Как работает ESP
Занос на дороге общего пользования — вещь опасная и, как правило, неожиданная. ESP создана, чтобы не допускать его.
Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) — самая распространённая из множества существующих на сегодняшний день для обозначения системы динамической стабилизации автомобиля. В зависимости от производителя комбинация букв может варьироваться: встречаются ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC. Суть везде едина — в опасных ситуациях обозначенная одним из этих индексов электроника помогает вам справиться с автомобилем.
Задача ESP заключается в том, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях — предотвращать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение. То есть сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля в процессе выполнения манёвров, особенно на высокой скорости или на плохом покрытии. Иногда эту систему называют «противозаносной» или «системой поддержания курсовой устойчивости».
Прообраз ESP под названием «Управляющее устройство» был запатентован ещё в 1959 году компанией Daimler-Benz, но реально воплотить её удалось лишь в 1994-м. С 1995-го система стала серийно устанавливаться на купе Mercedes-Benz S 600 Coupe, а чуть позже ею комплектовались все автомобили S-класса и SL.
Сегодня система динамической стабилизации доступна хотя бы в качестве опции почти на любом автомобиле. Прямой зависимости от класса машины уже не существует: ESP можно обнаружить даже в относительно недорогой модели Volkswagen Polo. Так как она работает?
Современная ESP взаимосвязана с АБС, антипробуксовочной системой и блоком управления двигателем, она активно использует их компоненты. По сути, это единая система, работающая комплексно и обеспечивающая целый набор вспомогательных контраварийных мероприятий. Структурно ESP состоит из электронного блока-контроллера, который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с многочисленных датчиков: скорости вращения колёс (используются стандартные датчики АБС); положения рулевого колеса; давления в тормозной системе.
Но основная информация поступает с двух специальных датчиков: угловой скорости относительно вертикальной оси и поперечного ускорения (иногда это устройство называют G-сенсор). Именно они фиксируют возникновение бокового скольжения на вертикальной оси, определяют его величину и дают дальнейшие распоряжения. В каждый момент ESP знает, с какой скоростью едет автомобиль, на какой угол повёрнут руль, какие обороты у двигателя, есть ли занос и так далее.
Если на дороге что-то пошло не так, вернуть автомобиль на нужный курс система может, давая команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колёс. Какое из них надо замедлить (переднее или заднее, внешнее по отношению к повороту или внутреннее), система определяет сама в зависимости от ситуации.
Притормаживание колёс система осуществляет через гидромодулятор АБС, создающий давление в тормозной системе. Одновременно (или до этого) на блок управления двигателем поступает команда на сокращение подачи топлива и уменьшение, соответственно, крутящего момента на колёсах.
Система работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо. И так далее, в соответствии с программой.
Однако существует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей, эта система мешает. Такие ситуации действительно редко, но могут возникать — например, когда для выхода из заноса надо поддать газа, а электроника сделать этого не даёт — «душит» движок.
К счастью, для опытных водителей во многих автомобилях, оборудованных ESP, предусмотрена возможность её принудительного отключения. А на некоторых моделях система допускает небольшие заносы и скольжения, давая водителю немного похулиганить, вмешиваясь, только если ситуация становится действительно критической.
Главное достоинство ESP — с ней автомобиль перестаёт требовать от вас навыков экстремального вождения. Вы просто поворачиваете руль — а машина сама будет думать, как вписаться в поворот. Но имейте в виду — возможности ESP по исправлению опасной ситуации небеспредельны. Ведь законы физики обмануть нельзя. Поэтому надо помнить, что ESP хоть и значительно снижает шансы на попадание в аварию во многих сложных ситуациях, но не избавляет водителя от необходимости иметь голову на плечах.
Источник статьи: http://www.drive.ru/technic/4efb330200f11713001e32e4.html
Ваш автомобиль с ESP? Разберем его главный минус.
Поднять в очередной раз тему ESP подтолкнула одна недавняя авария. Девушка управляя Renault LOGAN, как указано в протоколе о ДТП, не справилась с управлением автомобиля и совершила опрокидывание ТС. К счастью, обошлось без травм, но автомобилю пришлось пережить практически полное восстановление.
На первый взгляд достаточно распространенная ситуация. Превысила скорость вхождения в поворот, автомобиль занесло и он ушел в кювет. Хотя водитель, утверждает, что ехала не быстро, резких маневров не совершала, покрытие было сухое и винит во всем работу АКПП, мол коробка отказала, и это стало причиной аварии. Была даже составлена претензия и отправлена производителю для проведения экспертизы. О результатах чуть позже, сначала рассмотрим вопрос, почему это произошло.
