Презентация «Контраварийное вождение»
презентация к уроку
Презентация «Контраварийное вождение»
Цель: ознакомить с основами безопасного управления транспортным средством. Изучить правила и приёмы управления автомобилем при движении по городским
и загородным дорогам в тёмное время суток и в условиях ограниченной видимости. Дать практические рекомендации обучающимся по работе со световыми приборами
и действиям с целью предотвращения ослепления от света фар встречного автомобиля.
1. Из истории правил дорожного движения
2. Различие контраварийного и экстремального вождения
3. Что такое контраварийное вождение?
4. Алгоритм внезапного торможения
5. Руление при прогнозировании аварийной ситуации
6. Движение задним ходом
7. Приемы по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontravariynoe_vozhdenie.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автоспорт-профиль Контраварийное вождение Автор: Засядько В.К.
План занятия (содержание) 1. Из истории правил дорожного движения 2. Различие контраварийного и экстремального вождения 3. Что такое контраварийное вождение ? 4. Алгоритм внезапного торможения 5. Руление при прогнозировании аварийной ситуации 6. Движение задним ходом 7. Приемы по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте.
Цель: ознакомить с основами безопасного управления транспортным средством. Изучить правила и приёмы управления автомобилем при движении по городским и загородным дорогам в тёмное время суток и в условиях ограниченной видимости. Дать практические рекомендации обучающимся по работе со световыми приборами и действиям с целью предотвращения ослепления от света фар встречного автомобиля .
ИЗ ИСТОРИИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: Древний Рим. Издаются первые законы, запрещающие быструю езду по городским улицам, кроме того, ограничивалось и время появления в городе тяжелых экипажей. Англия . Достаточно вспомнить хотя бы «закон о красном флаге» США . Женщинам не выдавали водительские удостоверения до начала 20 годов прошлого века. Россия.Петр1: « А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и несмирно ездить… и плетьми того бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь…» СОВРЕМЕННЫЕ ПДД ИМЕЛИ ХОРОШУЮ БАЗУ СВОДА ЗАКОНОВ ИЗ ПРОШЛОГО .
ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО КУЛЬТУРЕ ВОЖДЕНИЯ – ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА ВОЖДЕНИЯ НА РОССИЙСКИХ ДОРОГАХ?
Контраварийное вождение – один из приемов безопасного вождения автомобиля. Контраварийное вождение или контраварийная подготовка — система обучения водителей транспортных средств, выходящая за рамки обычных ПДД и основ управления автомобилем. Цель этой системы состоит в обеспечении безопасности (снижения риска ДТП) путём предупреждения опасных ситуаций, вопреки неблагоприятным условиям и ошибкам других участников дорожного движения. Умение предотвращать опасные ситуации и минимизировать аварийные последствия является необходимым навыком для всех автомобилистов. «ЧЕЛОВЕК ВОДИТ АВТОМОБИЛЬ ТАК, КАК ОН ЖИВЕТ»
Различие контраварийного и экстремального вождения Контраварийное вождение — управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования. Экстремальное вождение — это « квази -спорт», — управление автомобилем с использованием приемов гонщиков- раллистов или близким к ним. Приемы экстремального вождения неприменимы на дорогах общего пользования. Содержание контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а обучение повышает безопасность вождения . Доконтраварийная подготовка Навыки противодействия наступающей аварийной ситуации подразделяются на: — ориентированные на управление автомобилем в экстремальных режимах; ориентированные на вождение автомобиля в штатном режиме. Известны также как «Защитное вождение»
« Кто бросил валенок на пульт управления?!» — принципиальная причина аварий: конфликт между «пешеходом» и «автомобилистом»…в голове у водителя. Роль рефлексов в возникновении аварийной ситуации. Неуместное торможение и лихое руление – байка про монгольского космонавта или американского босса (ГЛАВНОЕ, НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ. ) Контраварийная вакцина: разбудить «иммунитет» — СОЗДАТЬ аварийную ситуацию на автодроме, чтобы не допустить ее на дороге Теория: Почему происходят аварии?
