- Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?
- Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
- Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
- Курсовая устойчивость: под контролем всё авто
- Всегда ли полезна VSC?
- Курсовая устойчивость или ЭКУ. Так ли важно иметь на автомобиле?
- Если вы рассматриваете покупку нового # автомобиля, не помешает узнать о таком термине как «курсовая устойчивость».
- Что же представляет из себя «курсовая устойчивость»?
- Система курсовой устойчивости
- Назначение
- Конструкция
- Принцип работы
- Достоинства и недостатки
- Дополнительные функции
Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?
Уважаемые коллеги-автолюбители, курсовая устойчивость автомобиля что это такое? Есть такое явление, и сейчас рассмотрим именно то, что собой представляет система курсовой устойчивости vsc.
Мы с вами прекрасно знаем, что езда на машине может сопровождаться не только приятными впечатлениями, но и непредвиденными ситуациями, результатом которых в лучшем случае становится дорогой ремонт авто.
Конечно же, скажете вы, очень многое зависит от прокладки между рулём и передним сиденьем – водителя, который порой и не задается этим вопросом «курсовая устойчивость автомобиля что это такое?»
Чтобы предотвратить беду, автопроизводители, в расчете на дилетантов-наездников и женщин-блондинок, оснащают свои детища всевозможными электронными системами активной безопасности, призвание которых в недопущении аварийных ситуаций.
Рассмотрим одну из таких технологий, эффективно заботящуюся о том, чтобы машины ехали по задуманной нами траектории и не преподносили неприятных сюрпризов – заносов или чего-то похожего.
Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации
Пусть вас не вводит в заблуждение аббревиатура из латинских букв, следующая за вполне известным названием технологии. Дело в том, что одно и то же устройство, выпускаемое разными производителями автотехники, может иметь совершенно разные названия.
Так, к примеру, система курсовой устойчивости хорошо известна и как система динамической стабилизации, а аббревиатур, обозначающих её вообще бесчисленное количество – это и ESP, и ESC, и VSC, и VDC, и так далее. Тем не менее, её суть и принцип работы мало зависят от названия, отличия, конечно, могут быть, но они незначительны.
Когда работает система курсовой устойчивости VSC?
Итак, зачем же нам нужна система курсовой устойчивости? Как мы уже упомянули в начале статьи, главной её функцией является сохранение заданной траектории движения автомобиля. Представим ситуацию: конец осени, первые заморозки, вы, притопив педаль газа, едете по дороге, на которой вчерашние лужи уже успели покрыться коркой льда. Впереди небольшой поворот, и вы, не снижая скорости, входите в него, как вдруг одно из ведущих колёс (представим, что у Вас авто с задним приводом) попадает на лёд.
Если машина не оборудована VSC, то тогда последствия могут быть очень печальными – занос, снос с траектории, одним словом, ужас водителя. Но если машина имеет систему курсовой устойчивости и она активирована, то в этом случае вы даже ничего не заметите, разве что транспортное средство слегка вильнёт кормой. Вот такие дела.
Курсовая устойчивость: под контролем всё авто
Ну что, а теперь давайте углубимся в принцип работы и устройство системы курсовой устойчивости. Она относится к технологиям высокого уровня, а это значит, что под её контролем находятся другие системы и узлы автомобиля. Ключевыми элементами VSC являются такие:
- комплект различных датчиков;
- электронный блок управления;
- исполнительные устройства.
Состояние машины отслеживается россыпью всевозможных датчиков, а именно: датчиком угла поворота руля, давления в тормозной магистрали, продольного и поперечного ускорения кузова, частоты вращения колёс и угловой скорости машины.
На основе полученной информации блок управления за доли секунды оценивает ситуацию, и если по его мнению автомобиль движется не так как того желает водитель, посылает сигналы исполнительным устройствам для исправления ситуации. В число устройств, которые могут подчиняться электронике VSC, входят:
- клапаны антиблокировочной системы, встроенные в тормозную магистраль;
- элементы антипробуксовочной системы;
- блок управления двигателя;
- электроника автоматической коробки передач (если, конечно, она имеется в машине);
- активная система управления колёсами (также при наличии).