Исходные данные, новый Renault LOGAN, 2017 г.в. двигатель 1.6, 16кл. 102л.с, АКПП, ESP, ABS. Как видно из комплектации, автомобиль не только с автоматической коробкой, но и эффективной системой безопасности ESP, обеспечивающей динамическую стабилизацию автомобиля. У многих возникнет вопрос, как же так, ESP должно было сохранить курс движения и не позволить автомобилю уйти в неконтролируемый занос. Но это случилось, причем экспертиза установила, что все системы работали исправно и не являлись причиной аварии. В чем же причина?
Она, как и во многих других случаях в том, что мы не знаем свой автомобиль и не умеем им пользоваться, вернее, пользоваться его системами в сложных и критических ситуациях, и не понимаем принцип их работы. Чтобы понять ошибки нашей автоледи, еще раз вспомним, что же такое ESP.
Сама система не нова. Впервые она была установлена еще в 1995 на Mercedes-Benz CL600. Затем был оборудован и S-class в кузове W140 и SL комплектами от Bosch и Daimler. Сегодня без данной функции запрещены продажи автомобилей в США, Европе, Израиле, Австралии и Канаде.
Если уйти от технических терминов и физики процесса, то простым языком, по сути это электронная программа стабилизации или, как ее обычно называют, система стабилизации движения. Она работает постоянно, но мы ее замечаем только в в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Программа сравнивает исходную траекторию с углом поворота руля. При возникновении расхождения, система подтормаживает одно или несколько колес тормозными механизмами, а также «приглушает» педаль газа, уменьшая скорость автомобиля. Также система стабилизации может быть агрегатирована с автоматической трансмиссией, понижая или повышая передачу в случае возникновения заноса. Одновременно с притормаживанием колес ESP снижает обороты двигателя. Время реакции ESP 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян.
Но что же произошло в нашей истории? Пожалуй, главная причина, это неумение водителя пользоваться этой системой. Да, несомненно она виновата, что выбрала неправильный скоростной режим, не учла особенности дороги и рельефа, но основная — своими действиями не дала ESP отработать в штатном для нее режиме.
Корни ситуации идут еще из автошколы, где нашей ученице вбили в голову, что на переднеприводных автомобилях при заносе нужно «Дать газу и повернуть руль в сторону заноса». Такие советы и по сей день пишут в десятках статьях про управление в сложных условиях. Друзья, это уже анахронизм. Подобные действия были актуальны для обычных машин без умной электроники и для опытных гуру спортивного вождения. Мало кто из обычных водителей испытывал эту ситуацию на практике, но теоретически знают пожалуй все.
Наша героиня действовала точно также, как ее учили в автошколе. Когда автомобиль пошел в занос, а поворот был перекрестком трассы и второстепенной дороги, с которой на дорожное покрытие попал песок и мелкие камушки, пыль, которые и послужили сносом оси из-за изменения сцепления, она стала усиленно давить на газ, пытаясь выровнять автомобиль.
Но в это же время включилась ESP, которая посчитала, что скорость и так превышена, стала понижать передачи на АКПП, сбрасывать обороты и притормаживать колеса. Даже если бы она просто бросила газ и удерживала руль в том направлении, куда необходимо было ехать, автомат и ESP справились бы со своей задачей, или по крайней мере снизили последствия. Но в школе то учили руль в сторону и дави на газ. В своей претензии она писала: «Автомобиль меня не слушался, я давила многократно на газ, а скорость не увеличивалась, обороты не повышались, а индикатор передач мигал, а рулила то она куда, конечно в сторону заноса». Уж лучше бы просто тормозила, но в автошколе учили:» Нельзя тормозить в повороте, занесет»!
Без электроники при торможении колеса заблокируются, и машина действительно будет вращаться, не реагируя на вращение руля, но часто это тоже не самое плохое развитие ситуации скорость-то ведь будет падать. Конечно ее действия пошли в разрез с алгоритмом, заложенным в программу работы ESP.
Система постоянно фиксирует маневры, повороты рулевого колеса, при обнаружении отклонений от нормы, когда снижается траектория движения, она посылает сигнал на двигатель, снижая его обороты, а также начинает торможение одним или сразу несколькими колесами. После стабилизации сцепления с дорогой систем способствует моменту противовращения по оси автомобиля, он возвращается в нужную траекторию движения. Эти действия необходимо ожидать и не мешать электронике работать, она все сделает за вас.
Конечно, большой минус, что водитель не ощущает себя полноправным хозяином ситуации, и не имеет возможности повлиять в тех случаях когда ESP уже бессильна, а выручит только мастерство вождения (силовой занос, занос резким торможением, движение по многограннику и прочее). Ключевое слово мастерство! Если не умеете, не тренировались, не проверяли, не отработали доверяйте технике. Но важно понимать, что даже ESP в случае заноса не всесильна и не всегда может преодолеть сильные смещения автомобиля, когда «физика движения» оказывается много выше возможностей работы колодок, дифференциалов и КПП.
