Поделки своими руками для автолюбителей
Три источника питания для автомобиля с 24 на 12 вольт.
Напряжение бортовой сети большинства грузовых автомобилей 24 В; таково и номинальное напряжение аккумуляторных батарей. А большинство выпускаемых приборов-помощников, предназначенных для применения в автомобилях
(электрические кофеварки, нагреватели, телевизоры, магнитолы, СD-проигрыватели и др.), рассчитаны на напряжение питания 12 В ±20%. Для их питания используют преобразователи 24–12 В. Случается, что фирменные преобразователи напряжения не выдерживают перегрузки (особенно если в качестве потребителей используются одновременно несколько устройств).
Замена стабилизатора (как и ремонт руками квалифицированного профессионала) стоит ощутимых денег. И когда мне приходилось ремонтировать блоки преобразователей 24–12 В, устраняя одну и ту же неисправность, я установил в «фирменный» корпус небольшую схему, которая с тех пор работает безотказно.
На рис. 2.8 показана электрическая схема простого преобразователя-стабилизатора постоянного напряжения 24–12 В на микросхеме КР1180ЕН12В.
Рис. 2.8. Электрическая схема преобразователя напряжения на микросхеме КР1180ЕН12В
Микросхема КР1180ЕН12В представляет собой стабилизатор напряжения с фиксированным положительным выходным напряжением 12 В, имеет защиту от короткого замыкания и температурного перегрева. Микросхема D1 выдает фиксированное напряжение на выходе +12 В с максимально допустимым током нагрузки 2,2 А.
Особенность микросхемы КР1180ЕН12В в сравнении с близкими аналогами (по электрическим характеристикам) такова: максимальная рассеиваемая мощность Ptot (max) 15 Вт, а максимально допустимое входное напряжение 35 В. Реализованная в корпусе типа КТ-28-2, микросхема-стабилизатор имеет и большой запас по максимальной температурной устойчивости – темпеpатуpе пеpехода Тпер Рис. 2.9. Электрическая схема стабилизатора напряжения в бортовой сети 12 В
Микросхему также необходимо установить на радиатор. КРЕН8Б в соответствии с электрическими характеристиками обеспечивает максимальный ток нагрузки в 1,5 А и имеет защиту от короткого замыкания на выходе. Однако в данной схеме она работает совместно с усилителем тока на КТ819БМ, поэтому максимальный ток нагрузки существенно выше того, что могла бы дать одна лишь микросхема.
Автовладельцам на практике хорошо известно, как важно обеспечить работу CD-проигрывателя без помех; и в этом помогает устройство, схема которого представлена на рис. 2.9. Помехи, воздействующие на находящихся в автомашине людей, можно условно разделить на две категории:
• помехи по питанию (НЧ-помехи);
• помехи по ВЧ (высокой частоте).
Помехи по ВЧ можно устранить применением качественной антенны и (или) применением тюнера с избирательным высокочастотным трактом. Помехи «по питанию» на моей практике устраняются применением низкочастотных фильтров и рекомендуемого на рис. 2.9 стабилизатора, специально разработанного и практически опробованного для этих целей.
Результаты применения этого электронного устройства таковы, что показанный на электрической схеме стабилизатор задерживает помехи по НЧ, создаваемые работой двигателя автомобиля во всех его режимах, а также дополнительным электрооборудованием. Штатный вентилятор печки и (или) дополнительный вентилятор для охлаждения салона, питающийся от разъема прикуривателя, до применения этой схемы создавали заметные помехи по низкой частоте (фон), воспринимаемые через акустическую систему CD-проигрывателя. Устройство локализует помехи от кондиционера салона и (или) вентилятора охлаждения радиатора автомобиля.
О деталях и монтаже Конденсаторы С1–С4, подключенные параллельно диодам выпрямительного моста, и конденсатор С3 на выходе устройства отсекают «фоновые» помехи при работе мощных потребителей в бортовой сети. Конденсаторы С2, С4 фильтруют питание, исключая всплески и кратковременные падения напряжения.
Транзистор VT1 управляется микросхемой-стабилизатором КР142ЕН8Б (усиливает ток) и обеспечивает выходное стабилизированное напряжение 12 В ± 5%. Транзистор VT1 необходимо установить на теплоотвод и заменить на КТ815, К817А–К817В. В таком варианте выходной ток несколько сократится. Транзистор VT1, «раскаченный» микросхемой-стабилизатором, способен выдавать ток в несколько ампер (на практике устройство испытано с нагрузкой с током 3,3 А).
Это следует учитывать при выборе режимов работы стабилизатора. Устройство прошло испытание в качестве адаптера по питанию CD-проигрывателей фирм Panasonic и Kenwood. Как базовую схему адаптер можно использовать в широком спектре других задач, стоящих перед радиолюбителем. Устройство может быть использовано для подзарядки аккумуляторных батарей портативной электронной и бытовой техники, в том числе мобильных телефонов.
