- Эквалайзеры и цифровые звуковые процессоры автомобиля
- Выравнивание проигрывания аудио
- Цифровые эквалайзеры
- Нюансы установки эквалайзера и звукового процессора
- Эквалайзеры. Полное руководство
- Что такое эквалайзер?
- Параметрический эквалайзер
- Что такое Q?
- Полочный эквалайзер (shelving EQ)
- Что делать?
- Буст или не буст…
- Навыки работы с параметрическим эквалайзером
- Панель отправки комментариев Отменить комментарий
Эквалайзеры и цифровые звуковые процессоры автомобиля
Интерьер вашего автомобиля содержит множество материалов, которые поглощают или отражают звук — это может привести к тому, что некоторые частоты будут заглушены, в то время как другие попадут в ваши барабанные перепонки. В итоге вы получаете довольно странный звук, хоть все компоненты аудиосистемы работают правильно и исправно.
Выравнивание проигрывания аудио
Некоторые головные устройства включают в себя простые настройки низких, высоких и средних частот, но эквалайзеры позволяют еще эффективнее оптимизировать звук. В системе, которая включает усилитель , эквалайзер находится между головным устройством и усилителем; он позволяет вам увеличивать или сокращать определенные частоты звука.
Существует несколько различных типов эквалайзеров, каждый из которых имеет свои преимущества:
- Графические эквалайзеры имеют фиксированную полосу пропускания, содержат слайдеры, которые позволяют выполнять точные настройки.
- Параметрические эквалайзеры обеспечивают еще больший контроль, поскольку позволяют регулировать ширину и центральную точку каждого частотного диапазона.
Эквалайзер — предварительный усилитель Carbon CDA-105E
- Усилители EQ представляют собой комбинацию эквалайзера и усилителя. Они обычно не такие мощные, как большинство хороших усилителей, но использование одного такого устройства намного более простое, нежели работа с пассивным эквалайзером и автономным усилителем.
- Аналоговые эквалайзеры используют физические циферблаты или слайдеры для обеспечения точного управления настройками частоты.
- Цифровые эквалайзеры не имеют физических элементов управления, поэтому они часто могут сохранять настройки для различных профилей частот.
Цифровые эквалайзеры
Цифровые сигнальные процессоры выполняют ту же работу, что и эквалайзеры, но многие из них также осуществляют кроссовер-подобные функции. Это означает, что они могут регулировать типы посылаемых на динамики частот.
Существует множество применений для цифрового звукового процессора, но одним из самых замечательных является устранение проблем с качеством, которые вы, возможно, заметили в своем автомобиле. с помощью головного устройства OEM . Большинство фабричных проигрывателей стерео предназначены для компенсации помех низкокачественных громкоговорителей, что достигается за счет искусственного манипулирования профилем частоты. Когда вы заменяете свои акустические системы с неполным исходным оборудованием высококачественными послепродажными устройствами, эту настройку очень легко отладить. Однако, если вы оставите все как есть, просто установив новый усилитель, то проблема будет только ухудшаться. Именно поэтому очень часто в магазинах автомобильного аудио можно услышать жалобы недовольных клиентов: «Купил у вас усилитель, а качество стало только хуже! За что я заплатил?». Увы, консультанту сложно пояснять всю теорию акустики, но усилитель очевидно не причём.
Усилитель AK-699D
Но цифровой сигнальный процессор может все-таки оказаться полезен. Процессор следует помещать между головным устройством и усилителем, он может буквально исключить проблемы фабричных проигрывателей. Некоторые цифровые сигнальные процессоры даже имеют настраиваемые профили, которые можно загружать из Интернета, что автоматически исправит проблему предварительной обработки и улучшит общий уровень прослушивания, путем точной настройки устройства для интерьера конкретного автомобиля.
