Методы обеспечения работоспособности автомобилей в эксплуатации
Обеспечение работоспособности автомобилей путем исключения преждевременных отказов и неисправностей достигается применением планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта.
Принципиальными положениями этой системы являются:
• обязательное выполнение постоянного комплекса работ по ТО через установленный пробег;
• выполнение ремонта агрегатов по потребности, которая возникает при работе автомобилей или выявляется в ходе проведения их ТО.
Техническое обслуживание является предупредительным (профилактическим) мероприятием, проводимым по плану и включающим в себя: контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные и регулировочные работы.
Характерной особенностью ТО является проведение указанных работ, как правило, без разборки узлов и агрегатов, а также малая их трудоемкость и стоимость.
Текущий и капитальный ремонты агрегатов предназначены для устранения отказов и неисправностей, возникающих в процессе работы автомобилей. Они выполняются по потребности (при достижении изделием предельного состояния) и включают в себя разборочные, ремонтные, регулировочные, сварочные и сборочные работы, имеющие значительную трудоемкость.
Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей также осуществляются в соответствии с положениями планово-предупредительной системы ТО и ремонта. Перечень операций ТО и периодичность их выполнения указаны в сервисных книжках, которые выдаются владельцам при покупке легковых автомобилей, а текущий ремонт проводится по потребности.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» ответственность за техническое состояние несут владельцы автомобилей. Они могут обеспечивать ТО и ремонт своими силами, но таких «умельцев» с каждым годом становится все меньше, или на платной основе проводить их на предприятиях автосервиса.
Требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Критерии безопасности технических объектов указаны в статьях 7 и 8 Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании». Применительно к эксплуатируемым АТС актуальны лишь пять критериев, из предусмотренных в законе (рис. 3.10).
Наиболее обширные требования безопасности предусмотрены к конструкциям транспортных средств.
Использовать непосредственно в проверках технического состояния АТС международные соглашения, в том числе с участием Российской Федерации, и принятые к ним технические приложения
|
(Предписание № 1 ЕЭК ООН, приложение 2 к Сводной резолюции о дорожном движении и другие) пока невозможно, так как они остаются пока недостаточно отработанными и не содержат регламентации ни методов контроля, ни диагностических параметров, признаков и нормативов.
Вместо этого в них указаны лишь подлежащие контролю эксплуатационные свойства и составные части АТС. Поэтому в каждой стране (в том числе и в России) применяют национальные нормативные правовые акты аналогичного содержания, учитывающие требования международных документов. Национальные эксплуатационные требования в ФРГ введены законодательно, а в Великобритании и Италии — через национальные стандарты. В Финляндии эти требования содержатся в правилах, которые вырабатывает комиссия, назначаемая правительственными органами, и они обязательны для исполнения гражданами.
В отличие от требований к конструкции эксплуатационные требования к безопасности АТС включают в себя требования только к безопасности и комплектности ТС, сохранности при эксплуатации и к степени снижения их работоспособности под влиянием износа, старения, многократного выполнения ТО, ремонта и внесения изменений в конструкцию при эксплуатации (рис. 3.11).
Рис. 3.11. Классификация эксплуатационных требований к безопасности АТС
В России установлены три системы обязательных эксплуатационных требований к безопасности АТС, которые заставляют владельцев автомобилей своевременно принимать меры по восстановлению их работоспособности и безопасности.
Первая, предусмотренная Правилами дорожного движения, служит основанием для запрещения участия АТС в дорожном движении.
Вторая, установленная «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц. », является основанием для запрещения эксплуатации АТС и применения санкций к собственнику.
Третья, установленная техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», определяет требования, предъявляемые при государственном техническом осмотре (ГТО). Эти требования универсальны для АТС разных изготовителей. Они не зависят от возраста АТС и обязательны для соблюдения на территории России всеми собственниками и должностными лицами, ответственными за безопасность автотранспорта.
Методы оценки соответствия эксплуатируемых АТС требованиям технического регламента устанавливают национальные стандарты России.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Перечислите основные причины изменения технического состояния автомобилей в процессе их эксплуатации.
