- Оценка отечественных автомобилей на прошедшую дату
- Все быстрее: потеря стоимости автомобиля по маркам и годам
- Какие потери в стоимости легкового автомобиля нужно ожидать по годам эксплуатации?
- По прошествии трех лет
- Не паниковать или что компенсирует потери автолюбителей
- Какая потеря стоимости легкового автомобиля по маркам ждет владельца
Оценка отечественных автомобилей на прошедшую дату
В связи с принятием нового федерального стандарта оценки стоимости машин и оборудования (ФСО 10) появилась возможность использования текущей ценовой информации для оценки машин на прошедшие даты. Это позволяет использовать многочисленные текущие данные о ценах предложений автомобилей, публикуемые в сети Internet на различных специализированных сайтах. Значительный объем предложений на текущую дату позволяет оценщику подобрать достаточное количество аналогов максимально схожих по ценообразующим факторам с объектом оценки, что гарантирует объективный результат оценки на текущую дату.
Однако для перевода значения рыночной стоимости с текущей даты на дату оценки «оценщик должен проанализировать динамику цен от даты оценки до даты наступления соответствующего события и внести соответствующие корректировки» (п.12 ФСО 10).
Применение в качестве таких корректировок только показателей инфляции ошибочно так как на прошедшую дату стоимость не только снижается вследствие инфляции, но и возрастает в связи с тем, что у объекта оценки снижается срок эксплуатации и его стоимость на прошедшую дату оценки возрастает, т.е. автомобиль становится более «новым».
Таким образом, чтобы эффективно применять положение указанного стандарта по оценке на прошедшую дату необходимо установить функциональную связь динамики цен от даты оценки до текущей даты или даты, на которую известна оценка рыночной стоимости.
В предыдущей статье рассматривались результаты исследования функциональной связи динамики цен от срока эксплуатации для автомобилей иностранного производства. В настоящей статье изложены результаты исследования оценки на прошедшую дату для популярных автомобилей отечественного производства. Приведена функциональная зависимость стоимости автотранспортных средств ( АТС) от срока эксплуатации для двух групп автомобилей, имеющих значительный вес на вторичном рынке:
- снятые с производства с 2013 года автомобили ВАЗ 2110 и ВАЗ 2115;
- производимые на дату исследования автомобили Калина, Приора, ВАЗ 2121(Нива).
Рассмотрен практический пример использования полученных результатов при проведении оценочной экспертизы.
Исследование было проведено по материалам сайта Auto.ru за февраль- март 2017 года, были проанализированы цены предложений на продажу более 4,5 тысяч автомобилей с годами эксплуатации от 1 года до 10 лет.
Автомобиль ВАЗ 2110 выпускался в России до 2007 года включительно, в 2008 году лицензия, технологии были переданы в Украину, где ВАЗ 2110 выпускался под брендом «Богдан» с 2010 по 2012 год включительно. В связи с этим данные по продажам ВАЗ 2110 за 2008,2009 год отсутствуют, т.к. автомобиль за эти годы не выпускался. Для исключения разрыва графика приведены условные значения стоимости ВАЗ 2110 за 2008 и 2009 год.
Ниже приведены данные по средней цене предложений вторичного рынка указанных марок по каждой группе.
