Особенности конструкции автомобилей тягачей
3 . Конструктивные особенности тягачей автомобильных поездов
Тягачи автопоездов подразделяются на автомобили-тягачи и седель ные тягачи. Автомобили-тягачи предназначены для буксировки прицепов. Они оборудованы платформой или специализированным кузовом для перевозки грузов, тягово-сцепным устройством, а также выводами для тор мозного привода и подключения электрооборудования прицепа. Седель ные тягачи предназначены для буксировки полуприцепов, оборудованы седельно- сцепным устройством, а также пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электрооборудования полуприцепа (рис. 5.5.).
Рис.5.5. Автомобиль-тягач КамАЗ-5460
В качестве автомобилей-тягачей используются грузовые автомобили в основном базовых и модифицированных моделей, на шасси которых могут устанавливаться различные специализированные кузова. Автомобили-тягачи могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Седельные тягачи, являясь модификациями базовых моделей обще транспортного назначения, отличаются отсутствием собственного кузова (на их шасси монтируется седельно-сцепное устройство), укороченной базой, наличием дополнительных топливных баков. Седельные тягачи также могут отличаться от базовых моделей мощностью двигателя и передаточными числами трансмиссии.
Тягачи для буксировки прицепов-тяжеловозов не являются модифи кацией грузовых автомобилей и имеют оригинальную конструкцию.
Тягачи компонуются по схемам «кабина за двигателем» и большая часть по схеме «кабина над двигателем».
Кабина современного тягача магистрального автопоезда обладает высокой прочностью, надежностью, малой массой и рядом специальных требований по назначению.
Кабина оборудована по комплексу эстетических и эргономических качеств: спальное место, средства микроклимата, отдыха и сна водителей в рейсе. Обтекаемая форма кабины влияет на тягово-скоростные свойства и топливную экономичность автопоезда на больших скоростях.
На многих тягачах регулируется рулевое колесо по высоте и углу на клона, имеется электроподогрев сидений, регулировки сиденья водителя по высоте, в продольном направлении, наклону спинки.
Вибронагруженность рабочего места водителя снижается при улучшении амортизационных качеств сиденья, подрессоривания кабины и со вершенствовании подвески автомобиля.
Применяются прогрессивные пневмоподвески сиденья с автоматиче ской регулировкой упругих качеств в зависимости от массы водителя.
Улучшение микроклимата в кабине на тягачах получено усилением тепл оизоляции, повышением мощности двигателей вентиляторов и рациональным распределением поступающего воздуха. Введен независимый автоном ный жидкостной подогреватель и система кондиционирования воздуха.
Хорошая обзорность с рабочего места водителя достигается установкой пе редней кабины, панорамного лобового стекла, увеличенных зеркал заднего вида с электроподогревом, которые управляются с места водителя.
Тягачи оснащаются фарами с галогенными лампами и фарами- прожекторами, которые обеспечивают уверенное и безопасное управление ав топоездом в условиях плохой видимости. Используются также противоту манные фары. Контрольно-измерительные приборы обеспечивают водителя полной информацией о состоянии всех систем автомобиля. Приборы, обеспечивающую безопасность движения, имеют дублирующую систему сигнализа ции — световую и звуковую. На панели приборов устанавливается тахограф для автоматической записи режимов работы автопоезда за сутки.
Трудоемкость технического обслуживания автомобиля снижается при установке электронной системы бортового контроля. Она контролирует уровень охлаждающей жидкости, масла в двигателе и в бачке гидравлического усилителя рулевого управления, исправность ламп автомобиля.
Улучшены условия дорожного быта водителей за счет установки спаль ных мест, наличия холодильника вместимостью 10. 15 л для запаса продук тов, гардероба для одежды, столика и др.
Трансмиссии магистральных тягачей содержат многоступенчатые коробки передач (9. 13 или 16 ступеней). Начинают применяться главные одинарные гипоидные передачи ведущих мостов взамен двойных.
