От чего зависит коэффициент токсичности автомобилей

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации угарного газа СО)

Задание 1

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации угарного газа СО)

Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, в мг/м 3 . Исходными данными для работы служат показатели, собранные студентами самостоятельно на любой из улиц г. Казани с интенсивным движением автотранспорта. Пример оформления собранных данных: магистральная улица города с многоэтажной застройкой с двух сторон, продольный уклон 2°, скорость ветра 4 м/сек, относительная влажность воздуха – 70%, температура 20 °С. Расчетная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях–- 500 автомашин в час (N). Состав автотранспорта: 10 % грузовых автомобилей с малой грузоподъемностью, 10 % со средней грузоподъемностью, 5% с большой грузоподъемностью с дизельными двигателями, 5% автобусов и 70% легковых автомобилей.

Ход работы:

Формула оценки концентрации окиси углерода (угарного газа) (Ксо) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990):

0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м 3 ;

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей/час,

Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в ат­мосферный воздух окиси углерода;

КА – коэффициент, учитывающий аэрацию местности;

КУ – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона;

Кс – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;

КВ – то же в зависимости от относительной влажности воздуха;

Кп – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений.

Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

Р1 — состав автотранспорта в долях единицы,

KTi – определяется по табл. 1.1.

Тип автомобиля Коэффициент KTi
Легкий грузовой 2,3
Средний грузовой 2,9
Тяжелый грузовой (дизельный) 0,2
Автобус 3,7
Легковой 1,0

Подставив значения согласно заданию (или собственные данные) получаем:

Кт = 0,1 × 2,3 + 0,1 × 2,9 + 0,05 × 0,2 + 0,05 × 3,7 + 0,7 × 1 = 1,415

Значение коэффициента КА, учитывающего аэрацию местности, определяется по табл. 1.2.

Тип местности по степени аэрации Коэффициент КА
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон 1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке 0,6
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи 0,4
Пешеходные тоннели 0,3

Для магистральной улицы с многоэтажной застройкой КА = 1. Значение коэффициента Ку, учитывающего изменение загрязнения воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона, определяем по табл. 1.3.

Продольный уклон, ° Коэффициент Ку
1,00
1,06
1,07
1,18
1,55

Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра Кс определяется по табл. 1.4.

Скорость ветра, м/с Коэффициент Кс
2,70
2,00
1,50
1,20
1,05
1,00

Значение коэффициента Кв, определяющего изменение концентрации окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха, приведено в табл. 1.5.

Относительная влажность Коэффициент Кв
1,45
1,30
1,15
1,00
0,85
0,75

Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пересечений приведен в табл. 1.6.

Тип пересечения Коэффициент Кп
Регулируемое пересечение:
— со светофорами обычное 1,8
— со светофорами управляемое 2,1
— саморегулируемое 2,0
Нерегулируемое:
— со снижением скорости 1,9
— кольцевое 2,2
— с обязательной остановкой 3,0

Подставим значения коэффициентов, оценим уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода:

Ксо = (0,5+ 0,01 × 500 × 1,4) × 1 × 1,06 × 1,20 × 1,00 = 9,54 мг/м 3

ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м 3 . Снижение уровня выбросов возможно следующими мероприятиями:

– запрещение движения автомобилей;

– ограничение интенсивности движения до 300 автомобилей/час;

– замена карбюраторных грузовых автомобилей дизельными;

Задание 2

Расчет зоны активного загрязнения выбросами в атмосферный воздух теплоэлектростанции

Исходные данные

В районе действует тепловая электростанция (ТЭС), работающая на кузнецком угле. В процессе эксплуатации ТЭС в атмосферный воздух попадают примеси аэрозолей и газообразных веществ. Массы годового поступления выбросов (mj) по видам составляют:

а) группа аэрозолей: m1 — зола угля, m2 — пыль угля.

б) группа газообразных веществ: m3 — сернистый ангидрид, m4— серный ангидрид, m5 – оксиды азота (по диоксиду азота NO2), m6 — оксид углерода (СО).