Автомобили снятые с производства, но активно продаваемые на вторичном рынке
Марка АТС | Средняя цена автомобиля, тыс.руб. по годам выпуска, данные сайта Auto.ru | |||||||||
2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | |
ВАЗ 2110 | 197,95 | 191,21 | 164,94 | 157,00 | 152,00 | 142,21 | 123,27 | 111,80 | 99,64 | 84,91 |
ВАЗ 2115 | 194,00 | 172,75 | 157,28 | 147,18 | 126,32 | 113,22 | 107,25 | 98,62 | 89,97 | 84,20 |
Автомобили, выпускаемые на дату исследования
Марка АТС | Средняя цена автомобиля, тыс.руб. по годам выпуска, данные сайта Auto.ru | |||||||||
2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | |
Калина | 450,93 | 396,89 | 342,66 | 302,35 | 225,98 | 215,74 | 198,56 | 181,90 | 164,05 | 146,25 |
Приора | 413,85 | 400,90 | 351,53 | 289,96 | 263,80 | 236,41 | 216,49 | 199,76 | 181,29 | 167,00 |
ВАЗ 2121 | 462,71 | 413,07 | 363,41 | 323,94 | 274,98 | 260,70 | 246,76 | 239,42 | 204,43 | 203,45 |
С целью возможности сравнительного анализа функциональной зависимости для АТС с различной стоимостью указанные средние цены по годам эксплуатации были приведены к единой базе первого года эксплуатации, т.е. все данные разделены на стоимость каждого АТС за 2012 год для первой группы и за 2016 год для второй группы. Поскольку исследование проводилось на февраль-март 2017 года, то срок эксплуатации автомобилей 2012 года выпуска первой группы принимался за 5 лет, 2011года выпуска- 6 лет и т.д, для второй группы- автомобили 2016 года –принимались за 1 год эксплуатации и т.д.
В табл. 3 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для первой группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Марка АТС | Снижение средних цен предложения АТС первой группы в зависимости от срока эксплуатации, в годах | |||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
ВАЗ 2110 | 1,000 | 0,966 | 0,833 | 0,793 | 0,768 | 0,718 | 0,623 | 0,565 | 0,503 | 0,429 |
ВАЗ 2115 | 1,000 | 0,890 | 0,811 | 0,759 | 0,651 | 0,584 | 0,553 | 0,508 | 0,464 | 0,434 |
Среднее | 1,000 | 0,928 | 0,822 | 0,776 | 0,710 | 0,651 | 0,588 | 0,537 | 0,484 | 0,431 |
Дисперсия | 0,000 | 0,053 | 0,016 | 0,024 | 0,083 | 0,095 | 0,049 | 0,040 | 0,028 | 0,004 |
Как видно из таблицы 3 дисперсия относительно среднего значения не превышает 9,5%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости.
На рис.1 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей первой группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция. Последний год выпуска автомобилей — 2012, поэтому минимальный срок эксплуатации на дату исследования -5 лет.
Функция снижения стоимости от срока эксплуатации первой группы АТС (ФСС1) имеет вид:
Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты.
На рисунке показан прогноз функции снижения стоимости на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке представлены автомобили с эксплуатацией от 5 до 17 лет. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости составляет 99,69%.
В табл. 4 показана величина снижения стоимости относительно стоимости первого года эксплуатации для второй группы АТС, среднее значение по маркам автомобилей для каждого года и дисперсия.
Марка АТС | Снижение средних цен предложения АТС первой группы в зависимости от срока эксплуатации, в годах | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Калина | 1,000 | 0,880 | 0,760 | 0,671 | 0,501 | 0,478 | 0,440 | 0,403 | 0,364 | 0,324 |
Приора | 1,000 | 0,969 | 0,849 | 0,701 | 0,637 | 0,571 | 0,523 | 0,483 | 0,438 | 0,404 |
ВАЗ 2121 | 1,000 | 0,893 | 0,785 | 0,700 | 0,594 | 0,563 | 0,533 | 0,517 | 0,442 | 0,440 |
Среднее | 1,000 | 0,914 | 0,798 | 0,690 | 0,578 | 0,538 | 0,499 | 0,468 | 0,415 | 0,389 |
Дисперсия | 0,000 | 0,048 | 0,046 | 0,017 | 0,070 | 0,051 | 0,051 | 0,058 | 0,044 | 0,059 |
Как видно из таблицы 4 дисперсия относительно среднего значения не превышает 7%, что существенно ниже доверительного диапазона вероятностей (20%) оценки рыночной стоимости.
На рис.2 представлен график изменения среднего значения стоимости автомобилей второй группы от срока эксплуатации и аппроксимирующая функция.
Функция снижения стоимости второй группы АТС (ФСС2) имеет вид:
Т- срок эксплуатации в годах относительно текущей даты.
