- Как поднять корабль со дна морского?
- Со дна бухты Севастополя спасательный отряд Черноморского флота поднял торпедный катер времен Великой Отечественной войны
- С вами был канал «Подводный мир». До скорых встреч.
- На Кубани со дна Черного моря подняли фрагменты Пе-2 времен ВОВ
- На Чёрном море подняли со дна торпедный катер, погибший во время ВОВ
- В Крыму со дна моря подняли торпедный катер времен Великой Отечественной войны
Как поднять корабль со дна морского?
Первый вопрос — а зачем поднимать? Всегда ли стоимость поднятого покроет затраты на подъём? Не всегда, но иногда помехи, создаваемые утопленником судоходству, приносят убытки гораздо бо́льшие, нежели убытки от его подъёма. Или потенциальная опасность, скажем, затонувшая подводная лодка с ядерным оружием или энергетической установкой.
Занимаются этим как государственные, так и частные организации. На интересный факт натолкнулся, готовя статью. В начале 20-х годов решили поднять затопленный танкер «Эльборус» на Чёрном море. Так вот, одним из спонсоров, в расчёте на приличный доход, выступил магазин ГУМ, да-да, тот самый, с видом на Кремль. То были времена относительной свободы в этой области, у универмага оказались свободные средства, он их и вложил в казавшееся прибыльным дело. Общая стоимость работ планировалась в сумме 4 миллиона 600 тысяч рублей в знаках 1922 года, страховые платежи — 250 тысяч золотых рублей.
И пролетели, судно тогда поднять не удалось. Но каковы суммы!
До определённого времени суда поднимать без участия водолазов было практически невозможно. Хотя кого называть водолазами? Вот у Гомера есть строки: Стремглав, водолазу подобно, сам он упал с колесницы. По-моему, тонкости перевода, скорее может идти речь о ныряльщике. Может, кое-что с затонувших на доступной глубине судов они и поднимали, но никаких судоподъёмных работ обеспечить не могли, да и чем было поднимать?
Со временем стало возможным завести под лежащий на дне корабль тросы или цепи. Тут возможны варианты. Ставили над ним два судна, с борта на борт перекидывали толстые брусья. К брусьям крепились протянутые под корпусом поднимаемого корабля канаты. Оба спасателя притапливались приёмом груза и канаты выбирались втугую. Потом груз снимался, суда начинали всплывать всё выше и поднимали своего подопечного. Невысоко, конечно, но уже можно было отбуксировать его на более мелкое место, пока он снова не касался грунта. И всё повторялось снова. Так иногда и до сих пор делают:)
Или просто вбивали вокруг затонувшего судна сваи, устанавливали настил, размещали мощные тали и так приподымали судно над водой. Это делалось ещё во времена Петра I. Само собой, возможно это было на небольших глубинах и в основном для снятия ценного груза, а не ради самого корабля.
Дальнейшим развитием этих способов была постройка специальных судов. В России это был «Волхов», построенный в 1915 году для подъёма подводных лодок. В принципе, это катамаран, снабжённый мощными гинями (если проще, это тали, а что такое тали, надо ещё с киндеров знать (с). Мог поднять груз в 1000 тонн с глубины до 40 метров. Впрочем, почему «мог»? Он и сейчас, под названием «Коммуна» находится в составе российского ВМФ, базируется в Севастополе.
С появлением металлических корпусов, полноценного водолазного снаряжения, мощных компрессоров и насосов стало возможным по- настоящему поднимать затонувшие корабли с достаточно больших глубин.
Герметизируем под водой корпус и начинаем закачивать в отсеки или же балластные цистерны корабля сжатый воздух, выжимая из них воду. Или используем металлические понтоны. Погружем их, соединяем с корпусом судна и откачиваем из них воду. При таком способе герметизировать корпус до подъёма не надо. Применялись и мягкие понтоны из специальной многослойной сверхпрочной резины.
А можно вместо воздуха использовать что-нибудь другое? Можно, например пенополиуретан. Так подняли баржу «Ламберджек» в Калифрнии в 1964 году. Мало того, что затвердевшая пена массой 0,9 кг вытесняла 60,5 кг морской воды, так она ещё и герметизировала все неплотности в корпусе. Только надо помнить один момент. Баржа довольно простое сооружение и вырубить затвердевшую пену после подъёма попроще, чем из отсеков, скажем, пассажирского судна.
Так что распространения этот способ не нашёл. Другое дело полистироловые гранулы. Таким методом было поднято несколько судов. Крохотные шарики закачиваются в выбранные отсеки, а потом обрабатываются подведённым паром, увеличивая при этом свой объём в 50 раз. Что интересно, воздух давит во все стороны, так что приходится учитывать прочность переборок. Подъёмная же сила полистироловых гранул направлена только вверх, поэтому если и следует подкреплять, то только горизонтальную палубу.
А после подъёма гранулы удаляются обычным оборудованием для разгрузки зерна.
Тем не менее, подъём судов с помощью тросов остаётся актуальным, но в этом направлении создана совершенно новая техника по сравнению с плавучими кранами и подобными им судами.
