Расчет нормативного коэффициента выпуска автомобилей линию
Коэффициент выпуска автомобилей на линию зависит как от технического состояния автобуса, находящегося на маршруте (автобус исправен), так и от организационных условий.
Обеспечение одного и того же уровня коэффициента выпуска для каждой инвентарной единицы подвижного состава (автобуса) невозможно, поэтому для расчета годового нормативного количества автомобиле-дней в эксплуатации используется усредненный норматив.
Наибольшее влияние на коэффициент выпуска оказывает техническая готовность (исправность) подвижного состава.
Автобус представляет собой механическую систему, работающую в условиях динамических нагрузок (среди которых частые остановки, замедления-ускорения), в связи с чем, явление износа у автобусов ярко выражено. На протяжении всего периода эксплуатации парка подвижного состава наблюдается изменяющаяся интенсивность отказов, поэтому часть производственного времени автомобили простаивают как в ремонте, так и на плановом техническом обслуживании с целью предупреждения отказов.
Обеспечение постоянной исправности техники связано с ее качеством при эксплуатации в определённых условиях, что определяется степенью пригодности техники или ее агрегатов, а также материалов к обеспечению требуемых показателей функционирования.
На уровень исправности техники оказывают влияние: дорожные условия, условия эксплуатации, климатические условия, квалификация водителей, агрессивность окружающей среды и другие факторы. Техническое состояние подвижного состава связано со степенью физического износа (Таблица 4.4).
Количественно оценить процесс износа и влияние технического состояния на эксплуатационные возможности позволяет коэффициент технической готовности ( ), который можно рассчитывать как в целом по парку, так и для каждой единицы подвижного состава. Коэффициент технической готовности представляет собой отражение надежности подвижного состава.
Оценка технического состояния подвижного состава
Физический износ, % | Характеристика технического состояния элементов подвижного состава |
0 – 20 | Повреждений и деформаций нет, имеются отдельные неисправности, которые не влияют на эксплуатацию и устраняются в период технического обслуживания (ТО) |
21 – 40 | Элементы в целом пригодны для эксплуатации, но требуют ТО и Р на данной стадии |
41 – 60 | Эксплуатация элементов возможна при условии проведения текущих ремонтов |
61 – 80 | Выполнение элементами своих функций возможно при проведении специальных охранительных работ или при полной замене этих элементов |
81 – 100 | Элементы находятся в непригодном к эксплуатации состоянии |
Статистически подтверждено, что эксплуатация автобусов экономически целесообразна до 6–8 лет, то есть не далее фазы сниженной эффективности эксплуатации (периода вероятного списания).
Требуемая (необходимая) величина коэффициента выпуска автомобилей на линию должна определяться в оптимальном размере с позиции интересов, как организации, так и потребителя. С позиции автотранспортной организации величина коэффициента отражает возможность эксплуатации подвижного состава и получения дохода, а с позиции потребителя – возможность воспользоваться услугами подвижного состава. С позиции автотранспортной организации величина не должна быть существенно ниже некоторой величины
с учетом особенностей организации перевозок.С позиции потребителя величина
не имеет никакого значения – потребителю должна быть доступна транспортная услуга. Однако на практике обеспечить доступность услуг можно только при значении
не ниже некоторого критического значения. Минимальный (желательный) уровень
с позиции, как автотранспортной организации, так и потребителя можно определить на основании квалиметрической модели, которая использует такой параметр как «желательность». Данный подход подробно описан в [ 21 — Г]. Для этих целей вводятся оценки качества и соответствующий уровень желательности показателя (таблица 5.5).
Оценки качества и уровень желательности [ 21 — Г Ошибка! Источник ссылки не найден., стр. 96]
Оценка качества | Уровень желательности |
Отлично | 1,00-0,80 |
Хорошо | 0,80-0,63 |
Удовлетворительно | 0,63-0,37 |
Плохо | 0,37-0,20 |
Очень плохо | 0,20-0 |
Показатель уровня качества автотранспортных услуг от удовлетворительного и выше имеет выраженную желательность. Данный показатель может быть использован для задания нормативного значения коэффициента выпуска автомобилей на линию ( ).
Разработанные в работе [21 — Г ] рекомендации по совершенствованию качества транспортного обслуживания пассажиров предлагают следующие оценки значению коэффициента выпуска автомобилей на линию, таблица 4.6.
