Показатели эффективности использования автомобилей

Основные показатели эффективности использования автотранспортных средств

Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных по­казателей. Приведем важнейшие из них.

Продолжительность работы автомобиля включает вре­мя нахождения на линии и время в наряде.

Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.

Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгруз­ки и т.п.).

Более эффективного использования автомобилей во времени можно добиться путем:

уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные опера­ции;

повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

своевременной подготовки товаров и документов к перевозке;

применения рациональных графиков по приемке и отпуску товаров;

применения прогрессивных методов транспортировки.

Коэффициент использования грузоподъемности автомо­биля — это отношение фактически перевезенного груза к грузо­подъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять также коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонна-километрах, т.е. учитывается и масса, и расстояние. Коэффициент использования грузоподъемности можно определить по формулам:

К стат = Q/q

и

К дин = Г факт / Г возм

где Q — объем перевезенного груза за одну поездку; q —• грузоподъем­ность автомобиля, т; Г факт — фактический грузооборот, т/км; Гвозм — возможный грузооборот при полном использовании грузоподъемнос­ти, т/км.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля зависит от вида груза, его объемной массы, формы, вида упаков­ки и т.п. В зависимости от этого все грузы согласно прейскуранту 13-01-03 делятся на четыре класса: I класс —- 1,0; II — 0,71—0,99; III — 0,51—0,70; IV — 0,40—0,50.

Пути повышения использования грузоподъемности автомо­биля:

применение более рациональных способов укладки;

усовершенствование кузовов автомобилей;

использование прицепов и полуприцепов;

установление соответствия между формами и размерами ку­зова и транспортной тары и т.п.

Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к об­щему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который вклю­чает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).

Пути повышения коэффициента:

снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;

рациональный выбор автотранспортных предприятий (бли­же к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);

выбор рациональных маршрутов движения и графиков заво­за товаров;

диспетчеризация движения транспорта и т.п.

Скорость движения, автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.

Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необ­ходимых остановок (светофоров) и т.н.

Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.

Повышению эксплуатационной скорости способствует:

увеличение технической скорости;

устранение непроизводительных простоев;

сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;

сокращение времени на техническое обслуживание и др.

Отношение эксплуатационной скорости к технической пред­ставляет коэффициент времени движения.

Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемнос­ти автомобиля, типа, кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и ме­ханизированные). За простой автомобилей сверх норм предус­мотрены штрафные санкции.

Пути сокращения простоев автотранспорта:

разработка четких графиков завоза и отпуска товаров;

повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ;

расширение прогрессивных технологий товароснабжения;

рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.

Использование парка подвижного состава характеризуется показателями технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической готовности определяется как отношение автомобиле-дней парка в готовом для эксплуатации состоянии к списочному количеству автомобиле-дней нахожде­ния подвижного состава на предприятии.

Коэффициент выпуска подвижного состава — это отноше­ние количества автомобиле-дней эксплуатации автомобилей к списочному количеству автомобиле-дней нахождения их на предприятии.

Использование габарита — это отношение площади кузова к площади, занимаемой автомобилем. Чем выше этот коэффи­циент, тем больше легковесных грузов можно разместить в ку­зове автомобиля.

Экономичность автомобиля характеризуется топливной экономичностью, под которой понимается расход топлива на 100 т/км или 100 км пробега.

Производительность автомобиля измеряется количес­твом выполненных тонно-километров (грузооборот) или переве­зенных тонн товаров (объем перевозок) за определенное время.

Знание технико-экономических показателей работы автомо­билей, умение их расчета и анализа торговыми работниками — важнейший путь более эффективного использования транспор­тных средств в торговле и снижения издержек обращения, в ко­торых значительное место занимают транспортные расходы.

Источник статьи: http://studopedia.ru/12_150507_osnovnie-pokazateli-effektivnosti-ispolzovaniya-avtotransportnih-sredstv.html

Технико-экономические показатели эффективности использования автомобильного транспорта

Постоянный рост объема перевозок, массовое привлечение для их выполнения автомобильного транспорта ставят перед офицерами автомобильных войск серьезные задачи по наиболее полной реализации внутренних резервов транспорта, повышению эффективности его использования. Решение этих задач в значительной степени зависит от совершенствования системы планирования автомобильных перевозок, сокращения или ликвидации нерациональных перевозок, систематического учета и оценки выполненной работы каждым водителем и подразделением в целом.