Там, где неприменима или невыгодна вот такая технология:
Это так называемые гидравлические тросовые захваты. Если совсем уж просто — на жёсткой опоре или плавучем средстве устанавливаются вертикально гидроцилиндры. Трос захватывается специальным зажимом и подтягивается на величину хода штока. После этого трос фиксируется другим, неподвижным зажимом, штоковый опускается вновь, и всё повторяется.
При подъёме подводной лодки «Курск» были применены 26 таких домкратов, каждый грузоподъёмностью 900 тонн, установленных на барже «Гигант-4».
Вот схема подъёма лодки:
Такие домкраты не привязаны жёстко к определённом носителю, их можно демонтировать и применять в другом месте. Кстати, именно с их помощью были установлены на опоры фермы Крымского моста.
При написании использованы материалы из книги Дж.Горза «Подъём затонувших кораблей», статей: Асминин В.В., Краморенко А.В. «Комплекс технических средств судоподъема, основанный на применении гидравлических тросовых домкратов», «Становление и развитие судоподъемного дела» сайта Ретрофлот.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/amico/kak-podniat-korabl-so-dna-morskogo-5d4281b3f2df2500ad2f08bb
Со дна бухты Севастополя спасательный отряд Черноморского флота поднял торпедный катер времен Великой Отечественной войны
Здравствуй дорогой друг.
В подводном мире покоится множество судов, которые оказались на морском дне в результате боевых действий Первой и Второй мировой войны. Многие из них обнаружены и исследованы поисковиками и подводными археологами, но судьба некоторых остается загадкой. Особенно это касается малых судов.
Одну необычную операцию совершили поисковики Черноморского флота, которые со дна Карантинной бухты подняли на поверхность торпедный катер «Г-5», участвовавший в боях за Севастополь. Где в 41-42 годах находилась группа торпедных катеров Черноморского флота.
После обнаружения «Г-5» и осмотра местности с помощью беспилотника водолазы прикрепили к катеру тросы плавкрана. После чего катер подняли на поверхность несмотря на долгие годы нахождения на морском дне.
В годы ВОВ торпедные катера ЧФ делали ночные вылазки и проводили обстрел берегов оккупированные захватчиками. Кроме того, малые суда позволяли советскому десанту незаметно высадится на вражеских берегах и перевозить раненых.
После исследования корпуса катера комиссия решит его дальнейшую судьбу, возможно он станет экспонатом в музейном комплексе посвящённый Великой отечественной войне, «35 береговая батарея».
Как заключили историки данный вид катеров был одним из самых массовых серий в Советском Союзе. Строительство этих быстроходных катеров было утверждено еще до 1933 года, по проекту конструкторского бюро Туполева. И именно в Севастополе производились испытания первого образца.
Последний катер «Г-5» был выпущен в 1944, а общее количество равнялось 330. Кроме Черноморского флота служили и на Северном и Балтийском флоте. За годы Великой отечественной 30 моряков, служивших на торпедных катерах, были удостоены наград Героев Советского Союза.
Своей массовость этот вид обязан огромной скорости, которая могла достигать 50 узлов, но были беззащитными «котятами» перед артиллерией. Но несмотря на минусы активно принимали участие в обстреле вражеских кораблей при обороне и атаке, когда оккупанты вывозили ценные грузы.
При обследовании корпуса водолазы обнаружили что на катере отсутствовали как оружие, так и двигатель. Которые, возможно, были сняты до затопления. Так как данная серия служила на Севастополе до середины 50-х годов прошлого века, но вые не производились, а запчасти были нужны.
Версия о том, что двигатель могли снять после того, как он затонул даже не рассматривалась ввиду бессмысленности таких действий.
Существует и другая версия, возможно это борт с номером 061 который столкнулся с другим катером в момент выхода из бухты, но пока корпус не отчистят от грязи ржавчины и отложений говорить об этом рано.
Но не все прошло гладко при подъеме как хотелось. Когда катер находился на расстоянии 2-3 м. от поверхности воды носовая часть корпуса надломилась и его было решено перемещать в плавь.
Сегодня корпус катера находится на территории 41 бригады ракетных катеров.
С вами был канал «Подводный мир». До скорых встреч.
Если понравилась статья, палец вверх, поделись с друзьями. Подписывайтесь на канал, впереди много еще интересного.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/water/so-dna-buhty-sevastopolia-spasatelnyi-otriad-chernomorskogo-flota-podnial-torpednyi-kater-vremen-velikoi-otechestvennoi-voiny-5fbf8dd4d81aaf181b89d2cc
На Кубани со дна Черного моря подняли фрагменты Пе-2 времен ВОВ
Водолазы спасательного судна «Эпрон» подняли у берегов Кубани фрагменты советского пикирующего бомбардировщика «Пе-2». Об этом сегодня сообщили в пресс-службе Черноморского флота.
Поисковая операция проходит в районе приморского поселка Джубга. Находку обнаружили на глубине 80 метров. Со дна моря водолазы подняли 2 двигателя и часть крыла. Работы по подъему фюзеляжа и второго крыла приостановлены в связи с ухудшением погоды и будут продолжены в ближайшее время.