Нюансы установки эквалайзера и звукового процессора
Поскольку существует так много различных типов эквалайзеров и звуковых процессоров, процесс установки варьируется от одной ситуации к другой. Некоторые эквалайзеры встроены прямо в головные устройства, некоторые автономные устройства входят в профиль с одним DIN, а другие предназначены для установки возле вашего усилителя. Аналогично, большинство звуковых процессоров предназначены для того, чтобы их можно было убрать в том же месте, где располагается усилитель.
Особенности применения светящегося эквалайзера на заднем стекле:
Процесс подключения обычно не сложнее, чем установка усилителя или кроссовера , но это более сложная операция, чем установка пары динамиков полного диапазона с прямой установкой. Эквалайзеры обычно устанавливаются между вашим головным устройством и усилителем, в то время как звуковые процессоры могут быть установлены между головным устройством и динамиками.
Источник статьи: http://3drive.ru/articles/sound-audio-stereo/ehkvalajzery-i-cifrovye-zvukovye-processory-avtomobilya
Эквалайзеры. Полное руководство
Что такое эквалайзер?
Эквалайзер или EQ — это фильтр, который позволяет вам регулировать уровень громкости отдельных частот или диапазона частот аудио сигнала. Простыми словами, EQ позволит вам поднять или прибрать верха и бас, благодаря чему вы получите нужный вам окрас звучания, например, в вашей аудиосистеме в автомобиле или в вашем iPod. В звукозаписи эквализация — это целое искусство, сложное и требующее большого практического опыта.
Хорошая эквализация — это критичный момент в записи сведении любой записи. При правильном использовании, эквалайзер может создать у слушателя впечатления близости или дальности отдельного инструмента в миксе, сделать звук более жирным или более тонким, а также может помочь правильно смешать разные звуки или разделить похожие звуки в рамках трека, так, что их услышат и оценят профессиональные слушатели.
Параметрический эквалайзер
Параметрический EQ и полу-параметрический EQ — самые популярные и широко распространенные эквалайзеры как в звукозаписи, так и в живом звуке. Они обеспечивают быстрый и удобный контроль над всеми необходимыми параметрами звучания. Параметрический EQ позволяет постоянно контролировать содержимое аудио сигнала, разделяя его на несколько частотных полос (как правило, от трёх до семи).
Полностью параметрический EQ позволяет контролировать определенный назначенный диапазон частот, центральную частоту диапазона, и уровень громкости (boost/cut) этой частоты. Также возможно отдельное управление параметром Q, который представляет из себя соотношение центральной частоты с ширине частотного диапазона.
Что такое Q?
Q — отношение центральной частоты выбранного нами диапазона к его ширине. Если центральная частота — фиксированная величина, то ширина диапазона обратно пропорциональна значению параметра Q. Это означает, что увеличивая значение параметра Q вы уменьшаете ширину диапазона, на который воздействует эквалайзер. Q — это один из самых мощных инструментов, которые нам предлагают параметрические эквалайзеры.
Полностью параметрические эквалайзеры позволяют работать как с очень узким частотным диапазоном, так и с очень широким, решая любые задачи при сведении. Узкий диапазон (большие значения Q) даёт возможность устранять разные неприятные свойства у аудиосигнала.
Допустим, вы записали малый барабан и на сведении выяснилось, что он неприятно звенит. Или просто сам барабан звенит и вы ничего не можете с этим поделать, а записывать надо. Тут нам на помощь приходит эквалайзер. С его помощью мы можем изолировать эту неприятную частоту (обычно в районе 1кГц) и просто убрать её. В данном случае мы используем эквалайзер как узкополосный обрезной фильтр (notch filter).
Убирая только одну раздражающую нас частоту, мы не трогаем всё остальное и инструмент остаётся в миксе на прежнем месте. Точно также эквалайзер позволяет нам усилить положительные свойства звучания инструмента, к примеру, атаку. В случае с бас-барабаном его диапазон — примерно от 60 до 125 Гц, но атака, щелчок — звук более высокочастотный, в районе 2 — 5 кГц.
