- Автомобиль в компании: принимаем к учету
- Покупка авто в организации
- Оформление автомобиля
- Начисление амортизации
- Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?
- Как оформить ОСАГО бухгалтеру
- Транспортный налог на авто в компании
- ГЛАВА 13 Автомобиль на балансе организации
Автомобиль в компании: принимаем к учету
Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? — читайте в статье.
Покупка авто в организации
Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.
На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.
Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.
Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.
Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Оформление автомобиля
Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).
Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.
В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.
Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины. Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете. Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.
Начисление амортизации
Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.
Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).
Срок полезного использования для грузовиков
Автомобиль | Срок полезного использования (код ОКОФ) |
---|---|
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны | Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) | Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020) |
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197) |
Автомобили-тягачи седельные | Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216) |
Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку
Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?
Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.
Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).
В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
- Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. — автомобиль принят к эксплуатации;
- Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. — начислена месячная сумма амортизации.
Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.
При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.
Как оформить ОСАГО бухгалтеру
Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.
Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.
При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Транспортный налог на авто в компании
По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.
Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.
По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.
Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).
Источник статьи: http://school.kontur.ru/publications/409
ГЛАВА 13 Автомобиль на балансе организации
При подготовке этой главы использовалась информация из книги М. Н. Агафоновой «Автомобиль на вашем предприятии» издательства Бератор-Пресс, 2003 г. Кому интересны дополнительные нюансы бухгалтерских проводок, весьма рекомендую.
Отдельное спасибо за консультации по организации автохозяйства Бородавкину Александру Владимировичу.
Глава достаточно нудная. Основное содержание посвящено оформлению и содержанию автомобиля на балансе организации либо аренде. Когда я во всем этом разобрался, то пришел в уныние, так как создается ощущение, что заниматься этим не следует. Но, слегка успокоившись, сделал следующие выводы: Из-за одного автомобиля открывать собственное автохозяйство недостаточно выгодно и неэффективно. Основные проблемы возникают на этапе создания и становления системы использования автотранспорта организации. Бухгалтер должен обладать либо достаточной квалификацией для работы с автохозяйством, либо быть готовым к появлению автотранспорта на балансе организации и особо не сопротивляться нововведению. Если планируется небольшое количество автомобилей (1-3), то на начальном этапе лучше на короткий срок (около двух месяцев) привлечь сильного специалиста для организации автохозяйства, заплатить ему достойно и после привлекать для консультаций, обходясь своими силами. Использование предприятием автомобилей, особенно легковых, для собственных нужд намного проще, чем для обслуживания
сторонних организаций и физических лиц.
Если автомобилей уже хотя бы два, а не один, больше смысла открывать автохозяйство и списывать на затраты его содержание, экономя на налогах и перекладывая ответственность с вас, как физического лица, на юридическое лицо. Кроме этого, организация имеет возможность купить автомобиль не только за наличные и в кредит, ной в лизинг.
В целом содержимое главы показывает трудоемкость организации автохозяйства, необходимость документального оформления, контроля и списания ГСМ (горюче-смазочных материалов), запасных частей и расходных материалов, а также дополнительную нагрузку на бухгалтеров. Вы, как руководитель, должны быть готовы к этим трудностям, некоторым неудобствам и затратам.
Переходим к нормативно-правовой базе и комментариям к ней.
Существуют различные способы получения организацией автотранспортных средств, а именно: покупка, аренда, безвозмездное пользование, возмещение своим сотрудникам затрат по использованию их собственного автотранспорта в служебных целях. Все эти операции отражает бухгалтерия в своей работе. Учет указанных операций ведется по одним и тем же правилам, как на крупных, так и на небольших предприятиях.
Согласно ПБУ (Положение по бухгалтерскому учету) 6/01, транспортные средства относятся к основным средствам. Для того чтобы принять приобретенное вашим предприятием автотранспортное средство к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, необходимо выполнение следующих условий, определенных в ПБУ 6/01: автомобиль используется в производственном процессе или для управленческих нужд; срок его полезного использования составляет свыше 12 месяцев; автомобиль приобретен не с целью перепродажи; использование автомобиля необходимо для осуществления нормального производственного пли управленческого процесса, в результате которого предприятие получает экономические выгоды (доход).