«Перед началом работ место «захоронения» самолета было осмотрено с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Все поднятые на поверхность фрагменты специалисты очистят от ила и в случае обнаружения данных, позволяющих идентифицировать самолет (заводские номера двигателей, пулеметов), передадут данные в профильные организации, чтобы пролить свет на судьбу бомбардировщика и его экипажа, — сообщили в министерстве обороны РФ.
Кстати
Пе-2 по прозвищу «Пешка» стал самым массовым фронтовым пикирующим бомбардировщиком, который когда-либо выпускался в СССР. Всего с 1940 по 1945 год было выпущено 11 427 самолетов этой серии.
Экипаж состоял из командира-пилота, штурмана и стрелка-радиста. В годы войны Пе-2 использовались они не только в сухопутной, но и в морской авиации — в сентябре-декабре 1941 года он наносил удары по немецким войскам, рвущимся к Севастополю.
Источник статьи: http://rg.ru/2019/12/21/reg-ufo/na-kubani-so-dna-chernogo-moria-podniali-fragmenty-pe-2-vremen-vov.html
На Чёрном море подняли со дна торпедный катер, погибший во время ВОВ
— говорится в сообщении.
Уточняется, что катер был обнаружен на выходе из Карантинной бухты, где в период обороны Севастополя 1941-1942 годов базировалась бригада торпедных катеров Черноморского флота.
В пресс-службе отметили, что корпус поднятого со дна катера прекрасно сохранился, несмотря на длительное время нахождения в морской воде. Специальная комиссия в дальнейшем установит обстоятельства гибели катера и возможность использования его в качестве музейного аппарата.
Для справки: торпедные катера типа «Г-5» были разработаны в начале 30-х годов прошлого века под руководством известного авиаконструктора А. Н. Туполева. В качестве основы корпуса для катеров был взят поплавок гидросамолета, что привело к созданию выпуклой верхней палубы, на которой невозможно было стоять даже при минимальной качке. На вооружении катера стояли две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах, которые запускались сбросом назад. Кроме того, на катерах присутствовало пулеметное вооружение, которое постоянно менялось. Сначала ставили по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА, затем два 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС, а с 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.
Водоизмещение катера составляло 15 тонн, длина 19 метров, ширина — 3,3 м, осадка — 1,2 м. Скорость — 50 узлов (15 минут), 47 узлов (1 час), 36 узлов (7 часов). Экипаж 6 человек. Мореходность до 2-3 баллов, запуск торпед при 1-2 баллах.
Несмотря на свои недостатки, всего до 1944 года было выпущено 333 катера «Г-5». Данный катер стал самым массовым представителем своего класса в советских ВМФ.
Источник статьи: http://topwar.ru/168721-na-chernom-more-podnjali-so-dna-torpednyj-kater-pogibshij-vo-vremja-vov.html
В Крыму со дна моря подняли торпедный катер времен Великой Отечественной войны
Корпус катера сохранился целостным, хотя он длительное время находился в морской воде, сообщила пресс-служба Черноморского флота, пишет агентство «Оружие России».
Вместе с тем, как сообщалось в сюжете «Вестей» на телеканале Россия 1, при подъеме уникальной находки метал катера, который 78 лет пролежал в море, не выдержал, корпус надломился и кормовая часть осталась в воде. Поэтому Г-5 не стали поднимать на палубу плавучего крана, а отбуксировали к причалу.
Пользователь Livejornal yuripasholok написал в своем блоге по этому поводу следующее: «Неоднозначные новости пришли из Севастополя. Как известно, одним из символов советского москитного флота является торпедный катер Г-5, созданный под руководством Андрея Николаевича Туполева. Когда авиаконструктор создает катер, это всегда интересно получается, ну и Г-5 получился интересным. Своеобразный поплавок от гидросамолета, но большой, с торпедами и ДШК. Так вот, Г-5 почти нет, и вот в Севастополе подняли со дна такой уникум. Увы, поднимали люди, у которых штаны с рукавами. История с БК-31 повторилась, за такое надо, наконец, привлекать со всей строгостью. Сколько уже можно!»
История с БК-31, которую имеет ввиду блогер, это подъем в районе Волгограда бронекатера БК-31, который был уничтожен 9 октября 1942 года и относится к редкому типу С-40. Их, как писал блогер ранее, изготовили серией всего из восьми экземпляров. При подъеме БК-31 сломали пополам, а многие его детали были утеряны. «Это отличная демонстрация того, как это делать НЕ надо», — подчеркнул автор заметки.
Что же касается нынешнего случая с Г-5, то, как сообщается, возможно впоследствии он станет музейным экспонатом — рассматривается возможность поставить катер на территории комплекса «35 береговая батарея».
Г-5 был проектом советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах. Это одни из самых массовых катеров в годы ВОВ.
Источник статьи: http://newizv.ru/news/army/07-03-2020/v-krymu-so-dna-morya-podnyali-torpednyy-kater-vremen-velikoy-otechestvennoy-voyny