Практикумы по устройству автомобиля

Практические занятия для дисциплины «Устройство автомобилей»
методическая разработка

Данное пособие содержат комплекс практических занятий.

Скачать:

Вложение Размер
lab_prakticheskie_zadaniya_po_avtomobilyam_1_compressed.pdf 492.61 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду п.

проверка качества усвоения и применения знаний на практике.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по МДК «Устройство автомобилей&quot.

В данной работе рассмотрена методика проведения современного лабораторно-практического занятия по дисциплине «Устройство автомобиля». Работа состоит из трех частей: введения, основной части .

Методические указания для выполнения практических работ подисциплине ОГСЭ.02. История разработаны для обучения на базе основного общего образования и предназначены для дальнейшего углублен.

Комитет по образованиюГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж» УТВЕРЖДАЮЗам. директора по УМР__________________ Л.Л. Богатская «___»____________ 201__г.

Комитет по образованиюГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж» УТВЕРЖДАЮЗам. директора по УМР__________________ Л.Л. Богатская «___»____________ 20.

Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2020/03/14/prakticheskie-zanyatiya-dlya-distsipliny-ustroystvo

Методические указания по выполнению лабораторных работ по междисциплинарному курсу: МДК 01. 01. Устройство автомобилей раздел ПМ 1. Устройство автомобилей

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Жигулевский государственный колледж»

по выполнению лабораторных работ

по междисциплинарному курсу: МДК. 02.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей

для студентов I курса

профессия: 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Предметной (цикловой) комиссией

от “___” ______________ 201__ г.

на заседании НМК

от ___________ 201__ г.

Составлены в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин

Заместитель директора по

_____________________ Н.В. Ванчурова

«___» ________________ 201__ г.

Настоящие методические указания содержат описания по правилам ведения, техники безопасности при выполнении лабораторных работ, технологии проведения лабораторных работ и оформлению отчетов.

Мошкина Елена Александровна – преподаватель специальных

дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»

Солдатенкова Галина Сергеевна – преподаватель специальных

дисциплин ГБОУ СПО «ЖГК»

Общие указания по выполнению лабораторных работ

Порядок выполнения лабораторных работ и сдача отчета

Правила техники безопасности и основные требования охраны труда при выполнении лабораторных работ

Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 5

Лабораторные занятия являются составной частью междисциплинарного курса «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей».

Настоящий сборник описаний лабораторных работ содержит тематику, задания и методические рекомендации по самостоятельной подготовке студента к выполнению лабораторных работ, закреплению пройденного материала и проверки знаний.

Задачей сборника является определение содержания, формы и порядка выполнения лабораторных занятий.

В процессе подготовки к лабораторным занятиям студент должен просмотреть пройденный материал по теме лекции, изучить рекомендуемую дополнительную научно-техническую и методическую литературу.

Сборник содержит тематическое наименование лабораторных работ, согласно тематическому плану учебной программы теоретического курса. Для каждого лабораторного занятия изложены цель и задачи работы, порядок выполнения и форма отчетности. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы для закрепления полученных знаний и навыков.

В конце сборника указан библиографический список рекомендуемой литературы.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

Лабораторные работы выполняются в после изучения теоретического материала соответствующих тем.

Перед началом выполнения задания внимательно, вдумчиво прочитайте данное пособие, чтобы обязательно понять суть работы.

Чтобы понять устройство рассматриваемых механизмов и агрегатов автомобиля изучите учебный плакат или рисунок, прочитав пояснения в тексте пособия. Это позволит узнать, из каких деталей они состоят, представить, как детали механизма или агрегата, часто скрытые в корпусе, расположены и соединены между собой.

Чтобы представление было более полным, вслед за изучением плаката или рисунка следует ознакомиться с механизмом или агрегатом в натуре. После чего приступить к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы. Практические задания помогут приобрести навыки проведения регулировочных работ, где это необходимо.

Выполнение каждой лабораторной работы состоит из следующих этапов:

самостоятельная подготовка студентов;

проверка преподавателем готовности студентов к выполнению лабораторной работы;

выполнение лабораторной работы;

организационно-техническое обслуживание рабочего места, оформление отчета и защита результатов работы.

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И СДАЧИ ОТЧЕТА

Тематика и очередность выполнения лабораторных работ определяется программой курса и сообщается преподавателем на первом занятии группы.