Что ХОЧЕТСЯ при опасности? – Либо остановиться, либо «метнуться» вбок … И вот тут-то авария часто становится неизбежной: при торможении даже с АБС машина становится менее управляемой, а перекручивание руля при большой скорости может привести к сносу колес и выходу машины с траектории – при крутом повороте это гарантированный «выход на встречку » или за пределы дорожного полотна. Сложность в том, что часто нужно делать то, что НЕ хочется: НЕ давить тормоз в пол, НЕ дергать руль – мыслить в динамике автомобиля, которую нужно ПОНИМАТЬ . Ничего не трогай
Принято считать, что при неуправляемом вращении машины выживают либо профи, либо голимые чайники – первые знают, что ничего нельзя поделать, вторые – просто в ступоре. Остальные – нажимают и крутят все подряд и машина ракетой пробивает ограждение, сметая все на своем пути. А именно это – почти единственный случай, когда, кроме тормоза в пол, ничего нельзя сделать. Во многих других аварийных ситуациях судорожное торможение способствует трагической развязке . Ничего не трогай
Контр аварийный иммунитет складывается из двух пунктов: 1 ) пережить и ощутить самые экстренные ситуации, 2) знать, как минимум чего делать НЕ НАДО. И, ГЛАВНОЕ – это профилактика: как вести себя на дороге, чтобы свести риск аварии к минимуму.
Безопасность складывается из развитой техники управления автомобилем и умения координировать свои действия с другими автомобилями. Занятие по синхронному маневрированию позволяет проверить и скорректировать навыки: держать дистанцию видеть траекторию другого автомобиля держать одинаковую скорость понимать намерения другого автомобилиста Упражнения : синхронная змейка (2 и более автомобиля), встречная восьмерка (2-3 автомобиля), « чехарда» — активное перестроение в колонне Скорость 20 – 40 км . Синхронное маневрирование
Что такое контраварийное вождение? Контраварийная подготовка водителей направлена на: — обучение правильному поведению водителя на дороге для предотвращения возникновения аварийных, экстремальных ситуаций; — формирование навыков правильных действий, если аварийная или экстремальная ситуация возникла, или имеется высокий риск ее возникновения . Обучение контраварийному вождению включает в себя отработку следующих навыков: — посадка водителя; — алгоритм внезапного торможения; — эффективное внезапное торможение; — руление при прогнозировании аварийной ситуации; — повышение управляемости в повороте; — движение задним ходом; — парковка задним ходом.
Экстренные ситуации требуют быстрой реакции, которая возможна, только если поза человека за рулем правильная . Посадка водителя предполагает выполнение следующих правил: — при прямолинейном движении авто руки должны находиться в верхнем секторе руля – позиция 10-2 или 9-3; — отучайте себя от привычки опираться локтем руки на дверцу; — избегайте руления одной рукой; — держите спину ровно, не сутультесь за рулем; — максимально выпрямляйте руки в локтях; — максимально прижимайтесь спиной к креслу. Следование этим правилам позволит быстро и эффективно реагировать при наступлении аварийной ситуации.
Торможение необходимо начинать с опережением. Это позволит лучше контролировать ситуацию, а также иметь дополнительное время для совершения необходимых внезпаных маневров. При обучении необходимо исследовать на практике разные способы торможения и их последствия в зависимости от скорости и траектории: Торможение «на юз», блокировка колес Импульсное торможение Ступенчатое торможение Представление о тормозном и остановочном пути – эксперименты и наблюдения Экстренное и штатное торможение Отработать одну из самых проблемных ситуаций, торможение в повороте. (Проводятся эксперименты – разная скорость и разная начальная точка торможения) Во время обучения водители должны реально ПОЧУВСТВОВАТЬ где, при каких обстоятельствах машина начинает выходить из-под контроля. Алгоритм внезапного торможения
Подсчитано , что в результате опережающего переноса ноги с педали газа на педаль тормоза экономится 0,2 с, что позволяет сократить тормозной путь на дистанцию до 5 м. При аварийной ситуации именно 2-3 м являются критичными , которых всегда не хватает. Чтобы иметь эти 0,2 с в своем распоряжении, следуйте следующей схеме действий: * Отпустить педаль газа. * Перенести ногу на педаль тормоза; не нажимать на педаль. * Начать прилагать минимальное усилие на тормозную педаль. * В случае если дорожная ситуация грозит развиться по опасному сценарию, начать полноценное торможение. * При возникновении аварийной ситуации начать экстренное ступенчатое торможение. * Если безопасная остановка невозможна, выжать газ и произвести экстренный маневр. * Стабилизировать транспортное средство рулением.