Повторюсь, главный минус ESP, это наше неумение им пользоваться. Необходимо изучать техники управления для достижения симбиоза человека и ESP. Когда подготовленный водитель своими действиями помогает системе, а система способна это учитывать в своих действиях.
В опасной ситуации стоит помнить, что электронные помощники действуют лучше большинства водителей. Да-да, человек не может жать на четыре педали тормоза по десять раз в секунду, чтобы заменить системы АБС и ESP, с этим надо просто смириться. Управляемость машины в таких условиях полностью сохраняется действовать рулем можно также эффективно.
Возможно, владелице автомобиля нужно было стараться сохранить траекторию движения и снижать скорость, но вывернув руль и давя на газ она задала себе путь в ближайшую обочину. Современные системы безопасности нацелены на сохранение устойчивости при торможении. И, разумеется, машина уменьшит скорость, так что даже если удержаться на дороге не получится, то последствия будут менее тяжелыми. Выводы делайте сами. Несомненно, для опытных водителей работа рулем и тяга прекрасное средство выправление заноса, но для этого нужен опыт и мастерство. Я не призываю, при малейшем сносе давить по тормозам, но если традиционные способы выхода из аварийных ситуаций не помогают, то на современных автомобилях с АБС и ESP тормозить в повороте и в заносе можно, а иногда и нужно. Не всегда совет инструктора по вождению даст шанс лучше, чем дает технический прогресс.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/avtomarketing/vash-avtomobil-s-esp-razberem-ego-glavnyi-minus-5db76aa532335400af56d834
Что тако ESP и как работает эта система
Современные автомобили оборудованы множеством систем, повышающих безопасность дорожного движения. Одной из таких систем является ESP ( расшифровывается как Electronic Stability Program, электронная система устойчивости ).
Она является дальнейшим развитием антиблокировочной системы (ABS) и предназначена для предотвращения заноса при резком повороте.
Начиная с ноября 2011 года все автомобили, продаваемые в Европе, должны быть оборудованы этой системой.
Эксперты по дорожной безопасности считают её внедрение самым значимым достижением после изобретения ремней безопасности. По их мнению, если бы подобной системой были бы оборудованы все автомобили на дорогах, то это снизило бы число смертельных аварий примерно на треть. Что же это за чудодейственная система и как она помогает удержать автомобиль от заноса?
Принцип работы ESP
Ноу-хау системы ESP — это микроконтроллер, отслеживающий в реальном времени сигналы от датчиков и управляющий торможением колёс и оборотами двигателя в случае, если датчики покажут отклонение от курса, заданного водителем. Один из датчиков сообщает об угле поворота руля, другой — о реальном повороте машины вокруг своей оси. Как только эти два показателя начинают расходиться, контроллер делает вывод о том, что машина вышла из-под контроля водителя и принимает соответствующие меры.
Например, если на заднеприводном автомобиле во время поворота начнется занос ведущей оси, то ESP станет подтормаживать внешнее переднее колесо, одновременно сбрасывая обороты двигателя.
Таким образом создаётся противодействие пробуксовке, и она становится более мягкой и плавной. Это позволяет компенсировать ошибки водителя при резком повороте или попадании на скользкий участок трассы.
Разработка и внедрение ESP
Система ESP была спроектирована в ходе совместной работы Mersedes-Benz и Bosch и закончена в 1995 году. Показать её эффективность удалось только в 1998 году, когда был выпущен первый компактный Mersedes-Benz A-класса. При разработке этого автомобиля инженеры допустили ряд просчётов, в результате автомобиль получился неустойчивым при резких поворотах и провалил независимые тесты, опрокинувшись при выполнении маневра «переставка».
Mersedes-Benz отозвал автомобили и приостановил их продажи. Но терять уже выпущенные машины не хотелось, и инженеры решили попытаться исправить ошибки проектирования, установив систему ESP.
Это сработало — автомобиль стал более устойчивым и перестал опрокидываться. После этого случая система стала стандартным компонентом не только для Mersedes А-класса, но и для S-класса, E-класса и других моделей.
Распространение
Лидером в производстве систем ESP является фирма Bosch, и многие производители предпочитают использовать её системы, вместо того, чтобы разрабатывать свои. К 2010 году системой ESP были оснащены 41% всех легковых автомобилей, выпущенных во всем мире.
Должен знать каждый:
Жми палец вверх
Хочешь получать каждый день ещё больше полезной информации? Подпишись на наш блог: Auto4sell
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/auto4sell/chto-tako-esp-i-kak-rabotaet-eta-sistema-5acaf2a157906afe5de72d0c