Соблюдение этих требований позволит корректно относить на затраты все, что относится к содержанию и эксплуатации автомобиля на вашей организации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (в ред. от 21 февраля 2002 г.), собственники должны зарегистрировать свои автотранспортные средства в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти дней с момента приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли транспортными средствами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца транспортных средств и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации. Если ваша организация приобретает автомобиль у другой организации, на балансе которой он числился в составе основных средств, то для регистрации автомобиля необходимо представить договор купли-продажи с актом приемки-передачи. Организация уплачивает регистрационный сбор за постановку автотранспортного средства на учет. В подразделении ГИБДД выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, государственные номерные знаки и делается отметка в техническом паспорте автотранспортного средства о постановке на учет.
После государственной регистрации автомобиля организация вводит его в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию и принятие автомобиля к бухгалтерскому учету в качестве основного средства производятся на основании приказа руководителя предприятия.
При наличии у организации транспорта она платит транспортный налог. Налоговый период — календарный год, отчетные периоды — первый квартал, второй квартал, третий квартал. Порядок и сроки уплаты этого налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Вст. 361 НК РФ дана таблица налоговых ставок для всех объектов налогообложения транспортным налогом. Она является базовой. Налоговые ставки, указанные в ней, могут быть увеличены или уменьшены местными законами по каждому конкретному региону, но не более чем в пять раз. Величина налоговых ставок зависит от мощности двигателя.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», со всех организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт (как собственный, так и арендованный), взимается плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников. Согласно ст. 6 этого Закона, нормативы в области охраны окружающей среды должны устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок определения платы и ее предельных размеров регламентируется постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Указанное постановление было принято в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. Согласно этому постановлению базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы. Размер годовой платы за загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами определяется одним из следующих способов: по количеству израсходованного топлива с учетом установленной удельной платы для всех его видов; по количеству и типу эксплуатируемых транспортных средств с учетом установленной годовой платы за одно транспортное средство.
Как правило, организация регистрирует в органах ГИБДД приобретенное автотранспортное средство по месту своего нахождения. Это
означает, что предприятие уже зарегистрировано в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика. Требуется ли ему при этом вставать на повторный учет, как владельцу транспортного средства? Налоговые органы дают на этот вопрос однозначный ответ — требуется. Поэтому,
во избежание конфликтных ситуаций, нужно оформить все необходимые документы в предусмотренные законом сроки.
Чтобы относить на затраты все, что связано с автомобилем, он принимается к учету в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. Формирование первоначальной стоимости зависит от способа приобретения этого средства. К таким способам относятся: покупка; вклад в уставный капитал; безвозмездное получение; обмен.
Нам наиболее актуальна покупка. Купили — поставили на балансовый учет, эксплуатируете, платите налоги. При этом стоимость автотранспортного средства подлежит списанию с бухгалтерского учета в случаях: продажи; безвозмездной передачи; морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
Это значит, что, купив автомобиль, вы начинаете его амортизировать и платить транспортный налог и экологический сбор. По прошествии какого-либо времени вы от него избавитесь. При продаже можно назначить любую цену. С разницы между остаточной (балансовой) стоимостью и стоимостью продажи вы заплатите налог на прибыль (расчет не самый простой, но смысл именно такой). Остаточная стоимость — это разница между начальной стоимостью и величиной амортизации.
Для эксплуатации автомобиля потребуются горючесмазочные материалы и специальные жидкости. К ним относятся топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки), специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Бухгалтерия предприятия ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам.