Следствием работы системы курсовой устойчивости может быть подтормаживание колёс, изменение режима работы мотора и коробки передач, перераспределение крутящего момента по осям или колёсам и так далее.
Всегда ли полезна VSC?
Кстати, несмотря на всю свою полезность, технология VSC имеет и своих противников. Считается, что для опытных водителей она не просто бесполезна, но и является лишней обузой. Возможно, в этом есть доля правды, и именно поэтому у многих автомобилей, оборудованных системой курсовой устойчивости, имеется кнопка для её выключения.
Иногда её деактивация позволяет решить сложную ситуацию нестандартным способом, например, добавить газу для выхода из заноса, или же просто дарит любителям активной езды возможность пощекотать свои нервы и насладиться настоящим драйвом за рулём.
Надеюсь вас уже не мучает вопрос: «курсовая устойчивость автомобиля что это такое»? Но как бы то ни было, друзья, всегда будьте внимательны на дорогах и не уповайте во всём на умную электронику машины.
Советую познакомиться, в рамках систем безопасности, с антипробуксовочная система ASR.
Источник статьи: http://auto-ru.ru/sistema-kursovoj-ustojchivosti-vsc.html
Курсовая устойчивость или ЭКУ. Так ли важно иметь на автомобиле?
Если вы рассматриваете покупку нового # автомобиля, не помешает узнать о таком термине как «курсовая устойчивость».
Что же представляет из себя «курсовая устойчивость»?
Полное ее название звучит как: » Электронная система курсовой устойчивости автомобиля. Сокращенно ЭКУ(далее ЭКУ). На сегодняшний день она является одной из наиболее важных систем в вашем # авто.
Если объяснить простыми словами, ЭКУ это совокупность таких датчиков ка # ABS( антиблокировочная система колес), # датчик положения руля, акселерометр. Назначение данной системы состоит в том, чтобы предотвратить занос автомобиля, на скользкой дороге.
Работа системы заключается в подтормаживании одного колеса или нескольких с целью выравнивания автомобиля при заносt, или же для предотвращения заноса.
Например зимой, при резком повороте на заснеженной дороге, автомобиль может уйти с намеченного рулем курса. То есть колеса начнут скользить и автомобиль по инерции потащит вперед. ЭКУ моментально реагирует на такие действия, и при помощи всех датчиков может определить реальное положение автомобиля и незамедлительно скорректирует траекторию движения притормозив задними колесами, одним или двумя в зависимости от ситуации.
В настоящее время, эту систему дополнили системой # антипробуксовки колес. Был у меня hyundai solaris на автомате. Лет 5 назад. Сказать что на нем комфортно ездить зимой? Нет ни скажу. Связку двигатель+коробка, несравненно чувствуется лучше на механической коробке передач. Из-за этого, на автомате я получал более частые пробуксовки на гололеде в горку. Мало приятного, «поиграть сцеплением» на автомате уже не получится.
Но с приходом антипробуксовочной системы, ситуация кардинально поменялась. На льду в горку, даже если резко нажать на газ — система выбирает скорость вращения колеса наиболее близкому к зацеплению с дорожным покрытием. Иными словами «едет в натяжку» Одно из колес ведущей оси при чем, может немного пробуксовывать, это не мешает работе системы.
Прочитав пост думаю вы согласитесь со мной что наличие ЭКУ просто необходимо в современных авто. Пусть в комплектации не будет магнитолы или кондиционера, но будет ЭКУ.
Друзья. Любая система несовершенна, и не может полностью дать вам гарантию вашей безопасности. Будьте бдительны за рулем, не превышайте установленные ограничения скорости, и возможно, ЭКУ не придется корректировать ваше движение.
