Периодичность поверки спидометров автомобилей

Периодичность поверки спидометров автомобилей

ГОСТ Р 8.724-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система обеспечения единства измерений

ПРИБОРЫ ПОКАЗЫВАЮЩИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ И МОТОЦИКЛЕТНЫХ СПИДОМЕТРОВ

State system for ensuring the uniformity of measurements. Reading devices of vehicle and cycle speedometers. Verification procedure

Дата введения 2012-01-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И.Менделеева» (ФГУП «ВНИИМ им. Д.И.Менделеева») Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

2 ВНЕСЕН Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на показывающие приборы автомобильных и мотоциклетных спидометров (далее — ППС), разрабатываемых в соответствии с ГОСТ 1578 и ГОСТ 12936, а также показывающие приборы импортных спидометров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 1578 и ГОСТ 12936, и устанавливает методику их первичной поверки.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.39-99 (Правила ЕЭК ООН N 39) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизма для измерения скорости, включая его установку

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 1578-76 Спидометры автомобильные и мотоциклетные с приводом от гибкого вала. Общие технические условия

ГОСТ 12936-82 Спидометры автомобильные с электроприводом. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Операции и средства поверки

3.1 При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены средства поверки, указанные в таблице 1.

Таблица 1 — Операции и средства поверки

Номер подраз-
дела насто-
ящего стандарта

Основные средства поверки и их метрологические характеристики

Обяза-
тельность проведения поверки при выпуске из производства

Генератор импульсов с характеристиками:

— диапазон частот от 0,01 до 1000 кГц;

— длительность импульсов от 0,1 до 1000 мкс;

— максимальная амплитуда 50 В;

— длительность переднего фронта не более 75 нс;

— длительность заднего фронта не более 120 нс;

— основная погрешность не более ±0,01%

Определение метрологических характеристик

То же, что в 5.2, и электронно-счетный частотомер с характеристиками:

— диапазон частот от 0,01 до 1000 кГц;

— диапазон амплитуды входного напряжения от 0,3 до 100 В;

— основная погрешность измерения не более ±0,001%.

Частотомер должен иметь режим суммирования

Примечание — Допускается применять другие вновь разработанные или находящиеся в применении средства поверки, прошедшие поверку в органах государственной метрологической службы и юридических лиц, аккредитованных на право проведения поверки, удовлетворяющие по точности требованиям настоящего стандарта.

4 Условия поверки и подготовка к ней

4.1 При проведении поверки должны быть соблюдены следующие условия:

— температура окружающей среды (20±5) °С;

— атмосферное давление (100±4) кПа;

— относительная влажность воздуха (65±15)%;

— питание средств поверки от сети переменного тока напряжением (220±22) В, частотой (50±0,5) Гц.

4.2 При проведении поверки ППС должны быть соблюдены требования безопасности по ГОСТ 12.3.019 и ГОСТ 12.2.007.0, а также требования безопасности, изложенные в технических описаниях на средства поверки и другое оборудование, применяемое при поверке.

4.3 Перед проведением поверки выполняют следующие подготовительные работы:

— включают средства поверки и другое необходимое оборудование за 15 мин до начала поверки;

— поверяемые ППС должны быть выдержаны при температуре от 15 °С до 25 °С не менее 24 ч, если они находились в других условиях;

— средства поверки должны быть подготовлены к работе в соответствии с нормативной и технической документацией на них.

5 Проведение поверки

5.1 Внешний осмотр

5.1.1 При внешнем осмотре устанавливают соответствие ППС требованиям ГОСТ 1578 и ГОСТ 12936 в части комплектности, опломбирования, маркировки.

5.1.2 ППС не должны иметь механических повреждений и дефектов защитных покрытий, приводящих к ухудшению технических и метрологических характеристик. Стекла ППС должны быть целыми и чистыми.

5.1.3 Внешний осмотр следует проводить визуально без применения увеличительных приборов с расстояния от 0,6 до 0,9 м.

5.1.4 При проверке отсчетного устройства в прорези шкалы должен быть виден один ряд цифр. Не допускается смещение цифр барабана отсчетного устройства относительно друг друга, за исключением цифр барабана с ценой деления 0,1 км. Для электронных спидометров проверяют отсчетное устройство в виде цифрового табло.

Примечание — При выпуске из производства отсчетные устройства пройденного пути проверяют при снятом корпусе.

5.1.5 При обнаружении отклонений от требований 5.1 ППС к поверке не допускают.

5.2 Опробование

Включают ППС и средства поверки в соответствии с требованиями приложения А. ППС располагают таким образом, чтобы шкала находилась относительно горизонтальной плоскости под углом от 70° до 90° для автомобильных и от 10° до 30° — для мотоциклетных ППС.