При приобретении ГСМ за наличный расчет необходимо соблюдать следующие правила. Руководитель предприятия издает приказ, в котором определяет круг лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств в кассе предприятия под отчет на приобретение ГСМ. В этом приказе должны быть установлены сроки представления в бухгалтерию авансовых отчетов. К авансовому отчету прилагаются чеки ККМ, выдаваемые автозаправочной станцией (АЗС). Кассовый чек должен содержать следующие данные:
О наименование организации-продавца (АЗС);
О ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) организации-продавца;
О номер кассового аппарата;
О номер и дату выдачи чека;
О стоимость ГСМ с учетом НДС;
О марку ГСМ, количество топлива и цену за единицу. Эти реквизиты не являются обязательными для чека ККМ. Однако большинство АЗС в настоящее время выдают именно такие чеки. Если в чеке нет указанных реквизитов, то АЗС выдает товарный чек.
Расходы на топливо обычно большие, при этом НДС с него зачесть удастся не всегда. Связанно это с тем, что НДС из стоимости ГСМ расчетным путем не выделяется. Для АЗС продажа ГСМ с выдачей чека ККМ является розничной торговлей, а главой 21 НК РФ не предусмотрено принятие к налоговому вычету суммы НДС, выделенной расчетным путем из чеков ККМ. Для зачета НДС необходимо работать с топливными компаниями по безналичному расчету с применением талонов на топливо или топливных карт.
Бухгалтерские и налоговые нормативные документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов, связанных с использованием ГСМ в перевозочном процессе. Единственным условием списания ГСМ на себестоимость является наличие документов, подтверждающих факт их использования в процессе производства. Поэтому каждая организация вправе самостоятельно определить нормы расхода топлива, смазочных материалов и специальных жидкостей с учетом технологических особенностей своего производства. Такие нормы организация разрабатывает для контроля над расходом ГСМ на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники. Они утверждаются приказом руководителя организации. С приказом знакомят всех водителей автотранспорта. Нормы должны быть реальными. В противном случае будут злоупотребления со стороны водителей и «пережег» топлива и, следовательно, неоправданные дополнительные расходы. Разрабатывает эти нормы ответственный за автохозяйство. Для личной машины вы вправе установить подходящие для вас нормы расхода топлива.
Учтите, что согласно положениям главы 25 НК РФ (налог на прибыль) для целей налогообложения принимаются только документально подтвержденные и экономически обоснованные расходы. Расход ГСМ можно признать экономически обоснованным, если он производится по утвержденным руководителем нормам.
При разработке норм организации руководствуются Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Руководящий документ Р3112194-0366-03), утвержденными Министерством транспорта РФ 29 апреля 2003 г. Эти нормы действуют до 1 января 2008 г., далее введут новые. В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и методика их применения, а также нормативы по расходу смазочных масел. Нормативные материалы предназначены для всех организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации. Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды в состав норм не включается и устанавливается отдельно.
Списание горюче-смазочных материалов на себестоимость перевозок производится на основании путевых листов. В путевом листе проставляются показания спидометра и показатели расхода ГСМ. Эти данные записывает в путевой лист механик или иное уполномоченное лицо. В путевом листе также должен быть указан точный маршрут следования, подтверждающий производственный характер транспортных расходов. «Точный» — означает указание маршрута. Например, Санкт-Петербург — Тверь — Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская
область. Указывать Российская Федерация или Республика Карелия нежелательно.
При эксплуатации потребуются запасные части. Они могут быть изготовлены на самом предприятии, поступить от поставщиков или подотчетных лиц, закупающих материалы за наличный расчет. Все приобретенные запчасти приходуются на складе. Материальноответственное лицо в день поступления ценностей на склад составляет в одном экземпляре приходный ордер по форме № М-4. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. Поступающим на склад запчастям присваивается номенклатурный номер. На каждый номенклатурный номер открывается карточка учета материалов по форме № М-17. Записи в карточке ведутся материально-ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Представитель ремонтного цеха (либо водитель, механик гаража или другое назначенное лицо, если на предприятии нет ремонтной службы) получает запчасти со склада по требованию-накладной формы № М-11. Накладную в двух экземплярах составляет материальноответственное лицо склада, сдающего материальные ценности. Ее подписывают сдатчик и получатель запасных частей. Новые запасные части выдают из кладовой только в обмен на изношенные. Изношенные запасные части, подлежащие ремонту, передают в ремонтный цех (участок), а после ремонта возвращают на склад. Негодные к дальнейшему использованию запчасти актируют и приходуют в кладовой по массе лома, как прочие материалы.
