Потребительские и эксплуатационные свойства автомобилей.
Качество автомобиля — это совокупность потребительских свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять потребности человека в соответствии со своим назначением.
Потребительские свойства легковых автомобилей включают комплексные групповые свойства (функциональные, эргономические, эстетические свойства, надежность, безопасность, экономичность и т. д.) и единичные свойства.
Автомобиль является частью системы «автомобиль — водитель — дорога — среда», и его свойства проявляются во взаимодействии с элементами этой системы. При проектировании конструкции автомобиля учитываются условия эксплуатации и их влияние на потребительские свойства автомобилей.
Назначение автомобиля определяется конструктивными особенностями и функциональными свойствами.
Конструктивные особенности характеризуют следующие показатели:
• число и расположение цилиндров;
• показатели массы (масса неснаряженного автомобиля, масса транспортного средства в снаряженном состоянии, полная конструктивная масса автомобиля);
• габаритные размеры автомобиля (длина, ширина, высота без нагрузки);
• полезная ширина салона, полезная длина салона, база автомобиля, размер шин и др.
Масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса) — это масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг).
Функциональные свойства определяют приспособленность автомобиля к эксплуатации в качестве наземного транспортного средства. Они подразделяются на следующие свойства:
Функциональные свойства легковых автомобилей в первую очередь зависят от показателей двигателя.
Скоростные свойства — это совокупность свойств, которые определяют диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля в различных дорожных условиях. Водитель выбирает скорость движения автомобиля с учетом эксплуатационных условий и возможного диапазона скоростей.
Диапазон скоростей — это интервал от максимального значения скорости до минимального по условиям устойчивой работы двигателя. Чем тяжелее дорожные условия, тем уже диапазон скоростей и меньше ускорения.
Скоростные свойства зависят от показателей конструкции, трансмиссии; показателей двигателя; эксплуатационного состояния автомобиля (степени износа деталей). На скоростные свойства влияют состояние дорожного покрытия и шин автомобиля (коэффициент сцепления колес с дорогой); аэродинамического сопротивления движению автомобиля (коэффициент аэродинамического сопротивления).
Скоростные свойства характеризуются:
Максимальная скорость — это наибольшая скорость, достигаемая автомобилем на высшей передаче при полной подаче топлива на измерительном участке дороги. Максимальная скорость зависит от максимальной мощности двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой.
Минимальная скорость автомобиля не нормируется стандартом и представляет собой наименьшее значение скорости по условиям устойчивой работы двигателя.
Приемистость — это способность автомобиля быстро увеличивать скорость движения. Приемистость характеризуется временем разгона на 4-й и 5-й передачах на скорости от 60 до 100 км/ч; временем разгона с 0 до 100 км/ч с нагрузкой (водителем и пассажиром).
Тяговые свойства характеризуются силой тяги на крюке (максимальная на низшей передаче) — способностью автомобиля к буксированию прицепов; стандартом для легковых автомобилей не нормируется.
Управляемость автомобиля — это совокупность свойств, характеризующих автомобиль как объект управления.
Управление автомобилем — это целенаправленная организация процесса движения автомобиля, которая является главной функцией водителя. Управление осуществляется на основе анализа информации об условиях движения и о результатах управления. Автомобиль движется по криволинейной траектории, возникающей из-за наличия криволинейных участков дороги, действия на автомобиль внешних возмущений, воздействий водителя.
Проходимость автомобиля — это совокупность свойств, обеспечивающих способность автомобиля преодолевать препятствия, двигаться в ухудшенных дорожных условиях (влага, снег, деформируемый грунт) и по бездорожью — уклонам, барьерным, дискретным препятствиям.
Безопасность автомобиля основывается на большом числе факторов. Специалисты выделяют понятия конструктивной и активной безопасности транспортного средства.
Конструктивная безопасность транспортного средства — это состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, которым должно соответствовать транспортное средство по завершений его изготовления, установленных в целях предотвращения недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.
Эксплуатационная безопасность транспортного средства — это состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде.
Эргономические свойства — удобство управления автомобилем, комфорт езды, комфортабельность салона.
Удобство управления автомобилем зависит от доступности элементов управления и легкости их использования, обзорности места водителя.
Элементы управления и систем контроля, которые водитель использует систематически, размещаются в непосредственной близости от водителя. Элементы, размещенные рядом с водителем, не должны отвлекать его и мешать свободе движений.
Легкость использования элементов управления зависит от усилия, которое водителю необходимо приложить для переключения рычагов управления (педалей, рычага переключения передач). Усилие не должно быть слишком сильным или слишком незначительным. При тяжелом переключении элементов управления водитель может не справиться с управлением или затратить много времени на переключение, при слишком легком — переключение может быть случайным или неверно заданным.