В конструкции передней подвески применяются малолистовые рессоры с листами переменного продольного профиля в сочетании со стабилизатором поперечной устойчивости.
Задние подвески применяются рессорного типа. Подвеску второго и третьего мостов в трехосных автомобилях-тягачах выполняют балансирной, что обеспечивает равенство вертикальных нагрузок на их колеса.
Наибольшими преимуществами обладает пневматическая подвеска.
На магистральных тягачах применяются дисковые и бездисковые колеса. Распространение нашли дисковые колеса благодаря лучшему центрированию их относительно ступицы и меньшему биению колес. Применение получают радиальные низкопрофильные бескамерные шины, которые можно устанавливать без переделки конструкции автомобиля.
Источник статьи: http://zelentsovsa.ru/myweb1/SPD%203.htm
ВОПРОС 3. Особенности конструкции тягачей автопоездов
ВОПРОС 2. Классификация и анализ компоновочных схем автопоездов
ВОПРОС 1. Общие сведения об автопоездах
Лекция 2. АВТОПОЕЗДА
Опыт эксплуатации, как обычных бортовых автомобилей, так и автопоездов, состоящих из автомобиля-тягача и прицепа (прицепов) или полуприцепа позволил определить преимущества автопоездов:
– производительность повышается в два и более раза;
– почти на треть снижается себестоимость перевозок, особенно с увеличением расстояния;
– на 20–30 % ниже расход топлива на 1 тонну перевозимого груза;
– себестоимость серийного производства прицепов и полуприцепов значительно ниже, чем автомобилей соответствующей грузоподъемности;
– меньшие капиталовложения в строительство зон хранения подвижного состава;
– сокращение потребности в водительском составе;
– возможность широкой специализации подвижного состава;
– использование новых, наиболее прогрессивных методов перевозок;
– использование одного тягача для перевозки самых различных грузов при смене прицепов (полуприцепов).
Анализ тенденций развития автотранспорта показывает рост использования специализированных автомобилей и автопоездов. Очень широко применяют автопоезда при магистральных (до 1 000 и более километров) и международных перевозках.
Автопоезда, кроме вышеперечисленных, обладают и общими преимуществами автомобильного транспорта, по сравнению с другими видами транспорта:
– доставка груза независимо от расстояния без перегрузки;
– повышение технико-экономических показателей транспортного процесса за счет сокращения сроков доставки и лучшей сохранности груза;
– возможность организации централизованных перевозок;
– выбор типа автопоездов в зависимости от порционности грузов;
– перевозка грузов в контейнерах большой грузоподъемности, причем согласованных по параметрам с железнодорожным и водным транспортом.
Используют автопоезда на первых трех (из пяти) категорий автодорог, т. е. с усовершенствованными типами покрытий.
Автопоезд состоит из двух и более транспортных звеньев, соединенных разъемными сцепными устройствами.
В зависимости от того, какая сила использована для связи элементов автопоезда (вертикальная сила тяжести полуприцепа или горизонтальная сила тяги) определяют главный классификационный тип связи между элементами автопоезда:
I Тяговую связь используют для соединения автомобиля-тягача с прицепом через тягово-сцепное устройство (горизонтальная сила тяги).
II Опорную связь используют для соединения седельного тягача с полуприцепом с помощью седельного устройства. Здесь имеют место горизонтальная сила тяги и вертикальная – от силы тяжести передней части полуприцепа.
III Автопоезда с роспуском (лесовозы) имеют распределение силы тяжести между автомобилем-тягачом и роспуском и передачу тягового усилия через груз и дышло (смешанная опорная и тяговая связь). При отсутствии груза – только тяговая связь.
Итак, автопоезда делят:
– по типу связи – на прицепные, седельные и автопоезда-роспуски;
– по назначению – на общетранспортные для различных грузов, специализированные для определенных видов грузов и специальные с постоянно смонтированным на них оборудованием (консольный кран).
Ограничение размеров и массы поездов определяют правила безопасности движения.
Прицепные автопоезда могут иметь один или два прицепа, соединенных с бортовым автомобилем тягачом.