Отличительные особенности предложенной схемы (рис. 2.9) – также в том, что при подаче «повышенного» постоянного напряжения питания на вход микросхема D1 способна выдавать стабилизированное регулируемое выходное напряжение 12 В. На рис. 2.10 представлен вариант электрической схемы с использованием микросхемы-стабилизатора КР142ЕН12А, позволяющий в широких пределах регулировать выходное напряжение.
Эта схема испытана в регулируемом стабилизаторе, источник питания которого – все та же аккумуляторная батарея с номинальным напряжением 24 В, взятая от грузового автомобиля Volvo FL6. Иллюстрированное на рис. 2.10 включение микросхемы КР142ЕН12А позволяет получить на выходе стабилизированное напряжение в диапазоне 1,2–21 В. Микросхему необходимо установить на теплоотвод. Устройство имеет защиту от короткого замыкания на выходе.
Его можно применять не только в автомобиле, но и в других радиолюбительских конструкциях. Так, при подаче постоянного напряжения на вход в пределах 36…40 В устройство способно выдавать стабилизированное выходное напряжение от 1,2 В до 37 В соответственно при токе нагрузки до 1 А. Когда потребуется установить на стабилизаторе фиксированное выходное напряжение, к примеру 12 В, регулировкой переменного резистора сопротивлением 5,6 кОм добиваются требуемого выходного напряжения, затем сопротивление резистора (выпаяв один вывод) измеряют омметром, и переменный резистор заменяют постоянным.
После ознакомления с этим разделом любой водитель, имеющий даже небольшие практические познания в электронике (но умеющий применять паяльник по назначению), может самостоятельно собрать схему преобразователя и снять для себя проблему надежности и ремонта этого электронного блока.
Автор; А.КАШКАРОВ, г.С.-Петербург.
Источник статьи: http://xn--100—j4dau4ec0ao.xn--p1ai/tri-istochnika-pitaniya-dlya-avtomobilya/
СиБи авторации с питанием 24 Вольта
29 Сентября 2019
Водители грузовиков или дальнобойщики уже давно и плотно используют как средство связи радиостанции. Грузовые автомобили в большинстве случаев оснащены 2 аккумуляторами, а это значит что напряжение питания в машине 24 вольта. Автомобильные радиостанции в большинстве своем имеют требование к питанию на 12 вольт. Но есть и такие которые работаю в режиме 12/24 вольта.
Optim-Pilgrim — самая маленькая из представленных моделей. Отличительными особенностями рации является наличие автоматического спектрального и регулируемого порогового шумоподавителей, незаменимых, при эксплуатации в городе и на открытой местности. Клавиша быстрой смены частотных стандартов «Россия-Европа». Клавиша быстрого перехода в 15 канал сетки D в режиме АМ. Возможность блокировки клавиатуры. Режим сканирования. Защита от подключения к источнику обратной полярности.
Так же особенностью Optim-Pilgrim являются крупные элементы управления оснащенные подсветкой. Регуляторы, кнопки переключения каналов и включения функций выполнены в большом размере и расположены на оптимальном расстоянии, что позволяет пользоваться радиостанцией не задевая лишние элементы управления.
Yosan Evolution — выполнен в виде моноблока с классическим дизайном с использованием тумблеров, индикатора канала на светодиодах и S-метра. Ручки удобны в использовании, а тумблеры прекрасно справляются с назначенными функциями. Гарнитура Yosan Evolution также обладает подсветкой, а так же удобно расположенными кнопками переключения каналов и выделенной кнопкой включения режима сканирования, которая так же выполняет функцию кнопки включения автоматического шумоподавителя.
«Начинка» радиостанции также создавалась с учетом удобства и легкости эксплуатации — присутствует поперечина для дополнительных плат расширения вроде эха и Roger Beep, а также гнезда для подключения модулей. В питании использованы мощные электролиты, а ГУН хорошо экранирован, что помогает добиться отличной помехозащищенности.
Optim-Voyager — обладает богатым функционалом, в сочетании с уникальным современным пользовательским интерфейсом с цветным LCD-дисплеем. Обладает нестандартными габаритами. Корпус радиостанции выполнен из литого алюминия и служит хорошим радиатором. Функциональность — это самая сильная сторона Optim Voyager! Здесь есть почти все, о чем может мечтать любитель радио решивший освоить Си-Би диапазон. Любителей что-нибудь настраивать и поклонников большого количества функций этот аппарат точно не разочарует.
Одной из Важнейших особенностей этой радиостанции является наличии встроенного, калибруемого КСВ-метра который отображается на дисплее во время передачи под S-метром и позволяет оперативно следить за состоянием Вашей антенны! Если значение КСВ зашкаливает, то станция оповещает Вас об этом писком, надписью SWR HI и отключит передачу, дабы не спалить выходной каскад.