ППС должен проработать не менее 1 мин при скорости, близкой к наибольшей.

Стрелка указателя скорости должна плавно трогаться с места. Движение стрелки должно быть равномерным, без рывков и заеданий. После выведения из начального положения стрелка должна возвращаться в это положение. При постоянной частоте сигнала на входе ППС стрелка не должна иметь колебаний, превышающих по всему диапазону измерений ±0,5% верхнего предела измерений.

ППС должен работать тихо, без шумов и стуков.

У электронных ППС проверяют функционирование всех разрядов цифрового табло.

5.3 Определение метрологических характеристик

5.3.1 Проверка основной погрешности

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 41.39 результат измерения скорости, отображаемый на шкале ППС, не должен быть меньше истинной скорости автомобиля. Основная погрешность ППС должна быть положительной. Пределы допускаемой основной погрешности ППС при температуре окружающей среды (20±5) °С указаны в таблице 2.

Таблица 2 — Основная погрешность ППС

Числовые отметки шкалы, км/ч

Пределы допускаемой основной погрешности, км/ч

До 60 (включительно)

где 3600;

— частота электрических импульсов, поступающих на вход ППС, Гц;

— число импульсов на 1 км пройденного пути (берут из паспорта ППС).

Проверку основной погрешности проводят одним из следующих способов.

Рекомендуемый способ

Изменяя задаваемую частоту импульсов, поступающих с выхода генератора, устанавливают стрелку ППС на выбранную отметку шкалы. Частоту импульсов определяют частотомером в момент совпадения осевой линии стрелки ППС с серединой числовой отметки шкалы.

Рассчитывают заданную скорость в соответствии с формулой (1). Полученное значение не должно выходить за допускаемые пределы в соответствии с таблицей 2.

Допустимый способ

Устанавливают частоту импульсов, поступающих на вход ППС, соответствующую значению скорости проверяемой числовой отметки шкалы. Задаваемую частоту импульсов, поступающую с выхода генератора на вход ППС, измеряют частотомером.

Осевая линия стрелки на шкале ППС должна находиться в зоне допускаемых значений скорости в соответствии с таблицей 2.

Если основная погрешность ППС превышает предел допускаемой погрешности, указанной в технической документации, ППС дальнейшей поверке не подлежит.

где — показание контрольного счетчика импульсов;

— число импульсов на 1 км пройденного пути (берут из паспорта ППС).

Примечание — Допускается проводить поверку отсчетного устройства пройденного пути ППС в составе автомобиля, на который ППС установлен. Для этого во время движения автомобиля по асфальтированной прямой дороге на скорости движения, равной 60 км/ч, следует зафиксировать секундомером время изменения показаний отсчетного устройства, соответствующее 2 км пробега автомобиля.

Зафиксированное время должно быть равно (120±6) с.

5.3.3 Проверка вариации показаний ППС

Проверку вариации показаний ППС проводят на числовой отметке шкалы 100 км/ч. Стрелку ППС путем плавного увеличения частоты входного сигнала доводят до числовой отметки шкалы 100 км/ч и с помощью частотомера определяют действительное значение скорости. Затем, увеличивая частоту входного сигнала, доводят стрелку ППС до числовой отметки, соответствующей наибольшему значению диапазона. После чего, плавно уменьшая частоту входного сигнала, доводят стрелку ППС до исходной числовой отметки шкалы 100 км/ч и также определяют действительное значение скорости.

Полученная разность результатов измерений не должна превышать половины допускаемого значения погрешности как для механических, так и для электронных ППС.

6 Оформление результатов поверки

6.1 Положительные результаты первичной поверки оформляют оттиском поверительного клейма на задней крышке ППС или (при невозможности) навешивают пломбу с оттиском поверительного клейма и делают отметку о его пригодности в паспорте или выдают свидетельство о поверке установленной формы в соответствии с требованиями [1]. Форма протокола поверки приведена в приложении Б.

6.2 Если ППС по результатам поверки признают непригодным к применению, его запрещают к применению и выписывают извещение о непригодности.

Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200084213

Спидометры и законодательная метрология в Республике Беларусь

В данной статье приведен ответ сотрудников БелГИМ на вопрос по поводу применения спидометров в сфере законодательной метрологии. С оригиналом вы можете ознакомиться перейдя по этой ссылке .

1. На балансе организации числится легковой автомобиль, используемый для поездок в командировки, доставки корреспонденции и т.п. Необходимо ли проводить проверку исправности спидометра?