Седельные автопоезда могут иметь:
– полуприцеп и прицеп;
– два полуприцепа, при этом к первому полуприцепу цепляют подкатную тележку с седельным устройством.
Полуприцепы могут быть одно- и многоосными, прицепы – двух- и трехосными.
При сравнении прицепных и седельных автопоездов можно сформулировать преимущества последних:
– меньшая длина при равной грузоподъемности;
– меньший коэффициент металлоемкости;
– сокращение простоев при погрузке-выгрузке за счет использования двух или даже более полуприцепов;
– расширение возможности специализации автопоездов (!).
Однако у прицепного автопоезда номинальная грузоподъемность выше на 10–15 %, чем у седельного, т. к. автомобиль-тягач также загружается.
Повышение грузовместимости магистральных автопоездов осуществляют по нескольким направлениям:
– применение укороченных сцепных устройств при разрешенной общей длине;
– перенос спального места в надстройку кабины, что позволяет увеличить длину кузова;
– увеличение загружаемой высоты прицепа за счет снижения до минимально возможного диаметра колес прицепа;
– использование полуприцепа со ступенчатым полом и малым диаметром колес.
Автопоезд состоит из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепов (полуприцепов). По характеру сцепки с прицепным составом различают два больших класса тягачей:
1. Автомобили-тягачи оборудованы платформой или специализированным кузовом для перевозки грузов наравне с прицепом (полуприцепом) и имеют тягово-сцепное устройство, а также вывод для присоединения тормозного привода и электрооборудования прицепа.
2. Седельные тягачи, непосредственно в перевозке груза не участвующие. На их раме оборудовано седельно-сцепное устройство. База седельного тягача, как правило, укорочена в отличие от бортового варианта, что значительно уменьшает минимальный радиус поворота. Передаточные числа трансмиссии и мощность двигателя также отличаются от базовых моделей.
Для прицепов-тяжеловозов разрабатывают оригинальные специальные конструкции тягачей (МАЗ-543).
Перевозка грузов на значительные расстояния обуславливает нахождение в пути, как правило, несколько дней, что также предъявляет определенные требования по обеспечению условий труда и отдыха водителей.
Компоновка тягачей обычно осуществляется по схеме «кабина над двигателем», кроме того, как упоминалось выше, и спальное место может быть перенесено в надстройку кабины. Это позволяет существенно увеличить полезную длину автопоезда.
Так как кабина является рабочим местом водителя и, в конечном итоге, значительно влияет на безопасность движения, к ней предъявляют особые требования, например:
– обеспечение максимального комфорта при размещении водителя;
– оборудование одного или двух спальных мест;
– оснащение кондиционерами и отопителями;
– установка независимых автоматических устройств по поддержанию задаваемой температуры воздуха в кабине при неработающем двигателе,
– оборудование предпусковыми подогревателями;
– установка рулевого колеса в наиболее удобное положение по углу наклона и высоте;
– электроподогрев сидений и установка их по высоте, расстоянию до органов управления и наклону спинки;
– комплексное снижение вибронагруженности рабочего места путем улучшения амортизационных качеств сидений, подрессоривания кабины и совершенствования подвески автомобиля.
Сиденья изготавливают с использованием губчатой резины, войлока и синтетических волокон. Для гашения колебаний сидений внутри кабины, применяют торсионы с регулируемой закруткой, рычажные механизмы и телескопические амортизаторы. Перспективным направлением совершенствования сидений считается устройство пневмоподвески с регулируемой упругостью в зависимости от массы водителя.
Подвеску кабины выполняют с учетом легкого опрокидывания и максимально возможного смягчения толчков и колебаний от ходовой части. Широко используют торсионы, резиновые подушки и амортизаторы.
Значительное внимание уделяют улучшению обзора из кабины и обивки внутренних поверхностей мягким материалом спокойных расцветок.
Улучшаются условия дорожного быта водителей за счет установки холодильника, аудиоаппаратуры, гардероба для одежды, столика и др.