Вид функциональной зависимости показан с прогнозом на три года относительно последнего года исследования, т.к. на вторичном рынке могут быть представлены автомобили с эксплуатацией до 13 лет и более. Достоверность аппроксимации функции относительно среднего значения стоимости АТС составляет 98,1%.
Используя инструменты Excel достаточно просто определить стоимость автомобиля на прошедшую дату, зная рыночную стоимость на текущую или другую дату.
Пример. Достаточно часто при оценке стоимости доли в ООО в случае выхода учредителя или наследовании необходимо рассчитать рыночную стоимость АТС на дату подачи заявления о выходе. Обычно эта дата отстоит от даты рассмотрения соответствующего иска в арбитражном суде на 1,5-2 года.
Пусть срок эксплуатации оцениваемого автомобиля ВАЗ 2115 на текущую дату составляет 8 лет 4 месяца (100/12 лет), срок эксплуатации этого автомобиля на дату подачи заявления о выходе учредителя из общества — 6 лет 7 месяцев (79/12 лет). Рыночная стоимость автомобиля на текущую дату С т.д – 130 тыс.руб.
Значение функции снижения стоимости на текущую дату и дату оценки определяем по формуле (1)
Коэффициент роста рыночной стоимости АТС на дату оценки относительно стоимости на текущую дату:
Рыночная стоимость автомобиля на дату оценки равна:
Для окончательного расчета необходимо учесть инфляцию за период с текущей даты до даты оценки.
Применение полученной функциональной зависимости для оценки на прошлую дату возможно для различных отечественных автомобилей аналогичных рассмотренным выше по стоимости, времени эксплуатации, объему двигателя, конструктивным решениям.
Поделиться ссылкой в социальных сетях:
Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)
Источник статьи: http://www.ocenchik.ru/docsk/2849-ocenka-otechestvennyh-avtomobiley-proshedshuyu-datu.html
Все быстрее: потеря стоимости автомобиля по маркам и годам
Выехав за ворота автосалона на новом авто, мало кто задумывается о том факте, что покупка-то уже начала дешеветь. Это прискорбно, но нужно признать покупку новой машины неудачной инвестицией, если, конечно, не говорить о раритете или автомобиле единичной сборки. На какую сумму подешевеет ваш экземпляр спустя, например, три года – вот вопрос, который должен интересовать большую часть автовладельцев. Ответить на него поможет статистика и анализ продаж вторичного рынка легкового автотранспорта.
Какие потери в стоимости легкового автомобиля нужно ожидать по годам эксплуатации?
Обесценивание транспортного средства – базовая статья расходов отечественного автолюбителя. За последний год она ощутимо выросла. Дело в том, что общая стоимость владения легковым автотранспортом в Российской Федерации сопоставима с такими же тратами в странах с развитой экономикой. Однако при этом они пока превышают средний доход российского гражданина.
Уже доподлинно известно, что потеря стоимости автомобиля по маркам происходит в первые три года его эксплуатации. Это как раз среднестатический гарантийный срок, который предоставляют дилеры. В первый год этот факт особо очевиден – только покинув стены автосалона, машина уже теряет до 10% своей первоначальной цены, а в последующие 12 месяцев – еще около 10%. Процесс обесценивания зависит от многих тонкостей:
- Особенности модели.
- Репутация автопроизводителя.
- Популярность модели.
- Наличие планового рестайлинга.
Встречаются исключения, которые связаны с уникальностью или чрезвычайной популярностью авто. В этом случае потеря стоимости автомобиля по годам несущественна или вовсе отсутствует. Например, годовалый Mercedes GLA иногда продается на вторичном рынке по цене нового, а то и дороже.
По прошествии трех лет
Чтобы оценить насколько изменилась цена популярных марок авто из разных классов, достаточно сопоставить их ставки на вторичном рынке с суммами, потраченными на приобретение этих машин три года назад. Статистика не учитывает цену битых авто, а также погрешность тарифов при покупке дополнительного оборудования. По мнению экспертов глобального технологического центра PricewaterhouseCooper (PwC) в 2016 году падение цены машины после трех лет эксплуатации в зависимости от стоимости владения составило в среднем:
- Для компактных авто класса B – до 31%.
