Питание компьютера от бортовой сети автомобиля, переделка ATX блока питания
В статье представлена методика переделки стандартного компьютерного БП АТХ для питания его от источника напряжения 9. 16 В(бортовая сеть автомобиля), при переделке можно использовать любой, даже низкокачественный БП АТХ (т.к. все равно все критичные элементы будут заменены или выброшены за ненадобностью) мощностью 250 Вт и выше.
Максимальная нагрузка полученного блока питания — 150. 200 Вт (в зависимости от типа применяемых транзисторов и мощности переделываемого БП).
Принципиальная схема
На рис. 1 приведена схема электрическая принципиальная типового блока питания АТХ.
Рис. 1. Схема электрическая принципиальная типового блока питания АТХ.
На рис. 2 приведен первый вариант переделки БП АТХ. С1. C3 — на напряжение не меньше 16 В. VT1 и VT3 — мощные p-MOSFET транзисторы. На напряжение не меньше 35 В.
Максимальный ток — не менее 30 A (IRF4905, IRF5210). Транзисторы обязательно следует установить на радиатор через изолирующую прокладку (например, слюду).
Рис. 2. Вариант переделки БП АТХ для питания от автомобильной бортовой сети напряжением 12В.
VT2 и VT4 — любые п-р-п транзисторы (КТ315, КТ3102). R1 и R3 — мощностью 0,125 Вт. R2 и R4 — мощностью не менее 0,5 Вт. VD1 и VD2 — любые, на ток не менее 2 А. Фильтрующий дроссель L1 содержит 7. 10 витков сложенного вдвое провода диаметром 0,7 мм, намотанного на небольшом ферритовом стержне.
Подключение: вывод +12 В (рис. 2) к бортовой сети автомобиля (9. 16 В), через предохранитель 20. 25 А. Из БП предварительно выпаиваются высоковольтные транзисторы VТ*, VТ** и конденсатор С* (поз. 2 рис. 1) и закорачиваются точки поз. 6 и поз. 7 (рис. 1).
Точку поз. 8 соединяют с землей. Выводы схемы (рис. 2) подключаются к соответствующим точкам рис. 1. Вывод от VD2 подключается к 12-му выводу ИМС TL494 (питание ИМС ШИМ контроллера).
Вывод от VD1 подключается к входу линейного стабилизатора +5 В (первый вывод ИМС 7805, питание стабилизатора дежурного режима). Иногда необходима замена силовых диодных сборок в БП на более высоковольтные.
Диод по цепи +5 В должен выдерживать не менее 35 В, а по цепи + 12 В — не менее 75 В обратного напряжения. Нередко встречаются БП, у которых по шине +5 В не стоит “кренка” (7805), тогда диод VD1 можно исключить, но необходимо дополнительно, на радиатор поставить “кренку” (7805), ее вход подключить к входу +12 В, а выход — к +5 В SB (дежурное питание).
Схема не нуждается в настройке.
ВНИМАНИЕ! В доработанном БП на силовом трансформаторе присутствует высокое напряжение!
Основные правила работы с импульсными блоками питания.
- Без нагрузки лучше не включать (может выйти из строя).
- Все соединительные провода делать как можно короче.
- При первом (пробном) запуске — запитать через предохранитель номиналом 3. 4 А, а в качестве нагрузки по цепи 12В использовать, например, 2 параллельно соединенных резистора по 100 Ом мощностью 2 Вт и более. Для старта БП необходимо замкнуть два провода: зеленый с черным (корпус).
В первом варианте схемы (см. рис. 2) наблюдался небольшой завал фронтов и, как следствие, не самый большой КПД. На рис. 3 представлена двупо-лупериодная схема управления силовыми транзисторами.
Рис. 3. Двупо-лупериодная схема управления силовыми транзисторами.
В качестве диодов VD1 и VD2 желательно использовать диоды Шоттки. Следует иметь ввиду, что схемотехника блоков питания АТХ различна (использование ШИМ контроллеров других типов) и, как следствие, методика переделки может слегка отличаться от приведенной.
Источник статьи: http://radiostorage.net/4741-pitanie-kompyutera-ot-bortovoj-seti-avtomobilya.html
Питание компьютера от бортовой сети автомобиля.
Питание компьютера от бортовой сети автомобиля (9в – 16в).