Назначив узкий диапазон для настройки и подняв конкретную частоту, отвечающую за атаку, мы можем сделать бочку более пробивной и при этом не испортить микс. В случае работы с широким диапазоном мы приглушаем или подчеркиваем более широкий набор частот. Обычно для полноценной обработки трека приходится использовать и широкий и узкий диапазоны на эквалайзере (соответственно — высокие и низкие значения Q).
Вернёмся к нашей бочке ещё раз. У нас есть бас-барабан с классным низом, мощным, объёмным, центральная частота его примерно равна 100 Гц, а атака — в районе 4 кГц. Чтобы подчеркнуть лучшие стороны звучания нашей бас-бочки, мы используем широкополосную обработку с центром на 100 Гц, и узкополосную — на 4 кГц. Таким образом, акцентируя внимание на плюсах, мы нивелируем минусы конкретно нашего бас-барабана.
Полочный эквалайзер (shelving EQ)
Полочный эквалайзер (shelving EQ) гасит или усиливает частоты выше или ниже указанных точек обреза. Бывает 2 вида полочных эквалайзеров — высокочастотные и низкочастотные. В некоторых полностью параметрических эквалайзерах есть функция, позволяющая переключать регуляторы ВЧ и НЧ в режим обрезных фильтров.
НЧ обрезной пропускает все частоты ниже выбранной нами, приглушая всё, что выше. ВЧ фильтр поступает обратным образом — пропускает всё, что выше указанной частоты, приглушая всё, что ниже.
Что делать?
Далее в статье указаны основные принципы управления частотами. Это начальная точка вашего путешествия по удивительному миру эквалайзеров, но, само собой, это не догмы. Эти рекомендации сэкономят ваше время в поисках нужных вам частот для подчеркивания положительных свойств различных музыкальных инструментов.
Алгоритм работы такой. Для начала включите режим «solo» на треке, с которым вы работаете. Большинство звукорежиссёров начинают строить свой микс на основе ударных и постепенно идут снизу вверх по частотному диапазону (бочка, малый, томы, хай-хэт, оверхэды). Каждый инструмент имеет какую-то характерную для него полосу частот, на которой он звучит и резонирует, так что если вы работаете с микрофоном бас-бочки, начните с самого низа.
Настройте оптимальный низ и переходите к атаке. Очень часто после настройки звучания бочки выползают какие-то паразитные призвуки типа звона или гула, даже несмотря на то что низ у вас отличный и атака — шикарная. Ваш следующий шаг — вырезать паразитов узкочастотным фильтром. Как только вы понимаете, что звук бас-бочки вас устраивает, глушите этот трек и переходите к следующему инструменту.
Не торопитесь с эквализацией. Кропотливая работа даст свои плоды, звучание станет более разборчивым и более ясным. Каждый инструмент займёт своё место и засияет в миксе. Вот еще несколько полезных советов:
- Помните, что общая картина важнее отдельных инструментов. Ваша цель — не заставить каждый трек звучать как можно лучше, а сделать общее звучание максимально убедительным. Не каждому инструменту нужна яркая атака и объёмный низ. Если вы будете бомбить все треки с одними и теми же настройками, инструменты только потеряют в звуке. Стремитесь к совершенству общего звучания
- Отдохните от сведения. Ваши уши устают точно так же как и все тело. Если вы долгое время работаете с одним и тем же инструментом, ваши уши постепенно становятся неразборчивыми и практически невосприимчивыми к конкретному диапазону частот. Отдыхайте!
- Всегда сравнивайте. Не надейтесь на вашу память. Часто бывает так, что вы потратили 15 минут на настройки эквалайзера а звук в итоге стал хуже чем до обработки. Будьте честны сами с собой, отказывайтесь от неверных решений быстро и без раздумий и начинайте снова.
- Не бойтесь рисковать. Самые лучшие трюки с эквалайзером придумали те, кто не боялся сумасшедших экспериментов. Поиграйте с частотами, ведь вы такой же музыкант как и те, с чьими партиями вы работаете на сведении.