2.Классифицируйте виды трения.
3.Классифицируйте виды изнашивания деталей.
4.Классифицируйте виды коррозии.
5.Сформулируйте понятие «надежность».
6.Перечислите основные показатели надежности.
7.Каким образом определяются показатели надежности?
8.В чем заключается суть планово-предупредительной системы ТО и ремонта?
9.Перечислите виды ТО и ремонта автомобилей.
10.Перечислите системы контроля для поддержания собственниками работоспособности и безопасности своих АТС.
11.Каковы критерии оценки безопасности технического состояния эксплуатируемых АТС?
12.Какими нормативными документами установлены требования к безопасности технического состояния и методы оценки соответствия АТС •>тим требованиям?
11. Как классифицируются эксплуатационные требования к безопасности
технического состояния АТС? 14. Что включают в себя требования к безопасности технического состояния АТС?
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s42127t3.html
Основы обеспечения работоспособности машин
Работоспособность машин в первую очередь зависит от скорости изменения параметров их технического состояния, от стабильности и продолжительности сохранения их значений в заданных допустимых пределах. Превышение хотя бы одним структурным параметром предельного значения означает нарушение исправности или работоспособности машины. Как обеспечить высокую работоспособность машины?
Наиболее перспективный и радикальный путь обеспечения высокой работоспособности — это улучшение физико-механических свойств материалов и конструкции трущихся деталей. Этот путь реализуют на этапе проектирования, разработки и изготовления машины. Применение износостойких материалов, точная обработка деталей, создание условий, уменьшающих изнашивания
деталей (использование улучшенных уплотнений, фильтрующих элементов, высококачественных смазочных материалов и рабочих жидкостей), кардинально снижают скорость изнашивания поверхностей трения изменения параметров технического состояния машин, увеличивают ресурс составных частей, сокращают число их отказов, а значит трудоемкость и продолжительность ремонтов и технического обслуживания.
Другой путь обеспечения работоспособности машин. Заключается в применении оптимальных допускаемых значений параметров и периодичности технического обслуживания .и ремонта, в качественном выполнении всех операций обслуживания, в повышении степени восстановления параметров при ремонте, в предупредительной замене при этом деталей, могущих отказывать в предстоящий период работы. В результате увеличивается наработка между отказами, уменьшается средняя скорость изменения параметров состояния машины. Эти мероприятия проводят на этапе технической эксплуатации машин при их технически обслуживании и ремонте.
Третий, путь обеспечения работоспособности заключается в правильном высококвалифицированном — использовании машин в процессе работы. Заправка закрытой струей топлива в целях предотвращения попадания пыли, правильное технологическое регулирование машины, плавное изменение ее движения в работе, уменьшение случаев ее перегрузки, правильное маневрирование режимом работы, в том числе скоростным и тепловым режимом, — все это создает благоприятные условия бесперебойной эксплуатации машины, высокого коэффициента ее готовности, уменьшения числа внезапных и постепенных отказов.
Описанные пути обеспечения высокой работоспособности разнесены по времени. Первый путь, как отмечалось, используют при проектировании и производстве машины, второй путь— при техническом обслуживании и ремонте, третий — при работе машины по назначению.
Контрольные вопросы. 1.Какие факторы оказывают влияние на условияэксплуатации машин? 2. Из каких элементов состоит техническая эксплуатация машин? 3. Что означает термин «допускаемое значение параметра», чем он отличается от «допускаемого отклонения параметра»? 4. Как математически выразить отклонение параметра технического состояния машин в зависимости от наработки? 5. Что такое эксплуатационная технологичность машин? 6. Какие характерные пути обеспечения работоспособности машин?
ГЛАВА II.
СИСТЕМА ТЕЖНИЧ1СКОГО ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТА
МАШИН
Основные понятия, определения и развитие системы технического обслуживания и ремонта машин
Под системой технического обслуживания и ремонта машин понимают совокупность взаимосвязанных средств, документации по техническому обслуживанию и ремонту и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества машин.