В установленные организацией сроки материально-ответственное лицо склада сдает в бухгалтерию материальный отчет в форме реестра приходных и расходных документов с приложенными первичными документами.
Правила документального оформления движения материалов являются одинаковыми для всех предприятий, как крупных, так и совсем небольших, с численностью работающих до 10 человек. Даже в небольшой организации должен быть завхоз (либо сотрудник, выполняющий функции завхоза), который ведет документальный учет материальных ценностей, приобретаемых организацией и расходуемых в процессе хозяйственной деятельности. К таким материальным ценностям относятся не только запчасти, топливо, но и канцелярские принадлежности, производственный и хозяйственный инвентарь со сроком службы менее 12 месяцев и пр. На небольшом предприятии можно не составлять требование-накладную по форме № М-11, а оформлять отпуск материалов непосредственно в карточке учета материалов формы № М-17, в которой расписывается получатель материалов. (Облегчение минимальное. Как в поговорке: «хрен редьки не слаще».)
Автомобильные шины (покрышки, камеры и ободные ленты), находящиеся на складе и в оборотном фонде (в обороте службы технической эксплуатации, шинном цехе, в запасе на автомобилях технической помощи), нормируются и учитываются как оборотные средства. Шины, поступающие на предприятие с автомобилем (на колесах и в запасе при транспортном средстве), включаются в его первоначальную стоимость и учитываются в составе основных средств.
На каждую покрышку ведется учетная карточка, в которой отражаются все перемещения, полученные дефекты, ремонт, количество пройденных километров. Карточки учета работы автопокрышек ведет техник по учету автошин или иное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия. Карточка является основанием для списания автошин по непригодности, предъявления рекламаций изготовителям и шиноремонтным заводам в случае невыполнения гарантийного пробега по их вине. Замена изношенных шин на новые производится после выполнения нормативного эксплуатационного пробега. При недопробеге автопокрышек выясняются его причины (вина
водителя, завода-изготовителя и пр.), которые отражаются в акте на списание. Автомобильные шины со склада выдаются только в обмен на сданные шины, подлежащие восстановлению или списанию в утиль. При сдаче составляют акт о полной непригодности шин, в котором указывают: размер каждой покрышки или камеры, ее серийный номер, модель, характер повреждения и пробег. Шины, нуждающиеся в ремонте, передают по требованию-накладной (форма № М-11) в вулканизационную мастерскую предприятия или сторонней организации по акту передачи.
Любая машина нуждается в ремонте. В зависимости от сложности и продолжительности работ различают капитальный, средний и текущий ремонт. При капитальном ремонте транспортных средств производится полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, восстановление или замена всех изношенных деталей и узлов на новые, сборка, регулирование, испытание. В результате модернизации происходит улучшение нормативных показателей функционирования транспортного средства (срок полезного использования, мощность и другие технические характеристики). Например, расходы по замене двигателя автомобиля на более мощный носят капитальный характер и увеличивают первоначальную стоимость автомобиля. После проведения капитального ремонта автомобиль получает новый норматив пробега до следующего капитального ремонта — это не менее 80% ресурса новой машины. При среднем и текущем ремонте производится частичная разборка и замена деталей и агрегатов автомобиля.