Буст или не буст…
У каждого инструмента есть частоты, которые можно усилить, чтобы добавить ясности и чёткости или объёма в общем миксе. И, конечно же, есть «плохие» частоты, которые делают инструмент мутным, резким или просто раздражающим. Вот небольшая табличка, которая даст вам понятие, в каком направлении стоит работать дальше. Помните, что это всего лишь рекомендации. Частоты варьируются в зависимости от инструмента, помещения, в котором он записан и микрофона, который был использован при записи.
Источник статьи: http://www.kombik.com/blog/read/ekvalajzery-polnoe-rukovodstvo/
Навыки работы с параметрическим эквалайзером
На головных устройствах многих производителей, как правило это аппараты среднего ценового диапазона и выше, часто применяются параметрические эквалайзеры. Что они из себя представляют — уже не раз нами освещалось, но недопонимание алгоритмов работы с ним у пользователей остается. Попробуем более подробно рассказать о работе с таким эквалайзером.
Итак: что мы имеем… Непонятное меню, непонятные надписи и еще более непонятные цифры. Для понимания процессов происходящих с выходным сигналом представим себе весь слышимый нами диапазон частот, а принято считать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты от 20 герц (20 колебаний в секунду) до 20 килогерц (20000 герц или колебаний в секунду), в виде отрезка прямой линии, лежащего перед нами на плоскости слева на право. Все, что находится ниже этого диапазона или слева, если смотреть на график — есть инфразвук, все что выше или справа на графике — ультразвук.
Так вот этот отрезок и есть весь слышимый нами диапазон. Слева находится участок низких частот, справа — высоких частот, посередине естественно средние частоты. Что мы имеем в случае бюджетных головных устройств и настроек, предлагаемых в них. Как правило это регулировка низких частот и высоких, ну иногда еще и средних.
Но как понять, на каких именно частотах происходит коррекция сигнала, когда мы пользуемся таким темброблоком или эквалайзером? Да никак, регулируемая полоса жестко забита производителем и понять, что же мы изменяем можно только с применением специального оборудования, иногда его называют АЧХ-метром.
Опять непонятное слово, вернее абревиатура. АЧХ — это Амплитудно Частотная Характеристика, то есть характеристика, отражающая уровень или амплитуду сигнала на всем участке слышимого нами диапазона. Идеальной АЧХ принято считать прямую линию, то есть на любом отрезке нашей прямой, на любом участке и на любой частоте — уровни сигнала или амплитуда — одинаковы… Но это идеальная АЧХ, можем смело сказать, что добиться такой АЧХ практически нереально. Более того, наверное и не надо.
Измерительная техника не имеет эмоций в отличие от человеческого мозга. И если для измерительного микрофона АЧХ — это прямая линия, то для человеческого уха в этом случае частенько, а практически всегда, область высоких частот кажется слишком явно выделена и неприятно режет слух. А область низких частот — кажется вялой и не внятной.Видимо это связано с особенностями нашего восприятия конкретных частот.
А есть еще предпочтения, кому-то нравится сигнал с выделенными верхними частотами, у кого-то в связи с возрастными изменениями слышимость в области высоких частот понижена и человек непроизвольно пытается компенсировать это приподнимая амплитуду в области высоких частот и тд. и т.п.
Поэтому люди утверждающие, что музыку в автомобиле надо слушать с носителя в таком виде, как это записано, не применяя никаких эквалайзеров, честно говоря лукавят. Практически это невозможно и связано это не только с особенностями слуха каждого конкретного человека но и с применением в каждом конкретном случае разных комлектов акустики, разной размерности, разной способности отыгрывать тот или иной диапазон, недостатками того или иного применяемого материала в диффузорах динамиков.
Недаром производители акустики до сих пор продолжают эксперименты с применяемыми материалами и конструкцией магнитных систем. Идеала здесь нет, и вряд ли он когда-нибудь будет достигнут. Эксперименты будут продолжаться вечно еще и потому, что современная конструкция динамиков это в принципе ущербная конструкция с мизерным КПД, но другой пока нет. А есть еще особенности салона каждого конкретного автомобиля, разная степень шумоизоляции или полное ее отсутствие.