Обзорность — это конструктивное свойство транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Комфорт езды характеризуют:
• плавность хода и вибрации;
• акустический комфорт (шумозащищенность);
— • микроклиматический комфорт салона (температура, скорость движения воздушного потока, влажность воздуха, газовый состав воздуха).
Плавность хода — это совокупность свойств, обеспечивающих ограничение вибронагруженности водителя, пассажиров, грузов, элементов шасси и кузова.
При движении автомобиля вибрации не должны вызывать неприятных ощущений и быстрой утомляемости водителя и пассажиров, а вибрации грузов, элементов шасси и кузова — их повреждений.
Экономичность — совокупность свойств автомобиля, обеспечивающих наименьшие материальные затраты в течение срока службы или ресурса.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 129 ; Нарушение авторских прав
Источник статьи: http://lektsii.com/2-36746.html
Потребительские и эксплуатационные свойства автомобилей.
Эксплуатационные свойства автомобиля это группа свойств, определяющих возможность его эффективного использования, а также степень его приспособленности к эксплуатации в качестве транспортного средства.
Они включают следующие групповые свойства, обеспечивающие движение:
информативность, тягово-скоростные, тормозные, топливную экономичность, проходимость, маневренность, устойчивость, надежность и безопасность.
Эти свойства закладываются и формируются на этапе конструирования и изготовления автомобиля. Водитель может, исходя из этих свойств, подобрать себе тот автомобиль, который более всего удовлетворяет его запросам и нуждам.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ — это свойство автомобиля в виде его конструкции и установленных на нем приборов позволяет водителю получать наибольший объем информации об окружающей его обстановке и условиях, техническом состоянии транспортного средства.
ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ — эти свойства определяют динамику разгона автомобиля, возможность развивать им максимальную скорость, и характеризуются временем (в сек.), необходимым для разгона автомобиля до скорости 100 км/ч, мощностью двигателя и максимальной скоростью, которую может развить автомобиль.
ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ.
Под этим понятием определяют свойства автомобиля снижать скорость движения по желанию водителя, при необходимости быстро останавливаться, а также удерживать на уклоне во время стоянки.
Торможение автомобиля имеет большое значение для безопасности движения и зависит от его тормозных качеств. Эту роль выполняет тормозная система, предназначенная для постоянного пользования во время движения автомобиля.
Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля от самопроизвольного движения во время стоянки.
Тормоза современного автомобиля могут развивать тормозные силы, значительно превышающие силы сцепления шин с дорогой. В некоторых случаях для удержания автомобиля на стоянке водители включают вместо стояночного тормоза одну из низших передач. Но на автомобилях с дизельным двигателем применять такой способ в любых ситуациях категорически запрещено.
Управляя автомобилем, водитель должен учитывать возможные изменения весовой нагрузки на ось. При движении с уклона центр тяжести переносится вперед, и при торможении создается опрокидывающий момент, дополнительно нагружающий переднюю ось.
Особую опасность при торможении представляют перевозимые жидкие грузы, не полностью заполняющие емкости – цистерны, так как при торможении жидкость перемещается вперед, увеличивая нагрузку на переднюю ось.
Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления.
Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Для легковых автомобилей правилами дорожного движения (31 раздел ПДД) установлены предельная величина тормозного пути при начальной скорости 40 км/час – тормоз ножной:- тормозной путь – 14,7 метра.
Остановочный путь – расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до остановки автомобиля. (тормозной путь и некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя).
Время реакции водителя – от 0,2 до 1,5 сек и более.
Средняя величина (расчетная) – 0,8 сек.
Время срабатывания тормозного привода – 0,2 – 0,4 сек для гидравлики и 0,6 – 0,8 сек для пневматического тормоза.
Безопасное движение возможно только при учете водителем всех факторов, от которых зависит торможение автомобиля.
Топливная экономичность — это свойство автомобиля дает возможность водителю определить расход топлива на единицу километропробега. Показателем является расход топлива на 100 км. При этом различают расход топлива при движении по городскому циклу и за пределами населенных пунктов. Расход по городскому циклу естественно несколько больше.
Эти свойства присущи всем автомобилям, а не только внедорожникам. Они определяют способность автомобиля преодолевать препятствия благодаря их габаритным размерам и специальным показателям.
Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по:
1. Продольному радиусу проходимости.
2. Поперечному радиусу проходимости.
3. Дорожному просвету (клиренсу). Клиренс — это наименьшее расстояние между самыми низкими точками автомобиля и дорогой.
4. Углам переднего и заднего свеса (угол въезда и угол съезда).
5. Радиусу поворота горизонтальной проходимости.
6. Габаритным размерам автомобиля.
7. Высоте центра тяжести автомобиля.
По этим величинам определяют величину выступов, ограничивающих проезд.
Наименьшее расстояние между низшими точками автомобиля и поверхности дороги определяют возможность преодоления им бугров, выступов и т.п. без последствий для автомобиля.