Лабораторные работы выполняются в соответствии с расписанием учебных занятий. Работа студентов на рабочем месте производится в соответствии с методическими указаниями к каждой лабораторной работе. Студент должен быть подготовлен к выполнению очередной лабораторной работе, изучив необходимый материал учебных и методических пособий.

По всем лабораторным работам оформляются отчеты. Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом самостоятельно. Отчет должен содержать:

название и цель лабораторной работы;

заполненный бланк задания;

краткое содержание работы (перечень рассмотренных вопросов);

требуемые для данной работы схемы, графики или рисунки с поясняющим текстом.

При выполнении схем, графиков и рисунков необходимо руководствоваться следующими требованиями:

схема оформляется после подробного изучения устройства и принципа действия рассматриваемой схемы (агрегата, узла);

схемы надлежит выполнять аккуратно с применением чертежных инструментов;

перевод рисунков из учебной литературы через копировальную бумагу и на кальку, также наклейка сканированных рисунков не допускается;

схемы должны быть снабжены пояснительным текстом, подробное описание работы системы (узла, устройства) необязательно.

Отчет выполняется в течение лабораторного занятия в специально отведенной тетради, а при необходимости оформляется за счет самостоятельной работы. Выполненный отчет представляется на следующее занятие.

Общий зачет по лабораторным работам выставляется студенту после выполнения им всех работ, оформления и защиты отчетов. Форма проведения зачета – собеседование по всем темам лабораторных занятий.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Перед началом выполнения лабораторных работ студенты должны ознакомиться с настоящими правилами. Каждый студент, прошедший инструктаж по технике безопасности, должен расписаться в журнале, студенты, не прошедшие инструктаж и не расписавшиеся в журнале, к выполнению лабораторных работ не допускаются.

выносить из лаборатории детали, приборы или вносить посторонние предметы, курить, шуметь;

ходить во время занятий без надобности по лаборатории или подходить к другим рабочим местам, самовольно разбирать или приводить в действие разрезы, макеты или другое оборудование, если это не предусмотрено выполняемой лабораторной работой;

облокачиваться на плакаты или складывать на них детали, писать на столах, пачкать их поверхность, оставлять бумагу и мусор;

производить приборами и другим оборудованием действия, противоречащие технике безопасности;

при выполнении лабораторных работ приборы, установки и другое оборудование можно включать или приводить в действие только с разрешения преподавателя после изучения их устройства и требований техники безопасности.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Тема: Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя

Цель работы: практическое ознакомление с устройством и взаимодействием деталей кривошипно–шатунного механизма. Освоение приемов комплектации деталей цилиндропоршневой группы кривошипно-шатунного механизма.

Оборудование и инструмент:

Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, Стенд «Двигатель ВАЗ 2108», плакаты «Устройство двигателя ВАЗ 2115», «Кривошипно-шатунный механизм», детали и узлы кривошипно-шатунного механизма: блок-картер, гильзы цилиндров, головки блока цилиндров, коленчатый вал, поршень с шатуном в сборе.

Порядок выполнения работы

На макете двигателя ознакомится с основными элементами, назначением механизмов и систем.

Изучить назначение, типы и конструкцию деталей кривошипно-шатунных механизмов.

Изучить способы подвески двигателя.

Ответить на контрольные вопросы.

Изучение данной темы должно базироваться на знании общего устройства и принципа действия автомобильных двигателей. Характеристики и конструктивные особенности двигателей увязываются с назначением транспортного средства, его массой, габаритами.

При анализе конструктивных деталей необходимо обратить внимание на различие в их исполнении для дизельных и карбюраторных двигателей. Это различие, в первую очередь, обусловлено большими величинами нагрузок на поршни и кривошипно-шатунную группу для дизелей, Степень сжатия у дизельных двигателей достигает 16…22, тогда как у бензиновых она не превышает 10. Кроме того, у дизельного двигателя более сложные условия дня равномерного перемешивания воздуха с топливом, что определяет соответствующие формы камер сгорания, днище поршней.

Особенное внимание следует обратить на материалы и покрытие основных деталей, которые, с одной стороны, должны быть прочными и твердыми, с другой – износостойкими и сознающими небольшие силы трения. Например, верхнее компрессорное кольцо покрывается пористым хромом, что обеспечивает износоустойчивость и хорошее удержание смазки.

Основное изучение темы это привязка изучаемого материала к конкретным конструкциям базовых моделей отечественных автомобилей, то есть необходимо знать конкретное конструктивное исполнение двигателей у автомобилей указанных марок.