А еще финансовые возможности. Кто-то приобретает акустику ориентируясь на характеристики. А кто-то на свой карман. Кто-то устанавливает разнесенку, а кого-то и коаксиалы устраивают. Но и в том и другом случае установив «музыку» в автомобиль и послушав, любой автовладелец почти непроизвольно ищет в головном устройстве кнопки темброблока или эквалайзера, значит не совсем нравится ему то, что получилось….
Отвлеклись… Так вот параметрический эквалайзер позволяет не только самому пользователю выбирать центральную частоту на каждом из участков диапазона, а как правило в магнитолах с таким эквалайзером к регулировке доступны три под-диапазона, низких частот, средних и высоких, не только регулировать уровень или амплитуду сигнала на выбранном участке, но еще и регулировать ширину участка, на котором хочется произвести коррекцию. И имея эти три параметра: амплитуда, центральная частота и ширина (иногда этот параметр называется добротностью) можно производить коорекцию получаемого на выходе звука до неузнаваемости.
Поэтому пользоваться эквалайзером нужно продуманно, задача здесь одна — получить максимально правдоподобный звук, избавившись при этом от каких-то проблем, задавив немного сигнал на участках, приводящих к искажениям и приподняв на участках, с Вашей точки зрения звучащих не корректно…
Теперь подробнее. Надо понимать, что если глядя на наш виртуальный график, то есть отрезок прямой, лежащий перед нами, мы увеличиваем уровень сигнала, то мы формируем горб, если представить это визуально. Уменьшая уровень мы формируем впадину. И надо еще понимать, что создавая такой горб или впадину, мы максимальную коррекцию производим на частоте, которая является центральной.
То есть на частоте, выбранной нами как центральная, будет максимальное изменение уровня сигнала — вершина горба или впадины. Но надо понимать еще одно, изменяя уровень сигнала мы изменяем его и на участках за пределами нашей центральной частоты, но уже в меньшей степени, чем дальше от центра вниз по диапазону или влево по графику и чем выше по диапазону или вправо по графику, тем меньше влияние настройки. А вот насколько далеко от центра распространяется влияние настройки — это и есть ширина или добротность нашего регулируемого участка.
И вот теперь наверное понятно, что обнаружив искажения на низких частотах, ну не отыгрывает акустика этот участок, мы оперируя шириной и изменением центральной частоты, можем прекрасно вычислить проблемный участок и задавив его уровень по отношению к соседним, избавиться от искажений. Точно так же, обнаружив, что наша акустика не справляется в диапазоне средних частот с голосом, вялый он и невнятный, а правильная передача всех составляющих композиции или песни есть не что иное как тональный балланс, мы можем, выделив не внятный с нашей точки зрения диапазон, и максимально расширив его, придать допустим голосу бархатистось и мягкость. Здесь надо понимать еще одно.
Есть такое понятие — гармоники. Так вот гармоники любого инструмента, у которого есть основной диапазон, а так же и голоса, всегда присутствуют практически во всем слышимом диапазоне. Именно они и придают правильную окраску, правильный тембр, это и есть тональный балланс. Сильно задавив сигнал в каком-то из поддиапазонов, казалось бы не имеющем никакого отношения к частоте, на которой расположена основная частота этого инструмента, мы лишим его правдоподобия, создадим возможно эффект трансляционной точки на кухне, вроде та же музыка, но какая-то неправильная, безжизненная…
Параметрический зквалайзер — это прекрасный инструмент, но как и любой инструмент, он требует навыков и умения им пользоваться. Надеемся теперь Вам будет легче работать с ним…
Еще об эквалайзере здесь.
Пример и объяснение настроек в видео-ролике.
Панель отправки комментариев Отменить комментарий
Авторизуйтесь используя свой аккаунт в социальных сетях Войти чтобы оставить комментарий.
Источник статьи: http://mgp-avto.ru/navyki-raboty-s-parametricheskim-ekva/