На этом у меня все. Ровных дорог и ясной погоды Вам.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/delovoi_ej/kursovaia-ustoichivost-ili-eku-tak-li-vajno-imet-na-avtomobile-5dc01cf698fe7900b0c8beb3
Система курсовой устойчивости
Сейчас автомобили комплектуются целым набором систем безопасности, которые относятся к категории активных. В их задачу входит повышение эффективности работы некоторых рабочих систем авто , а также корректировка поведения авто при разных условиях движения и устранение ошибок действий водителя. Одни из этих систем пока доступны только моделям премиум и среднего сегмента, но есть и такие которые стали доступными уже и на бюджетных версиях. К ним относится, и система динамической (курсовой) стабилизации (самая распространенная аббревиатура – ESP).
Система ESP появилась на машинах не так уж и давно, но получила очень быстрое распространение, поскольку она пока считается одним из самых эффективных средств повышения безопасности.
Назначение
Система курсовой стабилизации, как и многие другие, построена на базе ABS. Но при этом она относится к активным системам более высокого уровня. Если в целом посмотреть на ее работу, то скорее ESP можно назвать комплексом, поскольку для выполнения своей работы она задействует многие другие.
Устройство системы ESP
Задача системы курсовой стабилизации – контроль за поперечной динамикой машины и устранение вероятности потери устойчивости и управляемости путем внесения определенных коррекций. Если по-простому рассмотреть ее функционирование, то система ESP предотвращает возможный срыв колес в занос при проезде поворотов на значительной скорости, обеспечивая передвижение авто по установленной водителем траектории.
Конструкция
Поскольку система динамической стабилизации построена на базе ABS, то для своей работы она задействует ее составные элементы – блок управления, колесные датчики и гидромодуль.
Но помимо этого для получения необходимой информации ESP использует и другие датчики:
- положения руля (угла поворота);
- давления в тормозных магистралях;
- включения стоп-сигнала;
- поперечных и продольных ускорений (акселерометр, G-датчик).
Схема системы ESP
Вся получаемая информация дает системе представление о поведении машины и действий водителя. Если установленная водителем траектория не соответствует фактическому движению, то система динамической стабилизации срабатывает и вносит коррективы. В результате авто возвращается на заданную траекторию.
Для достижения своей цели ESP задействует системы:
- Антиблокировочную (ABS);
- Распределения усилий (EBD);
- Электроблокировки дифференциала (EDS);
- Противобуксовочную (ASR).
Помимо этого, ESP вносит коррективы в функционирование некоторых систем силовой установки, чтобы повлиять на крутящий момент. В некоторых моделях, оснащенных автоматической коробкой, она может повлиять и на ее работу.
Чтобы получить требуемый результат ESP может самостоятельно:
- Изменить положения заслонки дросселя;
- Сделать пропуск подачи топлива или искры на свечах зажигания;
- Изменить угол опережения зажигания;
- Отменить в АКПП переход на повышенную передачу.
На премиум-автомобилях ESP также может корректировать работу рулевого управления (изменить угол поворота колес без участия водителя) и активной подвески (поменять жесткость амортизаторов). Но это уже более совершенное средство безопасности, называющееся интегрированной системой управления динамикой.
Принцип работы
Все это направлено на то, чтобы автомобиль не смог изменить траекторию под действием внешних сил. Примечательно, что система динамической стабилизации действует на упреждение, то есть, еще на начальном этапе ухода автомобиля с траектории, ESP включается и устраняет возникшую ситуацию.
ESP срабатывает в двух случаях – при недостаточной и избыточной поворачиваемости. Если проще, то она включается, когда за счет действия сторонних сил сцепление с дорогой теряют передние колеса (авто не вписывается в поворот) или задние колеса (занос из-за резкого угла поворота).
Когда сносить начинает передок, блок управления по сигналам, поступающим от датчиков скорости вращения, угла поворота руля и акселерометра, улавливает это и задействует тормозной механизм заднего колеса, идущего по внутреннему радиусу. За счет притормаживания создается усилие, которое возвращает колеса передней оси на заданную траекторию. При этом ESP снижает крутящий момент двигателя, чтобы восстановить сцепление колес.
В случае начала сноса колес задней оси, ESP задействует тормоз переднего колеса, двигающегося по внешней стороне. В результате этого действия задок авто выравнивается.