2. Необходима ли проверка спидометров автомобилей, взятых в аренду без экипажа у сотрудников организации?

Ответ сотрудников БелГИМ:

При обсуждении вопроса необходимости метрологического контроля спидометров транспортных средств БелГИМ исходит из того, что спидометр позиционируется как 1) средство обеспечения безопасности движения и 2) средство учета пройденного пути.

Спидометр действительно является средством измерений, контролирующим безопасный режим движения транспортного средства. Тем не менее, отношение государственного технического осмотра ставит под сомнение данный постулат. На станциях ГТО работоспособность спидометра не проверяется, хотя проверка работоспособности спидометра предписана правилами ПДД.

Вторым не менее сомнительным аргументом выступает тезис о том, что поверенный спидометр юридических лиц (общественный транспорт) обеспечивает безопасность в транспортном потоке. Учитывая то, что спидометры 95% физических лиц не только не поверены, но и (см. выше) даже не проверены на работоспособность, то о какой безопасности транспортного потока можно говорить?

С точки зрения метрологии спидометр является индикатором мгновенной скорости движения транспортного средства и не имея функций фиксации промежуточных значений скорости, не может быть использован в целях законодательной метрологии ст.16 закона «Об обеспечении единства измерений», 2014. Поверенный спидометр не может выступать в качестве средства измерений, показания которого могут стать основанием для оспаривания показаний измерителей скорости транспортных средств, в т.ч. автоматических. Такой подход ставит под сомнение работу инспекторов ГАИ и результаты метрологического контроля автоматических радаров, что грозит не только подрывом доверия к данным работам, но и увеличением числа исковых заявлений от автовладельцев.

Невозможность использования современных спидометров для целей законодательной метрологии обусловлена тем, что отсутствует надежная защита электронной шины спидометров (в т.ч. совмещенных с одометрами), от постороннего вмешательства. Изготовителями просто не предусматривается возможность шифрования данных спидометра или защита суммарного счетчика пройденного пути исходя из того, что это значительно усложнит конструкцию спидометра из-за внедрения дополнительного программного обеспечения. Даже если такая возможность появляется, то по функциональному назначению спидометр попадает под аналогичные требования, предъявляемые к таксометрам или тахографам с защищенными каналами связи и фискальными функциями.

Также невозможно защитить результаты поверки спидометра, поскольку в большинстве случаев придется пломбировать коробку предохранителей, в которой, как правило, расположены разъемы бортового компьютера, позволяющего изменять параметры электрооборудования автомобиля.

С учетом вышесказанного, установки для проверки спидометров в обязательном порядке должны быть установлены на станциях Гостехосмотра. Ни о какой поверке большинства электронных спидометров говорить не приходится по двум причинам:

1) Более 99% спидометров на всем транспорте не имеет утверждения типа, что согласно закону «Об обеспечении единства измерений», не позволяет провести их поверку. Любые попытки «затянуть» такие спидометры на поверку являются профанацией смысла государственной поверки, ставящей под сомнение надлежащее исполнение государственной функции;

2) Поверка выполняется во всем диапазоне измерений, что не представляется возможным как на стендах (разгон колесной пары до 120 км/ч, вызывает большие опасения по технике безопасности), так и на выделенных дорожных участках (длина участка разгона и стабильной скорости, а также соблюдение правил ПДД). Разумеется, речь не идет о предельных скоростях 160 км/ч и более, что не позволит юридически рассматривать результат спидометра при превышении скорости на участках дорог с ограничением 120 км/ч;

3) Имеющиеся стенды не обеспечивают поверку спидометров на полноприводных моделях транспорта (с не отключаемым дифференциалом);

4) Смена колесной пары влияет на результат показаний одометра.

1) Спидометры не являются объектом законодательной метрологии;

2) Вопрос безопасности движения с использованием спидометра должен закрываться на станциях государственного технического осмотра;

3) Поверка спидометров неутвержденных типов невозможна;

4) Защитить результаты поверки подавляющего большинства спидометров невозможно;

5) Одометры, входящие в состав спидометров неутвержденных типов, могут быть использованы для внутрихозяйственного учета топлива после их калибровки на эталонном участке дороги с периодичностью, привязанной к срокам списания топлива в соответствии с применимыми правовыми актами;

6) Калибровка одометров в составе спидометров неутвержденных типов для целей внутрихозяйственного учета может выполняться на стендах, уже приобретенных ЦСМС.

Источник статьи: http://resurscontrol.com/blog/spidometry-i-zakonodatelnaya-metrologiya/

Читайте также:  Самостоятельная покраска крыла автомобиля
Оцените статью