Здесь представлена методика переделки стандартного компьютерного БП ATX для питания его от +9в до +16в (бортовая сеть автомобиля). Можно использовать любой, даже низкокачественый БП ATX (всёравно, все критичные элементы будут заменены или выброшены) мощностью 250Вт и выше.
Максимальная нагрузка – 150-200Вт (в зависимости от типа применяемых транзисторов и мощности переделываемого БП).
С1- С3 – на напряжение не меньше 16в.
Q1 и Q3 – мощные p-mosfet транзисторы. На напряжение не меньше 35в. Максимальный ток – не менее 30А (IRF4905, IRF5210). Обязательно на радиатор через изолирующ.
Здесь представлена методика переделки стандартного компьютерного БП ATX для питания его от +9в до +16в (бортовая сеть автомобиля). Можно использовать любой, даже низкокачественый БП ATX (всёравно, все критичные элементы будут заменены или выброшены) мощностью 250Вт и выше.
Максимальная нагрузка – 150-200Вт (в зависимости от типа применяемых транзисторов и мощности переделываемого БП).
С1- С3 – на напряжение не меньше 16в.
Q1 и Q3 – мощные p-mosfet транзисторы. На напряжение не меньше 35в. Максимальный ток – не менее 30А (IRF4905, IRF5210). Обязательно на радиатор через изолирующую прокладку (например, слюду).
Q2 и Q4 – любые n-p-n (транзисторы (кт315, кт3102).
R1 и R3 – на 0.125 Вт
R2 и R4 – не менее 0.5 Вт.
D1 и D2 – любые, на ток не менее 2А
Фильтрующий дроссель – 7-10вит. сложенного в двое провода диаметром 0.7мм на кольце диам. от 15мм.
Подключение: точка +12 – к бортовой сети автомобиля (9В -16В), через предохранитель 20-25А.
Из БП предварительно выпаиваются высоковольтные транзисторы и конденсатор и закорачиваются точки A и B (см. на рис. участка схемы БП).
Выводы схемы подключаются к соотв. точкам рисунка участка схемы БП.
Вывод от D1 подключается на 12й вывод мс. TL494 (питание мс. ШИМ контроллера).
Вывод от D2 – на вход линейного стабилизатора +5vs (первый вывод мс. 7805) (питание стаб. дежурного режима).
Иногда необходима замена силовых диодных сборок в БП на более высоковольтные. Диод по +5 должен выдерживать не менее 35В, а по +12 не менее 75В обратного напряжения.
Нередко встречаются БП, у которых по шине 5vs не стоит кренка (7805), тогда D2 можно исключить, но необходимо дополнительно, на радиатор поставить кренку (7805), её вход — на вход +12, выход — на +5vs от БП.
Схема не нуждается в настройке.
Внимание! В доработанном БП на силовом трансформаторе высокое напряжение!
Основные правила работы с импульсниками:
1. Без нагрузки лучше не включать (может погореть).
2. все провода как можно короче делать.
3. при первом (пробном) запуске — питать через предохратиль гденить 3-4А, в качестве нагрузки, по 12В можно 2 параллельно резистора по 100 Om по 2Вт или больше на корпус повесить. И для старта БП — замкнуть зелёный на корпус (черный).
Вся схема БП ATX:
(кликните по картинке для увеличения)
Плата БП. рис2
Замечание: cхема не эксплуатировалась в реальных условиях.
PS.
В первом варианте схемы наблюдался небольшой завал фронтов, и как следствие, не самый большой КПД. Здесь предствлена двуполупериодная схема управления силовыми транзисторами.
Источник статьи: http://overclockers.ru/blog/Alexx/show/1900/Pitanie_kompjutera_ot_bortovoj_seti_avtomobilya
Как выбрать бортовой компьютер в автомобиль
Что такое бортовой компьютер и зачем он нужен?
Прошли времена, когда фраза «автомобильная электроника» вызывала только смешок и снисходительную поправку: «не электроника, а электрика». Даже самые простые автомобили сегодня оснащены контроллерами, следящими за множеством параметров. Вот только многие из этих контроллеров (особенно в бюджетных комплектациях) не спешат делиться с водителем получаемой информацией. Сломался датчик расхода воздуха? Забился катализатор? Пробило свечу зажигания? Контроллер «знает», что случилось, но во всех этих случаях, он сигнализирует о неисправности одним и тем же индикатором «check engine». Езжай, дорогой водитель, на СТО, плати денежку за диагностику.