Эффективное внезапное торможение Наиболее эффективным способом внезапного торможения при прямолинейном движении транспортного средства является прерывистое (импульсное) торможение. Оно всегда безопаснее беспрерывного . Эффективное внезапное торможение немного проигрывает внезапному торможению во времени, прерывистое торможение позволяет лучше контролировать движение и в случае необходимости предпринимать дополнительные маневры. Импульсное торможение – оптимальный способ при нестабильном коэффициенте сцепления колес с дорогой: * при неровном полотне; * на льдово -снежных участках; * в других ситуациях, когда машина уходит в неконтролируемый занос.
Прерывистое торможение – это чередование энергичного, но ограниченного во времени, торможения и периодов растормаживания колес. Основные правила прерывистого торможения: — избегайте многоимпульсного торможения; — не используйте ритмичные тормозные импульсы; — используйте схему с повторяющимся циклом «тормозной импульс – растормаживание»; — избегайте длительного тормозного усилия; — при блокировке передних колес, растормаживайтесь ; — корректируйте направление движения в период растормаживания; тормозные импульсы должны приходиться на участки ровной поверхности дороги , на которых сцепление колес с поверхностью максимально; каждый последующий тормозной импульс должен быть интенсивнее , чем предыдущий, как по силе, так и по длительности. При возрастающей вероятности потери устойчивости автомобиля никогда нельзя выжимать тормоз, а следует использовать только прерывистое торможение.
Руление при прогнозировании аварийной ситуации Положение рук при вождении машины принципиально важно для предотвращения перехода ситуации из критической в аварийную . Крутой поворот Перед крутым поворотом руки перемещаются из положения 10-2 в 12-4 или 8-12 в зависимости от направления поворота. Скоростное руление обеими руками Скоростное руление осуществляется быстрым поворотом руля с перекрестным захватом руками. Например, в правую сторону: Резко поворачиваем руль вправо до положения 12-4; Продолжаем вращение рулевого колеса, пока левая рука не окажется в положении 4, правая рука захватывает руль перекрестным захватом в положение 12; Продолжаем вращение руля, пока правая рука не окажется в положении 4, левая рука переносится в положение 12. Описанная схема руления на боковом секторе руля с попеременными перекрестными захватами левой или правой руками является наиболее быстрым и надежным способом руления, применяемым при любых экстремальных маневрах.
При выходе из режима скоростного поворота не следует отпускать рулевое колесо и позволять ему самостоятельно раскручиваться в обратную сторону. При использовании данной тактики мы всегда рискуем уйти в занос, а также потерять контроль над движением транспортного средства . Напротив : требуется сохранять плотный контакт рук с рулем, продолжая выравнивание машины.
Движение задним ходом Водитель переносит левую руку в положение 12, разворачивает корпус вправо, благодаря чему приобретает лучший визуальный обзор, в том числе, того, что происходит сзади автомобиля. Разворот на 180° при движении вперед Левая рука находится в положении 12. Правая рука на рычаге ручного тормоза. Разворот на 180° при движении назад Одна из рук уходит в положение 6. Глубокий захват с высоко поднятым локтем. Готовность к круговому вращению руля без перехватывания. Противодействие критическому заносу Скоростное руление обеими руками. Первый оборот делается резко одной рукой, экономя время на перехвате. Стабилизация автомобиля при вращении Левая рука – в положении 12. Правая – на ручном тормозе. Провоцирует скольжение задней оси с компенсацией в сторону, противоположной вращению. Для этого левая рука с рулем уходит в положение 6 с готовностью к круговому вращению руля без перехватывания.
Повышение управляемости в повороте Для того чтобы пройти поворот безопасно и не снижая скорость, требуется загрузить переднее наружное колесо при помощи легкого подтормаживания . При этом полностью закрывать газ не следует . В дуговом движении на транспортное средство действует центробежная сила, перегружающая наружные колеса и ухудшающая управляемость машины. Дополнительное подтормаживание переднего колеса компенсирует потерю управляемости.
