Памятник автомобилю зис 5

Наследие

ЗИС-5 – это знаменитая «Катюша». ЗИС-5 – это рабочая лошадь, вытягивавшая на своих плечах всю тяжесть фронтов, возившая солдат и боеприпасы, оружие, раненых, убитых, в раскалённое лето или в студёную зиму. Предельно простой, неприхотливый, работавший на самом низкосортном бензине, никогда не ведавший богатой приборной доски, отопления салона, забывавший на месяцы что такое дорога, понимая под этим словом любое пространство земли перед собой – он стал одним из символов Победы, деля свой пьедестал вместе с «полуторкой». ЗИС-5 преданно отслужил на войне, на стройках, на полях, с 30-х и до 60-х.

Памятник был открыт к сорокалетию Победы – 8 мая 1985 года. Машина установлена на массивном бетонном пьедестале, площадка, на которой непосредственно стоит автомобиль, круто поднимает его вверх. Эта машина действительно эксплуатировалась на дорогах Сталинграда, а потом долгое время принадлежала предприятию «Торгтранс». Воевала ли эта машина на дорогах Сталинградской битвы — вопрос, однозначного ответа на который мы не нашли. Списанная, она много лет простояла в гараже, пока из неё не сделали памятник.

Раньше на пьедестале была металлическая табличка, но в 90-е её украли. После восстановления в 2008 г. появилась современная, мраморная.

Судя по решётке радиатора — машина на момент постановки на пьедестал была довольно потрёпанной

Вместо штатного лобового стекла стоит лист оргстекла. Не понятно, отсутствовало ли стекло с самого начала или это — восстановление 2008 г. Обе двери кабины съехали с оси и не закрываются.

Многие узлы машины, судя по всему, на месте, однако некоторые части прикручены снизу проволокой.

ЗИС-5 стоит не на своих колёсах, а на специальных подпорках, исключающих его скатывание

Памятник со всех сторон выглядит хорошо, стильно

По-хорошему, этот памятник нуждается в серьёзном ремонте. Машину нужно восстановить, убрать проволоку, перевесить перекосившиеся двери, поставить более похожие на настоящие стёкла, устранить ещё ряд проблем.

Так памятник выглядел до восстановления в 2008 г. Фото Олега Димитрова. Источник

Памятник очень ценен и интересен. И хотя он не уникален (в ряде других городов России и бывшего СССР встречаются подобные) — он очень символичен для памяти Сталинградской битвы и нашей Великой Победы.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Царицын.РФ

(с) «Царицын.рф», 2021. «При использовании материалов ссылка на источник обязательна. Copyright © 2012-2021 All Rights Reserved

Источник статьи: http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/social/watch/611-zis-5.html

Памятник автомобилю зис 5

Памятник «1941-1945г.г. Шоферам и машинам» «Потомкам в пример». ул. XXII Патрсъезда/ ул. Гагарина.

Автомобиль «ЗИС» Памяти шоферам, погибшим в годы Великой отечественной войны на пьедестале. Знаменитый автомобиль ЗИС-5 был установлен на постамент 15 мая 1985 года по инициативе бывшего директора завода «Металлист» Бориса Карякина.

Автомобиль находился в ангаре транспортного цеха в нерабочем состоянии, его решено было отремонтировать и водрузить на постамент к 40-й годовщине Победы в память о подвигах шоферов Великой Отечественной войны. Механики и водители транспортного цеха собирали машину после работы. Руководил начальник цеха Литвинов. Работали люди недолго, ведь у них были золотые руки и огромное желание увековечить память героев. Запчасти собирали, где могли: на железнодорожных путях, на заводской свалке.

10 февраля 2010 года автомобиль ЗИС-5 был снят с постамента и отправлен на реставрацию. За это время специалистами ООО «Реанта» был воссоздан внешний вид автомобиля, максимально приближенный к оригиналу военного времени. Реставраторы все свои действия сверяли с чертежами и документальными хрониками 40-х годов. В раритетном образце все части установили с антивандальными характеристиками. Так, смотровое окно сзади защищает металлическая решетка, двери заблокированы, 8-миллиметровые стекла также призваны защитить машину от посторонних вмешательств. Отреставрированный автомобиль вернулся на свое привычное место 29 марта 2010 года. Реставраторы перенесли ЗИС с передвижной платформы на постамент всего за 30 минут.