Задание для лабораторной работы

Выписать основные параметры, характеризующие кривошипно-шатунный механизм двигателя, установленного на заданной модели автомобиля ___________________:

Ход поршня ____________________________________________

Рабочий объем одного цилиндра___________________________

Объем камеры сгорания __________________________________

Степень сжатия _________________________________________

Количество компрессионных колец ________________________

Количество шатунных шеек _______________________________

Количество коренных шеек _______________________________

Угол между шатунными шейками коленчатого вала __________

Порядок работы цилиндров _______________________________

Форма камеры сгорания __________________________________

Начертить схему компоновки кривошипно-шатунного механизма двигателя заданной модели автомобиля.

Начертить поперечные сечения компрессионных колец.

Назначение КШМ _________________________________________

Какая деталь является основой двигателя?_____________________

Перечислите детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм__________________________________________________

Сколько коренных и шатунных шеек имеет коленчатый вал двигателя установленного на заданной модели автомобиля?__________________

Назначение поддона картера____________________________________

Назовите кольца, устанавливаемые ближе к верхней части поршня (днищу)._____________________________________________________

Назовите основные части поршня_______________________________

Почему диаметр головки поршня меньше диаметра его юбки?_______

Как называется зазор в поршневом кольце?_______________________

Чем ограничено осевое перемещение поршневого пальца?_________

Назовите основные части шатуна_____________________________

азовите основные части коленчатого вала

Для чего в поршневых кольцах делается радиальный разрез (замок кольца)?____________________________________________

Какие метки имеются на торце гильзы цилиндров, поршне, шатуне? __________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Устройство газораспределительного механизма двигателя

Цель работы: практическое ознакомление с устройством и взаимодействием деталей ГРМ.

Оборудование и инструмент:

Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», плакаты «Устройство двигателя ВАЗ 2115», «Газораспределительный механизм», детали и узлы газораспределительного механизма: распределительный вал, впускные и выпускные клапана, штанги, толкатели, коромысла.

Порядок выполнения работы

По схемам и стенду двигателя рассмотреть взаимодействие деталей механизма газораспределения и его привода.

Изучить назначение, типы и конструкцию деталей ГРМ.

Визуально определить порядок расположения кулачков распределительного вала; прокручивая коленчатый вал на макете двигателя, изучить порядок открытия и закрытия клапанов.

Ответить на контрольные вопросы.

При рассмотрении конструкции механизма газораспределения необходимо, прежде всего, уяснить его назначение, расположение в двигателе, общую увязку с другими системами. Материалы и термообработка деталей, необходимость смазки и отвода тепла определяется тяжелыми нагрузочными режимами, обусловленными, в первую очередь, инерционными силами (время закрытия и открытия клапана составляет около 0,004 с) и температурными условиями.

Газораспределительный механизм должен обеспечивать хорошее наполнение цилиндров свежим зарядом (воздуха для дизельных двигателей и горючей смеси для карбюраторных) и, кроме того, хорошую герметичность закрытия клапанов и условиях высоких температур и давлений. Это требует проведения конструктивных мероприятий, направленных на приработку клапанов в процессе работы (применение пружин специальной конструкции или механизмов вращения клапанов), применения натриевых наполнителей для облегчения температурного режима уплотняющей поверхности и т.д. Плотное закрытие клапанов при их удлинении в результате нагрева обеспечивает « тепловой » зазор в приводе клапанов (между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана, между кулачком вала и шайбой толкателя клапана, между рычагом и стержнем клапана) либо автоматическое устройство, обеспечивающее контакт деталей привода без зазора.

На существующих моделях отечественных автомобилей, в основном применяются механизмы газораспределения с верхним расположением клапанов, что связано с удобством формирования камеры сгорания и возможностью обеспечения высокой степени сжатия.

Механизм газораспределения во многом определяет тяговые и топливно-экономические характеристики двигателя, поэтому требует тщательного ухода и регулировки. Регулировочные узлы практически всех марок отечественных автомобилей однотипны, однако имеют конструктивные особенности и оригинальные детали. При изучении данной темы необходимо ознакомиться со всеми вариантами газораспределительных механизмов для указанных в задании марок двигателей.

Задание для лабораторной работы

Выписать основные параметры ГРМ заданной модели двигателя ________________:

Тип ГРМ ________________________________________________

Тип привода распределительного вала _______________________

Количество опорных шеек распределительного вала ___________

Величина теплового зазора в приводе клапанов:

а) впускных ____________

б) выпускных ___________

Начертить диаграмму фаз газораспределения заданной модели двигателя.