К техническим средствам относятся: технологическое оборудование, приборы, приспособления, инструмент, сооружения, запасные части и материалы для проведения операций технического обслуживания и ремонта. Нормативно-техническая документация — это документация, регламентирующая периодичность, последовательность, технологию выполнения этих операций, в том числе технические требования на восстановление параметров технического состояния с указанием их допускаемых значений. Наконец, в систему технического обслуживания и ремонта входят исполнители — мастера-наладчики, диагносты, слесари и другие специалисты, осуществляющие операции обслуживания и ремонта.
Существует три основных правила (стратегии) выполнения работы по техническому обслуживанию и ремонту машин: а) по потребности после отказа; б) регламентированная в зависимости от наработки (календарного времени); в) по техническому состоянию, с периодическим или непрерывным контролем.
Согласно первому правилу ремонтно-обслуживающие работы проводят после отказа. К таким работам относят замену, ремонт, регулирование составных частей после внезапного отказа, а также отказа, устранение последствий которого сопровождается относительно небольшими потерями (внезапный отказ ламп, контрольных приборов, прокладок и т. п.).
Работы, выполняемые по второму правилу, носят планово-предупредительный характер. Их проводят периодически в зависимости от наработки (срока службы) без учета состояния изделий. К таким работам относят периодическую замену масел в картерах машин, регулярное смазывание подшипников качения, скольжения и т. п.
Работы, выполняемые по третьему правилу, имеют также планово-предупредительный характер, их проводят в зависимости от состояния машины или ее составной части. Контроль в этом случае осуществляют в плановом порядке для установления состояния машины. По такому правилу заменяют цилиндропоршневую группу, регулируют момент зажигания карбюраторного двигателя и т. п.
При обслуживании и ремонте сложной машины применяют несколько правил, каждое — по определенной составной части. Например, замену лампы фары трактора осуществляют по первому правилу, замену масла в двигателе — по второму, замену цилиндропоршневой группы двигателя — по третьему.
По мере развития методов и средств технического диагностирования область распространения третьего правила, как наиболее перспективного, расширяется.
Система технического обслуживания (ТО) и ремонта характеризуется видом, периодичностью и циклом ТО (ремонта). Под видом ТО (ремонта) понимают комплекс определенных операций, которые выполняют с заданной периодичностью.
Периодичность ТО(ремонта)характеризуется интервалом времениили наработки между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большой сложности. Цикл ТО (ремонта) характеризуется наименьшим повторяющимся интервалом времени или наработки машины, в течение которого выполняются в определенной последовательности все установленные виды ТО (ремонта).
Развитие системы технического обслуживания и ремонта происходит в направлении увеличения периодичности ТО и ремонта, уменьшения номенклатуры операций при ТО, облегчения выполнения этих операций, применения универсальных (всесезонных) смазочных материалов и рабочих жидкостей. Кроме того, развитие системы заключается в расширении работ ТО и ремонта
по техническому состоянию (по третьему правилу), в применении современных средств механизации и автоматизации операции ТО, более простой, доступной и наглядной нормативно-технической документации, в более тщательном и качественном соблюдении правил ТО, улучшении организации этого процесса,
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. Элементы систему
Плановость системы ТО и ремонта машин обусловливается тем, что машину, как правило, ставят на ТО и ремонт в плановом регламентном порядке. Предупредительность же заключается в том, что основное количество операций при плановой постановке машины на ТО и ремонт выполняют предупредительно до появления отказа (неисправности). Параметры технического состояния машины при ТО или ремонте предупредительно восстанавливают при их значении, превышающем допускаемую величину. Исключением являются ресурсные параметры, достижение предельного значения которых обусловливает постановку агрегата или машины в капитальный ремонт. К таким ресурсным параметрам относятся, например, по дизелю зазоры в сопряжениях гильза — поршень, коренные подшипники — шейка коленчатого вала. Однако и ресурсные параметры предупредительно восстанавливают при ремонте, если остаточный ресурс агрегата, определяемый по этим параметрам по результатам диагностирования, окажется меньше заданной наработки машины.