Одним из резервов повышения эффективности использования автомобильного транспорта является рациональное использование его грузоподъемности. Оно достигается путем наращивания бортов автомобилей и прицепов, применения наиболее рациональных способов погрузки и укладки на бортовых платформах воинских грузов.

Одним из резервов повышения эффективности использования автомобильного транспорта является рациональное использование его грузоподъемности. Оно достигается путем наращивания бортов автомобилей и прицепов, применения наиболее рациональных способов погрузки и укладки на бортовых платформах воинских грузов.

Для учета и оценки работы и технического состояния автомобильного транспорта применяются определенные технико-экономические показатели, которые подразделяются на показатели технического состояния и показатели эффективности использования автомобильного транспорта.

Техническое состояние автомобильной техники определяется ее исправностью и запасом хода до очередного среднего или капитального ремонта.

Основным показателем технического состояния автомобилей подразделения (части) является коэффициент технической готовности (КТГ).

Коэффициент технической готовности определяется отношением количества исправных автомобилей подразделения, части к их списочному количеству:

где Ми – количество исправных автомобилей;

Мс – количество автомобилей по списку.

Оценка состояния автомобильной техники части (соединения) определяется на основании приказа Министра обороны от 27 июня 1996г. №225 “Об утверждении Руководства по проверке и оценке состояния вооружения и военной техники общевойскового назначения”. Оценка “отлично” выставляется при КТГ не ниже 0,9, оценка “хорошо” – при КТГ не ниже 0,88, оценка “удовлетворительно” – при КТГ не ниже 0,85. Часть (соединение) оценивается “неудовлетворительно”, если КТГ ниже 0,85.

Запасом хода автомобиля (ЗХ) называется возможный его пробег в километрах до очередного среднего или капитального ремонта. Запас хода определяется как разность между установленной нормой межремонтного пробега автомобиля и совершенным пробегом после ремонта или с начала его эксплуатации:

где Н – это норма межремонтного пробега автомобиля, км;

L – пробег автомобиля после ремонта или с начала эксплуатации, км.

К технико-экономическим показателям, характеризующим эффективность использования автомобильного транспорта, относятся: коэффициент использования рабочего времени, коэффициент использования пробега, коэффициент использования грузоподъемности, производительность работы автомобиля и показатель эффективности использования автомобильного транспорта.

Коэффициент использования рабочего времени (КИВ) автомобиля выражает отношение времени движения автомобиля ко всему времени нахождения в наряде:

,

где t д – время движения автомобиля, ч;

t н – время нахождения автомобиля в наряде, ч.

За время нахождения в наряде автомобиль производит полезную работу только при перевозке грузов. Все простои, включая погрузку и разгрузку, являются непроизводительными.

Коэффициент использования пробега (КИПр) характеризует степень использования пробега автомобиля для полезной работы и представляет собой отношение пробега с грузом к общему пробегу:

,

где l г – пробег автомобиля с грузом, км;

L 0 – общий пробег автомобиля, км.

КИПр находится в пределах от 0,5 до 1 (рис. 9.3).

Рис. 9.3 Варианты использования автотранспорта, влияющие на величину КИПр.

Общий пробег складывается из пробега автомобиля с грузом и пробега без груза:

где lбг – пробег автомобиля без груза, км.

Пробег автомобиля без груза подразделяется на нулевой и порожний:

где lo – нулевой пробег автомобиля, км;

lп – порожний пробег автомобиля, км.

Нулевой пробег – это пробег автомобиля из парка части до пункта погрузки и от пункта последней разгрузки в автомобильный парк. Нулевой пробег почти всегда неизбежен.

Порожний пробег – это пробег автомобиля без груза от пункта разгрузки до пункта погрузки. Пробег автомобиля без груза является непроизводительным и ведет к снижению производительности автомобильного транспорта.