Проведение всех видов ремонтов требует соблюдения определенных правил документального оформления. До начала отчетного года на предприятии составляется план технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Специальная комиссия, созданная на предприятии, составляет на каждый ремонтируемый автомобиль акт технического осмотра и дефектную ведомость. В этих документах указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей. Формы актов и дефектной ведомости предприятие разрабатывает самостоятельно. На основании дефектной ведомости составляется смета на проведение ремонта. Смету может составить соответствующая техническая служба предприятия или сторонняя специализированная организация. Дефектную ведомость и смету утверждает руководитель предприятия. Если ремонт выполняется хозяйственным способом, то инженерно-техническая служба предприятия (например, отдел главного механика, отдел капитальных ремонтов и т. п.) выписывает наряды-заказы по данным дефектной ведомости. Первый экземпляр наряда- заказа передается ремонтному цеху, второй — в бухгалтерию, третий остается в инженерно-технической службе для контроля сроков выполнения ремонтных работ. Бухгалтерия ведет аналитический учет по наряду-заказу. По дефектной ведомости и наряду-заказу выписываются документы на получение со склада необходимых для ремонта запасных частей и материалов, а также рабочие наряды на изготовление и реставрацию отдельных узлов и деталей. Передача автомобиля в ремонт, как в ремонтный цех предприятия, так и сторонней организации, производится на основании акта. Акт подписывают сдающая и принимающая стороны. Если ремонт производит сторонняя организация, то акт составляют в 2 экземплярах (по одному для каждой стороны). По окончании капитального ремонта составляется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных
объектов по форме № ОС-3. При производстве ремонтных работ сторонней организацией — акт по форме № ОС-3 также составляется в 2 экземплярах. Получив акт формы № ОС-3, бухгалтер делает запись в инвентарной карточке автотранспортного средства (форма № ОС-6) о произведенных работах.
Автомобиль, находящийся на балансе организации, страхуется. ОСАГО неизбежно, а КАСКО — по желанию. Все как у частных лиц. На организацию полис обязательного автострахования выписывается обезличенно, т. е. без ограничений по водителям.
Ежедневно, перед выпуском автомобилей на линию, их осматривает механик и делает отметку в путевом листе о технической исправности автомобиля. На предприятиях, имеющих большой парк автомобилей, механик является штатным сотрудником предприятия. Он проходит специальное обучение и получает удостоверение на право допуска технически исправных автомобилей к работе. Организации, не имеющие штатного специалиста, должны заключить договор с авторемонтной организацией или предприятием автохозяйства, в штатах которых имеются обученные механики. Расходы, связанные с ежедневным выпуском автомобилей на линию, списываются на счета учета затрат.
Работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (лица в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний (ст. 213 ТК РФ). В соответствии со ст. 185 ТК РФ за время нахождения на медицинском обследовании за работниками, обязанными проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы. Медицинское обследование производится в рабочее время. В настоящее время медицинские осмотры стали платными. Стоимость обязательных медицинских осмотров относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по статье «Затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности».
Кроме периодических медицинских осмотров, водители перед выходом в рейс обязаны пройти ежедневный медицинский контроль. Этот контроль осуществляет медицинское учреждение, с которым организация заключает договор, либо медицинский работник, состоящий в штате организации. Договор на ежедневный медицинский контроль заключается с медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию. Медицинский работник, работающий на предприятии по трудовому контракту (на постоянной основе пли на условиях совместительства), должен иметь документ о медицинском образовании и соответствующую лицензию.
В путевом листе в разделе о состоянии здоровья водителя ежедневно делается запись или проставляется штамп «Медицинский контроль (осмотр) прошел». Указанная запись заверяется подписью медицинского работника.
Если вы собираетесь использовать автомобиль для оказания услуг другим организациям и физическим лицам, вам понадобится лицензия. Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. № 402 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Это Положение определяет порядок лицензирования перевозок: пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом; пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
На каждый из перечисленных видов деятельности надо оформлять отдельную лицензию. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Лицензия предоставляется на пять лет. Одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка. При осуществлении лицензионной деятельности эта карточка должна находиться у водителя автотранспортного средства.
Для получения лицензии организация должна представить в лицензирующий орган следующие документы: заявление с просьбой о предоставлении лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет; копии документов, которые подтверждают соответствие квалификации работников организации установленным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок соответствующим автомобильным транспортом; копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;
сведения о транспортных средствах; документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора.
Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения лицензирующим органом заявления и всех необходимых документов.
Если в период действия лицензии у организации происходят изменения в составе и количестве автотранспортных средств, то она обязана сообщить о каждом изменении лицензирующему органу в течение 15 дней в письменной форме.
Может возникнуть ситуация, когда вы решите использовать собственный автомобиль или автомобиль сотрудника для служебных целей. Это возможно. Согласно ст. 188 ТК РФ работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях может выплачиваться работникам, если производственная (служебная) деятельность работников связана с постоянными разъездами и работники используют для служебных поездок личные легковые автомобили. В этом случае работник должен представить в бухгалтерию организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Если работник водит автомобиль по доверенности, то он должен сдать в бухгалтерию копии технического паспорта и доверенности собственника автомобиля. Размер компенсации зависит от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. Компенсация должна обеспечить возмещение расходов работника, связанных с эксплуатацией автомобиля в служебных целях. Считается компенсация по специальной формуле — рассматривать ее не будем, потянет на треть главы.
Начисление компенсации производится на основании приказа руководителя организации. Компенсация начисляется ежемесячно в твердой сумме независимо от количества календарных дней в месяце. Компенсация не начисляется только за дни нахождения работника в отпуске, командировке, а также за дни невыхода его на работу из-за временной нетрудоспособности пли по другим причинам.
Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 утверждены следующие формы первичной документации для учета работы
автотранспорта: журнал учета путевых листов (форма № 8); путевой лист легкового автомобиля (форма № 3); путевой лист специального автомобиля (форма № 3 (спец.)); путевой лист легкового такси (форма № 4); путевой лист грузового автомобиля (форма № 4-с, форма № 4-п); путевой лист автобуса (форма № 6); путевой лист автобуса необщего пользования (форма № 6 (спец.)); товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям. Этот документ выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом (уполномоченное лицо назначается приказом руководителя организации). В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист под расписку, а по окончании смены возвращает его в диспетчерскую. Путевой лист на следующий день (смену) выдается водителю при условии, что он сдал путевой лист предыдущего дня работы.
При использовании собственного легкового автомобильного транспорта организации имеют право самостоятельно разработать, утвердить и применять свою форму путевого листа. Разрешается применение совместно путевого листа и маршрутного листа, действительного на календарный месяц. На это есть разъяснения Министерства финансов Российской Федерации.
Ответственность за правильное оформление путевого листа несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Журнал учета движения путевых листов (форма № 8) применяется организацией для регистрации путевых листов, выданных водителю и сданных после обработки в бухгалтерию.
Вроде бы все. Что из вышеперечисленного следует? В организации обязательно должен быть кто-то ответственный за автохозяйство. Вам придется подписать большое количество документов при налаживании процесса и непрерывно подписывать в текущей работе. Если получится — попытайтесь вникать, что подписываете, не получится — подписывайте, доверяя ответственному лицу.
Открытие непосредственно автохозяйства производится одновременно с постановкой на учет первого автомобиля. При открытии автохозяйства документы подаются в МРЭО. Список документов уточните там, в основном это копии учредительных документов. Транспорт может стоять на площадке, оборудованной средствами пожаротушения, подходящей под требования СЭС, должна быть возможность для осуществления квалифицированного обслуживания и ремонта автомобиля. Если у вашей организации нет соответствующих возможностей, придется заключать липовые договоры с организациями, обладающими такими возможностями и оказывающими данные услуги.
После открытия автохозяйства и постановки на учет автотранспорт организации требуется поставить на учет в военкомате. Процедура достаточно рутинная.
На этом по автомобилю на балансе организации в основном все. В реальности все не так страшно и вполне осуществимо, но организовывать надо по полной. Готовьтесь.
Источник статьи: http://economy-ru.com/nachinayuschim-predprinimatelyam_1036/avtomobil-balanse-organizatsii-47408.html