Yosan Excalibur — радиостанция с размером 1DIN, или грубо говоря размером как у магнитолы. В отличии от Yosan Evolution, динамик тут находится на лицевой панели радиостанции. Подсветка ЖК экрана может быть в двух цветовых режимах (по выбору — янтарный или зелёный цвет подсветки). Легкую регулировку чувствительности радиоприёмника можно настроить самостоятельно.
В радиостанции реализована возможность работы в двух стандартных сетках частот: Российская (675 каналов, включая «дырки») и Европейская (675 каналов, включая «дырки»).
Optim Truck — изготовлена в габаритах стандарта 1DIN, благодаря чему ее можно установить в стандартное гнездо для магнитолы без переходников. Динамик расположенный на передней панели, выдает громкий и качественный звук; для защиты от помех используется автоматический шумоподавитель с ручной регулировкой. Чувствительность приемника также можно настраивать вручную. Если же рация принимает сильный сигнал, то срабатывает автоматическое снижение чувствительности приемника.
Радиостанция поддерживает 4 энергонезависимых канала памяти; переход на экстренный 15-й канал осуществляется нажатием всего одной кнопки. Предусмотрен режим прямого ввода частоты (VFO). Все необходимые настройки доступны из полнофункционального меню станции. В комплекте с рацией поставляется тангента с разъемом RJ-45.
Использование на грузовых автомобилях радиостанции с напряжением 12/24 вольта позволит исключить помехи вызванные неисправностью цепей питания автомобиля.
Следите за новостями в наших группах:
Источник статьи: http://www.radiosila.ru/lastnews/1620—24-.html
Прикуриваем 12В-24В, 24В-12В
Доброго времени суток, читатель!
Думаю многие знают, что автомобили с двигателем внутреннего сгорания имеют два основных напряжения питания бортовой сети, это легковые автомобили с напряжением бортовой сети 12В и грузовые автомобили(автобусы) с напряжением бортовой сети 24В.
В одной из прошлых статей я подробно рассказывал как правильно прикуривать автомобиль с таким же напряжением бортовой сети как у автомобиля нуждающегося и автомобиля донора.
Повторяться про базовые знания и технику безопасности я не буду, надеюсь Вы это знаете. Остановимся на ньюансах подключения проводов и самом процессе прикуривания.
Вариант первый — прикуриваем автомобиль с напряжением бортовой сети 24В от автомобиля с напряжением бортовой сети 12В
Почему то некоторые убеждены, что делать этого нельзя или это не получится. По своему опыту скажу, это возможно и вполне себе реально, просто это вопрос времени.
По сути, процесс не отличается от прикуривания легковушкой легковушки, нам так же для нуждающегося нужен автомобиль донор с исправным аккумулятором, генератором и нужны провода для прикуривания (тут я рассказывал как их выбрать).
Подробный процесс прикуривания «равных» автомобилей описан мной здесь .
Отличительной особенностью прикуривания легковушкой грузовика является то что мы не запускаем двигатель грузовика, а какое то время заряжаем его аккумуляторы, сначала один, а затем второй. Если АКБ не совсем севшие то, как правило, достаточно позаряжать каждую АКБ в течении 15-20мин.
Уточнение: в грузовиках две АКБ по 12В подключенные последовательно, т.е. мы проводами подключаемся только на одну АКБ грузовика. На схеме это точки 1 и 2 или 2 и3 . Подключаясь для подзарядки левой, по схеме, АКБ, мы подключаем плюсовой провод в точку 1, минусовой в точку 2. Подключаясь для подзарядки правой, по схеме, АКБ, мы подключаем плюсовой провод в точку 2, минусовой в точку 3.
Конечно Вы можете, на свой страх и риск, подзарядив минут 10-20 одну АКБ подключить провода к другой и попробовать завести грузовой автомобиль, но я Вам не рекомендую этого делать.
Вариант второй — прикуриваем автомобиль с напряжением бортовой сети 24В от автомобиля с напряжением бортовой сети 12В
Здесь всё гораздо проще. Прикуриваемся подключив провода к одной из АКБ автомобиля с сетью 24В. Например, подключаем провода в точки 1 и 2, плюсовой провод в точку 1, а минусовой в точку 2. Затем просто заводим автомобиль с сетью 12В.
В данном случае, подзарядка не понадобится, АКБ грузовых автомобилей имеют больший пусковой ток и, при наличии качественных проводов для прикуривания , Ваш легковой автомобиль сразу запустится (если проблема была в разряженной АКБ)
Большая просьба! Не закорачивайте провода, не путайте полярность подключения и соблюдайте технику безопасности!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5f75e34d3f50a7766189a2e0/prikurivaem-12v24v-24v12v-5f7d74b77a731030318c6835