Качественные оценки коэффициента выпуска автомобилей на линию
Плохо | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |
| менее 0,7 | 0,7 – 0,78 | 0,79 – 0,89 | более 0,89 |
| более 0,05 | 0,05 – 0,045 | 0,044 – 0,02 | менее 0,02 |
Выражение ( –
), приведенное во второй строке таблицы 5.6, дает оценку полноты выпуска подвижного состава на маршруты. Данная величина также имеет уровни качественной оценки.
Сопоставляя данные в таблицах 4.4, 4.5, 4.6 с характеристикой периодов эксплуатации автобусов можно предположить, что с позиции технического состояния величина , а с позиции квалиметрии
. Значения 0,5 и 0,7 являются предельными для своих условий.
Применение квалиметрического подхода к оценке технического состояния подвижного состава позволяет соотнести оценки «Удовлетворительно», «Хорошо», «Отлично» со степенью износа подвижного состава в размере 41–60%, 21–40% и 0–20% соответственно. Поскольку уровни износа автобусов в данной шкале взяты довольно условно и не могут служить основанием для точных выводов, необходимо также учесть фазы эксплуатации подвижного состава. Очевидно, что квалиметрические уровни «Удовлетворительно» «Хорошо», «Отлично» могут надежно обеспечиваться только в пределах первой фазы – периода эффективной эксплуатации. На второй фазе – в периоде вероятного списания – существует высокая вероятность отказов, которые будут приводить к прекращению поездки на данном транспортном средстве, что не может являться удовлетворительным.
Физический износ автобусного парка автотранспортных организаций Красноярского края по результатам исследования распределен следующим образом (с учетом округления):
≈ 50% автобусного парка имеют износ до 40%
≈ 50% автобусного парка имеют износ более 40%.
Автобусам с износом не более 40% соответствуют значения коэффициента из диапазона уровней с оценками «Хорошо» и «Отлично», т.е.>0,79(Таблица 4.6). Автобусному парку с износом более 40% должны соответствовать значения коэффициента
из диапазона уровней с оценками не ниже «Удовлетворительно», то есть
. Поскольку нормативные значения
должны обеспечиваться для всего подвижного состава независимо от степени его износа, необходимо определить оптимальную величину
.
Диапазон значений с оценкой «Удовлетворительно» допускает эксплуатацию подвижного состава с высокой (более 60%) степенью износа, что не может служить основой для норматива. Поэтому в целях определения нормативного количества автомобиле-дней в эксплуатации в течение года необходимо использовать значение коэффициента
из границы диапазонов оценки «Хорошо», то есть
. В качестве среднего (нормативного) значения с использованием средней геометрической можно принять
Коэффициент выпуска характеризует качество использования парка подвижного состава. Коэффициент выпуска отражает уровень использования технических возможностей парка для получения доходов (работы на линии). Но одного значения коэффициента выпуска на линию недостаточно для характеристики степени использования парка подвижного состава, так как объем транспортной работы зависит не только от числа дней работы автомобилей, но и от их марки, вместимости, количества часов эксплуатации, т.е. тех показателей, которые определяют выработку парка в пассажирах и пассажиро-километрах. Таким образом, нормативный показатель коэффициент выпуска автомобилей на линию принимается равным 0,84.
Источник статьи: http://allrefrs.ru/3-32819.html
Коэффициент выпуска парка на линию
Коэффициент выпуска автомобилей на линию – показывает долю работающих на линии автомобилей в общем парке автомобилей с учетом соотношения дней работы предприятия и дней календарных:
где: αв. – коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Др – дни работы предприятия за год:
Др = 301 – если выходными являются только воскресные и праздничные дни,
Др = 249 – если выходными являются субботние, воскресные и праздничные дни;
Дк – количество календарных дней в году:
Дк = 365 – обычный год, Дк – 366 – високосный год;
0,02÷0,03 – коэффициент, учитывающий возможные простои по организационным причинам.
Для первого и второго года:
αв =0,86 * (365– 0,02*365)/365 =0,84
Для третьего года:
αв =0,82 * (365– 0,02*365)/365 =0,8
Производственная программа по эксплуатации подвижного состава на линии
Ходовое количество автомобилей (Ах)
где Асс – среднесписочное количество автомобилей в АТП из задания, ед.
При расчете Ах результат округляется до одного знака после запятой. Это не значит, что на линии будет работать дробная часть автомобиля, а значит, что автомобиль не все рабочие дни будет находиться на линии.