Передние и задние углы проходимости определяют максимальные углы въезда и съезда автомобиля через неровности.
Радиус горизонтальной проходимости измеряют при максимальном повороте управляемых колес и определяют ширину дороги на поворотах и извилинах, по которой может пройти автомобиль.
Маневренность — это свойство автомобиля позволяет ему осуществлять маневры, изменяя направление движения, в том числе и в ограниченных проездах.
Маневренность определяется длиной базы, габаритами автомобиля и углом поворота управляемых колес.
Длина базы – это расстояние между передней и задней осью автомобиля. Чем она меньше, тем более маневренным будет автомобиль.
К основным показателям, определяющим маневренность, кроме вышеназванных относятся динамичный коридор автомобиля при прямолинейном движении и в повороте, а также его способность быстро изменить угол поворота управляемых колес (например, наличие гидроусилителя значительно облегчает эту задачу).
Динамичный коридор – это полоса на проезжей части, которую занимает автомобиль в движении. Она всегда больше его физических габаритов по ширине за счет люфтов в соединениях рулевого управления, виляния автомобиля и прицепа (если он имеется) на дороге.
Динамичный коридор увеличивается с увеличением скорости движения, а в повороте при увеличении угла поворота управляемых колес.
При повороте автомобиля его задние колеса описывают радиус всегда меньший, чем передние и динамичный коридор определяется угловым положением автомобиля в кривой поворота на полосе его движения. При наличии прицепа его колеса описывают радиус меньший, чем колеса тягача. В этом случае динамичный коридор увеличивается за счет углового положения прицепа.
Устойчивость — это свойство автомобиля определяет его возможность в статике и в движении безаварийно перемещаться и перевозить грузы. Она определяется:
— весом автомобиля и расположением его центра тяжести;
— массой автомобиля и распределением ее по точкам приложения масс (колесам), распределением нагрузки по осям;
— видом и расположением перевозимого груза;
— в движении – ускорением, прилагаемым к автомобилю (разгон или торможение);
— в повороте – приложением центробежной и центростремительной сил, действующих на автомобиль в строгой зависимости от скорости движения и траектории поворота;
— на косогорах – направлением и скоростью движения, величины уклона косогора.
Автомобиль обладает массой и весом. Масса распределена по всему объему автомобиля и точками приложения его масс будут колеса, которыми он опирается на дорогу. Эти точки описываю некоторую замкнутую фигуру.
Вес автомобиля определяется вектором, приложенным в одной точке, которая называется центр тяжести. Положение центра тяжести может меняться в зависимости от изменения веса. Вектор, направленный из центра тяжести вниз, к центру Земли, не должен выходить за пределы замкнутой фигуры, описанной точками приложения масс. Если это условие не соблюдается как в статике, так и в движении, то автомобиль опрокидывается, то есть его устойчивость нарушается.
Поэтому необходимо запомнить несколько простых истин, обеспечивающих безопасное движение автомобиля с точки зрения его устойчивости:
1.Автомобиль без груза более устойчив, чем автомобиль с грузом;
2.Чем выше расположен центр тяжести, тем менее устойчив автомобиль;
3.Равновесие и устойчивость автомобиля определяются правильным и надежным креплением груза и распределением нагрузки на оси, которую необходимо учитывать при разгоне и торможении автомобиля, а также при его движении в повороте;
4.Из всех перевозимых грузов наиболее опасными являются жидкие и сыпучие грузы. Они могут изменять положение центра тяжести в движении. А из этих грузов еще более опасны те, которые заполняют емкость не полностью.
Для легковых автомобилей нагрузка по осям распределяется поровну 50% — 50%, не зависимо от того с грузом или без груза этот автомобиль.
На косогорах, кроме того, опасность для движения может определяться и сползанием автомобиля без его опрокидывания, что также должен учитывать водитель, понимая, что увеличение скорости в этом случае приводит к опрокидыванию автомобиля.
Надежность и безопасность
Конструктивная безопасность автомобиля — это свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть их последствий, не причиняя вреда людям и окружающей среде.
Конструктивная безопасность подразделяется на: активную, пассивную, послеаварийную, экологическую.
Активная безопасность – свойство автомобиля снижать вероятность столкновения или полностью его предотвращать, когда водитель активными действиями противостоит аварии. Она зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарита, веса), его динамичности, управляемости и информативности.
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно уже случилось. Пассивную безопасность обеспечивают конструктивные мероприятия:
— Использование безопасных рулевых колонок
— Использование ремней безопасности
— Использование безопасного кузова и других элементов.
Послеаварийная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий. Сюда входят противопожарные мероприятия, эвакуация пассажиров и водителя из аварийного транспортного средства.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля, позволяющее уменьшить вред, наносимый участниками движения окружающей среде в процессе эксплуатации (СО и уровень шума).