К 67-й годовщине Великой Победы по заказу Самарского филиала почты России ИТЦ «Марка» изготовил конверт с изображением самарского памятника «1941-1945. Шоферам и машинам. Потомкам в пример».

К 67-й годовщине Великой Победы по заказу Самарского филиала почты России ИТЦ «Марка» изготовил конверт с изображением самарского памятника «1941-1945. Шоферам и машинам. Потомкам в пример».

Источник статьи: http://15dayvic.ru/objects/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B8%D1%81-5/

Памятник ЗиС-5 в Самаре

В преддверии 9 мая, думаю, будет уместно рассказать об очередном памятнике машине, которая помогла перенести тяжелый период Великой Отечественной и, в конце концов – добиться победы над фашистской Германией. В прошлом, я уже делал на девятое мая обзор легендарного боевого самолета того периода – Ил-2. Возможно, стоит ввести рассказ о машинах того периода, приуроченный к Дню Победы, в традицию.

Сегодня я хочу вам показать установленный в Самаре памятник всем шоферам Великой Отечественной – грузовой автомобиль ЗиС-5В.

ЗиС-5 – машина, про которую сложно рассказать что-то действительно интересное. Она не была знаменитой или легендарной, не была самой массовой или самой скоростной. Даже самой известной не была – большинство людей знают про «полуторку» (ГАЗ-АА), нежели про ЗиС. Это был просто грузовик – простой, надежный и неприхотливый. И именно такие машины больше всего нужны были в суровый военный период

История создания автомобиля ЗиС-5, как и у большинства советской техники того периода, началась с покупки подходящего аппарата за границей, скрупулезного его изучения и дальнейшей попытки наладить серийное производство на территории РСФСР. В качестве «донора» был куплен американский грузовик Autocar 5C, а производство запустили на московском автомобильном заводе АМО. Первые грузовики сошли с конвейера в 1930 году, под обознчением АМО-2. Марку «ЗиС» автомобили получили лишь в следующем году – когда «Автомобильное Московское Объединение» (АМО) переименовали в «1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина».

Первые АМО-2 были собраны, в основном, из зарубежных комплектующих (что называется «отверточная сборка»), однако параллельно шло интенсивное «импортозамещение» – советская промышленность осваивала серийное производство нужных для автомобиля деталей, узлов и агрегатов.

В 1931 году запустили в производство АМО-3 – уже полностью советскую версию «Автокара», состоящую только из отечественных комплектующих. Как следствие – машины, первых партий отличались крайне низкой надежностью. Доля брака в партии деталей иногда доходила до 100%! Но постепенно разобрались и с этим – к 1933 году удалось устранить практически все «детские болезни» автомобиля.

В том же 1933 году запустили и новую машину – тот самый ЗиС-5. От предшественника грузовик отличался более мощным двигателем, более надежной коробкой передач, другой конструкцией коленчатого вала и барабанных тормозов, и множеством других изменений – 656 новых деталей из 4000, использующихся в конструкции.

Массовое производство нового ЗиС-5 (а также – трехосного ЗиС-6) началось в декабре 1933 года, и вскоре достигло темпов 65 автомобилей в день. На базе ЗиС-5 были выпущены различные машины – от городских автобусов и пожарных машин до зенитных прожекторных станций. Грузовики ЗиС-5 даже поставлялись на экспорт – в Иран, Турцию, Прибалтику, Испанию и Китай. До начала Великой Отечественной было построено 325 051 ЗиС-5.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска были на подходе к Москве, было принято решение эвакуировать столичные промышленные предприятия за Урал. В их числе оказался и автомобильный завод «ЗиС». Оборудование и специалисты завода были перемещены в Шадринск, Миасс, Челябинск и Ульяновск. К весне 1942 года удалось развернуть полноценное производство ЗиС-5 в Ульяновске. Правда, это была уже несколько другая машина. Военное время и военное производство требовало упрощения многих узлов грузовика. Так, стальная кабина была заменена на деревянную, упрощенной формы. Более простым и полностью деревянным стал и кузов. Крылья округлой формы также заменили на простые гнутые брызговики, не требующие для производства сложных штампов. Фару оставили только слева. Убрали тормоза передних колес. Произвели еще множество более мелких модификаций. Новая версия получила название ЗиС-5В.