Приемы по повышению управляемости и устойчивости автомобиля в повороте. Сглаживание траектории Чем выше скорость движения транспортного средства, тем выше центробежная сила и тем менее оно устойчиво. Общим правилом контраварийной школы прохождения поворотов, гарантирующим большую безопасность, является метод сглаживания траектории. Он заключается в том, чтобы сделать поворотную дугу как можно более выпрямленной. Для этого: — Входят в поворот с внешнего края дороги; — Резкий заход в поворотную дугу с направлением движения к внутреннему краю дороги; — По достижении апекса – плавный выход из поворотной дуги на внешний край дороги. Дополнительно сгладить траекторию поворота поможет заезд внутренними незагруженными колесами на обочину. Наружные колеса при этом сохраняют хорошее сцепление с дорогой . Следовательно, управляемость машины будет оставаться удовлетворительной, а прохождение поворота – более безопасным.
Разделение поворотной дуги на 2 поворота Траекторию поворотной дуги при необходимости всегда можно разделить на 2 и более отрезков. Каково условие этой необходимости? Например , это может быть любой дефект дорожного полотна, лужа, яма и т.д. Для того чтобы траектория не проходила по опасному отрезку поворота, делается крутой поворот, выезд на прямую траекторию (объезд трудного участка), снова крутой поворот и – выход из поворотной траектории.
Ранний вход в поворот Выделяют 2 особенности движения автомобиля в повороте: — меньший радиус поворотной дуги увеличивает центробежную силу и ухудшает устойчивость транспортного средства; — плавный вход в поворот почти всегда требует « доворота » в районе апекса, что также увеличивает вероятность нестандартного поведения машины (проще говоря, сноса). Исходя из этого, при вождении логично: — делать поворот с большим радиусом поворотной дуги; — делать крутой вход в поворот; — делать плавный выход из поворота. Перед входом в поворот, требуется загрузить передние колеса подтормаживанием . Совмещение более раннего входа в поворот и сглаживание траектории позволяет выпрямить траекторию выхода из дуги и, соответственно, раньше начать ускоренное движение.
Движение задним ходом Реверсное движение характеризуется следующими особенностями: — транспортное средство более маневренно; — в поворотах при заднем ходе передняя часть машины значительно отклоняется во внешнюю сторону поворота. Контраварийные советы в отношении движения задним ходом: — всегда двигайтесь с минимальной скоростью; — поначалу контролируйте движение непосредственно через заднее стекло, полуразвернув корпус тела и голову назад; — осуществляя маневр задним ходом, не забывайте контролировать переднюю часть автомобиля; — для корректировки траектории используйте минимальную амплитуду поворота руля.
Парковка задним ходом Зная об особенностях движения машины задним ходом, при наличии практики не составит труда припарковаться в варианте параллельной парковки между, например, машинами . П Параллельная парковка задним ходом: Руль выкручивается в сторону парковки. Когда внутренний край автомобиля будет находиться по отношению к бордюрной линии парковочного места в 45°, руль выкручивают в обратную сторону. Заезд частью кузова на парковку. Коррекция траектории: проезд вперед, подруливание , движение задним ходом. Перпендикулярная парковка задним ходом: До конца выкрутить руль в сторону парковки. Двигаясь задним ходом, выравниваем автомобиль относительно границ парковочного места. При необходимости осуществляем коррекцию траектории.
Ключевой навык, который должны получить обучающиеся – комбинация экстренного сброса скорости и изменения направления движения — Сначала навык тренируется в системе «коридоров», выстроенных из сигнальных конусов Увеличивается скорость прохождения коридоров (40-50 км ) Финальное упражнение – разгон до 60, экстренное торможение и объезд препятствия. Сторона объезда определяется в последние метры торможения Объезд препятствия
Для того, чтобы обучение проходило успешно , обучающимся необходимо перед прохождением или в процессе между занятиями на автодроме повторить технику правильного руления . Следует беспрекословно выполнять рекомендации тренеров по скоростному режиму.