Характер выбросов по скорости оседания частиц различен:

а) примеси из группы аэрозолей имеют скорость оседания частиц от 1 до 20 см/сек.

б) примеси из группы газообразных веществ имеют скорость оседания менее 1 см/сек.

Зона активного загрязнения (ЗАЗ) ТЭС неоднородна и состоит из следующих типов территорий:

№ типа террит. Тип территории Si бj
1. Территория населенных мест с плотности населения 3 чел/га (β) S1 β x 0.1
2. Территория промышленных предприятий S2
3. Леса 2 группы S3 0.1
4. Пашни S4 0,25
5. Территории пригородных зон отдыха, садовых и дачных участков S5

Среднегодовое значение разности температур в устье источника выброса (трубы) и в окружающей среде составляет величину ΔТ. Среднегодовой модуль скорости ветра – у. Высота трубы – h(М).

2. Определить:

Зону активного загрязнения ТЭС.

М — приведенная масса годового выброса примесей данным источником (усл.т/год);

i — номер загрязняющего вещества (ЗВ);

N — общее число ЗВ;

А — показатель относительной опасности i-гo вещества, усл.т/т;

Sзаз — общая площадь зоны активного загрязнения (ЗАЗ), га, тыс. м 2 ;

i — номер части ЗАЗ, относящийся к одному из типов территорий;

f — безразмерная величина, определяемая в зависимости от характера рассеивания примесей в атмосфере;

h — геометрическая высота устья источника по отношению к среднему

φ — поправка на тепловой подъем факела выброса в атмосферу, безразмерная величина;

у — среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера, м/с;

∆Т — среднегодовое значение разности температур в устье источника (трубы) и в окружающей атмосфере, 0 С;

3. Методика расчета зоны активного загрязнения:

Источником загрязнения является труба ТЭС (согласно классификации — организованный источник). Для подобных источников ЗАЗ представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с радиусами:

где h — высота источника, м (см. по варианту, табл. 1),

М – единицы измерения (метры);

φ — безразмерная поправка, вычисляемая по формуле

∆T — разность температур, град., (см. по варианту табл. 1).

Вычислив радиусы, находят площадь зоны активного загрязнения (Sзаз.) по формуле:

Для определения ущерба от загрязнения атмосферы (u = γ*6*M*f) рассчитываются необходимые величины. Показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха над зоной активного загрязнения (б) следует рассчитать, поскольку ЗАЗ неоднородна и состоит из территорий пяти типов (S1, S2, S3, S4, S5). Каждому типу (Si) соответствует табличное значение константы бi. Усредненное значение б для всей ЗАЗ определяется по формуле:

где б — показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над всей зоной активного загрязнения (безразмерная величина);

Sзаз. — общая площадь ЗАЗ (га), величина вычисленная;

i — номер части ЗАЗ, относящийся к одному из типов территорий, указанных в задании, всего в ЗАЗ входят пять типов территорий;

Si — площадь одного из типов территорий (га), все пять площадей необходимо рассчитать, исходя из данных своего варианта (таблица.1);[1]

бi — показатель относительной опасности загрязнения атмосферы над i-м типом территории.[2]

Приведенная масса годового выброса 3В (М = Mобщ.) рассчитывается как сумма газообразных и аэрозольных примесей:

а) значение приведенной массы годового выброса газообразных примесей (Мгаз) определяется по формуле:

б) значение приведенной массы годового выброса аэрозольных примесей (Маэр) определяется по аналогичной формуле:

где Мгаз и Маэр — приведенные массы годовых газообразных и аэрозольных выбросов (усл.т./год);

j — вид загрязняющего вещества (по условию задачи вещества j1,j2 — аэрозольные, j3, j4, j5, j6 – газообразные;

Aj — показатель относительной агрессивности примеси j-oгo вида (усл.т./т.). Значения Aj см. в табл. 2.

Значение множителя f-поправки, учитывающей характер рассеивания примесей в атмосфере, определяется следующим образом:

а) для газообразных примесей с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/сек) принимается, что

б) для частиц, оседающих со скоростью от 1 до 20 м/сек (в данной задаче группа аэрозольных примесей) принимается, что

где y — среднегодовое значение модуля скорости ветра (м/сек.),

φ — безразмерная поправка,

h — высота трубы (см. данные варианта, табл.1).