Бортовой компьютер – как раз то устройство, которое способно вытащить из контроллера все его секреты. И его возможности не исчерпываются одной только диагностикой неисправностей. Он может:
1. Отображать на экране параметры поездки (средний расход на 100 км, мгновенный расход топлива, максимальный пробег на остатке топлива в баке, объем топлива в баке, пройденное расстояние, время движения и многое другое). Часто эту информацию отображает и штатный компьютер авто, но и в этом случае бортовой компьютер не будет лишним, так как он способен не только отображать, но и анализировать параметры поездки. Это позволяет:
— давать информацию о качестве топлива;
— экономить топливо, сообщая водителю о неэкономичных режимах движения;
— прогнозировать расход топлива на поездку, время прибытия и сообщать об отклонениях от графика движения;
— отделять параметры поездки в пробках от параметров поездки на трассе;
— сообщать о приближающемся ТО.
2. Отображать на экране состояние агрегатов автомобиля:
— температуры двигателя, АКПП, впускного и выпускного коллекторов, катализатора турбины, выхлопных газов и пр.;
— обороты двигателя, нагрузку на двигатель, текущий и максимальный крутящий момент;
— состояние топливного, сажевого и масляных фильтров;
3. Контролировать работу агрегатов автомобиля и оповещать водителя о неисправности сразу при её возникновении. Бортовой компьютер способен определять такие неисправности, которые сам контроллер еще не заметил («check engine» не горит):
— падение напряжения бортовой сети, что может сигнализировать о скорой поломке генератора;
— падение давления топлива: забился топливный фильтр или проблемы с топливным насосом;
— падение давления наддува: износ турбокомпрессора;
— и многое другое.
4. Управлять контроллером:
— смена режимов впрыска: эконом/спорт
— смена режимов газ/бензин для машин с установленным ГБО
— принудительное включение вентилятора охлаждения двигателя
Пожалуй, бортовой компьютер не является устройством первой необходимости. Но он может довольно быстро окупиться только за счет экономии топлива, а за счет вовремя выявленной проблемы и предотвращенной поломки сэкономленные средства могут превысить стоимость БК в разы. Тем более что цена на бортовые компьютеры во многом зависит от их возможностей, и, отсеяв ненужные вам функции, можно подобрать модель по весьма демократичной цене.
Характеристики бортовых компьютеров.
Наличие контроля электронного блока управления (ЭБУ) – очень важный параметр. Эта функция позволяет производить считывание кодов ошибок (когда загорается «check engine») и их сброс. Не каждый бортовой компьютер способен правильно интерпретировать считанный код и выдать текстовое описание неисправности. Большинство дешевых моделей выдадут лишь цифровой код ошибки, а что он означает, надо будет выяснить по сервисному руководству автомобиля.
Разрядность процессора. Для простых компьютеров, основное назначение которых – вывод параметров поездки и кодов неисправностей, 16-разрядного процессора будет вполне достаточно. Если же от компьютера требуется вести постоянный контроль за множеством быстро меняющихся параметров, наличие в нем 32-разрядного процессора обеспечит требуемые скорость и точность работы.
Контроль датчиков неисправностей. Наличие этой опции позволяет бортовому компьютеру считывать и выводить на экран не только базовые параметры (такие как скорость, расход топлива, обороты и температура двигателя) но и состояние каждого датчика электросистемы автомобиля. Это расширяет возможности диагностики и позволяет локализовать проблему еще до поломки той или иной детали.
Отслеживание оборотов позволяет выводить на экран текущие обороты двигателя. При отсутствии тахометра на приборной доске эта функция может оказаться совсем нелишней. Только убедитесь, что предел измеряемых оборотов позволяет установить выбранный БК а ваш автомобиль.
Функция контроля охранной сигнализации позволяет контролировать работу элементов сигнализации и диагностировать их неисправности. Задействование функции возможно только со штатными охранными системами, поддерживаемыми бортовым компьютером.
Функция голосового помощника подразумевает наличие речевого синтезатора, сообщающего голосом о нештатных ситуациях и ошибках. Достаточно полезная функция при правильной настройке – позволяет быстро среагировать на нештатную ситуацию. При выборе модели с такой опцией, убедитесь, что у БК есть возможность выбора – какие ситуации озвучивать, какие нет, и настройте компьютер на голосовое оповещение только в серьезных ситуациях.
