, а также для эксплуатации в особых условиях.

Элементы исследовательских и специальных испытаний могут быть включены в программы других видов испытаний (например, доводочных, ресурсных и др.) для решения отдельных сложных вопросов и проблем.

Общие условия и порядок проведения испытаний. Условия и порядок проведения испытаний определяются их программой, которая разрабатывается или составляется исходя из целей и задач испытаний. Обычно испытания выполняют в такой последовательности: приемка автомобиля, подготовка его к испытаниям, обкатка (нового автомобиля), установка испытательной аппаратуры, проведение предусмотренных программой экспериментов и установленного пробега. По окончании пробега проводят (если это предусмотрено программой) повторный цикл лабораторно-дорожных испытаний, разбирают автомобиль для оценки технического состояния его агрегатов и деталей. При этом замеряют изнашиваемые детали, производят анализы и необходимые исследования поврежденных и сломавшихся деталей. Полученные в ходе испытаний и на его заключительном этапе материалы обрабатывают и обобщают в техническом отчете, в котором даются выводы (заключения) и рекомендации по результатам испытаний.

Приемку автомобиля в зависимости от вида предстоящих испытаний производят различными способами. При отборе автомобилей для контрольных испытаний должна исключаться возможность выбора лучших по качеству образцов, не допускается перед испытаниями устранение производственных недостатков, проведение дополнительных регулировок и т. п., чтобы не исказить оценку фактического качества изготовления автомобиля.

Подготовка к испытаниям заключается в устранении дефектов, препятствующих нормальной работе автомобиля и его агрегатов и могущих отразиться на безопасности испытаний. Кроме того, при подготовке на автомобиль устанавливают испытательную аппаратуру или выполняют подготовительные работы (например, устанавливают соответствующие кронштейны, датчики и т. п.) для быстрой установки и включения приборов, когда это потребуется по ходу испытаний. Если программой предусмотрены испытания с так называемыми эталонными агрегатами, то их также подготавливают к установке. Эталонными агрегатами называются специально отобранные агрегаты, характеристики которых полностью соответствуют чертежно-конструкторской документации, техническим условиям и остаются в период испытаний постоянными, что обеспечивается кратковременностью их периодического использования, надлежащим хранением и контролем технического состояния. Эталонными агрегатами для специальных (повторных) замеров заменяют те агрегаты, изменение технического состояния которых в ходе продолжительных испытаний может существенно отразиться на показателях эксплуатационных качеств автомобилей. Такими агрегатами являются, например, карбюратор, топливоподающая аппаратура дизелей, распределитель и свечи зажигания, шины, детали тормоза, амортизаторы и т. п.

Обкатку автомобиля производят во избежание повреждения агрегатов или отдельных деталей автомобиля при больших нагрузках и движении с высокими скоростями во время испытаний в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации. Опыт показывает, что эксперименты, связанные с высокими нагрузками и скоростями движения, следует проводить после пробега (обкатки) не менее 30км (окончательная приработка механизмов автомобиля достигается значительно позже, например после пробегакм).

Топливо и смазочные материалы должны соответствовать указаниям заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. Соответствие фактических качеств топлива и смазочных материалов стандартам и техническим условиям нужно проверять контрольными анализами.

Техническое обслуживание в период испытаний должно выполняться согласно действующему положению о техническом обслуживании и ремонте и заводской инструкции по эксплуатации с учетом режимов и дорожных условий (категории условий эксплуатации), в которых испытывается автомобиль.

Условия хранения автомобиля в период испытаний должны исключать возможность произвольного изменения его технического состояния, нарушения комплектности и регулировок, бесконтрольной заправки топливом или его слива, неучитываемых ремонтных воздействий и т. п.

Программой-методикой испытаний должны оговариваться условия стоянки автомобиля (в отапливаемом гараже или на открытой площадке).

Дорожные условия (состав дорог и их состояние) при лабораторно-дорожных и пробеговых испытаниях указываются в программе-методике испытаний, исходя из их целей и задач.

Метеорологические условия для получения более стабильных и сопоставимых результатов лабораторно-дорожных испытаний должны быть следующими. Испытания рекомендуется проводить в сухую погоду при температуре воздуха выше 0° С (желательны более узкие пределы, например от +5 до +25° С). Скорость ветра не должна превышать 3 м/с (т. е. около 10-11 км/ч). Скорость ветра измеряют анемометром, одновременно фиксируют его направление относительно оси участка дороги, на котором проводится испытание.

Тепловые режимы агрегатов автомобиля обусловливаются их нагрузочными и скоростными режимами и температурой внешней среды. В процессе пробеговых испытаний тепловой режим двигателя (по температуре масла и охлаждающей жидкости) должен поддерживаться в пределах, указываемых в инструкции по эксплуатации автомобиля. Тепловое состояние двигателя и других агрегатов контролируют при испытаниях дистанционными термометрами.

Перед проведением лабораторно-дорожных испытаний (например, на тягово-скоростные качества, топливную экономичность и т. д.) агрегаты автомобиля должны быть прогреты пробегом (время прогрева обычно составляет от 30 мин до 1 ч в зависимости от внешней температуры и теплового состояния автомобиля перед опытами). Более точно условия прогрева оговариваются в методиках конкретных испытаний. Косвенным показателем, используемым для оценки теплового состояния трансмиссии и ходовой части автомобиля при испытаниях, является величина пути выбега (см. ниже).

Весовые состояния (нагрузка) автомобилей, при которых должны проводиться лабораторно-дорожные и пробеговые испытания, зависят от вида испытаний, их назначения и указываются в соответствующих программах-методиках. Исходя из задачи снижения трудоемкости и времени, затрачиваемого на испытания, число весовых состояний должно быть по возможности минимальным. Однако при некоторых видах испытаний требуется всесторонне исследовать параметры автомобиля при различных встречающихся в эксплуатации нагрузках. Указанное относится в равной мере как к лабораторно-дорожным, так и к пробеговым (например, ресурсным) испытаниям.

При всех видах испытаний параметры, регламентируемые стандартами, инструкциями или другими нормативными документами, а также международными правилами, определяются при весовых состояниях автомобилей, указываемых в этих документах.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/416/23407.php

Читайте также:  Деревянные полки для автомобилей
Оцените статью