Существует еще одна ситуация, при которой ESP включается – пробуксовка всех четырех колес при попадании на скользкий участок дороги. В этом случае она попеременно задействует требуемые тормозные механизмы, чтобы удержать траекторию движения.
Маневрирование автомобиля на скорости
Поскольку основное действие система осуществляет с помощью тормозных механизмов, то понятно, что делается это все гидромодулем ABS.
Достоинства и недостатки
ESP — система с высокой скоростью срабатывания. С момента определения, что движение авто перестало соответствовать заданному и до включения требуемого тормозного механизма проходит всего 20 миллисекунд.
При этом система динамической стабилизации действует полностью самостоятельно и достаточно плавно, поэтому водитель узнает о ее срабатывании только по загорающемуся индикатору. В остальное время, пока машина держит траекторию, система находится в режиме ожидания.
На многих автомобилях предусмотрено принудительное отключение этой системы при помощи клавиши на приборной панели. Но такая функция есть не во всех машинах. На одних функция отключения вообще не предусмотрена, а на других – ESP отключается временно, то есть, она снова активируется через определенный промежуток времени.
При этом стоит понимать, что она – вспомогательная, и в определенных ситуациях она не поможет. При попытке войти в крутой поворот на высокой скорости ESP не справиться и машину просто выкинет с дороги. Поэтому оценивать поведение авто в первую очередь нужно самому водителю, а система уже подкорректирует движение и устранит мелкие промахи и недочеты.
Основным недостатком этой системы является неправильная оценка действий водителя при определенных ситуациях. Так, в некоторых экстремальных случаях, чтобы «вытянуть» авто, необходимо добавить оборотов. ESP же сделать это не позволит.
Также она может помешать вытолкать авто из грязи или сугроба методом раскачки. Проблема не возникнет, если есть функция отключения ESP, которую можно задействовать в любой момент.
Дополнительные функции
Более современные системы ESP обладают повышенной функциональностью, что повышает ее возможности. И делается это с помощью взаимодействия ESP с другими системами авто. Дополнительные функции ESP тоже называются системами, хотя, в целом, они такими не являются, поскольку полностью используют возможности и составные элементы ESP.
Так, функционал системы динамической устойчивости может дополнительно включать в себя такие системы:
- ROP (Предотвращения опрокидывания). В целом принцип срабатывания этой функции мало чем отличается от основной. При определении вероятности опрокидывания, которое характеризуется высоким поперечным ускорением, происходит торможение передка авто с одновременным понижением крутящего момента силовой установки.
- BG (предотвращение столкновения). Здесь ESP работает в паре с круиз-контролем (адаптивным). В случае вероятности столкновения автоматически включаются светозвуковые сигналы авто, при усугублении ситуации происходит торможение с обеспечением повышенного давления в тормозной системе благодаря включению насоса (аварийное торможение);
- Стабилизации автопоезда. Действует при буксировке прицепа. В ее задачу входит устранение «плаванья» по дороге прицепа путем притормаживания авто и понижение тягового усилия двигателя;
- FBS (повышения эффективности работы тормозной системы при нагреве колодок). При сильном нагреве сила трения между колодками и диском уменьшается, поэтому эффективность торможения снижается. Устраняется это путем увеличения силы прижима колодок за счет повышения давления в магистралях;
- Удаления влаги с тормозных механизмов. Здесь ESP работает в паре со стеклоочистителями. Во время дождя, когда очистители стекол включены, ESP кратковременно прижимает колодки к дискам. В результате трения и нагрева капли воды на дисках просто испаряются. Включается она только на скорости выше 50 км/ч.
Поскольку ESP построена на основе ABS и использует ее составные части, то и поломки у них идентичны. Самой распространенной проблемой у них является неисправность и повреждения датчиков скорости вращения колес. В остальном она достаточно надежна.
Источник статьи: http://autoleek.ru/sistemy-bezopasnosti/aktivnaya/sistema-kursovoj-ustojchivosti.html