Значение f(газ.) и f(аэр.) при у = 3 м/сек. для некоторых значений ∆T и h приведены в таблице 2.

Если у ≠ 3 м/сек, то значения, приведенные в таблице 3 для заданных ∆T и h, следует умножить на поправку W, значение которой приведено в таблице 4.

Если у ≠ 3 м/сек и заданные в варианте величины ∆Т и h отсутствуют в таблице 3, величины f(газ.) и f(аэр.) следует рассчитывать по формулам.

Значение показателя относительной агрессивности вещества (Aj)

Загрязняющие вещества, выбрасываемые вещества Значение параметра Аj (усл.т./т)
1 . Зола угля
2. Пыль угля (недожог)
3. Сернистый ангидрид SO2
4. Серный ангидрид SO2
5. Оксиды азота по NO2 41,1
6. Оксид углерода

Значение функции (в числе) и функции

(в знаменателе) при некоторых значениях ∆Т(С°) и h(М)

Т(С°) h(м)
1,0 4,08 0,91 3,76 0,83 3,54 0,67 3,02 0,5 2,5 0,4 2,18 0,33 1,96 0,29 1,8 0,25 1,67 0,22 1,55 0,20 1,47
1,33 1,0 4,08 0,88 3,69 0,79 3,4 0,6 2,81 0,43 2,28 0,33 1,96 0,27 1,75 0,23 1,6 0,2 1,48 0,18 1,38 0,16 1,3
1,67 1,0 4,08 0,86 3,61 0,75 3,27 0,55 2,64 0,38 2,10 0,29 1,79 0,23 1,59 0,19 1,45 0,17 1,34 0,15 1,25 0,13 1,17
2,0 1,0 4,08 0,83 3,54 0,71 3,16 0,5 2,5 0,33 1,96 0,25 1,67 0,2 1,47 0,17 1,34 0,14 1,23 0,13 1,15 0,11 1,08
2,33 1,0 4,08 0,81 3,46 0,68 3,06 0,46 2,38 0,3 1,85 0,23 1,57 0,18 1,38 0,15 1,25 0,13 1,15 0,11 1,07 0,1 0,01
2,67 1,0 4,08 0,79 3,39 0,65 2,97 0,43 2,27 0,27 1,76 0,2 1,48 0,16 1,3 0,13 1,18 0,11 1,08 0,1 1,01 0,9 0,95
3,0 1,0 4,08 0,77 3,33 0,63 2,89 0,0 2,18 0,25 1,67 0,18 1,4 0,14 1,23 0,12 1,11 0,1 1,02 0,09 1,95 0,08 0,89

при некоторых значениях у

у (м/сек) 1,5 3,5 4,5
W 2,0 1,6 1,33 1,0 0,89 0,8 0,73 0,67

Данные по вариантам для решения задания 2

Вариант m1, т/год m2 , т /год m3 , т /год m4 , т /год m5 , т /год m6 , т /год % от Sзаз ∆М, % ∆Т, 0 С у, м/с h, м
S1 S2 S3 S4 S5
1.0
3,0
1,5
2.0
3.5
3.5
4.0
4.0
4.5
4..5
5,0
5.0
4,5
4.5
4.0
4.0
3.5
3,5
3,0
3.0
2,0
2.0
1.5
1.5
1.0

Задание 3

Задание 1

Оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автотранспорта на участке магистральной улицы (по концентрации угарного газа СО)

Загрязнение атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей удобно оценивать по концентрации окиси углерода, в мг/м 3 . Исходными данными для работы служат показатели, собранные студентами самостоятельно на любой из улиц г. Казани с интенсивным движением автотранспорта. Пример оформления собранных данных: магистральная улица города с многоэтажной застройкой с двух сторон, продольный уклон 2°, скорость ветра 4 м/сек, относительная влажность воздуха – 70%, температура 20 °С. Расчетная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях–- 500 автомашин в час (N). Состав автотранспорта: 10 % грузовых автомобилей с малой грузоподъемностью, 10 % со средней грузоподъемностью, 5% с большой грузоподъемностью с дизельными двигателями, 5% автобусов и 70% легковых автомобилей.