2. Трудоемкость при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автотранспортных средств.
ГОСТ 21624-81 регламентирует значения нормируемых показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности автотранспортных средств. Эти показатели задаются в виде величин:
— периодичности видов технического обслуживания в километрах пробега ;
— удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега ;
— удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега автотранспортного средства .
Значения периодичности и трудоемкости заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0. Периодичность технического обслуживания, а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в вышеуказанном ГОСТе и Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Нормативы трудоемкости включают в себя: оперативное время, подготовительно-заключительное и дополнительное время. Под оперативным временем понимается время на выполнение операции технического обслуживания (ремонта), определяемое конструкцией и техническим состоянием автомобиля, его узлов, агрегатов и оборудования. Подготовительно-заключительное время включает в себя время, затрачиваемое каждым исполнителем на подготовку и приведение в порядок рабочего места и материальных средств перед началом, в процессе выполнения и после завершения технического обслуживания (ремонта), а также на получение задания, инструктаж и ознакомление с технической документацией. Под дополнительным временем технического обслуживания (ремонта) понимается время, затрачиваемое на отдых и личные надобности.
3. Нормативы трудоемкости ТО и ремонта автотранспортных средств.
8.1. ГОСТ 21624-81 регламентирует значения нормируемых показателей эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности автотранспортных средств. Эти показатели задаются в виде величин:
4. — периодичности видов технического обслуживания в километрах пробега (приведены в статье «Техобслуживание автомобилей»;
5. — удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега (таблица 1);
6. — удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега автотранспортного средства (таблица 1).
7. 8.2. Значения периодичности и трудоемкости заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0. Периодичность технического обслуживания, а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в вышеуказанном ГОСТе и Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Автотранспортные средства | Оперативная трудоемкость | ||
разовая ежедневногоТО, чел.-ч | удельная | ||
технического обслуживания, чел.-ч на 1000 км. пробега | текущего ремонта, чел.-ч на 1000 кмпробега | ||
1. Легковые автомобили: | |||
– особо малого класса | 0,25 | 0,7 | 1,7 |
–малого класса | 0,35 | 0,8 | 2,0 |
–среднего класса | 0,50 | 1,0 | 2,3 |
2. Автобусы: | |||
– особо малого класса | 0,50 | 2,0 | 3,6 |
–малого класса | 0,70 | 2,5 | 4,0 |
– среднего класса | 0,95 | 3,0 | 4,5 |
–большого класса | 1,20 | 3,9 | 4,9 |
3. Автомобили грузовые общего назначения с колесной формулой 4х2 и 6х4: | |||
– особо малой грузоподъемности (от 0,5 до 1,0т) | 0,2 | 0,9 | 2,0 |
– малой грузоподъемности (от 1,0 до 3,0т) | 0,4 | 1,2 | 2,7 |
– средней грузоподъемности (от 3,0 до 5,0т) | 0,55 | 1,8 | 3,5 |
– большой грузоподъемности: | |||
– от 5,0 до 8,0т | 0,65 | 2,0 | 5,0 |
– от 8,0 до 10,0т | 0,8 | 2,5 | 5,5 |
– особо большой грузоподъемности: | |||
от 10,0 до 16,0т | 1,0 | 2,6 | 7,0 |
4. Автомобили полноприводные односкатные с колесной формулой 4х4 и 6х6 грузоподъемностью (т): | |||
– от 0,3 до 1,0 | 0,35 | 1,5 | 3,2 |
– от 1,0 до 3,0 | 0,45 | 1,8 | 3,8 |
— от 3,0 до 4,0 | 0,60 | 2,0 | 4,5 |
— от 4,0 до 6,0 | 0,65 | 2,4 | 5,2 |
— от 6,0 до 8,0 | 0,70 | 2,8 | 6,8 |
5. Прицепы и полуприцепы: | |||
– одноосные прицепы малой и средней грузоподъемности (до 3,0 т) | 0,12 | 0,35 | 0,4 |
– двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (до 8,0 т) | 0,22 | 0,7 | 1,2 |
– двухосные прицепы средней и большой грузоподъемности (св. 8,0 т) | 0,34 | 0,9 | 1,8 |
– одноосные полуприцепы большой грузоподъемности (до 8,0 т) | 0,22 | 0,7 | 1,2 |
– одноосные полуприцепы особо большой грузоподъемности (св.8,0 т) | 0,22 | 0,75 | 1,2 |
– многоосные (двухосные и более) полуприцепы особо большой грузоподъемности (св. 8,0 т) | 0,34 | 1,0 | 1,6 |
9. Маршрутная технологическая карта услуги по тюнингу автомобилей и мотоциклов.
Источник статьи: http://lektsia.com/6xdcd6.html