Начертить схему привода распределительного вала заданной модели двигателя.

Назначение газораспределительного механизма _______________

Назовите типы механизмов газораспределения по способу расположения распределительного вала _____________________

В какой части двигателя устанавливается газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов? ________________

Перечислите детали, составляющие газораспределительный механизм

В ГРМ с верхним расположением распределительного вала привод клапанов осуществляется кулачком либо непосредственно через ____________, либо через __________ или ____________.

Назовите деталь ГРМ, передающую усилие от толкателя к коромыслу _______________________________________________

Типы привода распределительного вала, их достоинства и недостатки________________________________________________

Каким образом проявляется в работе двигателя увеличенный

(уменьшенный) сверх нормы « тепловой » зазор? _________________

Назначение распределительного вала? _______________________

Назовите число клапанов на один цилиндр в современных

Во сколько раз распределительный вал вращается медленнее

Что представляют собой фазы газораспределения______________

Как можно различить по внешнему виду впускные и выпускные

Какими преимуществами и недостатками обладают газораспре-

делительные механизмы с нижним и верхним расположением

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Тема: Устройство механизмов и приборов системы охлаждения

Цель работы: практическое ознакомление с устройством приборов и деталей жидкостной системы охлаждения двигателей. Изучение конструктивных исполнений и взаимных расположений агрегатов и узлов систем охлаждения двигателей.

Оборудование и инструмент:

Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», детали и приборы системы охлаждения: радиатор, жидкостный насос, термостат, вентилятор, гидромуфта привода . Плакаты «Система охлаждения двигателя».

Порядок выполнения работы

Изучить назначение, устройство и работу системы охлаждения бензиновых и дизельных двигателей.

Изучить основные требования к охлаждающим жидкостям для автомобильных двигателей, их маркировку

Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:

Путь охлаждающей жидкости по малому кругу циркуляции.

Путь охлаждающей жидкости по большому кругу циркуляции.

Ответить на контрольные вопросы.

Система охлаждения поддерживает оптимальный температурный режим двигателя, предупреждает перегрев деталей, обеспечивает эффективность, надежность и долговечность работы двигателя.

При изучении данной темы следует, в первую очередь, разобраться в принципиальной схеме жидкостной системы охлаждения двигателя, рассмотреть, состав системы и взаимосвязь отдельных агрегатов и узлов.

На автомобилях в настоящее время применяются закрытые системы охлаждения, в которых поддерживается избыточное давление, приводящее к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости до 120 o С. В зимнее время используются низкозамерзающие жидкости – антифризы. Путем добавления в антифриз смазывающих, антикоррозионных и антивспенивающих присадок получают всесезонную жидкость («Тосол-А»).

Изучая принцип действия системы охлаждения, следует обратить особое внимание на характеристики охлаждающих жидкостей, условий работы с ними, периодичность и порядок замены.

При рассмотрении конструкции элементов системы охлаждения необходимо изучить различные типы и виды этих элементов (радиаторы, трубчато-ленточные, трубчато-пластинчатые, пластинчатые; термостаты с твердым и жидкостным наполнителем и т.д.). Прорабатывая устройство системы охлаждения того или иного двигателя, следует обратить внимание на расположение отдельных агрегатов на автомобиле. Очень важным разделом изучаемой темы является рассмотрение и систематизация способов и средств поддержания оптимального температурного режима двигателя. Это и применение термостатов, и жалюзи, и автоматизированные приводы вентилятора с переменным передаточным числом.

Необходимо обратить внимание на вопросы ухода и обслуживания системы охлаждения (проверка уровня воды, проверка термостата, натяжения ремня вентилятора, смазка вентилятора и насоса и т.д.).

Задания для лабораторной работы

Выписать основные параметры характеризующие систему охлаждения заданной модели двигателя ________________:

Тип системы охлаждения ___________________________________

Применяемые охлаждающие жидкости _______________________

Емкость системы охлаждения _______________________________

Периодичность замены охлаждающей жидкости _______________

Тип привода вентилятора___________________________________

Температура открытия клапана термостата:

начало открытия ____________________________

полное открытие ____________________________

Температура включения вентилятора _________________________

Начертить схему закрытой принудительной жидкостной системы охлаждения с указанием всех основных агрегатов модели двигателя.

Назначение системы охлаждения? ___________________________

Типы систем охлаждения?_________________________________

еречислите основные агрегаты системы жидкостного охлаждения двигателя, и их назначение.