Большая масса тяжелого, как правило, пассивного прицепа предопределяет хорошую амортизацию легкого активного тягача. Для этого целесообразно использовать более совершенную конструкцию подвески автомобиля, например пневматическую. Дисковые колеса обеспечивают хорошее центрирование их относительно ступицы, следовательно, и меньшее биение. Таковы основные дополнительные требования к конструкции тягачей автопоездов.
Источник статьи: http://studopedia.ru/2_98080_vopros—osobennosti-konstruktsii-tyagachey-avtopoezdov.html
Устройство грузового автомобиля
В этом материале мы рассмотрим устройство грузовых автомобилей трех популярных производителей спецтехники, которые занимают первые места в рейтинге продаж в России.
Устройство грузового автомобиля Volvo серии FH
Грузовики шведской компании уверенно занимают 1 место в топе массовых продаж. С них и начнем рассматривать особенности устройства грузового автомобиля.
Источник фото: volvotrucks.ru Грузовики Volvo — лидеры продаж в России
Двигатель
Грузовики оснащаются 12-литровыми (FH12) и 16-литровыми (FH16) двигателями. Есть еще модификации, оснащенные 13-литвовым турбодизелем — FH13, встречающиеся в России крайне редко. 12-литровые рядные 24-клапанные моторы отличаются тяговитостью, умеренным расходом топлива, невысокой шумностью и вибрацией. Система впрыскивания укомплектована насос-форсунками с электронной регулировкой. Также силовой агрегат оснащен моторным тормозом, представляющим комбинацию декомпрессионного и горного тормозов.
Шасси
Шасси для тягачей представлено в 4 вариантах: сверхнизкое, высокое, среднее, низкое. Для грузовиков производитель предлагает всего три варианта высоты шасси: высокое, среднее и низкое.
Источник фото: volvotrucks.ru Устройство грузовиков Volvo FH: подвеска кабины может быть выполнена на пневмобаллонах или комбинированно
Для перевозки сыпучих грузов предпочтительны низкое или сверхнизкое шасси с пневматической подвеской. Среднее шасси отлично дополняет грузовики оснащенные пневматической или передней рессорной подвеской и с низким передним мостом. Самое высокое шасси подходит для машин, предназначенных для работы в условиях бездорожья. Также такими шасси оснащают автомобили с рессорной подвеской. Таким образом, в зависимости от вида перевозок, которыми придется заниматься, предприятие может выбрать наиболее подходящий вариант конфигурации грузовика.
Кабина
Компания предлагает несколько вариантов исполнения кабины: дневная, спальная, Globetrotter и Globetrotter XL. Подвеска кабины — на пружинах и амортизаторах. Она может быть на пневмобаллонах или комбинированная. Кстати, из-за большой массы кабины и не лучших российских дорог, как правило, после 200 тыс. км необходимо производить замену изношенных капроновых втулок передних опор кабины.
Устройство грузового автомобиля MAN серии TGA
TGA расшифровывается как «высокотехнологичное семейство» (англ. — Trucknology Generation), а индекс «А» обозначает тяжелый класс коммерческих автомобилей массой более 18 т. Грузовики данной серии выпускались до 2007 года, затем им на смену пришла линейка MAN TGX.
Источник фото: truck.av.by Серия TGA расшифровывается как «высокотехнологичное семейство»
Двигатель
Автомобили этой линейки агрегатируется шестицилиндровыми рядными дизельными моторами D2066 (рабочий объем 10,5 л), D2876 (12,8 л) и V-образным десятицилиндровым D2840 (18,3 л). Наиболее часто в Россию поставляются седельные тягачи TGA с 12-литровыми моторами. Шестицилиндровые движки оснащены четырмя клапанами на цилиндр и системой рециркуляции охлажденных газов (AGR). Глушитель оснащен дополнительным фильтром PM-Kat. Все моторы оборудованы системой впрыска дизтоплива Common Rail, обеспечивающей меньший его расход, и моторными замедлителями EVB или EVBec.