Таким образом, плановость системы ТО и ремонта машин определяется
ее периодичностью, а предупредительность операций — допускаемыми значениями параметров (при ремонте — допускаемым износом деталей и соединений), остаточным ресурсом агрегатов, а также качественными признаками появляющихся отказов. В этой связи основными техническими требованиями на ТО и ремонт машин являются межконтрольная наработка, совпадающая по величине с периодичностью ТО, допускаемые значения нересурсных параметров, остаточный ресурс агрегатов и качественные признаки их состояния. Эти величины и признаки служат важными
характеристиками технического состояния машин. При их неправильном установлении частота появления отказов и затраты на устранение их последствий могут возрасти в 2. 3 и более раз. Именно поэтому обоснованию этих технических требований необходимо уделять первостепенное внимание при разработке системы ТО и ремонта машин в сельском хозяйстве.
Упомянутые и другие технические требования, относящиеся, например, к режимным температурным и скоростным параметрам при обкатке, измерении, восстановлении деталей и т. д., должны удовлетворяться при всех видах ТО и ремонта машин.
Для восстановления номинальных или близких к ним значений параметров технического- состояния машин проводят различные операции ТО и ремонта (мойка, диагностирование, регулирование, смазывание, замена, обкатка и др.). Комплекс определенных операций, приуроченный к определенному моменту времени или наработки, обусловливает вид ТО или ремонта.
Элементами системы .технической эксплуатации являются эксплуатационная обкатка, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты машин, а элементами подсистемы технического обслуживания — периодические ТО (ЕТО, ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонное ТО, ТО в особых условиях эксплуатации и ТО при хранении.
Эксплуатационная обкаткасостоит из комплекса операций,предназначенных для подготовки новой или отремонтированной машины к производственной эксплуатации, обеспечивающих нормальную приработку трущихся поверхностей ее деталей.
Ежесменное (ЕТО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3)—это периодические технические обслуживания. Комплекс проводимых операций по мере увеличения номера ТО количественно увеличивается и усложняется. При этом операции предыдущего менее сложного ТО входят в последующее более сложное ТО. Например, при ТО-1 проводят операции ЕТО, при ТО-2 выполняют операции ТО-1, при ТО-3 выполняют операции ТО-2. Основная цель проводимых периодических ТО заключается в обеспечении надежной и экономичной работы машины до следующего аналогичного вида ТО.
Сезонное техническое обслуживаниесостоит из комплекса операций,предназначенных для подготовки машины к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации.
Техническое обслуживание перед началом сезона работы (ТО-Э)проводят для машин сезонного использования в целях обеспечения их работоспособности в предстоящий сезон работы.
ТО в особых условияхэксплуатации отличается дополнительнымиоперациями, предназначенными для надежной и экономичной работы машины в условиях песчаных, каменистых и болотистых почв, пустыми, низких температур и высокогорья.
ТО при хранениисостоит из комплекса операций,предназначенныхдля обеспечения сохраняемости машины до использования по назначению.
Текущий ремонтпроводят для обеспечения или восстановленияработоспособности машины. Этот вид ремонта состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей.
Капитальный ремонтпроводят для восстановления исправности иполного или близкого к полному восстановлению ресурса машины, ее агрегатов с заменой или; восстановлением любых ее составных частей, включая базовые.
Если после капитального ремонта машина должна удовлетворять всем требованиям технической документации, регламентирующим ее исправность, то после текущего ремонта предъявляются требования работоспособности в течение периода до капитального ремонта или до планового текущего ремонта, или до списания машины.
Различают плановый и неплановый ремонты. Плановый ремонт осуществляют в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в плановом порядке. Неплановый осуществляют без предварительного назначения в большинстве случаев для устранения последствий отказов.
Следует отметить, что при постановке машины в плановый или неплановый ремонт его характер и объем определяют по техническому состоянию в результате диагностирования.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s34910t20.html