Для первого и второго года:
Ах = 4 * 365 * 0,84 /365 = 3,36 ед.
Для третьего года:
Ах = 4 * 365 * 0,8 /365 = 3,2 ед.
Автомобиле-дни в работе
Для первого и второго года:
АД р = 3,36 * 365 = 1226 дней
Для третьего года:
АД р = 3,2 * 365 =1168 дней
Автомобиле-дни в хозяйстве
АД х = 4 * 365 = 1460 дней
Автомобиле-часы работы
Для первого и второго года:
АЧ р = 15 * 1226= 18390 часов
Для третьего года:
АЧ р = 15 * 1168 = 17520 часов
Определив провозные возможности предприятия необходимо решить вопрос об организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Годовой пробег
Для первого и второго года:
L год = 451 * 1226= 415632км.
Для третьего года:
L год = 451 * 1168 = 398541км.
Годовой пробег с пассажирами
L год (пасс) = L год * β , км (3.3.6.1)
Для первого и второго года:
L год (пасс) =415632* 0,98 = 407 319 км.
Для третьего года:
L год (пасс) = 398541* 0,98 = 390570 км.
Годовое количество ездок с пассажирами
Для первого и второго года:
N об = 30 * 1226 = 36780 ездок
N об = 30 * 1168 = 35040 ездок
Определение провозных возможностей автотранспортных предприятий (АТП)
Провозные возможности – это максимально возможный объем перевозок, который может осуществить предприятие в течение определенного периода времени при заданных технико–эксплуатационных показателях.
Суточная провозная возможность одного автобуса на маршруте
где γ — коэффициент использования пассажировместимости автобуса.
Qсут = 55 * 0,8 * 30 = 1320 пасс.
Wсут = 1320 * 15 = 19800 пасс-км
Годовые провозные возможности всего парка автомобилей
Для первого и второго года:
Q год = 1320*1226 = 1618320 пасс
W год = 19800*1226 = 24274800 пасс-км
Для третьего года:
Q год = 1168 * 1168 = 1364224 пасс
W год = 19800 * 1168 = 23126400 пасс-км
Все произведенные расчеты сводятся в таблицу 3.
Таблица 3 — Производственная программа по эксплуатации подвижного состава
№ п/п | Наименование показателей | Ед. Измер. | 1–й год | 2–й год | 3–й год |
Среднесписочное количество автомобилей | Ед. | ||||
Пассажировместимость единицы | пасс. | ||||
Общая пассажировместимость парка | пасс. | ||||
Коэффициент технической готовности | — | 0,86 | 0,86 | 0,82 | |
Коэффициент выпуска автомобилей на линию | — | 0,84 | 0,84 | 0,8 | |
Ходовое количество парка | Ед. | 3,4 | 3,4 | 3,2 | |
Автомобиле-дни работы | Дни | ||||
Автомобиле-дни в хозяйстве | Дни | ||||
Среднее время в наряде | Ч | 15,8 | 15,8 | 15,8 | |
Автомобиле-часы работы | час | ||||
Среднесуточный пробег 1 автомобиля | км | ||||
Общий пробег за год | км | ||||
Коэффициент использования пробега | — | 0,99 | 0,99 | 0,99 | |
Общий пробег с пассажирами | км | ||||
Общее количество ездок с пассажирами | езд. | ||||
Коэффициент использования пассажировместимости | — | 0,8 | 0,8 | 0,8 | |
Эксплуатационная скорость | км/час | ||||
Среднесуточный объем перевозок | пасс. | ||||
Средняя дальность поездки пассажира | км | ||||
Среднесуточный пассажирооборот | пасс-км | ||||
Общий объем перевозок | пасс. | 1 618320 | 1 618320 | ||
Общий пассажирооборот | пасс-км |
|
План по ТО отечественных марок, по регламентным обслуживаниям иномарок и ремонту подвижного состава и прочих основных средств АТП
Корректировка нормативов пробегов
Для отечественных марок проводится корректировка пробегов до ТО-1 и ТО-2 по следующим формулам:
где LТО-1 и LТО-2 — нормативы пробега до ТО-1 и ТО-2, км; К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; К3 —коэффициент, учитывающий природно-климатические условия.
L ‘ ТО-1 = 5000 * 0,9 * 1,0 = 4500 км.
L ‘ ТО-2 = 20 000 * 0,9 * 1,0 = 18 000 км.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s5368t5.html