Шасси
Техника линейки TGA — это седельные тягачи и шасси. Первые — предназначены для осуществления международных перевозок с полной массой восемнадцать, двадцать четыре и двадцать шесть тонн.
Тягачи «восемнадцатитонники» — двухосные с приводом на задний мост и колесной базой (КБ) 3 900, 3 500 и 3 600 мм.
Грузовые авто с максимально допустимой массой двадцать четыре и двадцать тонн производятся с тремя осями (2 задние спарены, из них ведущей является только одна). Они могут быть с 2 вариантами КБ: с расстоянием 2 800 и 2 600 мм, управляемая ось может быть одна (колесная формула 6×2/2) или две (6×2/4).
Линейку шасси дополняют еще автомобили с четырьмя осями полной массой тридцать пять и тридцать девять тонн, с 3 или 2 управляемыми осями, КБ 2980-4 105 мм. Электронно-управляемая пневмоподвеска ECAS отвечает за регулировку высоты рамы шасси, которая может подниматься на 190 мм и опускаться на 90 мм.
Источник фото: truck.man.eu Наиболее часто в Россию поставляются седельные тягачи TGA объемом 12 литров
Кабина
Варианты кабин следующие:
- XLX, LX, XXL — предназначены для перевозок на дальние расстояния.
- XL, L и M — модификации кабин для развозных работ. Модель L — с 1 местом для сна и свободным пространством для хранения вещей. М — без места для отдыха. XL — с низким уровнем пола, одним спальным местом.
- XXL — для международных перевозок. Отличается завышенной крышей, высоким ветровым стеклом, увеличенным размером спального места (всего их 2). Внешние габариты кабины: 2 280 мм длина, 2 440 мм ширина. Внутренняя высота составляет 2 100 мм.
Устройство грузового автомобиля Scania R-серии
Грузовики этой линейки серийно производятся с 2004 г. Отличительной особенностью устройства грузового автомобиля Scania этой серии стало оборудование авто системой безопасности.
Источник фото: scania-minsk.by Грузовики Scania R-серии выпускаются с 2004 года
Двигатель
К 2006 г. Scania модернизировала свои силовые агрегаты и добавила к своему «фирменному» восьмицилиндровому V-образному мотору новые модели. Ассортимент двигателей Scania включает: рядный двигатель с пятью цилиндрами, рабочий объем которого составляет 9 л, шестицилиндровый рядный силовой агрегат с объемом 12 л, шестнадцатилитровый 8-цилиндровый V-образный. У всех дизелей по 4 клапана на цилиндр, на движках установлены одинаковые индивидуальные головки цилиндров с верхним расположением распределительного вала, турбонаддув с промежуточным охлаждением воздуха.
Шасси
В R-серии грузовиков Scania представлено несколько исполнений шасси с различными колесными формулами. Внедрение 4-балонной пневмоподвески позволило в значительной мере облегчить вес рамы у авто R-серии. Модификации шасси отличаются по подвескам, идут с разными КБ, со стандартным или увеличенным клиренсом, различным оборудованием для установки спецкузовов. Модели с 2 управляемыми осями идут с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х2/4. Колесная формула автомобилей с трехосным шасси с управляемым задним поддерживающим мостом — 6х2х4.
Источник фото: truck.av.by Устройство грузовиков Scania R: С 2006 года машины агрегатируются двигателями объемом 9, 12 и 16 л
Кабина
Кабины грузовиков серии R достаточно просторны, выпускаются в нескольких модификациях. Короткая кабина подходит для близких поездок и оставляет больше места для груза. В дневном варианте — несколько удлиненная, есть дополнительное пространство за сидениями, а также откидная полка для отдыха. Также выпускают длинные кабины для дальних перевозок в 3 вариантах, они идут со спальным местом и разной высотой крыши. Кроме того, есть еще вариант для дальних расстояний (Scania Topline), впечатляющий своими размерами.
Источник статьи: http://gruzovoy.ru/news/industry/532_ystroistvo_gryzovogo_avtomobilya.html