- Для автотранспорта класса C и D – до 35%.
- Для авто бизнес-класса E – до 47%.
- Внедорожники стоимостью менее 3 млн. рублей – до 43%.
Увеличение ценовых потерь для машин класса B и E по сравнению с прошлым годом вызвано, как считают специалисты, повышением цен на новые модели. Причиной послужило увеличение валютных издержек автопроизводителя и курсовой разницы.
Не паниковать или что компенсирует потери автолюбителей
Ко всему вышеперечисленному нужно отметить, что общая цена владения частным автотранспортом снизилась за прошедший год для машин всех классов. Это произошло благодаря падению средней ставки автокредита с 21 до 16%. Государственная программа льготного кредитования установила для компактных авто класса В самую низкую процентную ставку – 13,1%. По оценкам экспертов переплата по кредитным обязательствам составляет 12-22% от всей суммы за модель.
Не менее важен факт, указывающий, что потеря стоимости легкового автомобиля по годам снизилась по причине удешевления страховки КАСКО на 23% по всем классификациям, кроме внедорожных моделей дороже 3 млн. рублей.
Снижение пробега на 24% за счет введения платных парковок в городских центрах также оказало влияние на снижение тарифных ставок владения автотранспортом. Сюда же добавим 50% скидки при оплате штрафов.
Какая потеря стоимости легкового автомобиля по маркам ждет владельца
Руководители дилерских центров утверждают, чем дороже и выше классность машины, тем ниже оказывается его остаточная цена. Но некоторые модели Toyota и Suzuki даже спустя три года можно реализовать за первоначальные деньги. Это объясняется как их популярностью на вторичном рынке, так и постоянным ростом цен на новые модели этих производителей.
Аналитики представили список ликвидных моделей на авторынке России. Для его составления эксперты сопоставили цену новой машины в 2013 году и сумму, которую требовал продавец в начале нынешнего года. В итоге индексы остаточной стоимости представлены в таблице.
Среди субкомпактных экземпляров Chevrolet Spark теряет в цене менее всего. За первые три года модель сохранила 79% от стартовой суммы. В сегменте B-класса хэтчбек Renault Sandero показывает лучшие результаты – сохранил 90,8%. Toyota Corolla с полноценными 83% лидирует в гольф-классе, а в бизнес-классе VW Passat оставляет 82% от первоначального тарифа.
Достоин внимания тот факт, что самый высокий процент от начального ценника, сохраняют иномарки, которые выпускаются в Российской Федерации. Например, среди аналогов по маркам потери стоимости автомобиля Renault Sandero минимальны. Это объясняют адаптацией машины к дорожным и климатическим условиям эксплуатации России, надежной подвеской и высоким клиренсом. Большое значение имеют доступность запчастей и сервисов технического обслуживания.
Что до внедорожников, то здесь лидирует отечественный SUV Lada 4×4. За три года она умудрилась сохранить 85% от начальной стоимости при перепродаже. Оказалось, что кроссовер C-класса KIA Sportage сохранил 79% первоначального тарифа, а среднеразмерный внедорожник Toyota Highlander – 84%.
В общем зачете среди всех брендов по сохранению остаточной цены лидирует Тойота с моделями Corolla, Highlander и Hilux. Среди экземпляров премиум-класса лучшими стали:
В сегменте премиальных SUV ведущие места занимают Range Rover Evoque со своими сохраненными 82% от суммы за новое авто, Ауди Q5 – 79% и Porsche Cayenne – 75%. Многие автопроизводители за счет введения специальных программ по поддержке продаж повышают остаточную цену моделей. Суть этих программ – работа над репутацией бренда, а также над величиной затрат на ремонт и содержание.
Источник статьи: http://autobann.su/poterya-stoimosti-avto-po-godam.html