Ход работы:

Формула оценки концентрации окиси углерода (угарного газа) (Ксо) (Бегма и др., 1984; Шаповалов, 1990):

0,5 – фоновое загрязнение атмосферного воздуха нетранспортного происхождения, мг/м 3 ;

N – суммарная интенсивность движения автомобилей на городской дороге, автомобилей/час,

Кт – коэффициент токсичности автомобилей по выбросам в ат­мосферный воздух окиси углерода;

КА – коэффициент, учитывающий аэрацию местности;

КУ – коэффициент, учитывающий изменение загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона;

Кс – коэффициент, учитывающий изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра;

КВ – то же в зависимости от относительной влажности воздуха;

Кп – коэффициент увеличения загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода у пересечений.

Коэффициент токсичности автомобилей определяется как средневзвешенный для потока автомобилей по формуле:

Р1 — состав автотранспорта в долях единицы,

KTi – определяется по табл. 1.1.

Тип автомобиля Коэффициент KTi
Легкий грузовой 2,3
Средний грузовой 2,9
Тяжелый грузовой (дизельный) 0,2
Автобус 3,7
Легковой 1,0

Подставив значения согласно заданию (или собственные данные) получаем:

Кт = 0,1 × 2,3 + 0,1 × 2,9 + 0,05 × 0,2 + 0,05 × 3,7 + 0,7 × 1 = 1,415

Значение коэффициента КА, учитывающего аэрацию местности, определяется по табл. 1.2.

Тип местности по степени аэрации Коэффициент КА
Транспортные тоннели 2,7
Транспортные галереи 1,5
Магистральные улицы и дороги с многоэтажной застройкой с двух сторон 1,0
Жилые улицы с одноэтажной застройкой, улицы и дороги в выемке 0,6
Городские улицы и дороги с односторонней застройкой, набережные, эстакады, виадуки, высокие насыпи 0,4
Пешеходные тоннели 0,3

Для магистральной улицы с многоэтажной застройкой КА = 1. Значение коэффициента Ку, учитывающего изменение загрязнения воздуха окисью углерода в зависимости от величины продольного уклона, определяем по табл. 1.3.

Продольный уклон, ° Коэффициент Ку
1,00
1,06
1,07
1,18
1,55

Коэффициент изменения концентрации окиси углерода в зависимости от скорости ветра Кс определяется по табл. 1.4.

Скорость ветра, м/с Коэффициент Кс
2,70
2,00
1,50
1,20
1,05
1,00

Значение коэффициента Кв, определяющего изменение концентрации окиси углерода в зависимости от относительной влажности воздуха, приведено в табл. 1.5.

Относительная влажность Коэффициент Кв
1,45
1,30
1,15
1,00
0,85
0,75

Коэффициент увеличения загрязнения воздуха окисью углерода у пересечений приведен в табл. 1.6.

Тип пересечения Коэффициент Кп
Регулируемое пересечение:
— со светофорами обычное 1,8
— со светофорами управляемое 2,1
— саморегулируемое 2,0
Нерегулируемое:
— со снижением скорости 1,9
— кольцевое 2,2
— с обязательной остановкой 3,0

Подставим значения коэффициентов, оценим уровень загрязнения атмосферного воздуха окисью углерода:

Ксо = (0,5+ 0,01 × 500 × 1,4) × 1 × 1,06 × 1,20 × 1,00 = 9,54 мг/м 3

ПДК выбросов автотранспорта по окиси углерода равно 5 мг/м 3 . Снижение уровня выбросов возможно следующими мероприятиями:

– запрещение движения автомобилей;

– ограничение интенсивности движения до 300 автомобилей/час;

– замена карбюраторных грузовых автомобилей дизельными;

Источник статьи: http://zdamsam.ru/a26837.html

Читайте также:  Почему руль автомобиля крутится тяжело
Оцените статью