Тест Какие основные причины аварий на зимней дороге? 1) Отсутствие шипованных шин, отсутствие противотуманных фар, отсутствие незамерзающей жидкости в бачке омывателя . 2) Отсутствие цепей противоскольжения, отсутствие лопаты, отсутствие зимних стеклоочистителей, 3) Превышение скорости, недостаточная дистанция и интервал, резкая работа органами управления авто, неподготовленность авто к зиме. Какие шины безопаснее применять на зимней дороге (снег, лед)? 1) Нешипованные шины 2) Демисезонные шины 3) Шипованные шины 4) Зимние шипованные или нешипованные шины (еще имеется ввиду липучка) 3 . Какой номер телефона экстренной помощи используется в России? 1 ) 115 2 ) 112 3 ) 111 4 ) 104 4. Что должно быть в легковой машине, если Вы вдруг застряли в снегу? 1 ) Лопата и трос 2 ) Шипованные шины 3 ) Цепи противоскольжения
Тест 5. Назовите основные принципы безопасного, зимнего вождения? 1) Изменить стиль вождения на плавный и полностью предсказуемый. 2) Не допускать резких изменений скорости и направления движения. 3) Увеличить дистанцию и боковой интервал. 4) Выбирать скорость движения согласно дорожному покрытию и погодным условиям. 5 ) Все 4 принципа являются основными 6. На сколько меняется тормозной путь на снежной трассе, по сравнению с сухим асфальтом? 1) В 2 раза 2 ) В 3 раза 3 ) В 4 раза 4 ) В 5 раз 7. На сколько меняется остановочный путь при гололеде, по сравнению со снежной трассой? 1) В 2 раза 2 ) В 3 раза 3 ) В 4 раза 4 ) В 5 раз 8 . Какую временную зону планирования своих действий вы должны соблюдать, двигаясь за рулем автомобиля по зимней дороге? 1) 10 секунд 2 ) 20 секунд 3 ) 30 секунд 4 ) 40 секунд
Тест 9. Какая основная задача у ABS? 1) Уменьшить тормозной путь на снегу 2) Тормозить и маневрировать одновременно. 3) Избегать заносов 4 ) Предупреждать водителя о спустившем колесе 10. Какое первое правило водителя перед началом движения? 1) Когда поворачиваю – не торможу 2 ) Когда торможу — не поворачиваю 3) Не уверен – не обгоняй 4 ) Не вижу — не еду 11. Основная причина заносов и сносов? 1) Превышение допустимой скорости 2 ) Резкое торможение или руление 3) Слишком высокие обороты 4 ) Аквапланирование 5 ) Крутой поворот 12 . Выбрать 5 правил, как избежать заноса? 1) Повернуть руль в сторону заноса, использовать антиблокировочную систему, использовать систему курсовой устойчивости, использовать шипы 2) Плавность движения, торможение и ускорение на прямых участках дорог, не переключать передачи в повороте, соблюдать дистанцию и интервал, не превышать скорость 3) На переднеприводном авто не отпускать педаль акселератора в повороте, на заднеприводном авто не нажимать педаль газа в повороте, не касаться педали тормоза, не касаться педали газа, тормозить передачами
Тест 13 . Перечислить 6 основных правил движения по ледовым переправам? 1) не превышать скорость, тормозить двигателем, высадить пассажиров, открыть окна, соблюдать дистанцию, не съезжать с дороги 2) запрещается: движение ТС в туман или пургу; движение с остановками, разворотами, обгонами; заправка ТС горючим; слив горячей воды из системы охлаждения на лед; перевозка пассажиров рейсовыми автобусами; стоянка 3) движение в один ряд, дистанция между ТС не менее 30 м, скорость при въезде не более 10 км/ч, при движении – не более 20 км/ч, двери кабины открыты, ремни безопасности отстегнуты, пассажиры высажены при въезде и при вынужденных остановках, движение плавное, без резких торможений 14 . Как правильно выбраться из снежной или обледеневшей колеи? 1) повернуть руль и нажать на педаль газа 2 ) повернуть руль и нажать на педаль тормоза 3) повернуть руль в одну сторону и резко «переложить» его в другую сторону 4) повернуть руль до «упора» и отпустить педаль газа 15. Критическую ситуацию гораздо проще предупредить или выйти из нее? 1) Выйти 2 ) Предупредить
Ответы на тест 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 3 4 2 1 5 2 1 3 2 4 1 2 3 3 2
Источник статьи: http://nsportal.ru/npo-spo/transportnye-sredstva/library/2020/03/24/prezentatsiya-kontravariynoe-vozhdenie