Контроль работы двигателя подразумевает наличие алгоритмов, ведущих наблюдение за параметрами работы двигателя и производящих его диагностику в режиме реального времени. При выходе параметров за допустимые пределы выводится соответствующее сообщение. «Продвинутые» модели могут сразу сообщить и возможные причины неисправности.
Функция контроля кондиционера позволяет возложить на бортовой компьютер функции климат-контроля, т.е. поддержания в салоне заданной температуры. Необходимо наличие датчика температуры, в противном случае, для задействования функции его придется приобрести у производителя БК.
Контроль парктроника позволяет подключить к бортовому компьютеру датчики парковки, возложив на БК функции парктроника. Датчики парковки приобретаются отдельно у производителя БК.
Контроль объема и расходов топлива с отслеживанием пробега позволяют бортовому компьютеру контролировать и выводить на экран остаток топлива в баке, значения среднего и мгновенного расходов; вычислять оставшийся запас хода.
Контроль качества топлива позволяет по изменению расхода топлива или иных параметров работы двигателя судить о качестве используемого топлива. Крайне полезная функция, позволяющая увеличить ресурс работы двигателя.
Контроль работы с АКБ позволяет мониторить напряжение бортовой сети, оценивать остаток заряда батареи, её емкость и предупреждать при возникновении проблем с АКБ или генератором.
Маршрутный компьютер с функцией таксометра будет полезен тем, кто использует свой автомобиль в качестве такси. При наличии такой функции БК может вести подсчет пробега с заданной точки с умножением на заданную стоимость километра и выводить на экран текущую стоимость поездки. В некоторых моделях БК в этом режиме также возможно определение простоя и увеличение стоимости поездки на соответствующую сумму по тарифу простоя.
Функция эконометра позволяет отслеживать расход топлива в соответствии с заданным расстоянием. БК сообщит, сможет ли авто преодолеть указанную дистанцию на оставшемся топливе и будет предупреждать о нарушении графика поездки. Такая функция позволяет выбрать самый экономичный режим.
Тип экрана имеет самое непосредственное отношение к количеству и качеству выводимой информации. Жидкокристаллический (ЖК) или светодиодный (LED) экраны, рассчитанные на небольшое количество символов, ставятся на недорогие модели. Восприятие информации с такого экрана может вызвать некоторое затруднение.
Более дорогие модели оснащены жидкокристаллическими дисплеями TFT, позволяющими выводить как текст, так и изображения. Вне зависимости от типа дисплея, нелишним будет проверить, что компьютер обладает функцией мультидисплея, т.е., способностью выводить на экран одновременно несколько параметров.
Определившись с необходимыми функциями и выбрав конкретную модель бортового компьютера, перед покупкой следует обязательно убедиться, что эта модель БК совместим с ЭБУ вашей машины и поддерживает используемые в вашей машине протоколы обмена ЭБУ с датчиками. Как правило, в документации на любой бортовой компьютер есть список поддерживаемых автомобилей и типов контроллеров.
Если этого не сделать, многие функции могут оказаться недоступны, а в худшем случае работа этого БК на вашем автомобиле будет вообще невозможна.
Варианты выбора.
Если у вашей машины нет штатного бортового компьютера, а вам хотелось бы иметь простейший БК с возможностью считывания кодов ошибки с ЭБУ и наблюдения за пробегом и расходом топлива, выбирайте среди недорогих моделей с указанными функциями. Такой компьютер можно купить от 1700 рублей.
Если вы хотите сэкономить на парктронике и климат-контроле, выбирайте БК с перечисленными функциями. Такой БК «все в одном» обойдется вам от 5000 до 9000 рублей.
Если вы хотите получить максимум контроля за работой систем автомобиля, выбирайте модели с наличием всех контрольных функций. Такие обойдутся вам в 2500-9000 рублей в зависимости от исполнения и наличия дополнительных функций.
Если вам важно удобство получения информации, выбирайте модель с большим, хорошо читаемым экраном и голосовым помощником. За такой БК придется выложить от 6000 до 9000 рублей.
Источник статьи: http://club.dns-shop.ru/blog/t-272-drugie-avtotovaryi/16422-kak-vyibrat-bortovoi-komputer-v-avtomobil/