Какие жидкости используются в качестве охлаждения? __________

Какую воду лучше использовать в системе охлаждения: водопроводную, дождевую или родниковую? _________________

Укажите круг циркуляции охлаждающей жидкости при нормальном тепловом режиме работы двигателя _______________

Дополните схему циркуляции охлаждающей жидкости по малому кругу. Жидкостный насос – полость охлаждения – ………………. – перепускной шланг – …………. …………

Назовите устройство, позволяющее вручную регулировать количество воздуха, проходящего через сердцевину радиатора _________________________________________________________

Назовите виды сердцевин радиаторов ________________________

Назовите типы термостатов в зависимости от наполнителя ______

Перечислите основные части радиатора _____________________

Назовите устройство, позволяющее поддерживать постоянный

объем циркулирующей жидкости в системе охлаждения _______

Назовите устройство, обеспечивающее принудительную

циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения ____

Каково назначение парового клапана пробки радиатора? ______

Выберите правильные ответы

7) сохраняет объем.

ОТВОДИТ ТЕПЛО ОТ ДВИГАТЕЛЯ:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Устройство механизмов и приборов системы смазки двигателей

Цель работы: практическое ознакомление с устройством приборов и деталей смазочной системы двигателей. Изучение конструктивных исполнений и взаимных расположений агрегатов и узлов системы охлаждения смазки двигателей.

Оборудование и инструмент:

Макет двигателя ВАЗ 2101 с разрезами, стенд «Двигатель ВАЗ 2108», детали и приборы системы смазки: масляный насос, маслоприемник, масляные фильтры, фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, центробежный очиститель, масляный радиатор. Плакаты «Система смазки двигателя».

Порядок выполнения работы

Изучить назначение, устройство и работу систему смазки бензиновых и дизельных двигателей

Изучить типы систем смазки, их достоинства и недостатки.

Рассмотреть и уметь объяснить следующие схемы:

Путь масла из поддона до всех смазываемых элементов

Способы подачи масла к трущимся деталям

Вентиляция картера в двигателях

Регулирование давления в системе смазки

Ответить на контрольные вопросы.

Смазка деталей в зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям может осуществляться разбрызгиванием, под давлением, самотеком. В современных двигателях используется комбинация всех этих видов, поэтому система смазки двигателя относится к разряду комбинированных систем смазки.

Система смазки, подавая масло к трущимся деталям двигателя, обеспечивает снижение потери на трение и износ деталей, охлаждает их, удаляет продукты износа.

При изучении данной темы следует в первую очередь рассмотреть существующие способы подачи смазки к трущимся поверхностям и с помощью принципиальной схемы комбинированной системы смазки разобраться, какие поверхности и каким образом смазываются. Уяснив функциональное назначение агрегатов системы, следует рассмотреть их расположение и взаимосвязь для конкретных базовых моделей автомобильных двигателей.

При работе двигателя масло нагревается, а также загрязняется продуктами износа трущихся деталей и частицами нагара. Поэтому в систему смазки включены масляные радиаторы и фильтры очистки масла. Радиаторы и фильтры могут включаться последовательно или параллельно. Необходимо обратить на это внимание при изучении системы смазки двигателя каждой модели автомобиля. Необходимо разобраться в способах очистки масла, в преимуществах и недостатках каждой из них.

В систему смазки входят контрольные приборы, с помощью которых осуществляется контроль: за уровнем масла в картере, давлением масла в главной магистрали и его температурой, а также вспомогательные устройства, которые осуществляют вентиляцию картера, облегчает заливку масла в систему и его слив. Вопрос о вентиляции картера имеет важное значение для удаления химически активных картерных газов, ухудшающих смазочные свойства масти, вызывающие повышенную коррозию. При изучении этого раздела следует обратить внимание на сравнение в устройстве и работе двух существующих систем вентиляции – открытой и закрытой, отметить их преимущества и недостатки. Проследите движение воздуха и картерных газов для случаев открытой и закрытой вентиляции картера.

Задания для лабораторной работы

Выписать основные сведения по системе смазки заданной модели двигателя _________________:

Тип системы смазки ________________________________________

Количество масла в системе смазки ___________________________

Марка масла ______________________________________________

Рабочая температура масла __________________________________

Способ очистки масла в двигателе ____________________________

Начертить схему системы смазки заданной модели двигателя.

Источник статьи: http://infourok.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-mezhdisciplinarnomu-kursu-mdk-ustroystvo-avtomobiley-razdel-pm-ustr-454599.html

Читайте также:  Метацентр автомобиля это высота
Оцените статью