Коэффициент использования грузоподъемности (КИГ) характеризует степень использования номинальной грузоподъемности автомобиля:

,

где Q – количество фактически перевезенного груза, т;

q н – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.

Динамический коэффициент использования грузоподъемности представляет собой отношение суммы фактически выполненной транспортной работы к сумме возможной транспортной работы при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля за определенный период:

,

где Р ф – фактически выполненная транспортная работа, ткм;

Р В – возможная транспортная работа, ткм.

Динамический коэффициент использования грузоподъемности в большей мере, чем статический, характеризует эффективность использования транспорта, так как он оценивает произведенную полезную работу автомобильного транспорта за определенный период времени, а статический коэффициент использования грузоподъемности – лишь степень использования номинальной грузоподъемности транспортного средства.

Значение коэффициента использования грузоподъемности зависит от высоты бортов транспортного средства, вида упаковки и рациональной укладки воинских грузов. Чем выше борта автомобилей, тем больше количество перевозимого груза помещается в кузов, тем больше масса этого груза и коэффициент использования грузоподъемности. Вид груза, его упаковка (ящики, пакеты) и рациональная укладка так же влияет на массу перевозимого груза и значение коэффициента использования грузоподъемности.

На производительность работы автомобиля влияет скорость его движения. Различают среднюю техническую и средне маршевую (эксплуатационную) скорости движения.

Средняя техническая скорость – средняя скорость автомобиля, которая достигается на определенном участке или маршруте за время движения автомобиля без учета времени простоев и остановок. Средняя техническая скорость (Vт) определяется как отношение пройденного автомобилем расстояния (общий пробег автомобиля) в километрах ко времени в часах:

.

Средняя техническая скорость зависит от скорости прохождения автомобилем различных участков маршрута.

Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость автомобиля – средняя скорость автомобиля за время нахождении его в наряде. Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость автомобили ( V м ) определяется из отношения пройденного автомобилем расстояния в километрах ко времени нахождения его в наряде в часах, то есть с учетом простоев и остановок:

.

Средняя маршевая (эксплуатационная) скорость автомобиля зависит от средней технической скорости автомобиля, расстояния перевозок, количества и продолжительности остановок, а также от простоев под погрузкой и выгрузкой материальных средств в пунктах погрузки и разгрузки. Чем меньше простои, тем выше средняя маршевая (эксплуатационная) скорость.

Следует отметить, что отношение средней маршевой (эксплутационной) скорости и средней технической скорости автомобиля представляет собой коэффициент использования рабочего времени.

Показатель использования автомобильного транспорта – определяется на основании приказа Министра обороны от 29 декабря 2004г. № 450 “О порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время” по показателю эффективности (Пэ), представляющему собой отношение фактически выполненной транспортной работы (Рф) к возможной транспортной работе (Рв), выраженному в процентах:

.

В воинской части эффективность использования автотранспорта подвоза оценивается за каждое подразделение и воинскую часть в целом.

Оценочные показатели эффективности использования автомобильного транспорта подвоза приведены в табл. 9.1.

Оценочный показатель Значения Пэ, %
Отлично Пэ > 35
Хорошо 35 ³ Пэ > 30
Удовлетворительно 30 ³ Пэ > 20
Неудовлетворительно 20 ³ Пэ

Основными факторами, влияющими на повышение эффективности использования автомобилей, являются:

полное использование грузовместимости автотранспортного средства при его загрузке;

повышение степени использования номинальной грузоподъемности за счет наращивания бортов, рациональной укладки грузов, загрузки автомобилей пакетами и контейнерами;

исключение или максимальное сокращение порожнего пробега за счет перевозки попутных грузов;

сокращение времени простоев автомобилей под погрузкой или разгрузкой;

организация централизованного подвоза материальных средств;

выбор наиболее рациональных маршрутов движения.

Глава 10

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВОИНСКИМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Источник статьи: http://lektsia.com/13xa907.html

Читайте также:  Сборка шасси радиоуправляемого автомобиля
Оцените статью