В начале 1942 года, когда враг уже был окончательно отброшен от столицы, завод ЗиС решили реэвакуировать – вернуть на прежнее место. Эта процедура сопровождалась довольно большими сложностями, поскольку при эвакуации с заводскими корпусами и оборудованием особо не церемонились. Тем не менее, уже к середине 1942 года московский завод вновь начал производство ЗиС-5В.

Военную модификацию продолжали выпускать аж до 1947 года, после чего – в производство был запущен автомобиль ЗиС-150. В 1948 году производство ЗиС-5 было окончательно завершено.

ЗиС-5 широко использовался как в тылу, так и на передовой – перевозил грузы и личный состав, служил тягачом полевых орудий и выполнял прочую разнообразную работу на войне. Шоферы любили этот грузовик – он был прост, надежен, отличался неприхотливостью и феноменальной проходимостью. Автомобиль использовался буквально везде, на каждом участке фронта. В том числе – на легендарной Дороге Жизни, снабжавшей блокадный Ленинград.

В Самаре ЗиС-5 установлен в качестве памятника всем погибшим шоферам Великой Отечественной. Открыт памятник был 15 мая 1985 года, по инициативе бывшего директора завода «Металлист» Бориса Карякина. Автомобиль находился в ангарах завода, в нерабочем состоянии. В короткие сроки машину восстановили до ходового состояния, после чего – ЗиС самостоятельно добрался до постамента.

Кстати, форма постамента символизирует лед Ладожского озера, по которому грузовики добирались до Ленинграда.

В 2010 году машину сняли с постамента и отправили на реставрацию – за 25 лет она сильно пострадала от вандалов. Спустя 2 месяца грузовик вернулся на место, где и стоит до сих пор. Фотографии, которые вы видите, были сделаны мной в конце апреля 2017 года.

Давайте теперь взглянем на памятник в деталях. Я не большой знаток грузовых автомобилей вообще и той эпохи в частности, поэтому, если буду в чем-то ошибаться – поправьте меня, пожалуйста.

По передним крыльям, упрощенной конструкции кабины и деревянным бортам кузова можно легко определить, что перед нами именно ЗиС-5В.

Также модификацию ЗиС-5В выдают буксирные крюки на передних концах лонжеронов рамы – на «обычных» ЗиС-5 их не было.

Но, при этом – двери стоят не деревянные как на военной модификации, а металлические. Фар – две, как на довоенном грузовике. Скорее всего, собирали машину из того, что удалось найти – в результате получилась некая сборная солянка.

На лобовом листе отсутствует выштамповка «ЗиС». Покрышки – не «родные»

У кузова откидной борт только задний – опять же, особенность упрощенного ЗиС-5В.

В пространстве между первым и вторым лонжероном кузова находилась запаска. На памятнике ее, как видите, нет.

Бортовой номер символизирует понятно что, и к исторической достоверности не имеет отношения.

Вот здесь хорошо видно конструкцию упрощенных плоских крыльев, заменивших на ЗиС-5В округлые штампованные.

Вообще, памятников ЗиС-5 на территории РФ достаточно много и этот – не лучший из них. Но, тем не менее, монумент достоин интереса настоящего любителя военной техники и истории и крайне рекомендуется к посещению.

Источник статьи: http://techtraveling.ru/inscale/pamyatnik-zis-5-v-samare/

Читайте также:  Toyota avensis какой класс автомобиля
Оцените статью